Техника безопасности в кабинете химии


Техника безопасности на уроках химии - инструкция

Оцените:  

Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ . Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения.

Техника безопасности на уроках химии регламентирует основные модели правил поведения, которые позволят снизить риск несчастного случая в школе до минимума. А также определяют алгоритм действия в случае наступления какой-либо внештатной ситуации. Придерживаясь инструкции по технике безопасности, школьники и преподаватели помогают нормальному прохождению процесса обучения в учебном учреждении.

Общие положения техники безопасности на уроках химии

 

Преподаватель перед первым занятием должен провести вводный инструктаж для учащихся. В процессе обучения учитель вносит коррективы в работу школьников и контролирует безопасность учебного процесса. Перед каждым новым занятием проводится текущий инструктаж, который разъясняет суть конкретного задания. Преподаватель и лаборант отвечают за состояние оборудования, посуды и инструментов, за ознакомление с техникой безопасности, а также за наличие средств защиты, пожаротушения и медицинской помощи.

  • Правила безопасности являются обязательными для всех лиц, которые работают или обучаются в кабинете химии. Также они должны соблюдать расписание учебных мероприятий, правила внутреннего распорядка и установленный режим труда.
  • Лица моложе 18 лет или не прошедшие успешно медицинский осмотр не допускаются к работе в кабинете химии.
  • Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии преподавателя или лаборанта.
  • Учащимся запрещено находится в лаборантской и выполнять обязанности лаборанта.
  • Кабинет химии не может быть использован для групп продленного дня или занятий по другим предметам. Из факультативных занятий или мероприятий разрешено проводить лишь обучение связанное непосредственно с химией.
  • Кабинет химии в обязательном порядке должен быть оснащен системой принудительной вентиляции, которую необходимо включать при проведении практического урока.
  • Использование индивидуальных средств защиты и применение правил личной гигиены являются обязательными на уроках химии. В кабинете используются такие средства защиты: фартук из материала стойкого к химическим веществам, хлопчатобумажный халат ниже колен, защитные очки и резиновые перчатки. Средства защиты должны быть предоставлены администрацией учебного заведения.
  • В кабинете химии запрещено принимать пищу и употреблять напитки.
  • Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения и аптечкой первой медицинской помощи, содержащей перечень медикаментов, оговоренный в нормативных документах.

Техника безопасности на уроке химии для учащихся

 

 Требования техники безопасности перед уроком химии

  • К проведению лабораторных и практических работ не допускаются ученики не прошедшие инструктаж по технике безопасности либо имеющие противопоказания по здоровью.
  • Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
  • Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат, манжеты которого на пуговицах, длина ниже колен и который застегивается в передней части.
  • При опасных экспериментах: при работе с высокими температурами, разъедающими растворами или другими вредными химическими веществами, учащиеся должны использовать фартуки, защитные очки и перчатки.
  • Ученики с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или соприкосновения с открытым пламенем.
  • К проведению экспериментов приступать школьники могут лишь с разрешения преподавателя.

Требования техники безопасности во время урока химии

  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,
  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.
  • Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.
  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
  • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
  • Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
  • При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.

Техника безопасности после урока химии 

  • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы. Всю грязную посуду необходимо тоже сдавать лаборанту или учителю.
  • Необходимо тщательно вымыть рукис мылом.
  • Стирать халат, который был испачкан химическими реактивами необходимо отдельно от другой одежды.
Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Урок по теме: «Правила техники безопасности в кабинете химии»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Занятие по теме: «Правила техники безопасности в кабинете химии» ( 5 класс)

Образовательные задачи: сформировать у учащихся знания о правилах техники безопасности в кабинете химии.

Развивающие: развивать внимание, умение выделять главное

Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, взаимопомощи; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

  1. условные знаки, соответствующие правилам техники безопасности;

  2. раздаточный материал с правилами техники безопасности;

  3. ребусы, лабиринты.

1.Оргмомент (настрой на урок, порядок на рабочем месте).

2.Вступительная беседа (проводится учителем химии).

Сегодня вы в первый раз пришли в кабинет химии. Этот кабинет самый необычный во всей школе. Здесь происходят волшебные превращения, которые можно объяснить, если ты знаком с самой замечательной наукой – химией. Но прежде чем заниматься превращениями, мы обязаны, познакомится с правилами поведения в этом кабинете. Эти правила особенные, но несоблюдение их может привести к неприятным последствиям.

Знакомится с этими правилами, мы будем в виде игры (класс разбивается на 4 группы, каждая группа садится в кружок). Но, играя, необходимо правила запоминать и в дальнейшем применять их. В конце урока мы проверим усвоение правил с помощью небольшого теста.

3.Изучение нового материала.

Задание №1. Перед вами на столах листочки с ребусами. Необходимо их разгадать и ответить на вопрос: какое отношение имеет зашифрованная фраза к теме урока «Соблюдение техники безопасности на уроке химии».

(Некоторые группы довольно быстро справляются с заданием, некоторым приходится помогать. В итоге все справляются с заданием и хором отвечают зашифрованную фразу: «Содержи рабочий стол в чистоте».)

Учитель: Почему надо держать стол в чистоте.Ответ: Лишние предметы загромождают стол, мешают проводить опыты.

Учитель: В кабинете химии существует инструкция для учащихся, в которой прописаны все правила ТБ необходимые к соблюдению. В конце урока я вам выдам листочки, в которых в краткой форме эти правила указаны. Вы приклеите эти карточки в свои тетради, и перед каждой нашей новой встречей будете повторять.

Задание №2. Следующее задание – лабиринт. Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начинайте движение с левой верхней клетки и передвигайтесь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз). Пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может использоваться только один раз.

Начинаем работать вместе. Затем ребята, уловив суть задания, быстро справляются с ним и получают результат: «Химические реактивы нельзя пробовать на вкус».

Учитель: Почему нельзя пробовать на вкус даже знакомые вещества?

Ответ: Они могут содержать вредные примеси, можно получить отравление.

Учитель: Обращаю ваше внимание на то, что в кабинете химии нельзя также принимать пищу и пить жидкости. Почему?Ответ: На них могут попасть химические вещества, можно получить отравление.

Учитель: На уроках мы будем работать с твёрдыми и жидкими веществами. Следует запомнить следующие правила:

  1. Берём только те вещества, которые указаны учителем;

  2. Проводить опыты можно только в чистой и целой посуде. Проверить!

  3. Твёрдые вещества насыпать только ложечкой. Не руками!

  4. Лишние вещества выливать и высыпать обратно в склянку нельзя.

Учитель: Некоторые вещества могут иметь запах. Чтобы определить запах вещества необходимо направить воздух от сосуда к носу рукой, чтобы смешать воздух с веществом.

Почему нельзя просто поднести сосуд к носу и понюхать?Ответ: Можно получить отравление.

Учитель: Правильно, многие вещества имеют неприятный, раздражающий запах. Вдыхание такого вещества может привести к поражению дыхательных путей (показать, как правильно определять запах вещества).

Задание №3. Ещё один лабиринт. Выполняется задание, так- же как и предыдущее.

С этим заданием вы справились быстрее, молодцы!

Учитель: Какая фраза у вас получилась?

Ответ: «Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

Учитель: Почему следует делать именно так?

Ответ: Жидкость закипает и может выплеснуться, можно получит ожог.

(показывается, как правильно нагревать жидкость)

Учитель: Чтобы нагревание произошло спокойно, надо запомнить, что можно наливать жидкости не больше 1/3 части (показать).

Задание №4. Для того чтобы лучше запомнить правила ТБ существуют условные знаки. Они разделены на две группы: «ЗАПРЕЩАЕТСЯ» и «ЗАПОМНИТЕ». Знаки первой группы круглой формы, перечёркнуты жирной чертой. Знаки второй группы квадратной формы, не перечёркнуты.

Учитель: Вам будут выданы карточки с условными знаками и список правил. Необходимо разделить знаки на две, указанные ранее, группы и найти соответствующее каждому знаку правило.

1 2 3 4

5 6 7 8

9 10 11 12

а) Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину.

б) Принимать пищу в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус.

в) Смойте тщательно водой, а затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал на кожу или одежду.

г) Брать вещества руками.

д) Пользуйтесь защитными очками и резиновыми перчатками по указанию учителя.

е) Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

ж) Набирать одной и той же ложкой или пипеткой различные вещества.

з) Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы.

и) Собирайте остатки веществ в специально предназначенную для этого посуду.

к) Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок.

л) Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки, из которых они были взяты.

Правильные ответы:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 1е, 2а, 3ж, 4к, 5з, 6л, 7б, 8г.

ЗАПОМНИТЕ: 9в, 10д, 11д, 12и.

Учитель: Мы с вами обговорили основные правила ТБ в кабинете химии. Я вам выдаю карточками, где они кратко изложены. Давайте прочитаем эти правила ещё раз (выдаются карточки, учащиеся читают правила вслух и объясняют их).

Правила Т.Б. в кабинете химии.

  1. Не пробуйте вещества на вкус.

  2. Не принимайте пищу в кабинете.

  3. Проводите опыты с теми веществами, которые указаны учителем.

  4. Твёрдые вещества берите сухой ложечкой для веществ.

  5. Помещая вещество в пробирку, проверьте её целостность.

  6. Не высыпайте и не выливайте избыток веществ обратно в склянку.

  7. Все манипуляции проводите над столом.

  8. Чтобы определить запах вещества, не подносите сосуд близко к лицу, а подгоните рукой воздух от отверстия сосуда к носу.

  9. Не загромождайте стол тем, что не потребуется для выполнения эксперимента.

  10. Проводи опыты только в чистой посуде. Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Ребятам предлагается выполнить тест по вариантам:

Вариант I.

  1. В лаборатории пробовать вещества на вкус:

а) можно; б) нельзя; в) можно, если вещество съедобно.

  1. Для проведения опытов можно брать вещества:

а) любые; б) знакомые; в) указанные учителем.

  1. Для проведения опыта необходимо взять пробирку:

а) грязную, целую; б) сухую, целую; в) грязную, треснутую.

а) над столом; б) над тетрадью; в) над коленками.

  1. После работы рабочее место необходимо:

а) привести в порядок; б) оставить без изменения; в) оставить убирать соседу.

Вариант II.

  1. Во время практической работы принимать пищу:

а) можно; б) нельзя; в) можно с разрешения учителя.

  1. Твёрдые вещества можно брать:

а) сухой ложкой для веществ; б) насыпать из сосуда; в) брать руками.

  1. Избыток взятого жидкого вещества необходимо:

а) отлить в другую пробирку; б) отлить в раковину; в) отлить обратно в склянку.

  1. Для определения запаха вещества необходимо:

а) поднести сосуд близко к лицу; б) направить рукой воздух от сосуда к носу; в) поднести сосуд к носу соседа.

5. Менять пробки от разных склянок:

а) можно; б) нельзя; в) не знаю.

5.Домашнее задание.Выучить правила ТБ.

Техника безопасности и охрана труда в кабинете химии | Охрана труда и техника безопасности в школе

Раздел посвящен инструкциям, технике безопасности и охране труда в кабинете химии школы. В данном разделе выложены инструкции по охране труда для учителя химии, лаборанта кабинета химии, инструкции по технике безопасности для учащихся по химии.

Правила техники безопасности в кабинете химии и меры предосторожности в лаборантской химии, при работе с реактивами.

Правила техники безопасности для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ на уроках химии. Представлены инструкции по охране труда и технике безопасности для учителя при проведении экспериментальных работ для учащихся, демонстрационных опытов, при выполнении лабораторных работ в кабинете химии, при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла.

В специализированном кабинете химии используется лабораторное оборудование, стеклянная посуда, спиртовки, химические вещества и реактивы для проведения лабораторных опытов и экспериментов. Необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда в кабинете химии, их нарушение может привести к отравлению парами и реактивами, к ожогам кислотами, щелочами, при горении спиртовок.

Учитель химии и лаборант выполняют подготовку лабораторного оборудования, реактивов к использованию на уроках, несут ответственность за правильное использование вытяжного шкафа, лабораторного оборудования, наличия средств огнетушения и медицинской аптечки в кабинете.

Преподаватель и лаборант обязаны строго соблюдать инструкции по охране труда для учителя и лаборанта кабинета химии, так как они несут полную ответственность за создание безопасных условий для занятий учащихся. 1. Инструкция по охране труда для учителя химии 2. Инструкция по охране труда для лаборанта кабинета химии 3. Инструкция по охране труда в кабинете химии 4. Инструкция для учителя химии при выполнении экспериментальных работ 5. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии 6. Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере 7. Инструкция пожарной безопасности в кабинете химии 8. Инструкция при работе с мультимедийным проектором 9. Инструкция пo охране труда при работе с техническими средствами обучения 10. Инструкция по электробезопасности в кабинете химии 11. Инструкция по оказанию первой помощи в кабинете химии 12. Содержание и состав аптечки для кабинета химии 13. Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера в школе Учитель химии должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной ЧС и эвакуации, придерживаясь требований инструкции по охране труда.

В кабинете химии перед каждым новым видом работы, при выполнении лабораторных работ необходимо в обязательном порядке проводить инструктажи с учащимися. Для этих целей у учителя на рабочем месте находятся инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся в кабинете химии и журнал регистрации инструктажей по охране труда.

1. Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете химии 2. Инструкция при проведении лабораторных работ по химии 3. Инструкция при работе со стеклянной лабораторной посудой

Учитель химии должен следить за тем, чтобы подоконники не были заставлены цветами и другими предметами, закрывающими естественный свет, а также, чтобы проходы к эвакуационным выходам были свободными.

Полезными в работе учителя и лаборанта кабинета химии станут инструкции по охране труда и техники безопасности при работе в кабинете химии со спиртовками, кислотами и щелочами, нитратами, различными соединениями металлов, солями, роданидами, сульфидами и фторидами, галогенами, анилином и нитробензолом, а также со спиртами, углеводородами, эфирами, фенолом и формальдегидом, хлоридами и т.д.

1. Техника безопасности при работе со спиртовками и сухим горючим 2. Техника безопасности при работе с кислотами 3. Техника безопасности при работе со щелочами 4. Техника безопасности при работе с соединениями бария 5. Техника безопасности при работе с нитратами 6. Техника безопасности при работе с соединениями меди 7. Техника безопасности при работе с соединениями марганца 8. Техника безопасности при работе с соединениями хрома 9. Техника безопасности при работе с соединениями свинца 10. Техника безопасности при работе с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами и фторидами 11. Техника безопасности при работе с галогенами в кабинете химии 12. Техника безопасности при работе со щелочными металлами 13. Техника безопасности при работе с металлической пылью, анилином и нитробензолом 14. Техника безопасности при работе работе с жидкими углеводородами 15. Техника безопасности при работе со спиртами 16. Техника безопасности при работе с эфирами и ацетоном 17. Техника безопасности при работе с хлорзамещенными алканами 18. Техника безопасности при работе с фенолом 19. Техника безопасности при работе с формальдегидом 20. Техника безопасности при работе с муравьиной и уксусной кислотами 21. Техника безопасности при работе с хлоридами 22. Инструкция по уничтожению отработанных ЛВЖ, обезвреживанию водных растворов, по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов 23. Правила снижения загрязнения воздуха при демонстрационных опытах 24. Инструкция по проведению демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества І, ІІ и ІІІ-го классов опасности

Учитель должен знать правила техники безопасности и охраны труда при работе с реактивами, химическими веществами, амбулаторной посудой и оборудованием во время практических и лабораторных работ, а также не допускать к практическим занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда в кабинете химии.

1. Інструкція при роботі зі скляним лабораторним посудом

Рекомендуем также просмотреть: Инструкции для классных руководителей школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Техника безопасности в кабинете химии

Техника безопасности в кабинете химии

1.Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте.2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая легкой грудью.3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек. Склянки с веществами и растворами необходимо брать одновременно одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.4. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху.5. При пользовании пипеткой категорически запрещается втягивать жидкость ртом.6. Твердые, сыпучие реактивы разрешается брать из склянки только с помощью совочка, шпателя, специальной ложечки.7. При нагревании жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя заглядывать сверху в открытые нагреваемые сосуды во избежании поражения в результате химической реакции.8. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклянную емкость не менее 3 л. С крышкой (для последующего обезвреживания).

9. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения данной работы.10. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.11.Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.


Смотрите также