Система управления промышленной безопасностью и охраной труда


MAYKOR: Ключевые факты

MAYKOR – общероссийский поставщик услуг в области аутсорсинга ИТ- и бизнес-процессов. 

Компания обеспечивает эффективную поддержку и развитие организаций по всей России на основе долгосрочных сервисных соглашений. Сегодня MAYKOR – это крупнейшая сеть филиалов, квалифицированные сотрудники и мощнейшая ресурсная база в стране.

Компания занимает топовые позиции в ведущих российских рейтингах поставщиков ИТ-услуг, а также входит в ТОП-100 лидеров мирового аутсорсинга по оценке международной ассоциации профессионалов аутсорсинга IAOP и ТОП-10 в регионе EMEA.

Цифры и факты

  • Более 1 600 000 объектов обслуживания 
  • Более 10 000 заявок обрабатывается ежедневно 
  • Собственная сервисная сеть из 83 филиалов и 400 подразделений во всех регионах РФ 
  • Более 6 100 квалифицированных специалистов, собственный Центр компетенций 
  • Мощнейшая ресурсная база и развитая логистическая инфраструктура 
  • Более 1 200 заказчиков по всей России 
  • Онлайн-система управления сервисными работами в режиме 24/7/365 
  • Собственный контакт-центр
  • Система менеджмента качества ISO

Достижения и рейтинги

Год:

2018

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

International Association of Outsourcing Professionals (IAOP):

  • ТОП-100 крупнейших аутсорсинговых компаний мира, в категории «Лидеры» рейтинга The 2018 Global Outsourcing 100

RAEX – крупнейшее в России международное рейтинговое агентство:

  • ТОП-10 поставщиков в области ИТ-услуг в России, итоги 2017 года
  • ТОП-15 ведущих ИТ-компаний России, итоги 2017 года

CNews, ведущее отраслевое аналитическое агентство России:

  • ТОП-З ведущих поставщиков ИТ для розницы, итоги 2017 года
  • В списке ведущих поставщиков ИТ для транспорта, итоги 2017 года
  • В списке крупнейших компаний в российском ИТ-пространстве
  • ТОП-10 крупнейших разработчиков мобильных приложений для бизнеса и госструктур, итоги 2017 года (MAYKOR-GMCS)
  • ТОП-10 крупнейших поставщиков BI-решений в России (MAYKOR-GMCS)

Деловое издание РБК:
  • ТОП-10 ведущих поставщиков ИТ-услуг
  • ТОП-20 ведущих игроков на российском ИТ-рынке
Information Services Group (ISG), одна из ведущих международных компаний в области аналитики и консалтинга:
  • Топ-15 аутсорсеров в регионе EMEA

Деловой портал «Управление производством». Рейтинг «Лидеры информационных технологий для промышленности – 2018». Награды компании MAYKOR-GMCS:

  • ТОП-5 лидеров ИТ для промышленности России
  • 1-е место по направлению «Управление активами и ТОиР (ЕАМ)»
  • 1-е место по направлению «Управление логистикой (закупки, SCE, SCM, WMS, TMS)»
  • 1-е место по направлению «Управление человеческим капиталом (HRM)»
  • 2-е место по направлению «Управление эффективностью (BI, CPM)»
  • 4-е место по направлению «Корпоративные информационные системы управления (ERP)»
  • 2-е место в категориях «Горнодобывающая промышленность», «Металлургия» и «Производство строительных материалов»
  • 3-е место в категории «Пищевая промышленность»
  • 4-е место в категориях «Машиностроение» и «Химия и нефтехимия»
  • 5-е место в категории «Энергетика»

TAdviser, российское аналитическое агентство:
  • 1 МЕСТО в рейтинге крупнейших поставщиков ИТ-услуг для сектора розничной торговли в России
  • В списке крупнейших ИТ-компаний России, итоги 2017 года
  • Лауреат национальной премии TAdviser IT PRIZE 2018 в номинации «Инновационная сервисная площадка»
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы:
  • Участник акции «Зеленый офис-2017»

Принципы работы

Фундаментом бизнеса MAYKOR является построение доверительных и долгосрочных отношений с партнерами и клиентами. Мы осознаем высокую социальную ответственность и влияние нашей деятельности, в которую вовлечено значительное число людей по всей стране. Мы ставим перед собой амбициозные задачи по расширению масштабов бизнеса и непрерывному повышению качества предоставляемых услуг.

Репутация надежного и добросовестного партнера – один из важнейших принципов работы MAYKOR. Компания стремится к тому, чтобы заказчики, партнеры, а также другие заинтересованные лица в любой точке контакта с MAYKOR получали услуги высочайшего качества.

Благодаря наличию собственной сети из 83 филиалов и 400 локальных подразделений по всей России, MAYKOR оказывает услуги по принципу «одного окна» с единым уровнем обслуживания по всей стране.

MAYKOR создает новаторские технологии оказания сервисных услуг, основанные на лучшем международном опыте с учетом российской специфики. Используя системный подход, MAYKOR содействует снижению затрат заказчиков и повышению эффективности бизнес-процессов клиентов.

Главным потенциалом MAYKOR как для компании, полностью ориентированной на оказание услуг, является персонал. Сегодня в штате компании – более 6000 квалифицированных специалистов, работающих в филиалах во всех регионах России. MAYKOR сконцентрирован как на развитии собственного персонала, так и на привлечении талантливых специалистов, стабильно увеличивая число рабочих мест по всей стране.

Являясь партнером большого числа заказчиков, вендоров, интеграторов, глобальных аутсорсеров, MAYKOR строит взаимоотношения на принципах доверия, честности и открытости. В совместной деятельности MAYKOR гарантирует выполнение своих профессиональных обязательств и соблюдение интересов всех участников процесса.

Социальная ответственность

Компания MAYKOR, постоянно развиваясь, успешно работает во всех регионах России. Располагая прочными позициями в своём сегменте рынка и многотысячным штатом персонала, компания имеет возможность оказывать влияние на социальную и экологическую среду в стране. Одним из ключевых и направляющих факторов нашей деятельности стало устойчивое развитие. Особое внимание в компании уделяется корпоративной социальной ответственности (КСО), внутренним и внешним социальным программам. В формировании и реализации инициатив компания сочетает лучшие мировые практики с российским опытом и сервисной спецификой бизнеса. В социальных проектах MAYKOR сделал акцент на развитии и поддержании человеческого ресурса – основы нашего бизнеса. С этой целью в компании запущено несколько социальных программ.

Профессия инженер

Программа «Профессия инженер» направлена на решение задачи дефицита кадров в ИТ-сфере за счет поднятия престижа технических профессий. С одной стороны, задачи программы: развитие персонала, укрепление чувства гордости за свою специальность, повышение лояльности к компании и вовлеченности в трудовую деятельность. С другой стороны, важен рост общего уровня понимания значимости труда в стране, популяризация технических специальностей среди молодежи, привлечение талантливых кадров в компанию. Работа с ВУЗами и колледжами является одной из принципиальных задач при формировании кадрового резерва MAYKOR. Целями партнерства c учебными заведениями являются: повышение уровня образования молодежи в области ИТ, заинтересованности будущих специалистов в дальнейшем профессиональном развитии в индустрии аутсорсинга.

Корпоративное волонтерство

Существенное место в корпоративной культуре MAYKOR занимает развитие корпоративного волонтерства. В компании действуют две волонтерские подпрограммы, охватывающие различные социальные группы: «Доброе будущее вместе с MAYKOR», где компания и сотрудники поддерживают ряд региональных коррекционных детских домов, и «Труд труду», которая заключается в помощи предприятию «Восход» Всероссийского общества слепых. На федеральном уровне проходит 2-3 инициативы в год. Региональные акции, реализуемые филиалами для локальной помощи на местах, проходят до 10 раз в год.

Благотворительность вместо сувениров

MAYKOR участвует в проекте «Благотворительность вместо сувениров», с 2010 года ежегодно направляя часть средств, предназначенных для закупки корпоративных сувениров, на поддержку программ по социальной адаптации подростков и лиц с ограниченными возможностями с целью развития талантов и навыков. Эти учреждения помогают социализации и вовлечения таких лиц в процесс труда.

Здоровая спина

В 2014 году стартовала новая социальная программа «Здоровая спина». Человеческий потенциал – главная ценность компании, занимающейся предоставлением услуг. Поэтому забота о здоровье наших сотрудников и их близких, развитие физической культуры общества в целом являются важной частью социальной политики компании. Цель данной программы – популяризация здорового образа жизни и спорта, профилактика заболеваний спины. В рамках программы компания поддерживает мероприятия Всероссийской Федерации плавания и ряд спортивно-танцевальных проектов. В области КСО в компании разработаны и представлены в открытом доступе следующие нормативные документы: «Экологическая и социальная политика», «Политика в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды», «Кодекс корпоративной этики компании MAYKOR». С 2014 года ежегодные итоги в области развития КСО подводятся в Социальном отчете MAYKOR. Кодекс корпоративной этики компании MAYKOR 2017-2018

Экологическая и социальная политика MAYKOR 2015

Социальный отчет MAYKOR 2016

Социальный отчет MAYKOR 2017

Положение о благотворительной деятельности MAYKOR

Партнеры по КСО Список партнеров

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью была внедрена на предприятии в 2005 году и в этом же году сертифицирована Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» на соответствие требованиям OHSAS 18001.

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУОТиПБ) в соответствии с требованиями международного стандарта OHSAS 18001:2007 позволяет предприятию:

  • Получить механизм, позволяющий идентифицировать реальные и потенциальные опасности, оценивать риски в области охраны труда и промышленной безопасности, а также управлять этими рисками;
  • Соблюдать правила и нормы в области охраны труда и промышленной безопасности;
  • Осуществлять контроль опасных производственных факторов;
  • Предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций на опасных производственных объектах с учетом требований Федерального закона № 116-ФЗ;
  • Снизить прямые и косвенные издержки бизнеса, включая затраты на компенсацию потерь нетрудоспособности;
  • Внести положительные изменения в имидж организации;
  • Повысить инвестиционную привлекательность проектов предприятия, реализуемых в России и за рубежом;
  • Получить дополнительные конкурентные преимущества при участии в тендерах.

Условие результативного функционирования СУОТиПБ – наиболее полное вовлечение персонала предприятия в работы по охране труда, формирование сознания каждого работника, направленного на обеспечение личной и публичной безопасности.

Выполнение обязательств в области охраны труда, как со стороны руководства, так и со стороны персонала предприятия, может гарантировать создание безопасных условий труда, позволит свести к минимуму риски для здоровья сотрудников, персонала подрядных организаций, посетителей или любых других лиц на рабочем месте.

Общие цели и задачи, намерения и принципы построения системы отражены в Политике интегрированной системы менеджмента АО «Уралэлектромедь».

По результатам ежегодных внешних аудитов система управления охраной труда и промышленной безопасностью АО «Уралэлектромедь» получает высокую оценку аудиторов Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», являющейся членом международной организации по сертификации IQNet.

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации. Общие требования

В иерархическом построении системы государственного управления охраной труда объектами управления являются организации всех организационно-правовых форм собственности (работодатели). Все вышестоящие управляющие органы выступают как субъекты управления. Внутри организации действует своя система управления охраной труда. Здесь объектами управления являются рабочие места работников, а все службы, обеспечивающие охрану труда на рабочих местах, выполняют роль субъектов управления. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда. В целом же безопасность труда в организации возлагается на работодателя. Его обязанности четко изложены в ст. 212 ТК РФ.

Функции управления охраной труда на предприятии включают:

· планирование работ по охране труда;

· организацию работы по охране труда;

· контроль за состоянием охраны труда;

· учёт, анализ, оценку показателей и стимулирование за состояние охраны труда.

Задачи управления системой охраны труда на предприятии должны включать:

· обучение работающих безопасности труда, пропаганду вопросов охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· нормализацию санитарно-гигиенических условий труда;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха, предоставление льгот и компенсаций;

· организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

· санитарно-бытовое обслуживание работающих;

· профотбор по отдельным специальностям, обучение, пропаганду, информационное обеспечение.

Назначением системы управления охраной труда на предприятии является организация и координация деятельности по охране труда структурных подразделений. Система управления охраной труда должна быть одним из звеньев общей системы управления хозяйственной деятельностью в организации. Управление – это система взаимосвязанных видов производственной деятельности людей с помощью различных информационных и технических средств для достижения цели. Любая система формально складывается из совокупности таких элементов, как выход, объект управления, управляющие воздействия, информационные потоки. Входящий поток должен трансформироваться на выходе как результат определённых воздействий на объект управления.

В качестве объекта управления рассматриваются условия безопасности труда, а точнее управление этими факторами, в сторону положительного их воздействия на работающих и нейтрализации негативных факторов.

Типичная схема управления охраной труда в организации представляется в следующем виде:

· разработка локальных документов по охране труда (стандарты предприятия по организации работы по охране труда с распределением обязанностей между руководством предприятия, руководителями структурных подразделений, установлением их ответственности, другая документация);

· организационная деятельность по внедрению системы управления охраной труда совместно или с участием профсоюзной организации (проведение всех видов инструктажей по охране труда, повышение квалификации работников и обучение их вопросам охраны труда, подготовка и заключение коллективного договора и соглашения по охране труда, организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. д.);

· создание и укрепление служб охраны труда, обучение и аттестация специалистов по охране труда;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

· обеспечение технической безопасности работ, реконструкция производственных объектов, улучшение санитарно-бытового обслуживания работников;

· обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

· контроль за соблюдением требований по охране труда;

· ведение документации по охране труда.

Внедрению систем управления охраной труда в организациях способствует ряд принятых ГОСТов в данной сфере деятельности работодателя.

В первую очередь это – Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», утверждённый Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), введённый в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) с 1 июля 2009 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации. Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда (МОТ) ILO-OSH 2001 (Руководство по системам управления охраной труда), является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда работников, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве. Стандарт предназначен служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной в организации в качестве составной части общей политики и системы управления с активизацией деятельности всех работников, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей.

С 1 июля 2010 г. введены в действие следующие национальные стандарты:

§ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230-2007 с учётом требований национального законодательства РФ и нормативных правовых актов по охране труда, служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

§ ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)». Документ содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов системы управления охраной труда, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих систему управления охраной труда; организаций, в которых необходимо провести аудит системы управления охраной труда согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).

§ ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».

Этот стандарт является руководством по разработке и применению системы управления охраной труда на малом предприятии независимо от его организационно-правовой формы, позволяющий:

- сформулировать концепцию охраны труда;

- разработать и обеспечить эффективное функционирование, осуществить непрерывное совершенствование системы управления охраной труда;

- подтвердить соответствие системы управления охраной труда настоящему стандарту путём:

1) самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта и информирования об этом в виде объявления;

2) подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта с получением сертификата соответствия у третьей стороны (аудита).

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУОТ и ПБ) создаётся с целью регулирования вопросов обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и охраны труда персонала. СУОТ и ПБ представляет собой комплекс методов, способов и мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов (ОПО).

Система обеспечения безопасности производства определяет цели, задачи, организацию и порядок соблюдения на предприятии требований промышленной безопасности и охраны труда, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах.

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда и промышленную безопасность ОПО, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в соответствии с установленными требованиями.

Для контроля за работой системы СУОТ и ПБ на предприятии должны проводиться внутренние аудиты по безопасности труда персонала. Разработка планов проведения внутренних аудитов должна основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы СУОТ и ПБ. Внутренние аудиты, по возможности, проводят лица, не несущие прямой ответственности за безопасность труда персонала.

Руководство организации должно определять политику, цели и задачи в области безопасности труда персонала, обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, её поддержку на всех уровнях управления и реализации, периодически рассматривать и координировать политику с целью обеспечения её постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации. Политика должна соответствовать характеру и масштабу рисков и быть увязанной с хозяйственными целями организации.

Внедрение системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, её функционирование в порядке, предусмотренном законодательством, может быть обеспечено только при условии, что в этом будут участвовать все звенья управления организации и её работники.

При решении задач в области охраны труда, благодаря внедрению системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, обеспечивается исполнение многих функций. Например, таких как: разработка для конкретных условий и исполнение правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии; планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда; создание системы обучения, аттестации и повышение квалификации инженерно-технических работников и рабочих в области охраны труда и промышленной безопасности; широкое внедрение стандартов по безопасности труда; создание оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций в создании здоровых и безопасных методов труда; внедрение единой методики учёта и отчётности по охране труда.

Среди всех принципов формирования системы управления охраной труда следует выделить:

· методологический, позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;

· организационный, заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и чёткости действия её звеньев;

· технический, использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единство максимальной безопасности, эффективности и качества труда;

· практический, обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;

· социологический, реализующийся путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;

· принцип самоконтроля, основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;

· принцип самоуправляемости, позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий её функционирования.

Приведённые принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения её эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах её действия приводят к снижению эффективности конечного результата.

Работа по улучшению условий и охраны труда в организации предусматривает совместные действия работодателя, работников, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Обязанности, функции и права сторон, участвующих в данном процессе, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

Организация системы управления охраной труда

Общие требования к управлению охраной труда в организации

В ст. 209 ТК РФ приводится следующее определение охраны труда: «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 определяет промышленную безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий». В силу этого Система охрана труда - промышленная безопасность, по своей сути, представляет комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, осуществляемых с целью сохранения жизни и здоровья работников, предупреждения аварий, готовности организации к локализации возможных аварий и ликвидации их последствий. Для достижения двуединой цели - сохранения жизни и здоровья работников, а также предупреждения и локализации аварий на опасных объектах организации должны быть решены 5 основных задач: 1). Обеспечение безопасных условий труда. 2). Обеспечение безвредных условий труда. 3). Поддержание работоспособности работников. 4). Предупреждение аварий. 5). Готовность организации к локализации аварий и ликвидации их последствий. Ведущим направлением политики государства в этой области является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников, в то же время ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя. Работодателем должны быть обеспечены согласно ст. 212 ТК РФ - 22 требования охраны труда; ст. 9, 10 ФЗ № 116 – 25 требований промышленной безопасности. Все это, а также многоплановость работ по обеспечению условий и охраны труда, необходимость включения в эту деятельность всех уровней управления, руководителей и специалистов организации, всех служб, требует системного подхода к организации управления охраной труда. В связи с введением в действие ГОСТ Р 12.0.006.-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» (гармонизированного с международным стандартом ОНSAS 18001-99) требование системного подхода к управлению охраной труда в организации перестает быть рекомендацией, становится обязательной. ГОСТ дает определение понятию система управления охраной труда как части общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Это определение содержит главный принцип построения управления системой охрана труда - промышленная безопасность: система должна быть органично встроена в систему управления производством и, в частности, в управление персоналом. Для эффективного управления системой охрана труда и промышленная безопасность, как и организацией в целом, необходимо иметь: - организационную структуру (органы управления); - нормативную базу, т.е. федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ и собственные локальные нормативные акты и нормативно-технические документы, определяющие требования по обеспечению безопасности и сам процесс управления (процедуры, средства, инструменты); - ресурсы (людские, материальные, финансовые).

Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью

Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность – соответствующие структурные подразделения и коллегиальные органы организации. Объектами управления являются участки, цеха и другие объекты организации, технологические процессы, персонал.

   Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности

Часть своих обязанностей руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам. Одновременно с делегированием они должны наделяться соответствующими правами и должны устанавливаться пределы их ответственности. В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости выделяют три уровня управления: - высшее звено управления (руководитель организации; его заместители; главный инженер; главные специалисты, в т.ч. главный механик, главный технолог и т.д.; руководитель отдела охраны труда и промышленной безопасности); - среднее звено управления (руководители структурных подразделений, в т.ч. цехов, участков, отделов, служб и т.д.; их заместители; механики, технологи, энергетики и т.п.); - младшее звено управления (мастера, горные мастера, прорабы, бригадиры). Положение о структурном подразделении и приказ (распоряжение) о распределении обязанностей – основные документы делегирования.

Приказом (распоряжением) о распределении обязанностей по охране труда и промышленной безопасности назначаются руководители (специалисты), ответственные: - за охрану труда; - за пожарную безопасность; - за техническую эксплуатацию и содержание зданий и сооружений; - за производственный контроль; - за электрохозяйство; - за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением; - за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин; - за газовое хозяйство; - за безопасную перевозку опасных грузов; - за взрывные работы и т.д. Положение о структурных подразделениях (отделах, службах, специализированных участках) организации принимается единолично работодателем и должно содержать четко сформулированные задачи, полномочия и ответственность за обеспечение соответствующих требований охраны труда и промышленной безопасности. Права должностных лиц должны быть зафиксированы в: - положении о структурном подразделении; - должностной инструкции; - трудовом договоре.

Структура управления охраной труда и промышленной безопасностью

Специальные функции управления системой охрана труда и промышленная безопасность (определение актуальных проблем, стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др.) – возлагаются на специальные структурные подразделения (специалистов соответствующей квалификации). В крупных организациях создаются следующие службы.     Служба производственного контроля организации В организациях, подконтрольных Ростехнадзору, службы производственного контроля создаются в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля соблюдения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО). (Утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263). Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются: - на одного из заместителей руководителя для организации с численностью занятых на ОПО менее 150 человек; - на специально назначенного работника для организации с численностью занятых на ОПО от 150 до 500 человек; - на руководителя службы производственного контроля для организации с численностью занятых на ОПО более 500 человек. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь: - высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; - стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; - удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности. Основной задачей производственного контроля является обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, для чего в организации проводится: - анализ состояния промышленной безопасности; - разработка плана мероприятий, направленных на обеспечение требований промышленной безопасности, предотвращение инцидентов, аварий, несчастных случаев; - организация всестороннего контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право: - осуществлять свободный доступ на опасные объекты в любое время суток; - знакомиться с необходимыми документами; - участвовать в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности; - участвовать в деятельности комиссий по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; - вносить руководителю организации предложения о поощрении работников. В связи с тем, что часть мероприятий по охране труда совпадают с мероприятиями по промышленной безопасности, службы охраны труда и промышленной безопасности могут представлять собой единую структуру, например отдел ОТ и ПБ.     Служба охраны труда организации Служба охраны труда образуется в организации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ст. 217. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего специальную подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско – правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере труда. В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной численности работников службы следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 и более – коэффициент 1,4. В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда со штатной численностью работников 3-5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от 6 единиц и более. В отдельных отраслях расчет численности производится в соответствии с Типовыми положениями о системе управления охраной труда. В соответствии с Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам на службу охраны труда и промышленной безопасности может быть возложено до 56 обязанностей, в том числе: - выявление и оценка опасных и вредных факторов; - анализ, оценка, прогноз состояния безопасности, травматизма, профессиональной заболеваемости; - координация в разработке текущих и перспективных мероприятий (планов) по охране труда; - организация проверок, контрольных испытаний оборудования и средств безопасности; - организация медицинских осмотров, обучения, аттестации работников; - участие в комиссиях по приемке объектов, по расследованию несчастных случаев, аварий, профзаболеваний; - разработка, участие в разработке, согласование инструкций по безопасности работ, должностных инструкций, технологической документации; - пропаганда и информация по охране труда. Права службы охраны труда: - контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда; - выдавать руководителям структурных подразделений обязательные предписания об устранении выявленных нарушений; - вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда. Типовые положения о системе управления охраной труда в отдельных отраслях могут предоставлять больше прав для функционирования службы.     Специальные структурные службы Служба оперативного (диспетчерского) управления создается в организациях с особо сложными, опасными (вредными) производствами. Данная служба обеспечивает оперативное руководство производственным процессом, координацию деятельности служб, цехов и других структур, организует оперативное устранение инцидентов. Одна из главных функций – обеспечить выполнение специальных мероприятий в случае возникновения аварии (по спасению людей, оповещению спасательных служб и других организаций согласно плану ликвидации аварии). Аварийно – спасательная служба создается в организациях, имеющих опасные производственные объекты (ОПО). Порядок создания, статус, функции и другие вопросы по таким службам регулируются ФЗ № 135 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 г. Порядок создания и функционирования этих служб в организациях угольной отрасли регулируется Положением о вспомогательной горноспасательной службе на предприятиях по добыче угля, утв. Минтопэнерго РФ 18.09.97 г. Кадровая служба принимает участие в разработке локальных нормативных актов (трудовых договоров, правил внутреннего распорядка, инструкций по охране труда, должностных инструкций и др.), в аттестации рабочих мест, в проведении социальных мероприятий (соцстрахование, определение компенсаций, организация медицинских освидетельствований), работает с персоналом. Функциональные службы. Это службы главного механика, главного технолога, главного энергетика и другие, а также специализированные участки (цехи) по ремонту, наладке и ревизии оборудования, КИП, которые выполняют ряд задач (требований) по специальным направлениям системы ОТ и ПБ.

Коллегиальные органы управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации

К коллегиальным органам управления системой охрана труда и промышленная безопасность относятся: - комитет (комиссия) по охране труда; - комиссия по проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности; - комиссия по аттестации рабочих мест; - комиссия по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов; - комиссия по расследованию несчастных случаев, аварий, инцидентов, профзаболеваний. Комиссии создаются приказами (распоряжениями) руководителя. Представители сторонних органов и организаций (профсоюзов, инспекций и др.) включаются в состав комиссий по согласованию.     Комитет (комиссия) по охране труда В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию. Порядок их деятельности определен «Рекомендациями по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, учреждениях и организациях с численностью работников более 10», утв. постановлением Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64. Комитет (комиссия) по ОТ организует: - совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний; - проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, а также информирование работников о результатах указанных проверок; - сбор предложений к разделу коллективного договора по охране труда.     Комиссии по проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности Комиссии организации образуются приказом руководителя организации по согласованию с местными органами Управления Ростехнадзора и Государственной инспекции труда по Кемеровской области. Комиссия состоит из председателя (руководителя, его заместителя, главного инженера), членов комиссии (главных специалистов, по охране труда - специалистов службы ОТ, по промышленной безопасности - специалистов службы ПК, командира аварийно-спасательной службы), секретаря. Для организаций, эксплуатирующих ОПО, подконтрольные Ростехнадзору РФ, в состав комиссии включаются: - представитель горно-технического отдела Ростехнадзора; - представители органов по труду местного самоуправления; - государственной инспекции труда. По согласованию принимают участие представители выборного профсоюзного (иного уполномоченного) органа, в т.ч. доверенные лица по охране труда. В крупных организациях могут быть образованы подкомиссии. К аттестации в данной комиссии допускаются: - рабочие – после обучения охране труда; - руководители и специалисты среднего и младшего звена управления (по промышленной безопасности - младшего звена управления). О проверке знаний работники должны быть извещены не менее чем за 5 (7) дней. Проверка знаний производится индивидуально в письменной, устной или компьютерной форме. Проверку может проводить комиссия в составе не менее 3 человек. Результаты оформляются протоколом. Руководителям и специалистам выдается соответствующее удостоверение, у рабочих производится запись в личную карточку.     Комиссии по приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов Эти комиссии создаются приказом руководителя организации по мере необходимости. Представители профсоюзных и надзорных органов включаются в комиссию по согласованию. Задачи и порядок деятельности комиссий определяются соответствующими нормативными и методическими документами: - при приемке в эксплуатацию новых и реконструированных объектов на основании СНиП 3.01.04-87; - при приемке в эксплуатацию зданий и сооружений после текущих и капитальных ремонтов на основании Положения о проведении планово - предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений и Положения «Техническая эксплуатация производственных зданий и сооружений».     Комиссия по аттестации рабочих мест по условиям труда Создается приказом руководителя организации. Задачи и порядок деятельности комиссий определяется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и Методическими указаниями «Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда». Возглавляет комиссию главный инженер. В состав комиссии включаются специалисты службы охраны труда, отдела труда и заработной платы, главные специалисты, руководители подразделений, медработники, представители профсоюзных организаций. Комиссия разрабатывает план мероприятий по проведению аттестации. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда комиссией разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор.     Комиссии по расследованиям несчастных случаев, аварий, инцидентов и профзаболеваний Комиссии по расследованию несчастных случаев, аварий, инцидентов, профзаболеваний создаются в установленных случаях или приказом руководителя организации, или территориальным органом Ростехнадзора РФ. Задачи и порядок деятельности комиссий определяются: - по расследованию несчастных случаев на производстве в соответствие со ст. ст. 227-230 ТК РФ, Постановлением Минтруда РФ «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» от 24.10.2002 № 73; - по расследованию профзаболеваний Положением о расследовании и учете профзаболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967); - по расследованию аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Положением о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах (утв. Постановлением ГГТН РФ от 08.06.1999 № 40). Органы управления системой охрана труда и промышленная безопасность должны своевременно и грамотно выполнять свои функции, оперативно реагировать на устранение возникающих несоответствий, тесно взаимодействовать для обеспечения охраны труда и промышленной безопасности в соответствие с действующими нормативными документами.

    Что еще прочитать по теме «Статьи и лекции по охране труда»:

Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Профсоюзы и охрана труда Комитеты и комиссии по охране труда Локальные нормативные акты по охране труда в организации


Смотрите также