Обеспечение авиационной безопасности специальность


Специальность «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов»

Среди профессиональных дисциплин направления есть как технические, так и гуманитарные предметы. К первым относятся прикладная геометрия и инженерная графика, механика, электротехника, электроника, материаловедение и технология конструкционных материалов и др. Ко вторым – воздушное право, авиационная безопасность, оперативное управление. Обязательный предмет курса – авиационный английский язык. Практика проходит в аэропортах и авиакомпаниях.

бакалавриат

Facebook

Вконтакте

Google+

Одноклассники

Twitter

Профили обучения: Эксплуатация аэропортов; Обеспечение полетов воздушных судов Формы обучения:очная, очно-заочная, заочная Экзамены:математика (профильный), русский язык, физика / информатика и ИКТ / химия (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза)Профессиональный экзамен Специалисты данного направления отвечают за обслуживание полетов воздушных судов. Занимаются организацией использования воздушного пространства и воздушного движения. В зависимости от места работы могут принимать участие в организации воздушных перевозок и авиационных работ; обеспечении безопасности полетов воздушных судов и безопасности использования воздушного пространства; авиационной безопасности, поисковых и аварийно-спасательных работ; технологических процессов и производств на воздушном транспорте. Недавние выпускники направления могут рассчитывать на должности младших диспетчеров, сотрудников эксплуатационных служб. Средняя заработная плата на этих позициях — 20–25 тысяч рублей. Должность авиадиспетчера можно получить, наработав определенный опыт. Доход этих специалистов 40–-50 тысяч рублей. Важный момент: сменная напряженная работа, предполагающая высокий уровень ответственности, подходит далеко не всем. Другой вариант карьеры — работа в одной из эксплуатационных служб аэропорта.

Факультет аэропортов и инженерно-технического обеспечения полётов (ФАИТОП)

Факультет аэропортов и инженерно-технического обеспечения полётов (ФАИТОП) образован в 2014 году в результате проведения реорганизационных процедур в Университете гражданской авиации и объединении трёх факультетов: факультета аэропортов и авиаперевозок, инженерно-технического факультета, командного факультета.

  • 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38
  • м. «Московская»: авт. № 13, маршр. №№ 13, 213
  • 8 (812) 704-15-57 (приемная комиссия)
  • 8 (812) 704-18-18 (справочное бюро)
  • [email protected], [email protected]
  • www.spbguga.ru

    Срок подачи документов:
  • для поступающих на места в рамках контрольных цифр с 19 июня по 20 августа 2017 года;
  • для поступающих по договорам об оказании платных образовательных услуг с 19 июня по 20 августа 2017 года.
    При подаче заявления о приеме на обучение поступающий представляет:
  • заявление о приёме;
  • ксерокопия паспорта;
  • документ о среднем образовании или заверенная копия;
  • документ о праве на льготы при поступлении, установленные законодательством РФ (если имеются льготы);
  • 6 фотографий 3 х 4 (без головного убора);
  • медицинские документы.

Перечень необходимых медицинских документов

    Все поступающие представляют следующие документы:
  • справка № 086/у;
  • копия сертификата о прививках ф. №156/у-93г. или ф.063 с календарными сроками всех профилактических прививок;
  • копия медицинского полиса;
  • справка из психоневрологического диспансера с заключением врача о состоянии здоровья.
    Общая дополнительная информация:
  • Все справки, предъявляемые поступающими, должны быть заверены угловым штампом, печатью лечебного учреждения с указанием даты выдачи.
  • Заключения из психоневрологического, наркологического и кожно- венерологического диспансеров «На учете не состоит» не содержат заключения врача о состоянии здоровья, не действительны при подаче документов и не принимаются.

Примечание

    Срок годности справок (по дате выдачи):
  • форма № 086/у не более 4 месяцев;
  • справки из диспансеров не более 3 месяцев.

Для иногородних абитуриентов

При подаче заявления о приеме на обучение иногородний поступающий представляет вышеуказанные документы.

    Документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) в организацию одним из следующих способов:
  1. представляются поступающим или доверенным лицом в Университет, в том числе: в приемную комиссию Университета; по месту нахождения филиала, если в данном филиале Университет организовал и объявил прием документов; уполномоченному должностному лицу Университета, проводящему прием документов в здании иной организации или в передвижном пункте приема документов;
  2. направляются в Университет (приемную комиссию Университета) через операторов почтовой связи общего пользования.

Документы, необходимые для поступления, в электронной форме Университетом не принимаются и не рассматриваются.

    Приемная комиссия не принимает и не рассматривает документы, направленные в Университет через операторов почтовой связи общего пользования от лиц, которые до участия в конкурсе проходят врачебно-летную экспертную комиссию гражданской авиации (ВЛЭК ГА), профессионально-психофизиологический отбор и тестовые испытания (сдачу нормативов) общефизической подготовленности, обязательные при приеме:
  • на специализации «Организация летной работы» и «Организация использования воздушного пространства» специальности 25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»
  • на профиль «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» направления подготовки 25.03.03 «Аэронавигация».
Бакалавриат
23.03.01 «Технология транспортных процессов»

Направление подготовки «Технология транспортных процессов» включает в себя профиль «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте (ОПУВТ)».

Присваиваемая квалификация: бакалавр

Количество бюджетных мест: 45

    Вступительные испытания:
  • русский язык (ЕГЭ)
  • математика (ЕГЭ)
  • физика (ЕГЭ)

Сроки и стоимость обучения:

очная форма обучения срок обучения - 4 года

стоимость обучения - 141 470 руб/год;

25.03.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов»

Направление подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов» включает в себя профиль «Организация аэропортовой деятельности (ОрАД)».

Присваиваемая квалификация: бакалавр

Количество бюджетных мест: 20

    Вступительные испытания:
  • русский язык (ЕГЭ)
  • математика (ЕГЭ)
  • физика (ЕГЭ)

Сроки и стоимость обучения:

очная форма обучения срок обучения - 4 года

стоимость обучения - 132 760руб/год;

Специалитет
25.05.05 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»

Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного пространства» включает в себя следующие специализации:

«Организация радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов (ОРТОП)»

Присваиваемая квалификация: инженер Количество бюджетных мест: 20

«Организация авиационной безопасности (ОрАБ)»

Присваиваемая квалификация: инженер Количество бюджетных мест: 10

«Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов (ОрТОР)»

Присваиваемая квалификация: инженер Количество бюджетных мест: 20

    Вступительные испытания:
  • Русский язык (ЕГЭ);
  • Математика (ЕГЭ);
  • Физика (ЕГЭ).

Сроки и стоимость обучения:

очная форма обучения, срок обучения - 5 лет,

стоимость обучения - 143 990 руб/год;

Стипендия:

    Стипендиальное обеспечение и материальная поддержка студентов осуществляется за счет:
    • средств федерального бюджета, выделяемых:
    • на стипендиальное обеспечение и премирование обучающихся по дневной форме обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • на оказание помощи нуждающимся студентам, аспирантам, докторантам, организацию культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы;
    • для выплаты обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
  1. средств, предназначенных для выплаты специальных и именных стипендий;
  2. внебюджетных средств.

Общежитие:

Абитуриенты размещаются в общежитиях Университета на период приемной кампании. О потребности в общежитии абитуриент заявляет в приемную комиссию университета при подаче документов.

Иногородним абитуриентам и студентам предоставляется общежитие.

Основными задачами выпускников факультета являются организация и совершенствование технологических процессов обеспечения пассажирских и грузовых авиаперевозок, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, обеспечение авиационной безопасности, планирование авиарейсов, маркетинг и качество перевозок, участие в разработке внутренней документации предприятий воздушного транспорта, сертификация аэропортов и аэродромов, взаимодействие (организационное, технологическое, экономическое) главных операторов и операторов аэропортов и аэродромов с авиаперевозчиками, участие в управлении и совершенствовании наземных технологических процессов в аэропортах, расчет возможности приема новых типов самолетов, аэродромное обеспечение полетов, эксплуатация и развитие аэропортов.

Студенты факультета получают профессиональную подготовку для работы в авиационных предприятиях, аэропортовых предприятиях, предоставляющих все виды аэропортовых услуг, в предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, в федеральных органах исполнительной власти, а также в различных частных предприятиях, предоставляющие услуги по видам аэропортовой деятельности, в учебных заведениях, проектных и научных институтах.

Нет задачи более важной, чем обеспечение авиационной безопасности

Нет задачи более важной, чем обеспечение авиационной

безопасности

В.Б. ЧЕРТОК, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и проводимые реформы существенно изменили условия работы транспорта, в том числе воздушного, а также характер спроса на транспортные услуги. Россия является одним из активных участников международной интеграции, мирового авиационного сообщества и субъектом глобальных экономических процессов. При этом ежегодный рост объемов перевозок пассажиров и грузов, гармоничное вхождение в мировую транспортную систему должны сопровождаться сохранением надлежащего уровня безопасности по всем направлениям.

В современных условиях понятие «безопасность транспорта» переросло прежние рамки, и его следует рассматривать как категорию экономическую и социальную.

«Безопасность транспорта» подразумевает:

• во-первых, внутреннюю способность транспортного комплекса безопасно осуществлять свои функции (профессиональная подготовка и дисциплина летного состава и работников, состояние и обслуживание транспортных и технических средств и инфраструктуры);

• во-вторых — надежную защиту пассажиров и работников транспортного

комплекса от внешних воздействии (природных и техногенных катастроф, актов незаконного вмешательства, террористических актов).

Это обусловлено тем, что в последние годы значительно возросла угроза совершения террористических актов на объектах транспортной системы, что показали трагические события 11 сентября 2001 года в США и 24 августа 2004 года в России, когда в результате терактов погибли тысячи человек. В связи с возможностью применения террористами бактериологических и радиоактивных веществ цена вопроса неизмеримо возросла.

В этих условиях Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Рос-

транснадзор) осуществляет жесткий государственный контроль за выполнением требований отечественного законодательства и международных стандартов по обеспечению транспортной (в том числе авиационной) безопасности.

В гражданской авиации (ГА) России, являющейся в плане терактов наиболее уязвимым видом транспорта, после ряда реорганизаций создана четко действующая система авиационной безопасности (АБ), соответствующая отечественному законодательству и стандартам ИКАО. Она может и должна стать основой для создания отечественной системы транспортной безопасности.

Задача обеспечения безопасности транспорта вышла за рамки отдельных государств и стала глобальной задачей всего мирового сообщества.

К ее решению подключились как руководители группы государств — членов «восьмерки», так и международные авиационные организации, такие как Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

33-я сессия Ассамблеи ИКАО, прошедшая в Монреале с 25 сентября по 5 октября 2001 года, приняла резолюцию А33-1 «Декларация о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве средства уничтожения и о других террористических актах, затрагивающих гражданскую авиацию», и поручила Совету и генеральному секретарю ИКАО рассмотреть вопрос об ужесточении Стандартов безопасности ИКАО в ГА и создания Универсальной программы ИКАО по проведению проверок в сфере обеспечения АБ (далее — Универсальная программа).

Основная цель Универсальной программы состоит в проведении оценок выполнения государствами — членами ИКАО Стандартов, изложенных в Приложении 17 «Безопасность» к Чикагской конвенции о Международной организации гражданской авиации 1947 года, выявлении недостатков в их системах АБ, если таковые имеются, и в подготовке соответствующих рекомендаций для их устранения или исправления в целях надлежащего выполнения международных стандартов и глобальной координации мер в сфере АБ.

Плановая инспекционная проверка обеспечения авиационной безопасности в России была проведена экспертами ИКАО в период с 26 августа по 9 сентября 2006 года.

Эта проверка была для нас настолько полезной, что мы высказали искреннюю благодарность членам комиссии. В ходе большой кропотливой работы осуществлялся не только контроль реализации стандартов ИКАО в нашей стране, но и происходило наше знакомство с опытом других стран, о котором не понаслышке знают эксперты и аудиторы ИКАО, проверившие до России 140 государств — как развитых, так и тех, где меры авиационной безопасности еще только выходят на уровень требований ИКАО.

Необходимо отметить, что при подготовке к проверке нами была проведена большая и серьезная работа. Фактически мы более года готовились к этому мероприятию. Ространснадзором в 2006 году был отработан предпрове-рочный вопросник ИКАО, проведено 1195 проверок аэропортов и авиакомпаний России с целью оценки выполнения Стандартов Приложения 17 ИКАО. В первую очередь проверялись аэропорты Московского аэроузла: Внуково, Домодедово, Шереметьево. Выявлялись и устранялись недостатки в системе обеспечения АБ, допущенные авиапредприятиями. По результатам

проверок руководителям ряда аэропортов и авиакомпаний выписывались предписания на устранение нарушений в обеспечении АБ. Копии предписаний направлялись в транспортную прокуратуру. Проведена сертификация и выданы сертификаты соответствия по АБ 220 юридическим лицам, в том числе подразделениям ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России» и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих охрану аэропортов.

В 2002 году вышли специальные дополнения (№ 9 и № 15) к Руководству по авиационной безопасности ИКАО, что на самом деле потребовало переработки всех программ АБ. Нами в 2003-2006 годах проведена большая работа по приведению в соответствие со Стандартами ИКАО программ АБ всех аэропортов и авиакомпаний ГА России.

Эта работа шла планомерно и серьезно, но иногда приходилось принимать достаточно жесткие, «крутые» меры в отношении авиакомпаний, которые несвоевременно выполнили предписания. Дело доходило до приостановки деятельности таких компаний. Так, например, мы были вынуждены приостанавливать функционирование авиакомпании (действие ее свидетельства эксплуатанта) из-за того, что конкретный аэропорт, являющийся местом базирования этой авиакомпании, не произвел своевременного продления срока действия сертификата по АБ, так как его программа обеспечения АБ не была приведена в соответствие с новыми стандартами ИКАО.

Серьезным экзаменом для нас оказалось вступление в силу за 2 месяца до проверки 11-й поправки к Приложению 17 ИКАО. Это потребовало пересмотра всей нашей национальной программы обеспечения АБ. Требовалось, чтобы все позиции стандартов ИКАО по обеспечению АБ были в России законодательно введены в действие и закреплены на государственном уровне в виде национальных стандартов безопасности.

К сожалению, не все национальные правила у нас были разработаны. До сих пор в России существует целый ряд нормативно-правовых актов в сфере АБ: постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства», скорректированное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.03 № 282, Воздушный кодекс, Федеральные

авиационные правила и ряд других документов, не объединенных единой государственной национальной программой обеспечения авиационной безопасности. По мнению экспертов ИКАО, сложилась такая ситуация, когда де-факто в России требования стандартов ИКАО выполняются, но нормативные акты, которые требуют выполнения этих стандартов, отсутствуют. Реально же деятельность по обеспечению АБ регулируется приказами, распоряжениями и другими документами, изданными на уровне подзаконных актов, а законодательного оформления не имеют. Это та проблема, которую Министерству транспорта, являющемуся исполнительным органом государственной власти, отвечающим за разработку нормативно-правовых актов, не удалось решить к началу проверки комиссией ИКАО. Такая законотворческая работа сейчас осуществляется. К выполнению этой задачи должны активно подключиться и другие организации России, в том числе общественные ассоциации. Наш опыт свидетельствует о том, что разработка любого нормативного акта, касающегося как авиации, так и других видов транспорта, не может обходиться без активного участия ассоциаций. Эти документы в дальнейшем регулируют жизнь предприятий всей отрасли.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись перед проверкой, это уровень обучения авиаперсонала и в первую очередь руководящего звена. Ространснадзором было издано распоряжение, в соответствии с которым до начала проведения проверки мы рекомендовали, чтобы руководящий состав служб АБ аэропортов и эксплуатантов прошел подготовку в субрегиональном Московском учебном центре ИКАО по авиационной безопасности.

В мире функционирует всего 16 учебных центров ИКАО по АБ, при том что система ИКАО объединяет 190 государств. В Московском учебном центре ИКАО проходят подготовку специалисты России и многих стран. В этом году нам удалось переломить в лучшую сторону ситуацию с подготовкой как инспекторов, так и руководящего состава служб АБ. Практически все лица, ответственные за АБ российских авиакомпаний и большинства аэропортов, прошли переподготовку в этом центре. Но нам хотелось бы, чтобы этот процесс был постоянным, потому что в нормативные акты ИКАО вносятся все новые и новые дополнения и изменения, практически ежегодно совершен-

ствуются учебные программы, а периодичность переподготовки руководящего состава у нас предусмотрена только раз в три года. Полагаю, что это слишком большой срок применительно к той динамичной ситуации, которая сложилась и существует в сфере авиационной безопасности. С учетом того, что система АБ России входит в глобальную мировую систему, мы не имеем права замкнуться только в национальных рамках. Подготовка авиаперсонала в области АБ, по крайней мере ее руководящего состава, должна проводиться по программам, которые создаются структурами ИКАО и реализуются в учебных центрах ИКАО. Мы должны поддерживать тесное взаимодействие с этими учебными центрами, включая, в первую очередь, российский субрегиональный учебный центр ИКАО по АБ.

Задачи обучения среднего и младшего звена служб АБ реализуются в 25 сертифицированных авиационных учебных центрах (АУЦ) дополнительного профессионального обучения по учебным программам, утверждаемым в Управлении транспортной безопасности Ространснадзора. Таким образом, мы в основном решили проблему качественной профессиональной подготовки персонала авиапредприятий России, занимающихся вопросами обеспечения авиационной безопасности.

В 2006 году мы получили новую специальную директиву генерального секретаря ИКАО о необходимости создать во всех государствах координационные центры по АБ. Это новое направление, новая система, но мы отреагировали быстро. У нас в этом плане не было сложностей, так как в транспортной системе России уже функционирует Единая дежурно-дис-петчерская служба Ространснадзора, куда стекается информация по всем проблемам на транспорте. Там прово-

дится обработка данных, принимаются решения. Служба работает круглосуточно, поэтому мы ее и позиционировали перед ИКАО как структуру, которая будет выполнять от лица государства функции координационного центра по АБ. Мы практически вышли на режим постоянного взаимодействия этого центра со всеми лицами, ответственными за АБ аэропортов и авиакомпаний. Здесь есть общий реестр, осуществляется взаимодействие со всеми государствами. Руководители служб АБ России могут круглосуточно передавать в центр и получать от него необходимые данные. Таким образом, создана сеть, в которой может обрабатываться конфиденциальная информация в сфере авиационной безопасности.

Хочу напомнить, что слова «конфиденциальная информация» помещены на титульных листах всех документов по АБ. Поэтому, говоря здесь, на страницах журнала, о проблемах авиационной безопасности, мы должны помнить, что эти материалы не должны стать пособием для террористов. То, что известно специалистам, обеспечивающим АБ, совсем не обязательно должно быть всеобщим достоянием. Речь идет о технологии досмотров, процедурах и пр. Но об основах организации и обеспечения АБ и возникающих при этом проблемах должны знать все сотрудники и даже авиапассажиры.

В рамках международного сотрудничества в целях совершенствования надзора за состоянием АБ, ее гармонизации с международными стандартами проведены консультации с представителями ИКАО и ИАТА. Нам удалось наладить сотрудничество в области обеспечения АБ с рядом государств, в частности, серьезные деловые контакты сложились с Управлением транспортной безопасности Министерства внут-

ренней безопасности США. Восстановлена «горячая линия» связи с их оперативным центром. Разработан и проходит согласование с американской стороной проект Соглашения о взаимопонимании и оказании содействия в отношении принятия мер по усилению безопасности ГА путем обмена соответствующей информацией. Проведен ряд совместных проверок состояния мер безопасности в ряде российских и американских аэропортов, в том числе в аэропортах Домодедово и Шереметьево, что нас взаимно обогатило и облегчило понимание многих общих задач. В целом результаты положительные, подписаны протоколы о том, что эти аэропорты в полной мере соответствуют стандартам ИКАО. Для нас это хорошая оценка работы, которую мы все вместе делаем в сфере АБ.

Таким образом, мы были готовы к проверке экспертами ИКАО.

Обычно ИКАО в проверяемом государстве рассматривает группы вопросов, относящихся к двум уровням: на национальном уровне — те, на которые отвечает уполномоченный орган государства, и на уровне аэропортов и авиапредприятий (эксплуатантов) — те, на которые отвечают аэропорты, авиакомпании, грузоперевозчики и другие организации совместно с уполномоченным органом государства.

К первому уровню относятся:

• организационная структура и администрация;

• сотрудничество с другими государствами.

Ко второму уровню относятся:

• организационная структура и администрация (аэропорта, авиакомпании);

• порядок и контроль доступа;

• безопасность пассажиров и ручной клади;

• безопасность перевозимого в грузовом отсеке багажа;

• безопасность воздушного судна на земле и в полете;

• безопасность груза и бортприпа-сов;

• ответные действия на акты незаконного вмешательства и мероприятия на случай чрезвычайных обстоятельств.

На этот раз в России в качестве базового был выбран аэропорт Шереметьево (со всеми его структурами и базирующимися в нем организациями), всесторонняя проверка которого и была осуществлена. При этом была проведена проверка администрации Междуна-

родного аэропорта Шереметьево и расположенных на его территории авиапредприятий в плане обеспечения авиационной безопасности.

Аудиторы ИКАО в аэропорту Шереметьево проинспектировали авиакомпании ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», ОАО «Самара», «Чешские авиалинии», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ЗАО «Аэро-Маш АБ», организации «Аэропорт Москва», «Аэро Фуд Кеттеринг», «Аэро-МАР», «Шереметьево-Карго» и предприятие «Почта России». Таким образом, комиссия ИКАО выбрала организации, представляющие весь спектр деятельности аэропорта и гражданской авиации России в целом, и провела конкретную проверку обеспечения АБ в каждой из них.

Как же практически осуществлялась проверка?

Члены комиссии ИКАО просили, чтобы мы показали им, как реализован каждый из конкретных стандартов ИКАО в российском национальном законодательстве. И это совершенно понятно, потому что стандарт ИКАО — международное соглашение, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации международное соглашение является превалирующим законодательным актом по отношению к национальному законодательству. Далее шли просьбы показать, как конкретно эти же стандарты реализованы в подзаконных актах, вплоть до программ по обеспечению АБ аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта), в положениях о должностных структурах и в самих должностных инструкциях конкретных исполнителей. Это, так сказать, документальная, «бумажная» составляющая проверки. Подход простой и правильный — без соответствующего распорядительного и процедурного (технологического) документа исполнитель может и не знать о необходимости выполнения им определенных действий по обеспечению АБ.

Затем в ходе проверки члены комиссии ИКАО проводили собеседования с должностными лицами, ответственными за обеспечение АБ на всех уровнях, начиная с федерального. Я встречался с членами комиссии ежедневно. Каждый день, утром и вечером, проводились разборы результатов проверки за прошедший день и намечались планы на новый день по всем позициям. В аэропорту Шереметьево инспекции проводились даже ночью (по вопросам освещенности и работы структур в ночное время) и в выходные дни. Это была очень серьезная, скрупулезная проверка.

Мы понимали, что отрицательная оценка комиссией ИКАО нашей работы может оказать существенное негативное влияние на деятельность всей нашей авиационной отрасли, как это произошло в целом ряде других государств, в которых были выявлены серьезные недостатки. Ведь если выявляются крупные нарушения в обеспечении безопасности, то в отношении авиационных структур страны принимаются дополнительные меры защиты, такие как дополнительный досмотр в местах прилета, ограничения полетов и др. А это уже серьезная проблема не только для отдельного аэропорта или эксплуатанта, но и для авиационного бизнеса целого государства.

Как было отмечено выше, проверка проводилась по девяти направлениям: по двум на национальном уровне и по семи — на аэропортовом. Результаты проверки в России показаны на диаграмме.

Как видно на диаграмме, только в двух случаях рекомендации, данные нам комиссией ИКАО, касаются проблем, которые выявлены непосредственно в аэропортах (часть IV — Контроль доступа и часть VIII — Безопасность грузов и бортпитания). Нами была разработана соответствующая программа реализации рекомендаций и устранения недостатков, и мы эти проблемы уже решили, так как сделать это требовалось немедленно.

Остальные рекомендации касаются отсутствия ряда позиций, связанных с реализацией Стандартов ИКАО, в российских нормативных актах. Для всех

нас очень важно, как каждая из этих позиций будет изложена и сформулирована в издаваемом нормативном акте: если формулировка будет непродуманной, значит все мы будем мучиться от этапа реализации и несения финансовых затрат и до этапа осуществления контроля и надзора. Поэтому, как уже отмечалось ранее, к отработке нормативных актов должны подключиться все. И хотя разработка нормативных актов не является функцией органов надзора (это прерогатива министерства) мы, тем не менее, заинтересованы в активном участии в подготовке документов по авиационной безопасности и уже занимаемся этим. Мы обращаемся ко всем заинтересованным государственным и общественным организациям с просьбой активно подключиться к работе, изложить свое отношение и видение проблем.

При этом одной из важнейших задач, которые нам предстоит решить, является фактическое создание обобщенной нормативно-правовой базы по трем направлениям, четко указанным в стандартах ИКАО.

Во-первых, у нас должна быть разработана и законодательно введена в действие Национальная программа безопасности гражданской авиации для защиты от актов незаконного вмешательства. Сейчас ее элементы разбросаны по отдельным документам, которые к тому же не все приведены в соответствие с 11-й поправкой ИКАО. От того, насколько грамотно будет разработана эта основополагающая программа, зависит дальнейшая работа аэропортов и авиапредприятий всей отрасли.

Результаты проверки экспертами ИКАО

Всего стандартов

портдаелжм обеспечения авиационной безопасности в Российской Федерации

23

20 —Н-10 -И-

| - Всего проверялось стандартов ИКАО (по разделам)

I - Всего получено рекомендаций ИКАО по исполнению Стандартов, в том числе по разработке нормативных правовых актов по авиационной безопасности (...)

6(6) в

Национальный уровень Аэропортовый уровень

Часть I Часть 11 Часть 111 Часть IV Часть V ЧастьУ 1 ЧастьУ 11 ЧастьУ 111 Часть IX

Организация н ни VI рирО- Медгосудар- согрудпн- чесгво Организация адмв ннстрнрс КОН1рОЛЬ доступа Безопасность пассажиров и ручной Безопасность грузовой отсеке Безопасность воздушного Безопасность бортпитапия Ответные действия АНВнЧС

У

Количество единиц

30000

ТЕНДЕНЦИЯ ИЗЪЯТИЯ ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ ПРИ ПРЕДПОЛЕТНОМ ДОСМОТРЕ ПАССАЖИРОВ после создания Ространснадзора в 2004 году

2005 г

2006 г

ТЕНДЕНЦИЯ ИЗЪЯТИЯ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ПРЕДПОЛЕТНОМ ДОСМОТРЕ ПАССАЖИРОВ после создания Ространснадзора в 2004 году

2004 г

2005 г

2006 г

Во-вторых, мы не имеем национальной программы контроля качества в области безопасности гражданской авиации. Существует лишь проект этого документа. Мы его показывали представителям ИКАО — в целом они его одобрили, но документ еще не принят и проходит согласование.

Третий базовый документ, которого у нас до сих пор нет, это Национальная программа подготовки персонала всех организаций и предприятий, занимающихся различными аспектами обеспечения авиационной безопасности. Это тем более важно в связи с тем, что мы столкнулись с проблемой подготовки кадров подразделений, которые в соответствии с федеральным законом от 21.03.05 № 20-ФЗ приступают к охране авиационных объектов ГА. Это в том

числе подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел и подразделения ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России», персонал которых не подпадает под определение авиационного персонала.

Вместе с тем, вопросы подготовки кадров регулируются Воздушным кодексом и приказом ФАС России от 16.10.98 № 310 «О профессиональной подготовке по АБ авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников ГА Российской Федерации», и касаются только авиационного персонала ГА. Для обеспечения подготовки по АБ новых категорий специалистов необходимо актуализировать вышеуказанные документы и привести в соответствие с современными усло-

виями и требованиями. Нуждается в усовершенствовании и организация профессиональной подготовки персонала служб АБ.

Персонал служб АБ аэропортов — это люди, которые реально осуществляют важнейшие функции по обеспечению безопасности гражданской авиации, и с этими людьми нужно очень серьезно и внимательно заниматься как в области их профессиональной подготовки, так и в области обеспечения социальной и юридической защищенности. Мы даже специально направляем во многие аэропорты соответствующие распоряжения, если видим, что почему-то труд сотрудников служб авиационной безопасности оплачивается ниже, чем специалистов других структур аэропорта.

За 2006 год службами АБ ГА при предполетном досмотре в аэропортах России досмотрено более 40 млн. пассажиров, их ручная кладь. Пресечено 67 тыс. попыток пронести на борт ВС запрещенные предметы и вещества, которые могли быть использованы в противоправных целях.

Изъято большое количество оружия и боеприпасов всех видов, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся, ядовитых и других опасных жидкостей, а также колюще-режущих предметов и пиротехнических средств, представляющих угрозу жизни и здоровью людей. Проверено и оформлено для перевозки на борту ВС значительное количество оружия, сданного пассажирами на период полета, легализация провоза которого сократила количество попыток нелегального провоза и улучшила обстановку на борту ВС.

Мерами, принятыми службами АБ ГА и других ведомств, в 2006 году не допущено захватов и угонов воздушных судов, а также терактов на объектах ГА, несмотря на то, что угроза их совершения сохранялась.

Так, за 2006 год поступило 66 сообщений с угрозами в адрес ГА, по которым службами АБ отрабатывался полный комплекс мероприятий по пресечению (выявлено 29 авторов угроз). Службами АБ пресечено 182 случая несанкционированного проникновения на борт ВС и на объекты ГА, и ряд инцидентов, связанных с грубыми нарушениями мер безопасности. Материалы переданы в МВД России, виновные привлечены к ответственности.

Эффективность и полноту обеспечения авиационной безопасности проверяют не только комиссии ИКАО и отечественные органы надзора. Не-

КОЛИЧЕСТВО СООБЩЕНИИ

с угрозами террористического характера, поступивших в адрес воздушного транспорта

ВЫЯВЛЕНО авторов сообщений с угрозами безопасности

За 20 лет поступило 1591 анонимное сообщение с угрозами террористического характера.

352 автора сообщений установлено. В отношении виновных возбуждены уголовные дела.

давно было проведено совместное заседание коллегий Министерства транспорта России и Генеральной прокуратуры, на котором было решено принимать самые серьезные меры, вплоть до уголовного преследования, ко всем, кто не обеспечивает надлежащим образом АБ.

Эти и многие другие актуальные вопросы рассматривались 6 марта 2007 года на расширенном заседании коллегии Ространснадзора, в работе которой приняли участие: министр транспорта Российской Федерации И.Е.Левитин, представители Госдумы, Минтранса, ФСБ, МВД, Минобороны и Генпрокуратуры России, других ведомств и организаций. Были рассмотрены «Основные итоги контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора за соблюдением законодательства по обеспечению безопасности в транспортном комплексе в 2006 году и задачи на 2007 год». Выступающие высказали много предложений, связанных с совершенствованием действующей нормативно-правовой базы в области регламентации деятельности субъектов транспортного комплекса России, вопросами надзора и контроля. Коллегия приняла соответствующее постановление и утвердила План мероприятий по реализации поставленных задач.

В связи с этим хотелось бы напомнить слова министра транспорта РФ И.Е. Левитина: «Вы можете в аэропорту удлинить ВПП, улучшить качество обслуживания пассажиров, повысить экономические показатели, но если у вас будет хоть одна серьезная проблема по авиационной безопасности, мы

примем самые серьезные меры, вплоть до закрытия полетов в аэропорту». И это сейчас делается — целый ряд аэропортов закрыт по причинам, связанным с невыполнением авиапредприятиями мероприятий по обеспечению АБ. И процесс этот будет продолжаться.

Необходимо подчеркнуть, что проверки выполнения мероприятий по обеспечению АБ будут проходить постоянно. Органы прокуратуры и Ростра-нснадзор получили прямые поручения проверить, как устраняются выявленные недостатки. На совместном заседании коллегий двух министерств намечена повторная тотальная проверка этих вопросов во втором полугодии 2007 года.

Так что начат постоянный процесс контроля. Строгой проверке обязательно будет подвергнут каждый аэропорт, каждая авиакомпания, каждое авиационное подразделение.

Надзорные органы и прокуратура в настоящее время акцентировали свое внимание на двух структурах, работающих в аэропортах: службах, занимающихся авиационной безопасностью, и службах, обязанность которых — аварийно-спасательное обеспечение. Аварийно-спасательные формирования должны находиться в постоянной готовности предпринять незамедлительные действия для ликвидации последствий любой чрезвычайной ситуации, спасти максимальное количество людей. Таким образом, взаимно связаны две задачи: максимальные усилия для предотвращения любых происшествий и решительные адекватные меры по спасению людей и ликвидации послед-

ствий происшествия, если оно все же произошло. Эти две задачи абсолютно неразрывны.

Для безусловного выполнения этих задач принимаются самые серьезные меры. Так, в 2006 году на три месяца были ограничены полеты в Международном аэропорту Брянск из-за проблем с обеспечением АБ. А всего за 2006 год были приостановлены полеты в восьми аэропортах. При наличии в аэропортах грубейших нарушений законодательства в области обеспечения АБ возможны только два решения: либо Ространс-надзор приостанавливает в этих аэропортах полеты до тех пор, пока нарушения не будут устранены, либо прокуратура закрывает аэропорт по суду. Впоследствии такой аэропорт может быть открыт тоже только по суду. Мы уже имеем прецеденты, когда прокуратура в двух аэропортах приостановила деятельность юридического лица по суду.

Что касается результатов проверки ИКАО, то, поскольку документ об итогах проверки носит конфиденциальный характер, можно их изложить лишь в общем виде. В целом результаты проверки удовлетворительные. Есть понимание того, что Россия озабочена проблемами авиационной безопасности и все, что от нее зависит, стремится выполнить. Как уже отмечалось, проверка показала, что де-факто авиационные предприятия и в целом авиационное сообщество страны выполняют требования Стандартов ИКАО. Вместе с тем, следует разработать и доработать целый ряд нормативно-правовых документов. По всем выявленным недостаткам мы принимаем меры, в том числе в целом ряде аэропортов в этой работе участвуют наши территориальные управления. Необходимо также больше внимания уделять профессиональной подготовке персонала, ибо человеческий фактор играет в сфере авиационной безопасности решающую роль. Можно установить в аэропорту самую современную технику, но если сотрудник не будет четко знать и выполнять свои обязанности, положительных результатов не будет.

Авиационная безопасность должна находиться под контролем всего авиационного сообщества. Мы это понимаем, так что все необходимые меры и государством и предприятиями в этом направлении принимаются. Мы постараемся сделать все, чтобы в полной мере оградить жизнь и здоровье авиапассажиров и экипажей воздушных судов от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.


Смотрите также