Система управления промышленной безопасностью опо


Положение о системе управления промышленной безопасностью

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности для реализации требований нормативных документов в области промышленной безопасности, самостоятельного контроля деятельности производства с целью обеспечения безаварийной работы и отсутствия травматизма, должны руководствоваться документом: Положением о системе управления промышленной безопасностью.

Система управления промышленной безопасностью (СУ ПБ) является комплексом руководящих решений, регламентирующих документов организации, организационных и производственных процессов, направленных на предотвращение рисков, в том числе аварий и несчастных случаев.

Положение о системе управления промышленной безопасностью включает в себя следующие разделы:

1) Задачи организации в области промышленной безопасности.Задачи устанавливаются руководством организации согласно требованиям ПБ.

2) Структура системы управления промышленной безопасности в организации.Вертикальная структура взаимодействия между руководством, службой промышленной безопасности, подрядными организациями, контролирующими органами, подразделениями и непосредственно ОПО.

3) Перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие системы управления промышленной безопасности.Приводится в соответствии со свидетельством о регистрации ОПО в государственном реестре Ростехнадзора.

4) Функции, права и обязанности работников в области промышленной безопасности.В рамках должностных полномочий, в том числе согласно законодательству по ПБ.

5) Консультации по промышленной безопасности с работниками ОПО.Обеспечение выполнения требований ПБ работниками ОПО.

6) Материальное и финансовое обеспечение мероприятий по промышленной безопасности.Резервирование средств, планирование и создание бюджета для выполнения мероприятий по ПБ.

7) Планирование работ, выполняемых в рамках системы управления промышленной безопасностью. Планирование мероприятий по снижению риска аварий на ОПО.Комплексный план мероприятий повышения уровня ПБ и ОТ.Планы выполнения мероприятий по промышленной безопасности:

  • годовой,
  • квартальный,
  • ежемесячный.

8) Анализ функционирования системы управления промышленной безопасности, корректирующие мероприятия, повышения уровня промышленной безопасности.Анализ функционирования СУ ПБ осуществляется непрерывно посредством совещаний и принятия управленческих решений на основании результатов производственного контроля, предписаний надзорных органов, актов расследования инцидентов и аварий на ОПО.

9) Информационное обеспечение в рамках СУ ПБ.Обмен информацией, касающейся деятельности в области ПБ внутри организации между персоналом, структурными подразделениями, руководителями, а также внешние связи с надзорными и сторонними организациями. В рамках СУ ПБ осуществляется обмен информацией по таким вопросам как:

  • изменения нормативных документов в области ПБ,
  • выполнение мероприятий в рамках ПБ,
  • обучение персонала,
  • аварийность и травматизм.

10) Порядок подготовки и аттестации по ПБ руководителей, специалистов и работников ОПО.Подготовка и аттестация по ПБ осуществляется в соответствии с требованиями РД 03-19-2007 и РД 03-20-2007.

11) Документационное обеспечение мероприятий по ПБ.Документация СУ ПБ включает:

  • внешние нормативные и нормативные правовые документы.
  • внутренние (локальные) нормативные документы.

Документы организации:

  • Управленческие документы (стандарты организации, организационно-распорядительные документы).
  • Документы функционирования СУ ПБ (программы; планы мероприятий; графики; решения протоколов совещаний; поручения руководителей управления и структурных подразделений организации; отчеты и акты проверок).

Процесс управления документацией:

  • согласование и утверждение;
  • анализ и актуализация;
  • идентификация изменений и действующих редакций документов;
  • обеспечение сохранности документов.

12) Порядок работы с подрядными организациями.Порядок заключения договоров, порядок допуска и проведения инструктажей персоналу подрядных организаций на ОПО. Контроль выполнения опасных работ. Порядок расследования и учета инцидентов, аварий и несчастных случаев.

13) Обеспечение безопасности опытного применения технических устройств на ОПО.Соответствие технических устройств техническим регламентам таможенного союза. Экспертиза промышленной безопасности ТУ. Обоснование безопасности опасного производственного объекта при разработке проекта.

14) Идентификация опасностей и оценка рисков.Выполняется в процессе разработки Декларации ПБ в организации. Процесс анализа риска выполняется в соответствии с требованиями стандартов менеджмента риска серии ГОСТ Р 51901.х, включает в себя стадии:

  • анализ риска,
  • оценивание риска,
  • снижение или контроль риска.

В организации возможна разработка самостоятельных документов (Стандартов, руководств и т.п.) по каждому отдельному пункту содержания Положения о системе управления промышленной безопасностью.

Положение о системе управления промышленной безопасностью вводится в организации приказом по предприятию. Ответственные лица должны быть ознакомлены с документом и руководствоваться им в производственной деятельности.

Заказать разработку положения о системе управления промышленной безопасностью  Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 973-41-73 или направив запрос по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

indsafety.ru

Система управления промышленной безопасностью

Система управления промышленной безопасностью – это совокупность руководящих решений, стандартов, правил и процедур, с помощью которых осуществляется и развивается деятельность организации, эксплуатирующей ОПО I и II классов опасности, направленная на обеспечение безопасности работников предприятия предотвращение травматизма, предупреждение инцидентов и аварий, а также соблюдение требований промышленной безопасности.

Функционирование системы управления промышленной безопасности обеспечивается:   

  • планированием мер, направленных на повышение уровня промышленной безопасности ОПО и определением их приоритетов;
  • своевременностью выявления негативных факторов, влияющих на снижение уровня безопасности ОПО;
  • прогнозированием возникновения опасностей, возможных негативных явлений, влияющих на состояние основных факторов, определяющих безопасность производства;
  • эффективностью производственного контроля, принятием мер по предупреждению аварий, инцидентов и травмирования людей;
  • обучением и подготовкой персонала;
  • определением экономических регуляторов, обеспечивающих функционирование составляющих элементов управления промышленной безопасностью;
  • объективностью оценки деятельности подразделений и служб, руководителей, специалистов и других работников по исполнению ими обязанностей, предписанных требованиями СУПБ;
  • стимулированием персонала по достигнутым результатам деятельности.
  • задачи и обязанности руководства и работников ОПО в области ПБ;
  • информационное, документальное обеспечение и взаимодействие в области ПБ подразделений организации, эксплуатирующей ОПО, и подрядных организаций;
  • порядок планирования, контроля выполнения мероприятий по ПБ;
  • порядок обучения и аттестации в области ПБ работников организации;
  • порядок определения опасностей и оценки риска аварий на ОПО;
  • финансовое обеспечение выполнения требований ПБ в организации.

Положение о системе управления промышленной безопасностью – документ организации, эксплуатирующей ОПО I и II классов опасности, которое утверждается ее руководителем.Положение является нормативным документом, который определяет состав, структуру, организацию и порядок функционирования системы управления промышленной безопасностью в организации. Оно устанавливает права, ответственность, функции предприятия и его подразделений в области промышленной безопасности.

Положение о системе промышленной безопасности (СУ ПБ) предусматривает:   

  • задачи и обязанности руководства и работников ОПО в области ПБ;
  • информационное, документальное обеспечение и взаимодействие в области ПБ подразделений организации, эксплуатирующей ОПО, и подрядных организаций;
  • порядок планирования, контроля выполнения мероприятий по ПБ;
  • порядок обучения и аттестации в области ПБ работников организации;
  • порядок определения опасностей и оценки риска аварий на ОПО;
  • финансовое обеспечение выполнения требований ПБ в организации;
  • проведение анализа функционирования СУ ПБ в организации с ежегодным оформлением отчетных документов.

Заказать разработку системы управления промышленной безопасностью Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 973-41-73 или направив запрос по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

indsafety.ru

Положение о системе управления промышленной безопасностью СУПБ.

Профессионально в сжатые сроки разработаем систему управления промышленной безопасностью СУПБ в организации любого профиля. Время для составления документа различно, зависит от масштабов предприятия и составляет от 7 дней. Стоимость также варьируется и начинается от 25000 рублей.

В соответствии с законодательными требованиями, на любом предприятии должен быть разработан комплект документации, регламентирующей мероприятия по обеспечению безопасность сотрудников, населения и охране окружающей среды, а также действия, необходимые для контроля их внедрения и осуществления. Одним из таких документов является положение о системе управления промышленной безопасностью. Это внутренний документ предприятий, отнесенных к опасным производственным объектам. Он регламентирует комплекс взаимосвязанных технических и организационных мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения нештатных и аварийных ситуаций на объекте, а также их локализацию и ликвидацию.

Существуют законодательные требования, установленные для разработки рассматриваемого документа. Их можно выделить в составе:

  • Закона «О промышленной безопасности ОПО» №116-ФЗ от 21.07.1997 г.;
  • Постановления Правительства РФ №536 от 26.06.2013 г.;
  • Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г.

Каким предприятиям требуется разработка системы управления промышленной безопасностью?

В соответствии с содержанием статьи 2 и Приложения 2 вышеуказанного закона №116-ФЗ, все предприятия, отнесенные к опасным производственным объектам, разделяются на классы в зависимости от их степени влияния на окружающую среду и здоровье человека. На основании требований статьи 11 того же документа, внедрить и обеспечить функционирование системы обязаны предприятия, отнесенные к ОПО 1 и 2 классам опасности.

Например, к 1 классу относятся те, которые специализируются на хранении химического оружия. Или угольные шахты, где существует опасность затопления подземными водами или взрыва газов и пыли. Ко 2 классу относятся те, что осуществляют подземные горные работы с выработкой горной массы до 1 млн. м3 в год или перевозку природного газа под давлением свыше 1,2 Мпа и т.д.

Кто осуществляет составление документа?

Положение о системе управления промышленной безопасностью может быть сформировано как внутренними службами, так и посредством привлечения коммерческой организации, осуществляющей формирование на договорной основе. В первом варианте специалистам проще будет разобраться с технологическими рисками, но составить специализированный документ, с которым ранее они не сталкивались гораздо сложнее, чем опытным специалистам коммерческих компаний. Самым надежным вариантом станет составление документа сторонними специалистами с предоставлением исходных данных и необходимой информации штатными работниками объекта. Это позволит сократить время, избежать дополнительных финансовых затрат и исключить вероятность возникновения ошибок. 

Стоимость составит от 25 000 рублей, времени на этой уйдет от 7 дней. Стоит учесть, что на продолжительность и сроки разработки повлияет ряд факторов, среди которых можно выделить вид деятельности, осуществляемый организацией, количество эксплуатируемых объектов, наличие и своевременное предоставление необходимой исходной информации.

Особенности и преимущества наличия СУПБ.

Для опасных производственных объектов, территориально расположенных как удаленно друг от друга, так и в непосредственной близости, необходима разработка единого документа. В существующем законодательстве нет требований о необходимости согласования с контролирующими организациями. Соответственно, утверждается оно непосредственным руководителем объекта. Он же несет ответственность и за его разработку. Документ вводится в действие посредством издания соответствующего внутреннего Приказа по предприятию. С его содержанием требуется ознакомить всех сотрудников. Им руководствуются при ведении производственного процесса и осуществлении должностных обязанностей.

Формирование рассматриваемой документации ведет предприятие к получению значительного преимущества. Если разобраться подробнее, в их число войдут:

  • соблюдение законодательных требований, что позволит сократить вероятность получения штрафов и предписаний от надзорных органов, а значит успешно проходить внешние проверки, проводимые их специалистами;
  • внедрение необходимых для предупреждения аварийных ситуаций мероприятий, что обеспечивает безопасность сотрудников и природной среды, и в целом способствует их предупреждению;
  • обеспечение готовности объекта к нештатным и аварийным ситуациям, что позволяет своевременно их локализовать и ликвидировать;
  • повышение знаний специалистов и руководства об обеспечении безопасности вследствие своевременной организации необходимого обучения и проверки знаний, что также позволяет предупреждать возникновение непредвиденных ситуаций и сократить количество нарушений законодательных требований;
  • соблюдение требований Постановления Правительства РФ №492, в соответствии с которым Положение войдет в пакет документов, предоставляемых предприятиями для получения лицензии на осуществление деятельности химически и взрывоопасных объектов.

Какие документы предоставляются в качестве исходных данных?

В случае обращения к услугам коммерческой организации от предприятия потребуется предоставить пакет документов, являющихся исходным материалом для осуществления работы по формированию рассматриваемого документа.

В состав необходимых сведений и материалов войдут:

  • информация о структуре исследуемого объекта;
  • режим работы;
  • данные о процедуре осуществляемого производственного контроля;
  • алгоритм расследования несчастных случаев и инцидентов;
  • декларация промбезопасности с экспертным заключением;
  • должностные инструкции работников, а также инструкции по технике безопасности при ведении работ;
  • действующий план ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • проектная документация на объект;
  • технологический регламент и прочая локальная документация предприятия, регламентирующая политику в области обеспечения качества проводимых работ или оказываемых услуг (стандарты, сертификаты и т.п.);
  • внутренняя процедура оценки производственных рисков;
  • действующая политика в области охраны труда, экологии и промбезопасности.

Что войдет в содержание системы управления по промышленной безопасности?

В состав рассматриваемого документа входит множество разделов и подразделов, регламентирующих общую политику объекта. Если рассмотреть подробнее, в их число войдут:

  • Область применения документа.
  • Ссылки на нормативные документы.
  • Описание используемых терминов и определений.
  • Цели и задачи, на которые ориентируется предприятие.
  • Описание структуры системы управления промбезопасностью объекта и определение ее места в общей системе управления.
  • Перечень, на которых распространяется действие документа.
  • Права, обязанности и функции сотрудников предприятия в области обеспечения промбезопасности, включая руководителей.
  • Порядок, в соответствии с которым на объекте проводятся консультации по промышленной безопасности для сотрудников.
  • Финансовое и материальное обеспечение мероприятий.
  • Алгоритм планирования работ, перечень документов, позволяющих планировать мероприятия по предупреждению возникновения аварий.
  • Процедура анализа функционирования, формирование корректирующих мероприятий.
  • Процесс организации информационного оповещения о системе управления промбезопасностью.
  • Организация подготовки и аттестации специалистов объекта по промбезопасности, а также обучения и проверки знаний работников.
  • Документирование внедренных мероприятий.
  • Порядок организации работ с подрядными организациями, задействованными в осуществлении работ.
  • Сведения об обеспечение безопасности при применении технических средств.
  • Процедура выявления производственных рисков.
  • Применяемые методы управления промышленной безопасностью и мониторинг их функционирования.
  • Формирование мероприятий, позволяющих предупредить нарушения законодательства.
  • Методы стимулирования работ по выполнению законодательных и нормативных требований.
  • Степень ответственности работников за нарушение установленных на объекте требований и норм, включая законодательные требования.

Ответственность.

Возникновение аварии может стать следствием отсутствия разработанного Положения, а соответственно, и несоблюдения установленных в нем требований. В данном случае ответственность возможно по статье 9.1 КоАП за нарушение требований промбезопасности, за что предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или приостановление деятельность предприятия на срок до 90 суток.

trud1.ru

Совершенствование системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов :на примере ОАО "АНПЗ ВНК" тема диссертации и автореферата по ВАК 05.26.03, кандидат технических наук Скрипкин, Игорь Евгеньевич

1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература,1993.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы. Часть 1. — М.: МГФ «Знание», 1998. 512 с.

3. Охрана труда: Путеводитель по нормативным документам. Методическое пособие. Издание пятое — Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2005. — 576 с.

4. Воробьев, Ю.Л. / Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций / В.Л. Воробьев, М.: «Деловой экспресс» 2000 г. С.44.

5. Указ Президента Российской Федерации № 2171 от 16 декабря 1993 г. «Об общеправовом классификаторе российского законодательства» / Собрание законодательства Российской Федерации, № 51.1993 г. Ст. 4936.

6. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91 №1035-1 / Ведомости Верховного Совета РСФСР.1991.№20. Ст.641. С изменениями и дополнениями от 02.06.93. Ведомости Верховного Совета РСФС. 1993 .№29.Ст. 1111.

7. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992.№10.Ст.457.

8. Федеральный закон «Об основах законодательства об охране труда вI

9. Российской Федерации» от 17.07.99 №181-ФЗ / Российская газета. 24.07.1999

10. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №35. Ст. 3648.

11. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 №69-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №35. Ст. 3649.

12. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 №174-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст.4556.

13. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 №170-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №48. Ст.4552.

14. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 №117-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30. Ст.3589.

15. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97г. №116-ФЗ (ред. 22.08.04 г.) / Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №16. Ст. 1547.

16. Гражданкин, А.И. Количественная оценка риска аварий в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов ТЭК. / А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов, A.C. Печеркин. Безопасность труда в промышленности. -2005 г. №1. С.46-48.

17. Ежегодные отчеты ОАО «Ачинский НПЗ» о состоянии охраны труда и промышленной безопасности. Г. Ачинск. 1999 2005 гг.

18. Шаталов, A.A. Состояние аварийности и травматизма на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности в 2005 г. / A.A. Шаталов, H.H. Волынкова. /Безопасность труда в промышленности. 2006 г. №5. С. 17-19.

19. Потапов, Б.В. Экономика природного и техногенного риска. / Б.В. Потапов, H.H. Радаев / М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2000 С. 514

20. Елохин, А.Н. Анализ и управление риском: Теория и практика. / А.Н. Елохин М.: Лукойл, 2000. - С. 185.

21. Радаев, H.H. Структура системы управления безопасностью потенциально опасных объектов/Н.Н. Радаев / Известия вузов, Ядерная энергетика, 1998, №2.

22. Буянов, В.П. Рискология (управление рисками) / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов /. М.: Экзамен, 2003.

23. Уткин, Э.А. Управление рисками предприятия. / Э.А. Уткин, Д.А. Фролов -М.: ТЕИС, 2003. -С. 247.

24. Чернова, Г.В. Управление рисками. / Г.В. Чернова, A.A. Кудрявцев — М.: Проспект, 2003.

25. Гражданкин, А.И. Показатели и критерии опасности. / А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов, A.C. Печеркин и др. /Безопасность труда в промышленности. — 2003 г. № 3. С.30-32.

26. Можаев, И.Л. Основные принципы оценивания и нормирования приемлемого риска. / И.Л. Можаев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов и др. /Безопасность труда в промышленности. — 2004 г. № 8. С.45-50.

27. Владимиров, В.А. Прогноз опасностей и угроз на территории России. / В.А. Владимиров и др.- МЧС России. Предотвращение и ликвидация катастроф, № 1-2. М. 2001. С.6.

28. Исаев, И.А. Методики оценки эффективности мероприятий по предупреждению ЧС природного и техногенного характера (проект). / И.А. Исаев и др. М.: ВНИИ ГОЧС, 2001.

29. Исаев, И.А. Методика оценки состояния системы защиты населения и территорий субъектов РФ. / И.А. Исаев и др. М.: ВНИИ ГОЧС, 1999.

30. Воронов, С.П. Моделирование эффективности системы управления природно-техногенной безопасностью. Препринт №2. / С.П. Воронов, В.В. Москвичев, A.B. Николаев и др. Красноярск, 2004. Институт вычислительного моделирования СО РАН.

31. Стратегические риски ЧС: оценка и прогноз. Материалы восьмой Всероссийской научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 15 — 16 апреля 2003 г. / МЧС России. М.: Триада, Лтд, 2003. С. 400

32. Владимиров, В.А. Основы государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (проект). / В.А. Владимиров, И.Н. Долгин, В.П. Малышев МЧС России. ЦСИ ГЗ. Информационный сборник, №9, М., 2001.С. 32.

33. Квагнидзе, B.C. Оценка безопасности производства путем выявления и прогнозирования опасностей на примере Нерюнгринского угольного разреза / B.C. Квагнидзе, С.Н. Зарипова / Безопасность труда в промышленности /Москва, 2006, №12-С. 38-40.

34. Логинов, А.К. Методы снижения рисков аварий и травм в угледобывающей компании / А.К. Логинов, В.Б. Артемьев, И.Л. Кравчук / Безопасность труда в промышленности /Москва, 2006, №12 С. 47-52.

35. Ксандопуло, С.Ю. Автоматизированная система управления безопасностью труда на предприятиях с опасными производственными объектами /

36. С.Ю. Ксандопуло, С.Ю. Маринин, В.В. Новиков и др. // Безопасность труда в промышленности /Москва, 2006, №12 — С. 64-67.

37. Воробьев, Ю.Л. Стратегия безопасности в XXI веке. / Ю.Л. Воробьев — МЧС России. Предотвращение и ликвидация катастроф. — М., 2001. № 1-2. С.2.

38. Скрипкин, И.Е. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности. Красноярский край. / И.Е. Скрипкин, В.В. Москвичев и др. -М.: МГФ «Знание», 2001. С. 75-78, 441-424, 429-433.

39. Воробьев, Ю.Л. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций./ Ю.Л. Воробьев -М.:КРУК, 2002.- 359 с.

40. Радаев, H.H. Определение уровней рисков в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера./ H.H. Радаев / Изв. Ран Сер. Географическая, 2003, № 5.

41. Радаев, H.H. Оценка риска с помощью распределения опасных событий во времени и по ущербу./ H.H. Радаев / Измерительная техника, 1999, № 8, с. 10-14.

42. Радаев, H.H. Повышение точности прогноза вероятности катастроф за счет учета неоднородных статистических данных по ущербу. / H.H. Радаев / Автоматика и телемеханика, 2000 г., № 3, С. 183 — 189.

43. Радаев, H.H. Определение уровней приемлемого и пренебрежимого рисков в ЧС природного и техногенного характера /H.H. Радаев / Управление риском,- 2002, № 4.

44. Фролов, К.В., Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Издание 2-ое, дополненное./ Фролов, К.В., H.A. Махутов и др. -М.: МГФ «Знание», 1999.-С.368.

45. Словарь терминов и определений системы стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Выпуск второй. -М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. — С. 132.

46. Горбунова, JI.H. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник: Около 6000 слов /JI.H. Горбунова, A.A. Калинин, В .Я: Кондрасенко и др.; Под общ. Ред. О.Н. Русака, К.Д. Никитина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003, С.799.

47. Кручинина, И.А. К вопросу об оценке стоимости человеческой жизни./ И.А. Кручинина, М.В. Лисанов, A.C. Печеркин и др./ Безопасность в чрезвычайных ситуациях. — 2003. № 4. — С.72-75.

48. Радаев, H.H. Цена жизни и социально-экономическая компенсация/Н.Н. Радаев/ Военная мысль, 2001, №1.

49. Лепихин, А.М. Вероятностный риск-анализконструкций технических систем. / A.M. Лепихин, Махутов Н.А., Москвичев В.В. и др./ Новосибирск: Наука, 2003. -174 с.

50. Акимов, В.А. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. / В:А. Акимов, В.Д. Новиков, Н.Н. Радаев./ М: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001 — с. 57 - 60.

51. Методика программного прогнозирования развития науки и техники ГКНТ СМ СССР, Постановление № 462 от 26.11.1971.

52. Горбань, А.Н. Нейронные сети на персональном компьютере. / А.Н: Горбань, Д.А. Россиев / Новосибирск: Наука, 1996.

53. Марчук, А.Г. Нелинейный регрессионных анализ сейсмологических данных / А.Г. Марчук, К.В. Симонов, В.А. Охонин и др. // Природно-техногенная безопасность Сибири: Труды научных мероприятий. Красноярск, 2001. — Т. 1. — С. 233-237.

54. Мелихов, А.Н. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. / А.Н. Мелихов, Л.С. Бернштейн, С.Я.Коровин / М.: Наука, 1990. — 272 с.

55. Горбань, А.Н. Нейроинформатика и ее приложения // Тезисы докладов V Всероссийского семинара / Под ред. Горбаня А.Н. — Красноярск. КГТУ,1997.

56. Горбань, А.Н. Нейроинформатика и ее приложения // Тезисы докладов VI Всероссийского семинара / Под ред. Горбаня А.Н. Красноярск, КГТУ,1998.

57. Носков, М.В. Комплексная фильтрация сложных пространственно-временных сигналов / М.В. Носков, К.В. Симонов, В.А. Охонин и др. // Материалы VI международного семинара-совещания «Кубатурные формулы и их приложения».- Уфа: ИМВЦ УфНЦ, 2001. С. 79 - 81.

58. Охонин, В.А. Вариационный принцип в теории адаптивных сетей / В.А. Охонин /- Красноярск, 1987. — 18 с. (Препринт АН СССР. Сиб. Отделение. Ин-т физики; № 61 Б).

59. Розенблатт, Ф. Принципы нейродинамики. / Ф. Розенблатт / М.: Мир, 1966.-480 с.

60. Сергеев, А.А. Прогнозирование ЧС на основе нейросетей и средств нечеткой логики /А.А. Сергеев, В.К. Вильдяев, М.В. Козубай и др. / / Гражданская защита, 1996. № 5. - С. 92.

61. Химмельблау, Д. Прикладное нелинейное программирование. / Д. Химмельблау/ М.: Мир, 1975. — 534с.

62. Bartsev, S.I. Variation principle and the algorithm of dual functioning: examples of applications / S.I. Bartsev, V.A. Okhonin // Neurocomputers and Attention. — Manchester Univ. Press, 1991. P. 445-452.

63. Grossberg, S. Nonlinear neural networks: principles, mechanisms, and) architectures / S. Grossberg // Neural Network, 1988 V.4. - P. 17-61.

64. Hopfield, J.J. Neural networks and physical systems with emergent collective computational abilities / J.J. Hopfield // Proc. Nat. Acad. Sci. USA, 1982. V. 79.-P. 2554-2558.

65. Kohonen, T. Self-organized formation of topologically correct feature maps / T. Kohonen // Biol. Cybern., 1982. V. 43. - P. 59-69.

66. Акимов, В.А. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. / В.А. Акимов, В.В. Лесных, H.H. Радаев / М. «Деловой экспресс» 2004 г. С. 253-266

67. Декларация безопасности опасного производственного объекта ОАО «Ачинский НПЗ». Красноярск, 2002. -102 с.

68. Паспорт безопасности открытого акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании». Г. Ачинск,2005. — 66 с.

69. Степанов, A.A. О системе управления промышленной безопасностью в ОАО «Северсталь». / A.A. Степанов, О.П. Титов, В.П. Малов //Безопасность труда в промышленности. 2004 г. №7. С. 14-16.

70. Гораш, Ю.Ю. Внедрение АИС ПБ в территориальном управлении. / Ю.Ю. Гораш //Безопасность труда в промышленности. — 2006. №4. — С.55-56.

71. Советская военная энциклопедия. Т. 7. М.: Воениздат. 1979 г., с. 556.

72. Воронов, С.П. Концепция и система управления природно-техногенной безопасностью Красноярского края / С.П. Воронов, М.П. Закревский,

73. A.A. Лепешев и др. // Матер. 3-й Всерос. НПК с межд. Участ. «Достижения науки и техники развитию сибирских регионов» -Красноярск: КГТУ, 2001.

74. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. М.: «Наука», 2000.-430 с.

75. Акимов, В.А. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. Учебное пособие в системе образования МЧС России и РСЧС. /

76. B.А. Акимов, H.H. Лесных, H.H. Радаев / М. «Деловой экспресс» 2004 г. С. 32-33.

77. Аронов, И.З. Обзор современных подходов к обеспечению качества и безотказности сложных систем на основе анализа видов, последствий и критичности отказов / И.З. Аронов и др. // Надежность и контроль качества, 1996, № 11, с. 3 -15.

78. ГОСТ 27.310-95. Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов.

79. Радаев, H.H. Определение критичности устройств защиты потенциально опасных объектов по устойчивости к аварийным воздействиям/ H.H. Радаев, М.В. Сахаров // Известия вузов Ядерная энергетика, 1988, № 6, с. 3 — 8.

80. Радаев, H.H. Обоснование решений на защиту ядерно- и радиационноопасных/ H.H. Радаев, М.В. Мельников // Атомная энергия, 2002, т. 93, вып. 2.

81. Гришин, С. А. Обоснование программ снижения эколого-экономических рисков1 (на примере одного из нефтеперерабатывающего заводов) / С.А. Гришин, О.И. Кондратенко, H.H. Радаев и др. /Экология и промышленность России, 2004, № 6.

82. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. Утв. Председателем Госкомитета РФ по охране окружающей среды 11.1999 г.

83. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (Сборник документов). М.: Госгортехнадзор России, 1998.-220 с.

84. Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах. РД 03-496-02: Екатеринбург: УралЮрИздат, 2007. -28 с.

85. Методика расчет зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий. РД 09-391-00. — М.: НТЦ ПБ Госгортехнадзора России, 2002. 68 с.

86. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах — М.: ТрансПресс, 1996. — 68 с.ео о я они ° ООа о о *ая е ° к1. КС Ео -2 я Ея а аю ►а тз л0 Я ° %1 § ё3 о °1. Я Я Н5е 3 Я » 51. ЕР11. НИ

www.dissercat.com


Смотрите также