Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья


OHSAS 18001 - Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

OHSAS 18001 – это стандарт, содержащий требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (СМБТиО3). Внедрение СМБТиО3 предоставляет организации возможность  идентифицировать опасности и управлять рисками, оценить вероятный ущерб, определять вероятность наступления неблагоприятного события. Необходимо отметить, что требования стандарта направлены на безопасность производственной деятельности, а не на безопасность продукции.

Требования стандарта OHSAS 18001 применимы к абсолютно любой организации вне зависимости от сферы ее деятельности, которая желает устранить или минимизировать риски для персонала.

   

Цели и назначения стандарта

Главной целью стандарта OHSAS 18001 является реализация политики в области БТиОЗ путем постоянного улучшения системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Документирование процедур позволяет идентифицировать, минимизировать, а также отслеживать риски, которые могут угрожать персоналу в результате производственной деятельности.

Концепция стандарта OHSAS 18001 очень близка к стандартам ISO 9001 и ISO 14001, что позволяет интегрировать эти системы между собой. Все системы управления безопасностью труда и охраны здоровья объединены в семейство стандартов:

  • OHSAS 18001:2007 системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья – Требования; идентичный документ в России  – ГОСТ Р 54934-2012
  • OHSAS 18002: 2008 Системы менеджмента в области охраны труда и техники безопасности. Руководящие указания по применению OHSAS 18001:2007;
  • BS 18004: 2008 Руководство для достижения эффективности системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности;
  • PAS1010: 2011 Руководство по менеджменту психологических рисков на рабочем мест. В России существует пока только предварительный проект этого документа.

Преимущества от внедрения стандарта OHSAS 18001

Обратите внимание! В конце 2016 года стандарт OHSAS 18001  получит статус международного и будет носить название ISO 45001. Стандарт будет видоизменен. При внедрении системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья будут учитываться изменения, которые будут содержаться в новом стандарте.

Внедрение стандарта OHSAS 18001 предоставляет организации ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, лояльность сотрудников к организации повышается за счет снижения риска производственных травм и улучшения условий труда, что в свою очередь улучшает психологический климат в коллективе. Во-вторых, внедренная система управления безопасностью труда и охраной здоровья снижает расходы по страховым выплатам и повышает эффективность деятельности организации. Ко всему прочему, наличие сертификата соответствия OHSAS 18001 повышает лояльность со стороны надзорных органов и общественных организаций, предоставляет возможность участвовать в тендерах и принимать государственные заказы. Наконец, имидж организации становится социально-ориентированным, что повышает инвестиционную привлекательность компании.

www.sertpromtest.ru

Сертификат системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья по ГОСТ Р54934-2012/OHSAS 18001:2007.

Система сертификации предприятия по охране труда проводится для оптимизации системы охраны труда на предприятии и улучшения его имиджа и конкурентоспособности.

Сертификация основывается на требованиях действующего законодательства в области охраны труда, а также на содержании международного стандарта OHSAS 18001-2007.

Разработка системы менеджмента на предприятии и пакета документов с ней связанного, составляет от 10000 рублей. Сроки внедрения определяются масштабом производственного объекта.

Таким образом, стоимость складывается из 2 составляющих:

  1. Разработка системы управления охраной труда (СУОТ). От 10000 рублей.
  2. Получение сертификата по ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. 10000 рублей.

Для чего предприятиям необходима сертификация по охране труда?

В настоящее время система организации управления безопасностью работников предприятий и охраной труда в целом имеет довольно весомое значение. Вполне естественным становится желание большинства производственных объектов достичь совершенства описанной системы посредством прохождения сертификации, что значительно повышает рейтинг компании не только в глазах сотрудников, на также и в целом на рынке

Внедрение системы менеджмента в области безопасности труда и охраны здоровья позволяет предприятиям получить высокие показатели в области обеспечения профессиональной безопасности, что происходит посредством грамотного управления рисками на производстве. Кроме того, внедрение данной системы позволяет достичь также и экономических целей предприятия, ввиду повышения ее конкурентоспособного положения на рынке оказываемых услуг.

В целом, сертификация в соответствии с OHSAS позволяет:

  • предотвращать риски, связанные с профессиональной деятельностью работников;
  • усилить контроль над неблагоприятными производственными факторами;
  • избегать аварийных ситуаций и инцидентов на производстве, а также финансовых потерь, связанных с их ликвидацией;
  • снизить затраты на систему охраны труда, к которым можно отнести издержки по страховым выплатам, а также затраты, связанные с простоем производственной деятельности, вызванной заболеваемостью персонала организации;
  • уменьшить или полностью ликвидировать штрафы, получаемые от контролирующих организаций, выдаваемые за несоблюдение требований охраны труда;
  • обеспечить соблюдение законодательных требований и норм;
  • улучшить систему управления предприятием в целом;
  • улучшить имидж предприятия в глазах заинтересованных лиц, таких, как потребители, партнеры, инвесторы, акционеры;
  • обеспечить привлекательность организации в глазах потенциальных работников, что может способствовать привлечению ценных высококвалифицированных сотрудников.

Стоит обратить внимание, что требования стандартов касаются только системы организации труда, и никак не относятся к безопасности услуг или продукции, производимой проходящей сертификацию организацией.

Особенности разработки системы менеджмента охраны труда.

В первую очередь, в стандартизации системы охраны труда заинтересованы предприятия, функционирование которых связано с производственными рисками повышенной опасности. Это могут быть нефтегазовые, горные, металлургические и прочие отрасли крупной промышленности.

Процедура внедрения на предприятии системы управления в области соблюдения требований охраны труда включает в себя такие этапы, как анализ действующей системы управления обеспечением безопасности на предприятии, а также анализ всей документации, функционирующей в рамках данной системы. Естественно, этот процесс будет довольно масштабным и трудоемким. Поэтому, лучшим вариантом для проведения сертификации и внедрения системы управления охраной труда, является обращение к специализированным организациям, специалисты которых в кратчайшие сроки помогут успешно пройти все этапы сертификации.

Стоимость услуги по разработке системы менеджмента безопасности труда в соответствии с требованиями OHSAS 18001-2007 составляет от 45000 рублей. Как на стоимость, так и на сроки повлияют такие факторы, как область деятельности предприятия, проходящего сертификацию, ее масштаб, количество работников и т.п.

Этапы внедрения системы менеджмента.

В первую очередь, для получения сертификата по охране труда на предприятии должна быть разработана необходимая документация, а система менеджмента внедрена в общую систему управления объектом. Для этого, предприятиям необходимо пройти несколько этапов, среди которых можно выделить:

  1. На первом этапе, для начала внедрения системы, предприятие направляет своих сотрудников на соответствующее обучение, позволяющее узнать терминологию и основные принципы работы системы менеджмента охраны труда.
    • Второй этап заключается в анализе действующей на объекте системы менеджмента, целью которого выступает выявление слабых мест и недочетов существующей системы управления. На этом этапе рассматривается:
    • функционирование структурных подразделений предприятия, выявляется роль и функциональные обязанности каждого работника в общей системе обеспечения охраны труда на производстве;
    • наличие опасных производственных факторов, происходит классификация их по степени опасности;
    • наличие и полнота существующего пакета документов по охране труда (журналов, инструкций, положений и т.п.), оценивается результативность ее применения в производственном процессе;
    • фактор заинтересованности персонала организации.
  2. На третьем этапе механизм действия производственного процесса сопоставляется с требованиями законодательства, выявляются несоответствия. Оценка производится также с учетом выявленных ранее опасных производственных факторов.
  3. Четвертый этап включает в себя разработку документации объекта в соответствии с системой менеджмента безопасности труда. В состав перечня необходимых документов войду:
    • политика безопасности труда на производстве и основные цели, которые планирует достичь организация, внедряя систему менеджмента;
    • описание взаимодействия элементов системы, включая ссылки на необходимую документацию;
    • документация и необходимые записи, формирующиеся на основании требований стандартов и нормативных документов в области охраны труда;
    • документация, регламентирующая процессы управления возможными рисками на предприятии.
  4. На пятом этапе происходит определение ответственности и распределение функциональных обязанностей персонала предприятия, устанавливается роль каждого работника в общей системе менеджмента безопасности труда.
  5. На шестом этапе происходит организация деятельности объекта в системе менеджмента охраны труда, утверждаются процедуры мониторинга системы, внутреннего аудита и контроля, разрабатываются необходимые корректирующие и предупреждающие мероприятия.
  6. На седьмом этапе происходит пересмотр системы менеджмента в области охраны труда, а также определяется роль руководителей.
  7. Следующий этап служит для разработки плана действий, в соответствии с которым, предприятие будет взаимодействовать с внешними заинтересованными организациями, что позволит продемонстрировать результативность внедренной системы управления.
  8. На последнем этапе на предприятии проводится внутренний аудит, целью которого является определение его готовности к прохождению процедуры сертификации, а также оценка эффективности и результативности разработанной для предприятия политики в области обеспечения безопасности труда. Стоит учесть то, что разработанная система менеджмента охраны труда должна быть неотъемлемой частью общей системы менеджмента организации и функционировать совместно с ней, при этом учитывая интересы как руководства, так и штатных сотрудников предприятия, и, кроме того, опираться на специфику производственной деятельности объекта. Именное все перечисленные показателя позволят системе менеджмента эффективно функционировать и показывать значительную результативность.

Процедура получения сертификата.

При выявлении готовности предприятия к сертификации, полного соответствия внедренных процедур требованиям OHSAS 18001, оно может претендовать на получение сертификата менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Получение и регистрация сертификата происходит в органах Росстандарта. Стоит учесть, что действие его ограничено, и составляет 3 года с момента получения. Кроме того, ежегодно необходимо подтверждать соответствие действующей системы требованиям законодательства в области охраны труда. При этом, органами сертификации производится соответствующий инспекционный контроль. Все эти процедуры позволяют поддерживать действующую систему менеджмента охраны труда, а значит обеспечивать безопасность жизни и здоровья сотрудников производственных предприятий.

sot3.ru

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Требования - PDF

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ГОСТ Р / OHSAS 18001:2007 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Требования OHSAS 18001:2007 Occupational health and safety management systems Requirements (IDT)

2 Предисловие ГОСТ Р /OHSAS 18001:2007 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Институт безопасности труда», группой компаний «Интерсертифика», Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06 июля 2012 г. 154 ст 4 Настоящий стандарт идентичен документу OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» (OHSAS 18001:2007 «Occupational health and safety management systems Requirements»). При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ II

3 Содержание 1 Область применения Нормативные ссылки Термины и определения. 2 4 Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья Общие требования Политика в области безопасности труда и охраны здоровья Планирование Внедрение и функционирование Проверки Анализ системы менеджмента высшим руководством организации Приложение А (справочное) Соответствие между настоящим стандартом, ИСО 14001:2004 и ИСО 9001: Приложение B (справочное) Соответствие между настоящим стандартом, OHSAS и ILO-OSH «Руководство по системам менеджмента безопасности труда и охраны здоровья» 27 Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных документов национальным стандартам Российской Федерации Библиография III

4 Предисловие к OHSAS 18001:2007 Документ OHSAS, относящийся к серии документов по оценке безопасности труда и охраны здоровья (Occupational Health and Safety Assessment Series OHSAS), и связанный с ним документ OHSAS 18002:2008 «Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007» были разработаны для удовлетворения требований потребителей о необходимости наличия признанного стандарта для системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (далее БТиОЗ), на основании которого их системы менеджмента могут быть оценены и сертифицированы. Документ OHSAS разработан с учетом совместимости стандартов ИСО 9001:2000 (на систему менеджмента качества) и ИСO 14001:2004 (на систему экологического менеджмента), чтобы облегчить, при необходимости, интеграцию в организациях систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента БТиОЗ. При необходимости, документ OHSAS будет пересмотрен или изменен. Пересмотр также будет проведен при опубликовании новых редакций ИСO 9001 или ИСO с целью обеспечения дальнейшей совместимости. Документ OHSAS будет отменен после публикации его содержимого в составе или в качестве международного стандарта. Документ OHSAS разработан в соответствии с директивами ИСО/МЭК, часть 2. Настоящая вторая редакция отменяет действие и заменяет первую редакцию (OHSAS 18001:1999), которая была подвергнута техническому пересмотру. Принципиальные изменения по отношению к предыдущей редакции: - вопросам охраны здоровья уделено больше внимания; - OHSAS теперь рассматривают как стандарт, а не как документ или спецификацию, как это было ранее. Это отражает возросшее признание OHSAS в качестве основы для национальных стандартов на системы менеджмента БТиОЗ; - диаграмма «Планируй Делай Проверяй Действуй» приведена в обобщенном виде только во введении, а не в виде разрозненных диаграмм в начале каждого крупного раздела; - нормативные ссылки в разделе 2 ограничены только международными документами; - добавлены новые термины и пересмотрены существующие; IV

5 - значительно улучшено соответствие с ИСO 14001:2004 по структуре, а также улучшена совместимость с ИСO 9001:2000; - термин «допустимый риск» заменен термином «приемлемый риск» (см. 3.1); - термин «несчастный случай» теперь включен в термин «инцидент» (см. 3.9); - определение термина «опасность» больше не включает в себя «нанесение ущерба собственности или окружающей среде в месте выполнения работ» (см. 3.6). Теперь считают, что такой ущерб напрямую не связан с системой менеджмента БТиОЗ, являющейся предметом документа OHSAS, и его относят к сфере менеджмента активов. Вместе с тем, риск, связанный с таким ущербом и оказывающий влияние на БТиОЗ, должен быть идентифицирован в процессе оценки рисков организации, и им следует управлять с помощью соответствующих мер; - пункты и объедены для согласованности с ИСO 14001:2004; - введено новое требование о рассмотрении мер управления рисками при планировании деятельности в области БТиОЗ с учетом их иерархии (см ); - теперь менеджменту изменений уделено больше внимания (см и 4.4.6); - добавлен новый раздел «Оценивание соответствия» (см ); - введены новые требования к участию и обсуждению (см ); - введены новые требования к расследованию инцидентов (см ). Настоящая редакция не ставит своей целью охватить все условия контракта. Ответственность за правильное применение документа OHSAS несут пользователи. Соответствие настоящему стандарту не освобождает от соблюдения правовых требований. V

6 Введение Организации различных видов деятельности проявляют растущую заинтересованность в достижении и демонстрации весомых результатов в области безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ) путем управления рисками в области БТиОЗ согласно их политике и целям в области БТиОЗ. Эта деятельность осуществляется в условиях растущих правовых требований, совершенствования экономической политики и других мер, направленных на поддержку передового опыта в области БТиОЗ, а также в условиях возрастающей озабоченности заинтересованных сторон вопросами БТиОЗ. Многие организации проводят анализ или аудит менеджмента БТиОЗ, чтобы оценить показатели деятельности в этой области. Однако проведения этих анализов и аудитов само по себе может быть не достаточно для обеспечения уверенности организации в том, что ее деятельность не только соответствует в настоящее время, но и в дальнейшем будет соответствовать правовым требованиям и собственной политике в области БТиОЗ. Анализы и аудиты для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках действующей в организации структурированной системы менеджмента. Документы OHSAS, охватывающие вопросы менеджмента БТиОЗ, предоставляют организациям возможность использования элементов результативной системы менеджмента БТиОЗ. Эти элементы, которые могут быть интегрированы с другими требованиями к менеджменту, помогут организациям в достижении целей в области БТиОЗ и экономических целей. OHSAS, как и другие стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо для ужесточения или изменения обязательств, налагаемых на организации правовыми требованиями. Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ и позволяет организации разработать и реализовать политику и достигнуть целей, которые учитывают правовые требования и информацию о рисках в области БТиОЗ. Он предназначен для применения организациями любого типа и размера, независимо от различий в географических, культурных и социальных условиях. Основы такого подхода показаны на рисунке 1. Успех системы зависит от приверженности идее БТиОЗ на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации и, в особенности, от приверженности высшего руководства. Система такого типа дает организации возможность разработать политику в области БТиОЗ; установить цели; создать механизмы для достижения обязательств, содержащихся в политике; осуществлять VI

7 необходимые мероприятия для улучшения своей деятельности; демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общей целью настоящего стандарта является поддержка и распространение передового опыта в области БТиОЗ при сохранении баланса потребностей в безопасности труда и социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие требования настоящего стандарта могут быть применены сразу или же их можно начать применять в любое время в последующем. В настоящем стандарте приняты во внимание соответствующие положения из ИСO 9001, ИСO 14001, ILO ОSH и других стандартов или публикаций, касающихся систем менеджмента БТиОЗ. Это улучшает совместимость этих стандартов в интересах сообщества пользователей. Существует важное различие между настоящим стандартом, который описывает требования к системе менеджмента БТиОЗ организации и может быть использован для сертификации и/или декларирования соответствия системы менеджмента БТиОЗ, и не предназначенным для сертификации руководством, разработанным для оказания общей помощи организации при создании, внедрении или совершенствовании системы менеджмента БТиОЗ. Менеджмент БТиОЗ охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в наличии у нее надлежащей системы менеджмента БТиОЗ. Организациям, которым требуется более подробное руководство по широкому кругу вопросов, касающихся системы менеджмента БТиОЗ, следует использовать OHSAS Все ссылки на другие международные стандарты приведены только для информации. VII

8 АНАЛИЗ ВЫСШИМ РУКОВОДСТВОМ БТиОЗ ПРОВЕРКИ И КОРРЕКТИРУЮ- ЩИЕ ДЕЙСТВИЯ Рисунок 1 Модель системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья П р и м е ч а н и е Настоящий стандарт основан на методологии, известной как «Plan Do Check Act» (PDCA). Методологию PDCA можно кратко описать следующим образом: - планирование (plan) установление целей и разработка процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с политикой организации в области БТиОЗ; - осуществление (do) внедрение процессов; - проверка (check) проведение мониторинга и измерения процессов для оценки их соответствия политике в области БТиОЗ, целям, правовым и другим требованиям и сообщение о результатах; - действие (act) принятие и реализация решений по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ. Многие организации управляют своей деятельностью с помощью системы процессов и взаимодействий между ними. Такая методология может быть названа «процессным подходом». ИСO 9001 рекомендует применять процессный подход. Поскольку методология PDCA применима ко всем процессам, то обе методологии считают совместимыми. Настоящий стандарт содержит требования, соответствие которым может быть подвергнуто объективному аудиту. При этом он не устанавливает абсолютных требований к показателям деятельности в области БТиОЗ сверх содержащихся в политике обязательств соблюдать соответствующие правовые, а также другие VIII

9 требования, которые организация обязалась выполнять, в целях предотвращения травм и ухудшения состояния здоровья, а также обязательств по постоянному улучшению. Таким образом, две организации, занимающиеся схожей деятельностью, но отличающиеся своими показателями деятельности в области БТиОЗ, могут обе соответствовать требованиям настоящего стандарта. Настоящий стандарт не содержит требований, специфических для других систем менеджмента, таких как система менеджмента качества, система экологического менеджмента, системы защиты информации или системы финансового менеджмента, хотя элементы системы менеджмента БТиОЗ могут быть согласованы или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Возможно, что организация адаптирует свою существующую(ие) систему(ы) менеджмента, чтобы создать систему менеджмента БТиОЗ, соответствующую требованиям настоящего стандарта. Следует отметить, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от поставленных целей и заинтересованных сторон. Степень детализации, уровень сложности системы менеджмента БТиОЗ, объем документации и затрачиваемых на нее ресурсов зависят от ряда факторов, таких как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, изготавливаемая продукция, оказываемые услуги, а также корпоративная культура. В особенности это может касаться малых и средних предприятий. IX

10

11 ГОСТ Р / OHSAS 18001:2007 Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Требования Occupational health and safety management systems. Requirements Дата введения Область применения 1 Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ, чтобы сделать организацию способной управлять рисками и улучшать показатели деятельности в области БТиОЗ. Стандарт не устанавливает конкретных критериев для оценки деятельности в области БТиОЗ и не содержит подробных требований для разработки системы менеджмента. Настоящий стандарт может применяться любой организацией для: а) создания системы менеджмента БТиОЗ для устранения или минимизации рисков для работников и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов, связанным с их деятельностью; b) внедрения, обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента БТиОЗ; c) уверенности в том, что ее деятельность соответствует заявленной политике в области БТиОЗ; d) демонстрации соответствия настоящему стандарту посредством: 1) проведения самооценки и декларирования соответствия или 2) получения подтверждения своего соответствия заинтересованными деятельностью организации сторонами, такими как потребители, или 3) получения от внешней по отношению к организации стороны подтверждения 1

12 обоснованности декларации о соответствии, или 4) проведения сертификации системы менеджмента БТиОЗ. Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе менеджмента БТиОЗ. Уровень реализации этих требований в конкретной системе менеджмента БТиОЗ зависит от таких факторов, как политика организации в области БТиОЗ, характер и сложность ее деятельности и связанные с ней риски. Настоящий стандарт предназначен для обеспечения БТиОЗ при осуществлении производственной деятельности и не касается других направлений деятельности, также имеющих отношение к здоровью и безопасности: программ оздоровления сотрудников, обеспечения безопасности продукции и услуг, предотвращения нанесения материального ущерба или вреда окружающей среде. 2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы: OHSAS 18002:2008 Системы менеджмента БТиОЗ. Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007 (OHSAS 18002:2008, Occupational health and safety management systems Guidelines for the implementation of OHSAS 18001:2007) МОТ СУОТ:2001 Руководство по системам менеджмента БТиОЗ (ILO OSH:2001, Guidelines on occupational safety and health management systems) 3 Термины и определения В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 приемлемый риск (acceptable risk): Риск, сниженный до уровня, который организация может допустить, учитывая применимые к ней правовые требования и собственную политику в области БТиОЗ (см. 3.16). 3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс получения «свидетельств аудита» и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения «критериев аудита». 2

13 [ИСO 9000:2005, пункт 3.9.1] П р и м е ч а н и я 1 Понятие «независимый» не обязательно означает внешний для организации. Во многих случаях, особенно в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту. 2 Для дальнейшего разъяснения терминов «свидетельство аудита» и «критерии аудита» следует обратиться к ИСO постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы менеджмента БТиОЗ (см. 3.13), направленный на улучшение общих показателей деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15) в соответствии с политикой в области БТиОЗ (см. 3.16) организации (см. 3.17). П р и м е ч а н и я 1 Этот процесс не обязательно должен проходить во всех областях деятельности одновременно. 2 Адаптировано из ИСO 14001, пункт корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия (см. 3.11) или другой нежелательной ситуации. П р и м е ч а н и я 1 У несоответствия может быть несколько причин. 2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного события, тогда как предупреждающее действие (см. 3.18) для предотвращения события. [ИСO 9000:2005, пункт 3.6.5] 3.5 документ (document): Информация и соответствующий носитель. П р и м е ч а н и е Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией. [ИСO 14001:2004, пункт 3.4] 3.6 опасность (hazard): Объект, ситуация или действие, которые способны нанести вред человеку в виде травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), или их сочетания. 3

14 3.7 идентификация опасности (hazard identification): Процесс признания существования опасности (см. 3.6) и определения ее характеристик. 3.8 ухудшение состояния здоровья (ill health): Идентифицируемое ухудшение физического или психического состояния, вызванное и/или усугубленное рабочей деятельностью и/или ситуацией, связанной с работой. 3.9 инцидент (incident): Событие(я), связанное(ые) с выполнением работы, в ходе или в результате которого(ых) возникают или могут возникнуть травма и иное ухудшение состояния здоровья (см. 3.8) (независимо от их тяжести) или смерть. П р и м е ч а н и я 1 Несчастный случай это инцидент, который привел к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти. 2 Инцидент, который не привел к возникновению травмы, ухудшению состояния здоровья или смерти, может также называться «почти произошедшим инцидентом», «почти случившимся инцидентом», «предпосылкой к инциденту» или «опасным происшествием». 3 Аварийная ситуация (см ) является частной разновидностью инцидента заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц на месте выполнения работ (см. 3.23) или вне его, которое(ая) имеет отношение к показателям деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15) организации (см. 3.17) или которое(ую) эти показатели затрагивают несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования. [ИСO 9000:2005, пункт 3.6.2; ИСO 14001, пункт 3.15] П р и м е ч а н и е Несоответствием может быть любое отклонение: - от соответствующих стандартов, процедур, установившейся практики, правовых требований и так далее, имеющих отношение к выполняемой работе; - от требований системы менеджмента БТиОЗ (см. 3.13) безопасность труда и охрана здоровья (БТиОЗ) (occupational health and safety OH&S): Условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность сотрудников или других работников (включая временных работников и персонал подрядчика), посетителей или других лиц на месте выполнения работ (см. 3.23). 4

15 П р и м е ч а н и е На организацию могут распространяться правовые требования, касающиеся здоровья и безопасности лиц, находящихся за пределами конкретного места выполнения работ, или лиц, подвергаемых опасности в ходе или в результате деятельности, осуществляемой в месте выполнения работ система менеджмента БТиОЗ (OH&S management system): Часть системы менеджмента организации (см. 3.17), используемая для разработки и реализации ее политики в области БТиОЗ (см. 3.16), а также для менеджмента рисков (см. 3.21) в области БТиОЗ. П р и м е ч а н и я 1 Система менеджмента это совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для разработки политики и постановки целей, а также достижения этих целей. 2 Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию (например, оценку рисков, постановку целей), установленную ответственность, правила эксплуатации, процедуры (см. 3.19), процессы и ресурсы. 3 Адаптировано из ИСO 14001, пункт цель в области БТиОЗ (OH&S objective): Планируемое состояние БТиОЗ, выраженное через показатели деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15), которое организация (см. 3.17) сама устанавливает перед собой для его достижения. П р и м е ч а н и я 1 Цели должны быть выражены количественно, за исключением случаев, когда это практически не осуществимо. 2 В соответствии с требованиями цели в области БТиОЗ должны быть согласованы с политикой в области БТиОЗ (см. 3.16) показатели деятельности в области БТиОЗ (OH&S performance): Измеримые результаты менеджмента рисков (см. 3.21) в области БТиОЗ, осуществляемого организацией (см. 3.17). П р и м е ч а н и я 1 Измерение показателей деятельности в области БТиОЗ включает в себя измерение результативности применяемых организацией мер управления. 2 В контексте систем менеджмента БТиОЗ (см. 3.13) результаты также могут быть измерены по отношению к политике в области БТиОЗ (см. 3.16) организации (см. 3.17), целям БТиОЗ (см. 3.14) и другим показателям деятельности в области БТиОЗ. 5

16 3.16 политика в области БТиОЗ (OH&S policy): Общие намерения и направление деятельности организации (см. 3.17) по отношению к своим показателям деятельности в области БТиОЗ (см. 3.15), официально сформулированные высшим руководством. П р и м е ч а н и я 1 Политика в области БТиОЗ обеспечивает основу для действий и для установления целей в области БТиОЗ (см. 3.14). 2 Адаптировано из ИСO 14001, пункт организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть, либо комбинация частей, официально учрежденные или нет, государственные или частные, выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат. П р и м е ч а н и е Для организаций, состоящих из нескольких подразделений, каждое подразделение может быть определено как организация. [ИСO 14001:2004, пункт 3.16] 3.18 предупреждающее действие (preventive action): Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (см. 3.11) или другой потенциально нежелательной ситуации. П р и м е ч а н и я 1 У потенциального несоответствия может быть несколько причин. 2 Предупреждающее действие предпринимают для предотвращения события, тогда как корректирующее действие (см. 3.4) для предотвращения повторного события. [ИСO 9000:2005, пункт 3.6.4] 3.19 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса. П р и м е ч а н и е Процедуры могут быть документированными или недокументированными. [ИСO 9000:2005, пункт 3.4.5] запись (record): Документ (см. 3.5), фиксирующий достигнутые результаты или содержащий свидетельство выполнения какой-либо деятельности.

17 [ИСO 14001:2004, пункт 3.20] 3.21 риск (risk): Сочетание вероятности того, что опасное событие произойдет или воздействие(ия) будет(ут) иметь место, и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья (см. 3.8), которые могут быть вызваны этим событием или воздействием(ями) оценка рисков (risk assessment): Процесс оценивания риска(ов) (см. 3.21), связанного(ых) с опасностями, с учетом всех существующих мер управления и принятия решения о том, является ли риск приемлемым место выполнения работ (workplace): Физическое пространство, в котором связанная с работой деятельность осуществляется под управлением организации. П р и м е ч а н и е При рассмотрении того, что представляет собой место выполнения работ, организация (см. 3.17) должна принимать во внимание условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность персонала, который, например, находится в пути (перемещается на транспорте), работает на объекте клиента или заказчика или же работает дома. 4 Требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья 4.1 Общие требования Организация должна разрабатывать, документировать, внедрять, поддерживать функционирование и постоянно улучшать систему менеджмента БТиОЗ в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также определить, каким образом она будет удовлетворять эти требования. Организация должна установить и документально зафиксировать область применения ее системы менеджмента БТиОЗ. 4.2 Политика в области безопасности труда и охраны здоровья Высшее руководство должно разработать и ввести в действие политику организации в области БТиОЗ и обеспечить, чтобы в рамках установленной области деятельности ее системы менеджмента эта политика: а) соответствовала характеру и масштабу рисков организации в области БТиОЗ; 7

18 b) включала обязательство по предупреждению травм и ухудшения состояния здоровья, а также по постоянному улучшению менеджмента БТиОЗ и показателей деятельности в области БТиОЗ; с) включала обязательства, как минимум, соответствовать применяемым правовым требованиям и другим требованиям в области БТиОЗ, которые организация обязалась выполнять и которые касаются ее опасностей в области БТиОЗ; d) создавала основу для установления и анализа целей в области БТиОЗ; е) документировалась, внедрялась и поддерживалась в актуальном состоянии; f) была доведена до сведения всех лиц, которые работают под управлением организации, с целью уведомления об их личных обязанностях в области БТиОЗ; g) была доступна для заинтересованных сторон и h) периодически анализировалась для обеспечения того, чтобы оставаться актуальной и подходящей для организации. 4.3 Планирование Идентификация опасностей, оценка рисков и установление мер управления Организация должна разрабатывать, внедрять и обеспечивать выполнение процедур(ы) идентификации существующих опасностей, оценки рисков и установления необходимых мер управления рисками. Процедура(ы) идентификации опасностей и оценки рисков должна(ы) учитывать: a) обычные (повседневные) и редкие (разовые) виды деятельности; b) деятельность всего персонала, имеющего доступ к месту выполнения работ (включая подрядчиков и посетителей); c) поведение человека, его способности и другие человеческие факторы; d) идентифицированные опасности, источники которых не связаны с местом выполнения работ, но которые способны неблагоприятно повлиять на состояние здоровья и безопасность персонала, находящегося под управлением организации в месте выполнения работ; e) опасности, возникающие вблизи места выполнения работ в связи с деятельностью, осуществляемой под управлением организации и связанной с выполняемой работой. 8

19 П р и м е ч а н и е 1 Такие опасности могут быть оценены, скорее всего, как экологический аспект; f) инфраструктуру, оборудование и материалы на месте выполнения работ, вне зависимости от того, предоставлены они самой организацией или другими сторонами; g) изменения или предполагаемые изменения в организации, ее деятельности или материалах; h) изменения в системе менеджмента БТиОЗ, в т.ч. временные, и их влияние на операции, процессы и деятельность; i) применимые правовые акты, относящиеся к оценке рисков и использованию необходимых мер управления рисками (см. также примечание к 3.12); j) планировку мест выполнения работ, процессы, установки, машины/оборудование, технологию и организацию работ, включая их адаптацию к способностям человека. Методология идентификации опасностей и оценки рисков, принятая в организации, должна: a) быть определена в отношении области ее использования, содержания и времени применения таким образом, чтобы являться предупреждающей (проактивной), а не реагирующей (реактивной); b) обеспечивать идентификацию, ранжирование, документирование рисков и применение соответствующих мер управления ими. Для менеджмента изменений организация должна определить опасности и риски в области БТиОЗ, связанные с изменениями в организации, в системе менеджмента БТиОЗ или в деятельности организации, до того, как эти изменения будут реализованы. Организация должна обеспечить, чтобы результаты оценки рисков были учтены при определении мер управления. При определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер необходимо соблюдать следующую приоритетность мер по снижению рисков: а) устранение опасности; b) замена одного риска другим; c) применение технических мер управления рисками; d) применение плакатов и знаков безопасности и/или административных мер управления рисками; е) применение средств индивидуальной защиты. Организация должна документировать, сохранять и актуализировать результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления ими. 9

20 Организация должна обеспечить, чтобы риски в области БТиОЗ и установленные меры управления ими были приняты во внимание при разработке, внедрении и в процессе функционирования системы менеджмента БТиОЗ. П р и м е ч а н и е 2 Дополнительную руководящую информацию по идентификации опасностей, оценке рисков и установлению мер управления ими можно найти в OHSAS Правовые и другие требования в области безопасности труда и охраны здоровья Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) идентификации правовых и других требований в области БТиОЗ, применимых к организации, и осуществления доступа к ним. Организация должна обеспечить, чтобы эти применимые правовые и другие требования, которые она обязалась выполнять, были учтены при разработке, внедрении и в процессе функционирования системы менеджмента БТиОЗ. Организация должна своевременно актуализировать эту информацию. Организация должна доводить соответствующие правовые и другие требования до лиц, работающих под ее управлением, а также до других заинтересованных сторон Цели и программа(ы) Организация должна установить документально оформленные цели в области БТиОЗ для соответствующих функциональных структур и уровней управления организации и обеспечить их достижение. Цели должны быть измеримы, где это практически осуществимо, и согласованы с политикой в области БТиОЗ, включая обязательства по предупреждению травм и иного ухудшения состояния здоровья, по соблюдению применимых правовых и других требований, которые организация обязалась выполнять, а также по постоянному улучшению. При установлении и пересмотре целей организация должна принимать во внимание правовые и другие требования, которые она обязалась выполнять, а также свои риски в области БТиОЗ. Организация должна также учесть свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие потребности, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон. 10

21 Организация должна разрабатывать, обеспечивать выполнение и исполнять программу(ы) для достижения целей в области БТиОЗ. Программа(ы), как минимум, должна(ы) включать: a) установление ответственности и полномочий для достижения целей соответствующими функциональными структурами и уровнями управления организации, а также b) способы и сроки достижения целей. Программа(ы) должна(ы) регулярно через запланированные интервалы времени быть проанализированы и, при необходимости, скорректированы, чтобы обеспечить достижение целей. 4.4 Внедрение и функционирование Ресурсы, роли, ответственность, подотчетность и полномочия Высшее руководство должно взять на себя конечную ответственность за БТиОЗ и систему ее менеджмента. Высшее руководство должно демонстрировать (наглядно проявлять) свои обязательства в отношении БТиОЗ путем: а) обеспечения ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, функционирования и улучшения СМ БТиОЗ. П р и м е ч а н и е 1 Ресурсы включают в себя людей со специальными профессиональными навыками, инфраструктуру, технологии и финансовые ресурсы; b) установления ролей, распределения ответственности и подотчетности, делегирования полномочий, чтобы способствовать результативному менеджменту БТиОЗ; роли, ответственность, подотчетность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения соответствующих лиц. В организации из числа высшего руководства должно быть назначено лицо(а), непосредственно отвечающее(ие) за БТиОЗ, независимо от возложенных на него (них) других обязанностей, и установлена его (их) роль и представлены полномочия для обеспечения того, чтобы: а) СМ БТиОЗ была разработана, внедрена и функционировала в соответствии с настоящим стандартом; 11

22 b) отчеты о функционировании системы менеджмента БТиОЗ представлялись высшему руководству для анализа и использовались ими в качестве основы для улучшения этой системы. П р и м е ч а н и е 2 Лицо, назначенное из числа высшего руководства [например, для больших организаций это может быть один из членов исполнительного комитета (дирекции)], может делегировать часть своих обязанностей представителю(ям) руководства более низкого уровня при условии, что последний будет подотчетен ему по этим вопросам. Лицо, назначенное из числа высшего руководства, должно быть доступно всем лицам, осуществляющим свою деятельность под управлением организации. Руководители всех уровней должны наглядно проявлять (демонстрировать) свои обязательства по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ. Организация должна обеспечить, чтобы лица на местах выполнения работ несли ответственность за те аспекты БТиОЗ, которыми они управляют, включая соблюдение требований БТиОЗ, применимых к организации Компетентность, обучение и осведомленность персонала Организация должна обеспечить, чтобы все лица, выполняющие задания под ее управлением и которые могут повлиять на БТиОЗ, были компетентны на основании соответствующего образования, обучения или опыта. Организация должна вести связанные с этим записи. Организация должна выявить связанные с рисками и системой менеджмента БТиОЗ потребности в обучении персонала. Она должна обеспечить проведение обучения или предпринять другие действия для удовлетворения этих потребностей, оценить результативность подготовки (обучения) или других предпринятых действий, а также ведение связанных с этим записей. Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) обеспечения того, чтобы лица, работающие под ее управлением, были осведомлены: a) о фактических или потенциальных последствиях их служебной деятельности и их поведения для БТиОЗ, а также о выгодах для БТиОЗ от улучшения их личной деятельности; b) своих ролях и ответственности, а также о важности соответствия своей деятельности политике в области БТиОЗ, процедурам БТиОЗ и требованиям системы 12

23 менеджмента БТиОЗ, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них(см ); с) потенциальных последствиях отклонений от установленных процедур. Процедуры обучения должны учитывать различные уровни: а) ответственности, способностей, языковых навыков, образованности и b) риска Обмен информацией, участие и обсуждения Обмен информацией В отношении опасностей в области БТиОЗ, а также собственной системы менеджмента БТиОЗ организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур: а) внутреннего обмена информацией между различными уровнями и функциональными структурами; b) обмена информацией с подрядчиками и другими посетителями места выполнения работ; c) получения и документирования соответствующих обращений от внешних заинтересованных сторон и ответов на них Участие и обсуждения Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур, обеспечивающих: а) участие работников в функционировании системы менеджмента БТиОЗ путем: - привлечения их к идентификации опасностей, оценке рисков и выбору мер управления рисками; - привлечения их к расследованию инцидентов; - привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области БТиОЗ; - обсуждения с ними всех изменений, которые могут повлиять на их безопасность труда и охрану здоровья; - привлечения их представителей к рассмотрению вопросов БТиОЗ. 13

24 Работники должны быть информированы о мероприятиях, в которых они могут принимать участие, а также о том, кто является их представителем(ями) по вопросам БТиОЗ; b) обсуждение с подрядчиками изменений, которые могут повлиять на обеспечение безопасности труда и охрану здоровья их работников. Организация должна обеспечить, чтобы при необходимости были проведены обсуждения с соответствующими внешними заинтересованными сторонами по вопросам БТиОЗ, имеющим к ним отношение Документация Документация системы менеджмента БТиОЗ должна включать: а) политику и цели в области БТиОЗ; b) описание области применения системы менеджмента БТиОЗ; c) описания основных элементов системы менеджмента БТиОЗ и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы; d) документы, включая записи, требуемые настоящим стандартом; и е) документы, включая записи, установленные организацией как необходимые для результативного планирования и осуществления процессов, которые связаны с менеджментом рисков в области БТиОЗ, а также управления ими. П р и м е ч а н и е Важно, чтобы документация соответствовала уровню сложности деятельности и связанным с ней опасностям и рискам и сводилась к минимуму, необходимому для обеспечения результативности и эффективности системы менеджмента БТиОЗ Управление документами Должно быть обеспечено управление документами, которые требуют система менеджмента БТиОЗ и настоящий стандарт. Управление записями, представляющими собой особый тип документов, должно быть выполнено в соответствии с требованиями, приведенными в В организации должны быть разработаны, внедрены и выполнены следующие процедуры: 14

25 а) утверждения документов на предмет их адекватности перед выпуском; b) анализа и актуализации, при необходимости, а также переутверждения документов; с) обеспечения идентификации изменений и существующего на текущий момент статуса документа; d) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применяемых документов находились на местах их использования; е) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать; f) обеспечения идентификации внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы менеджмента БТиОЗ, и управления их распространением; g) предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и их идентификации, если документы сохранены для каких-либо целей Управление деятельностью Организация должна определить те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными опасностями, и, где требуется, применение мер управления рисками в области БТиОЗ и, в том числе, менеджмента изменений (см ). Для этих операций и видов деятельности организация должна внедрить и применять: а) меры управления, приемлемые для организации и ее деятельности; эти меры организация должна интегрировать в свою систему менеджмента БТиОЗ; b) меры управления, связанные с закупаемыми материалами (сырьем), оборудованием и услугами; с) меры управления, связанные с подрядчиками и другими посетителями, имеющими доступ к местам выполнения работ; d) документированные процедуры для ситуаций, где их отсутствие может привести к отклонениям от политики и целей в области БТиОЗ; е) критерии приемлемости (допустимости) деятельности для тех случаев, когда отсутствие этих критериев может привести к отклонениям от политики и целей в области БТиОЗ. 15

26 4.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение следующих процедур: а) идентификации возможных аварийных ситуаций, b) реагирования на такие аварийные ситуации. Организация должна реагировать на аварийные ситуации и предупреждать или смягчать связанные с ними неблагоприятные последствия для БТиОЗ. При планировании действий по реагированию на аварийные ситуации организация должна учитывать интересы соответствующих заинтересованных сторон, например, аварийных служб, организаций и населения, расположенных поблизости. Также, в тех случаях, когда это практически возможно, организация должна периодически проводить практическую проверку своих процедур реагирования на аварийные ситуации, привлекая, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны. Организация должна периодически анализировать и, если это необходимо, корректировать свою готовность к аварийным ситуациям и реагированию на них, в особенности после периодических проверок и произошедших аварийных ситуаций (см ). 4.5 Проверки Измерение и мониторинг показателей деятельности Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур регулярного измерения и мониторинга показателей деятельности в области БТиОЗ. Такие процедуры должны предусматривать: a) как качественные, так и количественные измерения показателей деятельности в области БТиОЗ, соответствующие потребностям организации; b) мониторинг степени достижения целей организации в области БТиОЗ; 16

27 c) мониторинг результативности мер управления (как охраной здоровья, так и безопасностью труда); d) предварительные измерения показателей деятельности, которые позволяют проводить мониторинг соответствия программе(ам) БТиОЗ, мерам управления и критериям приемлемости (допустимости) деятельности; е) реагирующие измерения показателей деятельности для мониторинга состояния здоровья в случаях выявления его ухудшения, инцидентов (включая несчастные случаи, «почти произошедшие» инциденты и др.) и других имевших место в прошлом свидетельств неудовлетворительных показателей деятельности в области БТиОЗ; f) ведение записей данных и результатов мониторинга и измерений, достаточных для того, чтобы облегчить последующий анализ корректирующих и предупреждающих действий. Если необходимо оборудование для измерения и мониторинга показателей деятельности, организация должна установить и выполнять процедуры поверки оборудования, его калибровки и технического обслуживания. Записи о поверке, калибровке, техническом обслуживании и их результатах следует сохранять Оценивание соответствия Согласно своему обязательству соблюдать соответствие [см. 4.2, перечисление с)] организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) периодического оценивания соответствия своей деятельности применимым правовым требованиям в области БТиОЗ (см ). Записи о результатах такого оценивания организация должна сохранять. П р и м е ч а н и е Частота периодического оценивания для разных правовых требований может быть разной Организация должна оценивать соответствие своей деятельности другим требованиям, которые она обязалась выполнять (см ). Организация может объединить это оценивание с оцениванием соответствия правовым требованиям в области БТиОЗ (см ) или разработать для этого отдельную процедуру(ы). Организация должна сохранять записи результатов такого периодического оценивания. П р и м е ч а н и е Частота периодического оценивания для разных требований, которые организация обязалась выполнять, может быть разной. 17

28 4.5.3 Расследование инцидентов, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия Расследование инцидентов Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедуру(ы) регистрации, расследования и анализа инцидентов, для того чтобы: а) выявить недостатки в БТиОЗ и другие факторы, которые могут быть причиной инцидентов или способствовать им; b) определить потребность в корректирующем действии; с) определить возможности для предупреждающего действия; d) выявить возможности для постоянного улучшения; е) распространять информацию о результатах таких расследований. Расследования должны быть проведены в установленные сроки. Любая выявленная потребность в корректирующем действии так же, как и любая возможность в предупреждающем действии, должна быть реализована в соответствии с Результаты расследования инцидентов должны быть документированы и сохранены Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) обращения с выявленными и потенциальными несоответствиями в области БТиОЗ, а также осуществления корректирующих и предупреждающих действий. Процедура(ы) должна(ы) устанавливать требования, касающиеся: а) идентификации и устранения несоответствий, а также проведения мероприятий по смягчению их последствий для БТиОЗ; b) проведения исследования несоответствий, выявления причин их возникновения и осуществления действий, направленных на недопущение их повторения; 18

29 с) оценивания необходимости в действиях по предотвращению появления несоответствий и проведения таких действий, разработанных для исключения их возникновения; d) регистрации результатов корректирующих и предупреждающих действий и доведения этих результатов до соответствующих лиц и е) анализа результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий. Если планируемые корректирующие и предупреждающие действия связаны с новыми или измененными опасностями, а также выявлена необходимость в новых мерах управления или изменении существующих, то процедура должна предписывать, чтобы до осуществления этих действий было проведено оценивание рисков. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринимаемое для устранения причин выявленных или потенциальных несоответствий, должно соответствовать масштабу проблемы и быть соразмерным оцененным рискам в области БТиОЗ. Все необходимые изменения, являющиеся результатом предпринятых корректирующих или предупреждающих действий, должны быть внесены в документацию системы менеджмента БТиОЗ Управление записями Организация должна установить, вести и сохранять записи, необходимые для подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к собственной системе менеджмента БТиОЗ, и требованиям настоящего стандарта, а также записи о достигнутых в области БТиОЗ результатах. Организация должна разработать, внедрить и обеспечить выполнение процедур(ы) идентификации, хранения, обеспечения сохранности, поиска, определения сроков хранения записей и порядка их изъятия /уничтожения. Записи должны быть разборчивыми, идентифицируемыми, прослеживаемыми и должны сохраняться в таком состоянии Внутренний аудит 19

30 Организация должна с запланированной периодичностью проводить внутренние аудиты системы менеджмента БТиОЗ с целью: а) установления, действительно ли система менеджмента БТиОЗ: 1) соответствует запланированным мероприятиям в области БТиОЗ и требованиям настоящего стандарта; 2) должным образом внедрена, а ее функционирование обеспечено; 3) является результативной в осуществлении политики и достижении целей организации в области БТиОЗ; b) предоставления информации о результатах аудита соответствующим руководителям. Программа(ы) аудитов в плановом порядке должна(ы) разрабатываться, реализовываться и поддерживаться в актуальном состоянии с учетом результатов оценки рисков, связанных с деятельностью организации, и результатов предыдущих аудитов. Должна быть разработана, внедрена и выполнена процедура(ы) проведения аудита, которая устанавливает: а) требования к планированию и проведению аудита, отчетности о его результатах, сохранению записей; ответственность лиц, участвующих в этой деятельности, и требования к их компетентности; b) критерии аудита, область его проведения, периодичность и методы проведения. Отбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита. 4.6 Анализ системы менеджмента высшим руководством организации Высшее руководство организации должно с запланированной периодичностью анализировать систему менеджмента БТиОЗ в целях обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. Анализ должен включать оценивание возможностей для улучшения БТиОЗ и потребностей в изменениях, в том числе политику и цели в области БТиОЗ. Записи об анализе системы менеджмента высшим руководством должны быть сохранены. 20

31 Исходные данные, анализируемые высшим руководством, должны включать информацию: а) о результатах внутренних аудитов и оценивания соответствия правовым, а также другим требованиям в области БТиОЗ, которые организация обязалась выполнять; b) результатах участия работников и обсуждении (см ); с) об обмене информацией с внешними заинтересованными сторонами, включая претензии; d) о показателях деятельности организации в области БТиОЗ; е) степени достижения целей в области БТиОЗ; f) ходе и состоянии расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий; g) действиях, предпринятых в организации по результатам предыдущих анализов; h) об изменившихся обстоятельствах, включая изменения требований правовых и других документов в области БТиОЗ; и i) о рекомендациях по улучшению БТиОЗ. Результаты проведенного руководством анализа должны быть согласованы с обязательствами организации по постоянному улучшению БТиОЗ и должны включать все решения и действия, связанные с возможными изменениями: а) показателей деятельности в области БТиОЗ; b) политики и целей в области БТиОЗ; с) ресурсов и d) других элементов системы менеджмента БТиОЗ. Соответствующие результаты анализа, проведенного высшим руководством организации, должны быть доступны для ознакомления и обсуждения (см ). 21

32 Приложение А (справочное) ГОСТ Р /OHSAS 18001:2007 Т а б л и ц а А.1 Соответствие между настоящим стандартом, ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000 ) 22 Настоящий стандарт ИСО 14001:2004 ИСО 9001:2000 Введение Введение Область применения 1 Область применения Введение Общие положения Процессный подход Связь с ИСО 9004 Совместимость с другими системами менеджмента Область применения Общие положения Применение 2 Нормативные ссылки 2 Нормативные ссылки 2 Нормативные ссылки 3 Термины и 3 Термины и 3 Термины определения определения 4 Требования к системе менеджмента безопасности труда и 4 Требования к системе экологического менеджмента 4 Система менеджмента качества охраны здоровья 4.1 Общие требования 4.1 Общие требования Политика в области безопасности труда и охраны здоровья 4.2 Экологическая политика Общие требования Ответственность, полномочия и обмен информацией Ответственность и полномочия Обязательства руководства Политика в области качества Постоянное улучшение Планирование 4.3 Планирование 5.4 Планирование Идентификация Экологические 5.2 опасностей, оценка аспекты рисков и установление мер управления 1) Правовые и другие требования в области безопасности труда и охраны здоровья Законодательные и другие требования Цели и программа(ы) Цели, задачи и программа(ы) Ориентация на потребителя Определение требований, относящихся к продукции Анализ требований, относящихся к продукции Ориентация на потребителя Определение требований, относящихся к продукции Цели в области качества Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества Постоянное улучшение Внедрение и 4.4 Внедрение и 7 Процессы жизненного цикла В настоящее время действует ИСO 9001:2008.

docplayer.ru

АО "МГРЭ" - Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда отражает системный подход к минимизации рисков для здоровья и безопасности труда и реализации соответствующих принципов. Данная система обеспечивает АО «МГРЭ» основу для соблюдения законодательства и осуществления мер по усовершенствованию своих программ охраны здоровья и безопасности труда, включая выявление рисков и определение возможностей, анализ рисков, постановку задач и оценку предпринятых действий.

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья разработана, внедрена и эффективно применяется к работам по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Основным методом реализации главной задачи системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья является обеспечение безопасности на каждом рабочем месте и снижение риска до допустимого минимума.

Сертификат соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья АО «МГРЭ» требованиям ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007) применительно к работам по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Политика в области экологии и охраны труда АО «МГРЭ».

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья построена на принципах:

  • процессного подхода;
  • соблюдения правил и норм охраны труда;
  • системного обучения и тренинга производственного персонала безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • контроля и оценки работ по системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;
  • заинтересованности сотрудников в безопасных условиях труда;
  • материально-технического обеспечения мероприятий по системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья;
  • ответственности каждого сотрудника за безопасность на своем рабочем месте;
  • стандартизации и сертификации системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

Руководством АО «МГРЭ» определены и документально оформлены ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет и проверяет работу, влияющую на безопасность труда и охрану здоровья.

Ответственность и полномочия персонала определены должностными инструкциями и инструкциями по технике безопасности.

Система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья АО «МГРЭ» разработана и внедрена для безопасности труда и охраны здоровья.

Основное назначение созданной системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья – это постоянное снижение рисков, связанных с охраной профессионального здоровья и безопасности.

www.mgre.ru


Смотрите также