Обеспечение экономической безопасности


newinspire

Обеспечение экономической безопасности

Обеспечение экономической безопасности – это деятельность по созданию условий для стабильного бескризисного развития хозяйственной системы, выявлению и предупреждению угроз, устранению противоречий между интересами разных государств, социальных групп, общества и индивида.

Ключевой целью обеспечения экономической безопасности выступает разрешение противоречий между экономическими интересами государства, личности и общества, между интересами разных государств в области международных экономических отношений, выстраивание благоприятных условий для реализации интересов всех субъектов хозяйственных взаимоотношений.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную и постоянно осуществляемую деятельность (хозяйственную, организационную, нормотворческую, аналитическую, оперативно-розыскную и прочую) всех субъектов экономической безопасности по защите собственных интересов.

Основными этапами обеспечения экономической безопасности  выступают:

– определение экономических интересов в каждой сфере хозяйственной деятельности;

– выстраивание механизмов прогнозирования и выявления угроз экономической безопасности;

– построение системы противодействия существующим и возникающим угрозам экономической безопасности; 

– разработка механизмов взаимодействия всех субъектов системы обеспечения экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности включает совокупность субъектов экономической безопасности, систему мер и деятельность по их реализации в целях защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Субъектами обеспечения экономической безопасности являются государство и его структуры, предприятия, общественные организации и граждане.

Основным субъектом экономической безопасности, который обеспечивает её реализацию, является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти всех уровней.

Предприятия, общественные организации и граждане обеспечивают своей деятельностью собственную безопасность, защищая и реализовывая  интересы, но и участвуют в обеспечении экономической безопасности государства.

Обеспечение экономической безопасности объединяет целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, предприятий и граждан по защите  экономических интересов личности, общества и государства от всех возможных видов угроз внешнего и внутреннего свойства.

Каждый из субъектов обеспечения экономической безопасности должен выполнять свои функции в определенной сфере хозяйственной, управленческой либо организационной деятельности, реализует деятельность по обеспечению экономической безопасности посредством разработки мер экономического, аналитического, правового, оперативно-розыскного и другого характера в соответствии с компетенцией возложенной на него законом.

Система обеспечения экономической безопасности основана на следующих элементах: 

– выявление угроз и субъектов угроз экономической безопасности в современных условиях;

– определение объектов защиты;

– разработка механизма определения экономических интересов, сфер и особенностей их реализации;

– анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба экономическим интересам;

– определение компетенции и взаимоотношений органов, которые осуществляют деятельность по обеспечению экономической безопасности;

– деятельность по противодействию угрозам экономической безопасности и локализации их последствий.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности представляет собой деятельность, направленную на создание условий для стабильного развития экономической системы, выявлению и предупреждению угроз, устранению противоречий между интересами разнообразных рыночных субъектов.

newinspire

Обеспечение экономической безопасности региона

Обеспечение экономической безопасности региона выступает непрерывным процессом защиты экономических интересов регионального образования от совокупности внутренних и внешних угроз, что обеспечивается посредством реализации комплекса мер, направленных на поддержание устойчивости и развития потенциала экономики региона.

В обеспечении экономической безопасности региона применяют следующие ориентиры:

– укрепление экономической базы;

– активное участие в построении общероссийского рынка;

– развитие и поддержание на высоком уровне научно-технического потенциала региона;

– создание нормальных условий для жизнедеятельности людей в регионе;

– предотвращение или локализация кризисных явлений в экономической и социальной сферах.

В рамках обеспечения экономической безопасности региона выделяют следующие этапы:

а) выявление угроз экономической безопасности региона и установление направленности их действий;

б) ранжирование угроз экономической безопасности региона по степени их важности, времени наступления и т.д.;

в) оценки ожидаемого ущерба от действия угроз экономической безопасности региона;

г) формирование варианта стратегии обеспечения экономической безопасности региона;

д) определение и реализация конкретных мер по обеспечению экономической безопасности региона.

Выявление системы угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется при помощи мониторинга.

Мониторинг организуется на основе критериев и показателей, описывающих и характеризующих динамику развития экономики и уровень ключевых количественных и качественных параметров.

В качестве критериев и показателей применяют следующие индикаторы:

– объем внутреннего регионального продукта;

– масштабы инвестиций;

– уровень использования производственных мощностей;

– степень износа основных производственных фондов;

– уровень технологического отставания производства;

– степнь конкурентоспособности;

– уровень безработицы;

– отношение средней заработной платы к прожиточному уровню в регионе;

– объем бюджетных доходов и т.д.

При обеспечении экономической безопасности региона, принимаются во внимание критерии, относящиеся как к государству в целом, так и к специфике экономической безопасности отдельных организации и предприятий, функционирующих в данном регионе.

Также в рамках обеспечения экономической безопасностирегиона учитывается возможности взаимодействия с федеральными органами власти и их организациями, расположенными в регионах, гармонично сочетать интересы государства в целом, а также самого региона и расположенных в нем организаций.

Важным сдерживающим элементом в возникновении кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна выступать скоординированная деятельность властных органов. В этой связи возникает необходимость в определении инструмента реализации ими собственных функций и полномочий по обеспечению безопасности. Подобным инструментом должна выступать целевая программа пообеспечению экономической безопасности региона.

В ней следует определить комплекс производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических и иных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам реализации, что обеспечит эффективное решение системных проблем в области экономической безопасности региона.

Системные проблемы в различных сферах региона и являются источником кризисных ситуаций, преодоление и предотвращение которых является главной задачей обеспечения экономической безопасности региона.

Обеспечение экономической безопасности государства

УГРОЗЫ ■ И БЕЗОПАСНОСТЬ

8 (65) - 2010

обеспечение экономической безопасности государства

Ю. В. жилкина,

кандидат экономических наук E-mail: yulduz@inbox. ш ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»

Особая актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена рядом обстоятельств экономического и социального характера. Они имеют как внутреннюю, так и внешнюю направленность. В конце 2000 г. в России реальностью стали нехватка квалифицированной рабочей силы, стремление ряда зарубежных стран добиться технологического превосходства над Россией. Дан анализ показателей экономической безопасности, ее содержания и структуры. Рассмотрены подходы к обеспечению экономической безопасности государства и общества.

Ключевые слова: экономика, безопасность, кризис, эффективность, катастрофа, криминал, угрозы, защита, государство.

Можно без преувеличения утверждать, что разработка проблем обеспечения гарантированной внутренней и внешней безопасности страны, всех ее аспектов и особенно экономической безопасности является приоритетной задачей в области менеджмента. Экономическая безопасность представляет собой фундаментальную основу экономически эффективного государства в целом. В самом общем виде экономически эффективное государство — это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

Обязательным условием обеспечения экономической безопасности, полного выполнения федеральных и региональных социально-экономических программ является эффективное использование государственных финансов и материальных ресурсов. Вместе с тем в настоящее время экономика страны несет значительные потери именно в результате несоблюдения финансово-бюджетной дисциплины.

Не лишним будет подчеркнуть, что защита безопасности общества, человека и государства от многочисленных угроз и опасностей не сводится к достигнутым результатам, а предполагает создание благоприятных условий, обеспечивающих модернизацию экономики, быстрое развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества, совершенствование его государственного организма в интересах прогрессивного поступательного развития всех наций и народов России.

В целях большей конкретизации различных видов опасностей их подразделяют на внутренние и внешние [4]. Внутренние опасности для общества и государства порождаются действиями различных радикально настроенных социальных, национальных, этнических групп, слоев, политических партий, движений, направленных на изменение конституционного строя, подрыв или ослабление экономических устоев, политической стабильности и обороноспособности страны и государства.

Внешние угрозы и опасности могут порождаться действиями недружественных или враждебных сил, находящихся за пределами страны. В качестве таких сил обычно выступают государства, союзы государств, различные эмигрантские, сепаратистские организации, существующие на их территориях и часто направляемые спецслужбами. Кроме этих сил угрозы могут исходить из политики и действий правящих элит и государственных органов зарубежных стран с целью подрыва, ослабления экономической мощи, достижения односторонних уступок, овладения сырьевыми ресурсами, изменения политического строя.

Воздействие внутренних и внешних опасностей и угроз на состояние национальной безопасности страны (общества), как правило, не бывает раз и навсегда данным. Оно меняется в зависимости

от складывающейся в обществе и государстве внутренней и внешней окружающей среды.

В одном случае наибольшую угрозу могут представлять действия внутренних сил, в другом — решающее влияние на состояние безопасности страны, государства могут оказать действия внешних сил. Внешние и внутренние опасности существуют и проявляют себя в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной. Именно в этих сферах конкретизируются опасности и угрозы, от которых надо защищать общество и государство с помощью продуманной системы методов и механизмов применительно к каждой общественной сфере.

В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место (рис. 1). Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Распад СССР показал, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских услуг, конкурентность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др. Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной мере способствуют стабилизации социальной сферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению деструктивных конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращению

Национальная безопасность

Демографическая безопасность

Экологическая безопасность

Экономическая

безопасность

Политическая

безопасность

Духовно-нравственная безопасность

Оборонная (военная) безопасность

Информационная безопасность

Социальная безопасность

Рис. 1. Структура национальной безопасности

числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Экономическая составляющая оказывает существенное влияние на развитие политической системы общества, ее готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.

Наука, образование и культура в состоянии в полной мере раскрывать свои потенции, быть ведущим фактором ускорения гуманистического развития общества только при условии опоры на соответствующий экономический потенциал. Итак, в национальной безопасности экономическая составляющая представляет собой несущую опору, ведущий стержень, обеспечивающий функционирование всех элементов системы.

Экономическая безопасность как объект управления. В специальной литературе предлагаются различные определения понятия «экономическая безопасность». Так, в солидном монографическом труде экономическая безопасность трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [2].

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей (индикаторов). Выделяются такие показатели, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и

- 51

вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т. е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

В структуре экономической безопасности (рис. 2) особое место занимает управленческая составляющая. Она включает целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и микроуровня. В литературе выделяют две основные группы умений и навыков, которыми должны в совершенстве владеть специалисты в области управления [5]:

• 1-я группа, включающая умение реализовать управленческий цикл, направленный на успешное решение проблемы, умение определять перспективные цели, рационально планировать свою работу и работу подчиненных, четко доводить задания до исполнителей, соблюдать режим, не поддаваться текучке;

• 2-я группа умений связана с коммуникативной функцией. Прежде всего, это умение менеджера общаться с людьми, налаживать контакты с сотрудниками, партнерами, представителя-

52 -

Технико-

производственный

Продовольственный

Управленческий

Технологический

Энергетический

Информационный

Человеческие ресурсы

Рис. 2. Структура экономической безопасности Российской Федерации

ми внешних организаций и государственных структур. К этой группе относится также умение слушать собеседника, входить в его положение, владеть письменной и устной речью, контролировать собственные эмоции. Сейчас судьбы экономики в значительной мере определяются качеством управленческого потенциала, эффективностью систем управления на макро- и микроуровне. К сожалению, до сих пор на многих предприятиях не преодолено упрощенное представление о проектировании и принципах управления социально-экономическими системами. Порой все дело сводят к изменению форм собственности и ее переделу, но не уделяется внимание созданию современной системы управления финансами (прежде всего, управления затратами), разработке детальных маркетинговых программ продвижения выпускаемой продукции на внутренний или внешний рынок. Также не ведется достаточной работы по реструктуризации предприятий, проектированию эффективных организационных структур, расширению масштабов и повышению роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций.

Особое внимание следует обратить на необходимость обоснованного и взвешенного использования механизма банкротств. Подавляющее большинство российских предприятий ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально отвечают признакам банкротства либо могут иметь такую возможность при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

Учитывая эти обстоятельства, важно определиться в целях и рамках применения института

банкротства, а также обеспечить иные меры воздействия на складывающуюся ситуацию, прежде всего посредством финансового оздоровления предприятий. Кроме того, существует опасность неадекватной оценки вероятности банкротства предприятия, связанная с отсутствием надежных рейтинговых оценок кредитоспособности российских предприятий. Поэтому необходимо совершенствовать методику их расчета применительно к специфическим российским условиям.

Информационная составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

Информационная функция системы экономической безопасности заключается в получении системой в целом и ее элементами информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей. Требования к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.

Информационная опасность имеет место тогда, когда величина и вероятность возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующего принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.

Понятие информационной безопасности противоположно понятию информационной опасности и означает защищенность от получения значимого информационного ущерба. В последние годы возросла значимость обеспечения информационной безопасности во всех сферах общественной жизни, включая экономическую. Это объясняется рядом причин: быстрым развитием возможностей информационной техники и технологии, усилением экономического противоборства между государствами, транснациональными корпорациями и фирмами, возрастающим воздействием на общественное сознание различных групп населения, интересами и потребностями клиентов и поставщиков.

Информатизация финансово-экономической сферы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на ее развитие. О негативном воздействии на экономическое сознание и поступки российских граждан говорят следующие факты: сотни мошеннических финансовых пирамид,

раскрученных различными каналами телевидения, позволили мошенникам ограбить миллионы доверчивых российских граждан, а недобросовестная реклама способствовала распродаже некачественных товаров на сотни миллионов долларов.

Анализ основных элементов, составляющих экономическую безопасность Российской Федерации, показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили ведущие виды экономической деятельности, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства. Однако пока еще не все потеряно, необходимо оперативно разработать эффективную стратегию обеспечения экономической безопасности России, неукоснительно провести ее в жизнь.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Федерации для участия в работе Совета безопасности РФ, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности РФ подчиняется непосредственно Президенту РФ. Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности РФ может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Например, обратимся к деятельности такой массовой негосударственной организации, как профсоюзы. Они последовательно проводят в жизнь политику защиты экономических интересов работников, работающих по найму, ведут борьбу с безработицей, добиваются полной занятости и улучшения условий труда. Значительна роль профсоюзов в осуществлении института социального партнерства. В

- 53

России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, объединений предпринимателей и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства позволяет обеспечить участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий работы, оплаты труда, установления контроля за соблюдением оплаты труда.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий. Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Таким образом, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущую роль играет государство и его институты экономического управления, особенно Совет безопасности РФ. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники

частных и государственных предприятий. Возможная система управления экономической безопасностью страны представлена на рис. 3.

Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны. За прошедшие два года в экономике России произошли положительные сдвиги. Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевает кризисное состояние и выходит на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том, что экономика страны полностью оправилась, вышла из кризиса, негативные тенденции стали явлением давно минувших дней, было бы чрезмерно оптимистично и безответственно.

Российская экономика вошла в XXI в. ослабленной, неконкурентоспособной, с деформированной структурой производства и с низким уровнем жизни населения. Угроза экономической безопасности страны продолжает сохраняться, а по некоторым направлениям даже возрастать.

В экономической литературе можно найти обоснование различных подходов для вывода страны на траекторию устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности [6]. Остановимся более подробно на некоторых из них.

1. Обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в регулировании экономических

Национальные экономические интересы

Внешние угрозы

экономической

безопасности

Внутренние угрозы

экономической

безопасности

ГОСУДАРСТВО

основной субъект управления экономической | безопасностью страны

Исполнительная власть

Политика в сфере экономической безопасности

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ

I

Стратегия экономической безопасности страны

Совет безопасности России

Правительство РФ, министерства и ведомства

Программа экономической безопасности страны

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Органы власти субъектов Федерации

Законы, обеспечивающие экономическую безопасность страны

Глава субъекта Федерации, органы исполнительной власти

Совет безопасности субъекта Федерации

Орган законодательной власти субъекта Федерации

Региональная программа экономической безопасности

Коммерческие организации

Корпоративная программа экономической безопасности

Негосударственные организации, общественно-политические объединения

ГРАЖДАНЕ

Предложения граждан, программы экономической безопасности общественно-политических объединений

Источник: Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. М., 2000. С. 17.

Рис. 3. Система управления экономической безопасностью страны НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

процессов и упрочении экономической безопасности. Опыт социально-экономического развития ведущих стран Европы и Америки и наш российский опыт показали, что ни полный уход государства из экономики, ни полное огосударствление экономических процессов не дают положительных результатов. Экономическая деятельность государства не должна подменять рыночные механизмы. Государство должно быть желанным партнером бизнеса. Есть много сфер, где у государства и бизнеса существует совпадение интересов: создание условий для активизации инвестиционной и инновационной деятельности, формирование надлежащей инфраструктуры, охрана прав собственности, борьба с криминальными элементами и др.

Нельзя переоценить роль государства в совершенствовании управления государственной собственностью и создании механизма повышения эффективности ее использования. Хотя считается, что более 70 % предприятий находится в частной собственности, государство через пакеты акций в акционерных обществах владеет солидным производственным потенциалом. Смешанная собственность преобладает в ключевых отраслях экономики: ТЭК, металлургии, машиностроении. Однако доходы от смешанных предприятий в бюджет страны крайне малы. Чтобы изменить положение, необходимо решительно улучшить работу представителей государства в советах директоров АО. Они должны быть надежными защитниками в АО национальных экономических интересов страны [3].

Эффективным фактором обеспечения экономической безопасности является повышение качества управления государственными унитарными и казенными предприятиями. Большинство из них производит продукцию для нужд обороны страны. Эти предприятия не могут работать, подчиняясь только рыночным механизмам. За них отвечает государство, а они отвечают перед государством. Пока этой взаимной ответственности нет. Не отлажены механизмы современного планирования, организации маркетинга и контроля за деятельностью казенных и унитарных предприятий.

Возрастает роль государства в реструктуризации предприятий в целях совершенствования их организационной структуры, обеспечивающей снижение производственных и управленческих издержек, экономию оборотных средств, интеграцию науки и производства.

Одним из направлений организационных преобразований может быть создание интегрированных структур, объединяющих предприятия,

финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании).

2. Для социально-экономического развития страны особое значение имеет всемерная поддержка малого предпринимательства. Малое предпринимательство позволяет обеспечить структурные сдвиги в производстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать, осваивать новые технологии в различных отраслях национальной экономики.

Государственные законодательные федеральные и региональные органы должны проявить большую настойчивость в совершенствовании нормативно-правового обеспечения малого предпринимательства. Необходимо разработать и принять правовые акты об обществах взаимного кредитования, инвестиционных союзах, о порядке выдачи государственных гарантий по программам и проектам малого бизнеса.

Развитию малого бизнеса должна способствовать налоговая политика. Во всем мире это достигается путем патентных платежей. В российских условиях надо активней развивать эту форму.

Существует реальная потребность в создании инфраструктуры малого предпринимательства для обслуживания программ по реализации высоких технологий и инновационных структур (венчурные фирмы).

Некоторые экономисты считают, что преимущества малого предпринимательства обусловлены экономическим содержанием нынешнего этапа научно-технического прогресса. Многочисленные обследования показали, что удовлетворенность лиц творческого труда обратно пропорциональна величине организации, в которой они трудятся. Нередко высококвалифицированные сотрудники предпочитают устраиваться на работу в небольших фирмах или же начинают собственное дело.

3. Важным направлением обеспечения экономической безопасности является инновационная деятельность различных типов предприятий. Чтобы эта деятельность была более продуктивной, необходимо сформировать единую государственную инновационную политику, определить приоритеты развития инновационной сферы, усовершенствовать законодательные, нормативные акты, перевести предприятия на более высокие технологические уклады и создать для этого благоприятные экономические и финансовые условия.

Наиболее болезненная проблема для российской науки — это проблема преемственности,

55

передачи знаний и опыта от старшего поколения младшему. В связи с этим необходимо воссоздать государственную систему содействия кадровому обеспечению высокотехнологичных производств, организовать опережающую подготовку научных и инженерных кадров по приоритетным направлениям науки и технологии.

Государственные органы призваны оказывать финансовую поддержку патентной и изобретательской деятельности, осуществлять содействие в защите интеллектуальной собственности в России и за рубежом, способствовать развитию венчурного капитала.

Заслуживает внимания совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей. Приоритет должен отдаваться при этом относительно небольшим и быстро окупаемым инновационным проектам при условии их паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий. При отборе инновационных проектов следует отдавать предпочтение применению технологий двойного назначения, информационных технологий, биотехнологий, разработке и реализации программ инновационного развития регионов с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов, технопарков, науко-городов).

4. Приоритетным направлением развития, обеспечивающим экономическую безопасность страны, являются разработка и претворение в жизнь структурной политики, направленной на сохранение наиболее ценных элементов накопленного технического потенциала, преодоление сложившихся деформаций в отраслевой, внутриотраслевой и производственной структуре, выражающихся в техническом и технологическом отставании отечественного производства. Важно создать и закрепить собственную нишу на мировом рынке для экспорта российской промышленной продукции, добиться насыщения внутреннего рынка отечественной промышленной продукцией в соответствии с объемом структурного спроса.

Наряду с разработкой и проведением рациональной структурной политики должна быть активизирована научно-техническая политика. По расчетам специалистов, доля бюджетных расходов, направляемых в сферу НИОКР, должна быть не ниже 2 % ВВП. Необходимо освободить от налогов затраты предприятий на НИОКР; создать с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающие коммерциализацию результатов НИОКР; обеспечить субсидирование затрат

56 -

отечественных предприятий и организаций на импорт технологий, поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и производств.

Чтобы добиться прорыва в этом важном направлении, государство должно использовать все имеющиеся рычаги воздействия: индикативное планирование, государственные инвестиции, таможенные пошлины, образовательную политику, выделение квот на закупки высокоэффективных технологий и ноу-хау и др.

Особого внимания заслуживает поддержка со стороны государства и коммерческих структур формирования «виртуальных корпораций» — часто рассредоточенных, не явно видимых и не формализованных глобальных конгломератов, действующих на основе сотрудничества и общих экономических интересов. В этих системах происходит интенсивное перемещение идей, капиталов, технологий и высококвалифицированных специалистов.

5. В укреплении экономической безопасности страны могут сыграть значительную роль меры, направленные на предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальную экономику [2].

6. Непременным условием и ведущим направлением обеспечения экономической безопасности страны является существенное изменение культурной, информационной и воспитательной политики государства и структур гражданского общества,

приведение ее в соответствие с традиционными ценностями российской духовной культуры, освоение современной формы национальной идеи Российской Федерации, что способствовало бы сплочению и духовному обогащению различных этнических, социальных групп людей и гармонизации общественных отношений.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, социальной соборности, творческого труда, первенства духовного над материальным, на принципах социального партнерства и справедливости будет способствовать формированию высококачественного человеческого потенциала, интеллектуализации общественного производства, а значит, обеспечению экономической безопасности страны, преодолению кризиса.

Следует отметить, что в статье рассмотрены лишь некоторые вопросы и определены основные направления обеспечения экономической безопасности страны и выхода из кризиса. Главное — это осознать нелинейность переходных процессов, к которой необходимо приспособиться управленцам, привыкшим к линейному мышлению. Это можно

понимать как призыв к оперативным и нестандартным решениям и действиям по предотвращению кризиса экономической безопасности страны прежде всего со стороны государства, а также со стороны институтов гражданского общества. Готовых рецептов на все случаи жизни нет и быть не может. Необходим творческий поиск, нестандартные решения, социально-экономические эксперименты. Но при этом методы экспериментирования должны иметь научное обоснование, содержать прогноз ожидаемых социальных и экономических последствий, по возможности минимизировать риски и возможные ошибки.

Список литературы

1. Макарова И. К Управление человеческими ресурсами в российских организациях. М., 2000. С. 17.

2. Национальная безопасность: актуальные проблемы. Курс лекций. М.: АГШ, 1999. С. 115, 118.

3. Независимая газета. 12.03.2001.

4. О национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Независимая газета. 14.06.1996.

5. Экономическая безопасность: производство — финансы — банки. М.: ЗАО «Финстатин-форм», 2007. С. 12.

6. Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.

newinspire

Механизм обеспечения экономической безопасности

Механизм обеспечения экономической безопасности – это совокупность организационных, экономических и правовых мер по предотвращению угроз экономической безопасности. Он включает следующие элементы:

– прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и потенциальных факторов и процессов, угрожающих его экономической безопасности;

– мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства;

– разработка и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению вероятных угроз экономической безопасности России во всех сферах и отраслях национальной экономики;

– экспертиза проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции защищенности от внешних и внутренних угроз национальным интересам государства в сфере экономики.

Ключевой целью механизма обеспечения экономической безопасности выступает выстраивание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранения целостности и государственности России, а также противостояния воздействию внутренних и внешних угроз в области экономической безопасности.

Механизм обеспечения экономической безопасности выполняет ряд весьма значимых функций, к которым следует отнести защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции.

Защитная функция механизма обеспечения экономической безопасности подразумевает ограждение национальной экономики от совокупности внутренних и внешних угроз, она связана с наличием у государства достаточного ресурсного потенциала.

Для обеспечения работы защитной функции необходимо наличие четырех обязательных условий, среди которых следует выделить:

– наличие и эффективное использование социально-экономических ресурсов государства;

– рациональное использование и охрана имеющихся природных ресурсов;

– совершенствование кадровых и управленческих ресурсов на федеральном и региональном уровнях;

– защита национальной экономики от внешнего воздействия, а также нейтрализация внешних рисков.

Регулятивная функция механизма обеспечения экономической безопасности предполагает два варианта нейтрализации угроз – регулирование «сверху вниз» (механизм государственного регулирования) и регулирование «снизу вверх» (механизм рыночного саморегулирования).

Превентивная функция механизма обеспечения экономической безопасности направлена на предвидение и последующее предупреждение возникновения внутренних и внешних угроз, рисков и критических ситуаций в социальных и экономических процессах. Наиболее важными из них выступают мероприятия, которые обеспечивают защиту экономической системы страны, а также формирование информационной системы экономической безопасности.

Инновационная функция механизма обеспечения экономической безопасности основана на выработке и последующем применении инновационных решений и мероприятий для преодоления возникающих и уже действующих угроз экономике России. Реализация данной функции непосредственно связана с действием так называемого компенсационного потенциала экономики, представленного в двух формах – форме государственного регулирования и в форме рыночного саморегулирования по аналогии с регулятивной функцией.

Социальная функция механизма обеспечения экономической безопасности направлена на решение следующих ключевых целей:

– реализация прав и свобод граждан страны;

– достижение наиболее высокого уровня и качества жизни населения посредством взаимного партнерства хозяйствующих субъектов, общества и разных социальных групп и удовлетворения их разнообразных потребностей.


Смотрите также