Вводный инструктаж для водителей по безопасности дорожного движения


Правила и порядок проведения вводного инструктажа по БДД для водителей + образец программы и инструкции

Главная > Охрана труда > Инструктаж > Для водителей > Правила и порядок проведения вводного инструктажа по БДД для водителей + образец программы и инструкции

При приеме на работу в автотранспортное предприятие в обязанности работодателя входит в том числе и ознакомление рабочего с условиями туда, а также нормами по охране труда и безопасности вождения.

Такие требования предусмотрены законодательно – Трудовым кодексом РФ, а также ГОСТами со стандартами по охране труда. Первой стадией профилактики нарушений на производстве и травматизма во время перевозок служит проведение водного инструктажа для водителей по БДД.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Проведение первых мероприятий по разъяснению специфики работы и норм трудового законодательства в области охраны труда и безопасности дорожного движения происходят в нескольких случаях:

  • При приеме на работу нового сотрудника в качестве водителя. В таком случае специалист по охране труда и начальник автоколонны обязаны ознакомить вновь прибывшего с правилами поведения в организации, рабочим графиком и иными нормами трудовой жизни, а также разъяснить правила безопасности при перевозках и нормы федерального законодательства об охране труда. Все это должно осуществиться уже при вводном инструктаже.
  • При командировании сотрудника в качестве водителя с другого автотранспортного предприятия. В таком случае ответственные лица также обязаны ознакомить прибывшего с правилами поведения в организации, так как ответственность в случае нарушения норм будет лежать в том числе и на специалисте по охране труда и ответственном начальнике подразделения.
  • Для граждан, переведенных из иных подразделений на должность водителя. В таком случае новый работник должен быть ознакомлен со всем перечнем вопросов охраны труда на производстве, а также правилами техники безопасности при организации перевозок.
  • При заключении срочного контракта и прохождении практики обучающимися ВУЗов и ССУЗов также требуется проведение вводного обучения по ОТ и БДД касаемо техники безопасности, мерах противопожарной безопасности и оказания первой медицинской помощи в случае возникновения нештатной или чрезвычайной ситуации.

Также распоряжением руководства в некоторых случаях вводное обучение может проводиться в иных случаях в отношении других категорий работников, хотя на практике такие случаи довольно редки.

Цель проведения

При осуществлении вводных мероприятий ответственные лица в соответствии с законодательством преследуют следующие цели:

  • Предотвращение травматизма и нанесения вреда здоровью при эксплуатации автомобиля. Это касается как водителя, так и пассажиров.
  • Профилактика проявления нештатных и чрезвычайных ситуаций с автомобильной техникой. Изучение основ обращения с автомобилем, особенностями его эксплуатации и обслуживания.
  • Изучение норм охраны труда и безопасности дорожного движения в части федерального законодательства, а также изучение нормативных актов организации в данной области.
  • Изучение противопожарной безопасности, основ первичной медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
  • Проведение анализа нормативных актов в части порядка и условий осуществления перевозок опасных, химических и вредных веществ.

Учитывая специфику транспортного предприятия, цели и задачи могут дополняться.

Разработка и утверждение инструкции и программы по БДД

Осуществление вводного обучения неразрывно связано с определенным порядком и обязательным документальным обеспечением проводимых мероприятий.

Основой для изучения теории и практики в данном случае выступает специальная инструкция по водному инструктажу по БДД и ОТ для водителей организации.

Разработкой данной инструкции занимается непосредственно инженер/специалист по охране труда в кооперации с руководителем подразделения водителей (начальник автоколонны).

Разработка осуществляется в соответствии ГОСТами и постановлениями Министерства труда РФ и министерства транспорта РФ в части охраны труда и соблюдения безопасности движения при перевозках.

В нормативных актах содержится примерный перечень затрагиваемых тем и вопросов, которые подлежат освещению при проведении вводного инструктажа.

Кроме того, с данной программой работники предприятия могут ознакомиться перед прохождением процедуры инструктажа.

Также при проведении инспекции сотрудники государственных органов имеют право истребования данных материалов для проверки на соответствие федеральному законодательству.

Порядок утверждения программы заключается:

  • разработка ответственными лицами программы проведения инструктажа в соответствии с федеральными и локальными нормативными актами;
  • визирование разработанной программы специалистом по охране труда и руководителем подразделения водителей;
  • рассмотрение программы правовым отделом организации на предмет соответствия стандартам и ГОСТам (при наличии такового подразделения);
  • утверждение приказом руководителя организации.

Наличие данной программы при проведении вводных мероприятий является прямой обязанностью работодателя в отношении своих будущих сотрудников.

Скачать образец

При приеме на работу

При приеме нового сотрудника ответственные за проведение инструктажа должны соблюдать следующий порядок действий:

  1. Издание приказа руководителя о проведении вводного инструктажа в связи с приемом на работу нового водителя. В приказе утверждаются сроки, ответственные лица, а также обозначается вид инструктажа и данные сотрудника с указанием должности.
  2. Осуществление теоретических и практических занятий на предмет охраны труда и безопасности дорожного движения. Изучение спецификой работы предприятия в соответствии с разработанной и утвержденной программой инструктажа. Проведение теоретических и практических занятий по оказанию первой медицинской помощи и обслуживанию автомобильной техники. Изучение основных маршрутов движения и условий перевозки в данной отрасли в соответствии с федеральным законодательством.
  3. Проставление отметки в журнале учета о состоявшемся инструктаже. Свои подписи в обязательном порядке ставят ответственные за проведение инструктажа, а также принятые на работу сотрудники организации.

Данные этапы должны соблюдаться при проведении мероприятий, при этом каждый из этапов должен документально подтверждаться при запросе проверяющих государственных органов.

Читайте также: охрана труда водителей автомобилей.

Полезное видео

Об аттестации по БДД и последних изменениях в законодательстве, подробно рассказано в данном видео:

Выводы

Проведение вводного инструктажа среди водителей выступает первым этапом профилактики, направленным на изучение норм охраны труда и безопасности дорожного движения, а также исключения производственного травматизма и нанесения ущерба автотранспортной технике.

При соблюдении основных норм ОТ и БДД водители могут значительно снизить вероятность нарушения правил безопасности на дорогах общего пользования.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Правила и необходимость проведения предрейсового инструктажа водителей по БДД – образец инструкции и программы

Главная > Охрана труда > Инструктаж > Для водителей > Правила и необходимость проведения предрейсового инструктажа водителей по БДД – образец инструкции и программы

Проведение мероприятий по охране труда и профилактике нарушений правил дорожного движения являются неотъемлемой частью условий осуществления трудовой деятельности профессиональными водителями.

На каждом автотранспортном предприятии существует должность специалиста по охране труда, который должен осуществлять перечень мероприятий, в том числе и предрейсовый инструктаж водительского состава.

Проведение данной процедуры в соответствии с нормами трудового законодательства является одним из важных обстоятельства сохранения жизни не только водителя, но и пассажиров транспортного средства.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Нормами трудового законодательства и приказами Министерства транспорта РФ установлен перечень ситуаций, при которых в обязательном порядке проводится предрейсовый инструктаж:

  • При осуществлении перевозок детей и несовершеннолетних. В таком случае перед каждым выездом на линию водитель должен проходить процедуру инструктирования, правил по охране здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций на дороге и оказания первой медицинской помощи. Такая процедура необходима, учитывая специфику перевозок несовершеннолетних, ответственность за которых во время передвижения несет водитель.
  • При управлении работником иного транспортного средства. В случае если водителя пересаживают на другое транспортное средство, в его отношении также должен проводиться предрейсовый инструктаж. Эта ситуация объясняется спецификой управления нового транспортного средства, особенностями его работы и технического состояния, а также иными обстоятельствами вождения (при пересаживании с автомобиля одной категории на другую);
  • При осуществлении перевозок крупногабаритных грузов или опасных (химических, пожароопасных или горючих веществ). Такой инструктаж также должен проводиться перед каждым выездом с пояснениями о свойствах перевозимого груза, особенностях управления транспортным средством в данной ситуации и мерах предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций. Специфика перевозки опасных грузов также требует от водителя специального разрешения на осуществление такой перевозки, что помимо лицензии также требует проведения предрейсового инструктажа.
  • Для водителей, которые направляются по новому маршруту, также предусмотрен предрейсовый инструктаж по БДД. При этом учитываются особенности следования по новому маршруту, специфика маршрута (местность, климат, дорожная обстановка). В зависимости от воли руководства такое инструктирование может проводиться повторно в зависимости от сложности маршрута, изменений условий следования и дорожной обстановки.

Проведение предрейсовго инструктажа по безопасности дорожного движения может не ограничиваться описанными ситуациями и проводиться по желанию руководителя организации при возникновении каких-либо нештатных ситуаций, изменениях в состоянии транспортных средств и иных условий движения.

Цель проведения

Целью проведения предрейсового инструктажа по БДД являются:

  • профилактика безопасного вождения и, соответственно, соблюдение правил ПДД;
  • сохранение жизни и здоровья водителя и пассажиров во время движения;
  • профилактика травматизма во время обращения с транспортным средством;
  • правила оказания первой медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. Правила применения первичных средств пожаротушения и иных комплексных мер по охране здоровья;
  • предотвращение нанесения ущерба автомобилю и перевозимому грузу в результате нарушений правил передвижения, иных норм транспортировки грузов;
  • правила обращения с опасными веществами и способами правильной транспортировки. Правила по предотвращению возникновения нештатных ситуаций при перевозке опасных или крупногабаритных грузов.

Читайте также: Охрана труда водителей.

Разработка и утверждение инструкции и программы по БДД

Разработка и утверждение инструкции и программы по безопасности дорожного движения проводится в несколько этапов.

При возникновении соответствующих обстоятельств (перевозка детей или опасных грузов) специалист по охране труда инициирует издание руководством организации соответствующего приказа.

Приказом руководства определяется круг лиц, в отношении которых будет проведен предрейсовый инструктаж по БДД, перечень документов, на основании которых будут проводиться мероприятия, и назначаются ответственные исполнители инструктажа (специалист по охране труда и начальник отдела/подразделения). Также утверждается порядок проведения и его сроки (периодичность).

Типовыми положениями и рекомендациями министерства транспорта и министерства труда РФ утверждены правила и нормы при перевозке грузов и пассажиров водителями автомобилей.

На основании данных правил специалистом по охране труда составляется штатная программа по инструктированию.

Данная программа составляется при непосредственном участии руководителя водительского подразделения и подлежит обязательному документальному заверению.

После формирования и утверждения программы предрейсового инструктажа ответственные лица приступают к проведению мероприятии по охране здоровья среди водителей.

Скачать образец

Как инструктируется персонал по безопасности дорожного движения перед выездом?

Порядок проведения предрейсовым мероприятий перед выездом среди водителей проходит в несколько этапов.

После утверждения положения / инструкции ответственные лица проводят комплекс теоретических и практических занятий с водителями по предмету инструктажа по безопасности дорожного движения в зависимости от оснований его проведения.

Данные мероприятия могут быть как разовыми, так и постоянными в зависимости от условий перевозок.

Также предрейсовая процедура может отличаться для водителей в зависимости от характера перевозок (при перевозке детей упор делается на оказание первой медицинской помощи и соблюдении условий дорожного движения, при перевозке опасных грузов на условия пожарной безопасности и безопасного обращения с опасными и вредными веществами);

После проведения мероприятий, которые могут занимать рабочий день/смену, водители в обязательном порядке ставят отметку о прохождении инструктажа в специальном журнале — скачать образец журнала для водителей.

Такая отметка позволяет убедиться в случае возникновения нештатных ситуаций в том, что водитель был ознакомлен с особенностями перевозок должным образом и в соответствии с действующим законодательством.

Все этапы отмечаются документально и фиксируются ответственными лицами организации.

Выводы

Предрейсовое инструктирование водителей по правилам безопасного движения и перевозок — важная процедура, которая служит профилактической мерой для сохранения жизни и здоровья пассажиров и водителя, а также сохранности перевозимого груза.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб.445 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 426-14-07 доб.394 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

Задайте вопрос бесплатно здесь - если вы проживаете в другом регионе.

Это быстро и бесплатно!

Инструктажи по БДД

Какие инструктажи должен проводить - Начальник автоколонны с водительским составом? Наличие, каких журналов обязательно? Так же интересует вопрос, помимо инструктажей, должен ли начальник автоколонны проводить занятия с водительским составом? Обязательны ли они? Должны ли эти занятия фиксироваться в журналах? Обязательны ли эти журналы? Существует ли форма «Журнала учета занятий с водительским составом»?

Ответственное лицо проводит инструктажи по БДД.

Какие-либо занятия ответственное лицо не обязано проводить (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Есть форма журнала проведения инструктажей.

Подробно об инструктажах см. обоснование.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда».

Статья: Инструктажи по безопасности дорожного движения

«Автомобильный транспорт относится к группе объектов повышенной опасности. Поэтому автотранспортная организация должна соблюдать определенные правила и требования. В частности, проводить инструктажи водителей. Об особенностях таких инструктажей поговорим в статье.

Что входит в инструктажи

Инструктажи по безопасности дорожного движения (далее — БДД) обязательны для всех водителей. Они нужны, чтобы проинформировать работников*:

Важно

Водителя нельзя допускать к работе на линии, если он не прошел инструктаж по БДД — вводный, предрейсовый, сезонный или специальный

  • о погодных условиях движения на маршруте;
  • местах отдыха и приема пищи, стоянки транспортных средств;
  • телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
  • причинах и обстоятельствах ДТП, которые происходили раньше с работниками организации;
  • маршруте движения транспортного средства;
  • правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов (приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).

Кроме того, водители должны знать, как действовать, если они выбились из графика движения. Указанная информация доводится до водителей во время вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

Вопросы, которые входят в инструктажи по БДД, приведены в таблице*:

Вид инструктажа Освещаемые вопросы
Вводный 1. Общие сведения об организации (размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок). 2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств. 3. Правила внутреннего трудового распорядка. 4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров. 5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. 6. Нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость). 7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках. 8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП. 9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров и (или) грузов
Предрейсовый

1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП,

особенности организации дорожного движения. 2. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей

(при необходимости), стоянки транспортных средств. 3. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции

МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций. 4. Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков. 5. Безопасность движения в период каникул учащихся. 6. Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных

переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами

и наплавными мостами. 7. Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов. 8. Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам

(при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам). 9. Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов. 10. Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей). 11. Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами,

сопровождающими детей (при перевозке детей)

Сезонный 1. Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды. 2. Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях
Специальный 1. Оценка ситуации, в связи с которой проводится инструктаж. 2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Не путайте виды инструктажей

Не путайте инструктажи по БДД с инструктажами по охране труда. Их проводят независимо друг от друга. Можно объединить, например, вводный инструктаж по БДД с вводным инструктажем по охране труда. Объединенный инструктаж сможет проводить специалист по охране труда, прошедший аттестацию по БДД. Поскольку наличие того и другого вида инструктажей проверяют разные контролирующие органы, результаты этих мероприятий нужно регистрировать в разных журналах.

Кто и когда проводит инструктажи

Вводный инструктаж. Проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

Вводный инструктаж проводит инженер по безопасности дорожного движения или сотрудник, ответственный за организацию БДД в организации. Результаты инструктажа фиксируются в журнале вводного инструктажа по БДД.

Предрейсовый инструктаж. Проводят перед:

  • выездом водителя по маршруту движения впервые;
  • перевозкой детей;
  • перевозкой опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Шаблоны и образцы

Пример заполнения Журнала приведен по ссылке.

Предрейсовый инструктаж проводится перед началом движения по определенному маршруту, поэтому поручить его лучше сотруднику диспетчерской службы. Результаты инструктажа удобнее фиксировать в Журнале регистрации предрейсового инструктажа по БДД.

Сезонные инструктажи. Проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

Специальный инструктаж. Нужен, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:

Обратите внимание

Контролировать проведение инструктажей по БДД должен начальник (инженер) службы БДД. Он же разрабатывает инструкции и программы инструктажей

  • вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профдеятельность водителей;
  • изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
  • получена информация о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
  • совершен и (или) имеется угроза совершения террористических актов.

Сезонный и специальный инструктаж проводит непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем. Например, сезонные инструктажи лучше проводить в апреле—мае и октябре—ноябре. Результаты инструктажей фиксируют в Журнале регистрации сезонных и специальных инструктажей по БДД.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Инструктаж по БДД проходят все, кто управляет транспортом

В компаниях есть сотрудники, которые пользуются служебными автомобилями, но не являются водителями. Тем не менее на них распространяются те же требования, что и на обычных водителей. То есть инструктаж по безопасности дорожного движения им необходим. Если в штате организации нет специалиста по безопасности дорожного движения, его обязанности может выполнять любой сотрудник, прошедший квалификационную подготовку. Он и будет проводить инструктаж с работниками».

17.02.2017

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос. Попробуйте бесплатно

Охрана труда

по проведению инструктажей водителей втомобильного  транспорта по безопасности дорожного движения

ГЛАВА 1
Общие положения

1. Настоящая Инструкция подготовлена в развитие соответствующих требований Правил организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Минтранса Республики Беларусь 02.03.2001 г. №  4.

2. Настоящая Инструкция устанавливает виды, порядок и периодичность проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения, которые необходимо проводить Перевозчику автомобильным транспортом общего пользования Республики Беларусь (далее – Перевозчик).

3. На автотранспорте общего пользования устанавливаются следующие виды инструктажей водителей по безопасности дорожного движения: вводный, предрейсовый, сезонный, специальный, проверка навыков практического вождения автомобиля.

4. Запрещается допускать водителей к работе без прохождения ими соответствующих инструктажей в установленные сроки.

5. Время, место проведения инструктажей водителей по безопасности дорожного движения, а также  список лиц, обязанных их проводить, определяется приказом по предприятию.

6. Организация проведения инструктажей, контроль и учет за своевременностью и полнотой их выполнения возлагается на службу безопасности дорожного движения Перевозчика или соответствующего специалиста, выполняющего эти функции.

7. Учет прохождения водителями предрейсового, сезонного и специального инструктажей ведется в журнале установленной формы (приложение).

ГЛАВА 2
Вводный инструктаж

8. Вводный инструктаж проводится  работником службы безопасности  движения или соответствующим специалистом, выполняющим эти функции со всеми водителями, принимаемыми на работу, перед допуском их к самостоятельной работе, независимо от их стажа работы и присвоенной квалификации, после обязательной проверки знаний Правил дорожного движения (ПДД) и контрольной поездки с водителем-инструктором (наставником) и его положительного заключения о пригодности водителя к самостоятельной работе.

9. Вводный инструктаж проводится в виде инструктивных занятий, в ходе которых разъясняются обязанности водителей по соблюдению ПДД и требований нормативных документов по безопасности дорожного движения применительно к конкретным условиям работы Перевозчика.

10. В тематику вводного инструктажа должны быть включены следующие вопросы:

10.1. Особенности и специфика работы Перевозчика и его структурных подразделений. Общий внутренний распорядок. Порядок стажирования и допуска водителей к самостоятельной работе.Порядок получения и предъявления соответствующих документов, осмотра и проверки технического состояния транспортных средств. Режим труда и отдыха водителей.

10.2. Состояние дорожно-транспортной дисциплины и требования, предъявляемые к водителям по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (ДТП).  Особенности организации движения на маршрутах работы Перевозчика, оказание технической помощи, а также организация движения транспорта и пешеходов на территории Перевозчика.

10.3. Порядок прохождения водителями предрейсового (послерейсового, межрейсового) медицинского осмотра.

10.4. Общие обязанности водителей автотранспортных средств, установленные Правилами дорожного движения и Инструкцией  для водителя. Особое внимание заостряется на недопустимости появления на работе в нетрезвом состоянии или с остаточными явлениями алкоголя и управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, либо под воздействием наркотических средств, психотропных или токсических веществ, запрещении отклонений от маршрутов и использовании автомобилей на перевозках, не указанных в путевом листе.

10.5. Допустимые скорости движения конкретного автотранспортного средства в населенных пунктах и на загородных дорогах в дневное и темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости.

10.6. Правила обгона и дистанция безопасности в зависимости  от скорости и условий движения, состояния покрытия проезжей части и видимости.

10.7. Правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Меры предосторожности при проезде пешеходных переходов, мест остановки общественного транспорта и других мест скопления пешеходов.

10.8. Нормы загрузки автобусов и требования по обеспечению безопасной перевозки пассажиров. Нормы и правила перевозки людей на грузовых автомобилях.

10.9. Особенности эксплуатации автомобильного транспорта в осенне-зимний период. Меры предосторожности при движении в сложных метеорологических условиях (снегопад, гололед, туман и т.д.).

10.10. Правила проезда железнодорожных переездов.

10.11. Действия водителя при совершении ДТП и в случаях заболевания или переутомления.

10.12. Уголовная, административная и дисциплинарная ответственность водителя за совершение ДТП и нарушения ПДД.

10.13. Порядок информирования  водителями работников службы безопасности дорожного движения о допущенных ими нарушениях ПДД а также полученных замечаниях от работников ГАИ, контрольно-ревизорской службы Министерства транспорта и коммуникаций, Транспортной инспекции, внештатных контролеров Перевозчиков, налоговой рнспекции.

11. Отметки о прохождении водителем вводного инструктажа по безопасности движения делаются в контрольном листе для поступающего на работу водителя, хранящемся в отделе кадров Перевозчика.

12. После получения вводного инструктажа принятый на работу водитель, независимо от его стажа и квалификации, вида и особенностей перевозок, а также марки транспортного средства, на котором он будет работать, должен пройти инструктаж по проверке навыков практического вождения автомобиля.

ГЛАВА 3
Предрейсовый инструктаж

13. Предрейсовый инструктаж проводится руководителем коммерческой службы (службы эксплуатации) Перевозчика или соответствующим специалистом, выполняющим эти функции, перед выездом водителей на маршруты работы при организации следующих видов перевозок: междугородные перевозки пассажиров и грузов, туристско-экскурсионные перевозки, перевозки детей, групп учащихся и студентов, перевозки опасных грузов, перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, международные перевозки пассажиров и грузов, движение в организованной транспортной колонне.

14. Инструктаж водителей, направляемых на перевозку детей, производится  руководителями коммерческой службы (службы эксплуатации) Перевозчика или соответствующими специалистами, выполняющими эти функции кроме того инструктаж об особенностях соблюдения правил дорожного движения при перевозке детей проводится сотрудниками Госавтоинспекции в соответствии с действующей инструкцией о порядке организации перевозки детей автомобильным транспортом

15. В тематику предрейсового инструктажа  должны быть включены следующие вопросы:

15.1. Протяженность и общая характеристика маршрута, состояние проезжей части дороги, условия движения, наличие опасных мест на маршруте, возможность изменения дорожно-климатических условий.

15.2. Пункты и места отдыха  и смены водителей. Порядок отстоя и хранения транспортных средств.

15.3. Обязанности водителей и меры по обеспечению безопасной перевозки пассажиров. Порядок проезда мест скопления людей (перекрестки, пешеходные переходы и т.д.), железнодорожных переездов, соблюдение правил остановки, стоянки, обгона, безопасной дистанции и скорости движения.

15.4. Характеристика перевозимых грузов и требования, предъявляемые к водителям по безопасной их транспортировке.

15.5. Порядок проверки укладки и крепления груза, наличие необходимого оборудования и приспособлений.

15.6. Ответственность водителей за техническую исправность подвижного состава в пути.

15.7. Ответственность водителей за самовольное, необоснованное отклонение от маршрута, невыполнение задания, использование автомобиля в личных целях и нарушение ПДД.

15.8. Меры по обеспечению безопасности движения при неблагоприятных дорожных и погодно-климатических условиях на маршрутах.

15.9. Способы и приемы экономичного управления автомобилем с учетом особенностей маршрутов движения.

Кроме того, в зависимости от вида перевозок, в тематику должны быть включены следующие вопросы:

15.10. При выполнении междугородных перевозок:

- нормы посадки пассажиров и погрузки грузов на транспортные средства;

- порядок размещения, укладки и крепления груза;

- оборудование грузового автомобиля для перевозки пассажиров.

15.11. При выполнении туристско-экскурсионных перевозок:

- нормы поведения водителей и культура обслуживания пассажиров;

- порядок подачи и отправления автобуса;

- техническое состояние и специальное оборудование автобуса;

- схема маршрута движения, места отдыха и питания. Порядок посадки и высадки пассажиров, места остановки и стоянки транспорта.

15.12. При перевозке детей:

- требования Инструкции о порядке организации перевозки детей автомобильным транспортом в части касающейся водителя;

- техническое состояние, оборудование и экипировка транспортных средств, предназначенных для перевозки детей;

- маршрут, режим и скорости движения. Особенности перевозки детей;

- правила посадки и высадки детей на остановках и стоянках;

15.13.При перевозке опасных грузов следует руководствоваться требованиями, изложенными в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь в части касающейся водителя.

15.14. При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов:

- основные требования  к техническому состоянию, оборудованию и дополнительному оснащению транспортных средств, используемых для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

- допустимая скорость движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;

- порядок движения, обгона, стоянки (остановки) и сопровождения транспортных средств;

15.15. При выполнении международных перевозок:

- режим работы, отдыха и порядок смены водителей;

- соблюдение требований в отношении продолжительности отдыха и управления, а также состава экипажа, установленных национальным законодательством в том государстве, где экипаж занимается своей производственной деятельностью;

- места, пункты и порядок технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

- основные особенности и отличия правил дорожного движения тех стран, на территории которых водители управляют автомобилями;

- нормы поведения водителей и культура обслуживания.

16. Отметка о проведении предрейсового инструктажа кроме журнала учета записывается также в путевом листе с указанием времени, даты и подписи лица, проводившего инструктаж.

ГЛАВА 4

Сезонный инструктаж

17. Сезонный инструктаж проводится в соответствии с требованиями нормативных документов о подготовке предприятий к работе в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

18. Сезонный инструктаж проводится работниками службы безопасности дорожного движения  или специалистом выполняющим  функции работника службы безопасности дорожного движения.

19. Проведение сезонного инструктажа целесообразно осуществлять: в весенне-летний период эксплуатации, совмещая с плановыми занятиями по повышению профессионального мастерства водителей по обеспечению безопасности дорожного движения (февраль, март); в осенне-зимний период – при подготовке водителей автотранспортных средств к зимнему периоду эксплуатации (сентябрь, октябрь).

Инструктаж проводится в кабинете (классе) безопасности дорожного движения.

20. В тематику сезонного инструктажа должны быть включены следующие вопросы:

20.1. Особенности эксплуатации автотранспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

20.2. Условия работы водителей при резком увеличении пешеходных потоков и интенсивности движения транспорта.

20.3. Обеспечение безопасности движения при осуществлении автомобильных перевозок в сложных дорожных и погодно-климатических условиях.

20.4. Движение в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

20.5. Подготовка водителей и автотранспорта к работе в зимних условиях.

20.6. Приемы вождения и особенности маневрирования при движении в гололедицу, сильный снегопад, метель, дождь.

20.7. Безопасность движения в период летних и зимних каникул учащихся и студентов.

20.8. Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и крутых подъемов, при замерзании и запотевании стекол кабин.

20.9. Характерные ДТП и нарушения ПДД, допущенные водителями по периодам эксплуатации.

20.10. Особенности проезда железнодорожных переездов и действия водителей при вынужденной остановке на переезде.

20.11. Схемы конкретных железнодорожных переездов, находящихся в зонах работы транспорта предприятия, с обозначением подъездов и зоны видимости железнодорожного пути, должны быть вывешены в диспетчерской и классах (кабинетах) безопасности движения. Условия и правила проезда через них должны быть изучены с водительским составом.

ГЛАВА 5

Специальный инструктаж

21. Специальный инструктаж проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от основной базы, с водителями автобусов, впервые направляемых самостоятельно на маршрут, с водителями впервые назначаемыми для работы на новых моделях автотранспортных средств, а также со всеми водителями Перевозчика при необходимости срочного доведения до них информации о причинах ДТП и рекомендаций по предупреждению их, внезапном и опасном изменении условий движения на маршрутах, появлении опасных мест и участков на дорогах,  изменениях в организации движения.

22. Специальный  инструктаж по разъяснению водителям особенностей (специфики) работы проводится работниками  коммерческой службы Перевозчика, а при доведении информации по ДТП и рекомендаций по предупреждению их – работниками службы безопасности дорожного движения или соответствующим специалистом, выполняющим эти функции. Специальный инструктаж по особенностям эксплуатации новых моделей автотранспортных средств, влиянию их конструктивных и эксплуатационных параметров на безопасность дорожного движения проводится работниками технической службы.

23. В тематику специального инструктажа должны быть включены следующие вопросы:

23.1. Доведение до водителей приказов, распоряжений, поступающих от вышестоящих организаций и регламентирующих порядок использования автомобильного транспорта.

23.2. Ознакомление  водителей с условиями работы при выполнении задания.

23.3. Режим рабочего времени и время постановки автомобиля на место стоянки. Место и время отдыха водителей.

23.4. Предупреждение о недопустимости управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, отклонения от маршрута движения и использования автомобиля в личных целях.

23.5. Порядок и место стоянки, технического обслуживания и охраны автотранспортных средств, обязанности водителей по контролю за их техническим состоянием.

23.6. Маршрут следования, дорожные условия, скорость движения и меры предосторожности при перевозке пассажиров и грузов.

23.7. Действия водителей в случаях болезни или переутомления.

23.8. Доведение до водителей изменений дорожных и погодно-климатических условий на маршрутах работы автотранспорта Перевозчика.

24. Дополнительные вопросы, освещаемые в ходе проведения инструктажа при направлении водителей в командировку приводятся в соответствии  с Положением о направлении и организации работы водителей и автомобилей в отрыве от постоянного места дислокации (в командировке).

ГЛАВА 6
Инструктаж по проверке навыков вождения

25. Инструктаж водителей по проверке навыков вождения автомобиля проводится при приеме их на работу, при переводе для работы на другой марке автомобиля, а также по назначению работников службы безопасности дорожного движения или специалиста, выполняющего эти функции в случае неоднократных нарушений водителями Правил дорожного движения.

26. Инструктаж проводится с целью оказания водителям практической помощи по повышению мастерства безаварийного вождения автомобилей.

27. Инструктаж проводится водителем-инструктором (наставником) в виде контрольной поездки с водителем на закрепленном за ним автомобиле при выполнении  задания по перевозке грузов и пассажиров. Продолжительность такой поездки устанавливается водителем-инструктором (наставником) в зависимости от степени подготовки инструктируемого водителя.

28. Во время контрольной поездки водитель-инструктор (наставник) наблюдает за правильностью выполнения приемов по управлению автомобилем в конкретных дорожных условиях, а также действиями водителя по прогнозированию опасных дорожно-транспортных ситуаций. Здесь же, на рабочем месте, наставник указывает на допущенные ошибки, дает советы и рекомендации по принятию правильных решений, необходимых мер предосторожности, а в случаях надобности, путем практического показа разъясняет водителю, как нужно выполнять определенные действия и приемы управления автомобилем в конкретной дорожной обстановке и опасных дорожных ситуациях.

29. В тематику инструктажа должны быть включены следующие вопросы:

29.1. Положение водителя на рабочем месте и влияние положения водителя на работоспособность.

29.2. Правила подготовки двигателя к пуску и его пуск. Особенности пуска двигателя в зимний период.

29.3. Последовательность действий водителя при трогании автомобиля с места.

29.4. Приемы пользования тормозами при остановке автомобиля на сухой и скользкой дороге.

29.5. Правильность приемов руления.

29.6. Приемы переключения передач, выбор момента для переключения.

29.7. Приемы экономичного вождения автомобиля.

29.8. Умение водителя оценивать и прогнозировать развитие дорожных ситуаций в конкретных условиях.

29.9. Анализ ошибочных действий водителя и рекомендации по их исправлению.

29.10. Маневрирование и остановка автомобиля в заданном месте. Движение задним ходом, порядок и правила подъезда к местам разгрузки (погрузки), посадки (высадки) пассажиров.

29.11. Допустимые скорости движения в зависимости от включенной передачи.

29.12. Приемы торможения при экстренной остановке автомобиля.

29.13. Выбор безопасной дистанции, определение длины тормозного и остановочного пути, параметры, влияющие на него.

30. По завершении контрольной поездки водитель-инструктор (наставник) оценивает степень овладения водителем мастерства вождения автомобиля  по показателям приведенным в пункте 29 и информирует об этом работников службы безопасности дорожного движения или  специалиста, выполняющего эти функции.

Приложение

ЖУРНАЛ

учета инструктажей по безопасности дорожного движения

Дата

Ф.И.О

водителя

Марка, гос. № ТС

Маршрут перевозки,

вид перевозки

Вид инструктажа

Ф.И.О. проводившего инструктаж

Роспись водителя

Роспись лица, проводившего инструк-таж

1

2

3

4

5

6

7

8


Смотрите также