Система управления безопасностью труда


21) Система управления безопасностью труда

Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;

оценка, учет и контроль основных рисков;

анализ причин аварий, аварийпроизводственных травм и профессиональных заболеваний;

координация работ, направленных на предупреждение аварий;

расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.

Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.

Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит: взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления; формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму; формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов; координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах — незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом — по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам — ежеквартально.

Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:

готовит предложения по улучшению работы СУОТ;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;

организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;

оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;

информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.

Профком также участвует:

в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;

в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы ОТ;

в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.

Деятельность уполномоченных по ОТ осуществляется в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (постановление Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 35).

Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются: травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения; результаты аттестации рабочих мест по условиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и сооружений; санитарно-гигиенические УТ; предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы. Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.

Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3—5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы — на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов;

нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;

лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;

механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;

комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.

В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11).

В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием ОТ. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ — соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.

Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных планами или соглашением по ОТ. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план, и утверждается ими.

Управление безопасностью труда - это... Что такое Управление безопасностью труда?

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда.

Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Задачи

  • создание системы законодательных и нормативных правовых актов в области охраны труда;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативно правовых актов;
  • оценка и анализ условий и безопасности труда, которые выявляет аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • анализ состояния травматизма и заболеваемости, расследование и учет несчастных случаев на производстве;
  • обучение и инструктирование работающих правилам и требованиям безопасности;
  • разработка мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению норм и правил безопасности труда.

Законодательство РФ о труде и об охране труда

Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового законодательства устанавливают необходимый минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и договорах этот минимум конкретизируется.

Законодательство о труде и об ОТ имеет развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношение работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений.

Законодательство об ОТ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области ОТ между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области ОТ и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство РФ о труде и об ОТ основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов (ФЗ) и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. В перечень основных законодательных актов РФ входят:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • 17-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
  • 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • 52-ФЗ « О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения». Статьи 25-27, 34, 55;
  • 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  • 2490-1-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»;
  • 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • 14-ФЗ от 26.01.1996 г. «Гражданский Кодекс РФ»;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;

В субъектах РФ законодательство о труде и об ОТ составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об ОТ, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей.

Подзаконные, иные нормативные правовые акты по охране труда

В соответствии с государственными нормативными требованиями ОТ, содержащимися в ФЗ и иных нормативных актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об ОТ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим трудовые отношения, включая условия и ОТ, относятся подзаконные акты. К ним относятся указы и распоряжения Президента РФ.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопросы ОТ, составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области ОТ реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области условий и ОТ, составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития. К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применении действующего законодательства об условиях и ОТ, положения, правила, инструкции.

Каждый из нормативных правовых актов направлен на регулирование конкретных аспектов создания надлежащих условий и ОТ. Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами на территории РФ действуют также нормы, регулирующие условия и ОТ, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами РФ; законодательные акты, регулирующие условия и ОТ субъектов РФ.

Особое место в регулировании условий и ОТ занимают локальные правовые акты, к которым относятся в первую очередь Инструкции по Охране Труда (ИОТ), коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка.

Требования ОТ обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства, труда.

Постановлением Правительства РФ № 399 от 23.05.2000 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования ОТ» установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования ОТ, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по ОТ, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда:

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ) — утверждает Минтруд России;

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) — утверждаются Федеральными органами исполнительной власти;

3. Правила безопасности (ПБ), правила безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждаются Ростехнадзором России;

4. Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)- утверждаются Госстандартом России, Госстроем России;

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) — утверждаются Госстроем России;

6. Санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) — утверждаются Минздравсоцразвитием (ранее Минздравом) России.

Государственное управление охраной труда

В соответствии с ТК РФ «государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий».

Система государственного управления ОТ и принципы её функционирования основываются на Конституции РФ, ТК РФ, соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ.

Государственная политика в области ОТ в России основана на следующих принципах:

ü Направленность деятельности всей системы управления ОТ на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

ü Обеспечение гарантий прав работников на ОТ;

ü Научная обоснованность требований, предъявляемых к ОТ, содержащихся в законодательстве РФ, межотраслевых и отраслевых правилах по ОТ, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по ОТ;

ü Планирование мероприятий по ОТ и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;

ü Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Основные цели государственной системы управления ОТ:

ü Реализация и совершенствование государственной политики в области ОТ;

ü Создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности;

ü Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

ü Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов ОТ — работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов; Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области ОТ распределяет Правительство РФ, устанавливая их в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти).

К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление ОТ, относится, прежде всего, Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ, в структуре которого образован Департамент условий и ОТ.

В соответствии с указанным Положением одной из основных задач Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики, в том числе по улучшению условий и ОТ.

В соответствии с изложенными задачами Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ выполняет следующие основные функции в области условий и ОТ:

ü Осуществляет государственное управление ОТ, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

ü Разрабатывает федеральные программы улучшения условий и ОТ;

ü Представляет в Правительство РФ ежегодные доклады о состоянии условий и ОТ и мерах по их улучшению;

ü Разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по ОТ;

ü Разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и ОТ, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

ü Осуществляет организационно-методическое руководство государственной экспертизой условий труда РФ, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и ОТ;

ü Организует и проводит мероприятие «Аттестация рабочих мест», а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти по труду субъектов РФ сертификацию работ по ОТ в организациях;

ü Разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

ü Проводит работу по совершенствованию системы предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

ü Представляет по согласованию с Минздравсоцразвития РФ предложения в Правительство РФ о перечне тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста;

ü Организует обучение по ОТ работников организаций и проверку знаний ими требований ОТ. Устанавливает совместно и Минобразования РФ и другими заинтересованными федеральными исполнительными органами власти порядок обучения и проверки знаний требований ОТ работниками организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования РФ порядок направления на обучение по ОТ отдельных категорий работников за счёт средств Фонда;

ü Разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и ОТ, государственному рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.

Для осуществления возложенных на него задач и функций Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ имеет право:

ü Утверждать типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работниками специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

ü Определять порядок предоставления работникам льгот в связи с тяжёлыми, вредными или опасными условиями труда, а также порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

ü Устанавливать в пределах своей компетенции порядок разработки правил и норм по ОТ, утверждать правила и нормы по ОТ, а также организационно-методические и обще технические требования к проведению работ по ОТ.

Органы, осуществляющие управление охраной труда

Управление ОТ в отраслях экономики или в определённой сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и другие органы управления совместно с соответствующими общественными организациями.

  • Министерство труда и социального развития
  • Департаменты охраны труда
  • Государственная академия охраны труда
  • Общероссийский центр охраны труда
  • Министерство экономики РФ — осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по ОТ.
  • Министерство финансов РФ — участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • Министерство промышленности, науки и технологий РФ — участвует в организации, проведении и координации научно — исследовательских работ по проблеме безопасности и ОТ;
  • Министерство образования РФ — организует обучение по ОТ в образовательных учреждениях;
  • Министерство культуры РФ — организует совместно с Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ работу координационного совета по кинопропаганде вопросов безопасности ОТ, а также производство видеофильмов по вопросам ОТ;
  • Государственный комитет РФ по статистике  — организует федеральное государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и ОТ в организациях, травматизма на производстве, за профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления ОТ статистической информацией;
  • Фонд социального страхования:

ü Осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ü Совместно с Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ разрабатывает предложения по установлению дифференцированных базовых страховых тарифов для отраслей экономики на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости;

ü Устанавливает для конкретных страхователей персональные скидки и надбавки к базовому страховому тарифу;

ü Участвует в расследовании несчастных случаев.

  • Госатомнадзор — организует и осуществляет на территории России государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ.
  • Минздавсоцразвития (ранее Минтруда) РФ- включающий в себя Департамент государственного санитарно — эпидемиологического надзора, осуществляет государственный санитарно — эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда в соответствии с Федеральным законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Госстандарт России — организует разработку государственных стандартов в области ОТ, принимает и вводит их в действие, ведёт их реестр.

Образование Министерства Здравоохранения и социального развития РФ предусматривает дальнейшее поэтапное перспективное совершенствование государственного управления системой ОТ в условиях рынка, постепенное её сближение с действующими и вновь разрабатываемыми международными стандартами, в частности с таким стандартом как OHSAS 18001:1999  — «Система управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования».

В целом система государственного управления охраной труда в стране — это сложный правовой, социально — экономический, организационно — технический, санитарно — гигиенический и лечебно — профилактический комплекс.

Инструктаж работников по охране труда

Для всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Основополагающим нормативным правовым актом по организации и проведению инструктажа по охране труда является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29.

Инструктаж по охране труда преследует цель дать работникам необходимый объём знаний, умений и навыков по правильному и безопасному выполнению работ на порученном участке.

Перед допуском работника к самостоятельной работе работодатель обязан обеспечить проведение с ним всех необходимых инструктажей по охране труда.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на:

• Вводный;

• Первичный на рабочем месте;

• Повторный;

• Внеплановый;

• Целевой.

Вводный инструктаж по охране труда проводит инженер по охране труда, со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Цель вводного инструктажа дать работнику при поступлении на работу общие сведения по охране труда, основные сведения об организации, правилах поведения на её территории и в структурных подразделениях.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой охраны труда с учётом требований нормативных правовых актов по охране труда и особенностей деятельности организации, утверждённой работодателем.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте до начала производственной деятельности проводит непосредственный руководитель, по разработанной им (руководителем) и утвержденной работодателем программе; в инструктаж включаются требования инструкций по охране труда, которые разработаны по профессиям и для отдельных видов работ и утверждены в установленном порядке.

Первичный инструктаж проводят со всеми вновь принятыми на работу в организацию, переводимыми из одного подразделения в другое, с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками, со студентами, учащимися, прибывшими на производственное обучение и практику.

Заполняется Журнал регистрации инструктажей с обязательной подписью работника о прохождении первичного инструктажа и подписью руководителя о проведении первичного инструктажа.

Все работники после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен пройти стажировку по безопасным методам и приемам труда на рабочем месте (продолжительность стажировки зависит от квалификации работника, но не менее 2-х рабочих смен).

Руководитель назначает стажировку работнику и фиксирует это в Журнале регистрации инструктажей на рабочем месте. После окончания стажировки, руководителем проводится устный опрос работника, на знание безопасных методов и приемов выполнения работ, и проверки приобретённых навыков и знаний на практике.

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации.

Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Цель — проверка знания требований правил и инструкций по охране труда.

Повторный инструктаж проводится работником, назначенным в организации для этих целей.

Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Заполняется Журнал регистрации инструктажей с обязательной подписью работника о прохождении инструктажа и руководителя отдела о проведении инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится:

• При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования;

• При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

• При изменении приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

• При нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к несчастному случаю, травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

• По требованию органов надзора;

• При перерывах в работе более чем 30 календарных дней.

Проводит внеплановый инструктаж работник, назначенный в организации для этих целей.

Объем и содержание инструктажа определяется руководителем в каждом конкретном случае в зависимости от причин или обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Проведение внепланового инструктажа по охране труда фиксируется в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с указанием причин его проведения и обязательной подписью инструктирующего и инструктируемого.

Целевой инструктаж проводится при направлении работника на проведение разовых работ, не связанных с непосредственными постоянными обязанностями сотрудника (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации и т. п.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы; при проведении экскурсий на предприятия, организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.)

Целевой инструктаж проводится работником, назначенным в организации для этих целей.

Проводится по инструкции по охране труда для того вида работ, на которые направляется работник.

Результаты целевого инструктажа записываются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, а целевой инструктаж с работниками, выполняющими работы по наряд-допуску, разрешению и т. п., фиксируются в наряд-допуске, журнале распоряжений или другой документации, разрешающей производство работ.

Работы с повышенной опасностью

Работы с повышенной опасностью — работы и виды работ к которым предъявляются дополнительные требования безопасности и предусмотрен особый порядок допуска работников к их выполнению. Лица, которым не исполнилось 17 лет, к работе с повышенной опасности не допускаются. На каждом предприятии должен быть разработан перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда и требующие дополнительного специального обучения работников перед их допуском к самостоятельной работе. В перечень включаются работы по эксплуатации и ремонту действующих электроустановок, грузоподъемных машин и механизмов, сосудов, работающих под давлением, котлов, по обслуживанию газового хозяйства и воздуховодов, выполнение погрузочно-разгрузочных, верхолазных и электросварочных операций, деятельность связанная с применение ядовитых, токсичных, радиоактивных, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, средств и инфицированного материала и др. Персонал, занятый на работах с повышенной опасностью как правило проходит повторную проверку знаний 1 раз в 12 месяцев. Особое место занимают работы, на проведение которых необходимо наличие наряд-допуска и разрешения.

Обучение охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Наличие квалифицированного персонала на предприятии — одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна создаваться специальная система обучения работников по охране труда.

Согласно статьям законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда.

Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».

Обучению и проверке знаний в порядке, установленном Типовым положением, подлежат:

— руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;

— инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране труда, поступивших на работу руководителей и специалистов, проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих — периодически, не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России, Главгосэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.)-на руководителя подразделения.

Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

— с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении);

— с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;

— со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении);

— с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

— при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

— при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

— при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и, специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

— по требованию государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации при установлении недостаточных знаний;

— после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

— при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверки знаний (одна или несколько).

В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, и др.), государственные инспекторы по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях проведения проверки знаний совместно с другими надзорными органами — представители этих органов (по согласованию с ними).

Члены комиссий по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Они должны пройти проверку знаний по охране труда:

— предприятии, находящихся в подчинении вышестоящих хозяйственных организаций и осуществляющих руководство ими, — в комиссиях этих организаций (если они имеются) или в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления;

— предприятий негосударственных форм собственности — в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

Проверка знаний по охране труда- членов комиссий предприятий может также проводиться комиссиями этих предприятий, состоящими из специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда в соответствующих комиссиях. Такие проверки проводятся при необходимости с участием представителей Рострудинспекции в субъектах Российской Федерации.

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, численность которых не позволяет создать комиссию по проверке знаний, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, инженерных и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений должна проводиться в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

Комиссии по проверке знаний всех уровней состоят из председателя, заместителя председателя (в необходимых случаях), секретаря и членов комиссии.

Проверку знаний по охране труда комиссия может проводить в составе не менее трех человек.

Работа комиссий по проверке знаний осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем предприятия. Лица, проходящие проверку знаний, должны быть ознакомлены с графиком. Копия утверждённого графика направляется для сведения в соответствующий орган управления охраны труда субъекта Российской Федерации.

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.

Для предприятий негосударственных форм собственности перечни контрольных вопросов разрабатываются комиссиями учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или этими органами управления.

Учебные центры, институты получают разрешение в соответствии с «Примерным порядком выдачи разрешений на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций», утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 декабря 1994 № 276.

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами.

Протоколы подписываются председателем и членами комиссии, принимавшими участие в се работе, и сохраняются до очередной проверки знаний.

Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии, заверенные печатью предприятия, выдавшего удостоверения.

Руководители и специалисты предприятий, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку, знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем предприятия в установленном порядке.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов Российской Федерации.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда.

Международное законодательство об охране труда

К международным нормативно-правовым актам, содержащим нормы права обеспечивающие реализацию охраны труда можно отнести:

Использованная литература

Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.

Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.

Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.

Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.

Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.

Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.

Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.

Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.

Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.

Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.

С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.

Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда

В условиях современного производства отдельные мероприятия по предотвращению травматизма и заболеваний оказываются недостаточно эффективными. Необходимо, чтобы они осуществлялись комплексно, образуя в системе управления производством подсистему управления безопасностью труда. При этом открывается возможность для целенаправленного регулирования процесса формирования безопасных условий труда на производстве.

Начиная подготовку того или иного мероприятия по обеспечению безопасности труда, следует определить: для чего оно будет проводиться, на кого рассчитано, какие результаты ожидаются. В зависимости от поставленной цели выбирают методы ее достижения, дают поручения работникам, создают комиссии (группы, советы и т. п.). В состав комиссии (рабочей группы) по подготовке и проведению мероприятий по обеспечению безопасности труда обязательно включают представителей тех, на кого в первую очередь рассчитаны мероприятия.

Одним из важных принципов построения и функционирования системы управления безопасностью труда является принцип системного подхода. Он выражается в том, что на основе программно-целевого управления осуществляется комплекс взаимосвязанных организационных, технических, санитарных и индивидуальных мероприятий, направленных на создание условий высокопроизводительного и безопасного труда на всех участках и стадиях производства.

Организационные мероприятия — часть общей системы организации труда и производства; предусмотрены нормативными документами. К ним относятся:

- выполнение требований научной организации труда;

- аттестация и сертификация рабочих мест;

  • инструктирование персонала по охра;

- профессиональный отбор и организация медицинских осмотров;

- социальное страхование;

- расстановка персонала в соответствии с квалификацией;

- разработка планов ликвидации последствий аварий;

- разработка и выполнение планов осмотра и ремонта оборудования;

- разработка графика уборки рабочих мест;

- составление перечня опасных работ;

- расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- организация специального питания;

- пропаганда охраны труда;

- разработка системы мер поощрения и наказания.

На опасных производственных объектах к числу организационных мероприятий по охране труда относятся также:

- лицензирование опасных работ;

- сертификация оборудования;

- расследование аварий и ликвидация их последствий;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- экспертиза и декларирование промышленной безопасности; страхование ответственности.

К техническим мероприятиям относится обеспечение выполнения требований безопасности к производственному оборудованию, его размещению, трубопроводам и коммуникациям, грузоподъемным и транспортным средствам, техническим средствам защиты персонала, методикам и приборам по контролю параметров среды и уровня опасных и вредных факторов.

Общие мероприятия: автоматизация и механизация работ; дистанционное управление; использование управляющих машин; блокировка и сигнализация. Частные мероприятия: устройство ограждений; экранирование от

излучений; выполнение требований электробезопасности и т. п.

Санитарные мероприятия разрабатываются в основном на стадии строительного проектирования, обеспечиваются и совершенствуются по мере необходимости в процессе текущей деятельности организации. К ним относятся: выполнение требований охраны труда и безопасности при планировании и содержании территории, основных и вспомогательных зданий, складов, отдельных цехов и помещений; обеспечение необходимых параметров микроклимата и чистоты воздуха в рабочей зоне (вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха); обеспечение качества освещения; обеспечение санитарно-бытовыми помещениями и санитарно-техническими устройствами; выполнение требований производственной эстетики и санитарной защиты окружающей среды.

Мероприятия по индивидуальной защите предусматривают: выбор эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ) работников; обеспечение правильного хранения и исправности СИЗ; обучение персонала правилам использования СИЗ.

Таким образом, все перечисленные мероприятия составляют систему управления безопасностью жизнедеятельности.


Смотрите также