Обустройство дороги организация и безопасность движения


13.3. Инженерное обустройство дорог

Инженерное обустройство дорог — это комплекс средств, обеспечивающих организацию и безопасность движения: дорожные знаки, дорожная разметка, ограждения, направляющие столбики, освещение дорог, места стоянки транспорта и отдыха пассажиров, посадочные площадки, средства связи и др. Дорожные знаки и дорожная разметка относятся к наиболее важным средствам обустройства дорог с позиции обеспечения водителей необходимой информацией по безопасности движения.

Дорожные знаки — распространенное и эффективное средство регулирования ДД, позволяющее оперативно реагировать на изменение дорожных условий, интенсивность движения транспорта, пешеходов и т. д. Водители, незнакомые с дорогой, с помощью знаков получают необходимую информацию о дорожных условиях, расположении различных объектов и т. п. Поэтому необоснованность установки дорожных знаков или их отсутствие могут привести к аварийным ситуациям.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов необходимо оборудовать дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 1080-78 и размещенными по ГОСТ 23457-86 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кд • лк -1 м2) до: 35 — для белого цвета, 20 — желтого, 6 — красного, 4 — зеленого, 2 — синего. Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кд • м2) не должна быть меньше 90 — для белого и желтого цветов, 20 -г- зеленого, 10 — красного, 5 — для синего. Яркость элементов черного цвета не должна превышать 4 кд • м2.

Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1— 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения дефектов, а знаков приоритета — в течение суток. Временно установленные знаки снимают в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.

Видимость знаков оценивают с проезжей части по полосе встречного движения на расстоянии 100...250 м вне населенных пунктов и 50...100 м в населенных пунктах. При этом окружающий фон не должен отвлекать внимание водителя от знака, а растительность не закрывать его. Фары автомобиля должны освещать знак в ночное время. Видимость знаков, отстоящих более чем на 5 м от кромки проезжей части, знаков, установленных в пределах кривых в плане или на переломах продольного профиля, на откосах выемок, должна быть четкой.

Требуемое расстояние видимости знаков в темное время суток составляет не менее 150 м. Знаки по отношению к дороге устанавливают так, чтобы в ночное время свет фар проходящих автомобилей отражался навстречу движению.

Дорожная разметка (горизонтальная и вертикальная) — это линии, надписи, и другие обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений. Линии разметки, нанесенные на проезжую часть улиц или дорог, организуя и направляя движение транспорта и пешеходов, существенно облегчают восприятие водителем дорожной ситуации и тем самым повышают безопасность движения. Разметка проезжей части способствует снижению аварийности на 18 ... 20 %.

Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508-74 и наносить в со­ответствии с ГОСТ 23457-86 и утвержденными схемами.

Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии), ее необходимо восстанавливать, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50 % при выполнении ее краской и более 25 % — термопластичными массами.

Восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией. Коэффициент сцепления разметки принимается не менее 6,75 значений коэффициента сцепления покрытия.

Светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать следующим требованиям:

коэффициент яркости — не менее значений, приведенных в табл. 29.

коэффициент силы света (мкд Ч лк. -1 Ч м2) разметки, выполненной из световозвращающих материалов, должен быть не менее: 80 — для белого цвета, 48 — желтого.

Таблица 29

Коэффициент яркости разметки, %

Цвет

Разметка из обычных лакокрасочных и термопластичных материалов

Разметка из лакокрасочных и термопластичных материалов со световозвращающими свойствами

Белый

48

28

Желтый

29

21

Светофорное регулирование. Светофоры являются одним из наиболее эффективных средств организации движения на перекрестках, где имеет место взаимодействие конфликтующих транспортных и (или) пешеходных потоков. Сигналы светофоров информируют участников движения о разрешении или запрещении движения на пересечении или участке дороги. Светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 25695-78, а их размещение и режим работы — требованиям ГОСТ 23457-86.

Отдельные детали светофора либо элементы его крепления не должны иметь видимых повреждений и разрушений, а рассеиватель — трещин и сколов. Символы, наносимые на рассеиватели, должны распознаваться с расстояния не менее 50 м.

Отражатель не должен иметь разрушений и коррозии, вызывающих появление зон пониженной яркости, различимых с расстояния 50 м.

В процессе эксплуатации допускается снижение силы света сигнала светофора в осевом направлении не более чем на 30 % значений, установленных по ГОСТ 25695-78.

Вышедший из строя источник света заменяется в течение суток с момента обнаружения неисправности, а повреждения электромонтажной схемы в корпусе светофора или электрического кабеля — в течение 3 суток.

Более высокий уровень управления дорожным движением обеспечивается введением автоматизированных систем управления, которые применяются с целью снижения суммарных задержек транспортных средств на пересечениях во всей зоне действия этой системы (район, город). Принцип действия автоматизированной системы управления дорожным движением заключается в следующем. Перекрестки оснащаются системами сбора информации, включающими транспортные детекторы и телевизионные камеры. Автоматизированные системы регистрируют параметры транспортных потоков (интенсивность, скорость, задержки на пересекающихся направлениях, длину очереди перед светофором). Эта информация передается в центральный вычислительный комплекс, где происходят ее анализ и выбор программы светофорного регулирования для каждого перекрестка. Причем расчет осуществляется таким образом, чтобы суммарные задержки для всей системы были минимальны. На основании расчета вычислительный комплекс вырабатывает соответствующую команду, которая по линии связи передается в исполнительные устройства (контроллеры, сервомеханизмы), меняющие режимы регулирования светофоров или (и) символы дорожных знаков. Изменение режима регулирования приводит к изменению параметров транспортных потоков, что регистрируется в вычислительном комплексе и т. д.

Улучшение условий зрительного восприятия. Значительное число ДТП в темное время суток объясняется резким ухудшением условий зрительных восприятий объектов информации в дорожном движении. Для улучшения условия восприятия в темное время:

устраивают искусственное освещение;

обустраивают дороги направляющими столбиками, оборудованными светоотражающими устройствами (оптическое ориентирование водителей);

устанавливают дорожные знаки с рефлектирующей поверхностью или освещаемые;

применяют вертикальную разметку со светоотражающими элементами;

делают дорожную разметку из светоотражающей краски с рефлектирующими элементами;

маркируют осевую линию, укладывают световые краевые полосы;

укладывают световые дорожные покрытия;

взаимно удаляют встречные транспортные потоки или организуют одностороннее движение;

устанавливают против о ослепительные экранирующие устройства на разделительной полосе;

— обеспечивают действенный контроль на дорогах за техническим состоянием и правильностью регулировки систем освещения и сигнализации транспортных средств.

В соответствии с ГОСТ 25695-78 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключают — в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, одного за другим.

Допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях — менее 50 ед./ч.

Сигнальные столбики и маяки следует устанавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86, они не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее 100 м. Их окраска, вертикальная разметка и световозвращатели выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74.

Поврежденные сигнальные столбики заменяют в течение 5 суток после обнаружения повреждений, а вышедший из строя источник света или поврежденный элемент маяка — в течение суток с момента обнаружения неисправности.

Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, оборудуются ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457-76, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508-74. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений. Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 суток после обнаружения дефектов.

Не допускаются к эксплуатации железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки — с механическими повреждениями или уменьшенным расчетным попе­речным сечением.

Отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20 % площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

Остановки автобусов и стоянки транспортных средств представляют определенную опасность для водителей, так как в этих местах из-за скопления пешеходов, снижения скорости движения ТС и других факторов возможны ДТП, в том числе наезды на пешеходов. Водителям транспортных средств, приближающихся к местам остановки и стоянки, необходимо особенно внимательно следить за транспортными средствами в зоне видимости, ожидая замедления их движения, маневрирования или внезапного выезда на полосу движения, а также учитывать возможность внезапного появления людей в полосе движения. Для повышения безопасности движения на автобусных остановках применяют переходно-скоростные полосы, площадки для остановки и посадочные площадки для пассажиров. Остановки устраивают на прямых горизонтальных участках улиц и дорог. Допускается устройство остановок на спусках с уклоном не более 20 %. На подъемах остановки размещаются только на вершинах с обязательным устройством уширения, перед подъемами — не ближе 250 м от их начала. Остановки допускаются на кривых в плане при радиусе не менее 1000 м. Принципы размещения, планировки и размеры автобусных остановок принимают согласно требованию СНиП ПД.5-72.

Стоянки для отдыха. На автомобильных дорогах должны предусматриваться стоянки для отдыха водителей и ухода за автомобилями. Стоянки для грузовых автомобилей, осуществляющих дальние перевозки, устраивают через 30 ... 50 км. Их обычно располагают у водоема, леса, на ровных участках местности, оборудуют подъездами, выездами, туалетом, питьевой водой, освещением. Крупные стоянки имеют пункты общественного питания и др. Площадь стоянки зависит от числа машино-мест, проездов, проходов. Минимальное удаление стоянок от кромки проезжей части основной дороги — не менее 2,7 м.

В задачи дорожно-эксплуатационных органов входят строительство и содержание отдельно стоящих эстакад и полуэстакад, их устраивают через 30 ... 60км пути, а также площадок для регулирования фар — через 90 ... 120 км в зоне мест кратковременного отдыха.

Важным средством инженерного обустройства дорог является установка телефонной связи. Телефонная связь с расстоянием между аппаратами 2 ... 6 км обеспечивает своевременную медицинскую и техническую помощь пострадавшим в ДТП.

studfiles.net

ГЛАВА 20. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

48. Гулько О.Н. Дорожно-климатическоерайонирование территории Севера Европейской части России // Проектирование автомоб. дорог. - М., 2004. - С.19-33.- (Сб. науч. тр. /МАДИ-ГТУ).

20.1. Обслуживание дорожного движения

Основная цель инженерного обустройства дорог - создание условий для обеспечения удобства и безопасности движения водителей транспортных средств, пассажиров и пешеходов путем применения средств информации, обеспечения хорошей видимости и зрительного ориентирования в различных погодноклиматических условиях и в ночное время, ограждения зон, опасных для движения, применения ударобезопасных конструкций дорожных ограждений.

К инженерному обустройству дорог относят: технические средства организации дорожного движения (ограждения, дорожные знаки и указатели, разметка проезжей части, освещение, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления дорожным движением), сети освещения, озеленение, малые архитектурные формы, комплексы зданий и сооружений дорожно-эксплуатационнойслужбы, здания и сооружения автотранспортной службы (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны), комплексы сооружений автосервиса (мотели, кемпинги, площадки отдыха, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, устройствааварийно-вызывнойсвязи, пункты питания и торговли), линейные сооружения по контролю дорожного движения, защитные сооружения (снегозадерживающие барьеры и насаждения, шумопонижающие экраны, ограждения свободных территорий), установку рекламы, организацию и безопасность движения.

Для организации служб по содержанию и ремонту дорог, обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок и участников движения в проектах автомобильных дорог предусматривают строительство соответствующих зданий и сооружений:

1079

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

для дорожной службы - комплексы зданий и сооружений управления дорог, комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих, производственные базы, пункты обслуживания и охраны мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологической связи;

для автотранспортной службы - здания и сооружения обслуживания грузовых перевозок (грузовые автостанции, контрольно-диспетчерскиепункты), здания и сооружения обслуживания организованных пассажирских перевозок (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки), здания и сооружения пограничных пунктов;

для обслуживания участников движения - здания и сооружения автомобильного сервиса (мотели, кемпинги и площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания, пункты торговли, автозаправочные станции (АЗС), дорожные станции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в города, пункты первой медицинской помощи, устройства для технического осмотра автомобилей, устройства аварийно-вызывнойсвязи);

для службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) - линейные сооружения по контролю дорожного движения.

Автобусные остановки и площадки для стоянки автомобилей.

При проектировании автобусных остановок следует предусматривать остановочные площадки для автобусов, посадочные площадки для пассажиров, павильоны, переходноскоростные полосы для торможения и разгона с отгонами, тротуары и пешеходные дорожки, туалеты, а также элементы по организации движения и отделения автобусных остановок от основных полос движения, освещение и архитектурное оформление. Переходно-скоростныеполосы и остановочная площадка входят в состав дополнительной полосы проезжей части, устраиваемой у посадочной площадки и павильона.

В некоторых случаях, когда полосу используют для маневрирования автомобилей перед перекрестками или для движения транспортных средств с небольшой скоростью движения

1080

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

(тихоходных) на затяжных подъемах, изолированную остановочную площадку устраивают рядом с полосой.

При выборе места для размещения автобусных остановок необходимо учитывать следующие факторы:

обеспечение безопасности движения транспорта;

обеспечение кратчайших путей, удобств и безопасности пассажиров;

интенсивность и направление транспортных и пешеходных потоков;

обеспечение безопасных условий пересадки пассажиров с маршрута на маршрут и для движения в направлении пассажиропотоков;

обеспечение рационального использования земель и охраны окружающей среды;

обеспечение высоких транспортно-эксплуатационныхпоказателей работы автобусов и автомобилей на участках дорог с совмещенным движением.

Особое внимание следует уделять обеспечению кратчайшего расстояния от центра «тяжести» пассажирообразующих зон и остановочных пунктов других видов транспорта до автобусных остановок.

Автобусные остановки на дорогах I категории (скоростные магистрали) не устанавливают, как исключение можно устраивать передаточные пункты с междугородных маршрутов, следующих по магистралям, на местные автобусные линии. Пересадочные площадки располагают за пределами земляного полотна автомагистрали.

Для обеспечения безопасности движения пешеходов и автотранспорта между пересадочными площадками устраивают тротуары и переходы через магистраль в разных уровнях.

Автобусные остановки вне пределов населенных пунктов должны располагаться на прямых участках дорог или на кривых в плане с радиусом не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м - для дорог III категории, 400 м - для дорог IV-Vкатегорий

1081

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

и продольных уклонах не более 40 ‰, а в горной местности - на участках, где обеспечена видимость в плане и продольном профиле. При этом должны быть обозначены соответствующие нормы видимости для дорог соответствующих категорий.

В пересеченной местности с затяжными продольными уклонами автобусные остановки размещают у вершин выпуклых кривых в продольном профиле, обеспечивающих достаточное расстояние видимости.

Автобусные остановки не следует располагать:

на участках дорог с насыпями высотой более 1,5 м;

в пониженных зонах рельефа местности, где возможны снежные заносы, туманы, гололед;

на вогнутых кривых продольного профиля перед значительными подъемами, в зонах которых водители развивают скорости для их динамичного преодоления;

на участках, для которых расчетный коэффициент безопасности меньше 0,7 или коэффициент относительной аварийности более 20.

Расстояние между автобусными остановками назначают, исходя из фактической и заданной потребности и необходимости на основании технико-экономическогообоснования. На дорогахI-IIIкатегорий автобусные остановки рекомендуется назначать не менее, чем через 3 км, в курортных районах и в густонаселенной местности - 0,6 км, на дорогахIV-Vкатегорий - не менее, чем через

500 м.

На эксплуатируемых дорогах можно использовать различные планировочные решения дополнительных полос в зонах автобусных остановок (рис. 20.1) с учетом интенсивности движения автобусов и других транспортных средств (рис. 20.2). При проектировании новых дорог обычно руководствуются типовыми проектными решениями.

1082

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Рис. 20.1. Варианты планировочных схем устройства автобусных остановок:

а - изолированная остановочная площадка (карман); б, в - дополнительная полоса с разделительным островком (а) или без него (в); г - обособленная дополнительная полоса между соседними автобусными остановками и пересечениями; д, е, ж - дополнительная полоса для совмещения движения автобусов и поворачивающих автомобилей

1083

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Рис. 20.2. Области применения планировочных решений автобусных остановок при расстоянии между ними - I - 400 м; II - 800 м; III - 1200 м:

а, б, в, г - области эффективного использования планировочных решений, показанных на рис. 20.1; Na - интенсивность движения автобусов;Naобщ - общая интенсивность транспортных средств (на одну полосу проезжей части)

Частое расположение примыканий в одном уровне и автобусных остановок приводит к необходимости устройства непрерывной дополнительной полосы между примыканиями как для движения и остановки автобусов, так и для поворота транспортных средств, если плотность расположения примыканий на 1 км дороги не превышает единицы, а интенсивность движения автомобилей, поворачивающих направо, составляет 50 авт./ч и менее, можно допустить остановку автобусов на дополнительной полосе у посадочной площадки (см. рис. 20.1, д). В противном случае необходимо устраивать изолированные остановочные площадки (карманы) рядом с дополнительной полосой движения (см. рис. 20.1, е). При устройстве обособленных дополнительных полос, предназначенных только для движения автобусов, в местах примыканий предусматривают возможность заезда на эти полосы поворачивающих автомобилей (см. рис. 20.1, ж).

На пересечениях в одном уровне автобусные остановки располагают за пересечениями с совмещением полос разгона для транспортных средств, поворачивающих направо, и обязательным устройством изолированной остановочной площадки для автобусов (кармана).

На пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях автобусные остановки целесообразно размещать в соответствии со схемами, приведенными на рис. 20.3 и 20.4 (посадочные площадки заштрихованы). При этом необходимо стремиться к снижению высоты, которую должен преодолевать пешеход при переходе с нижней дороги на верхнюю и к сокращению расстояний, проходимых пассажирами от автобусной остановки до места назначения или пересадочного пункта, за счет устройства дополнительных съездов. Кроме того необходимо обеспечивать удобство движения пешеходов в пределах пересечения, устраивая пешеходные дорожки и лестничные сходы. Во всех случаях, когда это возможно, целесообразно устраивать пересадочные пункты на одной посадочной площадке (с одной её стороны или с двух сторон).

1084

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Планировочные схемы, которые предусматривают пересечение маршрутов автобусов и других транспортных средств (см. рис. 20.3, а; 20.3, д; 20.4, в и 20.4, г) можно использовать только при наличии светофорного регулирования в местах пересечений или на дорогах IV категории.

Рис. 20.3. Расположение автобусных остановок на пересечениях типа «клеверный лист»:

а, б, в - с первоначальным заездом автобуса на левоповоротный съезд; г, д, е - то же на правоповоротный съезд; 1 - автобусные остановки; 2 - пешеходная дорожка; 3 - дополнительные съезды

1085

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Рис. 20.4. Положение автобусных остановок на пересечениях в разных уровнях с устройством:

а - параллельных дополнительных съездов; б - посадочных площадок у путепровода; в, г - дополнительных съездов у второстепенной дороги; 1 - автобусные остановки; 2 - лестничные сходы; 3 - дополнительные съезды; 4 - пешеходные дорожки

Ширину остановочной площадки и дополнительной полосы принимают равной ширине основных полос проезжей части, но не менее 3 м, а длину площадки - в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 13 м для одного автобуса, 25 м - для двух и 38 м - для трех.

Дополнительные съезды для подъезда к автобусным остановкам, на пересечениях в разных уровнях (см. рис. 20.3 и 20.4) проектируют по нормам, принятым для левоповоротных съездов

(согласно СНиП 2.05.02-85).

Длину посадочной площадки принимают равной длине остановочной площадки, но не менее 10 м, а ширину - 2 м.

Посадочная площадка должна быть приподнята над проезжей частью на 0,2 м и отделена от неё бортовым камнем. Дорожную

1086

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

одежду на посадочных площадках принимают такой же, как и на тротуарах. Автопавильоны устанавливают на расстоянии не более 3 м от кромки остановочной площадки.

Пешеходные дорожки или тротуары шириной не менее 1 м устраивают в направлении движения основного потока пассажиров до ближайшего пешеходного перехода, улицы или границы зоны расчетной боковой видимости.

На дорогах I категории автобусные остановки целесообразно размещать напротив друг друга с устройством пешеходных переходов в разных уровнях и установкой ограждений на разделительной полосе. На дорогах II-Vкатегорий автобусные остановки должны быть смешены по ходу движения (расстояние между ближайшими боковыми сторонами павильонов принимают не менее 30 м) таким образом, чтобы пассажиры, вышедшие из автобуса и направляющиеся в сторону автобусной остановки на другой стороне дороги, обходили стоящий автобус сзади и некоторое время двигались по тротуару до пешеходного перехода навстречу движению транспортного потока до ближайшей к остановке полосе проезжей части.

При проектировании автобусных остановок необходимо уделять особое внимание их архитектурному оформлению. Планировочные решения автобусных остановок, конструкция павильонов, внешняя отделка элементов обстановки, малые архитектурные формы, озеленение и освещение должны композиционно сочетаться с окружающей обстановкой и выполняться с учетом местных условий, климатических и национальных особенностей.

Площадки отдыха.

Площадки отдыха необходимо располагать через 15-20км на дорогах I и II категорий, через25-35км - на дорогах III категории и через45-55км - на дорогах IV категории. Размеры площадок определяют с учетом количества одновременно стоящих автомобилей, их габаритов и схем установки: параллельно оси проезда площадки, поперек оси проезда площадки и под углом 45° относительно оси проезда площадки.

Вместимость площадок отдыха определяют в зависимости от категории дороги: 20-50автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30 тыс.авт./сут,10-15автомобилей - на дорогах II и III категории,5-10автомобилей - на дорогах IV категории. У пунктов питания, торговли, скорой помощи,

1087

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками транспортных средств следует устраивать специальные площадки для их кратковременной остановки. Вместимость площадок следует определять индивидуально с учетом категории автомобильной дороги, видов оказываемых услуг и частоты их расположения на дороге.

Площадка отдыха должна состоять из трех планировочных зон, зрительно отделенных друг от друга: зоны стоянки автомобилей с въездами и выездами, зоны отдыха, санитарно-гигиеническойзоны. На рис. 20.5 показан пример такой площадки с необходимым оборудованием. Другие элементы оборудования площадок (освещение, водоснабжение, связь) используют при наличии потребности и условий для их осуществления.

Рис. 20.5. Планировка и оборудование площадки отдыха:

1 - скамейка; 2 - беседка; 3 - детская площадка; 4 - деревья; 5 - пешеходная дорожка; 6 - навес; 7 - урна; 8 - стол со скамейками; 9 - место для курения; 10 - туалет; 11 - мусоросборник; 12 - тротуар; 13 - эстакада; 14 - маршрутная схема

Удаление площадок отдыха от дорог зависит от местных условий. Как правило, их размещают на расстоянии боковой видимости от кромок проезжей части.

1088

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Минимальное расстояние от края площадки до кромки основной полосы движения на дорогах II-IIIкатегорий должно составлять менее 2,7 м.

Площадки отдыха на дорогах I-IIкатегорий устраивают с двух сторон (для обслуживания каждого направления) с размещением одной от другой против направления движения на расстоянии не менее 150 м между ними. На дорогахIII-IVкатегорий обычно площадки устраивают с одной стороны дороги для обслуживания двух направлений движения.

Площадки отдыха не следует располагать:

на участках дорог с продольными уклонами более 40 ‰;

на выпуклых кривых в продольном профиле с радиусами менее

10 000 м;

на внутренней стороне кривых в плане с радиусами менее 1000

м;

на участках дорог, проходящих по ценным землям.

Автозаправочные станции (АЗС) и дорожные станции технического обслуживания автомобилей (СТО)

Автозаправочные станции (АЗС) и дорожные станции технического обслуживания автомобилей (СТО) размещают на основе экономических и статистических исследований. Мощность АЗС (число заправок в сутки) принимают по табл. 20.1, а число постов на дорожных станциях технического обслуживания - по табл. 20.2.

Таблица 20.1.

Мощность и размещение автозаправочных станций

Интенсивность

Мощность АЗС, число

Расстояние

движения, авт./сут

заправок в сутки

между АЗС, км

Одностороннее размещение

1089

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Свыше 1000 до 2000

250

30-40

Свыше 2000 до 3000

500

40-50

Свыше 3000 до 5000

750

40-50

Двустороннее размещение

Свыше 5000 до 7000

750

50-60

Свыше 7000 до 20000

1000

40-50

Таблица 20.2.

Число постов на станции технического обслуживания

автомобилей

Интенсивность

Число постов на СТО в зависимости от

движения, авт./сут

расстояния между ними, км

80

100

150

200

250

Одностороннее размещение

1000

1

1

1

2

2

2000

1

2

2

3

3

3000

2

2

3

3

5

4000

3

3

2

2

3

1090

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Двустороннее размещение

6000

1

2

3

3

3

8000

2

3

3

3

5

10000

3

3

3

5

5

20000

5

5

8

По специальному

расчету

30000

8

8

По специальному расчету

Мощность АЗС, располагаемых в зоне пересечений автомобильных дорог, следует уточнять в зависимости от протяженности всех обслуживаемых прилегающих участков дорог, интенсивности движения и других расчетных показателей на этих участках.

АЗС размещают, как правило, вблизи населенных пунктов по возможности в комплексе с другими сооружениями дорожной службы и объектами сервиса в придорожных полосах на участках дорог с уклоном не более 40 ‰, на кривых в плане с радиусами более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусами более 10 000 м и не ближе 250 м от железнодорожных переездов, не ближе 1000 м от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2,0 м. Подъезды к АЗС должны быть выполнены с использованием переходно-скоростныхполос. На АЗС предусматривают площадку для стоянки2-3грузовых и3-4легковых автомобилей.

Приближение АЗС к железнодорожным переездам регламентируют условиями размещения переходно-скоростныхполос.

В комплекс АЗС входит здание с помещениями для оператора и торговли смазочными материалами и автомобильными запасными частями, а также островки с раздаточными колонками, внутренние проезды и площадки-стоянкис осмотровой эстакадой для мелкого

1091

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

аварийного ремонта. При АЗС целесообразно предусматривать посты мойки и мелкого аварийного ремонта, если в ближайшем населенном пункте отсутствует СТО.

На магистральных дорогах при АЗС, расположенных на подходах к крупным городам, обязательно устройство моечных пунктов.

При дорожных СТО целесообразно предусматривать автозаправочные станции.

Количество необходимых топливораздаточных колонок определяют с учетом перспективной интенсивности и состава транспортного потока, принимая во внимание разную степень использования топливного бака и время обслуживания. При въезде на территорию АЗС устанавливают указатели, информирующие водителей о размещении колонок с разными сортами топлива. Проезжую часть на подходах к колонкам размечают на полосы движения. Длина полос, выделенных для ожидания обслуживания, должна быть достаточной для размещения очереди. На подходах к АЗС обязательно устанавливают знак, информирующий водителей о расстоянии до очередной ближайшей АЗС.

Для пожарной безопасности необходимо соблюдать следующие расстояния от края проезжей части до топливораздаточных колонок или границ подземных резервуаров: не менее 25 м на дорогах I категории и не менее 15 м - на дорогах остальных категорий.

Организация связи.

Организация связи на автомобильных дрогах является одним из важных элементов повышения эффективности управления строительными и ремонтными работами, а также необходимым средством организации дорожного движения.

Технологическую связь используют для обеспечения работы дорожно-эксплуатационнойслужбы, управления производственными процессами в дорожных хозяйствах, своевременной доставкидорожно-строительныхматериалов к местам производства работ, для организации работы дорожностроительных машин и механизмов. Радиосвязь дальнего действия между крупными строительными подразделениями и управлениями строительства устанавливают с помощью коротковолновых радиостанций. Наиболее удобным средством связи между объектами работ, конторами и транспортными

1092

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

хозяйствами является УКВ радиосвязь при помощи радиостанций с радиусом действия от 30 до 100 км. Для связи с подвижными объектами (автогрейдерами, снегоочистителями, автомобилями службы организации движения) используют ультракоротковолновые радиостанции небольшой мощности (дальность действия до 25 км), а также мобильную телефонную связь.

На важнейших федеральных автомобильных дорогах осуществляется создание и развитие отраслевой системы связи с использованием современных технологий, направленных на оперативное обеспечение работников дорожно-эксплуатационнойслужбы и пользователей дорог необходимой информацией отранспортно-эксплуатационномсостоянии автомобильных дорог, условиях безопасности движения, метеорологических условиях, наличии и состоянии объектов сервиса, интенсивности и составе движения транспортных потоков и т.д.

Система предусматривает развитие автоматизированных центров управления производством (ЦУП) в организациях, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В систему комплексного информационнотелекоммуникационного обеспечения дорожной отрасли входят следующие взаимоувязанные структурные компоненты:

отраслевая информационная территориально-распределеннаяавтоматизированная система;

отраслевая стационарная система связи и передачи данных;

отраслевая система автоматической подвижной производственно-технологическойиаварийно-вызывнойрадиосвязи.

Примеры размещения колонок аварийно-вызывнойсвязи показаны на рис. 20.6.

1093

studfiles.net

15. Благоустройство и обустройство автомобильных дорог.

К элементам обустройства автомобильных дорог, которые обеспечивают удобство их эксплуатации, относят: объекты дорожного сервиса (гостиницы, мотели, предприятия и пункты питания, площадки отдыха, площадки-стоянки для кратковременной остановки автомобилей, автозаправочные станции, станции и пункты технического обслуживания автомобилей, терминалы, автовокзалы, пункты весового контроля), а также автобусные остановки, метеопосты, пешеходные переходы, шумозащитные сооружения, архитектурно-художественное оформление и озеленение дороги, устройства электроосвещения, средства технологической и сигнально-вызывной связи и др. Ремонт и содержание этих элементов осуществляют организации, на балансе которых они находятся

К средствам организации и обеспечения безопасности движения, которые, как правило, ремонтируют и содержат дорожные организации, относят дорожные знаки, разметку, ограждения и направляющие устройства (сигнальные столбики, тумбы, маячки безопасности).

Дорожные знаки.

Дорожные знаки, расположенные справа по ходу движения, должны быть продублированы по левой стороне дороги на разделительной полосе или на проезжей части, если условия движения таковы, что знак может быть не замечен водителем.

В плане дорожные знаки размещают так, чтобы от края проезжей части до ближайшего к ней края знака было не менее 0,5м. Элементы опоры не должны выступать за боковые края знака более чем на 20 см.

Дорожная разметка.

Дорожная разметка – предупреждает об опасностях, устанавливает преимущества в движении, предписывает определённый порядок движения, информирует о дорожной обстановке, вводит запреты.

Разметка дорожная – линии, надписи и другие обозначения на проезжей части дороги, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог, применяемые самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками или светофорами.

Различают дорожную разметку вертикальную, наносимую на элементы обустройства и обстановки дороги, и горизонтальную – наносимую на проезжую часть дороги.

Ориентирующие ограждения.

Ограждение – конструктивный элемент мостового полотна, устанавливаемый на границах ездового полотна. Ограждения необходимы для предотвращения съезда транспортных средств за его пределы и направления траектории движения автомобиля при наезде на ограждение. Ограждение может быть бетонное, деревянное, железобетонное и металлическое. По конструкции ограждение барьерное ограждение (стойки и горизонтальный брус, профильная стальная лента, брус) укрепленные на стойках на некотором уровне над верхом покрытия. Ограждение бывает парапетным, выполненное в виде железобетонной стенки различной конфигурации.

Направляющие островки, бордюры.

Островок – элемент пересечения и примыкания дорог в одном уровне, устраиваемый для улучшения организации движения и повышения безопасности.

Бордюр – конструктивное боковое ограничение покрытия устраиваемое заподлицо с поверхностью проезжей части или выступающее над ней.

Островки различают: безопасности – островок в пределах проезжей части дороги, выделенный для пешеходов, ожидающих закончить переход через дорогу.

Разделительные островки – применяют для разделения полос движения на перекрёстках и в местах ограниченной видимости в плане или продольном профиле дороги для разделения полос встречного движения

Центральный островок – расположен в центре пересечения кольцевого типа.

Озеленение.

Насаждения вдоль автомобильных дорог создаются для защиты полотна от снежных заносов (снегозащитное озеленение) и для архитектурно-художественного оформления.

Насаждения применяют также для защиты дорог от размывания (противоэрозионное озеленение), от песчаных заносов (пескозащитное озеленение), сильных ветров и пыльных бурь.

Декоративное озеленение.

В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями декоративное озеленение автомобильных дорог выполняется следующими приемами:

регулярным - линейные (аллейные или рядовые) посадки деревьев и кустарником, а также живые изгороди; ландшафтным или свободным - групповые посадки деревьев и кустарников в увязке с прилегающим к дороге ландшафтом;

смешанным - сочетание регулярных и свободных посадок, а также комплексные посадки у перекрестков, автобусных остановок, путепроводов, у входов в лес и т.п.

Противоэрозиционное и шумо-газо-пылезащитное озеленение.

Противоэрозионное озёленение проводят с целью защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва непосредственно водными потоками, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями.

Приовражные лесные полосы размещают вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30 - 50 м.

studfiles.net

1.Эксплуатация автомобильных дорог: цель, задачи, состав основных работ.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Задачи. 1)обеспечение требуемых и эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений, безопасности движения транспортных средств. 2)обеспечение высокоскоростного движения автомобилей на дорогах с установленными скоростями и нагрузками. 3)государственный учет, паспортизация и инвентаризация автомобилей, дорог и дорожных сооружений, учет интенсивности движения, создание и развитие банка данных о состояние дорог и мостов (диагностика или мониторинг). 4)обеспечение мероприятий охраны окружающей среды, прилегающей территории и дороги. 5) обеспечение сохранности дороги: мероприятия по предупреждению своевременного разрушения и износа земляного полотна дорожной одежды и искусственных сооружений. И по сохранению транспортного состояния дорог. 6)на дорогах выполняют ремонт и содержание ( зимнее содержание). 7)капитальный ремонт и реконструкция. 8)содержание и обеспечение эффективного использование основных фондов. 9)организация работ по архитектурному оформлению и благоустройства города. 10)обеспечение по организации управления дорожным движением. Состав основных работ. 1)техническое и эксплуатационное состояние. 2)обеспечение движения машин. 3)учет всех видав деятельности связанных с дорожным строительством и строительством. 4)охрана окружающей среды. 5)надзор на дорогами т.е. следят за их состоянием. 6)ремонт и содержание. 7)капитальный ремонт и реконструкция. 8)использование фондов. 9)архитектура и благоустройство города. 10) обеспечение движением.

Дорожная сеть РФ представлена дорогами общего и не общего пользования.

Общего пользования делятся на:

-федерального значения

-региональные, межмуниципальные

-местные (муниципальные, частные)

Не общего пользования- пользуются водители юр и физ лиц

В настоящее время в РФ имеется 1,2 млн. авт.дорог

2. Классификация работ по капитальному ремонту и содержанию ад общего пользования.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, при ко­тором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные, в необходимых случаях повышаются геометри­ческие параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых на­грузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установлен­ной для ремонтируемой дороги.

Задача капитального ремонта состоит в полном восстановлении и повыше­нии транс по ртно-эксплуатационного состояния дороги до уровня, позволяюще­го обеспечить нормативные требования в период до очередного капитального ремонта при интенсивности движения, соответствующей расчетной для данной категории дороги.

- по земляному полотну и водоотводу;

- по дорожным одеждам;

- по искусственным сооружениям;

- по обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения;

- прочие работы:

•изыскание и освоение резервов грунта и месторождений местных каменных материалов для производства ремонтных работ; устройство подъездных дорог и железнодорожных тупиков к производственным базам, карьерам, площадкам для складирования дорожно-строительных материалов;

•природоохранные мероприятия: рекультивация временной полосы отвода;рекультивация земель, ранее занятых под карьерами, резервами, объездными дорогами, дорожными сооружениями и производственными объектами, и др-;

•разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ее экспертиза; разработка документации по отводу земель.

Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения.

Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги.

- по земляному полотну и водоотводу;

- по дорожным одеждам;

- по искусственным сооружениям;

- по обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения;

- прочие работы:

устройство площадок для складирования материалов и рекультивация земель; устройство и ликвидация временных объездов ремонтируемых участков дороги;

предпроектное обследование мостовых сооружений; диагностика и оцен­ка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений;

разработка проектно-сметной документации и её экспертиза;

инженерное и научно-техническое сопровождение наиболее сложных ра­бот по ремонту.

Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за доро­гой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устране­нию постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспе­чению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и

поддержании их состояния в соответствии с требованиями, до­пустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.

- по земляному полотну и водоотводу;

- по дорожным одеждам;

- по искусственным сооружениям;

- по обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения;

Зимнее содержание дороги - работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, пре­дупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с нале­дями.

В состав работ по зимнему содержанию входят:

• изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных и временных снегозащитных сооружений, создание снежных валов и траншей, патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка и разбрасыва­ние снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий;

• очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов; оборудование и содержание зимних автомобильных дорог (автозимни­ков) и ледовых переправ; борьба с зимней скользкостью; восстановление существующих и создание новых баз противогололедных материалов, устройство подъездов к ним; бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных рассолов; приготовление и хранение противогололедных материа­лов; устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололедными свойствами; борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и утепление русел около искусственных сооружений; ликвидация наледных образований; проведение противолавинных мероприятий, уборка ла­винных отложений.

Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных зано­сов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.

Реконструкция дороги - это увеличение ее пропускной и несущей спо­собностей путем изменения на отдельных участках плана и продольного про­филя, коренного переустройства дорожной одежды, земляного полотна и до­рожных сооружений, как правило, с переводом в более высокую категорию, при котором параметры и характеристики дороги повышаются до уровня, по­зволяющего при возросшей и прогнозируемой на перспективу интенсивности движения обеспечить нормативные требования к потребительским свойствам дорог и дорожных сооружений на период до очередной реконструкции.

Строительство дороги - это проложение дорог по новым направлениям, включая строительство искусственных сооружений, возведение земляного по­лотна с системой водоотвода, устройство дорожных одежд, элементов обуст­ройства, организации и безопасности движения, а также строительство зданий и сооружений, обеспечивающих необходимые условия для нормальной экс­плуатации дороги.

studfiles.net


Смотрите также