Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии в россии


Экспертиза ядерной и радиационной безопасности при осуществлении разных видов деятельности в области использования атомной энергии

Экспертиза обоснования безопасности - это один из обязательных этапов предлицензионной проверки (ст. 26 ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Наряду с успешным прохождением инспекции Ростехнадзора, положительное экспертное заключение позволяет компании получить лицензию ГАН для работы в атомной отрасли.

Правила проведения экспертизы радиационной безопасности определяет Административным регламентом Ростехнадзора (п. 68-72 действующей редакции). Услуга предоставляется независимой экспертной организацией с целью проверки соответствия обоснования безопасности деятельности законодательству РФ, а также всем действующим в атомной отрасли нормам и правилам.

Экспертиза ядерной безопасности проводится по тематическим вопросам, которые составляются ответственным подразделением Ростехнадзора (ранее, Госатомнадзор России).

Количество включенных в задание пунктов проверки меняется в зависимости от рассматриваемого вида деятельности и потенциальной опасности объекта применения.

ae24.ru

Экспертиза безопасности

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии»от 25.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 05.06.2016), в рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования атомной энергии:

- при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее – экспертиза безопасности);

- экспертиза безопасности организуется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор), являющейся уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии,и проводится в порядке, установленном Ростехнадзором;

- предметом экспертизы безопасности является анализ соответствия представленных соискателем лицензии обоснований безопасности объекта использования атомной энергии и (или) обоснований безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) обоснований фактического состояния объекта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.

Нормативная правовая основа экспертизы безопасности

Порядок организации и проведения экспертизы безопасности определены нормативными правовыми актами: 

Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 280) 

Положение об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии  (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от  30.04.2013 г. N 387)  

Административный регламент предоставления федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8.10.2014 г. № 453, зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2015 г. N 36496) (далее – Административный регламент) 

Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии» (утверждено приказом Ростехнадзора от 21.04.2014 г. № 160, зарегистрированным Минюстом России 23.07.2014, рег. № 33238) 

Методика определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии и предельных размеров платы за проведение экспертизы одного тематического вопроса, включенного в задание на экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии  (утверждена приказом Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 114)

Требования к проведению экспертизы безопасности 

В соответствии с требованиями пункта 58 Регламента, при экспертизе безопасности устанавливаются:

- соответствие проектных, конструкторских и технологических решений законодательству Российской Федерации в области использования атомной энергии, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также соответствие установленным требованиям условий для безопасного обращения с радиоактивными отходами при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

- полнота мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

- соответствие требованиям по обеспечению безопасности условий хранения и организации учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защиты ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов, планов мероприятий по защите работников объекта использования атомной энергии и населения в случае возникновения аварии и готовности к выполнению мероприятий, а также системы обеспечения качества и необходимой инженерно-технической поддержки лицензируемого вида деятельности;

- способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного осуществления лицензируемого вида деятельности, безопасность объекта использования атомной энергии и проводимых работ, а также качество выполняемых работ и предоставляемых услуг, отвечающих федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии;

- наличие и готовность соответствующих сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении ядерной и радиационной аварии на объекте использования атомной энергии;

- способность соискателя лицензии обеспечить условия безопасного прекращения лицензируемого вида деятельности и вывод объекта использования атомной энергии из эксплуатации, а также наличие соответствующих проектных материалов.

В соответствии с требованиями пункта 69 Регламента, экспертиза безопасности проводится по заданию на проведение экспертизы, утвержденному:

- начальником ответственного подразделения Ростехнадзора (или лицом, исполняющим его обязанности) - в случае предоставления государственной услуги центральным аппаратом Ростехнадзора; 

- руководителем территориального органа Ростехнадзора - в случае предоставления государственной услуги соответствующим территориальным органом Ростехнадзора. 

В соответствии с требованиями пункта 70 Регламента, разработка и утверждение задания на проведение экспертизы осуществляются в течение 30 рабочих дней после поступления документов соискателя лицензии в ответственное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора (или в территориальный орган Ростехнадзора). 

Задание на проведение экспертизы включает в себя тематические вопросы экспертизы, требования к экспертному заключению и его представлению, перечень подлежащих экспертизе документов,а такжеплановый срок представления экспертного заключения в Ростехнадзор, устанавливаемый в зависимости от объема обоснований, представленных в документах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 Регламента, и исходя из потенциальной ядерной и радиационной опасности объекта применения и (или) заявленного вида деятельности. В задании на проведение экспертизы конкретизируются вопросы, предусмотренные пунктом 58 Регламента. Регламентом определено, что количество включаемых в задание тематических вопросов варьируется в зависимости от вида деятельности, потенциальной опасности объекта использования атомной энергии, при этом оно должно быть минимальным ив то же время достаточным для проведения обоснованной и всесторонней экспертизы безопасности. 

Выбор экспертной организации и плата за экспертизу

Согласно пункту 72 Регламента, ответственное подразделение Ростехнадзора направляет задание на проведение экспертизы безопасности и представленный соискателем лицензии комплект обоснований(на бумажном носителе или в электронном виде) в экспертную организацию, выбранную соискателем лицензии.

Необходимо подчеркнуть, что согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии» экспертиза безопасности в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень объектов, для которых установлен режим постоянного государственного надзора (указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. № 610-р), и экспертиза безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых эксплуатирующими организациями на объектах постоянного надзора, проводится организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора. На основании Положения об отнесении юридического лица к организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от  30.04.2013 г. N 387), к организациям научно-технической поддержки Ростехнадзора отнесены федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») и федеральное государственное унитарное предприятие ВО «Безопасность» (ФГУП ВО «Безопасность»). 

Согласно Федеральному закону «Об использовании атомной энергии», экспертиза безопасности проводится за счет средств соискателя лицензии (или лицензиата). 

В соответствии с положениями статей 421, 423, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными требованиями законодательства Российской Федерации, оказание услуги по проведению экспертизы безопасности реализуется на основании договора, заключаемого между соискателем лицензии и выбранной им экспертной организацией. 

Размер платы за услугу по проведению экспертизы определяется Методикой определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы безопасности, утвержденной приказом Ростехнадзора от 24.03.2014 г. № 114. Так как количество тематических вопросов, включаемых в задание на проведение экспертизы,а также плановый срок ее проведения устанавливаются в задании в зависимости от вида деятельности, потенциальной опасности объекта использования атомной энергии, то стоимость и срок проведения экспертизы могут быть определены лишь на основании утвержденного Ростехнадзором задания на проведение экспертизы.

Принимая во внимание законодательные требования к выбору исполнителя услуги по проведению экспертизы безопасности (экспертной организации) на конкурсной основе, соискателем лицензии реализуется на практике следующая последовательность действий: 

- направление соискателем лицензии в Ростехнадзор запроса о получении копии задания на проведение экспертизы,утвержденного Ростехнадзором (конечно, после получения от Ростехнадзора письма-уведомления о принятом решении по дальнейшему рассмотрению документов, представленных соискателем лицензии); 

- направление соискателем лицензии в экспертные организации запросов о представлении технико-коммерческих предложений на оказание услуги по проведению экспертизы безопасности (вместе с копией утвержденного Ростехнадзором задания на проведение экспертизы);

- проведение конкурсных процедур по выбору экспертной организации в качестве исполнителя услуги по проведению экспертизы безопасности;

- направление соискателем лицензии в Ростехнадзор письма-уведомления о выбран¬ной экспертной организации с просьбой направить в ее адрес задание на проведение экспертизы и комплект обоснований безопасности,подлежащих экспертизе.

Контактные лица по вопросам экспертизы безопасности

Аверьянов Алексей Вячеславович 

начальник отдела организации и проведения экспертизы, 

тел. 8 (499) 753-05-38.  

Маханьков Евгений Георгиевич 

заместитель начальника отдела организации и проведения экспертизы, 

тел. 8 (499) 753-05-91.  

Информация по состоянию на 01.12.2016

www.secnrs.ru

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности

Для всех – без исключения организаций, работающих в сфере ядерной энергетики, процедура проведения экспертизы документации по обеспечению ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии — обязательна. Положительное заключение экспертизы требует Государственный (Федеральный) орган — осуществляющий функции “атомного надзора” — ФСЭТАН (Ростехнадзор России). Необходимо отметить, что экспертиза-обоснование ядерно-радиационной безопасности также требуется в процессе оформления атомной лицензии (Ростехнадзора, ГАН), лицензий Росатома (Росатомнадзора).

ЛКЦ Москвы Бизнес-вектор предоставляет услуги в организации и проведении отдельных видов экспертиз ЯРБ ОИАЭ в части экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, а также – документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при работе с ядерными установками, источниками и пунктами хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов. Экспертиза документации по обеспечению ядерной безопасности проводится экспертной организацией – получившей лицензию на право проведения таких экспертиз, в соответствие с Положением о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и – или качества заявленной деятельности.

Что представляют собой экспертизы радиационной и ядерной безопасности?

Экспертиза ядерно-радиационной безопасности объектов атомной энергетики (ОИАЭ), видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ, включает

анализ и оценку по следующим критериям:

обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ, видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ, в нормальных и переходных режимах эксплуатации объектов использования атомной энергии,

включая:

  • проектные, конструкторские, технические и организационные решения, принятые эксплуатирующей организацией по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
  • обеспечение инженерно-технического сопровождения деятельности по эксплуатации ОИАЭ и – или видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ;
  • квалификация персонала, мероприятия по подготовке – переподготовке персонала;
  • наличие ресурса у основного оборудования энергоблока с учетом его физического и морального старения;
  • сбор, хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов;
  • условия хранения, организации учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • обеспечение физической защиты ОИАЭ;
  • обеспечение качества видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ.

обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОИАЭ, видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ, при проектных и за проектных авариях,

включая:

  • системы безопасности для предотвращения аварии и локализации последствий аварии на ОИАЭ;
  • планы мероприятий по защите персонала, населения и окружающей среды в случае аварии на ОИАЭ;
  • мероприятия по ликвидации последствий аварии на ОИАЭ.

обеспечение безопасного прекращения эксплуатации ОИАЭ и видов деятельности, выполняемых на ОИАЭ.

ОСОБЕННОСТИ “ЭКСПЕРТИЗ ЯРБ”

Экспертиза ядерной безопасности как и экспертиза радиационной безопасности — сложные и многоступенчатые процедуры, деятельность по осуществлению которых могут в законном порядке осуществлять только организации, имеющие “ЛИЦЕНЗИЮ” на соответствующий вид деятельности. Равно как и — атомная лицензия, “лицензия на право проведения экспертизы документации по обеспечению радиационной И ядерной безопасности объектов использования атомной энергии” предоставляется Ростехнадзором (Федеральной Службой по экологическому и атомному надзору).

Время подготовки документов также как и сроки проведения экспертизы обеспечения ядерной безопасности и радиационной безопасности зависят от ряда факторов, таких как: степень сложности технического решения, “предельный уровнь” ядерной и радиационной опасности объекта АЭ и – или деятельности, объем имеющейся (исходной) документации у Заказчика (лицензии атомнадзора), профессиональная квалификация экспертов и так далее.

Помощь в проведении экспертиз в Москве

Услуга предоставляется — “под ключ” (для любого региона России)

При обращении в наш Центр, экспертиза ядерной (радиационной) безопасности будет пройдена в сжатые сроки — согласно требований “Положения о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и – или качества заявленной деятельности”.

Наш телефон: (495) 258-62-04    электронная почта: [email protected] Мы работаем: будни С 9-00 ДО 18-00 по Московскому времени

ВОПРОС ПО ЭКСПЕРТИЗЕ?

Вы можете задать вопросы нашим экспертам.

Специалисты грамотно проконсультируют вас, причем — абсолютно бесплатно.

Дополнительная информация соискателю: атомная лицензия (расчет стоимости) —> > >получение атомной лицензии —> > >

businessvector.ru

Объекты использования атомной энергии (ОИАЭ)

Объекты использования атомной энергии (далее сокращенно оаиэ) — это комплексное обозначение объектов атомной промышленности и энергетики, подлежащих эксплуатации, возведению, использованию в научно-технических, исследовательских, медицинских и иных целях. Основные характеристики оиаэ — это безопасность как в условиях надлежащей эксплуатации, так и при нарушениях эксплуатационного режима, техническое состояние и остаточный ресурс, определяющийся на основании комплексных обследований и экспертиз.

Определение ОИАЭ

Что такое оиаэ — определение и подробное описание этих объектов значится в ст. 3 ФЗ-170 «Об использовании атомной энергии». Согласно ФЗ, объекты использования атомной энергии это:

  • ядерные установки;
  • радиационные источники;
  • пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов;
  • тепловыделяющая сборка ядерного реактора;
  • облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора;
  • ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
  • радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;
  • радиоактивные отходы;
  • ядерное топливо;
  • отработавшее ядерное топливо, облученное в активной зоне реактора и окончательно удаленное из нее.

При определении установки, здания, агрегата как объекта использования атомной энергии надлежит руководствоваться «Положением об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1494. В частности, ядерные установки признаются ОИЭА на основании сведений в паспорте на объект, пункты хранения радиоактивных веществ и ядерных материалов — на основании сведений в эксплуатационно-технологической документации.

Радиоактивные отходы, согласно «Положению», относятся к ОИЭА при условии, что соответствуют критериям, обозначенным  Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2012 года № 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов».

Перечень ОИАЭ, подлежащих постоянному государственному надзору

Некоторые объекты использования атомной энергии, перечень которых утверждается Правительством РФ, именно, ядерные установки, хранилища радиоактивных отходов, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов ввиду их стратегической, научно-технической, промышленной важности и в целях обеспечения безопасности подлежат постоянному госнадзору. Полный список таких объектов включает «Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 610-р.

Подлежат постоянному госнадзору ядерные установки радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов:

  • филиалов АО «Концерн Росэнергоатом»;
  • филиалов «РосРАО»;
  • Курчатовского института;
  • Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского;
  • МИФИ;
  • ФГУП «Маяк»
  • Объединенного института ядерных исследований в Дубне;
  • и ряда других промышленных предприятий, научно-исследовательских центров и филиалов госкорпораций.

Реестр ОИАЭ

В целях повышения безопасности опасные промышленные и производственные объекты атомной отрасли вносятся в сводный Государственный реестр объектов использования атомной энергии, пополняемый при участии Ростехнадзора и его региональных отделов (инспекций) в округах субъектов РФ.

atomaudit.ru


Смотрите также