Пожарная безопасность на аэродромах гражданской авиации
Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га
ВВЕДЕНИЕ
В единой транспортной системе нашей страны значительное место занимает гражданская авиация. Это высокоразвитое, многоцелевое звено народного хозяйства с разнообразным самолетно-вертолетным парком и широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий и строительных организаций, научных институтов и учебных заведений.
Гражданская авиация сегодня — это составная часть экономического потенциала страны, это важное средство развития и укрепления экономики, культуры и братской дружбы народов Советского Союза.
Аэрофлот превосходит по пассажирским и грузовым перевозкам все крупнейшие авиакомпании мира, протяженность воздушных трасс Аэрофлота превысила 1 млн. км. Они связывают между собой около 3600 городов и населенных пунктов. Советские самолеты выполняют регулярные рейсы в 97 стран мира.
Аэрофлот оказывает существенную помощь труженикам сельского хозяйства в выращивании высоких урожаев. Авиация незаменима при проведении геологоразведочных работ в отдаленных и труднодоступных районах, а также научных исследований в Арктике и Антарктиде.
С созданием первого пассажирского реактивного самолета Ту-104 в развитии гражданской авиации наступила новая — реактивная эра. 15 сентября 1956 г. рейсом из Москвы в Иркутск выполнен первый полет реактивного лайнера Ту-104 с пассажирами на борту. Вслед за Ту-104 были созданы турбовинтовые самолеты Ту-114, Ил-18, Ан-10.
Внедрение на воздушных линиях реактивных самолетов имело исключительно важное значение - в 2-3 раза возросли скорость и в несколько раз дальность воздушных сообщений, скорость и высокая коммерческая загрузка резко повысили производительность труда и обеспечили снижение себестоимости авиаперевозок.
В настоящее время почти три четверти общего объема перевозок выполняется на современных самолетах Ил-62, Ту-154, Ту-134. Освоены и внедрены в эксплуатацию Як-42, транспортно-грузовой Ил-76Т и аэробус Ил-86. Все это привело к тому, что воздушный транспорт превратился в массовый вид транспорта общего пользования, а во многих труднодоступных районах страны стал основным средством передвижения.
В свою очередь, увеличение объемов воздушных перевозок и возросшая интенсивность полетов потребовали не только исключительно четкой организации воздушного движения, но и принятия других, мер по обеспечению безопасности полетов, среди которых важное место принадлежит аварийно-спасательному обеспечению. Анализ авиационных происшествий гражданских транспортных самолетов, по данным США, показал, что 80% катастроф происходит на этапах взлета, захода на посадку и посадки, а исследования динамики разрушения, самолетов при аварии свидетельствуют, что основными факторами, приводящими к жертвам при авиационных происшествиях транспортных самолетов, являются силы, действующие при ударе, и пожар.
Поэтому при конструировании и создании предусматриваются меры по безопасности воздушного судна (ВС), а администрацией эксплуатационных предприятий — соответствующие меры на аэродроме по аварийно-спасательному обеспечению полетов.
Меры по обеспечению безопасности ВС предусмотрены в нормах летной годности гражданских самолетов и должны свести к минимуму возможность нанесения пассажирам и членам экипажа непосредственных ранений, а также обеспечить возможность быстрой эвакуации пассажиров при посадке на сушу и на воду.
С этой целью пассажирские кабины и кабины экипажа оснащены необходимым комплексом аварийно-спасательного оборудования для быстрого покидания самолета после его приземления с учетом возможности возникновения пожара (аварийные выходы, вспомогательные средства для спуска на землю, аварийное освещение, индивидуальные и групповые спасательные плавсредсва, средства пожаротушения и др.).
Меры по аварийно-спасательному обеспечению полетов, предусматриваемые на аэродроме, должны обеспечить немедленные и эффективные действия по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов в случае авиационного происшествия на территории аэродрома, а также эвакуацию с летного поля поврежденных или выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) воздушных судов.
Комплекс аварийно-спасательных мер на аэродроме предусмотрен Нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР), Наставлением по производству полетов гражданской авиации (НПП ГА) и другими нормативными документами МГА и включает в себя: организацию аварийно-спасательных формирований; их оснащение спасательной техникой и оборудованием; организацию дежурства аварийно-спасательных средств и их постоянную готовность, прием-передачу сигналов аварийного оповещения; взаимодействие с другими министерствами и ведомствами при проведении спасательных работ и другие меры.
В НГЭА СССР специальным разделом определены требования к пожарно-спасательному обеспечению полетов. К ним относятся требования: к аэродромной пожарно-спасательной технике и огнетушащим составам, их числу в соответствии с категорией аэродрома по уровню требуемой пожарной защиты; к аварийно-спасательным станциям, их оборудованию и размещению на территории аэродрома; к средствам связи и аварийного оповещения и др.
Одним из обязательных условий своевременного и эффективного проведения аварийно-спасательных работ является обучение личного состава, привлекаемого к проведению этих работ (летного и инженерно-технического состава, пожарных работников, бортпроводников, работников служб организации перевозок, аэродромной, спецтранспорта, медицинской и других). Необходимо, чтобы эти работники обладали определенным уровнем знаний, а также получили практические навыки по проведению аварийно-спасательных работ в условиях, максимально приближенных к реальным. -
В МГА накоплен определенный опыт по исследованию пожарной опасности ВС, тактике и методам тушения послеаварийных авиационных пожаров имеющимися в гражданской авиации средствами, изданы нормативные акты и рекомендации по этим вопросам. Авторы сделали попытку обобщить и систематизировано изложить сведения об организации пожарно-спасательного обеспечения полетов ВС гражданской авиации, основных технических характеристиках и пожарной опасности ВС, динамике развития пожаров на ВС, тактике и методах их тушения, способах спасания людей из ВС, потерпевших аварию, технических данных пожарно-спасательной техники и снаряжения, подготовке и обучении специалистов, технике безопасности.
Книга предназначена для пожарных работников, инженерно-технического и летного состава, членов добровольных пожарных дружин, а также для студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации. Она может быть использована для обучения личного состава взаимодействующих с МГА подразделений пожарной охраны МВД СССР и ВВС.
1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования
Противопожарная защита на аэродромах ГА по характеру задач и способам их выполнения подразделяется на два самостоятельных направления: а) обеспечение пожарной безопасности полетов; б) пожарная защита авиационной техники и объектов. Это положение находит закрепление в ряде нормативных документов МГА.
Обеспечение пожарной безопасности полетов — это комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, с целью создания условий для спасания людей, находящихся на борту.
Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.
Различны и способы выполнения задач, стоящих перед этими двумя видами противопожарной защиты. Если обеспечение пожарной безопасности полетов достигается главным образом благодаря оснащению предприятий новой, более мощной пожарно-спасательной техникой, огнетушащими составами, организации пожарно-спасательных расчетов, своевременному применению пожарно-спасательных сил и средств, высокой профессиональной подготовке личного состава и совершенствованию тактики тушения пожаров и способов спасания пассажиров на ВС, то пожарная защита авиационной техники и объектов достигается в первую очередь путем постоянного проведения пожарно-профилактической работы, направленной на своевременное выявление и устранение причин, порождающих пожары и загорания.
В последнее время организации обеспечения пожарной безопасности полетов на аэродромах уделяется довольно серьезное внимание практически во всех странах, где широко развита гражданская авиация, и особенно, со стороны международной организации гражданской авиации — ИКАО.
Вопросы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в аэропортах государств — членов ИКАО регламентированы в Приложении 14 к Конвенции о международной гражданской авиации и Руководстве по аэропортовым службам ч. 1 «Спасение и борьба с пожаром». В соответствии с этими документами государствам — членам ИКАО надлежит обеспечить в аэропортах создание аварийно-спасательного и пожарного оборудования и служб, основной задачей которых является спасение жизни людей. Целью планирования мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме является сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций, прежде всего ради спасения жизни людей. Из этого в основном и исходят требования руководящих документов МГА к обеспечению пожарной безопасности полетов.
Их содержание можно свести к следующим основным направлениям:
создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделений и оборудования;
координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств;
требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродрома;
требования к времени развертывания пожарно-спасательной службы;
требования к пожарным транспортным средствам;
требования к средствам связи и оповещения;
требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений.
Рассмотрим более подробно, как реализуются перечисленные требования.
Необходимость их создания диктуется прежде всего требованиями НГЭА СССР. Нормы годности — это минимальные государственные требования к гражданским аэродромам, имеющие целью обеспечение безопасности полетов ВС. Требования НГЭА СССР являются обязательными для выполнения всеми министерствами, госкомитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, участвующими в проектировании, оборудовании, приеме, сертификации, эксплуатации и реконструкции аэродромов.
В соответствии с нормами на аэродроме в целях проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на ВС должны быть аварийно-спасательные средства, включающие пожарную технику и личный состав пожарно-спасательных расчетов. Наставление по пожарной охране гражданской авиации, конкретизируя это положение, уточняет, что для выполнения пожарно-спасательных работ на воздушных судах и объектах на предприятиях гражданской авиации создаются штатные пожарно-спасательные расчеты военизированной охраны, которые входят в состав аварийно-спасательных команд аэропортов. Пожарно-спасательные расчеты оснащаются пожарной техникой, огнетушащими составами, специальным аварийно-спасательным снаряжением и всегда должны быть готовы к немедленным действиям по выполнению возложенных на них задач. Кроме того, для усиления пожарно-спасательных расчетов и подразделениях военизированной охраны организуются пожарно-стрелковые расчеты, а для выполнения вспомогательных функций в состав пожарно-спасательных расчетов привлекаются члены добровольных пожарных дружин.
На практике это выглядит следующим образом. В штаты подразделений военизированной охраны вводятся должности пожарных работников, основное назначение которых состоит в дежурстве в пожарно-спасательных расчетах, содержании в исправном состоянии и постоянной боевой готовности пожарной техники и оборудования, осуществлении наблюдения за взлетом и посадкой ВС на ВПП, готовности к немедленному выезду по тревоге в случае авиационного происшествия.
В зависимости от класса аэропорта и категории аэродрома по уровню требуемой противопожарной защиты пожарно-спасательный расчет может состоять из одного или нескольких экипажей на пожарных автомобилях. Во главе стоит начальник стартового пожарно-спасательного расчета, он же является начальником головного экипажа. В состав экипажа включаются водитель и оператор пожарного автомобиля. Таким образом, численность одного экипажа на пожарном автомобиле установлена из трех, а на головном автомобиле тяжелого типа из четырех человек.
Пожарно-спасательный расчет включается в состав аварийно-спасательной команды аэропорта и является основным штатным формированием при проведении аварийно-спасательных работ. Главенствующая роль этого формирования подтверждается таким фактором, как время развертывания (вступления в борьбу с огнем). Оно составляет 2,5-3 мин после объявления тревоги и определяется целями, стоящими перед расчетом в аварийной ситуации - тушением пожара и созданием условий для спасения людей, находящихся на борту ВС.
Вместе с тем соображения экономической целесообразности не позволяют в отдельных случаях содержать в аэропортах большую численность личного состава в стартовых пожарно-спасательных расчетах, поэтому она устанавливается как минимально необходимая для выезда в первом эшелоне стартовых пожарно-спасательных автомобилей. Другая часть пожарных работников, необходимая для производства аварийно-спасательных работ, комплектуется из стрелков-пожарных основного караула военизированной охраны, свободных от несения службы. Кроме того, нормативными документами МГА предусмотрено привлечение членов добровольных пожарных дружин (ДПД) на дежурство в составе пожарно-спасательных расчетов. Для этой цели в аэропортах в каждой работающей смене организуются по одному-два отделения ДПД численностью по 2-3 чел. каждое. В состав этих отделений могут включаться и водители для работы на пожарных автомобиля. Члены ДПД, привлекаемые на дежурство в пожарно-спасательные расчеты, должны быть хорошо обучены тактике и методам тушения пожаров, иметь специальную одежду для работы на пожаре. Должен быть установлен четкий порядок оповещения и сбора на случай объявления внезапной тревоги.
Таким образом, в состав аэродромных пожарно-спасательных подразделений включаются: а) штатный стартовый пожарно-спасательный расчет; б) пожарно-стрелковый расчет, сформированный из стрелков-пожарных, свободных от несения службы на постах; в) специально сформированные и обученные отделения добровольной пожарной дружины.
Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га
ВВЕДЕНИЕ
В единой транспортной системе нашей страны значительное место занимает гражданская авиация. Это высокоразвитое, многоцелевое звено народного хозяйства с разнообразным самолетно-вертолетным парком и широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий и строительных организаций, научных институтов и учебных заведений.
Гражданская авиация сегодня — это составная часть экономического потенциала страны, это важное средство развития и укрепления экономики, культуры и братской дружбы народов Советского Союза.
Аэрофлот превосходит по пассажирским и грузовым перевозкам все крупнейшие авиакомпании мира, протяженность воздушных трасс Аэрофлота превысила 1 млн. км. Они связывают между собой около 3600 городов и населенных пунктов. Советские самолеты выполняют регулярные рейсы в 97 стран мира.
Аэрофлот оказывает существенную помощь труженикам сельского хозяйства в выращивании высоких урожаев. Авиация незаменима при проведении геологоразведочных работ в отдаленных и труднодоступных районах, а также научных исследований в Арктике и Антарктиде.
С созданием первого пассажирского реактивного самолета Ту-104 в развитии гражданской авиации наступила новая — реактивная эра. 15 сентября 1956 г. рейсом из Москвы в Иркутск выполнен первый полет реактивного лайнера Ту-104 с пассажирами на борту. Вслед за Ту-104 были созданы турбовинтовые самолеты Ту-114, Ил-18, Ан-10.
Внедрение на воздушных линиях реактивных самолетов имело исключительно важное значение - в 2-3 раза возросли скорость и в несколько раз дальность воздушных сообщений, скорость и высокая коммерческая загрузка резко повысили производительность труда и обеспечили снижение себестоимости авиаперевозок.
В настоящее время почти три четверти общего объема перевозок выполняется на современных самолетах Ил-62, Ту-154, Ту-134. Освоены и внедрены в эксплуатацию Як-42, транспортно-грузовой Ил-76Т и аэробус Ил-86. Все это привело к тому, что воздушный транспорт превратился в массовый вид транспорта общего пользования, а во многих труднодоступных районах страны стал основным средством передвижения.
В свою очередь, увеличение объемов воздушных перевозок и возросшая интенсивность полетов потребовали не только исключительно четкой организации воздушного движения, но и принятия других, мер по обеспечению безопасности полетов, среди которых важное место принадлежит аварийно-спасательному обеспечению. Анализ авиационных происшествий гражданских транспортных самолетов, по данным США, показал, что 80% катастроф происходит на этапах взлета, захода на посадку и посадки, а исследования динамики разрушения, самолетов при аварии свидетельствуют, что основными факторами, приводящими к жертвам при авиационных происшествиях транспортных самолетов, являются силы, действующие при ударе, и пожар.
Поэтому при конструировании и создании предусматриваются меры по безопасности воздушного судна (ВС), а администрацией эксплуатационных предприятий — соответствующие меры на аэродроме по аварийно-спасательному обеспечению полетов.
Меры по обеспечению безопасности ВС предусмотрены в нормах летной годности гражданских самолетов и должны свести к минимуму возможность нанесения пассажирам и членам экипажа непосредственных ранений, а также обеспечить возможность быстрой эвакуации пассажиров при посадке на сушу и на воду.
С этой целью пассажирские кабины и кабины экипажа оснащены необходимым комплексом аварийно-спасательного оборудования для быстрого покидания самолета после его приземления с учетом возможности возникновения пожара (аварийные выходы, вспомогательные средства для спуска на землю, аварийное освещение, индивидуальные и групповые спасательные плавсредсва, средства пожаротушения и др.).
Меры по аварийно-спасательному обеспечению полетов, предусматриваемые на аэродроме, должны обеспечить немедленные и эффективные действия по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов в случае авиационного происшествия на территории аэродрома, а также эвакуацию с летного поля поврежденных или выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) воздушных судов.
Комплекс аварийно-спасательных мер на аэродроме предусмотрен Нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР), Наставлением по производству полетов гражданской авиации (НПП ГА) и другими нормативными документами МГА и включает в себя: организацию аварийно-спасательных формирований; их оснащение спасательной техникой и оборудованием; организацию дежурства аварийно-спасательных средств и их постоянную готовность, прием-передачу сигналов аварийного оповещения; взаимодействие с другими министерствами и ведомствами при проведении спасательных работ и другие меры.
В НГЭА СССР специальным разделом определены требования к пожарно-спасательному обеспечению полетов. К ним относятся требования: к аэродромной пожарно-спасательной технике и огнетушащим составам, их числу в соответствии с категорией аэродрома по уровню требуемой пожарной защиты; к аварийно-спасательным станциям, их оборудованию и размещению на территории аэродрома; к средствам связи и аварийного оповещения и др.
Одним из обязательных условий своевременного и эффективного проведения аварийно-спасательных работ является обучение личного состава, привлекаемого к проведению этих работ (летного и инженерно-технического состава, пожарных работников, бортпроводников, работников служб организации перевозок, аэродромной, спецтранспорта, медицинской и других). Необходимо, чтобы эти работники обладали определенным уровнем знаний, а также получили практические навыки по проведению аварийно-спасательных работ в условиях, максимально приближенных к реальным. -
В МГА накоплен определенный опыт по исследованию пожарной опасности ВС, тактике и методам тушения послеаварийных авиационных пожаров имеющимися в гражданской авиации средствами, изданы нормативные акты и рекомендации по этим вопросам. Авторы сделали попытку обобщить и систематизировано изложить сведения об организации пожарно-спасательного обеспечения полетов ВС гражданской авиации, основных технических характеристиках и пожарной опасности ВС, динамике развития пожаров на ВС, тактике и методах их тушения, способах спасания людей из ВС, потерпевших аварию, технических данных пожарно-спасательной техники и снаряжения, подготовке и обучении специалистов, технике безопасности.
Книга предназначена для пожарных работников, инженерно-технического и летного состава, членов добровольных пожарных дружин, а также для студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации. Она может быть использована для обучения личного состава взаимодействующих с МГА подразделений пожарной охраны МВД СССР и ВВС.
1.1. Создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделении и оборудования
Противопожарная защита на аэродромах ГА по характеру задач и способам их выполнения подразделяется на два самостоятельных направления: а) обеспечение пожарной безопасности полетов; б) пожарная защита авиационной техники и объектов. Это положение находит закрепление в ряде нормативных документов МГА.
Обеспечение пожарной безопасности полетов — это комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, с целью создания условий для спасания людей, находящихся на борту.
Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.
Различны и способы выполнения задач, стоящих перед этими двумя видами противопожарной защиты. Если обеспечение пожарной безопасности полетов достигается главным образом благодаря оснащению предприятий новой, более мощной пожарно-спасательной техникой, огнетушащими составами, организации пожарно-спасательных расчетов, своевременному применению пожарно-спасательных сил и средств, высокой профессиональной подготовке личного состава и совершенствованию тактики тушения пожаров и способов спасания пассажиров на ВС, то пожарная защита авиационной техники и объектов достигается в первую очередь путем постоянного проведения пожарно-профилактической работы, направленной на своевременное выявление и устранение причин, порождающих пожары и загорания.
В последнее время организации обеспечения пожарной безопасности полетов на аэродромах уделяется довольно серьезное внимание практически во всех странах, где широко развита гражданская авиация, и особенно, со стороны международной организации гражданской авиации — ИКАО.
Вопросы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в аэропортах государств — членов ИКАО регламентированы в Приложении 14 к Конвенции о международной гражданской авиации и Руководстве по аэропортовым службам ч. 1 «Спасение и борьба с пожаром». В соответствии с этими документами государствам — членам ИКАО надлежит обеспечить в аэропортах создание аварийно-спасательного и пожарного оборудования и служб, основной задачей которых является спасение жизни людей. Целью планирования мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме является сведение к минимуму последствий аварийных ситуаций, прежде всего ради спасения жизни людей. Из этого в основном и исходят требования руководящих документов МГА к обеспечению пожарной безопасности полетов.
Их содержание можно свести к следующим основным направлениям:
создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделений и оборудования;
координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств;
требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродрома;
требования к времени развертывания пожарно-спасательной службы;
требования к пожарным транспортным средствам;
требования к средствам связи и оповещения;
требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений.
Рассмотрим более подробно, как реализуются перечисленные требования.
Необходимость их создания диктуется прежде всего требованиями НГЭА СССР. Нормы годности — это минимальные государственные требования к гражданским аэродромам, имеющие целью обеспечение безопасности полетов ВС. Требования НГЭА СССР являются обязательными для выполнения всеми министерствами, госкомитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, участвующими в проектировании, оборудовании, приеме, сертификации, эксплуатации и реконструкции аэродромов.
В соответствии с нормами на аэродроме в целях проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на ВС должны быть аварийно-спасательные средства, включающие пожарную технику и личный состав пожарно-спасательных расчетов. Наставление по пожарной охране гражданской авиации, конкретизируя это положение, уточняет, что для выполнения пожарно-спасательных работ на воздушных судах и объектах на предприятиях гражданской авиации создаются штатные пожарно-спасательные расчеты военизированной охраны, которые входят в состав аварийно-спасательных команд аэропортов. Пожарно-спасательные расчеты оснащаются пожарной техникой, огнетушащими составами, специальным аварийно-спасательным снаряжением и всегда должны быть готовы к немедленным действиям по выполнению возложенных на них задач. Кроме того, для усиления пожарно-спасательных расчетов и подразделениях военизированной охраны организуются пожарно-стрелковые расчеты, а для выполнения вспомогательных функций в состав пожарно-спасательных расчетов привлекаются члены добровольных пожарных дружин.
На практике это выглядит следующим образом. В штаты подразделений военизированной охраны вводятся должности пожарных работников, основное назначение которых состоит в дежурстве в пожарно-спасательных расчетах, содержании в исправном состоянии и постоянной боевой готовности пожарной техники и оборудования, осуществлении наблюдения за взлетом и посадкой ВС на ВПП, готовности к немедленному выезду по тревоге в случае авиационного происшествия.
В зависимости от класса аэропорта и категории аэродрома по уровню требуемой противопожарной защиты пожарно-спасательный расчет может состоять из одного или нескольких экипажей на пожарных автомобилях. Во главе стоит начальник стартового пожарно-спасательного расчета, он же является начальником головного экипажа. В состав экипажа включаются водитель и оператор пожарного автомобиля. Таким образом, численность одного экипажа на пожарном автомобиле установлена из трех, а на головном автомобиле тяжелого типа из четырех человек.
Пожарно-спасательный расчет включается в состав аварийно-спасательной команды аэропорта и является основным штатным формированием при проведении аварийно-спасательных работ. Главенствующая роль этого формирования подтверждается таким фактором, как время развертывания (вступления в борьбу с огнем). Оно составляет 2,5-3 мин после объявления тревоги и определяется целями, стоящими перед расчетом в аварийной ситуации - тушением пожара и созданием условий для спасения людей, находящихся на борту ВС.
Вместе с тем соображения экономической целесообразности не позволяют в отдельных случаях содержать в аэропортах большую численность личного состава в стартовых пожарно-спасательных расчетах, поэтому она устанавливается как минимально необходимая для выезда в первом эшелоне стартовых пожарно-спасательных автомобилей. Другая часть пожарных работников, необходимая для производства аварийно-спасательных работ, комплектуется из стрелков-пожарных основного караула военизированной охраны, свободных от несения службы. Кроме того, нормативными документами МГА предусмотрено привлечение членов добровольных пожарных дружин (ДПД) на дежурство в составе пожарно-спасательных расчетов. Для этой цели в аэропортах в каждой работающей смене организуются по одному-два отделения ДПД численностью по 2-3 чел. каждое. В состав этих отделений могут включаться и водители для работы на пожарных автомобиля. Члены ДПД, привлекаемые на дежурство в пожарно-спасательные расчеты, должны быть хорошо обучены тактике и методам тушения пожаров, иметь специальную одежду для работы на пожаре. Должен быть установлен четкий порядок оповещения и сбора на случай объявления внезапной тревоги.
Таким образом, в состав аэродромных пожарно-спасательных подразделений включаются: а) штатный стартовый пожарно-спасательный расчет; б) пожарно-стрелковый расчет, сформированный из стрелков-пожарных, свободных от несения службы на постах; в) специально сформированные и обученные отделения добровольной пожарной дружины.
Противопожарное обеспечение полетов
2.1. Противопожарное обоспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на тушение пожаров воздушных судов, возникших при авиационных или чрезвычайных происшествиях на территории аэродромов гражданской авиации, в целях создания условий для спасания людей, находящихся на борту этих воздушных судов.
2.2. Для выполнения пожарно-спасательных работ на воздушных судах и объектах в предприятиях ГА создаются штатные пожарно-спасательные расчеты военизировынной охраны, которые входят в состав аварийно-спасательных команд аэропортов.
2.3. Пожарно-спасательные расчеты оснащаются пожарно-спасательной техникой, огнетушащими составами, специальным аварийно-спасательным снаряжением и всегда должны быть готовы к немедленным действиям по выполненшо возложенных на них задач.
2.4. В предприятиях ГА в. зависимости от категории аэродрома по уровню пожрной защиты должен находиться нормативный запас огнетушащего состава, одновременно доставляемого на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия.
2.5. Порядок категорврования аэродромов по уровню пожарной защиты, количество и типы пожарно-спасательных автомобилей, а также численный состав пожарно-спасательных расчетов на них, устанавливаются МГА.
2.6. В предприятии ГА постоянно должен храниться трехкратный запас огнетушащих составов для тушения пожаров на ВС.
2.7. Пожарно-спасательные расчеты и пожарно-спасательная техника в аэропортах размещаются на аварийно-спасательных станциях, расположенных с учетом обеспечения обзора летного поля и развертывания их в конце каждой ВПП при оптимальных условиях видимости и состояния поверхности дорог за время не превышающее 3 мин для первого автомобиля и 4 мин для последующих.
2.8. Временем развертывания считается время от момента поступления сигнала тревоги в пожарно-спасательный расчет до начала тушения пожара первым пожарно-спасательным автомобилем на месте авиационного происшествия.
2.9. В случае, когда время развертывания из основной аварийно-спасательной станции превышает 3 мин, на аэродроме предусматриваются стартовые аварийно-спасательные станции.
2.10. Для управления пожарно-спасательными работа ми, а также для вызова дополнительных сил и средств аварийно-спасательные станции должны иметь прямую связь со службой движения аэропорта, с центральным пунктом пожарной связи города или пунктом связи ближайшей пожарной части МВД СССР, а также радиосвязь с руководителем пожарно-спасательных работ, пожарно-спасательными и специальными автомобилями военизированной охраны.
2.11. Переговоры по каналам прямой связи и радиообмен при производстве пожарно-спасательных работ подлежат автоматической магнитофонной записи.
Материалы звукозаписи должны храниться не менее 3 сут.
2.12. На аэродромах предприятий ГА предусматриваются подъездные дороги, обеспечивающие доступ к источникам водоснабжения и наиболее вероятным местам авиационных происшествий. Особое внимание должно быть уделено обеспечению свободного доступа в зоны взлета и захода на посадку, расположенные на расстоянии до 1000 м от конца ВПП.
2.13. На период полетов на основной или стартовой аварийно-спасательной станции устанавливается дежурство лиц из числа ножарно-сиасательного расчета для постоянного наблюдения за взлетом, посадкой воздушных судов и их рулением.
Дежурные обеспечиваются оптическими средствами наблюдения и связью для оперативной передачи сообщения в случае авиационного происшествия или пожара, а также УКВ приемниками для прослушивания радиообмена между воздушными судами и диспетчерами службы движения.
2.14. Использование личного состава пожарно-спасательных расчетов, пожарно-спасательных автомобилей и аварийно-спасательного оборудования не по прямому назначению, а также размещение других служб в зданиях аварийно-спасательных станций запрещается.
2.15. Личный состав пожарио-спасательных расчетов в соответствии с программами МГА должен быть обучен методам и тактике тушения пожаров на воздушных судах и объектах имеющимися в гражданской авиации средствами.
Для этого на аэродромах оборудуются полигоны (площадки), где с каждым пожарно-спасательным расчетом не реже двух раз в месяц проводятся практические занятия, максимально приближенные к реальным условиям.
2.16. При тушении пожаров на воздушных судах и спасании людей пожарно-спасательные расчеты действуют в соответствии с требованиями Рекомендаций ГосНИИ ГА и Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов в гражданской авиации СССР и других нормативных Документов МГА по данному вопросу.
2.17. При тушении пожаров на объектах пожарно-спасательные расчеты должны руководствоваться Боевым уставом пожарной охраны МВД СССР.
2.18. В каждом предприятии ГА составляется оперативный план действий пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах, потерпевших бедствие, который утверждается руководителем предприятия ГА и управления (отдела) пожарной охраны МВД, УВД или начальником гарнизона пожарной охраны города.
2.19. Оперативным планом в соответствии с Инструкцией о порядке взаимодействия органов пожарной охраны МВД СССР и МГА СССР по организации противопожарной защиты и тушения пожаров на объектах ГА (приложение 5) устанавливаются правила вызова пожарных частей МВД.
Этим планом также предусматривается взаимодействие с пожарными подразделениями других ведомств, расположенных в непосредственной близости от аэропорта.
2.20. В целях отработки оперативного плана, повышения тактической выучки и обеспечения контроля за подготовленностью пожарных подразделений МГА, МВД и других взаимодействующих ведомств периодически в согласованные сроки, но не реже двух раз в год, проводятся совместные учения.
2.21. В предприятиях ГА, в которых нет пожарных подразделений военизированной охраны, производство аварийно-спасательных работ на воздушных судах, потерпевших бедствие, осуществляется аварийно-спасательной командой аэропорта с привлечением пожарных подразделений МВД и других министерств и ведомств.
2.22. Для усиления пожарно-спасательных расчетов в подразделениях военизированной охраны создаются пожарно-стрелковые расчеты. Кроме того, для выполнения вспомогательных функций, в состав пожарно-спасательных расчетов предусматривается привлечение членов ДПД.
2.23. Из членов ДПД, привлекаемых для усиления пожарно-спасательных расчетов, организуются отделения, состоящие из 2-3 человек. В аэропортах I и II класса организуются не менее двух отделений, а в аэропортах III, IV, V класса, неклассифицированных и на аэродромах учебных заведений ГА - не менее одного отделения в смену.
Привлечение членов ДПД в пожарно-спасательные расчеты производится:
- в рабочее по их основной работе время - в случаях авиационных происшествий, а также пожаров на воздушных судах и объектах, на период проведения аварийно-спасательных работ;
- в нерабочее по их основной работе время - в выходные и праздничные дни, на период производства полетов.
Общая продолжительность дежурств в составе пожарно-спасательного расчета в нерабочее от основной работы время не должно превышать 24 ч в месяц на каждого члена ДПД.
Оплата труда членов ДПД за время участия их в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также за время дежурства (в исключительных случаях) по пожарной охране в нерабочее время производить из расчета среднемесячного заработка на производстве. С членами ДПД, привлекаемыми в пожарно-спасательные расчеты, необходимо организовывать занятия в соответствии с Программой подготовки (см. приложение 4). Занятия проводить в свободное от работы время, но не более 4 ч в месяц.
Практические тренировки и учения с членами ДПД необходимо проводить ежеквартально совместно с аварийно-спасательной командой предприятия.
2.24. Каждый выезд пожарно-спасательного расчета для проведения аварийно-спасательных работ на воздушных судах и тушения пожаров на объектах заносится в специальный журнал.
2.25. Действия пожарно-спасательного расчета по тушению пожара на воздушном судне, потерпевшем авиационное происшествие, оформляется актом (см. приложение 2), который в трехдневный срок направляется в УАСР и ОАМГА.
Глава 3 противопожарное обеспечение авиационной техники и объектов
3.1. Противопожарное обеспечение авиационной техники и объектов - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.
3.2. Основной формой противопожарного обеспечения авиационной техники и объектов является пожарно-профилактическая работа, проводимая в целях своевременного выявления и устранения причин, порождающих пожары и загорания.
Пожарно-профилактическая работа представляет собой совокупность плановых обследований, регулярных контрольных проверок и ежедневного надзора за соблюдением установленных противопожарных норм и правил и устранением выявленных недостатков на объектах и воздушных судах при техническом обслуживании.
3.3. Пожарно-профилактическую работу проводят:
а) пожарно-технические комиссии - путем плановых обследований (не менее двух раз в год) и контрольных проверок (ежеквартально);
б) лица, ответственные за пожарную безопасность структурных подразделений (руководители служб, отделов, складов, цехов, гостиниц и др.), - постоянно в подчиненных подразделениях;
в) работники военизированной охраны - постоянно по всем объектам предприятия;
г) члены ДПД - постоянно на закрепленных за ними участках.
3.4. При проведении на объекте пожарно-профилактического обследования или контрольной проверки, следует установить:
а) наличие инструкций о мерах пожарной безопасности и степень их соблюдения;
б) соответствие фактического состояния пожарной безопасности объекта установленным противопожарным нормам и правилам;
в) степень выполнения ранее предложенных противопожарных мероприятий;
г) знание работниками объекта установленных правил пожарной безопасности и действий в случае пожара;
д) наличие и техническое состояние пожарной связи, первичных средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
3.5. По результатам пожарно-профилактических обследований, контрольных проверок и ежедневного надзора принимаются следующие меры:
а) пожарно-техническими комиссиями - составляется и докладывается руководителю предприятия ГА на утверждение акт пожарно-технического обследования; через руководителя предприятия ГА решаются вопросы о выделении ассигнований на проведение противопожарных мероприятий, требующих капитальных затрат, а также о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования пожарной безопасности; заслушиваются отдельные руководители структурных подразделений по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
б) руководителями структурных подразделений - устраняются выявленные нарушения пожарной безопасности, привлекаются к ответственности лица, допустившие эти нарушения;
в) работниками военизированной охраны - выдаются предписания на устранение выявленных нарушений пожарной безопасности; составляются протоколы (акты) и привлекаются к административной ответственности лица, нарушающие требования пожарной безопасности (приложение 6); информируются руководители структурных подразделений о выявленных в подчиненных им службах нарушениях пожарной безопасности; через начальника подразделения ВОХР докладывается руководителю предприятия ГА о состоянии пожарной безопасности на объектах и предложения по ее улучшению;
г) членами ДПД - пресекаются обнаруженные нарушения правил пожарной безопасности; докладывается руководителю службы, цеха, участка и начальнику ДПД о выявленных нарушениях.
Примечания:
1. Акт пожарно-технического обследования, после утверждения руководителем предприятия ГА, является распорядительным документом и подлежит исполнению без каких-либо дополнительных приказов (указаний). В акте указываются конкретные сроки и исполнители противопожарных мероприятий. Выписки из акта вручаются исполнителям под расписку.
2. Право составления протокола о нарушении правил пожарной безопасности предоставляется начальствующему составу подразделения ВОХР, членам ПТК и начальникам ДПД предприятий ГА.
3.6. Крайней мерой пресечения нарушений противопожарных норм и правил является временная приостановка эксплуатации объекта.
Временная приостановка эксплуатации объекта (производственного участка, электроустановки, агрегата, склада и др.) допускается, если состояние пожарной безопасности объекта не отвечает установленным требованиям, а его дальнейшая эсплуатация опасна и создает явную угрозу возникновения пожара.
Право временной приостановки эксплуатации объекта предоставляется работникам военизированной охраны предприятия ГА, управления ГА и Министерства гражданской авиации от начальника подразделения ВОХР и выше.
Временная приостановка эксплуатации объекта производится до полного устранения нарушений пожарной безопасности и оформляется протоколом (приложение 7).
3.7. Лица, ответственные за пожарную безопасность структурных подразделений, организуют по окончании рабочего дня осмотры участков, помещений, складов и т.п. перед их закрытием в целях обеспечения пожарной безопасности на нерабочий период.
Результаты осмотра фиксируются в специальном журнале (приложение 8).
Отдельные пожароопасные участки, помещения, склады и т.п. осматриваются совместно с работниками ВОХР. Перечень таких объектов утверждается руководителем предприятия ГА по представлению начальника подразделения ВОХР.
При осмотре объектов перед их закрытием следует проверить:
а) тщательность уборки объекта и прилегающей территории от производственных отходов и мусора;
б) доступность аварийных выходов и путей эвакуации;
в) незагромождение противопожарных разрывов между конструкциями здания и находящегося в нем оборудования (материалов);
г) обесточивание электроприборов и электрооборудования;
д) состояние установок пожарной автоматики, их готовность к работе;
е) тщательность очистки печей от продуктов сгорания (при печном отоплении).
При невыполнении одного из перечисленных условий или выявлении других нарушений пожарной безопасности объект в противопожарном отношении считается неподготовленным к закрытию до устранения выявленного нарушения.
3.8. В целях обеспечения пожарной безопасности объектов, не работающих в праздничные дни, производится осмотр и прием их перед закрытием накануне праздников.
Для осмотра и приема объектов в противопожарном отношении перед их закрытием на праздничные дни приказом руководителя предприятия ГА назначается комиссия. В приказе о назначении комиссии указываются так же перечень подлежащих приему объектов, время осмотра и доклада о результатах приема. Осмотр и прием объектов комиссией производится в порядке, указанном в п. 3.7 настоящего Наставления. Результаты осмотра и приема оформляются актом и утверждаются руководителем предприятия ГА.
3.9. На предприятиях ГА разрабатываются инструкции о мерах пожарной безопасности (общеобъектовые и для структурных подразделений).
Инструкции изучаются под расписку со всеми работниками предприятия ГА в части, их касающейся, и вывешиваются на видных местах.
3.10. Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается специалистами ВОХР с участием заинтересованных служб, утверждается руководителем предприятия ГА и должна предусматривать:
а) требования к содержанию территории, дорог и проездов к зданиям, сооружениям и водоисточникам;
б) порядок проведения сварочных и других огневых работ;
в) режим курения;
г) порядок содержания средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации;
д) порядок обесточивания электросетей и электрооборудования в нерабочее время;
е) порядок хранения веществ и материалов;
ж) порядок вызова пожарной охраны и действия при пожаре.
3.11. Инструкции о мерах пожарной безопасности для структурных подразделений разрабатываются администрацией этих подразделений, согласовываются с начальником подразделения ВОХР и утверждаются вышестоящим руководителем. Они должны предусматривать:
а) нормы и порядок хранения, а также особенности транспортировки пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов;
б) специальные противопожарные мероприятия для отдельных производственных процессов;
в) предельные показатели контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и др.), превышение которых может привести к пожару, взрыву;
г) места, запрещенные для курения и применения открытого огня, а также места оборудованные для курения;
д) порядок хранения спецодежды; порядок уборки и очистки помещений от пыли и сгораемых материалов; порядок осмотра помещений перед их закрытием;
е) действия и обязанности работников при возникновении пожара (загорания): порядок вызова пожарной охраны; порядок остановки технологического процесса или оборудования; порядок отключения вентиляции, электросети и электрооборудования: способы применения установок пожарной автоматики, особенности применения первичных средств пожаротушения в зависимости от источника пожара.
3.12. При введении новых технологических процессов и в действующем производстве разрабатываются и внедряются технические решения, направленные на снижение пожарной опасности технологических операций и совершенствование их пожарной защиты. Основными направлениями при этом должны быть:
а) замена пожароопасных органических растворителей (бензин, спирты, керосин, уайт-спирит и др.) на пожаробезопасные технические моющие средства;
б) изучение пожароопасных свойств веществ и материалов, используемых в производстве, и выдача рекомендаций по их безопасному применению;
в) оборудование пожаро- и взрывоопасных помещений установками пожарной автоматики.
3.13. На предприятиях ГА организуется патрулирование пожарных автомобилей с боевым расчетом по перронам и стоянкам воздушных судов в целях своевременного обнаружения и пресечения нарушений пожарной безопасности при техническом обслуживании воздушных судов, а также для оперативного тушения пожаров в случае их возникновения.
Периодичность и маршруты патрулирования устанавливаются в зависимости от местных условий и интенсивности полетов.
3.14. Работники предприятий ГА проходят обязательную специальную противопожарную подготовку в системе производственного обучения в целях широкого изучения правил пожарной безопасности, а также обучения мерам предупреждения пожаров, правилам обращения с первичными и стационарными средствами пожаротушения и действиям при возникновении пожаров. Противопожарная подготовка состоит из противопожарного инструктажа (первичного и вторичного) и занятий по пожарно-техническому минимуму (приложение 9).
3.15. Порядок и сроки прохождения противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму, перечень цехов и профессий, работники которых должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума, а также назначение лиц, ответственных за организацию и проведение противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму, устанавливаются приказом руководителя предприятия ГА.
3.16. Первичный (вводный) противопожарный инструктаж проходят все лица, вновь принимаемые на работу, о чем делается запись в журнале учета (приложение 10).
Лица, не прошедшие первичного противопожарного инструктажа, к работе не допускаются.
3.17. Первичный противопожарный инструктаж проводится специалистами подразделения ВОХР в выделенном для этих целей помещении, оборудованном наглядными пособиями, инструкциями о мерах пожарной безопасности и образцами средств пожаротушения и связи.
На предприятиях ГА, где нет подразделений ВОХР, первичный противопожарный инструктаж проводится инженером по охране труда и технике безопасности или лицом, назначенным руководителем предприятия ГА.
3.18. Вторичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте с лицами при поступлении на работу или переводе с одного участка на другой, но не реже двух раз в год. Инструктаж проводят лица, ответственные за пожарную безопасность цеха (отдела, участка, склада и др.), применительно к особенностям пожарной опасности данного производства. Проведение вторичного противопожарного инструктажа регистрируется в журнале (приложение 11).
3.19. Занятия по пожарно-техническому минимуму проводятся ежегодно, по специальной программе, с работниками предприятия ГА, работающими на производственных участках с повышенной пожарной опасностью (АТБ, ГСМ, ЭРТОС, спецавтотранспорт и др.), в целях: совершенствования пожарно-технических знаний; более глубокого изучения ими правил пожарной безопасности, вытекающих из особенностей технологического процесса производства; детального изучения имеющихся средств пожаротушения и действий при пожаре.
3.20. Обучение по программе пожарно-технического минимума организуют руководители структурных подразделений предприятия ГА (служб, отделов, цехов и т.п.) и проводят непосредственно на производственных участках. К проведению занятий привлекаются наиболее квалифицированные специалисты соответствующих служб, работники подразделений ВОХР или Госпожнадзора.
По окончании прохождения программы пожарно-технического минимума от рабочих и служащих принимаются зачеты, результаты которых оформляются соответствующим документом (приложение 12). Зачетные ведомости хранятся в соответствующей службе до окончания следующего года обучения.