Управление техносферной безопасностью


Цели и задачи системы управления техносферной безопасностью

Дисциплина «Управление техносферной безопасностью»

Цели и задачи системы управления техносферной безопасностью

В Российской Федерации сегодня реализуется целый ряд систем для обеспечения безопасности человека в техносфере: безопасность труда, защита от чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность и др.

Каждая из систем обладает четкой организационной структурой (Управляющая подсистема (процесс управления) Прямая связь (управляющие воздействия) Цель Обратная связь (информация об управляемом процессе, в т. ч. о результатах управления) Управляемая подсистема (объект управления) 179 частности, структурные подразделения в субъектах РФ), имеет доступ к информации в соответствии с определенными функциями.

Все эти системы имеют общие цели — противостоять техносферным опасностям, чтобы обеспечить благоприятные для человека условия существования.

Общность целей и задач систем обеспечения безопасности человека требует комплексного подхода к управлению техносферной безопасностью на муниципальном уровне. Именно эта задача ставится перед органами самоуправления в Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: формирование на уровне субъекта РФ и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

Основными задачами (на примере муниципального уровня и выше регионального, федерального)построения и развития комплекса «Безопасный город» являются:

- формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

- разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно- программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;

- обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

- построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

Паспорта опасных отходов.

Разрабатываются всеми предприятиями, образующими отходы в соответствии с Постановлением Правительства РФ №712 от 16.08.2013г. «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Приказом МПР РФ № 445 от 18.07.2014г. «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Форма 2-тп воздух «Сведения об охране атмосферного воздуха».

Сдают предприятия, имеющие разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу более 10 тонн в год.

Способы мотивации и методы управления техносферной безопасностью.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления подразделяются на следующие группы:

1. Организационно-правовые методы ( ФЗ и т.д) определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

2. Административные методы управления ( контроль и надзор) предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка. Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. XX в.

5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:

· создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;

· предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

общая схема структуры РСЧС:

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению.

Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления по делам ГО и ЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный).

К постоянным действующим органам управления единой системы относят:

· на федеральном уровне- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

· на межрегиональном уровне- территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

· на региональном уровне– территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

· на муниципальном уровне– органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

· на объектовом уровне- структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

назначенные лица) по делам ГО и местного самоуправления

· на объектовом уровне ЧС.

Руководство Гражданской Обороны (ГО в военное время) в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий. У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются службы:

1. связи и оповещения;

2. охраны общественного порядка;

3. противопожарная;

4. аварийно-техническая;

5. убежищ и укрытий;

6. медицинская;

7. противорадиационной и противохимической защиты;

8. автотранспортная;

9. материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятий и наличия структурных подразделений для их организации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

3. Департамент социального развития и охраны окружающей среды

4. Министерство природных ресурсов и экологии РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

5. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ

6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей

7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в Общественные объединения, осуществляющие деятельность в При размещении объектов которые могут причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения.

Правила не распространяются

· на приборы парового и водя­ного отопления;

· сосуды вместимостью не свыше 25 л, для ко­торых произведение вместимости в литрах на рабочее давление не превышает 20 МПа;

· части машин, не представляющие само­стоятельные сосуды (цилиндры двигателей паровых и воз­душных машин и компрессоров, неотключаемые промежу­точные холодильники и масловлагоотделители компрессорных установок и др.);

· сосуды из неметаллических материалов и не­которые другие виды сосудов.

Изготовление таких сосудов и аппаратов разрешается на предприятиях, располагающих техническими средствами, обес­печивающими их качественное изготовление.

На каждый сосуд составляется и передается заказчику технический паспорт с чер­тежами и расчетами.

Разрешение на пуск и работу сосудов, подлежащих реги­страции, выдается инженером-инспектором Госгортехнадзора после регистрации и технического освидетельствования, о чем делается отметка в паспорте сосуда.

Техническое освиде­тельствование заключается во внутреннем осмотре (не реже одного раза в четыре года) и гидравлическом испытании с предварительным внутренним осмотром (не реже одного раза в восемь лет).

Главное освидетельствование проводится до пуска в работу, во время эксплуатации — периодически, а б некоторых случаях досрочно.

Освидетельствованию подлежатвсе сосуды, работающие под давлением, а не только подлежа­щие регистрации в Госгортехнадзоре. Для всех таких со­судов на предприятии имеется книга учета, которая хранится у лица, осуществляющего надзор за сосудами на предприятии.

При эксплуатации сосудов, работающих под давлением, основное требование безопасности заключается в точном соблюдении норм технологического режима. Для этого необходим правильный выбор и поддержание в исправном состоянии контрольно-измерительных приборов, запорной арматуры и пред охранительных устройств.

Предохранительные устройства выполняются в виде пред охранительных клапанов и разрывных пластин (мембран). Предохранительный клапан представляет собой устройство, автоматически открывающееся при повышении рабочего давления и закрывающееся при снижении давления до рабочего. Количество предохранительных клапанов, их размеры и пропускная способность должны обеспечивать пропуск рабочей среды в таком количестве, чтобы в сосуде не могло образоваться давление, превышающее рабочее более чем на 0,05*МПа для со судов с давлением до 0,3 МПа включительно, на 15% — для со судов с давлением от 0,3 до 6 МПа и на 10% —для сосудов с давлением свыше 6 МПа.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды при срабатывании предохранительного клапана или разрыве мембраны содержащимся в сосуде веществом устраиваются специальные отводящие трубы с приспособлениями для слива конденсата, отводящие вещество в специальное место или УСТРОЙСТВО.

Требования к обеспечению безопасности работы компрессорных станций.

Общие положения

1.Для производства работ при эксплуатации компрессорных станций организацией разрабатываются и утверждаются, руководителем организации, технологические регламенты (далее – Технологические регламенты) по обеспечению безопасного ведения работ с учетом проектных решений, инструкций изготовителя, положения о производственном контроле.

Требования безопасности к компрессорным установкам

2. Безопасная эксплуатация, монтаж и ремонт стационарных поршневых и ротационных компрессорных установок установленной мощностью от 14 киловатт (далее – кВт) и выше, а также сосудов компрессорных установок (воздухосборники, газосборники, масловдагоотделители и другие емкости), воздухопроводов и газопроводов данных компрессорных установок, работающих на воздухе и инертных газах с давлением от 0,2 до 40 мегапаскаль (далее – МПа) (от 2 до 400 килограмм сил на квадратный сантиметр (далее – кгс/см2) обеспечивается путем соблюдения требований настоящих Правил.

3. Материалы (трубы, патрубки, гнутые элементы (отводы), компенсаторы, фланцы, заглушки, прокладки, арматура, электроды, сварочная проволока, болты, шпильки, гайки и тому подобное), методы и объем контроля сварных соединений, применяемые при монтаже и ремонте трубопроводов компрессорных станций должны определяться проектом компрессорной станции.

4. Соединение элементов, арматуры и деталей трубопроводов должно производиться сваркой.

Применение фланцевых соединений допускается только для присоединения трубопроводов к арматуре и деталям оборудования, имеющим фланцы.

Резьбовые соединения допускаются только для присоединения контрольно-измерительных и регистрирующих приборов (манометры, гильзы термометров).

5. Тройниковые соединения, изготовляемые из труб с продольным швом, допускается применять для трубопроводов, работающих под давлением не более 1,2 МПа (12 кгс/см2), при этом должна быть выполнена проверка качества сварных швов по всей длине радиографией или ультразвуковой дефектоскопией.

6. Трубопроводы и несущие металлические конструкции должны иметь антикоррозийную защиту.

7. Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 45°С, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией.

8. Вварка штуцеров, дренажных и продувочных труб, и других деталей в зоне сварных швов трубопроводов не допускается.

9. Конструкция криволинейных элементов (гнутых, литых, штампованных) должна быть определена проектом трубопровода.

10. Толщина стенки гнутого элемента (колена) на любом его участке должна быть принята как значение, величина которого не менее значений установленных расчетом на прочность.

11. Величина утонения стенки проверяется путем измерения толщины стенки после разрезки гибов, производимой в выборочном порядке, по усмотрению предприятия-владельца трубопровода.

Расстояние от наружной поверхности элемента, к которому присоединяется труба, до начала гиба трубы должно быть не менее величины наружного диаметра трубы, но не менее 50 миллиметров (далее – мм).

12. Расположение сварных соединений трубопровода должно обеспечивать возможность их контроля методами, определенными проектом.

13. Для соединения труб и фасонных деталей применяется сварка встык с полным проплавлением.

Угловые сварные соединения допускаются для приварки к трубопроводам штуцеров, труб, плоских фланцев. Угловые соединения должны быть выполнены с полным проплавлением.

14. В стыковых сварных соединениях элементов с различной толщиной стенок должен быть обеспечен плавный переход, угол наклона поверхностей которого должен быть не более 15°, от большего к меньшему сечению, путем односторонней или двухсторонней механической обработки конца элемента с более толстой стенкой.

15. При сварке труб и других элементов с продольными и спиральными сварными швами, последние должны быть смещены один относительно другого. При этом величина смещения составляет не менее 100 мм. Это требование не распространяется на трубы и элементы с наружным диаметром менее 100 мм.

16. Для поперечных стыковых сварных соединений расстояние между осями соседних сварных швов на прямых участках трубопровода должно составлять: для труб диаметром 219 мм и меньшего диаметра – не меньше трехкратного диаметра свариваемой трубы (элементов), для труб диаметром свыше 219 мм – не менее 500 мм. Расстояние от оси сварного шва до начала изгиба трубы – не менее 100 мм.

17. При установке крутоизогнутых, штампованных и штампосварных колен допускается расположение поперечных сварных соединений у начала закругления и сварка между собой крутоизогнутых колен без прямого участка.

18. Для угловых сварных соединений труб и штуцеров с элементами трубопроводов расстояние от наружной поверхности элемента до начала гиба трубы или оси поперечного стыкового шва должно составлять:

1) для труб (штуцеров) с наружным диаметром до 100 мм – не менее наружного диаметра трубы, но не менее 50 мм;

2) для труб (штуцеров) с наружным диаметром 100 мм и более – не менее 100 мм.

19. Расстояние от оси поперечного сварного соединения трубопровода до края опоры или подвески выбирается, исходя из возможности проведения осмотра и контроля.

20. При надземной прокладке воздухопроводов и газопроводов (инертные газы) допускается совместная прокладка с технологическими трубопроводами разного назначения, за исключением случаев, противоречащих другим правилам безопасности.

21. Арматура должна быть установлена в местах удобных для обслуживания и ремонта. Для обслуживания арматуры, устраиваются лестницы и площадки.

22. Несущие конструкции трубопровода, должны быть рассчитаны на вертикальную нагрузку от массы трубопровода, наполненного водой и покрытого изоляцией, с учетом усилий, возникающих при температурных деформациях (растяжения, сжатия).

Опоры и подвески трубопроводов должны быть расчитаны без учета массы воды при гидравлических испытаниях, но с учетом массы рабочей среды. Проектом компрессорной станции должно быть предусмотрено наличие приспособлений для разгрузки пружин, опор и подвесок при гидравлическом испытании.

23. Неподвижные опоры рассчитываются на усилия, передаваемые на них при наиболее неблагоприятном сочетании нагрузок.

24. В нижних точках каждого отключаемого запорными устройствами участка трубопровода предусматриваются спускные штуцеры, снабженные запорной арматурой, для опорожнения трубопровода.

Для отвода воздуха в верхних точках трубопроводов устанавливаются воздушники.

25. Для продувки, участки трубопроводов, отключаемые запорными органами, должны быть снабжены в концевых точках штуцером с вентилем, а при давлении свыше 2,2 МПа (22 кгс/см2) – штуцером и двумя последовательно расположенными вентилями: запорным и регулирующим.

26. Устройство дренажей должно обеспечивать возможность ведения контроля их работы во время продувки трубопровода.

27. Нижние концевые точки трубопроводов и нижние точки их изгибов должны снабжаться устройствами для продувки.

28. Каждый трубопровод для обеспечения безопасных условий эксплуатации должен оснащаться приборами для измерения величины давления и температуры рабочей среды, запорной и регулирующей арматурой, предохранительными клапанами, средствами сигнализации, защиты и автоматизации.

Количество и размещение регулирующей арматуры, средств измерения, систем автоматизации, сигнализации и защиты определяются на стадии проектирования, в целях обеспечения безопасного ведения работ по обслуживанию и ремонту.

29. Арматура снабжается маркировкой на корпусе, в которой указывается:

1) наименование или товарный знак изготовителя;

2) условный проход;

3) условное давление и температура среды;

4) направление потока среды (стрелка);

5) марка стали.

При изготовлении арматуры вместо условного давления допускается указывать рабочее давление.

30. Электрическое оборудование компрессорной станции, электрическая аппаратура, электрические цепи системы управления и энергоснабжения, заземляющие устройства компрессорной станции выполняются в соответствии с требованиями СНиП РК 4.04-10-2002 «Электротехнические устройства», утвержденными Приказом Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 26 мая 2004 года № 251.

31. К территории компрессорной станции и ко всем ее сооружениям устраиваются подъезды с дорожными покрытиями шириной не менее 3,5 метров.

32. Для монтажа и ремонта воздухогазосборников, нагнетательных трубопроводов, масловлагоотделителей и их деталей должны применяться материалы и полуфабрикаты, отвечающие требованиям нормативных актов промышленной безопасности, обеспечивающих безопасную эксплуатацию оборудования работающего под давлением.

33. Монтаж и ремонт воздухосборников, масловлагоотделителей, трубопроводов всех назначений и газосборников выполняется специализированными экспертными организациями.

34. Монтаж и ремонт компрессорных станций выполняется в соответствии с инструкциями по монтажу, ремонту и эксплуатацией изготовителя.

35. Сварка нагнетательных трубопроводов и сосудов (воздухогазосборники, масловлагоотделители и другие емкости, работающие под давлением), подготовка к сварке отдельных узлов и деталей, сварочных материалов и аппаратуры производятся в соответствии с проектом компрессорной станции.

36. К производству сварочных работ допускаются сварщики, прошедшие проверку знаний по вопросам промышленной безопасности.

Требования к обеспечению безопасности работы котельных.

Дисциплина «Управление техносферной безопасностью»

Цели и задачи системы управления техносферной безопасностью

В Российской Федерации сегодня реализуется целый ряд систем для обеспечения безопасности человека в техносфере: безопасность труда, защита от чрезвычайных ситуаций, пожарная безопасность и др.

Каждая из систем обладает четкой организационной структурой (Управляющая подсистема (процесс управления) Прямая связь (управляющие воздействия) Цель Обратная связь (информация об управляемом процессе, в т. ч. о результатах управления) Управляемая подсистема (объект управления) 179 частности, структурные подразделения в субъектах РФ), имеет доступ к информации в соответствии с определенными функциями.

Все эти системы имеют общие цели — противостоять техносферным опасностям, чтобы обеспечить благоприятные для человека условия существования.

Общность целей и задач систем обеспечения безопасности человека требует комплексного подхода к управлению техносферной безопасностью на муниципальном уровне. Именно эта задача ставится перед органами самоуправления в Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: формирование на уровне субъекта РФ и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

Основными задачами (на примере муниципального уровня и выше регионального, федерального)построения и развития комплекса «Безопасный город» являются:

- формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;

- разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно- программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;

- обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;

- создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;

- построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.

cyberpedia.su

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ - PDF

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова А.В. Фролов, А.С. Шевченко УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ Второе издание, переработанное и дополненное Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность» ( и ) Москва 2016

2 УДК 331.4: ББК Ф91 Резензенты: С.Л. Пушенко, к.т.н., проф., зав. кафедрой «Безопасность технологических процессов и производств», директор института инженерно-экологических систем Ростовского государственного строительного университета, В.Л. Бондаренко, д.т.н., проф. зав. кафедрой «БЖД и природообустройство» НГМА Фролов А.В. Ф91 Управление техносферной безопасностью : учебное пособие / А.В. Фролов, А.С. Шевченко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : РУСАЙНС, с. ISBN DOI / Пособие содержит учебный материал, соответствующий программам трех дисциплин «Управление техносферной безопасностью», «Надзор и контроль в сфере труда» для бакалавров и «Мониторинг безопасности» для магистров по направлению подготовки «Техносферная безопасность». В нем есть общий раздел «Правовые основы охраны труда, промышленной и экологической безопасности» и разделы, соответствующие по названию и содержанию указанным выше дисциплинам. Все разделы пособия написаны с учетом положений, законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, промышленной и экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. Настоящее пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры технических, экономических, гуманитарных и юридических специальностей. Оно будет также полезно для руководителей и специалистов, работающих в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности. УДК 331.4: ББК ISBN Фролов А.В., Шевченко А.С., 2016 ООО «РУСАЙНС», 2016

3 ПРЕДИСЛОВИЕ Высокий уровень аварийности, производственного травматизма и преждевременной смертности в других сферах деятельности, связанный с так называемым «человеческим фактором» обусловлен, прежде всего, низкой эффективностью существующей системы образования и обучения специалистов по проблемам безопасности человека в техносфере. В настоящее время идет реформирование высшего образования. Внедряются новые государственные образовательные стандарты третьего поколения, в которых предусмотрено при подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» изучение таких специальных дисциплин как «Управление техносферной безопасностью» и «Надзор и контроль в сфере безопасности», а для магистров «Мониторинг безопасности». Учебники и учебные пособия по этим курсам находятся в стадии разработки. Публикации полных курсов в широкой печати пока отсутствуют, что затрудняет успешное усвоение материала этих курсов, необходимого для получения знаний и умений решать проблему защиты от потенциальных опасностей, создания и функционирования системы управления техносферной безопасностью, чтобы свести до минимума риск любого вида деятельности в техносфере. Предлагаемое учебное пособие ликвидирует этот пробел. Пособие написано по программе дисциплины «Управление техносферной безопасностью», а также дополнено основными разделами, которые изучаются в курсах «Надзор и контроль в сфере труда» и «Мониторинг безопасности». Пособие предназначено для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Техносферная безопасность». Может быть полезно для руководителей и специалистов в системе дополнительного обучения и переподготовки по охране труда. Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры «Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды» ЮРГПУ(НПИ). Авторы будут признательны за все замечания, направленные на улучшение учебного пособия. 3

4 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время жизнь и деятельность человека происходит в окружающей среде, претерпевшей изменения под влиянием жизнедеятельности человека в эпоху научно-технического прогресса, которую называют техносферой. В этой среде постоянно существуют и периодически проявляются различные вредные и опасные факторы, от которых зависит здоровье и продолжительность жизни человека. В эпоху научно-технического прогресса число и уровень различных опасных и вредных факторов среды обитания и производственной деятельности значительно возросли. В результате антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальных изменений климата на планете, ухудшения экологической обстановки, усложнения техники, технологий, в том числе опасных производств, недостаточных темпов внедрения эффективных средств и способов защиты от опасностей значительно возрастают частота и масштабы последствий аварий, катастроф, пожаров, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникают новые виды болезней, эпидемий, эпизоотий, что приводит к гибели или преждевременной смертности десятков и сотен тысяч человек. В нашей стране ежегодно происходит до 2500 техногенных и более 200 природных чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибает более 5000 человек, а количество пострадавших при стихийных бедствиях, например, в результате наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году исчисляется многими сотнями тысяч. Всего неестественной смертью ежегодно в нашей стране умирает порядка 300 тысяч человек. Из них: на транспорте порядка 30 тыс.чел., на пожарах до тыс. чел., утонувших тыс. чел., в результате отравлений до 60 тыс. чел. (в том числе смертельных отравлений алкоголем от 20 до 55 тыс. чел.), самоубийств доходило до 50 тыс. чел., убийств тыс. чел. Аварии и катастрофы с человеческими жертвами происходят практически каждый день. Несмотря на положительную динамику статистики несчастных случаев на протяжении ряда последних лет уровень производственного травматизма остается высоким. По данным Роструда, который дает более полную статистику, количество смертельных случаев уменьшилось с 6194 в 2001 г. до 3063 в 2011 году. Хотя по официальной статистике, которую дает Росстат, число смертельных несчастных случаев на производстве намного ниже: 2001 г. 4365; 2011 г Этой статистике нельзя верить, поскольку она получена по неполным (выборочным) данным. Статистику Роструда тоже нельзя считать полной и 4

5 достоверной. Как показали результаты осуществления госинспекциями труда системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2011 г. должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 1486 сокрытых несчастных случаев на производстве (10,3 % от общего числа расследованных в 2011 г. несчастных случаев), включая 55 групповых, 864 тяжелых несчастных случаев и 316 несчастных случаев со смертельным исходом. По данным зарубежных авторов Международной организации труда у нас ежегодно на производстве погибает порядка 5 тысяч человек (10 13 человек в день). Это в несколько раз превышает уровень производственного травматизма в развитых зарубежных странах (по сравнению с Англией и Японией в 7 8 раз). Человечество предпринимает огромные усилия, затрачивает колоссальные средства на профилактику таких негативных явлений. Несмотря на это несчастные случаи, аварии, катастрофы с человеческими жертвами не прекращаются. Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно решать эту важнейшую социальную проблему. Прежде всего, требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблемы обеспечения безопасности человека в техносфере. Необходимо объективно и квалифицированно разобраться в основных причинах столь высокого уровня травматизма на производстве, аварий, катастроф и преждевременной смертности в других сферах жизнедеятельности. Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных последствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей деятельности, являются неправильные, опасные действия людей (нарушения, ошибки и пр.), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно они сыграли решающую роль во многих трагедиях, авариях и катастрофах. По этим причинам организационного характера связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 70 % несчастных случаев на производстве. Более конкретно выделяют следующие организационные причины: нарушения требований безопасности; недостатки в обучении работников по безопасности труда; нарушения трудовой дисциплины; неудовлетворительная организация производства работ. 5

6 Указанные причины являются следствием отсутствия в организации эффективной, действенной системы управления охраной труда как основы сохранения жизни и здоровья работников. В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Сюда входят улучшение обучения и инструктажа работников, применение средств напоминания и повышения трудовой дисциплины, внедрение профподготовки и профотбора, создание и поддержание в коллективе нормального социальнопсихологического климата, создание эффективной системы управления охраной труда. Для создания эффективной системы управления охраны труда в организации как части системы управления производством и качеством необходимы знания основ управленческой науки, современных направлений, требований и принципов построения системы на основе последних достижений науки и практики. Эти знания можно получить при изучении курса «Управление техносферной безопасностью». Курс «Управление техносферной безопасностью» (далее УТБ) изучает правовые основы, принципы построения и создания системы управления охраной труда (далее СУОТ), основные требования к ней, управленческие процедуры, схемы, действия, функции, задачи и средства их реализации, как часть системы (подсистемы) в управлении производством и качеством, направленную на обеспечение безопасных и здоровых условий труда. Курс УТБ базируется на знаниях, полученных при изучении следующих учебных дисциплин: «Производственная безопасность», «Гигиена труда и промсанитария», «Пожарная безопасность» и других специальных дисциплин, а также «Экология», «Экономика», «Организация производства», «Менеджмент», «Правоведение», «Социология», «Психология» и другие общественные дисциплины. Полученные при изучении курса знания, умения, навыки имеют очень важное значение для квалифицированного, эффективного решения проблемы обеспечения безопасности труда на производстве. Компетенции специалиста в этой области характеризует качество его профессиональной подготовки. Дисциплина «Управление техносферной безопасностью» включает область знаний, охватывающих теорию и практику реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности, защиты в ЧС, 6

7 изложенных в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах. По программе дисциплины последовательно изучаются: правовые основы, источники права: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие обязательные для исполнения требования, отраслевые и межотраслевые нормы и правила, национальные и международные стандарты, нормы, правила и рекомендации Международной организации труда. Подробно рассматривается структура государственной системы управления охраной труда, экологической безопасностью и российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС), принципы создания, функционирования и повышения эффективности системы управления охраной труда в объединениях и на предприятиях, системы управления профессиональными рисками, корпоративных систем управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, мониторинга безопасности. Рассмотрим основные понятия, теоретические основы науки об управлении. Термин «управление» тесно связан с понятием доминирования, подавления, контроля и возможностью влияния на ситуации, факторы, явления и процессы, чтобы они развивались в нужном направлении. В проблеме управления можно выделить, по крайней мере, три основных компонента. 1. Объект, система, процесс, явление, фактор, ситуация, агрегат, механизм, машина, устройство и т.д., которыми мы желаем управлять. 2. Субъект управления человек или группа людей, которые могут или должны управлять. 3. Набор методов, средств, приемов, способов, структур, схем, систем, устройств, приспособлений, инструментов, с помощью которых мы, воздействуя на то, чем управляем, реализуем доминирование и контроль и достигаем поставленной цели. Рассмотрим более подробно эти три компонента. Первый объект, система и т.д., т.е. чем мы должны научиться управлять, изучив курс «Управление техносферной безопасностью», что является объектом изучения этого курса. В названии курса заложено понятие «Техносферная безопасность». Техносфера это среда обитания человека в современных условиях, это окружающая природная среда, подвергшаяся воздействию человечества в эпоху научнотехнического прогресса, это производственная среда, созданная дея- 7

8 тельностью человека для получения определенных благ, необходимых для его существования. Это среда, в которой происходит труд, быт, отдых и любой вид деятельности человека в современных условиях. В этой среде постоянно действуют как благоприятные, так и негативные факторы опасности. В науке и на практике доказано, что всякая деятельность потенциально опасна. Поэтому основная цель управления техносферной безопасностью обеспечить требуемый уровень безопасности жизнедеятельности человека. Из всего многообразия видов деятельности (труд, отдых, игра, учеба, спорт и др.) труд является высшей формой деятельности человека. В процессе труда на человека могут воздействовать различные вредные и опасные производственные факторы. Полностью исключить их невозможно. Всегда имеет место какой-то остаточный риск. Основная задача свести этот риск до минимума до приемлемых значений. А это значит, что мы должны научиться управлять профессиональными рисками. И в настоящее время осуществляется переход от систем управления безопасностью труда к системам управления профессиональными рисками. Кроме производственных опасностей в процессе жизнедеятельности человека существуют опасности и в других сферах. Это различные природные (так называемые экологические опасности) и опасности, связанные с различными техносферными авариями и катастрофами (чрезвычайными ситуациями). Поэтому, наряду с профессиональными мы должны научиться управлять экологическими рисками и рисками в чрезвычайных ситуациях. Следовательно, более полной задачей курса «Управление техносферной безопасностью» является научиться управлять профессиональными, экологическими рисками и рисками в чрезвычайных ситуациях. Второй субъектом управления являются специально создаваемые органы управления, наделенные соответствующими функциями и полномочиями это различного уровня органы власти, специально уполномоченные органы, должностные лица, общественные организации и др. Их функции, права и обязанности будут детально рассмотрены в настоящем учебном пособии. Итак, мы определились с первыми двумя компонентами: чем надо научиться управлять и кто должен управлять. Намного сложнее третий компонент: методы, средства, приемы, способы, схемы и т.д., т.е. как управлять. 8

9 На сегодняшний день можно выделить следующие способы управления рисками: 1) организационные; 2) технические; 3) технологические; 4) экономические; 5) рыночные; 6) командно-административные; 7) информационные; 8) интеллектуальные; 9) комбинированные. Ни один их этих способов в отдельности не решает проблему управления риском, чаще всего приходится применять несколько методов, используя наработки многих наук, т.е. междисциплинарный подход. Решением этой задачи занимается наука об управлении, которая в свою очередь распадается на ряд отдельных направлений. Среди традиционных подходов к проблеме управления рисками наиболее распространенной точкой зрения является управление как процесс. С этой точки зрения приведем следующие определения. Сущность управления риском заключается в деятельности различного уровня органов управления, действующих на основе современных научных достижений в области риска, обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку принятия решений. Управление риском есть процесс идентификации, оценки, отбора и реализации совокупности действий и мероприятий, направленных на снижение величины риска возникновения ЧС, причинение вреда здоровью человека и окружающей среде. Целью управления риском является поиск и принятие научно обоснованных, экономически эффективных, интегрированных мер, призванных снизить, предотвратить или минимизировать риск с учетом социальных, культурных, этических, национальных, политических и правовых особенностей. Задача управления риском, определяемая как процесс, требует выявления отдельных частей (элементов) всей схемы управления. Важным этапом такой работы является определение числа основных элементов общей схемы, их функционального назначения, связей между ними как прямых, так и обратных, и способов их построения. Стратегическая цель управления риском стремление к повышению уровня благосостояния общества (максимизация материальных и духовных благ) при обязательном выполнении следующего условия: 9

10 никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправданность практической деятельности). Иначе говоря, основным принципом в теории управления рисками является принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба (иногда говорят: затраты выгоды). Этот принцип постулируется в одном из важнейших государственных документов России «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ Президента Российской Федерации 440 от ), в котором он сформулирован следующим образом: «никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба», т.е. должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждой личности от чрезмерного риска. Эти положения требуют введения понятий «чрезмерный уровень риска» (ЧР), и «допустимый уровень риска» (ДР), которые в последнее время получили широкое распространение в повседневной деятельности по обеспечению безопасности. Большое практическое значение имеет понятие допустимого риска. Установление конкретного численного значения ДР это в первую очередь социальная проблема, решение которой входит в компетенцию различных наук, в том числе политологии. Допустимый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Принятое конкретное значение для ДР как обязательное условие должно соответствовать социальным требованиям и в тоже время обеспечивать жизнеспособность дальнейшего развития экономики рассматриваемой социально-экономической системы. В цикле управления риском выделяют две основные фазы: оценка риска и управление риском. Любая оценка риска начинается с идентификации опасностей, определения проблемы и оценки риска по схеме «доза ответ», которая является характеристикой взаимосвязи между степенью воздействия опасности и вероятностью негативных последствий. Вторая фаза представляет собой собственно управление риском. Она делится на принятие решения о внедрении, осуществление мониторинга и организацию наблюдения за состоянием системы. Управление риском решает две основные задачи: 10

11 анализ величины риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих уровню ДР; анализ цены риска и реализации методов ее снижения. Оценка риска и управления рисками сводится к определению вероятности возникновения нежелательного события и размеров потенциального ущерба. Возможны следующие сценарии управления риском: 1) упразднение; 2) предотвращение потерь и контроль; 3) страхование; 4) поглощение. Упразднение исключает какую-либо деятельность в зоне риска. Метод абсолютно надежный, но его повсеместное применение означает полное сворачивание деятельности. Предотвращение потерь и контроль означает проведение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения нежелательного феномена или процесса. Страхование является распределением возможных потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску. Поглощение предполагает признание риска без распределения его посредством страхования. Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам: 1) в случаях, когда не могут быть использованы другие методы управления риском (для рисков, вероятность которых достаточно мала); 2) при применении самострахования. Алгоритм стратегии управления риском основан на логических операциях выбора направления действий в зависимости от выполнения критериев приемлемости величины и цены экологического риска. Здесь мы вели речь о содержании и основных задачах дисциплины «Управление техносферной безопасностью» в широком контексте. Однако мы учитывали, что при подготовке специалистов по техническим направлениям основное внимание уделяется изучению вопросам создания эффективных систем управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью. Пока эта задача на многих предприятиях и организациях только решается. Переход к управлению рисками находится на начальной стадии. Поэтому в настоящем учебном пособии большой объем материала посвящен изучению трудового законодательства, научным основам, принципам построения и создания эффективных систем управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью (профессиональными рисками). Что касается вопросов экологического права и управления природоохранительной деятельностью, то они представлены в более кратком изложении, 11

12 достаточном для понимания актуальности проблемы и способности решать актуальные задачи охраны окружающей среды. Вопросы управления безопасностью в чрезвычайных ситуациях изложены еще более кратко, поскольку они детально изучаться в специальных курсах. Изучив дисциплины «Управление техносферной безопасностью», «Надзор и контроль в сфере труда», «Мониторинг безопасности» каждый выпускник вуза по направлению «Техносферная безопасность» должен обладать следующими компетенциями: способностью ориентироваться в основных нормативных правовых актах в области обеспечения безопасности; способность осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой базой; способностью организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации; способностью прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения; умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания; способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности; способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты; способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера; способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники; способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере. Студент должен: знать: понятия, концепции, принципы и методы системного анализа, обеспечения и совершенствования безопасности процессов и систем производственного назначения; действующую систему нормативных правовых актов в области техносферной безопасности; правовые и организационные основы охраны труда, трудовое законодательство; 12

13 систему управления безопасностью в техносфере; систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; обязанности, права и ответственность работодателя и должностных лиц за обеспечение контроля и безопасности условий труда; порядок ведения документации и отчетность по охране труда; психологические методы обеспечения безопасности труда; принципы и методы проведения экспертизы экологической, производственной, пожарной безопасности, безопасности в ЧС; уметь: проводить обследования состояния охраны труда на объектах, выявлять нарушения требований безопасности, оценивать уровень риска, принимать решения для обеспечения безопасности труда; прогнозировать аварии и катастрофы; пользоваться законодательной и нормативно-правовой документацией; проводить расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний; разрабатывать организационные мероприятия по обеспечению безопасности в техносфере; вести необходимую документацию и составлять отчеты по охране труда; проводить инженерно-экономические расчеты мероприятий по обеспечению техносферной безопасности; оптимизировать мероприятия по обеспечению техносферной безопасности. владеть: законодательными и правовыми актами в области охраны труда и окружающей среды; навыками разработки организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда, повышению эффективности системы управления охраной труда. навыками использования организационно-управленческих решений для обеспечения безопасности труда; методами управления безопасностью в техносфере. 13

14 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации) (далее ТК РФ). Безопасные условия труда условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ). Безопасность отсутствие недопустимого риска (п. 3.1 ГОСТ Р ). Риск сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба (п. 3.2 ГОСТ Р ). Допустимый риск риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях (п. 3.7 ГОСТ Р ). Безопасность труда условия и факторы, которые влияют или могут влиять на безопасность сотрудников или других работников (включая временных работников и персонал подрядчиков), посетителей или любого другого лица на рабочем месте (п OHSAS 18001:2007). Требования охраны труда государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Государственные нормативные требования охраны труда это требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и устанавливающие правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ). Профессиональное заболевание хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности (ст. 2 Федерального закона «Об обя- 14

15 зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Несчастный случай на производстве событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» как на территории страхования, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (ст. 2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Гигиенический норматив установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека (ст. 2 Федерального закона «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»). Производственная деятельность совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). Система управления охраной труда набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей (ГОСТ ). По ГОСТ Р система управления охраной труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов. Промышленная безопасность опасных производственных объектов состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). 15

16 Требования промышленной безопасности условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Система управления промышленной безопасностью комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Обоснование безопасности опасного производственного объекта документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварий на опасном производственном объекте, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта»). Авария разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, не контролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Инцидент отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного технологического процесса (ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Безопасность гидротехнических сооружений свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений»). Пожарная безопасность состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»). 16

17 Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности»). Транспортная безопасность состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»). Обеспечение транспортной безопасности реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»). Экологическая безопасность состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Охрана окружающей среды деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также природоохранная деятельность) (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Техносфера часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств (научно-технической революции) в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»). 17

18 Безопасность дорожного движения состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожнотранспортных происшествий (ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Менеджмент вид профессиональной деятельности людей, которая включает совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли и которая использует научные подходы, концепции маркетинга и человеческий фактор (п. 3.5 ГОСТ Р ). Маркетинг совокупность принципов, методов и средств управления предприятием по разработке новой продукции, сбыту товаров, представлению услуг, реклам и ценообразованию на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке (п. 3.4 ГОСТ Р ). Менеджмент риска скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении риска. Примечание. Обычно менеджмент риска включает в себя оценку риска, обработку риска, принятие риска и коммуникацию риска (п ГОСТ Р ). Система менеджмента безопасности труда часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения ее политики в области безопасности труда и управления ее рисками. Примечания. 1. Система менеджмента совокупность взаимосвязанных элементов, используемая для установления политики и целей в области безопасности труда, а также для достижения этих целей. 2. Система менеджмента включает организационную структуру, планирование (включая, например, оценку рисков и установление целей), ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы (п OHSAS 18001:2007). Мониторинг (от лат monitor напоминающий, надзирающий) непрерывное наблюдение, оценка и прогноз состояния процессов, явлений, окружающей среды, объектов экономики как составная часть управления. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). 18

19 Социально-гигиенический мониторинг государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Примечание. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от , кроме указанных видов мониторинга, относящихся к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относятся также следующие виды контроля и мониторинга: наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; санитарно-карантинный контроль; медико-биологическая оценка воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; государственный мониторинг атмосферного воздуха; государственный мониторинг водных объектов; государственный мониторинг радиационной обстановки; государственный лесопатологический мониторинг; государственный мониторинг состояния недр; сейсмический мониторинг; мониторинг вулканической активности; мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и деформации земной поверхности; федеральный государственный экологический надзор; карантинный фитосанитарный мониторинг; контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой; контроль в сфере ветеринарии и карантина растений; контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства; контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. РФ Российская Федерация. ФЗ федеральный закон. ГОСТ государственный стандарт. НПА нормативный правовой акт. НС несчастный случай. ПЗ профессиональное заболевание. 19

20 Раздел 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1. Общие сведения о праве Право это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы и правила. Праву присущи следующие признаки: нормативность; общеобязательность; формальная определенность; системность; многократность применения; гарантированность государством. Правовая норма представляет собой общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, а иногда волеизъявлением населения, и обеспеченное принудительной силой государства. С помощью правовых норм в современных государствах регулируются наиболее значимые общественные отношения экономические, политические, социально-культурные, трудовые и др. Нормы права оформляются в виде конституций, уставов, законов, подзаконных актов, международных договоров, которые именуются нормативными правовыми актами и различаются юридической силой, т.е. свойством акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в правовой системе и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Характерная черта системы правовых актов ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. Нормативный правовой акт это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 20

21 Конституция (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности гражданина и человека. Закон юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Являясь основным законом, Конституция Российской Федерации правовая основа законодательства России. Все остальные законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы России принимаются в виде законов о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (в том числе кодексов). Кодекс (от лат. codex книга) систематизированный единый акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных положений и норм. Они издаются в форме указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений и др. Под нормативным договором понимается соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. Нормативные договоры включают в себя международные и внутригосударственные договоры. К последним относят договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, о совместной деятельности в экономической области, типовые договоры, которые регулируют в основном гражданско-правовые и семейные отношения и имеют обязательную юридическую силу. Международный договор нормативный правовой акт, регулирующий отношения России с ино- 21

22 странным государством или международной организацией. В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Судебное решение (судебный прецедент) представляет собой решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения конкретного дела, и своим решением создает новую правовую норму, которая, получив обязательную силу применяется в последствии другими судами. Виды норм права зависят от основания их классификации. В данном контексте нормы права классифицируются в зависимости от отраслей права. Нынешняя российская правовая система включает в себя следующие основные отрасли права, являющиеся ее подсистемами, в том числе: конституционное (государственное), административное, гражданское, семейное, трудовое, финансовое, уголовное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Кроме указанных традиционных отраслей права в настоящее время идет активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, лесное право, водное право и др. Следует отличать систему права от системы законодательства. Хотя обе системы тесно связаны между собой, но не являются идентичными. Отличительными чертами названных систем являются: 1) систему права характеризуют внутреннее строение права, его структуру и элементы, а систему законодательства виды и строение нормативных правовых актов, формы существования правовых норм; 2) структура системы права обусловлена объективно существующими общественными отношениями, а структура системы законодательства является результатом правотворческой деятельности компетентных органов; 3) элементами системы права являются нормы права, правовые институты и отрасли права, а элементами системы законодательства нормативные правовые акты, их элементы части, разделы, главы, статьи и т.д., а также отрасли законодательства. Некоторые отрасли законодательства совпадают с отраслями права (в частности уголовное, семейное, трудовое), другие включают в себя нормы нескольких отраслей права (к примеру, хозяйственное за- 22

23 конодательство состоит из норм административного, гражданского и других отраслей права). В соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовое законодательство включает в себя законодательство об охране труда и состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Экологическое право самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. В качестве отрасли оно признается, поскольку, являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений и поведения, требующие обособленного, юридически своеобразного регулирования. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета регулирования экологически значимого поведения людей специфических задач, к которым относятся: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление средообразующих элементов, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, экологического правопорядка и др. Эти задачи не могут быть решены другими отраслями права. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы ядро права и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного и административного), так и производных, вторичных (трудового, земельного, водного и т.п.). Юридический энциклопедический словарь «Экология» определяет экологическое право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения, объединяющих две подструктуры природоохранное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды и природоресурсное, регулирующее отношения по использованию и охране природных ресурсов земли, вод, недр и пр Правовые основы охраны труда Правовую основу охраны труда составляют законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, имеющие иерархическую структуру, обладающие различной юридической силой. Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ (Ос- 23

24 новной закон нашего государства), имеющая наибольшую юридическую силу. Ниже, в порядке убывания юридических сил, расположены: ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Как указано выше, нормативные правовые акты более низких уровней не должны противоречить вышестоящим уровням, федеральным законам, ТК РФ и Конституции РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Конституция Российской Федерации является важнейшим источником отечественного права в целом, и в том числе в области охраны труда. Конституция РФ, как Основной закон нашей страны, обладает высшей юридической силой. Юридически более сильными являются только признанные международные нормы. Действующая на всей территории Конституция РФ была принята референдумом 12 декабря 1993 г. Она содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к охране труда. «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены», «Каждый имеет право на отдых» (ст. 37). «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь», «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность» (ст. 41). «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду» (ст. 42). ТК РФ и ряд федеральных законов, регулируют правовые отношения в области безопасности и охраны труда, в том числе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997 г.), «О радиационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О гражданской 24

25 обороне» (1998 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (1998 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «О техническом регулировании» (2002 г.), «О транспортной безопасности» (2007 г.), Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (2008); «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011), «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (2013 г.), «О специальной оценке условий труда» (2013 г.) и др. с последующими дополнениями и изменениями. Основополагающим законодательным актом РФ, устанавливающим необходимые правовые условия для оптимальных трудовых отношений, создающим основные начала трудового законодательства, является принятый Государственной Думой г. и введенный в действие с г. ТК РФ с последующими изменениями и дополнениями. В истории России это четвертый кодифицированный акт в сфере труда. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918 г, 1922 г и 1971 г. Структуру ТК РФ образуют части, разделы, главы и статьи. В нем 6 частей, 14 разделов, 62 главы и 424 статьи. Для сравнения можно отметить, что КЗоТ РСФСР, принятый в 1971 г. (с 1992 г. КЗоТ РФ), в момент прекращения своего действия включал 20 глав, разделенных на 256 статей. Практика применения ТК РФ показала, что, несмотря на его достоинства и преимущества по сравнению с ранее существовавшим КЗо- Том, он также имеет существенные недостатки. Поэтому, начиная с 2002 г. в него каждый год вносились изменения и дополнения. В последующие годы в связи с интеграцией экономики России в мировое сообщество произошли определенные изменения в законодательстве страны, часть из которых была порождена прошедшей в 2004 г. административной реформой. Все это в совокупности поставило на повестку дня вопрос о внесении в действующий ТК РФ существенных изменений. В результате большой и разноплановой работы был принят новый Федеральный закон 90-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ, признании недействующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых 25

docplayer.ru

Управление техносферной безопасностью ВАРИАНТЫ

Управление техносферной безопасностью ВАРИАНТЫ №

Ахметвалиев 1

Ходырев 3

Бушуев 2

Четкарев 4

Васильев 3

Шаламов 5

Гайнуллина 4

Щелконогов 6

Гобов 5

Ягофаров 7

Голубев 6

Дьяков 7

Каракулин 8

Королев 9

Кудрявцева 10

Куликов Андрей 11

Куликов Сергей 12

Ломаева 13

Петров 14

Прошин 15

Рябов 16

Сафиуллин 17

Сергеева 18

Семенов 19

Ситдиков 20

Тимиргалина 1

Трушников 2

Контрольная работа состоит из двух частей

1 часть –Контроль и надзор в сфере техносферной безопасности на примере (предприятие, город, район)

2 часть – написать реферат на заданную тему

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

  1. Нормативно-правовые акты в области техносферной безопасности.

  2. Ответственность за несоблюдение нормативно-правовых актов техносферной безопасностью.

  3. Обязанности Федеральных органов исполнительной власти в области техносферной безопасности.

  4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда.

  5. Разработка, согласования и утверждения нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности.

  6. Система экологического страхования на предприятии.

  7. Организационно-правовая система социального страхования на предприятии.

  8. Оценка эффективности региональных(территориальных) экологических программ.

  9. Система эколого-экономического анализа в сфере промышленного природопользования.

  10. Управление природопользованием и экологической безопасностью.

  11. Структура западной нормативной базы техносферной безопасности.

  12. Государственное управление техносферной безопасностью на Федеральном и территориальном уровнях.

  13. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований техносферной безопасности.

  14. Федеральная инспекция труда: задачи, полномочия, основные права, обязанности, порядок инспектирования работодателей, обжалование решений государственных инспекторов труда.

  15. Объекты государственного надзора и контроля за безопасным ведением работ в промышленности.

  16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

  17. Совместная деятельность в области техносферной безопасности работодателей и работников.

  18. Государственный пожарный надзор.

  19. Государственная экспертиза условий труда.

  20. .Локальные нормативные акты по охране труда на предприятии: структура, содержание.

Журнал «Безопасность жизнедеятельности» - http://www.novtex.ru/bjd/

Всероссийский специализированный журнал «Безопасность» - http://www.bezopasnost-chel.ru/

Журнал «Безопасность в техносфере» - http://magbvt.ru//

Журнал «Мир и безопасность» - http://www.mirbez.ru/

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

studfiles.net

Управление техносферной безопасностью ВАРИАНТЫ

Управление техносферной безопасностью ВАРИАНТЫ №

Ахметвалиев Р.Р. 1

Бушуев А.С. 2

Васильев В.А. 3

Гайнуллина А.Ф. 4

Гобов Е.В. 5

Голубев С.В . 6

Дьяков Ю.И. 7

Каракулин В.С. 8

Кондратов А.А. 9

Королев О.А. 10

Кудрявцева М.О. 11

Куликов А.В. 12

Куликов С.А. 13

Ломаева Р.А. 14

Осинцев С.А. 15

Петров К.С. 16

Прошин В.В. 17

Рябов И.В. 18

Сафиуллин А.А. 19

Семенов В.В. 20

Сергеева О.А. 1

Ситдиков Ф.Р. 2

Тимаргалина Н.С. 3

Трушников К.В. 4

Ходырев М.Н. 5

Четкарев А.Н. 6

Шаламов М.Н. 7

Щелконогов И.А. 8

Ягфаров И.А. 9

Контрольная работа состоит из двух частей

1 часть –Контроль и надзор в сфере техносферной безопасности на примере (предприятие, город, район) можно на примере своего предприятия.

2 часть – написать реферат на заданную тему

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

  1. Нормативно-правовые акты в области техносферной безопасности.

  2. Ответственность за несоблюдение нормативно-правовых актов техносферной безопасностью.

  3. Обязанности Федеральных органов исполнительной власти в области техносферной безопасности.

  4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда.

  5. Разработка, согласования и утверждения нормативно-правовых актов в области техносферной безопасности.

  6. Система экологического страхования на предприятии.

  7. Организационно-правовая система социального страхования на предприятии.

  8. Оценка эффективности региональных(территориальных) экологических программ.

  9. Система эколого-экономического анализа в сфере промышленного природопользования.

  10. Управление природопользованием и экологической безопасностью.

  11. Структура западной нормативной базы техносферной безопасности.

  12. Государственное управление техносферной безопасностью на Федеральном и территориальном уровнях.

  13. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований техносферной безопасности.

  14. Федеральная инспекция труда: задачи, полномочия, основные права, обязанности, порядок инспектирования работодателей, обжалование решений государственных инспекторов труда.

  15. Объекты государственного надзора и контроля за безопасным ведением работ в промышленности.

  16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

  17. Совместная деятельность в области техносферной безопасности работодателей и работников.

  18. Государственный пожарный надзор.

  19. Государственная экспертиза условий труда.

  20. .Локальные нормативные акты по охране труда на предприятии: структура, содержание.

Журнал «Безопасность жизнедеятельности» - http://www.novtex.ru/bjd/

Всероссийский специализированный журнал «Безопасность» - http://www.bezopasnost-chel.ru/

Журнал «Безопасность в техносфере» - http://magbvt.ru//

Журнал «Мир и безопасность» - http://www.mirbez.ru/

Соседние файлы в папке задание на семестр на весну 2016

studfiles.net


Смотрите также