Экономическая безопасность как сохранить


Сущность экономической безопасности

Целью данной курсовой работы является: определение сущности экономической безопасности предприятия, ее основных составляющих, и в конечном итоге определение места и роли экономической безопасности в развитии современной системы хозяйствования. Так же задачей курсовой работы является и пути обеспечения экономической безопасности в РФ и РТ. Актуальность же данной задачи исследования определяется необходимостью проведения более активной защиты экономической деятельности. Для этого должны быть задействованы составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций фирмы на рынке.

Экономическая безопасность предприятия является непременным условием успешного развития всей экономики страны. Отсутствие экономической безопасности не только не позволяет реализовывать необходимые планы развития в настоящем, но также не дает возможности прогнозирования и формирования стратегий в будущем.

Чтобы более полно рассмотреть сущность экономической безопасности стоит обратиться к истокам её зарождения. Проблема экономической безопасности не является актуальной только в настоящий период времени. Если рассматривать мировую историю экономики, то можно прийти к выводу, что первоначально экономическая безопасность была сопряжена с военной безопасностью, так как сохранить свои экономические ресурсы (земельные угодья, скот, урожай) было возможно только при наличии военной мощи. То есть можно сделать вывод о том, что на начальном этапе становления государственности и её дальнейшего развития наличие военного потенциала было непременным условием экономической безопасности.

С развитием экономической науки и появлением экономических школ менялись представления о том, как сохранить эффективные условия для реализации экономических интересов, как развивать экономику страны и как поддерживать экономическую безопасность.. Так, рассматривая меркантилизм, как систему научного мировоззрения, можно прийти к заключению о том, что вся совокупность взглядов меркантилистов была направлена на достижение одной основополагающей цели – поддержание и развитие экономической безопасности государства. Это явилось важным поворотным моментом, когда поддержание экономической безопасности основывалось на экономическом поведении, а не на реализации своего военного потенциала. Это дало возможность понимать под экономической безопасностью чисто экономическую категорию.

Представители классической школы, учитывали любой производительный труд, который увеличивает производимую стоимость. Поэтому нарушением экономической безопасности, является увеличение доли непроизводительного труда: «Человек становится богатым, давая занятие большому числу мануфактурных рабочих; он беднеет, если содержит большое число домашних слуг» [20, 224].

Таким образом, экономическая безопасность отдельного производителя или страны в целом снижается при нарастании доли непроизводительного труда, который, пользуясь результатами производительного труда, сам по себе снижает общественное благосостояние. Давид Рикардо видел основную угрозу экономической безопасности в неизбежном, по его мнению, падении нормы прибыли, которая приводит к отсутствию стимула производства у владельцев капитала. «Фермер и также мало могут жить без прибыли, как рабочий без заработной платы. Их побуждение к накоплению будет уменьшаться с каждым уменьшением прибыли. Оно совершенно прекратится, когда их прибыль будет так низка, что не будет давать им надлежащего вознаграждения за их хлопоты и риск, которому они необходимо должны подвергаться при производительном применении своего капитала»[17, c.124].

Общим во взглядах А. Смита и Д. Рикардо является то, что причины нарушения экономической безопасности они искали во внутренней экономической среде. Но помимо этого стоит рассмотреть и те причины нарушения, которые непосредственно связанны с самим субъектом экономических отношений, к этим причинам можно отнести, к примеру, психологию человека. Психологические аспекты экономического поведения, роль осознанности экономических действий и возможные отрицательные последствия описывал в своей работе Дж. Кейнс: «Когда на рынке, на котором господствует чрезмерный оптимизм и чрезмерные закупки, начинается паника, она приобретает внезапную и даже катастрофическую силу». Поэтому экономическая безопасность – это, с одной стороны, объективная действительность, определяемая социально-экономическими

обстоятельствами, а с другой стороны, отражение этой объективной действительности в сознании экономического субъекта [11,c. 106]

Возврат к экономическим теориям прошлого важен для анализа экономических процессов и явлений настоящего. Современное же понимание экономической безопасности заключается в следующем: «экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам»[23, c. 322].

Определение экономической безопасности на микроуровне звучит так: «экономическая безопасность предприятия — это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при которых достигается устойчивая реализация главных коммерческих интересов и целей уставной деятельности»[24, c. 543].

Особенно нужно выделить задачи экономической безопасности предприятия, к их числу относятся:

· защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

· сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

· изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

· своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

· недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

· противодействие техническому проникновению в преступных целях;

· выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

· защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

· обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

· добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

· физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

· формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

· возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

· контроль над эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

Определение места категории «экономическая безопасность» в системе экономических отношений предполагает конкретизацию сфер экономической жизнедеятельности через выделение предметов экономической безопасности, в качестве которых выступают:

• виды ресурсов — запасы полезных ископаемых, основные оборотные фонды;

• дифференцированные части самих субъектов безопасности — район, город, область, социальная группа;

• качественные характеристики процессов (воспроизводство населения, ресурсов, возраст основных фондов), видов деятельности (темпы технологического развития).[19, с 401]

В качестве же общего объекта экономической безопасности в условиях рыночной экономики выступает стоимость (ценность) жизненных благ. Она может утрачиваться в результате естественного и потребительского (производительного и непроизводительного) износа, характер которого определяется специфическими особенностями конкретных благ (материальных, духовных, социальных). Естественный износ происходит под влиянием природных законов, потребительский — вследствие деятельности людей. Последний бывает производительным и непроизводительным. Так вот, непроизводительный социальный износ (утрата, потеря) жизненных благ конкретного экономического субъекта — и представляет собой объект экономической безопасности. Иными словами, это любая не желаемая утрата стоимости жизненных благ по причине осознанных или непроизвольных действий их владельцев и невладельцев.

Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое исполняет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Но также в качестве субъекта может выступать не только государство, но и любое экономическое лицо. Субъектами безопасности предприятия являются те лица, подразделения, службы, органы, ведомства, учреждения, которые непосредственно занимаются обеспечением безопасности бизнеса. Учитывая многоаспектность деятельности по обеспечению безопасности предприятия, охватить ее обеспечение с помощью одного - двух органов недостаточно. Поэтому к субъектам безопасности предприятия относятся многие органы. Все они могут быть классифицированы по раз личным признакам [22, c.76].

Экономическая безопасность - принципы и методы обеспечения

Термин «экономическая безопасность» нужно расценивать как большую концепцию. Задача этой области – укрепление государства, стабильный прирост производительности труда и высокая степень формирования производства. Многие секреты применяют и в схемах охраны бизнеса.

Что такое «экономическая безопасность»?

Экономическая безопасность – это сфера академического знания, где исследуют положение экономики, которое гарантирует действенную удовлетворенность необходимых ресурсов для страны, государственное контролирование за применением отечественных богатств и охрана экономических ценностей. Главные элементы:

  1. Развитие. Когда экономика не улучшается, она становится уязвимой перед внешней угрозой.
  2. Устойчивость. Стабильное положение позволяет выдерживать нагрузки.

Основной критерий – это оценка состояния экономики, с учетом ресурсов, эффективности их использования, капитала страны, соотношения к запасам других государств. Экономическая безопасность – забота самых разных экспертов, этим озабочены:

  • отраслевые министерства;
  • налоговые и таможенные службы;
  • банки и фонды.

Чем занимается экономическая безопасность?

Сущность экономической безопасности осуществляется в сосредоточении разных показателей, но ведущую роль играют их пороговые значения. Это ограничивающие пределы, нарушение каковых мешает формированию разных компонентов воспроизводства, и может привести к отрицательным результатам в сфере защиты экономики, поэтому очень важную роль играют объединения стран, которые заинтересованы в сохранении правильного экономического равновесия.

Виды экономической безопасности

Как и любая система, экономическая безопасность имеет свою структуру, и нестабильность одного из видов способно спровоцировать шатание всей «пирамиды». Аналитики определяют такие структурные элементы экономической безопасности:

  1. Технологический и промышленный. Это контролирование природных богатств, экспорта и импорта.
  2. Энергетический. Обеспечивает устойчивость и формирование заводов и фабрик, производственных концернов, приносящих прибыль в казну державы.
  3. Инфляционный. Его показывает рост цен, что связано с потоками финансов. Рынок валюты, торговый и платежный баланс страны сразу отражаются в цифрах.
  4. Финансовый. Показатели доходов в бюджет, доходы банков, рынки ценных бумаг.
  5. Интеллектуальный. Защита патентов, авторского права, контроль со стороны таможни.
  6. Информационный. Контроль за работой СМИ, подачей информации, грамотные вливания «дезы».
  7. Внешнеэкономический. Взаимодействие с мировой экономикой, показатели внешней торговли, итоги годовых балансов.

Возрастающую роль играет и экономическая безопасность бизнеса – меры, направленные на охрану деятельности предпринимателей. Такие проблемы, как трения внутри компаний, угрозы со стороны криминальных структур, схемы мошенников требуют четкого подхода в их решении. Поэтому службы безопасности работают, опираясь на такие виды защиты:

  • физическая: охрана и камеры слежения;
  • экономическая: проверки и оптимизация налогов;
  • организационно-кадровая: контроль за служащими;
  • юридическая: экспертиза сделок, анализ проектов.

Методы обеспечения экономической безопасности

Поскольку речь идет о системе, которая охватывает немало составляющих, гарантировать ее сохранность может только аналогичная по мощности схема охранных мер. Основные принципы экономической безопасности:

  1. Главенствующая роль закона.
  2. Соблюдение баланса экономических интересов семьи и государства.
  3. Своевременность мер, предпринятых по защите «столпов» экономики».
  4. Предпочтение мирных способов урегулирования проблем, как внешних, так и внутренних.
  5. Интегрирование государственной и интернациональной систем защищенности экономики.

Уровни экономической безопасности

Понятие экономической безопасности подразумевает и уровни, каковые определяются факторами:

  1. Географическое расположение державы, наличие ценных ресурсов.
  2. Финансовая и военная сила государства, стратегии его развития.
  3. Помощь промышленным предприятиям.

Угрозы экономической безопасности

Стратегия экономической безопасности учитывает и многочисленные угрозы во всех проявлениях. Специалисты держат ситуацию под контролем, четко разграничивая факторы на внутренние:

  • спад инвестиций, снижение промышленной активности;
  • разрушение научного потенциала государства;
  • резкое имущественное расслоение социума.

И внешние:

  • эмиграция талантливых специалистов;
  • отток капиталов на европейские счета;
  • рост государственного долга;
  • утрата западных рынков.

Книги по экономической безопасности

Сегодня литература по экономической безопасности представлена многочисленными книгами европейских и отечественных авторов: от учебников и пособий до ценных монографий и научных исследований. Разобраться, что такое финансовая и экономическая безопасность, помогут труды:

  1. В. Черняк, Н. Эриашвили. «Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности». В монографии изложены нововведения в сфере предпринимательства, взаимоотношения правительственных организаций и хозяйственников.
  2. К. Буркеева. «Английский язык в сфере экономической безопасности». Пособие учит решать простые и сложные задачи, основываясь на лучшем опыте европейских экспертов.
  3. И. Кузнецов. «Бизнес-безопасность». Книга анализирует варианты обеспечения защищенности компаний: от налаживания работы служб до охраны секретных схем.
Статьи по теме:
Onedrive - что это за программа и как ею пользоваться?

OneDrive - облако-хранилище информации онлайн. Майкрософт постоянно совершенствуется и последняя разработка - данное приложение. Многие юзеры столкнулись с проблемой, как ею пользоваться и как увеличить количество свободного пространства.

Bonjour - что это за программа и как ею пользоваться?

Умная и одновременно бесполезная утилита Bonjour, что это за программа и как она появилась на ПК без ведома пользователя – одни из главных вопросов, интересующих многих, ведь навязанные компьютерные программы – не редкость.

Что такое конфедерация, ее плюсы и минусы

Конфедерация - особая форма объединения независимых государств для реализации определенных задач. Какие особенности этого союза, чем он привлек американцев, его минусы и преимущества – вопросы, требующие детального рассмотрения.

Подкасты - что это такое и как ими пользоваться?

Подкасты - это звуковой или видеофайл, который распространяется через интернет. Как правильно его записать, какие нужны приложения для разных систем – помогут понять советы опытных специалистов.

Экономическая безопасность как система: критерии и показатели

Республика Беларусь вошла в XXI в. с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60 % ее ВВП органично связано с внешними рынками, что определяет большую зависимость страны от мировых тенденций экономического развития. Ограниченные запасы собственных топливно-энергетических ресурсов создают серьезные проблемы в области стабильных поставок нефти и газа. Эти и другие дестабилизирующие факторы определяют актуальность обеспечения экономической безопасности страны с учетом внешних и внутренних угроз.

Экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Обеспечение экономической безопасности – это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.

В широком смысле экономическая безопасность – это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов лично­сти, общества и государства.

Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприя­тий, личности.

Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими сво­ей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда.

Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемир­ным банком, ВТО, ФАО.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

§ производственная;

§ финансовая;

§ продовольственная;

§ энергетическая;

§ инфраструктурная;

§ инновационная;

§ внешнеэкономическая.

Производственная безопасность – основа экономической безопасности. Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются:

§ износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов;

§ высокая энерго- и материалоемкость производства, зави­симость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;

§ неустойчивое финансовое положение предприятий, хронический дефицит оборотных средств;

§ преобладание устаревших технологий;

§ высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;

§ сохранение устаревшей структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию.

В Республике Беларусь износ активной части основных производственных фондов по промышленности превысил критически допустимый уровень. На большинстве предприятий техническая база устарела и представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны пере­шли на V–VI уклады.

Для повышения производственной безопасности необходимы:

§ структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнерго­емких производств с высокой долей добавленной стоимости;

§ повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции;

§ переход на инновационный путь развития экономики;

§ социальная ориентация перспективной структуры эконо­мики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике. Уровень цен отражает конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающейся из совокупности факторов, во многом определяет финансовую безопасность в целом.

Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси – улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо использовать неинфляционные методы финансирования дефицита бюджета и перераспределения финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов.

Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.

Для Беларуси продовольственная безопасность означает как сохранение суверенитета и независимости, так и повышение уровня и качества жизни населения.

В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной продовольственной безопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) – не менее 70 %. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3–5 % общего товарооборота.

На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. В Концепции национальной продовольственной безопасности определено, что минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого наступают зависи­мость от импорта и ослабление экономической безопасности, имеет для Республики Беларусь следующие значения: зерно – 5,5–6,0 млн т, картофель – 6,0–6,5; овощи – 0,8–1,0; пло­ды и ягоды – 0,35–0,45; сахарная свекла – 1,3–1,5; рапс – 0,13; молоко – 4,2–4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9–1,0 млн т; производство сахара-песка из собственного сырья – 150–180 тыс. т и масла растительного – 40–45 тыс. т.

Продовольственные и сырьевые ресурсы, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения, исходя из научно обоснованных норм потребления, формирования необходимых фондов, резервов и экспортного потенциала, по видам продукции должны быть следующими (оптимальный уровень): зерно – 8,0–9,0 млн т; картофель – 9,0–10,0; ово­щи – 1,5–1,7; плоды и ягоды – 0,7–0,8; сахарная свекла – 2,0–2,2; молоко – 7,0–7,5; мясо всех видов (живой вес) – 1,3–1,5 млн т; производство сахара-песка – 250 тыс. т, масла растительного – до 60 тыс. т.

Агропромышленный комплекс Беларуси располагает достаточным потенциалом для обеспечения продоволь­ственной безопасности страны. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы жи­вотноводства, повышению качества продовольственных товаров.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).

Энергетическая безопасность, по определению Мирового энергетического совета, – это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях.

Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием. Считается нормальным использование в равных пропорциях не менее трех основных видов топлива, например, для многих стран – природного газа, нефти, угля, Германии – урана, угля и природного газа. Для каждой страны эти пропорции индивидуальны. При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков.

Беларусь после обретения суверенитета не была и в ближайшем будущем ей трудно стать энергетически безопасным государством. Это обусловлено отсутствием в достаточном количестве на ее территории ископаемых видов топлива, низкой степенью диверсификации импортируемых видов топлива по видам и поставщикам, слабым уровнем развития возобновляемых источников энергии.

Вместе с тем республика обладает технически развитой и надежно функционирующей энергосистемой. Однако отсутствие необходимого количества инвестиций не позволяет в достаточной степени модернизировать основные производственные фонды предприятий топливно-энергетического комплекса.

К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60 % валового потребления топливно-энергетических ресурсов. С учетом постоянной тенденции роста цен на газ, в перспективе станет невыгодным производить электроэнергию на собственных электростанциях, использующих этот вид топлива.

К потенциальным внутренним угрозам энергетической безопасности Беларуси также относятся: превышающий критический уровень износа основных фондов предприятий как топливно-энергетического комплекса, так и потребителей энергоресурсов; недостаточно надежная инфраструктура (линии электропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; несоблюдение технологии производства электроэнергии, тепла, топлива; высокая энергоемкость отечественного производства; увеличение неплатежей за потребленные энергоресурсы, вызывающих рост внешнего долга за импортируемое топливо и создающих угрозу бесперебойной работе системы энергоснабжения.

К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся: резкое колебание цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.

С целью предотвращения угроз необходимы: диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по видам топлива и его поставщикам на основе разработки альтернативных вариантов энергообеспечения и увеличение их стратегических запасов; повышение доли собственных энергетических ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса до 25–30%; разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности с государствами мирового сообщества, прежде всего со странами–поставщиками энергоресурсов в Беларусь.

Для обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе введено правило – покупать не более 40 % газа, нефти и электроэнергии у одной страны.

В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85-87% топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70% потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.

Энергетическая безопасность Беларуси зависит не только от бесперебойных поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топливно-энергетических ресурсов.

Одним из перспективных направлений экономии топливных ресурсов является перевод котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии на таких теплоэлектроцентралях позволяет вдвое эффективнее использовать топливо по сравнению с обыкновенными котельнями.

Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ, строительство атомной электростанции.

Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны.

Энергетическая безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.) К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и географическое положение, приоритетное значение имеют транспорт и связь. Развитие транспортного комплекса способствует повышению экономической безопасности, так как он обеспечивает обороноспособность страны, жизненно важные потребности экономики и населения в перевозках и услугах во внутригосударственных и международных сообщениях.

Основной задачей в области транспортно-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь ее долю собственности и экономическую самостоятельность в области транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать средства других зарубежных инвесторов.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

В Республике Беларусь в последние годы отношение затрат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составляет менее 1%.

Уменьшается объем научно-технических работ, выполняемых промышленным сектором. Научно-исследовательские организации трансформируются в научно-производственные, переориентируя выпуск продукции с научно-технической на социально значимую мелкосерийную, но ненаукоемкую.

Медленно создается инновационная инфраструктура, нет соответствующих мировому уровню технопарков, низкими темпами формируется рынок научно-технической продукции. Слабо развита инновационная составляющая в индустриальной политике. Национальная промышленность инновационно невосприимчива к отечественным разработкам. Структурная организация производства неадекватна современным требованиям научно-технического развития. На территории Беларуси нет собственных финансово-промышленных групп.

Система высшего образования не в полной мере отвечает потребностям реального сектора экономики. Снижен престиж инженерной и научной деятельности. В вузах подготовка спе­циалистов для научной работы и инновационного менеджмента не достигла должного уровня.

Для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы социально-экономического развития Беларуси, необходимо: определить приоритеты государственной научно-технической политики, согласованные с задачами обеспечения экономической безопасности страны; разработать государственные программы по важнейшим направлениям фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения научно-технической независимости страны; создать благоприятный инновационный климат в экономике с использованием различных форм государственного стимулирования, распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Обеспечение экономической безопасности и решение задач по переходу к устойчивому социально-экономическому развитию страны могут быть достигнуты только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующей государственной научно-технической политики в следующих направлениях: обеспечение инновационного пути развития экономики, повышение конкурентоспособности результатов, отечественных научных исследований и разработок, ускорение их внедрения в интересах экономики, человека и окружающей среды.

Необходимо также расширить международное сотрудничество с научными организациями других странах для приоритетных национальных производств, не имеющих достаточного научного обеспечения в Беларуси.

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, опреде­ляющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

§ конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

§ объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;

§ товарную диверсификацию экспорта и импорта;

§ долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

§ внешнюю задолженность.

Республика Беларусь в последние годы имеет отрицательное сальдо внешней торговли товарами.

Серьезную угрозу внешнеэкономической безопасности республики представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров.

Угрозы экономической безопасности и политическому имиджу любой страны создают размер внешнего долга и тенденция к его росту.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности производимой в республике продукции и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики в интересах национальной.

Для расширения рынков сбыта белорусской продукции и улучшения ценовых условий внешней торговли необходимо проводить многовекторную внешнеэкономическую политику и диверсификацию внешнеэкономических связей. Важнейшей задачей по увеличению объемов экспорта белорусской продукции является преодоление различных нетарифных, тарифных и так называемых «технических барьеров» (технических и промышленных стандартов и норм безопасности, требований к уста­новке и маркировке, санитарных и ветеринарных стандартов, экологических норм и требований) в торговле с зарубежными странами.

Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, единого экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.

Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности.

Основные задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов. Республикой Беларусь, единственной из всех стран мира, принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Для его реализации разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг.

Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий. Политика государства в области социальной безопасности должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни людей. Нельзя допускать перехода границ пороговых значений социальных индикаторов. В первую очередь требуется обеспечить снижение уровня малообеспеченности (бедности) населе­ния, избежать резкой дифференциации доходов различных его слоев.

Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие на территории республики объектов повышенного риска, последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловливают необходимость первоочередного решения проблем экологической безопасности. Она является обязательным условием устойчи­вого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информаци­онных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных тех­нологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Важное значение имеют развитие современных инфор­мационных технологий, производство средств информатизации и связи, участие Беларуси в международных соглашениях, регулирующих на равноправной основе мировой информацион­ный обмен, в создании и использовании международных и меж­государственных информационных сетей и систем.

Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы. Первостепенное значение имеют проведение государственной поли­тики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности.

Система экономической безопасности характеризуется сово­купностью критериев и показателей, которые определяют угро­зы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики.

Угрозы экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздей­ствие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности человека.

Показатели и индикаторы экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.

Пороговые значения экономической безопасности – предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и по­литической ситуации.

Важнейшие показатели экономической безопасности опреде­лены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

Реализация Национальной стратегии устойчивого развития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений.


Смотрите также