График проведения занятий по пожарной безопасности в школе


Нужен ли на предприятии график проведения противопожарных инструктажей – правила составления + образец для скачивания

Главная > Охрана труда > Инструктаж > Пожаробезопасность > Нужен ли на предприятии график проведения противопожарных инструктажей – правила составления + образец для скачивания

Инструктаж по пожарной безопасности – составной элемент комплекса мер по охране здоровья и жизни сотрудников, сохранения производственного оборудования и иных материальных предметов в сохранности.

Данные мероприятия включают в себя проведение теоретических и практических занятий ответственными лицами среди рабочих по предотвращению появления пожаров и возгораний на участках работы.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Проведение противопожарных инструктажей осуществляется в соответствии с нормативным актом организации, составленным, в свою очередь, руководствуясь нормами федерального законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов.

Однако не все виды инструктажа подлежат отражению в графике. В перечне видов мероприятий по противопожарной безопасности содержатся мероприятия, которые наступают лишь после проявления негативных последствий (введения режима чрезвычайной ситуации, техногенной катастрофы или угрозы террористического акта).

Предугадать проявление таких ситуаций невозможно, соответственно, как и отразить проведение внеплановых инструктажей по пожарной безопасности в графике.

Необходимость наличия графика проведения любого вида инструктажа закреплена федеральными нормативными актами.

Приказами министерства труда РФ, МЧС России и иных ведомств, затрагивающих вопросы противопожарной безопасности, наличие графика и его неукоснительное соблюдение является обязательной нормой.

Однако проведение занятий в соответствии с графиком не всегда возможно.

Существуют противопожарные инструктажи, которые проводятся только после наступления каких-либо оснований, предусмотреть которые невозможно.

Однако после их внепланового осуществления дата, время, место и содержание данного мероприятия должно быть в обязательном порядке отражено в текущем графике.

К таким незапланированным видам относятся – отчасти вводный, внеплановый и целевой инструктажи, которые проводятся в зависимости от внешних обстоятельств.

Лишь проведение вводных занятий по пожарной безопасности могут быть запланированы, если ответственное лицо знает, в течение какого периода поступит новый сотрудник или прибудет прикомандированный работник.

В типовом графике в обязательном порядке отражаются инструктажи следующих видов:

  • Первичный – проводится уже после принятия сотрудников на работу и вступления их в должность. Поэтому в обязательном порядке при составлении графика на текущий период (месяц, квартал) ответственный специалист должен отражать проведение занятий по пожарной безопасности. При принятии нового сотрудника с ним предварительно проводится вводное обучение, которое также должен быть отражен в графике после проведения.
  • Повторный – проводится с определенной периодичностью в отношении всех работников, за исключением лиц, по решению руководства освобожденных от данной процедуры в силу специфики трудовой деятельности.

На какой срок оформляется?

Срок составления графика варьируется в зависимости от специфики работы организации (постоянная, сезонная работа) и может составлять несколько временных промежутков:

  • месяц — месячный график чаще составляет на предприятиях сезонной работы;
  • квартал – самая частая форма составления;
  • полугодие – составляется в организациях постоянного действия и складывается на основе квартальных графиков;
  • годовой – итоговый график, который составляет параллельно всем остальным.

При проведении повторных занятий по пожарной безопасности

Оформляется в виде приложения к приказу  организации о создании такого документа и проведении комплекса инструктажей по пожарной безопасности на предприятии.

Заверение такого графика должно осуществляться руководством организации при проставлении виз ответственным специалистом по охране труда и руководителем подразделения, работники которого будут проходить повторный инструктаж.

Также учитывая цикличность осуществления повторных занятий, определяется срок его проведения (2 раза в год или чаще).

Правила оформления

Законодательством не установлен образец для использования при составлении графика повторного противопожарного инструктажа, поэтому каждая организация может составлять его в свободной форме.

Однако для корректного использования в процессе инструктажа и отражения важных данных в графике должны быть отражены следующие данные:

  • наименование организации и ее печать;
  • персональные данные ответственного лица по противопожарной охране;
  • список работников с отражением персональных данных и должностей;
  • тематика проводимых занятий и содержание инструктажа по отдельным категориям работников;
  • дата и время осуществления занятий с пометкой сотрудников и ответственного лица о проведении мероприятий профилактики;
  • дата, время и место следующего по графику повторного инструктажа.
Скачать образец

Выводы

График представляет собой внутренний документ организации, обязательный к исполнению и отражающий порядок, сроки и место осуществления инструктирования и обучающих занятий по противопожарной безопасности.

Составляется, прежде всего, в отношении повторных инструктажей, определяя периодичность выполнение обучения.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

azbukaprav.com

График повторного инструктажа по пожарной безопасности - образец

График повторного инструктажа по пожарной безопасности - образец этого документа не установлен действующим законодательством. При этом для проведения регулярных повторных инструктажей такой график необходим. О составлении этого документа и особенностях проведения повторного инструктажа и поговорим в нашей статье. 

Цель проведения повторного инструктажа

Особенности проведения повторного инструктажа по пожарной безопасности

Периодичность проведения повторного инструктажа в сфере пожарной безопасности

График проведения повторного инструктажа по пожарной безопасности

О составлении графика проведения инструктажей по пожарной безопасности

Особенности проведения проверки знаний в сфере пожарной безопасности

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Цель проведения повторного инструктажа

Изучение путей эвакуации и методов первой медицинской помощи, отработка навыков обращения с защитными средствами и средствами пожаротушения — важные аспекты охраны труда на предприятии. Однако полученные навыки имеют привычку со временем забываться, поэтому законодательство требует от работодателей проведения регулярных повторных инструктажей по всем этим направлениям.

Повторный инструктаж позволяет:

  • проконтролировать уровень знаний работников в сфере пожарной безопасности;
  • закрепить теоретические знания работников;
  • провести тренировку, закрепляющую практические навыки в этой области.

Особенности проведения повторного инструктажа по пожарной безопасности

Проводить повторный инструктаж может руководитель компании или ответственное должностное лицо, которое он назначил. В процессе повторного инструктажа инструктор знакомит сотрудников:

  • со стандартами в сфере пожарной безопасности;
  • способами быстрой эвакуации во время чрезвычайной ситуации;
  • навыками использования средств первичного тушения возгораний;
  • способами оповещения о возгорании.

Процедуру необходимо проводить на рабочем месте. Если несколько человек трудятся в пределах одного рабочего места и занимаются обслуживанием идентичного оборудования, можно провести обучение для группы сотрудников. В остальных случаях п. 24 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 (далее — Нормы пожарной безопасности) требует проводить индивидуальный инструктаж. Индивидуальное обучение позволяет выявить все пробелы в знаниях сотрудников, доступно донести информацию, касающуюся пожарной безопасности, закрепив ее на практике, а также удостовериться в достаточном уровне усвоения пожарно-технического минимума каждым сотрудником.

Периодичность проведения повторного инструктажа в сфере пожарной безопасности

П. 22 Норм пожарной безопасности устанавливает лишь минимальную частоту проведения повторных инструктажей. Так, если работники трудятся в организации с пожароопасным производством, руководство должно проводить обучение один раз в 6 месяцев, для сотрудников же других организаций достаточно одного инструктажа в течение года.

Таким образом, работодатель может проводить обучение в сфере пожарной безопасности и чаще, если считает это необходимым. Наиболее актуально увеличение частоты инструктажей для сотрудников, которые работают с пожароопасным оборудованием.

График проведения повторного инструктажа по пожарной безопасности

Составление графика инструктажей по пожарной безопасности не является обязательным действием, поэтому правил составления этого документа законодательством не установлено. Более того, если организация небольшая и работников в ней немного, составление графика инструктажей не имеет особого смысла, т. к. при небольшом штате достаточно просто планировать обучение сотрудников и справиться с задачей проведения инструктажей можно за один день. Работодатель в этом случае может ограничиться фиксацией проведения инструктажей в специальном журнале.

Для большой же организации, в которой работает несколько сотен или тысяч человек и имеются структурные подразделения, график необходим. Он поможет грамотно распланировать процесс обучения сотрудников основам пожарной безопасности и своевременно проводить инструктажи. Актуален график также для пожароопасных производств. В этом случае строгий контроль за проведением инструктажа раз в 6 месяцев дает возможность сделать рабочий процесс безопасным.

О составлении графика проведения инструктажей по пожарной безопасности

Образец графика проведения инструктажа отсутствует в действующем законодательстве. Составляя этот документ, руководителю юридического лица достаточно ориентироваться на правила кадрового делопроизводства с учетом особенностей компании, количества сотрудников и структурных подразделений. Работодатель может составить как один график для всех инструктажей, так и несколько — для каждого вида обучения.

Главное, не забывать при этом, что в документе должна быть отражена следующая информация:

  • название и адрес организации;
  • дата утверждения графика;
  • срок действия документа;
  • данные работников, ответственных за проведение обучения;
  • названия подразделений, бригад;
  • имена сотрудников каждого подразделения или бригады;
  • должности инструктируемых;
  • наименование разновидности инструктажа;
  • темы инструктажей;
  • даты проведения обучения.

Утверждает график проведения занятий, согласно п. 23 Норм пожарной безопасности, руководитель компании. Также документ необходимо удостоверить печатью организации.

Оформлять такой документ удобнее в виде таблицы, в которой для каждого работника компании отводится отдельная строка. После подготовки графика работодатель должен ознакомить с ним сотрудников. Для этого можно повесить его на общедоступных информационных стендах организации или ознакомить работников с документом индивидуально под подпись.

Особенности проведения проверки знаний в сфере пожарной безопасности

Порядок проверки знаний работников описан в пп. 41–50 Норм пожарной безопасности. У специалистов и руководителей организаций, которые изучали пожарно-технический минимум с отрывом от производства, знания проверять должна специальная квалификационная комиссия. Ее состав (не менее 3 человек) утверждает глава юридического лица.

Другие работники юридического лица могут проходить обучение без отрыва от производства. Их знания должна проверить комиссия из работников компании,прошедших обучение в специализированных организациях (также не менее 3 человек). В состав комиссии в обоих случаях входят: председатель, его заместители, несколько членов комиссии, секретарь.

При этом руководитель организации, согласно п. 45 Норм пожарной безопасности, должен заранее утвердить программу и график прохождения проверки, заблаговременно ознакомив с этими документами работников компании. Разрабатывая программу проверки знаний, руководство должно учитывать специфику деятельности компании, особенности производственного процесса и уровень пожароопасности предприятия. Важно также включить в нее практическую часть — отработку навыков пожаротушения.

Пропуск инструктажей по пожарной безопасности несет в себе определенные риски для организаций. Плохая подготовка сотрудников в этой сфере может стать причиной как пожаров и других опасных ситуаций в компании, так и дополнительных проверок со стороны органов пожарного надзора и штрафов. Избежать этих рисков поможет грамотное планирование обучения персонала компании.

Особенно важно планирование противопожарных инструктажей для крупных организаций с большим количеством работников. Именно график повторного инструктажа помогает равномерно распределить учебную нагрузку на инструкторов и инструктируемых, заранее настроить работников на предстоящий учебный процесс и не допустить ошибочный пропуск инструктажей на производстве.

nsovetnik.ru

3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

3.2.1 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

ТИПОВОЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«Утверждаю»

Директор ____________

Л.Л. Иванов

План-конспект

проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности:

  • Ознакомление с требованиями законодательных документов в области пожарной безопасности.

  • Возникновение и развитие пожара.

  • Оперативная обстановка по пожарам, основные причины и места возникновения.

  • Общие требования Правил пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений (ППБ 01-03).

  • Требования Правил пожарной безопасности к электроустановкам (ППБ 01-03).

  • Требования Правил пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции и инженерного оборудования (ППБ 01-03).

  • Требования к содержанию средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного водоснабжения.

  • Размещение и обслуживание пожарной техники. Первичные средства пожаротушения с иллюстрациями и техническими характеристиками.

  • Эвакуация при пожаре. Требования к путям эвакуации.

  • Пожароопасные работы.

  • Пожарно-технические комиссии. Обучение работников мерам пожарной безопасности. Ведение документации по пожарной безопасности на объекте.

  • Действия при пожаре. Распределение обязанностей в случае возникновения пожара.

Ответственный

за проведение занятий С.А. Петров

Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

ТЕМА № ____ Возможные причины пожаров и условия для их возникновения.

ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными причинами пожаров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: статистика, примеры пожаров, видеофильм, фототаблицы, наглядная агитация.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются:

  • открытый огонь, (пламя, искры),

  • тепловой поток,

  • повышенная температура,

  • токсичность продуктов горения,

  • пониженная концентрация кислорода,

  • задымление, снижение видимости в дыму.

К сопутствующим факторам пожара относятся:

  • осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, оборудования, агрегатов и иного имущества.

  • радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок,

  • опасные факторы взрыва, происшедшего вследствии пожара,

  • воздействие огнетушащих веществ.

Основными причинами возникновения пожаров являются:

  • неосторожное обращение с огнем (НОСО);

  • электротехнические;

  • нарушение правил устройства и эксплуатации печей;

  • поджог.

НОСО является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность: НОСО при курении, пользование приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами и т.п.), что особенно опасно для чердачных и подвальных помещений, кладовых и различных хозпостроек.

Пожар может возникнуть и от костра, разведенного вблизи строения, причем, чаще всего от искр, которые разносит ветер. Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, гибель людей, то небрежность может квалифицироваться как преступление. Тогда, в соответствии со ст.168 Уголовным Кодексом РФ, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание.

В зимнее время, с наступлением холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы. Пренебрегая мерами пожарной безопасности их отогревают пламенем факела или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Следует помнить, что металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплопередачи способны воспламенить соприкасающиеся к ним горючие материалы, расположенные в соседнем помещении.

Особую тревогу вызывают пожары по причине детской шалости с огнем, а также от неумелого, неосторожного обращения с ним. Примерно каждый 6-8 пожар в нашей стране происходит по этой причине. Статистика свидетельствует, что чаще всего виновниками, а порой и жертвами пожаров, оказываются дошкольники и учащиеся начальных классов. Самый надежный способ предотвратить шалость малыша с огнем – не оставлять его без присмотра.

Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин. после выкипания воды вызывают загорания почти любой сгораемой опорной поверхности. А при испытании электрочайников с нагревательным элементом мощностью в 600 Вт воспламенение основания этого чайника произойдет через 3 минуты после выкипания воды. Соприкосновение занавесей (портьер) с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

Пожары могут возникнуть от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Короткое замыкание наступает тогда, когда 2 проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большое выделение количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за изоляцией проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию, не прокладывать по горючей поверхности. Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов (в скрутку) происходит из-за слабого крепления и сильно окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может также вызвать искрение. В таких местах обычно образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенении изоляции и кабелей. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

Довольно часто встречаются пожары, связанные с явлением самовоспламенения или самовозгорания. Известны случаи, когда только из-за того, что в помещении столовой, находящейся в подвале, кондитер положил на батарею отопления халат, нечаянно облитый растительным маслом, произошло самовоспламенение. Та температура, при которой вещество загорается без соприкосновения с открытым с огнем, называетсясамовоспламенением. Чтобы предотвратить пожары, нужно знать температуру самовоспламенения веществ. Вот некоторые из них:

Сероуглерод (жидкость)

112

Целлулоид

130

Гтанитоль и детматин

165

Сено

172

Бумага

184

Торф кусковой

230

Керосин

250

Древесина

250

Бензин автомобильный

258

Солома

310

Парафин

310

Древесно-волокнистая плита

315

Уголь древесный

340

Такие температуры часто встречаются в быту. Так, например, температура на колбе электрической лампочки, мощностью 150 Вт, составляет до 300 градусов. Вот почему ее нельзя обертывать бумагой, накрывать тканью, допускать попадания на нее древесной и другой опасной пыли.

Нередко самовоспламенение происходит вследствие трения. Температура при трении возникает очень большая. Если трущиеся детали машин соприкасаются с горючим материалом, может возникнуть пожар.

Вещество может загораться без внешнего источника тепла, вследствиесамовозгорания (за счет химических, биологических, физических процессов). Нередко самовозгораются текстильные материалы (тряпки, ветошь), смоченные растительными маслами. Надо помнить, что обтирочные материалы, спецодежда, на которые попали капли масла, например, олифы, пожароопасны.

На заводе в ремонтном цехе рабочий, уходивший в отпуск, скатал валиком свою спецодежду, на которой были масляные пятна, и положил в верхний ящик своего шкафчика. Через несколько дней спецодежда самовозгорелась и возник пожар.

Пожары от бытовых газовых приборов нередко происходят из-за нарушения ППБ. Основные причины этих пожаров – утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропано-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать, выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой. Все это может вызвать взрыв. Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещении и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользования ими, необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства. В газифицированных квартирах рекомендуется каждое утро проветривать помещения, в которых установлены газовые плиты. Категорически запрещается пользоваться огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор.

Значительное количество пожаров возникают в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации. В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80% всех происходящих в это время пожаров.

Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие:

  • от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через трещины и неплотности в кладке печей и дымоходов и деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований ППБ.

  • от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру, из-за недостаточной толщены стенок печей и дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей.

  • от соприкосновения горючих материалов (мебели, белья, одежды, дров, торфа и.т.п.) с неисправными частями печей.

  • от выпадания горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы.

ТЕМА № ___ Первичные средства пожаротушения. Действия обслуживающего персонала на случай пожара

ЦЕЛЬ: Изучить первичные средства тушения пожаров и научить правильно ими пользоваться

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для полного усвоения этой темы необходимо проводить практические занятия с первичными средствами по тушению условного пожара.

Общие сведения о процессах горения.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Горение – физико-химический процесс, который характеризуется выделением теплоты, излучением света и химическими превращениями.

Из курса химии известно, что углерод может образовывать угарный газ CO - ОЧЕНЬ ЯДОВИТОЕ ВЕЩЕСТВО. Это происходит в тех случаях, когда сгорание углерода или его соединений идет при недостатке кислорода. Например, на воздухе при температуре 70 градусов CO загорается. При этом выделяется большое количество теплоты.

Значит, при увеличении содержании кислорода в окружающей среде, процесс окисления всех веществ протекает интенсивнее.

Другими окислителями являются: оксид азота, хлор, сера и вещества, содержащие кислород. Например, азотная кислота.

Источником воспламенения является пламя, искры и накаленные предметы, световое излечение (например, лазерное).

Эта группа источников называется о т к р ы т а я.

С к р ы т а я группа источника тепла – это теплота химической реакции, трения, удар. При горении спички, тлении папиросы температура пламени находится в пределах от 700 до 900 градусов. Более высокую температуру ( 200-1300) имеет пламя бензиновой зажигалки.

Существует выражение треугольник огня. Что же это такое? Оно означает единство трех основных оставляющих огня:

  • Горючего вещества;

  • Окислителя;

  • Источника воспламенения.

При отсутствии хотя бы одного из углов треугольника горение не возникнет.

Условия и способы прекращения горения.

Рассматривая понятие «пожар», мы говорим о том, что горение можно прекратить, снизив температуру продуктов сгорания в зоне реакции горения.

Существуют четыре способа понижения температуры горения и, следовательно, его прекращения:

  • Воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;

  • Создание между зоной горения и горючими материалами или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств;

  • Торможение скорости реакции горения воздействием на нее химическими огнетушащими средствами;

  • Создание между зоной горения и другими объектами или вокруг нее газовой или паровой среды.

Поэтому для каждого способа прекращения горения необходим определенный набор огнетушащих средств.

К охлаждающим средствам можно отнести воду, водные растворы различных солей и углекислоту в снегообразном виде.

К разбавляющим средствам относятся углекислый газ, азот, водяной пар.

К изолирующим средствам – различные пены, огнетушащие порошки, песок.

Огнетушащими средствами химического торможения горения являются бромистый этилен и др. средства.

Несмотря на то, что все огнетушащие средства обладают комбинированным воздействием на процесс горения, их классифицируют по основной способности вещества.

Вода, попадая на горящий объект, в первую очередь снижает температуру в области горения.

Основное свойство пены – изоляция очага загорания.

При выборе средств тушения следует исходить из свойств горящих веществ и материалов, возможности получения наилучшего огнетушащего эффекта при минимальном их расходе.

Для предупреждения взрывов при аварийном выделении метана и тушения факела в закрытых объемах используют диоксид углерода CO2 или азот N2 .

Загорание ароматического вещества тушат тонкораспыленной водой и различными пенами.

Натуральные олифы легче воды и нерастворимы в ней, поэтому при тушении олифы, нитролаков нужно применять пену или тонкораспыленную воду.

Огнетушащие свойства воды.

Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она весьма допустима и имеется на любом участке производства в неограниченном количестве. Так, для тушения небольших очагов загораний можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном. Для подачи большого количества воды на предприятиях создают систему внутреннего пожарного водопровода.

Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов – дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости – спирты ацетон, органические кислоты.

Огнетушащие свойства воды резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй, что уменьшает ее расход.

Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные в непосредственной близости к очагу загорания.

Именно так поступают в помещениях и на площадках, где установлены баллоны с различными сжатыми газами. Этот прием успешно используют до тех пор, пока баллоны или другие объекты не эвакуируются в безопасное место.

Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее в условиях предприятий радиоэлектроники реже ограничено. В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, ею тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением нельзя.

Также воду нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы – натрий, калий.

Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости от количества воды температуры жидкости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в объем помещения. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара. В то же время использование распыленных водяных струй позволяет успешно тушить многие горючие жидкости, в том числе различные масла, керосин.

Первичные средства тушения пожаров

К первичным средствам пожаротушения относятся:

  • Ящики с песком;

  • Кошма 1*1 кв.м., асбестовое полотно;

  • Огнетушители;

  • Водопроводная вода

Асбестовое полотно и одеяло из кошмы применяют для тушения веществ и материалов, горение которых прекращается без доступа воздуха. Этими средствами полностью покрывают очаг пожара. Эти средства эффективны при пожаре, возникающем на гладкой поверхности (по полу помещения) и площади загорания меньше размера полотна или одеяла.

Песком тушат или собирают небольшие количества пролившихся ЛВЖ, ГЖ или твердых веществ, которые нельзя тушить водой.

Огнетушители

В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители.

Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя.

По содержанию огнетушащего вещества и функциональному назначению огнетушители делятся на углекислотные, воздушно – пенные, порошковые и аэрозольные огнетушители .

Углекислотные огнетушители ОУ – 2; ОУ - 3; ОУ – 5; ОУ – 8:

Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом.

Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг.

Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег).

Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в.

Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды.

ОУ - нельзя тушить:

  • горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение )

  • пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина).

Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять.

Порошковые ручные огнетушители: ОП – 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа):

Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в.

Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно – пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха.

Порошковые ручные огнетушители : ОП – 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП – 8(з) (закачного типа):

Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно – пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу –насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха.

Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг.

Порошковые огнетушители не рекомендуется применять в помещениях, где находится много информации на бумажных носителях (библиотеках), а также там, где используются компьютеры (классы информатики).

Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении.

Воздушно – пенные огнетушители: ОВП – 5; ОВП – 10:

Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5°С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд – раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением.

Воздушно – эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ – 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор  фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка – любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй.

Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ – 1 ;СОТ – 5м ; СОТ – 5М :

Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением).

В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ – 5м; СОТ – 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой.

На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения (приложение № 11).

Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласно СП 9.13139.2009. «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

Порядок действий в случае возникновения пожара

В случае возникновения пожара, действия работников общеобразовательных учреждений в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан:

  1. Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

  2. Задействовать систему оповещения людей о пожаре.

  3. Приступить к эвакуации детей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации.

  4. Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника.

  5. Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения.

  6. Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам.

  7. При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы.

  8. Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании.

  9. При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо:

  • эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения;

  • детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

  • хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах и других местах;

  • воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;

  • покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери.

studfiles.net

Типовой методический план проведения занятий с учащимися образовательных учреждений по разделу «Пожарная безопасность». Тема занятия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комитет образования

и молодёжной политики

администрации муниципального района «Борзинский район»

674600, Забайкальский край,

г.Борзя, ул.Ленина, 39

Тел. 3-17-36 факс: 3-17-36

E-mail:[email protected]

исх.№___

от 5.09.2011г.

Уважаемые руководители!

В связи с требованиями ТПНД Борзинского и Оловянинского районов УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю и в целях изучения и отработки мер пожарной безопасности в образовательных учреждениях, необходимо в срок до 26 сентября 2011 года провести занятия с учащимися и инструктажи с персоналом учреждений. Составить план (согласно прилагаемому), представить для утверждения заместителю начальника ТПНД Борзинского и Оловянинского районов Бочкарникову В.Ю. (тел.32004).

Председатель Комобр и МП

АМР «Борзинский район» Н.М.Усенко

Черенцова Т.А.

3 36 23

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника ТПНД

Борзинского,Оловяннинского районов

Подполковник внутренней службы

В.Ю. Бочкарников

«____» ___________20 __ года

ТИПОВОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с учащимися образовательных учреждений по

разделу «Пожарная безопасность».

Тема занятия:

«Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях».

Дата и время проведения:

С 05 по 26 сентября 2011 года

Место проведения:

Наименование учреждения: __________________________________

Руководитель занятия: Руководитель учреждения /ответственный за противопожарное состояние/ (Указать должность, Фамилию, И.О.)

Вид занятия: Классно групповое занятие (КГЗ), время – 45 минут.

Основные вопросы выносимые на занятия:

1. Введение.

2. Практика пользования огнетушителем.

3. Организация противопожарного режима.

4. Проведение эвакуации детей в случае возникновения пожара.

5. Проведение конкурсов, викторин.

6. Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.

7. Действия в случае возникновения пожара в быту и школе.

«____» _____________20_____г.

Изучаемый вопрос

Время, мин

Краткое содержание изученного материала

Введение.

5-10

При подготовке урока в разделе «Пожарная безопасность», преподаватель должен руководствоваться: «Пособием учителям для преподавания правил пожарной безопасности в общеобразовательных школах», «Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ и.т.д.».

Для проведения занятий необходимо подходить дифференцированно, учитывая возраст детей и местные условия.

Например, при проведении занятий среди учащихся начальных классов следует больше внимания обращать на разъяснение тяжелых последствий шалости с огнем, совершенных детьми в отсутствие взрослых.

Кроме изучения правил пожарной безопасности с учащимися всех классов необходимо проводить беседы о мерах предосторожности при устройстве новогодних елок, о правилах поведения в лесах, о мерах пожарной безопасности дома.

При проведении уроков необходимо обращать внимание на предупредительные меры и на действия детей в случае обнаружения ими пожара.

Занятия и беседы желательно проводить на конкретном материале, с использованием наглядных пособий, конкретных примеров, фотографий и, по возможности с показом кино- и видеофильмов. При подготовке урока преподаватель должен предоставить конкретный фактический материал по случаям пожаров, причинами которых стало неосторожного обращения с огнем.

Практика пользования огнетушителями

Для обучения детей правилам пользования огнетушителями, необходимо кроме устной лекции об их видах, для тушения каких веществ и материалов они используются, организовать практическое занятие. Для этого пригласить представителей Всероссийского добровольного пожарного общества или использовать огнетушители, имеющиеся в школе, собрать несколько классов, продемонстрировать тушение реального огня (на противне), разными видами огнетушителей.

Организация противопожарного режима.

7

Причинами значительного количества пожаров в учреждениях образования становятся нарушения их работниками или детьми требований правил пожарной безопасности, которые они либо плохо усвоили, либо совсем не знали.

Во избежание этого, со всем обслуживающим персоналом необходимо проводить противопожарный инструктаж. Обычно инструктаж проводят непосредственно руководитель учреждения или его заместитель.

Проводящий противопожарный инструктаж знакомит с общеобъектовыми инструкциями, правилами пожарной безопасности. Он обращает особое внимание на причины, которые могут вызвать пожар, а также на меры их предупреждения: осторожное обращение с огнем, недопущение применения керосиновых ламп, свечей. Останавливается на том, что курение в зданиях и на территории учреждения запрещено. Рассказывает о требованиях пожарной безопасности при эксплуатации электронагревательных приборов; о порядке обесточивания электропроводки по окончании работы; о том, как надо действовать при обнаружении задымления, загорании или пожара, срабатывании системы пожарной сигнализации; о расположении ближайших подразделений. Объясняет порядок вызова противопожарных формирований с обязательной проверкой умения сделать это лицами, получающими инструктаж.

Инструктаж лиц, вновь принимаемых на работу в эти учреждения, имеет свои особенности. Необходимо не только рассказать, как своевременно вызвать пожарную охрану и пользоваться имеющимися средствами для ликвидации пожара, но и в первую очередь проинструктировать, какие надо принимать меры к эвакуации детей в случае возникновения пожара.

О прохождении противопожарного инструктажа делаются записи в специальном журнале.

С персоналом, работающим непосредственно с детьми, в обязательном порядке отрабатываются все действия в соответствии с планом эвакуации детей на случай пожара.

Проведение эвакуации детей в случае возникновения пожара

5

Любой человек обнаруживший пожар должен поднять тревогу о пожаре. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.

Услышав тревогу, ученики должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс, покинуть классную комнату по одному и идти к сборному пункту. Классы должны идти ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; необходимо закрыть дверь классной комнаты и все остальные двери по пути эвакуации, которыми во время эвакуации больше никто не будет пользоваться.

Директор школы, услышав тревогу, немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.

Следует предусмотреть специальные меры для детей инвалидов и детей с неуравновешенным характером.

Разговоры и смех должны быть запрещены во время эвакуации, для того, чтобы слышны были все даваемые указания.

Выйдя к лестнице, дети из одного класса должны держаться вместе, не бежать толпой, а организованно спускаться по одному, только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону свободной для прохода других классов. Не допускается, чтобы отдельные люди или целые классы обгоняли друг друга.

За исключением тех случаев, когда необходимо начать поиски людей, которых нет на месте сбора, никому не разрешается возвращаться на учебное место.

Место сбора должно быть заранее согласованно.

Немедленно по прибытию классов к месту сбора должна быть проведена перекличка, и каждое ответственное лицо должно немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кого-то не хватает, персонал должен немедленно проинформировать директора школы.

В первый день учебной четверти или полугодия все новички, персонал и остальные ученики должны быть проведены по всем основным и дополнительным путям эвакуации, их следует проинструктировать о процедуре пожарной эвакуации.

План эвакуации необходимо отрабатывать на практике, чтобы увидеть работает ли он, при этом нужно корректировать обнаруженные недостатки.

Проведение конкурсов, викторин

5

Одна из наиболее действенных форм обучения детей правилам пожарной безопасности - проведение утренников, конкурсов, викторин.

В форме игры дети лучше усваивают обучающий материал, чем когда он дается в форме лекций, особенно дети младшего возраста.

Основной задачей в работе с детьми является: формирование у них чувства опасности огня, в дальнейшем - привитие навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, обучение правилам пожарной безопасности.

Викторины.

Проведение викторин по разным предметам в рамках внешкольной работы, имеет в российской школе давнюю историю. И этот опыт необходимо использовать на уроках ОБЖ.

Традиционная викторина (олимпиада) представляет собой специально подобранные вопросы, часть которых ориентирована на знание каких-либо процессов, явлений или ситуаций, а часть - на сообразительность участников. Представители разных классов параллели собираются в актовом зале, где им раздаются листы с вопросами, а через некоторое время собираются листы с ответами.

Однако проведение викторин в письменной форме не особенно эффективно. Значительно более интересны, а главное - зрелищнее, викторины, проводимые в форме «вопрос-ответ», когда ведущий задает вопрос участникам, а право ответить получает первый, пожелавший это сделать. Кроме того викторины могут проводиться в форме «Клуба веселых и находчивых», программ «Поле чудес» и т.д.

При организации викторин особое внимание требуется обратить на точность формулировок вопросов, их наглядную привлекательность. Важно, что викторина, как форма игры, имеет собственную привлекательность для учащихся среднего школьного возраста. Давая детям великолепный шанс для самовыражения, она привлекает к участникам всеобщее внимание и соответственно, вызывает повышенный интерес к обсуждаемым на ней вопросам.

Конкурсы

В целях повышения готовности учащихся к действиям во время пожара целесообразно проводить разнообразные конкурсы. Это могут быть выставки рисунков, стихотворные или музыкальные вечера, куда дети представляют свои собственные работы. Подобные мероприятия хотя и проводятся в рамках школы, но обычно привлекают внимание и родителей и, иногда местных властей, что позволяет охватить влиянием и часть внешкольного населения района.

Организуя конкурсы, следует учитывать ряд моментов.

  1. Ни в коем случае нельзя обязывать детей участвовать в этом мероприятии. Должен непременно соблюдаться принцип добровольности.

  2. Состав жюри, куда должны входить не только взрослые - специалисты, учителя, но и учащиеся, не принимающие участия в самом конкурсе.

ДЮП (дружины юных пожарных) - добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, а также физической закалки, профессиональной ориентации.

ДПД (добровольная противопожарная дружина) является основной формой привлечения работников учреждений к работе по предупреждению и тушению пожаров. Ее организуют там, где численность работников 15 человек и более, независимо от наличия штатных работников пожарной охраны.

Организация ДПД и руководство ее деятельностью возлагается на руководителя учреждения. Членами ДПД могут быть все физически здоровые работники предприятия.

Главным в работе ДПД является предупреждение пожаров, то есть пожарная профилактика. Члены дружины следят за соблюдением работниками предприятия противопожарного режима на всей территории. Они постоянно ведут разъяснительную работу о соблюдении противопожарных правил, изучают с работниками предприятия первичные средства пожаротушения, порядок их использования, рассказывают, как вызвать пожарную охрану, отрабатывают планы эвакуации на практике.

Члены ДПД следят за исправностью первичных средств пожаротушения, средств пожаротушения, средств связи и пожарной сигнализации, их готовности к действию. Выявив нарушения правил пожарной безопасности. Они принимают меры к их устранению, и немедленно информирует об этом начальника ДПД.

Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.

7

1.Инструктаж.

Инструктаж по пожарной безопасности - это ознакомление сотрудников с инструкциями по пожарной безопасности под роспись в специальном бланке или журнале.

В зависимости от характера и времени проведения, противопожарный инструктаж работающих бывает вводным, первичным на рабочем месте, повторным, внеплановым, текущим.

Вводный противопожарный инструктаж проводит наиболее подготовленный работник или инженер по охране труда и технике безопасности.

Вводный инструктаж проводят со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования и профессионального стажа, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный противопожарный инструктаж должен проводится в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и пропаганды (плакаты, натуральные экспонаты, макеты, модели, видеофильмы).

В период проведения инструктажа все действия по применению средств пожаротушения и вызову пожарной охраны необходимо отрабатывать с инструктируемыми практически на макетах, действующих установках или натуральных приборах. О проведении вводного инструктажа должна делаться отметка в журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Во время проведения вводного инструктажа, вновь поступающие на работу должны подробно ознакомиться с объектовыми правилами и инструкциями по пожарной безопасности, основными причинами пожаров и загораний, общими мерами по обеспечению пожарной безопасности, а также устройством, назначением и практическим применением первичных средств пожаротушения имеющихся на объекте.

Лица, не прошедшие вводный инструктаж к работе допускаться не должны.

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми принятыми на предприятие (в организацию), переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику или обучение, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия (цеха, установки).

Этот инструктаж ставит своей целью привить инструктируемым знания о безопасных методах работы с учетом их специальностей и пожарной опасности сырья и материалов, применяемых в технологическом процессе производства, ознакомить с имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения и пожарной связи и правилами приведения их в действие. Во время инструктажа желательно рассказать о наиболее характерных случаях пожаров и загораний на объекте, о мерах их предупреждения. Работники должны изучить и хорошо усвоить свои обязанности, действия при возникновении пожара. (Отключение вентиляции и электроустановок, эвакуации детей и материальных ценностей при пожаре). Кроме того, работники должны четко знать, как устранить нарушения, чтобы они не привели к серьезным последствиям.

Повторный противопожарный инструктаж проводят через каждые шесть месяцев для всех работников.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится в случаях:

при изменении схемы или режима технологического процесса, замене одного вида оборудования на другой и т.п.;

при введении в действие новых или переработанных инструкций по безопасному проведению работ;

при поступлении на предприятие информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных объектах;

после аварии или пожара, происшедших на объекте из-за нарушения правил техники безопасности или пожарной безопасности;

по требованию инструктирующих органов или вышестоящей организации.

Текущий инструктаж проходят работники, направленные для проведения работ, в том числе лабораторных опытов. Текущий инструктаж проводиться для ознакомления работников с мерами пожарной безопасности, которые необходимо выполнять при выполнении полученной работы. Текущий инструктаж проводиться ответственным за проведение работ, перед началом их проведения и фиксируется в журнале.

Действия в случае возникновения пожара в быту и школе.

10

Если на лестничной клетке чувствуется запах дыма, значит источник в подъезде или в соседней квартире. В этом случае сразу же звоните в пожарную охрану по телефону 01.

Для обеспечения личной безопасности необходимо сохранять спокойствие. Прежде всего, нужно определить для себя, выходить или не выходить из помещения или квартиры:

  1. прежде чем выйти наружу, нужно убедиться, что за дверью нет большого пожара: посмотреть в глазок, приложить руку тыльной стороной к двери, если дверь горячая, то ни в коем случае не открывайте ее.

  2. не входите туда, где большая задымленность, так как несколько вдохов могут оказаться смертельными.

Разберем два случая, когда из здания при пожаре еще можно выйти, и когда эвакуация обычным путем уже не возможна.

Если дым и пламя позволяют выйти из квартиры, то нужно быстрее уйти как можно дальше от огня, дыма и горячего воздуха. Убегая, предупреди кого возможно. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом – он может стать ловушкой. Помните, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро; поэтому для оценки ситуации и для спасения очень мало времени. Выделяющиеся при пожаре продукты горения могут скапливаться на уровне человеческого роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком, так как чем ближе к полу, тем меньше дыма и ниже температура воздуха. В случае если вы вышли из дома незамеченными, не убегайте сразу; обязательно сообщите о себе находившимся во дворе людям, чтобы они знали, что вы покинули горящее помещение.

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу: не поддавайтесь панике, проверьте, есть ли возможность выйти по незадымляемой пожарной лестнице. Спускаясь с высоты по стационарной настенной пожарной лестнице, нужно двигаться быстро, но без суеты. Вниз не смотрите, смотрите только на свои руки и ноги. Хотя бы одна рука и одна нога должны находиться одновременно на ступеньках лестницы. По лестнице закрепленной на стене высокого дома безопасно спускаться с обратной стороны, т.е. развернувшись спиной к стене.

Если нет возможности эвакуироваться, то необходимо плотно закрыть входную дверь, намочить полотенца или одеяла и плотно заткнуть ими щели и двери изнутри квартиры. Оберните лицо повязкой из мокрой ткани и находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице.

Если нет крайней необходимости, старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как помещение быстро заполниться дымом. Благодаря тяге вслед за дымом в помещение проникнет горячий воздух и пламя. Если в квартире есть балкон или лоджия, то надо постараться выбраться туда.

Есть также несколько правил, чего при пожаре делать нельзя. Ни в коем случае не поддавайтесь панике, не рискуйте своей жизнью, пытаясь спасти имущество. Не тушите огонь самостоятельно, не вызвав предварительно пожарную охрану. Не пытайтесь затушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением. При возникновении пожара ни в коем случае не прячьтесь в шкафах, в кладовых и не забивайтесь в углы.

Если случилось так, что на ком-то загорелась одежда, необходимо набросить на него мокрое или сухое покрывало и плотно прижать его к телу для прекращения горения. Если одежда загорелась на вас, как можно скорее снимите ее или потушите, прижимаясь к полу, стене, земле. Ни в коем случае не бегите в горящей одежде – пламя только усилится. Не тушите одежду на человеке с помощью огнетушителя – возможен химический ожог тела. В помещениях, где огня нет, но они заполнены дымом и там находятся люди, откройте окна и двери для проветривания. Пострадавшего, вынесенного из задымленного помещения освобождают от одежды, расстегивают ворот, ослабляют ворот и застежку пояса, тяжело пострадавших немедленно отправляют в больницу.

Сохраняйте самообладание, не предпринимайте ничего лишнего и ждите приезда пожарных.

Заключение

5

Ответы на интересующие вопросы, опрос учащихся по пройденной теме.

(Изучаемые вопросы могут изменяться, в зависимости от возраста детей и местных условий)

Директор ____________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения, фамилия, инициалы, печать учреждения)

Ответственный за противопожарное состояние_________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения

__________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы)

АКТ

проведения практических занятий по отработке плана эвакуации в дневное

(ночное) время в __________________________________________________

(название учреждения, организации)

г.______________ «___» ___________ 20__ г.

Сообщение о пожаре поступило: ___ часов _____ минут.

Эвакуация завершена: ___ часов _____ минут.

Количество эвакуирующихся: ____________ человек.

Время, затраченное на эвакуацию: ____________ минут.

Ошибки и недочеты обслуживающего персонала при проведении эвакуации:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Недостатки действующего плана эвакуации: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Замечания инспектора ГПН: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________ _____________________

(руководитель учреждения) (Ф.И.О., подпись)

_______________________ _____________________

(ответственный за ПБ) (Ф.И.О., подпись)

_______________________ _____________________

(инспектор ГПН) (Ф.И.О., подпись)

  1. Документ

    В условиях модернизации образования эффективность работы образовательного учреждения в значительной степени зависит от организации его хозяйственной деятельности.

  2. Документ

    о результатах проведения в Челябинской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения

  3. Учебное пособие

    В учебном пособии представлены материалы и рекомендации, способствующие организации работы по обеспечению требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях различного уровня.

  4. Документ

    Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

  5. Руководство

    В руководстве рассматриваются вопросы подготовки по военно-учетным специальностям граждан, которые подлежат призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также освещаются вопросы подготовки

refdb.ru


Смотрите также