Правила промышленной безопасности грузоподъемных кранов


Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.

Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 28 июня 2012 года №37

Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов

(В редакции Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.05.2015 г. №23)

На основании подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям», Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь

27 апреля 2012 года

Министром промышленности Республики Беларусь

22 декабря 2011 года

Письмом Министерства обороны Республики Беларусь

30 марта 2012 года №1/586

Письмом Комитета государственной безопасности Республики Беларусь

22 марта 2012 года №17/2-378

Письмом Министерства внутренних дел Республики Беларусь

22 декабря 2011 года №34/от-3727

Утверждены Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 года №37

Раздел І. Общие положения

Глава 1. Область и порядок применения правил

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №8, 2/138).

2. Настоящие Правила обязательны для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, а также других организаций, выполняющих на территории Республики Беларусь отдельные виды работ и услуг (проектирование, конструирование, изготовление, монтаж, наладку, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, обучение персонала и ответственных специалистов), связанные с грузоподъемными кранами, техническими устройствами в их составе, а также приспособлениями для грузоподъемных операций.

Порядок эксплуатации грузоподъемных кранов, технических устройств в их составе, а также приспособлений для грузоподъемных операций в Вооруженных Силах Республики Беларусь определяется нормативным правовым актом Министерства обороны Республики Беларусь.

3. Настоящие Правила распространяются на:

грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом и краны-манипуляторы (далее, если не указано иное, — грузоподъемные краны);

грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления (далее, если не указано иное, — грузоподъемные краны);

краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом (далее, если не указано иное, — грузоподъемные краны);

электрические тали (далее, если не указано иное, — грузоподъемные краны);

машины грузоподъемные военного назначения;

приспособления для грузоподъемных операций:

грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);

съемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.);

тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами.

4. Настоящие Правила не распространяются на:

грузоподъемные краны, устанавливаемые в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, а также применяемые на объектах использования атомной энергии, на которые распространяются специальные правила;

производство работ грузоподъемными кранами при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием, исключающим применение грузозахватных приспособлений (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, кабинами (люльками) для перемещения людей, буровым оборудованием и т.п.);

грузоподъемные краны с ручным приводом;

краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила;

грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);

манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;

манипуляторы по обработке древесины;

экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.).

5. В настоящих Правилах применяются термины и определения в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №823 (далее — ТР ТС 010/2011), а также приведенные в приложении 1 к настоящим Правилам.

6. Белорусский национальный технический университет, являясь базовой научно-исследовательской организацией по краностроению, выполняет функции специализированной организации, проводит научно-исследовательские работы по безопасности грузоподъемных кранов, принимает участие в разработке технических нормативных правовых актов (далее — ТНПА) по грузоподъемным кранам, по обращениям государственных органов, юридических и физических лиц проводит экспертизу соответствия грузоподъемных кранов требованиям законодательства в области промышленной безопасности, в том числе при расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, связанных с грузоподъемными кранами.

7. Отступления от требований настоящих Правил могут быть допущены в соответствии с подпунктом 20.24.2 пункта 20.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. №193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №35, 5/35330) (далее — единый перечень административных процедур).

Отступления от требований настоящих Правил в системе Министерства обороны Республики Беларусь определяются нормативными правовыми актами (далее — НПА) и обязательными для соблюдения требованиями ТНПА, согласованными с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

8. Грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций должны соответствовать требованиям настоящих Правил, технических регламентов Таможенного союза (далее — ТР ТС), действие которых на них распространяется, и других НПА, в том числе ТНПА.

Перед выпуском в обращение грузоподъемные краны, приспособления для грузоподъемных операций, тали электрические канатные и цепные должны в порядке, установленном ТР ТС 010/2011, а также иными ТР ТС, действие которых на них распространяется, пройти процедуры подтверждения соответствия и иметь документы установленного образца.

Применение грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — Госпромнадзор), технических устройств в их составе, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, приспособлений для грузоподъемных операций, не подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР ТС, допускается при наличии разрешения Госпромнадзора на право их изготовления и применения, полученного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 и пунктом 20.2 единого перечня административных процедур.

Порядок выпуска в обращение грузоподъемных кранов военного назначения определяется управлением государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных сил Республики Беларусь (далее — орган надзора Министерства обороны Республики Беларусь).

9. Эксплуатационные документы на грузоподъемные краны, в том числе изготовленные за рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, межгосударственного стандарта ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы», введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 августа 2006 г. №39 (далее — ГОСТ 2.601), и межгосударственного стандарта ГОСТ 2.610-2006 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов», введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 августа 2006 г. №39 (далее — ГОСТ 2.610).

Паспорта грузоподъемных кранов должны быть составлены по формам согласно приложениям 3-8 к настоящим Правилам.

10. Комплектность эксплуатационной документации на грузоподъемный кран в соответствии с требованиями настоящих Правил, НПА и ТНПА должен обеспечить поставщик грузоподъемного крана.

В случае утраты (приведения в негодность) паспорта, руководства по эксплуатации и иных эксплуатационных документов на грузоподъемный кран, эксплуатируемый в Республике Беларусь, указанные документы могут быть восстановлены организацией-изготовителем грузоподъемного крана либо организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по проектированию (конструированию) грузоподъемных кранов данного типа.

Для грузоподъемных кранов, изготовленных и приобретенных за рубежом, не бывших в эксплуатации на территории Республики Беларусь, приведение (при необходимости) эксплуатационной документации в соответствие с требованиями настоящих Правил, НПА и ТНПА осуществляется организацией-изготовителем грузоподъемного крана или организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по проектированию (конструированию) грузоподъемных кранов данного типа.

При изготовлении или приведении паспорта на грузоподъемный кран в соответствие с требованиями настоящих Правил, НПА и ТНПА специализированной организацией должно быть учтено следующее:

результаты технического диагностирования грузоподъемного крана;

заключение указанной организации о соответствии конструкции грузоподъемного крана, его узлов и механизмов, в том числе приборов и устройств безопасности, требованиям настоящих Правил, НПА и ТНПА;

заключение аккредитованной в установленном порядке лаборатории о химическом составе и механических свойствах материала металлоконструкций грузоподъемного крана при отсутствии сведений о них.

11. Решение о возможности применения изготовленных и приобретенных за рубежом, бывших в эксплуатации, поднадзорных Госпромнадзору грузоподъемных кранов принимается Госпромнадзором на основании результатов экспертизы соответствия такого оборудования требованиям законодательства в области промышленной безопасности.

Экспертиза соответствия изготовленных и приобретенных за рубежом грузоподъемных кранов, отработавших установленный организацией-изготовителем или ТНПА нормативный срок службы либо не имеющих эксплуатационных документов организации-изготовителя, не проводится, возможность их применения на территории Республики Беларусь Госпромнадзором не рассматривается.

Решение о возможности применения приобретенных за рубежом грузоподъемных машин, имеющих специфику военного назначения, принимает орган надзора Министерства обороны Республики Беларусь.

12. При выполнении работ и услуг по эксплуатации опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные краны, а также по проектированию (конструированию), монтажу, наладке, обслуживанию, диагностированию, ремонту (либо выборке из указанного перечня) грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, технических устройств в их составе, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, обязательно наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

13. Грузоподъемные краны, спроектированные и изготовленные до введения в действие настоящих Правил, должны отвечать требованиям ТНПА, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также эксплуатационной документации организации-изготовителя.

При проведении капитального ремонта грузоподъемных кранов, указанных в первой части настоящего пункта, их приборы безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями главы 12 настоящих Правил. Если при проведении капитального ремонта грузоподъемный кран не может быть приведен в соответствие с требованиями обеспечения промышленной безопасности, его эксплуатация должна быть остановлена, кран утилизирован.

14. Порядок проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности у специалистов по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, специалистов, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами (далее — ответственные специалисты), экспертов, специалистов, обеспечивающих проектирование (конструирование), изготовление, монтаж, наладку, обслуживание, ремонт, техническое диагностирование, техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, технических устройств в их составе, приспособлений для грузоподъемных операций, а также преподавателей, членов экзаменационных и квалификационных комиссий учреждений образования и организаций, в которых осуществляется обучение экспертов, ответственных специалистов и обслуживающего персонала по грузоподъемным кранам, определен Инструкцией о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 января 2007 г. №2 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №57, 8/15806) (далее — Инструкция о порядке проверки знаний).

Порядок подготовки работников (технических руководителей, специалистов, рабочих) соискателей специального разрешения (лицензии) и лицензиатов, а также оценки их знаний НПА, в том числе ТНПА, содержащих требования по организации безопасного ведения работ и (или) оказания услуг в области промышленной безопасности, определен Инструкцией о порядке подготовки работников соискателей лицензии (лицензиатов) и оценки их знаний нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2011 г. №6 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №23, 8/23356).

15. При осуществлении деятельности по проектированию (конструированию), изготовлению, монтажу, наладке, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, техническому диагностированию и техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов, кроме настоящих Правил, работающие Республики Беларусь должны соблюдать требования Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. №70 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №87, 8/9818), и других НПА и ТНПА, содержащих требования по охране труда.

Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. №175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №53, 8/20209) (далее — Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда), и постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. №210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №56, 8/20455).

Раздел ІІ. Проектирование

Глава 2. Общие требования

17. Проектирование (конструирование) грузоподъемных кранов, а также технических устройств в их составе, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, приспособлений для грузоподъемных операций должно осуществляться с учетом требований ТР ТС, настоящих Правил, государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов и иных ТНПА.

18. Проектно-конструкторская документация на изготовление грузоподъемного крана, отдельно изготавливаемой сборочной единицы грузоподъемного крана, приспособления для грузоподъемных операций должна включать:

технические условия (при постановке на серийное производство);

комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов, определенный ТНПА и настоящими Правилами;

программы и методики испытаний;

19. Грузоподъемность, габариты и другие параметры грузоподъемных кранов и приспособлений для грузоподъемных операций должны устанавливаться техническим заданием на проектирование.

20. Проектирование должно проводиться с учетом группы классификации (режима) работы крана и его механизмов согласно таблицам 1 и 2 приложения 10.

21. Климатическое исполнение проектируемых кранов должно соответствовать ТНПА. Краны, предназначенные для эксплуатации в районах с расчетной температурой окружающей среды ниже минус 40 °С, должны быть спроектированы в северном исполнении.

22. Проектирование (конструирование) грузоподъемных кранов и приспособлений для грузоподъемных операций, предназначенных для работы во взрывоопасных средах, узлов и механизмов таких грузоподъемных кранов, включая приборы и устройства безопасности, должно осуществляться с учетом требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. №825.

23. Материалы для изготовления, реконструкции и ремонта кранов и их элементов при проектировании должны применяться в соответствии с государственными, межгосударственными стандартами и ТНПА.

24. Выбор материалов при проектировании металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояния крана, степеней нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.

25. Прочность, жесткость, устойчивость и уравновешенность расчетных элементов металлоконструкции, а также соответствующие показатели безопасности механизмов грузоподъемного крана с учетом установленных режимов работы должны быть подтверждены расчетом и результатами испытаний.

26. При проектировании кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены конструктивные решения против скопления влаги в замкнутых полостях, металлоконструкции, и металлические детали кранов должны быть защищены от коррозии.

27. При проектировании свободно стоящих кранов стрелового типа они должны быть проверены расчетом на устойчивость против опрокидывания при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

У кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.

Расчет устойчивости должен производиться в соответствии с требованиями ТНПА.

28. Возможность применения проектно-конструкторской документации на изготовление кранов, разработанной за пределами Республики Беларусь, решается Госпромнадзором после проведения экспертизы головной организацией в соответствии с законодательством.

Глава 3. Механизмы

29. Механизмы подъема груза и стрелы должны быть выполнены так, чтобы опускание груза и стрелы осуществлялось только от работающего двигателя.

30. Применение сварных узлов и деталей в узлах, передающих вращающий момент в механизмах грузоподъемного крана, не допускается.

31. Механизмы грузоподъемных машин, оборудованные кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их включения или переключения диапазонов скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

32. Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема людей, расплавленного металла или шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:

механизма передвижения и поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В последних двух случаях тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана, гусеницами или колесами.

33. В конструкциях соединений элементов кранов должно быть исключено самопроизвольное развинчивание или разъединение.

34. Краны, имеющие телескопические выдвижные стрелы и башни, должны быть обеспечены автоматической остановкой и надежной фиксацией выдвинутой конструкции.

35. У стреловых передвижных кранов усилие, требующееся для поднятия (выдвижения) вручную выносных опор или их частей, не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь гидравлический, механический или другой привод.

36. Стреловые самоходные краны, имеющие подрессоренную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами, исключающими действие упругих подвесок, позволяющими передавать нагрузку, воспринимаемую краном, непосредственно на ходовую часть или выносные опоры. Эти краны должны быть оборудованы также стабилизатором упругих подвесок, позволяющим равномерно передавать нагрузку на все рессоры одной ходовой оси с тем, чтобы была обеспечена их равномерная просадка. На автомобильных кранах и кранах на специальном шасси автомобильного типа эти устройства на передних осях могут не устанавливаться.

37. Подъемные механизмы ковочных кранов должны иметь амортизирующие устройства.

38. У грузовых лебедок с двумя приводами последние должны иметь между собой не размыкаемую кинематическую связь, исключающую самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.

Глава 4. Тормоза

39. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

У механизмов подъема груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроприводом должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее опускание груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

40. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими неразмыкаемую кинематическую связь с барабанами.

В кинематических цепях механизмов подъема электроталей допускается установка муфты предельного момента.

41. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным при непрерывном нажатии на педаль (кнопку).

При срабатывании электрической защиты или выключении электрического тока тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.

42. Тормоз механизма подъема груза и изменения вылета, за исключением случаев, указанных в пунктах 43 и 45 настоящих Правил, должен обеспечить тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по ТНПА, но не менее 1,5.

43. Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго — не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически.

45. У механизма подъема груза с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. При наличии у механизма подъема двух и более приводов и применении на каждом приводе двух тормозов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

46. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые и взрывчатые вещества, механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. У специальных металлургических кранов, предназначенных для транспортировки расплавленного металла, а также у кранов, предназначенных для перемещения радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, механизмы подъема также должны быть снабжены двумя тормозами. При наличии на приводе механизма подъема груза и механизма подъема стрелы двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен быть не менее 1,25.

47. При установке на механизме подъема двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы при проверке надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.

48. Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 51 и 52 настоящих Правил, должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

49. Тормоза на механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в тех случаях, если:

кран предназначен для работы на открытом воздухе;

кран предназначен для работы в помещении и передвигается по крановому пути, уложенному на полу;

кран предназначен для работы в помещении на надземном крановом пути и передвигается со скоростью более 32 м/мин.

50. Тормоза на механизмах поворота устанавливаются на всех кранах, работающих на открытом воздухе, а также на кранах, работающих в помещении (группа классификации (режима) механизма М 2 и более).

51. На стреловых самоходных кранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Тормоза на механизмах передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать установленным нормам.

52. На механизмах поворота башенных, стреловых самоходных с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается устанавливать управляемые тормоза нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.

53. Если системой управления крана предусмотрено торможение электродвигателем, то допускается автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения или поворота на нулевой позиции контроллера с задержкой по времени не более одной секунды или электрическое управление замыканием (размыканием) тормозов на нулевой позиции контроллера педалью (кнопкой).

54. Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать удержание крана (тележки) при действии максимально допустимой скорости ветра, принимаемой в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 1451-77 «Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и методы определения», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №3, для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона.

55. У механизмов кранов самотормозящаяся передача не может служить заменой тормоза.

56. Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

57. Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив.

Глава 5. Ходовые колеса

58. Ходовые колеса механизмов передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек должны быть двухребордными, за исключением указанных в пункте 59 настоящих Правил, и соответствовать государственным и межгосударственным стандартам.

59. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:

если колея наземного кранового пути не превышает 4 м и обе нитки лежат на одном уровне;

если краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборды на одном колесе противоположно расположению реборды на другом колесе (при расположении колес на одной оси);

у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;

у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути;

у грузовых тележек башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

Безребордные ходовые колеса допускаются к применению при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.

Ходовые колеса могут выполняться коваными, штампованными, катаными и литыми. Кованые колеса должны соответствовать межгосударственным стандартом ГОСТ 28648-90 «Колеса крановые. Технические условия», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №3.

Глава 6. Грузозахватные органы

60. Грузовые крюки должны изготавливаться в соответствии с требованиями государственных и межгосударственных стандартов.

Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода крана.

Допускается применение других крюков по согласованию с Госпромнадзором.

62. Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 6619-75 «Крюки пластинчатые однорогие и двурогие. Технические условия», введенным в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №3.

63. Специальные кованые и штампованные крюки должны соответствовать ТНПА.

64. Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

65. Крепление кованого и штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должны исключать самопроизвольное отвинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с ТНПА.

66. Грузовые крюки кранов и электрических талей должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления. Грузовые крюки кранов, транспортирующих расплавленный металл или жидкий шлак, могут не снабжаться предохранительными замками.

67. На грузовых крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с государственными и межгосударственными стандартами.

В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе с помощью вилки, маркировка на вилке должна быть такой же, как и на крюке.

68. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием организации-изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.

69. Канатные грейферы для навалочных грузов должны изготавливаться в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 24599-87 «Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №3. Конструкция грейфера должна исключать самопроизвольное раскрытие и возможность выхода канатов из ручьев блоков.

70. Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом после испытания грейфера на зачерпывающую способность.

71. Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием организации-изготовителя, номера, объема (вместимости), собственной массы, вида материала, для перевалки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При повреждении заводской таблички она должна быть восстановлена владельцем грейфера.

Отдельно изготавливаемые от крана грейферы должны снабжаться, помимо таблички, паспортом.

72. Требования к другим грузозахватным органам (траверсам, спредерам, управляемым захватам и пр.) должны быть приведены в технических условиях на краны, на которые они навешиваются.

Глава 7. Канаты

73. К применению в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых, несущих, монтажных допускаются стальные канаты, соответствующие ТР ТС 010/2011, государственным и межгосударственным стандартам, имеющие свидетельство, форма которого утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. №81 «Об утверждении формы свидетельства Таможенного союза об испытании грузоподъемных цепей, стальных канатов, текстильных канатов и лент и правил его оформления». При отсутствии указанного документа применение канатов не допускается.

Владелец грузоподъемного крана вправе потребовать от поставщика канатов и (или) самостоятельно обратиться в соответствующую испытательную лабораторию (центр) для проведения испытаний приобретаемых канатов с целью подтверждения сведений, указанных в свидетельстве Таможенного союза об испытании.

В случае замены каната на подъемном сооружении на канат другой конструкции необходимо получить заключение о возможности такой замены от организации-изготовителя или организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности в части проектирования (конструирования) грузоподъемных кранов.

Владелец несет ответственность за комплектование грузоподъемного крана канатами соответствующих качества, типа и конструкции.

74. Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, тяговых и др., должен производиться в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами.

При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле

где F0 — разрывное усилие каната в целом в ньютонах, принимаемое по сертификату (свидетельству) о его испытании, а при проектировании — по данным стандарта на конкретный тип каната;

S — наибольшее натяжение ветви каната в ньютонах, определенное при проектировании расчетом, а для кранов, находящихся в эксплуатации, — указанное в паспорте крана;

Zp — минимальный коэффициент использования каната, определяемый согласно приложению 11, в зависимости от группы классификации механизма.

Если в сертификате приведено суммарное разрывное усилие всех проволок каната, значение F0 определяется умножением суммарного разрывного усилия на коэффициент 0,83.

Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната на механизм подъема груза должна приниматься группа классификации не менее М 4.

При работе крана в опасных условиях (транспортирование расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ) запрещается при выборе каната применять классификационную группу ниже М 5.

75. Крепление и расположение канатов на кране должны исключать спадание их с блоков и барабанов, трение канатов об элементы конструкции или о канаты других полиспастов.

76. Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должны выполняться с применением коуша путем заплетки свободного конца каната или установки зажимов. Конец каната на кране может крепиться в стальной кованой, штампованной или литой клиновой втулке с закреплением клином, в конусной втулке путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с техническими документами. Длина свободного конца каната при его креплении к грузоподъемному крану клиновой втулкой должна быть не менее трех диаметров каната. Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электротали). Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.

77. Число проколов каждой прядью при заплетке должно соответствовать приложению 12.

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

78. Конструкция зажимов и усилие (момент) затяжки гаек зажимов должны соответствовать ТНПА. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажимов должны устанавливаться на свободный конец каната.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.

79. Крепление канатов к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены канатов. При использовании прижимных планок их количество должно быть не менее двух. Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Запрещается изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки менее трех диаметров каната.

80. Канаты кранов, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл и жидкий шлак, должны быть защищены от непосредственного воздействия лучистого тепла и брызг металла установкой соответствующих ограждений.

82. Браковка канатов производится в соответствии с требованиями ТНПА и (или) приложением 13 к настоящим Правилам.

Глава 8. Цепи

83. На грузоподъемных кранах могут применяться грузовые пластинчатые и сварные цепи. Применяемые цепи должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, государственным и межгосударственным стандартам.

84. Цепи должны иметь свидетельство, оформленное в соответствии с требованиями ТР ТС 010/2011. При отсутствии указанного свидетельства применение цепей не допускается. Пластинчатые цепи могут работать на звездочках при числе зубьев не менее 8 со скоростью не более 0,25 м/с. Коэффициент запаса прочности на разрыв пластинчатых цепей должен быть для групп классификационного режима М 1 и М 2 не менее 3, для всех остальных — не менее 5. Как исключение, скорость цепи может быть увеличена до 1,5 м/с при соответствующем увеличении запаса прочности до 8.

Коэффициент запаса прочности сварных грузовых цепей по отношению к разрушающей нагрузке должен приниматься согласно приложению 14 к настоящим Правилам.

Допускается сращивание цепей путем электросварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 минут.

Глава 9. Барабаны, блоки, звездочки

85. Барабаны, блоки, звездочки должны соответствовать требованиям ТР ТС 010/2011, настоящим Правилам, государственным и межгосударственным стандартам и другим ТНПА.

86. Минимальные диаметры барабанов, блоков и уравнительных блоков, огибаемых стальными канатами, определяются по формулам

где d — диаметр каната, мм;

D1, D2, D3 — диаметры соответственно барабана, блока и уравнительного блока по средней линии навитого каната, мм;

h2, h3, h4 — коэффициенты выбора диаметров соответственно барабана, блока, уравнительного блока. Значение их принимается согласно приложению 15.

Допускается изменение коэффициентов h2, но не более чем на два шага по группе классификации, в большую или меньшую сторону (по таблице согласно приложению 15) с соответствующей компенсацией посредством величины Zp (по таблице согласно приложению 11) на то же число шагов в меньшую или большую сторону.

87. Диаметр барабана или блока, огибаемого сварной цепью, должен быть: у механизмов с группами классификации М 1 и М 2 не менее 20-кратного калибра цепи; у механизмов с группами классификации М 3. М 8 не менее 30-кратного калибра цепи.

88. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

89. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витка каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

90. Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и у специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане (канатоукладчиком).

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.

91. Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана.

Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Барабаны электрических талей, снабженные устройством, исключающим сход каната с барабана (канатоукладчиком), могут изготовляться без реборд.

Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей — не менее чем на ширину звена цепи.

92. При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната.

93. Блоки должны иметь ограждающее устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между блоком по его внешнему диаметру и ограждающим устройством должен быть не более 20 % диаметра каната.

94. Применение чугунного литья для изготовления канатных блоков стреловых самоходных и башенных кранов не допускается.

Глава 10. Электрооборудование

95. Электрооборудование кранов, его монтаж, токоподвод и заземление должны соответствовать Правилам устройства электроустановок (далее — ПУЭ), техническому кодексу установившейся практики «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок» ТКП 427-2012 (02230), утвержденному приказом Министерства энергетики Республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. №228, техническому кодексу установившейся практики «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» ТКП 181-2009 (02230), утвержденному постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 20 мая 2009 г. №16 и другим нормативным документам.

96. Подача напряжения на электрооборудование крана от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель) с ручным или дистанционным приводом.

97. Вводное устройство (защитная панель) мостовых, козловых и консольных кранов должно быть оборудовано специальным контактным замком с ключом (ключ-марка), без которого не может быть подано напряжение на кран.

Вводное устройство и панель управления башенных кранов должны быть оборудованы приспособлением для запирания их на замок.

98. Для подачи напряжения на главные троллеи или гибкий кабель должен быть установлен выключатель в доступном для отключения месте. Выключатель должен иметь приспособление для запирания его в отключенном положении. На корпусе выключателя должен быть указан регистрационный номер крана, на который подается напряжение.

При этом главные троллеи должны быть оборудованы световой сигнализацией наличия напряжения в соответствии с ПУЭ.

99. Кабина крана и машинное помещение должны быть оборудованы электрическим освещением. При отключении электроприводов механизмов крана освещение должно оставаться подключенным.

Цепи освещения и сигнального прибора должны иметь собственный выключатель и включаться до вводного устройства.

100. Светильники (прожектора), установленные на башенных кранах для освещения строительной площадки, должны включаться собственными выключателями, установленными в кабине и в нижней части крана.

101. Все краны должны быть оборудованы низковольтным ремонтным освещением напряжением не более 42 В.

Питание электрической цепи ремонтного освещения должно осуществляться от трансформатора или аккумулятора, установленного на кране.

Однобалочные краны ремонтным освещением могут не оснащаться.

102. Кабина управления крана, работающего на открытом воздухе, а также в помещении с температурой окружающей среды ниже плюс 10 °С, должна оборудоваться отопительным прибором. Электрические отопительные приборы должны подсоединяться к электрической сети после вводного устройства и не должны отключаться при отключении механизмов крана.

Установка отопительного прибора на кране должна соответствовать ПУЭ и правилам пожарной безопасности.

103. Грузозахватный орган штыревого крана и корпус электрооборудования, находящиеся по условиям технологического процесса под напряжением, заземляться не должны. В этом случае от заземленных частей они должны быть изолированы не менее чем тремя ступенями изоляции. Сопротивление каждой ступени изоляции после монтажа вновь изготовленного или капитально отремонтированного крана должно быть не менее 10 МОм. Изоляция электрооборудования и электропроводки должна быть рассчитана на случай повреждения ступеней защитной изоляции.

Глава 11. Гидрооборудование

104. Гидрооборудование кранов должно соответствовать настоящим Правилам и ТНПА.

105. Конструкция гидравлической системы должна исключать возможность:

самопроизвольного опускания груза в аварийных ситуациях, приводные механизмы должны останавливаться при нахождении элементов управления в любом из возможных положений;

повреждения элементов гидропривода (трубопроводов, рукавов, их соединений) при соприкосновении с элементами металлоконструкций.

106. Гидропривод механизмов должен обеспечивать пуск с грузом на крюке из любого положения и опускание груза с установившейся скоростью. Допустимая величина просадки груза должна быть указана в технических условиях.

107. Гидравлическая система должна предусматривать полное и безопасное удаление рабочей жидкости (заполнение системы) при ремонте и техническом обслуживании без попадания жидкости на землю. Слив рабочей жидкости из предохранительных клапанов должен производиться в гидробак.

108. Конструкция гидравлической системы должна обеспечивать:

замену элементов гидропривода, трубопроводов и фильтров на кране без слива рабочей жидкости из гидробака;

непрерывное фильтрование рабочей жидкости.

Степень фильтрации должна устанавливаться с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации на гидравлическое оборудование. Фильтр, установленный на линии слива, должен иметь перепускной клапан.

109. Каждый гидравлический контур должен быть предохранен от превышения рабочего давления предохранительным клапаном, отрегулированным на работу с номинальным грузом и опломбированным. Гидравлические контуры, предохраняемые от одинакового недопустимого давления, могут иметь один общий предохранительный клапан.

110. Уровень рабочей жидкости должен контролироваться по минимальной и максимальной отметкам на масломерном стекле. Применение щупов не допускается. При использовании на кране нескольких баков для жидкости они должны иметь одинаковую маркировку.

Глава 12. Приборы и устройства безопасности

111. Приборы и устройства безопасности кранов должны соответствовать ТР ТС 010/2011, настоящим Правилам, государственным и межгосударственным стандартам и ТНПА.

112. Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации не требуется опускать груз ниже уровня, указанного в паспорте крана;

механизма изменения вылета;

механизма передвижения рельсовых кранов (за исключением железнодорожных) и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 м/мин. Механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых кранов-перегружателей должны быть оборудованы ограничителями независимо от скорости передвижения;

механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных, портальных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном пути.

Указанные устройства должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого механизма, например механизма поворота, выдвижения секций башни при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины и др.

113. Концевые выключатели ограничителей рабочих движений должны включаться в электрическую схему крана так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направлении допускается:

для механизма передвижения мостового крана — при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью, обеспечиваемой электроприводом;

для механизма опускания стрелы стрелового самоходного крана в транспортное положение (без груза).

114. Ограничитель механизма подъема груза должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей не менее 50 мм, у других кранов — не менее 200 мм. При скорости подъема груза более 40 м/мин механизм подъема должен быть оборудован дополнительным ограничителем, срабатывающим до основного ограничителя и переключающим электрическую схему на пониженную скорость подъема.

115. У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающей лебедок ограничитель (ограничители) должен (должны) отключать одновременно оба двигателя при достижении грейфером крайнего верхнего положения.

116. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей на следующем расстоянии до упора:

для башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения;

для остальных кранов — не менее половины пути торможения.

При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и консольных кранов, работающих на одном крановом пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма должен быть указан организацией-изготовителем в паспорте крана.

117. Стреловые самоходные краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматического отключения механизмов подъема, поворота и выдвижения стрелы на безопасном расстоянии от крана до проводов линии электропередачи.

118. Стреловые самоходные краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы должны быть оснащены координатной защитой.

119. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:

15 % — для башенных (с грузовым моментом до 20 т·м включительно) и портальных кранов;

10 % — для остальных кранов.

У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.

120. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если не исключается возможность их перегрузки по технологии производства. Краны с переменной по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы такими ограничителями.

Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 %.

121. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.

122. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика (машиниста) (далее — крановщик). Указатель грузоподъемности может входить в состав электронного ограничителя грузоподъемности.

При градуировании шкалы указателя грузоподъемности крана необходимо замер вылета производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, соответствующим определенному вылету, а нанесение отметки на шкале производить после снятия груза.

123. Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею. У кранов, работающих в помещении, троллеи с напряжением не более 42 В при этом могут не отключаться.

У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.

124. Дверь для входа в кабину управления, передвигающуюся вместе с краном, со стороны посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери.

Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается дверь тамбура.

125. У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузоподъемного электромагнита не снималось.

126. У башенных кранов с неповоротной башней и у других кранов при расположении кабины на поворотной части крана должно быть предусмотрено устройство, автоматически отключающее двигатель механизма поворота при открытом люке или двери.

127. Грузоподъемные краны, управляемые из кабины или пульта управления (при дистанционном управлении), должны быть снабжены звуковым сигнальным прибором, хорошо слышимым в местах перемещения груза, и отличаться по тональности от автомобильного сигнала.

128. Козловые краны и мостовые краны-перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при их передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.

129. У кранов с электроприводом, кроме кранов с механизмами подъема, имеющими второй грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы при обрыве любой из трех фаз питающей электрической сети.

130. В кабине стрелового самоходного крана должен быть установлен указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор). В случае, когда управление выносными опорами крана осуществляется вне кабины, на неповоротной раме крана должен быть установлен дополнительный указатель угла наклона крана.

131. Башенные краны с высотой до верха оголовка башни более 15 м, стреловые самоходные краны с башенно-стреловым рабочим оборудованием, козловые краны с пролетом более 16 м, портальные краны, мостовые краны-перегружатели должны быть снабжены прибором (анемометром), автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте крана для рабочего состояния крана.

Места установки прибора следует выбирать в соответствии с нормативными документами.

132. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами в соответствии с нормативными документами.

133. При использовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепление крана на всем пути его перемещения.

134. Противоугонные устройства с машинным приводом должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную.

135. Краны, передвигающиеся по крановому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами.

136. Краны и грузовые тележки, передвигающиеся по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.

У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизма подъема к общей раме опорные детали устанавливаются на каждой ходовой тележке.

Опорные детали должны быть установлены на расстоянии не более 20 мм от рельсов (ездовых балок), по которым передвигается кран (тележка), и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.

137. У стреловых самоходных кранов с изменяющимся вылетом и гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.

138. У башенных кранов такие устройства должны быть установлены, если при минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.

139. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, портальные, железнодорожные и стреловые самоходные краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы и соответствовать требованиям приложения 9 к настоящим Правилам.

Глава 13. Аппараты управления

140. Аппараты управления краном должны соответствовать настоящим Правилам, государственным и межгосударственным стандартам и ТНПА.

141. Аппараты управления должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было удобным и не затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и грузом.

142. Направление перемещения рукояток и рычагов должно по возможности соответствовать направлению движений механизмов.

143. Условные обозначения направлений вызываемых движений должны быть указаны на аппаратах управления и сохраняться в течение срока их эксплуатации.

144. Отдельные положения рычагов рукояток должны фиксироваться; усилие фиксации в нулевом положении должно быть больше, чем в любом другом положении.

При бесступенчатом регулировании должна быть обеспечена фиксация рукояток только в нулевом положении.

145. Кнопочные аппараты, предназначенные для реверсивного пуска механизма, должны иметь электрическую блокировку, исключающую подачу напряжения на реверсивные аппараты при одновременном нажатии на обе кнопки.

146. Аппараты для управления с пола должны иметь устройство для самовозврата в нулевое положение; при этом работа механизма возможна только при непрерывном нажатии на кнопку или удержании рукоятки в рабочем положении.

147. Для кранов с электрическим приводом включение линейного контактора должно быть возможно только в том случае, если все контроллеры находятся в нулевом положении.

Контакты нулевой блокировки магнитных контроллеров с индивидуальной нулевой защитой в цепь контактора защитной панели (вводного устройства) могут не включаться. В этом случае в кабине управления должна быть установлена световая сигнализация, информирующая о включении или выключении магнитного контроллера.

148. При наличии нескольких постов управления краном должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность управления одновременно с разных постов.

149. Аппараты управления с пола должны быть подвешены на стальном тросике такой длины, которая позволяла бы лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза. Аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1000 до 1500 мм от пола.

150. Башенные краны для безопасного выполнения их монтажа и испытаний должны быть снабжены выносным пультом управления.

Глава 14. Кабины управления

151. Кабины управления кранов должны соответствовать настоящим Правилам, государственным и межгосударственным стандартам и ТНПА.

152. Кабина управления и пульт управления должны быть расположены в таком месте, чтобы крановщик имел возможность наблюдать за грузозахватным органом с грузом в любом их расположении.

153. Кабина управления крана стрелового типа должна быть расположена так, чтобы при нормальной работе крана с минимальным вылетом исключалась возможность удара груза или грузозахватного органа о кабину. Располагать механизмы крана непосредственно над кабиной не допускается.

154. Кабина мостового крана и передвижного консольного крана должна помещаться под галереей моста (консоли) и сообщаться с ней лестницей.

155. У кранов мостового типа допускается подвешивать кабину к раме грузовой тележки. В этом случае выход из кабины на галерею моста должен осуществляться через настил тележки или по наружной огражденной лестнице.

156. Кабина крана мостового типа должна быть подвешена со стороны, противоположной той, на которой расположены главные троллеи. Исключения допускаются в тех случаях, когда троллеи недоступны для случайного к ним прикосновения из кабины, из тамбура кабины, с посадочной площадки или лестницы.

157. Внутренние размеры кабины должны быть не менее: высота — 2000 мм, ширина — 900 мм, длина — 1300 мм; минимальный объем должен составлять 3 м3.

В кабинах с невертикальной передней частью в сечении, проходящем через центр сиденья крановщика, допускается уменьшение высоты до 1600 мм. Высота кабины грузовых тележек, передвигающихся по надземному крановому пути и предназначенных для работы сидя, может быть уменьшена до 1600 мм.

Размеры кабины стрелового самоходного крана принимаются по межгосударственному стандарту ГОСТ 22827-85 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия», введенному в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №3, башенного крана — по межгосударственному стандарту ГОСТ 13556-91 «Краны башенные строительные. Общие технические условия», введенному в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №3. В кабине должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию.

Размеры кабины железнодорожных кранов должны соответствовать нормативным правовым актам Белорусской железной дороги.

158. Кабина кранов, предназначенных для работы на открытом воздухе, должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие, защищающее от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов.

Световые проемы кабины должны быть выполнены из травмобезопасного (безосколочного) стекла.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Какие установлены требования по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов?

В организации осуществляется производственный контроль (надзор) за безопасной эксплуатацией кранов в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11.

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы.

В этих целях должны быть:

назначены ответственные специалисты по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами;

установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары;

установлен требуемый Правилами порядок обучения и проверки знания инструкций у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний Правил у ответственных специалистов;

разработаны инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологическая документация, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;

разработаны инструкции по охране труда;

обеспечено снабжение ответственных специалистов Правилами, инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающего персонала - производственными инструкциями;

обеспечено выполнение ответственными специалистами требований Правил и инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций;

обеспечено выполнение предписаний, выданных Госпромнадзором в области промышленной безопасности;

разработаны инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего краны персонала в соответствии с Правилами, требованиями инструкции по эксплуатации кранов, инструкций по охране труда в порядке, установленном законодательством.

Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов должен быть назначен ответственный специалист по надзору после прохождения обучения в соответствии с требованиями Правил и проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности в объеме выполняемой работы в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний и выдачи ему соответствующего удостоверения.

Для обеспечения содержания кранов в исправном состоянии должен быть назначен специалист, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии, после прохождения обучения в соответствии с требованиями Правил и проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности в объеме обязанностей и выдачи ему соответствующего удостоверения.

Номер, дата и срок действия приказа о назначении специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись должны содержаться в паспорте крана. Эти сведения должны заноситься в паспорт до регистрации крана в Госпромнадзоре, а также каждый раз после назначения нового ответственного специалиста.

На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, выполнение его обязанностей возлагается приказом на работающего, заменившего его по должности, прошедшего соответствующее обучение и проверку знаний Правил (без занесения его фамилии в паспорт крана).

Ответственные специалисты по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии должны иметь техническое образование, не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию в учреждениях образования или организациях, аккредитованных в установленном порядке и имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности, не реже чем один раз в 3 года проходить проверку знаний действующего законодательства в области промышленной безопасности в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний в области промышленной безопасности.

Внеочередную проверку знаний должны проходить ответственные специалисты в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175.

На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия специалиста, ответственного за безопасную эксплуатацию грузо - подъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, выполнение их обязанностей должно быть возложено приказом (распоряжением) на специалиста, замещающего их по должности и дополнительно прошедшего обучение, проверку знаний Правил в объеме требований по занимаемой должности.

В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков.

На складах материалов и других участках работ в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ кранами, могут быть назначены заведующие складами. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, должно производиться после прохождения обучения в соответствии с требованиями Правил и проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности в объеме выполняемой работы и выдачи ему соответствующего удостоверения в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих разрешение Госпромнадзора. Не реже одного раза в 3 года необходимо проходить проверку знаний Правил и не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

В тех случаях, когда владелец крана не имеет возможности назначить ответственных специалистов, предусмотренных Правилами, допускается по согласованию с Госпромнадзором возлагать их обязанности (по договору) на работающих в специализированной организации или на специалистов других организаций, обученных в соответствии с Правилами.

В организациях с малым числом кранов (до трех регистрируемых кранов), для контроля которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, предусмотренные Правилами, выполнение обязанностей специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работающего.

Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить машинистов кранов, их помощников, стропальщиков, слесарей и наладчиков приборов безопасности, электромонтеров (для обслуживания кранов с электрическим приводом), операторов кранов-манипуляторов, кранов, управляемых с пола или по радио.

Помощник крановщика должен назначаться в случаях, предусмотренных руководством по эксплуатации крана, или, если это необходимо, по местным условиям работы. Инструкции по организации производства работ указанному лицу должны выдаваться под роспись.

Управление автомобильным краном, краном-манипулятором должно быть поручено только водителю автомобиля или иного транспортного средства после обучения его в установленном порядке.

Порядок назначения стропальщиков (их количества), необходимых для выполнения работ по зацепке, обвязке (строповке) и навешивания груза на крюк крана, устанавливается организацией, эксплуатирующей кран.

Для выполнения обязанностей обслуживающего персонала могут назначаться обученные и аттестованные в установленном порядке рабочие не моложе 18 лег.

Обслуживающий персонал перед назначением на работу должен пройти медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Кроме этого, с работником, занятым управлением грузоподъемным краном, необходимо ежедневно проводить приборный контроль на предмет нахождения его в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Обучение обслуживающего персонала должно проводиться учреждениями образования. Машинист крана должен быть дополнительно обучен профессии стропальщика.

Учебные планы и программы обучения и повышения квалификации ответственных специалистов и рабочих, указанных выше, разрабатываются и утверждаются в установленном порядке.

Машинисты кранов и их помощники, переводимые с крана одного типа на кран другого типа, к управлению которым они ранее не допускались (например, с башенного на мостовой или гусеничный кран), должны быть перед назначением на работу обучены и аттестованы в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе.

При переводе машинистов крана и их помощников с одного крана на другой того же типа, но другой модели, другого индекса или с другим приводом они должны быть ознакомлены с особенностями устройства и обслуживания такого крана и пройти стажировку. После проверки знаний и практических навыков эти рабочие могут быть допущены к самостоятельной работе. Порядок проведения обучения, стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана.

Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться периодически, не реже одного раза в 12 месяцев. Внеочередная проверка знаний обслуживающего персонала проводится:

при переходе работающего на другое место работы;

по требованию специалиста, ответственного по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, или инспектора Госпромнадзора;

после перерыва в работе более 12 месяцев.

Периодическая и внеочередная проверки знаний должны проводиться в объеме производственной инструкции.

Результаты аттестации и проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с соответствующей отметкой в удостоверении.

Допуск к работе обслуживающего персонала должен оформляться приказом по организации.

К управлению крана с пола, не подлежащего регистрации в Госпромнадзоре, допускаются рабочие, имеющие удостоверение машиниста (оператора), прошедшего обучение в установленном порядке.

К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение машиниста (оператора), прошедшего обучение в установленном порядке.

Для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране груда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском его к работе.

Владельцам кранов, грузозахватных приспособлений и тары следует установить такой порядок, чтобы обслуживающий персонал вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддерживал его в исправном состоянии.

Машинист крана должен производить осмотр кранов перед началом работы, для чего владельцем кранов должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки кранов машинистами крана должны записываться в вахтенный журнал. Стропальщики должны производить осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.

Утверждены Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов

Подробности 26.05.2015 17527

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 мая 2015 г. № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37» внесены изменения и дополнения в Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Правила изменили называние на «Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов».

Основными целями и задачами постановления являются, приведение Правил в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», регулирующего отношения в сфере проектирования (конструирования), изготовления грузоподъемных кранов, а также выпуск в обращение указанных технических устройств на территории Республики Беларусь. Также постановлением учтены изменения и дополнения, внесенные в единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

СКАЧАТЬ ТЕСТ ИЗМЕНЕНИЙ

Напоминаем, что в соответствии с п. 15.1 «Инструкции о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов» в связи с принятием с внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты в области безопасности всем ответственным лицам (по надзору; за исправное состояние; за безопасное производство работ кранами) необходимо пройти проверку знаний в территориальных комиссиях Госпромнадзора.

Изменения в Правила вступают в силу с 1 июня 2015 года.

  • Создан: 01.03.2014
  • Размер:
  • Скачать
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

    РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    28 июня 2012 г. №37

    Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов

    (в ред. постановления МЧС от 15.05.2015 №23)

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов | 2018

Ростехнадзор отменил действие детализированных ПБ 10-382-00 и других нормативных актов, устанавливающих правила безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвердив вместо них ФНП № 533. В статье расскажем, какие положения из ПБ 10-382-00 можно использовать в настоящее время.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов ПБ 10-382-00

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 были утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, а прекратили свое действие 7 марта 2014 года.

Скачать ПБ 10-382-00>>>

Более 15 лет данный документ регламентировал порядок проектирования, производства, пусконаладочных, монтажных работ, эксплуатации и технического освидетельствования грузоподъемных механизмов. Правила содержали в себе 11 разделов и 19 обязательных приложений. В общих положениях было установлено, на какие именно технические устройства они распространяются, а на какие – нет.

Распространяют свое действие:

Не распространяют свое действие:

Все краны, грузовые электрические тележки с кабиной для езды по надземным рельсовым путям, краны-экскаваторы с электромагнитом или с крюком, подвешенным на канате, все тали, крюки, грейферы, электромагниты, клещевые захваты, грузозахватные приспособления и тару, за исключением металлургической и портовой на морских и речных судах.

ГПМ, установленные в шахтах, на судах, так как на них распространяются свои ведомственные правила. К этим устройствам не относят землеройные экскаваторы, грейферы, краны-манипуляторы, трубоукладчики, ГПМ для работы с навесным оборудованием. Также погрузчики всех видов, монтажные полиспасты, ГП кранов с ручным приводом и ручными талями.

Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00

ПУБЭ грузоподъемных кранов в период своего действия предъявляли следующие требования к владельцам ГПМ:

  • исправное состояние техники;
  • своевременное проведение испытаний, осмотр, ремонт, надзор, квалифицированное полное или частичное техническое обслуживание, проводимое по графику планово-предупредительного ремонта;
  • назначение ответственных лиц из числа инженерно-технических работников, в том числе за исправное состояние и производство работ с применением ГПМ, приспособлений и тары, а также для наблюдения за работами.

В ПУБЭ был определен порядок обучения производственного персонала, проверки знаний руководителей и специалистов. Также данный документ регламентировал порядок составления должностных инструкций, технологических карт, ППР, технических условий на погрузочно-разгрузочные работы, схем строповки и складирования грузов, производственных инструкций.

В разделе 4 даны указания по применению в РФ кранов иностранного производства, установлена обязательная сертификация и паспортизация кранов на территории РФ.

Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов

Ростехнадзор утвердил 12 ноября 2013 года Приказ № 533, который ввел новые ФНП, а также отменил действие ПБ 10-382-00. Новые ФНП заметно отличаются от прежних:

  • иное оглавление, содержание некоторых разделов;
  • иная классификация разделов;
  • изменены некоторые наименования пунктов;
  • некоторые пункты и подразделы, ранее содержащиеся в ПБ 10-382-00, в ФНП отсутствуют.

Существенным отличием новых норм № 533, по сравнению с ПБ 10-382-00, является отсутствие обязательных для работодателя утвержденных форм журналов. Организация-владелец ОПО должна самостоятельно их разработать и определить порядок ведения. При этом для своих журналов работодатель может использовать формы из отмененных Правил безопасности.

► Кого и где обучить работам на высоте. Алгоритм и шаблоны документов

В настоящее время единственным документом, устанавливающим минимально необходимые требования к безопасности ГПМ, является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 010/2011. Форма паспорта ПС, порядок ведения его на данный момент не регламентированы ни одним действующим нормативно-правовым актом. Поэтому заводы-изготовители и проектные организации разрабатывают паспорта на ПС самостоятельно. При этом они могут руководствоваться отмененным ПБ 10-382-00, но только если отсутствуют противоречия с ТР ТС.

Изменения в требованиях к допуску персонала

Требования отмененного ПУБЭ существенно отличались от действующего в настоящее время Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, утвердившего порядок обучения работников рабочих профессий по промышленной безопасности, допуска к самостоятельной работе.

Полностью отменена аттестация работников рабочих профессий. Теперь крановщикам и стропальщикам не требуется её проходить.

В состав квалификационной комиссии училищ и колледжей уже не нужно включать представителя Ростехнадзора, также не требуется согласования программы обучения в РТН.

Подготовка работников проводится в рамках производственных инструкций, которые разрабатывают непосредственные руководители и ответственные за безопасную эксплуатацию, а также за производственный контроль опасных объектов.

О применении ПБ 10-382-00 в 2018 году

Действовавшие более пятнадцати лет, ПБ 10-382-00 заменяли собой технический регламент о безопасности машин и оборудования, Порядок № 37 аттестации и обучения персонала в поднадзорных Ростехнадзору организациях, действующие в настоящее время ФНП № 533. Эти три новых документа были разработаны и опубликованы примерно в одно время.

Действие ПБ 10-382-00 отменено только юридически, фактически же работодатель постоянно обращается к этим правилам, поскольку в них детализированы процедуры полного и технического обслуживания, ведения оперативной документации, расписаны требования к должностной инструкции ИТР (ныне – руководители и специалисты организаций с ОПО), а также к самим производственным инструкциям.

В 2018 году работодатель может использовать Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов при:

  • разработке производственных инструкций для рабочего персонала;
  • разработке должностных инструкций для ответственных специалистов;
  • разработке положения о паспортизации кранов и других ГПМ;
  • ведении оперативной документации – журналов, графиков планово-предупредительного ремонта, планов проведения полного и частичного техобслуживания, многое другое.


Смотрите также