Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта


Правила пожарной безопасности на судах

Обеспечить пожарную безопасность на водном транспорте любого назначения очень важно. Каждое судно имеет не менее десяти смежных помещений с разной степенью пожароопасности, в материалах судна и отсеков есть горючие вещества. Эвакуация людей затрудняется, поскольку пути вывода ограничены.

При пожаре тепло очень быстро перекидывается на смежные помещения из-за наличия легко нагревающихся элементов в сооружении (например, пластмассы) и высокой теплопроводности металлических конструкций.

Самые распространенные причины возникновения пожара на судне:

  • нарушение правил пожарной безопасности (курение в неустановленных местах, неаккуратное обращение с электроприборами и огнем);
  • повреждения проводки или электрических устройств;
  • наличие большого количества легковоспламеняющихся материалов;
  • несоблюдение правил по проведению огнеопасных работ (сварка и другие действия, связанные с открытым огнем);
  • разбрызгивание топлива на горячие поверхности механизмов;
  • возникновение искр при работе котлов, печей и ударах;
  • попадание разрядов статического и атмосферного электричества.

Ответственным за обеспечение ПБ судна и его оснащение противопожарными и сигнальными приборами является владелец транспорта. За противопожарную безопасность судна, находящегося в плавании, отвечает капитан. Если судно нуждается в восстановлении, то все обязательства ложатся на ремонтную организацию.

Правила пожарной безопасности на судах морского флота

Первым, главным, мероприятием является проведение детального инструктажа персонала и работников судна. В том случае, если водный транспорт служит для перевозки пассажиров, то в течение суток после отплытия они тоже должны ознакомиться с правилами пожарной безопасности, изучить места размещения спасательных устройств на судне, а также проработать правила пользования средствами спасения на воде.

Противопожарная подготовка на судне является обязательной для всех членов экипажа и включает в себя изучение:

  • конструкции судна;
  • схем противопожарной защиты;
  • организации тушения пожара;
  • средств пожаротушения и правил их использования;
  • точек сбора членов экипажа;
  • личных мер безопасности.

Для членов экипажа периодически устраиваются практические учения.

Наиболее посещаемые места должны быть оборудованы стендами, изображающими:

  • расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
  • схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
  • помещения, оборудованные системой пожарной сигнализации;
  • пути эвакуации и средства доступа в разные помещения;
  • помещения, оснащенные стационарными системами пожаротушения, устройства управления ими, местонахождение пожарных кранов;
  • системы вентиляции и всех ее элементов;
  • мест хранения инструкций по техобслуживанию и использованию всех противопожарных средств.

На судне должны формироваться специальные группы людей, находящиеся на стационарных контрольных постах. Их функции – разведка пожара, герметизация помещений, эвакуация людей и т. д. Обязательно наличие на судне центрального поста, на котором установлены:

  • система оповещения и обнаружения пожара постоянного использования;
  • автоматическая дождевальная система тушения пожара;
  • панель индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей;
  • система управления открытием/закрытия водонепроницаемых дверей и закрытия противопожарных дверей;
  • вентиляторы;
  • система сигнализации и связи;
  • микрофон системы громкоговорящей связи.

Противопожарная система должна быть оснащена тревожным сигналом оповещения, представляющим собой непрерывный громкий звонок длительностью 25 – 30 сек, который дублируется посредством громкоговорителей.

Мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность судов:

  • конструирование судов согласно установленным правилам;
  • снабжение судов противопожарным оборудованием и другими средствами;
  • хранение противопожарной техники в специальных местах с открытым доступом (пожарные посты), работоспособность и полная исправность оборудования;
  • выполнение всех правил и требований членами экипажа;
  • соблюдение противопожарного режима на судне;
  • знание и четкое следование специальным требованиям при перевозке грузов, погрузочным / разгрузочным и другим работам.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта

Правила пожарной безопасности должны знать и выполнять все владельцы судов и члены экипажа. Для этого проводится обучение всех присутствующих на судне по разным направлениям, и четыре вида инструктажа: вводный, первичный, повторный и внеплановый. Перевозка веществ и материалов высоких классов пожаро- и взрывоопасности предусматривает изучение членами экипажа дополнительных правил.

Организация мероприятий по обеспечению на судах противопожарного режима, а также следование установленным правилам пожарной безопасности при протекании технологических процессов в периоды работы, ремонта или отстоя судна, должна выполняться специальными службами судовладельца, судоремонтных предприятий или порта. Если такой службы нет, данные функции исполняет технический персонал со специальной подготовкой.

Каждое судно должно иметь места (машинное отделение, рулевая рубка, коридоры жилых помещений, палубы), оснащенное плакатами со схемами:

  • позиций управления средствами пожаротушения;
  • размещения пожарных кранов и оборудования;
  • путей эвакуации;
  • точек удаленного закрытия трубопроводов топливных емкостей;
  • помещений, оборудованных стационарными системами пожаротушения.

Места, отведенные для курения, должны обеспечиваться металлическими урнами с водой табличками с соответствующими надписями.

На судах внутреннего водного пользования запрещается:

  • использовать открытый огонь;
  • курить, если это не специально отведенные места;
  • применять непредусмотренные правилами электроприборы;
  • хранить горючие жидкости или склонные к воспламенению материалы в открытых бутылках, лаки и краски – вне малярных кладовых, самовоспламеняющиеся материалы – ворохом или связанными;
  • сушить около отопительных электроприборов вещи;
  • делать барьеры на проходах и доступах к средствам пожаротушения.

Правила пожарной безопасности на судах речного флота

Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации – на капитане или командире.

Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:

  • прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих – на рабочем месте;
  • проведением ежегодного повторного инструктажа;
  • проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам пожарной безопасности;
  • соблюдением правил пожарной безопасности;
  • регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;
  • подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;
  • оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта российской федерации (извлечения)

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта российской федерации (извлечения)

2. Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река – море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

5. Судовладельцы (далее также – владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

6. Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

7. Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

10. Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне

III. Требования пожарной безопасности на судах в период эксплуатации

IV. Требования пожарной безопасности на судах при перевозке пассажиров

V. Требования пожарной безопасности на судах, перевозящих взрыво-, пожароопасные и нефтеналивные грузы

VI. Требования пожарной безопасности при стоянке судов у причалов и на рейдах

VII. Требования пожарной безопасности на судах, находящихся в пунктах ремонта и отстоя

VIII. Требования пожарной безопасности при проведении на судах взрыво-, пожароопасных ремонтных работ

IX. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах и пунктах отстоя флота 

Следующая глава

Книга Охрана труда на транспорте. Содержание - Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта российской федерации (извлечения)

Распоряжение от 17 июля 2002 г . № НС-101-р

О мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях внутреннеговодного транспорта( извлечения)

Росречфлотом разработана отраслевая программа улучшения условий и охраны труда на 2001 – 2005 годы. Пересматриваются отраслевые нормативные и технические акты по охране труда, разработана методическая база для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на судах и береговых предприятиях речного транспорта. Организовано и проводится обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций внутреннего водного транспорта.

В 2001 году организациями речного транспорта израсходовано на мероприятия по охране труда около 68 млн. рублей, что на 19,8% больше, чем в 2000 году.

В целях усиления профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и улучшению условий труда на внутреннем водном транспорте:

1. Руководителям государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, федеральным государственным унитарным предприятиям водного транспорта обеспечить:

• анализ состояния условий и охраны труда в организациях, разработку комплексных программ по улучшению условий и охраны труда и промсанитарии на пятилетний период;

• в организациях, не имеющих подразделений по охране труда, – введение в обязательном порядке должности специалиста по охране труда и укомплектование имеющими соответствующую подготовку или опыт работы в этой области специалистами;

• обучение и проверку в установленном порядке знаний требований охраны труда на курсах при высших учебных заведениях речного транспорта;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ на соответствие требованиям охраны труда;

• разработку по результатам аттестации рабочих мест мероприятий по улучшению условий и охраны труда и их финансирование;

• совместно с профсоюзными организациями создание комитетов (комиссий) по охране труда, организацию совместных действий по обеспечению требований охраны труда и проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах. 

Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта российской федерации (извлечения)

2. Правила устанавливают требования пожарной безопасности на судах внутреннего и смешанного (река – море) плавания, находящихся в эксплуатации, ремонте и отстое, и обязательны для выполнения всеми судовладельцами и членами экипажей судов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Экземпляр данных Правил должен находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без экипажа.

5. Судовладельцы (далее также – владельцы судов), капитаны судов организуют изучение Правил и обеспечивают выполнение на судах требований и мероприятий, предусмотренных ими.

6. Все члены экипажей судов, а также иные лица, работающие или выполняющие на судне обязанности, связанные с деятельностью судна, обязаны знать и выполнять правила пожарной безопасности, владеть практическими навыками борьбы с пожарами, а в случае возникновения пожара действовать согласно судовому расписанию по тревогам.

Пассажиры, находящиеся на судах, должны быть ознакомлены с противопожарным режимом и соблюдать требования пожарной безопасности.

7. Для борьбы с пожарами и за живучесть судна в составе общесудового плана пожаротушения должно быть предусмотрено создание аварийных партий (групп) из членов экипажа. Количество и численный состав аварийных партий (групп) устанавливаются в зависимости от численности экипажа судна и его назначения.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на владельца судна, эксплуатирующего его от своего имени, независимо от того, является ли он собственником судна или использует его на ином законном основании.

10. Обо всех случаях пожара, причинах и принимаемых мерах по спасению людей и ликвидации пожара капитан судна обязан сообщить в ближайшую диспетчерскую службу бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и владельцу судна.

II. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судне

III. Требования пожарной безопасности на судах в период эксплуатации

IV. Требования пожарной безопасности на судах при перевозке пассажиров

V. Требования пожарной безопасности на судах, перевозящих взрыво-, пожароопасные и нефтеналивные грузы

VI. Требования пожарной безопасности при стоянке судов у причалов и на рейдах

VII. Требования пожарной безопасности на судах, находящихся в пунктах ремонта и отстоя

VIII. Требования пожарной безопасности при проведении на судах взрыво-, пожароопасных ремонтных работ

IX. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах и пунктах отстоя флота 

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г . № 349

Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (извлечения)

1. Настоящее Положение распространяется на экипажи эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации судов с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт, несамоходных судов вместимостью не менее 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации и получивших свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации, выдаются следующие виды документов:

а) дипломы:

капитана;

старшего помощника капитана;

второго помощника капитана;

третьего помощника капитана;

механика;

первого помощника механика;

второго помощника механика;

третьего помощника механика;

капитана судна с главными двигателями мощностью от 55 кВт ( 75 л .с.) до 110 кВт ( 149 л .с.);

капитана скоростного судна;

электромеханика;

первого помощника электромеханика;

второго помощника электромеханика;

третьего помощника электромеханика;

начальника радиостанции;

командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

первого помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

второго помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

третьего помощника командира земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда;

механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

первого помощника механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

второго помощника механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

третьего помощника механика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

первого помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

второго помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

третьего помощника электромеханика на земснаряде, землесосе, дноочистительном снаряде;

б) квалификационные свидетельства:

шкипера;

боцмана;

рулевого;

кормщика;

матроса;

моториста;

машиниста;

электрика судового;

радиооператора;

лебедчика;

повара;

проводника.

3. Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются квалификационными комиссиями по результатам квалификационных испытаний.

Квалификационные испытания проводятся по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

4. Дипломы, выданные лицам командного состава судов, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже 1 раза в 5 лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет.

44


Смотрите также