Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности


Государственная политика в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в Российской Федерации

С началом нового тысячелетия Россия вступила в новый этап инновационного развития ядерной энергетики и атомной отрасли в целом - во второй государственный атомный проект. Законодательной базой для реализации второго атомного проекта являются федеральные законы, принятые по инициативе Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реформировавшие атомную отрасль для достижения целей ее интенсивного развития:

  • «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса…» от 05.02.2007 №13-ФЗ;
  • «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 №317-ФЗ;
  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 01.12.2007 №318-ФЗ.

Конкретные задачи и пути их решения при реализации второго государственного атомного проекта определены политическими решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:

  • ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года» (утв. Правительством Российской Федерации от 06.19.2006 №605);
  • Программа деятельности ГК «Росатом» на долгосрочный период (2009 - 2015 годы) (утв. Правительством РФ от 20.09.2008 №705);
  • Указ Президента РФ «О мерах по созданию ГК «Росатом» (от 20.03.2008 №369);
  • Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. Правительством РФ от 13.11.2009 №1715-р);
  • ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года» (утв. Правительством РФ от 03.02.2010 №50).

Следует отметить, что возврат к развитию ядерной энергетики является практически вынужденной мерой, активно обсуждавшейся в рамках ООН на «Саммите тысячелетия» 6-8 сентября 2000 г., г. Нью-Йорк и поддержанной руководителями ведущих стран мира, включая Президента России В.В. Путина. Соответствующие решения государственных и политических руководителей большинства развитых, а также развивающихся стран мира, обусловлены несомненными преимуществами ядерной энергетики.

  • отсутствует выброс продуктов сгорания
  • отсутствует сжигание кислорода
  • отсутствует вклад в парниковый эффект
  • отсутствует зависимость от транспортировки топлива
  • возможность повторного использования ядерного топлива
  • высокая единичная мощность
  • низкая себестоимость энергии, особенно тепловой
  • возможность размещения в регионах, бедных энергетическими ресурсами.

Ренессанс мировой ядерной энергетики имеет глобальные объективные причины, заключающиеся в совпадении коренных интересов роста энерговооруженности человечества и решения экологических проблем промышленного развития, включая проблемы изменения климата, сохранения кислородного баланса, ослабления зависимости от сырьевых источников энергии и их сбережения для иных способов использования, кроме теплового сжигания.

На современном этапе ядерная энергетика должна стать универсальным средством, которое сможет удовлетворить растущие потребности не только промышленности, но и социально-экономического развития страны, исходя из существующего положения дел и с точки зрения перспектив. Атомный комплекс – одна из немногих высокотехнологичных сфер, которая сохранила свою конкурентоспособность.

Основные направления государственной политики в области использования атомной энергии определяет Президент Российской Федерации. Эти полномочия Президента распространяются на все аспекты и направления государственной политики в этой области - научно-технические, инвестиционные, структурные, а также на обеспечение безопасного использования атомной энергии.

Концептуальным документом, определившим на федеральном уровне цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, являются Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 4 декабря 2003 года (далее - Основы).

Реализация положений Основ осуществляется посредством следующих основных инструментариев (рис. 1):

  • плана мероприятий по реализации Основ, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
  • федеральных целевых программ, направленных на решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
  • иных программно-целевых средств и методов, включая совершенствование нормативной правовой базы и структуры государственного управления и государственного регулирования в области использования атомной энергии.

В Основах выделены приоритетные направления, на которых необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов. К ним, в частности, относятся:

  • совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики;
  • совершенствование государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая повышение эффективности лицензионной деятельности и экспертиз безопасности в этой области.

Рисунок 1.

В атомной отрасли жестко действует примат безопасности, обеспечение которой является обязательным условием осуществления любого вида деятельности (рис. 2).

Рисунок 2.

Особенностью атомной отрасли является необходимость обеспечения ЯРБ, как уникальных и специфических видов безопасности, присущих только использованию атомной энергии.

Атомная отрасль является единственной, где в полной мере действует система государственного управления использованием атомной энергии и система государственных гарантий безопасности.

Ядерно и радиационно опасную деятельность осуществляют эксплуатирующие организации, признанные органом государственного управления. Статус и ответственность таких организаций установлена законодательно.

Кроме того, этой отрасли присуща специфическая для ядерных объектов культура безопасности, высокий профессионализм и чувство ответственности работников.

В рамках системы государственного управления обеспечение ЯРБ атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, защита персонала и населения от ядерной и радиационной опасности достигается совокупностью взаимосвязанных мер нормативно-правового, организационного, методического, экономического, конструктивно-технологического и иного характера.

В системе государственного управления ядерной и радиационной безопасностью насчитывается несколько десятков организационно-технических систем, реализующих такого рода меры.

Укрупняя, можно выделить следующие основные системы обеспечения ЯРБ (рис. 3):

  • надзор, контроль, сбор и анализ информации;
  • мониторинг (АСКРО, АСМЯРОГ, АСБТ);
  • управление охраной труда;
  • подготовка, переподготовка и проверка знаний работников;
  • управление ФЦП;
  • учет и контроль ЯМ, РВ и РАО;
  • обеспечение физзащиты;
  • лицензирование;
  • функции органа госуправления в отношении эксплуатирующих организаций;
  • Государственный компетентный орган;
  • сертификация;
  • предупреждение и ликвидация ЧС;
  • конвенциональные обязательства.

Рисунок 3.

Область обеспечения ЯРБ подразделяется на ряд сегментов, относящихся к различным видам и стадиям жизненного цикла объектов использования атомной энергии. К первому из таких сегментов относится обеспечение эксплуатационной безопасности действующих объектов. Этот сегмент включает:

  • проектирование и сооружение объектов на основе требований безопасности;
  • эксплуатацию объектов, их ремонт и поддержание ресурса в соответствии с технологическими и эксплуатационными документами;
  • обращение с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), образующимися при эксплуатации объектов, до момента их удаления с объектов.

Ко второму сегменту относится обеспечение ЯРБ при выводе объектов из эксплуатации. Этот сегмент включает:

  • разработку проектов вывода объектов из эксплуатации на основе оптимизации соотношения «польза-вред»;
  • работы по демонтажу объектов, дезактивации и реабилитации территорий;
  • обращение с РАО и ОЯТ, образующимися при выводе объекта из эксплуатации, до момента их удаления с объектов.

К третьему сегменту относится обеспечение ЯРБ при обращении с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), образующимися при эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, после удаления ОАО и ОЯТ с объектов. Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» (ст.48) установлено, что хранение или захоронение радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. В этом случае предполагается, что обеспечение безопасности осуществляется в соответствии с известными технологиями.

В зависимости от видов и стадий жизненного цикла объектов этот сегмент включает деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, приему, хранению РАО и ОЯТ, захоронению РАО.

К четвертому сегменту обеспечения ЯРБ относится проблема негативного наследия «советского атомного проекта». Помимо существенных денежных затрат, она потребует от Госкорпорации «Росатом» новых, нередко нестандартных подходов к решению проблем, накопившихся еще с советских времен: новых методов по переработке и хранению ОЯТ и РАО, новых способов реабилитации загрязненных территорий и так далее. В соответствии с Основами государственной политики по обеспечению ЯРБ для решения этих непростых проблем Правительство РФ еще в 2007 году утвердило федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Для эффективного и скоординированного функционирования всех перечисленных сегментов обеспечения ЯРБ необходима соответствующая законодательная база. Однако существующее законодательство далеко не в полной мере регулирует обеспечение ЯРБ.

Так, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» достаточно подробно регламентирует обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок на стадиях их размещения, проектирования, сооружения и эксплуатации, а также правовой статус эксплуатирующих организаций и механизмы государственного регулирования безопасности.

Однако вопросы вывода атомных объектов из эксплуатации, обращения с РАО и ОЯТ изложены в нем рамочно, что недостаточно для практического применения.

Кроме того, установленные этим законом механизмы государственного регулирования безопасности не дифференцированы в зависимости от потенциальной величины и характера контролируемой опасности, как того требуют принципы МАГАТЭ. Именно поэтому возникают непреодолимые трудности с применением норм указанного закона к радиационным источникам.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» достаточно полно регламентирует обеспечение радиационной безопасности, как ядерных установок, так и радиационных источников. Однако и в нем не урегулированы многие аспекты безопасного вывода объектов из эксплуатации, обращения с РАО и ОЯТ.

Поэтому для реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности необходимо разработать федеральные законы, регулирующие обращение с РАО, обращение с ОЯТ и, возможно, вывод ядерных установок из эксплуатации (рис.4).

Рисунок 4.

Однако первоочередным в этом перечне является, безусловно, законопроект об обращении с РАО, так как именно эта деятельность присутствует во всех сегментах обеспечения безопасности, занимая в них существенное, а в ряде случаев - основное место.

Это мнение неоднократно поддерживалось Государственной Думой и Правительством Российской Федерации.

Значительным шагом на пути реализации государственной политики по обеспечению ЯРБ явилось завершение подготовки проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами» и его принятие в первом чтении Государственной Думой (рис. 5). Второе чтение законопроекта планируется провести 17 марта 2010 г.

Рисунок 5.

Опыт работы над законопроектом показывает, что правовая схема создания основ единой государственной системы в области обращения с РАО не может быть в полной мере применена к проблемам обращения с отработавшим ядерным топливом и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Очевидно, что здесь требуются новые подходы и законодательные решения.

Законопроектом определяются следующие основные положения: - создается единая государственная система обращения с РАО, основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО и национальный оператор по обращению с РАО. Также определяется сфера деятельности существующих органов государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в системе обращения с РАО;

- устанавливается обязанность производителей РАО приводить РАО в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору.

Сроки нахождения РАО у производителей ограничиваются лимитами, устанавливаемыми органом государственного управления в области обращения с РАО по согласованию с органами государственного управления использованием атомной энергии; - определяется, что финансирование работ по захоронению РАО ведется на основе разовых платежей производителя – для нерегулярных производителей РАО; на основе отчислений в специальные резервные фонды Госкорпорации «Росатом» – для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты; в определяемом Правительством Российской Федерации порядке – для РАО, находящихся в федеральной собственности; - вводится положение, по которому захоронение РАО могут осуществлять только национальный оператор и определенные Правительством Российской Федерации отдельные крупные производители РАО; - в отношении накопленных РАО предусмотрены два варианта действий: их удаление для последующего захоронения или захоронение непосредственно в местах их нахождения при обеспечении необходимого уровня безопасности. Выбор варианта определяется из требований безопасности и экономической целесообразности;

- предусматривается ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.

Единая государственная система обращения с РАО предусматривает деятельность уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти и организаций, включая: - орган государственного управления в области обращения с РАО; - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, - органы управления использованием атомной энергии в пределах полномочий по обращению с РАО; - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, - органы государственного регулирования безопасности в пределах полномочий по обращению с РАО; - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при обращении с РАО, образующимися в результате осуществления видов деятельности, связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; - национального оператора; - специализированные организации;

- производителей РАО.

Рисунок 6.

Принятие законопроекта позволит отрегулировать отношения по обращению с РАО на единой законодательной основе, установить обязательное требование по захоронению РАО и распространить базовый природоохранный принцип «загрязнитель платит» на обращение с РАО, а также обеспечить реализацию обязательств Российской Федерации в области безопасного обращения с РАО (рис. 6).

Будут исключены чрезмерное бремя на будущие поколения и негативные экологические последствия, связанные с накопленными и не изолированными от окружающей среды РАО, а также созданы механизмы устойчивого финансирования деятельности по обращению с вновь образующимися РАО.

Реализация законопроекта обеспечит формирование условий для развития атомной отрасли Российской Федерации и расширения экспорта российских ядерных технологий.

Наряду с разработкой и принятием ФЗ «Об обращении с РАО», который позволит решить основную проблему, доставшуюся нам в качестве негативного наследия первого атомного проекта Советского Союза, и тем самым расчистит площадку для дальнейшего ускоренного безопасного развития использования атомной энергии, необходимо устранить препятствия на пути этого развития в виде необоснованных требованиями обеспечения безопасности избыточных методов регулирования безопасности при использовании атомной энергии, дублирующих друг друга и создающих к тому же предпосылки коррупционности.

Этого можно добиться реализацией одного из основных принципов МАГАТЭ – принципа дифференцированного применения методов обеспечения и регулирования безопасности, адекватных степени потенциальной опасности видов деятельности в области использования атомной энергии и соответствующего категорирования объектов использования атомной энергии по степени опасности.

Этот вопрос неоднократно предлагался авторами и обсуждался в Ростехнадзоре, в Минприроды России, на заседаниях круглых столов в Государственной Думе (2008 и 2009 гг.) и был с пониманием воспринят участниками круглых столов и отражён в рекомендациях Государственной Думы.

Предлагается следующая дифференциация видов разрешений на осуществление определённых видов деятельности и категорий организаций (рис. 7).

Рисунок 7.

Реализация указанных предложений возможна внесением изменений в «Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

Одновременно с этим необходимо разработать предложения о внесении изменений в нормативно-законодательные акты, в первую очередь в ФЗ «Об использовании атомной энергии», в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и, возможно, в ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Эти изменения должны законодательно закрепить дифференцированный подход к обеспечению и регулированию безопасности в соответствии с концепцией и критерием допустимого (социально-приемлемого) риска, введенного ФЗ «О техническом регулировании». Потребуется также корректировка законодательного определения понятий «эксплуатирующая организация» и «организация, выполняющая работы и предоставляющая услуги для эксплуатирующей организации», а фактически в области использования атомной энергии.

Указанные предложения в полной мере соответствуют Основам государственной политики, рекомендациям круглых столов Государственной Думы и современным принципам и рекомендациям МАГАТЭ, МКРЗ, НКДАР ООН и международной практике.

www.atomic-energy.ru

Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности Статья 32. Лицензиат

Лицензиат - юридическое или физическое лицо, имеющее выданный в установленном порядке разрешение органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензиат уполномочивается владельцем источника ионизирующего излучения, ядерной установки на выполнение какого-либо из видов деятельности, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона. Полномочия лицензиата, что определяются владельцем ядерной установки, источника ионизирующего излучения, должны быть достаточными для выполнения им функций по ответственности за безопасность и не должны противоречить требованиям законодательства Украины.

Лицензиат несет всю полноту ответственности за радиационный и физической защите и безопасности ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, другого источника ионизирующего излучения независимо от деятельности и ответственности поставщиков и органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Лицензиат должен иметь финансовые, материальные и другие ресурсы, соответствующую организационную структуру и персонал для поддержания уровня безопасности, предусмотренного нормами, правилами и стандартами по безопасности, а также требованиями выданного разрешения.

Лицензиат должен иметь финансовые возможности возмещения убытков от аварий, которые могут произойти при использовании ядерной энергии, собственными средствами или за счет средств страховых компаний (организаций).

Полномочия лицензиата в отношении указанных видов деятельности вступают в силу только после получения соответствующего разрешения органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Лишение лицензиата соответствующего разрешения не освобождает его от ответственности за безопасность ядерной установки или источники ионизирующего излучения до момента передачи их другим лицам или получения нового разрешения.

Лицензиат устанавливает требования к квалификации персонала в зависимости от его ответственности за безопасное использование ядерных установок, источников ионизирующего излучения, контроль за ними и за надлежащую эксплуатацию оборудования, которое связано с обеспечением безопасности. Требования к квалификации персонала, выполняющего свои функции на основе выданной ему лицензии (лицензированный персонал), должны быть приняты органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

В случае аварии лицензиат обязан непрерывно с момента начала аварии вести контроль и прогноз выхода радиоактивных веществ за пределы ядерной установки или объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, и информировать об этом соответствующие органы и организации в установленном порядке.

Лицензиат обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию мероприятий по защите персонала и населения в случае аварии на ядерной установке или при применении источников ионизирующего излучения.

Лицензиат в пределах своей компетенции обязан обеспечить реализацию мероприятий по подготовке специальной социальной инфраструктуры в зоне наблюдения для своевременного реагирования и преодоления аварийной ситуации.

Лицензиат обязан извещать орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности о каждом дополнительный источник ионизирующего излучения, а также о передаче источника ионизирующего излучения другому лицу, имеет соответствующее разрешение. Лицензиату запрещается передавать источник ионизирующего излучения лицу, не имеет соответствующего разрешения.

kodeksy.com.ua

Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности Статья 76. Срок иска по делам о возмещении ядерного ущерба

Право на предъявление иска о возмещении ядерного ущерба, причиненного жизни и здоровью лица, не ограничивается сроком давности.

Право на предъявление иска о возмещении ядерного ущерба, причиненного имуществу или окружающей среде, действует в течение десяти лет со дня причинения вреда.

Если ядерный ущерб причинен ядерным инцидентом, связанным с ядерным материалом, который во время этого ядерного инцидента был похищен, утерян, выброшен или оставлен без присмотра, период, установленный в соответствии с частью второй настоящей статьи, исчисляется со дня возникновения этого ядерного инцидента, но ни в коем случае не должен превышать двадцати лет со дня кражи, потери, выбрасывания или оставления ядерного материала без присмотра.

Право на возмещение ядерного ущерба, предусмотренное частями второй и третьей настоящей статьи, теряет силу, если иск не подан в течение трех лет со дня, когда лицо, которому причинен ядерного ущерба, знала или должна была знать о такой ущерб и об операторе, который является ответственным за этот вред, при условии, что периоды, установленные в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи, не будут превышены.

kodeksy.com.ua

Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности Статья 81. Ответственность персонала и должностных лиц ядерной установки, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, источники ионизирующего излучения, предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение законодательства в сфере использования ядерной энергии

Нарушение законодательства в сфере использования ядерной энергии персоналом и должностными лицами ядерной установки, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, источников ионизирующего излучения, персоналом и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих любую другую деятельность в сфере использования ядерной энергии, и гражданами влечет за собой дисциплинарную, гражданскую (кроме гражданской ответственности за ядерный ущерб), административную и уголовную ответственность в соответствии с законом.

Правонарушениями в сфере использования ядерной энергии являются:

нарушение норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности;

несоблюдение требований по размещению ядерных установок, источников ионизирующего излучения;

проведение работ на ядерной установке, источнике ионизирующего излучения, а также обращение с ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения без наличия разрешения;

использование ядерной установки, источников ионизирующего излучения, ядерных материалов в медицинских целях без разрешения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения; невыполнение условий разрешений органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности;

невыполнение предписаний органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности;

предоставление разрешений и предписаний должностными лицами органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности с нарушением установленного порядка;

поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию неисправного оборудования ядерных установок, источников ионизирующего излучения;

принятия в эксплуатацию ядерных установок, источников ионизирующего излучения без сооружения и ввода в действие всех предусмотренных проектом этих комплексов объектов;

принятия в эксплуатацию ядерных установок, источников ионизирующего излучения без реализации мер по обеспечению защиты персонала этих установок, население прилегающих районов и окружающей среды;

создание препятствий в исполнении должностными лицами органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности своих функций;

невыполнение служебных обязанностей в критических ситуациях, что привело или могло привести к человеческим жертвам или радиоактивного загрязнения окружающей природной среды;

самовольное оставление ядерных установок, источников ионизирующего излучения оперативным персоналом дежурной смены;

допуск к работе на ядерной установке, источнике ионизирующего излучения персонала, не прошедшего соответствующую подготовку или не имеет документа, удостоверяющего его квалификацию, лиц моложе 18 лет, а также тех, которые имеют медицинские противопоказания;

допуск к работе с ядерными материалами и на ядерных установках и объектах, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, другими источниками ионизирующего излучения, лиц, не прошедших специальной проверки;

насильственные действия, которые препятствуют оперативному персоналу и должностным лицам исполнять служебные обязанности;

прямое или опосредованное принуждение должностными лицами оперативного персонала к нарушению регламента и инструкций по эксплуатации ядерной установки, источника ионизирующего излучения;

уклонение от выполнения своих обязанностей в соответствии с действующим планом защиты населения и персонала в случае аварии;

направление должностным лицом подчиненных в радиационно опасные зоны без их согласия и без информирования о возможных уровне облучения, а также с нарушением предусмотренных для этих условий норм, правил и инструкций;

необоснованный отказ от предоставления информации или предоставление недостоверной информации, несвоевременное предоставление или сокрытие информации, а также необоснованное отнесение информации, указанной в части первой статьи 10 настоящего Закона, к категории сведений с ограниченным допуском;

сокрытие факта о возникновении аварии на ядерной установке, источнике ионизирующего излучения или несвоевременное информирование об этом органов государственной власти и самоуправления;

сокрытие и искажение информации об аварии или других данных, влияющих на оценку безопасности;

сокрытие информации о состоянии радиоактивного загрязнения окружающей природной среды, а также предоставление умышленно ложной информации о состоянии радиационной обстановки;

необоснованный или умышленный выброс радиоактивных веществ в атмосферу, водную среду и недра в количествах, превышающих предельно допустимые уровни;

кража, незаконное приобретение, хранение, передача, продажа, использование или разрушение ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, сокрытие информации о подготовке или совершении таких действий;

действия, которые привели или могли привести к ядерной вреда;

требование совершить определенные действия или воздержаться от них, соединенная с угрозой использования ядерных материалов или источников ионизирующего излучения;

нарушение установленного порядка ядерного экспорта и импорта; привлечение в хозяйственный оборот в целях использования и потребления населением продукции, подвергшейся облучению, или производство и реализация без разрешения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения продукции, содержащей радиоактивные вещества сверх установленной нормы;

нарушение требований по обеспечению физической защиты ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, ядерной установки и радиоактивных отходов;

участие в проведении на территории ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, несанкционированных общественных мероприятий;

организация несанкционированных митингов и других мероприятий вне территории ядерной установки, объекта, предназначенного для обращения с радиоактивными отходами, если эти меры повлекли или могли повлечь препятствия в доставке к ним людей, грузов, пожарной или другой специальной техники, а также если произошли или могли произойти нарушение дееспособности систем жизнеобеспечения установки, объекта.

Ответственность за другие правонарушения в сфере использования ядерной энергии устанавливается законом.

kodeksy.com.ua


Смотрите также