Обеспечение органами фсб собственной безопасности в процессе оперативно боевой деятельности


Оперативно боевая деятельность органов фсб

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов Федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

Организационное построение и деятельность органов ФСБ России основываются на следующих принципах: — законности; — единства системы органов федеральной службы безопасности; — централизации управления органами и пограничными войсками ФСБ России; — уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; — гуманизма; — уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; — мирного разрешения пограничных споров; — взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; — конспирации; — сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Указанные принципы в сочетании с целями и задачами федеральной службы безопасности формируют основу и тактику их деятельности, определяют допустимость проведения отдельных мероприятий, законность полученных материалов и возможность их реализации на практике.

Статья 8. направления деятельности органов федеральной службы безопасности

Внимание

Следует учитывать, что данный перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основные направления деятельности и полномочия органов фсб

Важно

В Федеральном законе определены принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также предусмотрено соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти вопросы регламентируются в ст. 5, 6 названного Закона.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов: · законности; · уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; · гуманизма; · единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими; · конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

55. основные направления деятельности органов фсб рф

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Для получения такого решения, органы федеральной службы безопасности по требованию суда обязаны представить служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, содержащих сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности).

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Основные направления деятельности органов фсб рф

Раскрывая методы и средства разведывательной деятельности, форму ее организации и конкретные цели, и интересы, эти соглашения относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности россии

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ; б) необходимость получения сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ; в) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; г) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; д) необходимость обеспечения собственной безопасности; е) запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.

Оперативно-боевая деятельность органов фсб

Федеральных органов государственной охраны.(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ) 4. Таможенных органов Российской Федерации. 5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.(введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ) Перечень мероприятий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Оперативно-боевая деятельность как вид оперативно-служебной деятельности органов фсб

Российской Федерации. Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются: а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну; в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе; г) необходимость обеспечения собственной безопасности. Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.

Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также Законом о федеральной службе безопасности. Подследственность определена ст. 151 УПК РФ, в соответствии с которой следователями органов федеральной службы безопасности производится предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст.

205 («Террористический акт»), 283 («Разглашение государственной тайны»), ч. 3 ст. 322 («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»), ст. 359 («Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения») УК РФ и др. Федерального закона «О федеральной службе безопасности», определяется, что направлениями пограничной деятельности являются: защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Оперативно-боевая деятельность

комплекс оперативных (разведывательных) и войсковых действий, направленных на обнаружение, поиск и ликвидацию вооруженных формирований и групп противника, в том числе и специальных.

2. Оперативно-боевая деятельность войск Оперативно-боевая деятельность войск НКВД – выполнение внезапно возникших, не терпящих отлагательств служебно-боевых и боевых задач по розыску, захвату и ликвидации вражеских десантов, диверсионных групп и агентуры противника,

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы,

Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:1. Органов внутренних дел Российской Федерации.2. Органов

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:1. Принимать в пределах своих полномочий

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6

65. Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы

47. ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Оперативно-разыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом об

Глава 1. Оперативно-розыскная деятельность: понятие и правовые

СТАТЬЯ 1. Оперативно-розыскная деятельность Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы,

Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАТЬЯ 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным

СТАТЬЯ 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:1. Органов внутренних дел Российской Федерации.2. Органов

5. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:• органов внутренних дел РФ;• органов федеральной службы безопасности;• федеральных органов государственной

Приложение 2 Документы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность Инструкция филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений, 31 октября 1902 г. 1) Старший филер сообщает письменно Департаменту полиции, на имя заведующего наружным наблюдением

Что такое оперативно-розыскная деятельность ОРД, её видыи направления Вшироком смысле слова целью оперативно-розыскной деятельности (ОРД) выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).Термин «оперативно-розыскная

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.95 N 40-ФЗ

3 апреля 1995 года N 40-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Федеральных законов от 30.12.99 N 226-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.07.2007 N 124-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 27.07.2010 N 238-ФЗ, от 16.10.2010 N 275-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 11.07.2011 N 191-ФЗ, от 18.07.2011 N 241-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 07.05.2013 N 97-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 28.06.2014 N 178-ФЗ, от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 30.12.2015 N 468-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 18.06.2017 N 127-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года

     Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.     (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)  

Глава I. Общие положения

Современное обеспечение собственной безопасности в системе МВД России

В условиях наличия прямых террористических угроз (терактов) сегодня любой субъект правоотношения обязан принимать меры по их предотвращению или принимать профилактические меры в целях их недопущения. Эти задачи в первую очередь касаются правоохранительных органов, субъектов, относящихся к объектам повышенной опасности. В конституционных нормах мы не найдем терминов о том, что государство гарантирует безопасность гражданам, что задачей Конституции РФ является обеспечение личной или иной безопасности, но при этом эти аспекты можно заметить в ФЗ о безопасности и других федеральных законах.

Безусловно, вопросы обеспечения безопасности зависят от самих правоохранительных органов. Если правоохранительные органы не предпринимают меры собственной безопасности, то могут ли они обезопасить других участников правоотношения? Толкование о безопасности должно проходить в комплексном порядке с учетом требований не только конституционных норм, но и нормативных правовых актов, соответствующих федеральных технических регламентов, утвержденных ФЗ, постановлений Правительства России, техрегламентов, утвержденных уполномоченными госорганами и т.д.

В целях реализации вышеуказанных факторов, а также обеспечения собственной безопасности Министерством внутренних дел РФ издан Приказ МВД России от 2 января 2013 г. №1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе МВД России» (по мнению авторов, издание ведомственного НПА должно осуществляться всеми правоохранительными органами, в том числе и СК России). Министром утверждена Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России[190], в ней перечислены обязанности руководителей подразделений центрального аппарата МВД (за исключением ГКВВ МВД России), территориальных органов МВД, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД: организовать изучение Концепции во вверенных подразделениях; принять меры по реализации положений Концепции, результаты данной работы рассматривать при подведении итогов оперативно-служебной деятельности за год (периодически).

Согласно Концепции обеспечения собственной безопасности в системе МВД под собственной безопасностью понимается состояние ее защищенности от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия посредством создания эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям, обеспечения инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, сохранности информационных ресурсов, госзащиты сотрудников ОВД РФ[191], федеральных государственных гражданских служащих (далее – ГГС) системы МВД и их близких, а также принятия оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз.

Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России[192] – это система взглядов на организацию и достижение качественно нового, более высокого уровня обеспечения собственной безопасности, эффективной защиты от существующих угроз при осуществлении оперативной и служебной деятельности в установленной сфере. Она разработана в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, ФКЗ и ФЗ, актами Президента и Правительства России, НПА МВД. Её цель – развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования ОВД, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Современное обеспечение собственной безопасности в системе МВД России – это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности.

Принципы обеспечения собственной безопасности в системе МВД. К принципам обеспечения собственной безопасности в системе МВД относятся:

законность применяемых мер; уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; единство системы обеспечения собственной безопасности и централизация управления этой деятельностью; активность и наступательность, приоритет упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам; конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности; сочетание целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами оперативно-служебной деятельности системы МВД; комплексное использование сил и средств; последовательность в реализации антикоррупционной политики; персональная ответственность руководителей (начальников) всех уровней за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях; уважение, соблюдение, защита прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих.

Меры обеспечения собственной безопасности в системе МВД. К мерам обеспечения собственной безопасности в системе МВД относятся: за-

щита жизни, здоровья, чести, достоинства, деловой репутации имущества сотрудников, ГГС, их близких, а также деловой репутации ОВД РФ, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД; научное и методическое сопровождение деятельности системы МВД в сфере обеспечения собственной безопасности; получение упреждающей информации о возможных внешних и внутренних угрозах, оценка возникающих угроз, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние собственной безопасности ОВД; осуществление мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых любыми сотрудниками и работниками системы МВД России; совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности, механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД, в том числе проведение проверок кандидатов на должности; предупреждение, выявление и пресечение: коррупционных правонарушений, совершаемых любыми сотрудниками и работниками ОВД; фактов расшифровки сведений в сфере ОРД, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов инфраструктур системы МВД от преступных посягательств и террористических угроз, проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные и корыстные цели; взаимодействие с представителями СМИ, в том числе по обеспечению общественного доверия к полиции и поддержки граждан, правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности.

Характеристика внешних и внутренних угроз собственной безопасности как совокупность условий и факторов, создающих опасность для осуществления МВД полномочий. К внешним угрозам собственной безопасности системы МВД в настоящее время относятся: деятельность организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленная на проникновение в ОВД, иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД, несанкционированный доступ к информации ограниченного распространения, обрабатываемой на средствах вычислительной техники, и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну; получение служебной информации от любых сотрудников и работников ОВД путем установления доверительных отношений, подкупа и шантажа; оказание воздействия на деятельность МВД, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД, в том числе ухудшение их материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности; компрометирование ОВД, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД, их любых сотрудников и работников, а также лиц, оказывающих содействие ОВД; вовлечение любых сотрудников и работников ОВД в противоправную деятельность, в том числе для оказания содействия в ее осуществлении, а также дезорганизующее воздействие на их моральнопсихологическое состояние.

Кроме того, к внешним угрозам собственной безопасности системы МВД относятся: оказание противодействия любому сотруднику и работнику ОВД в ситуациях служебного контакта с правонарушителями при исполнении ими должностных обязанностей; недостаточный уровень социальной и правовой защищенности всех сотрудников и работников системы ОВД, порождающий высокий уровень коррупционной предрасположенности (уязвимости) при осуществлении ими своих полномочий; противоправные действия отдельных представителей органов госвласти и местного самоуправления, общественных, политических и религиозных объединений, затрагивающие законные интересы ОВД, попытки использования ОВД в антиконституционных целях; распространение в СМИ, в сети Интернет, на массовых мероприятиях не соответствующих действительности сведений, а также иных сведений, ущемляющих права и охраняемые законом интересы МВД.

К внутренним угрозам собственной безопасности системы МВД России относятся: соучастие на идеологической основе либо из корыстных побуждений или иной заинтересованности в преступной деятельности криминальных структур, содействие отдельным преступным лицам в совершении противоправных деяний; систематическое невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством; оказание содействия криминальным структурам в поступлении на госслужбу; коррупционные правонарушения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, хищение или утрата документов, их содержащих; совершение уголовно наказуемых деяний сотрудниками, ГГС и работниками системы МВД России; высокая сменяемость личного состава (особенно в территориальных органах МВД на районном уровне и их оперативных подразделениях); нарушение порядка охраны объектов инфраструктуры системы МВД, несоблюдение порядка несения службы; нарушения в организации проведения министерством конкурсов и аукционов по размещению заказов на централизованную поставку вооружения, средств связи, военной и спецтехники, автотранспорта, других материально-технических ресурсов, выполнение работ и оказание услуг для нужд ОВД и т.д.

По мнению авторов, в целях высокого уровня обеспечения собственной безопасности в современных условиях руководителям (собственникам) следует активизировать и совершенствовать применение для этих целей высокотехнологических электронных средств (аудио- и видеосистемы).

Критерии оценки состояния собственной безопасности в системе МВД.

Критерием оценки состояния собственной безопасности системы МВД России является ее способность решать поставленные задачи по созданию эффективных механизмов противодействия коррупционным проявлениям, обеспечению инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, сохранности информресурсов, госзащиты сотрудников, ГГС и их близких, а также принятию оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз. Обеспечение собственной безопасности системы ОВД предусматривает двухуровневую систему оценки ее состояния. При этом следует учитывать толкование понятий: в первом случае ведомственный уровень – деятельность руководителей (начальников) ОВД, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД. Во втором случае специальный уровень – деятельность подразделений собственной безопасности ОВД.

В настоящее время к критериям оценки ведомственного уровня состояния собственной безопасности относятся: целенаправленность деятельности по выявлению устойчивых связей кандидатов на службу и внеслужебных связей сотрудников с представителями организованной преступности, теневой экономики, деструктивными организациями, финансируемыми из-за рубежа; наличие системы противодействия нарушениям порядка работы со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, либо иную конфиденциальную информацию, правил конспирации, порядка охраны объектов, мер безопасности при несении службы; своевременное реагирование на принятие заведомо необоснованных решений в сфере подбора, расстановки и ротации кадров на всех уровнях управления системы МВД; адекватность реагирования и принятия законных решений по фактам гибели, нанесения вреда здоровью, чести и достоинству, а также имуществу всех сотрудников и работников системы МВД в связи с выполнением служебных обязанностей, руководителей и служебных коллективов на проступки всех сотрудников и работников системы ОВД, связанные с нарушением прав и свобод граждан; эффективность принимаемых мер госзащиты в отношении защищаемых лиц, а также наличие фактов гибели, получения увечья защищаемыми лицами или уничтожения их имущества, выявления собственными силами уголовно наказуемых деяний, совершаемых сотрудниками, ГГС и работниками системы МВД, своевременность их предупреждения, пресечения и раскрытия.

К вопросам состояния собственной безопасности также следует отнести:

соблюдение законности и социальной справедливости в решении управленческих и социальных вопросов руководителями (начальниками) всех уровней системы МВД; осуществление комплекса мер по обеспечению личной безопасности сотрудников, ГГС при выполнении служебных обязанностей; количество обращений граждан и организаций о противоправных действиях всех сотрудников и работников МВД; состояние инженерно-техукрепленности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур от преступных посягательств; индекс пораженности (количество правонарушителей из числа сотрудников в расчете на 1000 единиц личного состава).

К критериям оценки специального уровня состояния собственной безопасности относятся: способность противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям на объектах оперативного обслуживания; соответствие принимаемых мер требованиям НПА МВД и особенностям региона; организация и результаты оперативно-служебной деятельности; соотношение количества выявленных лиц, совершивших противоправные деяния к числу лиц, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных за совершенные преступления; разработка и реализация информационно-пропагандистских программ по противодействию коррупции; результативность проведения комплексных профилактических операций на объектах оперативного обслуживания и их влияние на состояние оперативной обстановки; достоверность статсведений и отчетов о результатах служебной деятельности; состояние госзащиты в установленных ФЗ случаях и порядке жизни и здоровья защищаемых лиц, а также обеспечение сохранности их имущества, противодействия деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленной на проникновение в систему МВД, деятельности по рассмотрению представлений органов прокуратуры и определений судебных органов на нарушения закона, взаимодействия с органами прокуратуры, следственными, судебными и правоохранительными органами; эффективность предупреждения, выявления и пресечения преступлений, подготавливаемых, совершаемых либо совершенных сотрудниками, ГГС и работниками системы МВД, работы по профилактике правонарушений среди сотрудников, ГГС и работников на объектах оперативного обслуживания.

Субъекты обеспечения собственной безопасности в системе МВД.

Субъектами обеспечения собственной безопасности в системе МВД России на ведомственном уровнеявляются: заместители Министра внутренних дел

Российской Федерации, начальники и заместители начальников структурных подразделений центрального аппарата МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России; руководители (начальники) территориальных органов МВД России на окружном уровне и их заместители, руководители (начальники) соответствующих структурных подразделений; руководители (начальники) территориальных органов МВД России на межрегиональном уровне и их заместители, руководители (начальники) соответствующих структурных подразделений; руководители (начальники) территориальных органов МВД России на региональном уровне и их заместители, руководители (начальники) соответствующих структурных подразделений; руководители (начальники) территориальных органов МВД России на районном уровне и их заместители, руководители (начальники) соответствующих структурных подразделений; руководители (начальники) иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел; руководители (начальники) оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений.

Указанные должностные лица несут персональную ответственность за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности во вверенных подразделениях.

Субъектами обеспечения собственной безопасности в системе МВД России на специальном уровне являются: Главное управление собственной безопасности МВД России; подразделения собственной безопасности территориальных органов ОВД РФ, оперативно-технических и оперативнопоисковых подразделений.

Основные направления деятельности по обеспечению собственной безопасности на ведомственном уровне. Деятельность по обеспечению собственной безопасности на ведомственном уровне включает следующие основные направления:

- во-первых, в области защиты жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудников и гражданских служащих системы ОВД: организация и проведение оперативно-розыскных и профмероприятий по обеспечению безопасности и выявлению угроз в отношении сотрудников и ГГС системы МВД; организация работы с представителями СМИ для формирования в обществе положительного образа сотрудника; рассмотрение обращений всех сотрудников системы МВД об угрозе их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью их близких, а также о сохранности их имущества и проведение по ним проверочных мероприятий; проверка материалов, опубликованных в СМИ и сети Интернет, дискредитирующих систему МВД и ее сотрудников, и принятие соответствующих мер; организация обеспечения правовой и соцзащиты сотрудников, ГГС и работников системы ОВД, дифференцированного доступа к информсистемам, содержащим сведения о персональных данных сотрудников, ГГС и работников системы МВД. Обеспечение сохранности их личных дел, в том числе находящихся на хранении в архиве;

- во-вторых, в области обеспечения безопасности оперативно-служебной деятельности: совершенствование мер конспирации и обеспечения личной безопасности сотрудников подразделений полиции при организации и осуществлении оперативно-служебной деятельности; принятие мер по соблюдению установленного порядка использования сведений, полученных в ходе осуществления ОРД, в различных документах, а также на совещаниях; организация контроля за соблюдением законности сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД при осуществлении ими служебной деятельности, незамедлительного реагирования в соответствии с законодательством на материалы, содержащие недостоверные сведения о деятельности ОВД, для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников системы МВД; разработка и реализация мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере ОРД; разработка и проведение мероприятий по обеспечению собственной безопасности в условиях чрезвычайного и военного положений, а также ликвидации их последствий;

- в-третьих, в области защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, служебной информации ограниченного доступа и интеллектуальной собственности системы МВД: совершенствование системы организационных, инженерно-технических, в том числе программно-аппаратных средств и методов защиты информации; расширение практики проведения специальных психофизиологических исследований (опросов) должностных лиц, допущенных к сведениям, составляющим гостайну, с применением технических средств, в том числе полиграфов, компьютерных технологий, аудио- и видеозаписи, с целью оценки достоверности сообщаемой ими информации; организация принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению несанкционированного доступа к каналам связи, а также к оперативно-справочным, розыскным, криминалистическим, архивным[193] и иным информационным массивам, используемым в системе МВД, организация в этих целях взаимодействия с иными ведомствами и спецслужбами, в ОВД изучения и анализа материалов СМИ, направленных на поиск сведений, свидетельствующих об утечке служебной информации, а также иных сведений, представляющих интерес для решения задач по обеспечению собственной безопасности ОВД; осуществление контроля за соблюдением сотрудниками, ГГС и работниками системы МВД установленного порядка доступа к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, соответствием установленным требованиям методов и способов защиты информации при создании и эксплуатации информсистем;

- в-четвертых, в области обеспечения безопасности объектов инфраструктуры системы МВД России: регулярная оценка степени защищенности объектов инфраструктуры системы МВД; проведение контрольно-профмероприятий, направленных на повышение защищенности объектов инфраструктуры системы ОВД от преступных посягательств и террористических угроз; разработка соответствующих защитных мероприятий на случай возникновения ЧС или угрозы захвата объектов инфраструктуры системы МВД России; совершенствование системы мер по охране (обороне) объектов инфраструктуры ОВД, в том числе их технической защите;

- в-пятых, в области кадрового обеспечения деятельности системы МВД по вопросам собственной безопасности: организация спецподготовки личного состава к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия; формирование и поддержание на должном уровне морально-психологической готовности сотрудников, ГГС и работников системы МВД России к противодействию внешним и внутренним угрозам; создание в служебных коллективах атмосферы нетерпимости к сотрудникам, допускающим нарушения законности; участие в разработке и внедрении новых стимулов привлечения высококвалифицированных специалистов на службу в ОВД; совершенствование системы отбора кандидатов на службу в ОВД с учётом изучения их моральных и деловых качеств, в том числе с использованием специальных психофизиологических диагностик, процедур изучения, выдвижения и назначения кандидатов на руководящие должности в ОВД; осуществление контроля за соблюдением сотрудниками ОВД условий контракта, ограничений и запретов, реализацией мер по оказанию в служебных коллективах моральной и психологической поддержки сотрудникам, ГГС и работникам системы МВД России, находящимся в затруднительных жизненных ситуациях;

- в-шестых, в области сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности в системе МВД: осуществление сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности с органами госвласти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями; осуществление сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

Основные направления деятельности по обеспечению собственной безопасности на специальном уровне. Деятельность по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел на специальном уровне включает следующие основные направления:

- в области предотвращения проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные цели: получение оперативно-розыскной информации о попытках проникновения в ОВД представителей организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), деструктивных организаций, организаций, финансируемых из-за рубежа, и отдельных лиц, преследующих противоправные цели; разработка и реализация оперативно-розыскных и иных мероприятий по предотвращению проникновения в ОВД представителей криминальных структур и отдельных лиц, преследующих противоправные цели; использование возможностей оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий ОВД для предотвращения проникновения в ОВД представителей криминальных структур и отдельных лиц, преследующих противоправные цели;

- в области выявления и пресечения противоправных деяний со стороны сотрудников, гражданских служащих и работников ОВД: проведение проверок по поступившим жалобам, сообщениям, заявлениям и иной информации о противоправной деятельности сотрудников, ГГС и работников ОВД; организация и проведение профилактических и ОРМ в отношении сотрудников, ГГС и работников ОВД, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; разработка и реализация мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки ОРД, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов; осуществление проверок состояния организации работы по обеспечению собственной безопасности в ОВД; участие в проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной госслужбы в системе МВД и сотрудниками ГГС;

- в области организации госзащиты: получение оперативной и иной информации об угрозах жизни, здоровью и имуществу сотрудников, ГГС, а также их близких, осуществление ее проверки и принятие по ней решений; проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий по обеспечению госзащиты жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц; внесение предложений по повышению эффективности организации обеспечения госзащиты сотрудников, ГГС, а также их близких; разъяснение сотрудникам, ГГС их прав на госзащиту в связи с осуществлением служебной деятельности;

- в области профилактики правонарушений сотрудников, гражданских служащих и работников ОВД: выявление, анализ, классификация, оценка и прогнозирование внешних и (или) внутренних угроз, определение на этой основе конкретных объектов защиты; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений сотрудниками, гражданскими служащими и работниками ОВД; постановка на профучёт сотрудников, ГГС и работников ОВД, совершивших правонарушения, а также проведение непрерывного планового профилактического воздействия на лиц, состоящих на профилактических учётах; проведение аналитических исследований состояния законности и служебной дисциплины в ОВД, подготовка прогнозов развития оперативной обстановки и динамики криминогенных процессов, проверок кандидатов на должности в системе МВД России, назначение на которые рекомендуется согласовывать с подразделениями собственной безопасности ОВД; направление в адрес руководителей ОВД информации о выявленной противоправной деятельности подчиненных сотрудников, ГГС и работников, а также иных негативных фактах в их коллективах, причинах и условиях, создающих угрозу собственной безопасности, для принятия мер предупредительного и профилактического характера; обобщение и распространение передового опыта работы по профилактике правонарушений сотрудников, ГГС и работников ОВД; разработка предложений по совершенствованию системы оценки деятельности ОВД по предупреждению правонарушений среди личного состава, форм ведомственной статотчетности; осуществление сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности с правоохранительными органами иностранных государств, международными организациями, органами госвласти страны, субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, органами, осуществляющими ОРД.

Реализация Концепции. Настоящая Концепция носит бессрочный характер, мероприятия по ее реализации осуществляются на постоянной основе в соответствии с ежегодным планом работы ОВД, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД. План работы по реализации Концепции формируется ГУ собственной безопасности МВД России. Контроль исполнения плана работы по ее реализации в пределах компетенции осуществляют ГУ собственной безопасности МВД России, подразделения собственной безопасности соответствующих территориальных органов МВД, а также оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений. В случае отсутствия в структуре территориального органа данного подразделения функции по контролю исполнения плана работы возлагаются на штабные подразделения.

По мнению авторов, в названном приказе МВД России не употребляются термины «правовое сознание», «правовое воспитание», тем самым разработчиками (министерством) не учитываются обязательные президентские установки. Тем более качество обеспечения любой безопасности зависит от развития правовой грамотности любого сотрудника (руководителя). Правовая грамотность и правосознание руководителей должны развиваться в соответствии с требованиями распоряжения Президента России от 28 апреля 2011 г. №1168-Пр «Об утверждении Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». Данные требования следует дополнить не только в названном приказе, но и в других НПА, изданных в 2012-2013 гг. Требования данного документа касаются всех категорий сотрудников, экспертов ОВД РФ, в частности в нем определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[194]. Они направлены на повышение уровня правовой культуры населения, формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию страны как современного правового цивилизованного государства. В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм сотрудников ОВД являются серьезной проблемой обеспечения реализации не только безопасности, но и принципов верховенства права.

В соответствии с указами Президента России о структурах федеральных органов исполнительной власти МВД России президентские требования должны быть приняты для исполнения в неукоснительном порядке. Кроме того, подобные административно-правовые механизмы способствуют качественному ведению общепрофилактической работы, направленной на правовое воспитание граждан, которое преобразует в целом правосознание и правовую грамотность населения.

Вопросы для закрепления знаний

1. Что такое правовое регулирование противодействия терроризму в России?

2. В чем значимость и сущность противостояния терроризму?

3. Дайте юридические основания применения силовых мер и ограничений (по отдельности).

4. Характеризуйте вопросы социальной защиты в рамках рассмотренной главы.

5. В чем заключается суть юридической ответственности?

6. Дайте юридическую оценку организационно-управленческих мер.

7. Дайте характеристику роли и значимости ФСБ России и остальных субъ-ектов управления (МЧС, МВД, Минобороны России) в противостоянии терроризму.

8. Коротко проанализируйте ФЗ «О техническом регулировании» и выде-лите его значимость в противостоянии терроризму.

9. В чем значимость технических регламентов в области пресечения терак-тов и диверсий?

10. Подготовьте научные доклады «Нормы КоАП РФ в области пресечения терроризма», «Роль технических регламентов в обеспечении противостояния терроризму», «Уровень обеспечения безопасности в Вашем регионе и противостояния терроризму».

Глава 9. ЕДИНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Предыдущая26272829303132333435363738394041Следующая


Смотрите также