Информационная безопасность общества и личности


Вопрос 3: Информационная безопасность личности

Информационная безопасность личности – это состояние и условия жизнедеятельности личности, при которых реализуются ее информационные права и свободы.

Интересы личности в информационной сфере:

  1. Соблюдение и реализация конституционных прав и свобод личности;

  2. Реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

  3. Использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности;

  4. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;

  5. Обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от «вредной» и опасной информации:

    1. Информация вредная – содержит состав административного правонарушения (ненадлежащая реклама и др.);

    2. Опасная информация – содержит состав преступления (пропаганда религиозной ненависти и др.).

Угрозы интересам личности в информационной сфере:

  1. Принятие и применение нормативно-правовых актов, противоречащих конституционным правам граждан;

  2. Противодействие реализации права на неприкосновенность личности;

  3. Разработка и противодействие применения программных и технических средств, воздействующих на сознание;

  4. Нарушение прав граждан в области массовой информации;

  5. Манипулирование информацией (в том числе, дезинформация, сокрытие и искажение).

Источники угроз информационно-психологической безопасности:

  1. Физические лица, обладающие от природы способностями неосознаваемого воздействия на других лиц и объединения этих лиц;

  2. Религиозные и иные группы деструктивного толка;

  3. Геопатогенные зоны (территории и зоны местности, обладающие естественным деструктивным воздействием на психику человека);

  4. Антропогенные зоны (территории, где ранее проводились массовые уничтожения и захоронения людей, оказывающие деструктивное воздействие на человека).

Функции государственной системы по обеспечению информационно-психологической информации:

  1. Выявление и учет субъектов, осуществляющих негативное информационно-психологическое воздействие и контроль за их деятельностью;

  2. Введение мониторинга негативных информационно-психологических воздействий;

  3. Пресечение негативных информационно-психологических воздействий;

  4. Организация реабилитации лиц, пострадавших от негативных информационно-психологических воздействий;

  5. Подготовка кадров для обеспечения информационно-психологической безопасности;

  6. Организация системы лицензирования, сертификации, эксперты и контроля в сфере информационно-психологической безопасности;

  7. Содействие разработке и принятию стандартов, а также норм международного права.

Вопрос 4: Информационная безопасность общества

Информационная безопасность общества – состояние защищенности духовных, социальных, экономических и других ценностей общества от внешних и внутренних угроз информационной сферы.

Интересы общества в инфосфере:

  1. Обеспечение интересов личности;

  2. Построение правового и социального государства;

  3. Построение информационного общества;

  4. Сохранение нравственных ценностей;

  5. Предотвращение манипулирования массовым сознанием;

  6. Приоритетное развитие информационных технологий, сохранение и развитие научного и производственного потенциала.

_____________________________________________________________________________________

Угрозы информационной безопасности:

  1. Неисполнение требований закона;

  2. Дезинформация и разрушение накоплений и сохранения информации;

  3. Усиление информационной зависимости от зарубежных инфраструктур;

  4. Активизация различного рода религиозных сект;

  5. Снижение духовной нравственности;

  6. Увеличение оттока специалистов за рубеж;

  7. Нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание ложной информации и др.).

Секта деструктивного толка – любая авторитарная организация, практикующая вербовку и контроль сознания своих последователей. Цель – подчинения сознания членов лидеру секты, происходит психологическая дестабилизация, навязывание иной системы ценностей, контроль сознания и контроль мышления, эмоций.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности общества

  1. Создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами рынок информационных структур;

  2. Активация контрпропагандистской, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации;

  3. Разработка эстетических фильтров.

Соседние файлы в папке informpravo

studfiles.net

5 Семестр, 3 курс, Лекции по Информационному праву

Кривко Павел, 305 ИП СГАП ©2011

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

03.12.2011, 10.12.2011, 17.12.2011

Тема 10: Информационная безопасность

Вопросы лекции:

  1. Понятие безопасности личности, общества, государства. Понятие обеспечения безопасности;

  2. Понятие и виды информационной безопасности;

  3. Информационная безопасность личности;

  4. Информационная безопасность общества;

  5. Информационная безопасность государства;

  6. Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве.

Вопрос 1: Понятие безопасности личности, общества, государства. Понятие обеспечения безопасности

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основные объекты защиты:

  1. Права и свободы личности;

  2. Материальные и духовные ценности общества;

  3. Конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента, ввела понятие «национальные интересы».

Национальные интересы – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах, в том числе в информационной сфере.

Национальные интересы РФ в информационной сфере – соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользованию ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики в области безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основные принципы обеспечения безопасности:

  1. Законность;

  2. Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

  3. Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

  4. Интеграция с международными системами безопасности.

Основные задачи по обеспечению информации:

  1. Выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ;

  2. Преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

  3. Обеспечение личной безопасности граждан РФ, реализация конституционных прав и свобод;

_____________________________________________________________________________________

  1. Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры;

  2. Принятие мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против РФ;

  3. Противодействие угрозе развязывания противоборств в информационной сфере.

Вопрос 2: Понятие и виды информационной безопасности

Информационная безопасность– состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере от внутренних и внешних угроз, определяющихся совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ: основная цель – противодействие развязывания войн против РФ. Доктрина определила национальные интересы РФ в информационной сфере:

  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере – необходимость укрепления нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны (например, путем совершенствования правовой базы в информационной сфере, гарантий СМИ);

  2. Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведение до российской и международной общественности достоверной информации об официальной позиции России по значимым событиям российской и международной жизни (активизация формирования открытых государственных информационных ресурсов);

  3. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов (развитие производства конкурентоспособных ИТ, участие РФ в международной кооперации производителей этих средств и систем);

  4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории РФ (повышение безопасности информационных систем).

Главная задача– обеспечение баланса интересов личности, общества и государства.

Виды информационной безопасности

  1. Информационная безопасность личности;

  2. Информационная безопасность общества;

  3. Информационная безопасность государства.

studfiles.net

Информационная безопасность общества

Многие важнейшие интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации уже в настоящее время в значительной степени определяются состоянием окружающей их информационной сферы. При этом целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозу для безопасности человека и общества.

Понятие информационной безопасности трактуется различными исследователями по-разному. Например, В.Ю. Статьев, В.А. Тиньков определяют информационную безопасность как защиту информации и поддерживающей ее инфраструктуры с помощью совокупности программных, аппаратно-программных средств и методов, а также организационных мер, с целью недопущения причинения вреда владельцам этой информации или поддерживающей его инфраструктуре [93]

По мнению К.К. Колина, информационная безопасностьесть состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства [47].

В основе содержания понятия информационная безопасностьлежит понятие безопасность. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности» безопасность- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Основные объекты безопасности: личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные потребности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

С учетом выше изложенного информационную безопасность определяют как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз [55].

Многие государства мира, в том числе и Россия, разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности [3], а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

Проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключаются в реальном обеспечении своих конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключаются в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность выше перечисленных интересов личности, общества и государства образуют национальные интересы государства.

Основными целями обеспечения информационной безопасности России являются:

1) защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей;

2) бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности;

3) предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информа ционных ресурсов;

4) обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

К объектам информационной безопасности относятся:

а) информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограничен ного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;

б) информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);

в) система формирования, распространения и использования информационных ресурсов;

г) система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах, массовой инфор мации;

д) права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а также на защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

К числу источников внешних угроз относятся следующие:

— политика ряда стран, направленная на доминирование в информационной сфере;

- разработка рядом государств концепций «информационной войны»;

- деятельность иностранных спецслужб;

- преступная деятельность международных террористических групп;

- «культурная экспансия» ряда стран мира в. отношении других. Внутренние угрозы:

1) существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества;

2) технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и коммуникационной техники;

3) недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формиро ванию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности;

4) снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специа листов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;

5) усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Информационная преступность

Информационная преступность является современным вариантом проявления социальной девиации (отклонения) в процессе информатизации общества. Основными предпосылками для такого вида преступлений являются:

1) отставание законодательно-правовой базы от темпов развития процесса информатизации общества;

2) все большая ориентация потоков финансовой, экономической, таможенной, налоговой и иной информации в русло информационно-телекоммуникационных систем;

3) более широкое использование различных видов интеллектуальной продукции и интеллектуаль ной собственности на информационном рынке.

К основным видам информационных преступлений относятся:

—информационные преступления в интеллектуальной сфере;

—информационные преступления против личности;

—компьютерные преступления.

Наглядным и хорошо известным примером информационного преступления в интеллектуальной сфере является распространение так называемой «пиратской» информационной продукции (компьютерных программ, баз данных и т.п.). Тиражи «пиратской» информационной продукции сегодня достигли колоссальных размеров, а незаконно получаемая прибыль от ее распространения измеряется миллионами долларов США. В России проблема борьбы с такого вида преступлениями еще находится в самой начальной стадии, хотя ряд законов, Охраняющих право интеллектуальной собственности, в нашей стране уже приняты.

Одной из значительно новых проблем обеспечения информационной безопасности является проблема защиты информационных прав личности. Право на информацию является одним из важнейших прав человека. Это одно из самых крупных завоеваний демократии, которое содействует развитию человека, общества, государства и всей цивилизации в целом. Именно поэтому нарушение этого права квалифицируется как преступление против личности и преследуется по закону.

Еще один вид информационных преступлений связан с нарушением прав личности на информационную безопасность. Конституционные положения о правах личности на неприкосновенность частной жизни, на тайну в переписке.

Различаются, как правило, два направления компьютерной преступности: кража информации, денег и вирусописательство.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных программ AIDSTEST вынуждены обновлять иногда даже дважды в неделю.

Попытка создателей вирусов, как правило молодых людей, реализовать себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, «прогреметь», а также с отсутствием осознанных жизненных целей.

Уголовный Кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые предусматривает ответственность за компьютерные преступления, однако, его практическое использование зависит от общественного мнения о компьютерной преступности, которое сегодня, как правило, не осуждает ее.

Информационная война

Под информационной войнойпонимают целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере[80J.

Другими словами, это способ такого информационного воздействия на противника, который заставляет его самого разоружиться и стать после этого добычей победителя.

Теоретической основой для развития методов ведения информационной войны является общая теория систем, теория эволюции и синергетика. Последняя, в частности, утверждает, что в любой сложной самоорганизующейся системе генетически заложен механизм саморазрушения. Этот механизм имеет информационную основу и является уязвимым по отношению к внешним информационным воздействиям.

Информационным оружием, которое используется для ведения информационной войны, являются все те средства, которые позволяют:

1) уничтожить, исказить или похитить информацию, находящуюся в распоряжении противника и используемую им для своего жизнеобеспечения и обороны;

2) преодолеть средства защиты информации, предусмотренные в информационных системах противника;

3) ограничить доступ законных пользователей к необходимым им информационным ресурсам;

4) дезорганизовать работу технических и программных средств в.информационных и телекомму никационных системах противоборствующей стороны.

Таким образом, информационное оружие - это совершенно новый тип военного потенциала, использование которого позволяет не только повысить эффективность применения традиционных средств и методов ведения вооруженной борьбы, но также и полностью заменить эти средства в будущем.

Основными видами информационного оружияявляются следующие:

а) компьютерные вирусы, преднамеренно внедряемые в системы связи и управления, а также в компьютерные и телекоммуникационные системы с целью вывода из строя;

б) компьютерные логические бомбы (скрытые программные «закладки»), заранее внедряемые в технические средства, используемые для создания оборонной и гражданской информационной инфраструктуры общества;

в) средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, а также навязывание ложной информации для ее передачи по каналам радио и телевидения.

Основными особенностями информационного оружия являются:

- атакующий характер, т.е. возможность разрушительного воздействия на информационные ресурсы и информационный потенциал противника;

- скрытность, т.е. возможность маскировки и скрытого использования.

Вопросы и задания

1. Что такое информационный образ жизни?

2. В чем заключается информационное неравенство? Укажите аспекты его рассмотрения.

3. Что вы понимаете под информационной свободой личности?

4. В чем заключается информационная безопасность личности и общества?

5. Охарактеризуйте информационную преступность. Приведите ее основные виды.

6. Что вы понимаете под информационной войной и информационным оружием?

Читайте также:

lektsia.com

Информационная безопасность личности общества государства (стр. 1 из 2)

Российский Государственный Социальный Университет

Реферат на тему:

«Информационная безопасность личности, общества, государства»

Выполнил:

Студентка 1 курса

Тугарова Людмила

2008 год

Содержание:

Информатизация общества и проблема информационной безопасности

Основные цели и объекты информационной безопасности страны

Источники угроз для информационной безопасности

Основные задачи обеспечения информационной безопасности

1. Информатизация общества и проблема информационной безопасности.

Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия XX века, породило новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации уже в настоящее время в значительной степени определяется состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью в дальнейшем понимается состояние защищенности информационной среды общества , обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами – факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Осознание связи между состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших интересов человека и общества произошло совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия. И, тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

В 1998 году начата подготовка и проекта международной концепции информационной безопасности.

Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих констуционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключается в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

2. Основные цели и объекты информационной безопасности страны.

Основными целям обеспечения информационной безопасности страны (например, России) являются:

- защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей, стремления США и других развитых стран к доминированию в информационной сфере;

- бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности;

- предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информационных ресурсов;

- обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

Для достижения целей обеспечения информационной безопасности страны очень важно правильно определять объекты информационной безопасности. К таким объектам относятся:

- информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограниченного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;

- информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);

- система формирования, распространения и использования информационных ресурсов в стране;

- система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации;

- права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а так же защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

3. Источники угроз для информационной безопасности.

Источниками угроз для информационной безопасности страны могут являться внешние и внутренние факторы.

К числу источников внешних угроз относятся следующие:

- политика ряда стран, направления на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологической зависимости России от стран Запада в информационной сфере;

- разработка рядом государств концепций «информационной войны» , которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

- деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны;

- преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере;

- развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Если же говорить об источнике внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь наиболее важным являются следующие:

- существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;

- технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада;

- недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности;

- снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;

- Усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Возможными последствиями воздействия перечисленных вше внешних и внутренних угроз на информационную сферу страны могут являться следующие негативные для будущего нашей страны результаты.

1. В области геополитики и международного сотрудничества их результатом может стать утрата нашей страной своего международного авторитета передовой державы в области науки, образования и высоких технологий, а также потеря лидерства в определенных направлениях развития научно-технического прогресса. Вследствие этого могут сократиться возможности влияния страны на развитие мировых геополитических процессов, ее равноправного участия в международном разделении труда и использовании международного информационного рынка продуктов и услуг, будет затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, в которых определяющее значение имеет международный авторитет государства.

2. В области социально-экономического развития страны будет проявляться тенденция к снижению темпов научно-технического прогресса и перехода к использованию высокоэффективных передовых технологий, что приведет к замедлению развития экономики, снижению качества и уровня жизни людей, повышению уровня социальной напряженности в обществе.

3. В области государственного управления может произойти дискредитация органов государственной власти и местного самоуправления, созданы искусственные трудности в обеспечении их нормального функционирования, а также дисбаланс интересов личности, общества и государства, что может спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты в обществе, забастовки и массовые беспорядки.

4. В области развития культуры, образования и духовной сферы общества результатом воздействия информационных угроз могут стать утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чужой идеологии и моральных ценностей, проявление бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания.

mirznanii.com


Смотрите также