Заключение экспертизы промышленной безопасности технических устройств


Назрело разделение экспертизы промышленной безопасности и установления (продления) срока службы технических устройств

В последние время возбужденными новым порядком аттестации экспертов, в котором задействованы не коммерческие структуры, а государственный орган власти (Ростехнадзор), активистами, представляющими в основном те самые коммерческие структуры, все чаще транслируется и муссируется тезис «о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования в области экспертизы промышленной безопасности». Они (активисты) возбудили февральские Парламентские слушания на эту тему http://vmeste-rf.tv/news/146200.do, хотя митинговали на этих слушаниях только о практике аттестации экспертов; они же бьют в набат, предупреждая Президента РФ не меньше как об угрозе национальной промышленности, безопасности и суверенитету» http://voprosy-prezidentu.zadat-vopros-putinu.ru/proj/?ia=919823&mod=one. Попытаемся вместе разобраться, что нужно «совершенствовать в экспертизе промышленной безопасности», и там ли это нужно делать, может …не надо начинать с консерватории?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон97) по истечении срока службы или при превышении установленных производителем количества циклов нагрузки технического устройства, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности.  Из этого положения явно не вытекает, что в именно в заключении экспертизы устанавливается новый срок службы. Хотя существующая практика именно такова. Цель экспертизы промышленной безопасности совсем другая. Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 1 Закона97 «проводится для оценки соответствия объекта экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности». 

Продление (установления нового) срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, искусственно связано с экспертизой промышленной безопасности и должно осуществляться по самостоятельной процедуре.

Поясню почему, поскольку с зачатия заблуждения прошло более 20 лет, и не все помнят, либо помнят, но почему-то замалчивают.  С 1993 года в соответствии с Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.1993 №20 (далее – Положение93) задолго до выхода Закона97, Госгортехнадзор России выдавал лицензии на экспертизу безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ. Причем эти лицензии согласно Положению93 разделялись на следующие виды работ:

  1. Проведение экспертизы (выдача заключений) по организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
  2. Проведение экспертизы (выдача заключений) по программам, методикам контроля и испытаний, оборудования производств повышенной опасности.
  3. Проведение экспертизы (выдача заключений) по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемым проектно - конструкторской документацией.
  4. Проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования.
  5. Проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.

Т.е. тогда (до выхода Закона97) была совсем другая экспертиза – «старая экспертиза», она не была процедурой оценки соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, каковой сейчас является «новая экспертиза» - экспертиза промышленной безопасности! 

В основном этой «старой экспертизой» занимались так называемые «специализированные организации» осуществляющие техническую диагностику и неразрушающий контроль - так в п (4) и (5) вообще нет слов экспертиза!  После выхода Закона97 Госгортехнадзор России начал создавать Систему экспертизы, базируясь на положении о том, что экспертиза промышленной безопасности – это процедура оценки соответствия. Недаром Система экспертизы уже во времена Ростехнадзора переродилась в агонизирующую (после самоустранения от нее Ростехнадзора) Единую систему оценки соответствия. 

Вопросы продления ресурса (срока безопасной эксплуатации), диагностики и неразрушающего контроля не могли быть решены в рамках Системы экспертизы, это другое направление и другие самостоятельные процедуры. Именно поэтому в 2001 году Госгортехнадзор России инициировал выход постановления Правительства РФ от 28.03.2001 №241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (далее - ПП241), которое содержало всего два пункта. 

В первом пункте принималось предложение госнадзора, согласованное всеми заинтересованными ведомствами, об «организации работы по развитию и внедрению системы контроля, позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах на территории Российской Федерации».  Этим постановлением Правительство РФ фактически разделило:

Это разные процедуры. И это вроде бы ясно. Но, к сожалению в Федеральных нормах и правилах (далее - ФНП) в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г №538, есть некоторое смешение этих разных процедур. Отчасти это продолжается в аттестации экспертов.

Первая процедура - ЭПБ - базируется на: (1) органах, которые проводят экспертизу – это экспертные организации, получающие лицензию Ростехнадзора; (2) экспертах в области промышленной безопасности, аттестующихся в Ростехнадзоре; (3)  требованиях промышленной безопасности – их вполне достаточно,  (напомню, что Ростехнадзор регулярно утверждает сводный документ – Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2017) – последний по состоянию на 6.07.2017г. введен приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 №254. Если для каких-то объектов экспертизы требований промышленной безопасности не хватает - нужно совершенствовать отраслевые ФНП в области промышленной безопасности, добавляя требования к этим объектам экспертизы по необходимости, без фанатизма. 

Вторая процедура – НК - базируется на: (1) органах, которые проводят НК – это лаборатории НК, получающие полномочия в добровольной Единой системе оценки соответствия (ЕСОС) без участия Ростехнадзора; (2) персонале, аттестуемом в независимых центрах, получающих полномочия в ЕСОС без участия Ростехнадзора; (3) методиках НК для различных объектов, которые входят с состав документов Ростехнадзора, если их недостаточно, значит нужно разрабатывать руководства по безопасности и методики в самостоятельной области - в области технического диагностирования без разрушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, зданий и сооружений с учетом их функциональной специфики.

Третья процедура – продление срока безопасной эксплуатации - сейчас реализована через проведение ЭПБ и косвенно регламентирована Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности. Напомню, что ранее действовал документ Госгортехнадзора России -  Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД-03-484-02), которое было отменено приказом Минприроды России от 30.06.2009г. №195, который утвердил новый Порядок с тем же названием, действующий до 2014г. Настало время Ростехнадзору воспользоваться правом (он им владеет с 2011 года), которое ему предоставляет 2-й пункт ПП241 и утвердить порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса).

Пути решения:

  1. Ростехнадзору пополнить ФНП требованиями к конкретным объектам экспертизы с учетом отраслевой специфики.
  2. Ростехнадзору разработать недостающие нормативные документы, регламентирующие порядок технического диагностирования и обследования с учетом отраслевой специфики, а также требования к персоналу и организация, проводящим НК.
  3. Ростехнадзору нужно разработать нормативный документ, регламентирующий порядок продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса). В этих документах как минимум должно быть установлено:
    • кто принимает решение «о продлении» (варианты – Ростехнадзор, либо организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, либо сторонняя специализирующаяся га этом организация),
    • на основании чего это решение принимается (например, на основании совокупных данных экспертизы промышленной безопасности; технического диагностирования без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль), а также специальных расчетов.

Гипотетический пример.

В каких-то ФНП в области промышленной безопасности установлено: какой-то сосуд (техническое устройство), изготовленный из определенного материала, может эксплуатироваться в заданном диапазоне давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки и пр., при условии сплошности стенок с заданной минимальной толщиной.  Для того, чтобы установить срок безопасной эксплуатации эксплуатирующая организация:

  1. самостоятельно с помощью своей диагностической лаборатории или с привлечением независимой лаборатории НК проводит техническое диагностирование, для определения сплошности и толщины стенок сосуда; 
  2. привлекает экспертную организацию для оценки соответствия фактических значений диапазона давлений, показателей среды, числа циклов нагрузки, материала стенки (определенных после анализа технологической документации и документации на техническое устройство); сплошности и толщины (определенных по данным технической диагностики) тем параметрам, которые установлены ФНП;
  3. самостоятельно определяет срок по нормативу Ростехнадзора с учетом динамики уменьшения стенки (например от коррозии) или увеличения циклов нагрузки.

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) технических устройств проводится с целью их оценки на соответствие действующим требованиям промбезопасности и возможности (первичного или дальнейшего) использования на ОПО.

К техническим устройствам относятся машины, технологическое оборудование, их системы, а также агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые на ОПО.

Заключение экспертизы промышленной безопасности технических устройств — документ, содержащий выводы по проведению ЭПБ. Заключение ЭПБ обязательно предоставляется в Ростехнадзор (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору), которым Ваша организация подтверждает, что техническое устройство, в отношении которого проводилась ЭПБ, безопасно для эксплуатации (использования, применения) и соответствует всем требованиям промбезопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности технических устройств (образец) вставить картинку.

Проведение ЭПБ технических устройств на ОПО необходимо в следующих случаях:

  • перед запуском в работу (новое оборудование);
  • при истечении срока службы согласно документации от производителя;
  • данные по сроку использования неизвестны, а реальный срок службы превысил 20 лет;
  • вносились существенные изменения в конструкцию, заменялись несущие элементы, проводился ремонт после аварий;
  • при истечении срока эксплуатации, установленного проводимой ранее экспертизой промбезопасности.

Какие технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности?

Экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, которые не входят в перечни оборудования действующих технических регламентов, а также если они устанавливались и эксплуатировались до вступления в силу технических регламентов.

ЭПБ может проводиться для следующих техустройств:

  • взрывозащищенного оборудования,
  • горно-шахтного оборудования,
  • котельного оборудования,
  • оборудования для перевозки (транспортирования) опасных грузов,
  • газового газоиспользующего оборудования (ГРП, ГРУ, газовые горелки);
  • оборудования для бурения,
  • химического оборудования,
  • насосного и компрессорного оборудования,
  • грузоподъемных механизмов,
  • сосудов, работающих под давлением, и других объектов.

Стоимость работ по экспертизе промышленной безопасности технических устройств зависит от сложности объекта, его состояния, территориальной удаленности. 

Для точного расчета стоимости специалистам необходимо предоставить следующую информацию:

  • код ТН ВЭД на техническое устройство,
  • технические характеристики объекта экспертизы,
  • область применения,
  • фото,
  • страна происхождения,
  • год выпуска и срок службы.

Сроки проведения экспертизы промышленной безопасности рассчитываются исходя из сложности исследуемого объекта, его состояния, наличия всех требуемых документов, необходимости проведения исследований объекта.

Для точного определения сроков проведения ЭПБ и получения заключения промбезопасности рекомендуем обратиться к нашим специалистам.

Срок дальнейшей эксплуатации технических устройств и необходимость повторного проведения ЭПБ определяется экспертами на основании проведенной экспертизы и указывается в заключении ЭПБ для каждого конкретного объекта индивидуально.

Основные этапы проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте

Ярмин Андрей Александрович:  эксперт, отдел экспертизы, АО «Метролог», г. Самара; Конев Антон Михайлович:  эксперт, отдел экспертизы, АО «Метролог», г. Самара; Честных Максим Николаевич: главный инженер проекта, проектный отдел, ЗАО «Нефтебазстрой», г. Самара; Курков Александр Николаевич: директор экспертного центра, экспертный центр, АО «Метролог», г. Самара; Шакуров Артур Фанилевич: главный конструктор, проектный отдел, ЗАО «Нефтебазстрой», г. Самара. Силиванов Владимир Владимирович: начальник лаборатории неразрушающего контроля, экспертный центр, АО «Метролог», г. Самара; Ведин Евгений Александрович: ведущий инженер, проектный отдел, АО «Метролог», г. Самара

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы проведения экспертизы промышленной безопасности. Требования к экспертным организациям.

Ключевые слова: Экспертизы промышленной безопасности, технические устройства, здания и сооружения, опасный производственный объект.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно проводить экспертизу промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа [1, ст.9].

Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора [1, ст.13 и 2, п.15].

Экспертные организации должны иметь в штате как минимум 3 экспертов, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для одного из которых работа в этой организации является основной [4, п.5].

Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники [2, п.13].

Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы [2, п.14].

Приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы.

В случае участия в экспертизе группы экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы [2, п.17].

В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации [2, п.18].

Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу [2, п.22 и 3, п.9].

Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

- предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;

- предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы [2, п.23].

Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности состоит из следующих основных этапов [3, п.12]:

- предварительный этап;

- выполнение работ по натурному обследованию объекта (работа выполняется на производственной площадке Заказчика):

- оценка результатов экспертизы;

- оформление, согласование и утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности руководителем экспертной организации.

Предварительный этап включает в себя рассмотрение письменной заявки Заказчика работ, содержащей первичную информацию об объектах экспертизы:

- тип, название, идентификационное отличие (регистрационный номер, инвентарный номер);

- технологическое назначение;

- параметры работы (давление, температура, среда, наличие циклических нагрузок);

- сведения о конструкции (размеры, материал);

- границы технического устройства (в т.ч. по фланцевым разъемным соединениям с технологическими трубопроводами) и состав технического устройства как объекта экспертизы;

- причина, вызвавшая необходимость проведения экспертизы.

Результаты рассмотрения письменной заявки являются исходной информацией для составления программы работ и календарного плана работ, в которых должна содержаться следующая информация:

- перечень объектов экспертизы, их назначение и основные характеристики;

- перечень необходимых документов, которые должен предоставить Заказчик Исполнителю в процессе проведения экспертизы.

Выполнение натурного обследования объекта экспертизы проводится в соответствии с программой, согласованной Заказчиком и утвержденной руководителем экспертной организации, при соблюдении нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, национальных стандартов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам обследования.

При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств.

Если в процессе проведения экспертизы выявлены нарушения, несоответствия или дефекты, препятствующие выдаче положительного заключения, но не требующие вывода объекта экспертизы из эксплуатации, Исполнитель должен уведомить Заказчика в течение 2 недель с момента выявления данного факта. Кроме того, Исполнитель может рекомендовать перечень мероприятий по приведению объекта в соответствие с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности.

Анализ полученных результатов обследования объекта (в том числе испытания на прочность и контроля неразрушающими методами) осуществляется в процессе их проведения в соответствии с действующими нормами по конкретному виду работ.

После проведения всех работ по натурному обследованию объекта экспертизы Исполнитель выдает Заказчику замечания, выявленные в результате обследования.

Заказчик официально информирует Исполнителя об устранении выявленных замечаний.

После проверки информации Заказчика об устранении замечаний по результатам экспертизы и обобщения всех результатов экспертная организация оформляет проект заключения экспертизы промышленной безопасности и направляет его Заказчику.

Если в результате экспертизы установлено, что объект экспертизы не соответствует требованиям нормативно-правовых и нормативно-технических документов, то экспертная организация оформляет отрицательное заключение по объекту, о чем информирует Заказчика и территориальный орган Ростехнадзора.

Отчетные материалы по отдельным видам работ оформляются согласно требованиям соответствующего нормативного документа на данный вид работы и приводятся в приложении к заключению экспертизы промышленной безопасности.

Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов [2, п.24 и 1, ст.13].

Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности [2, п.27]:

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчётные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации [2, п.28].

Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления.

Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности [1, ст.13].

Литература

Экспертиза технических устройств и оборудования на опасных производственных объектах

В соответствии с ст. 7 Федерального закона ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства,  которые применяются на опасном производственном объекте,  нуждаются в экспертизе промышленной безопасности согласно установленному порядку.Экспертиза технических устройств  подразумевает под собой оценку соответствия технологического оборудования нормативно-техническим документам  промышленной безопасности, а также оценку технического состояния устройств, используемых на опасных производственных объектах. Заключение экспертизы промышленной безопасности технического устройства, утвержденное Ростехнадзором,  нужно для получения Разрешения Ростехнадзора на применение устройства на опасных производственных объектах, а также для продления срока его эксплуатации.

Экспертиза технических устройств

Экспертиза технических устройств  обязательна в следующих случаях:

  • при отсутствии технической документации (паспорта) на техническое устройство;
  • при окончании срока использования технического устройства, указанного в его паспорте (для продления срока эксплуатации);
  • после ремонта, модернизации, реконструкции или перепрофилировании объекта;
  • при выявлении аварийного оборудования;
  • при изменении владельца;
  • при изменении технологии эксплуатации технического устройства (среды, температуры, давления);
  • при обнаружении видимых дефектов;
  • при расконсервации технического устройства;
  • по предписанию органов Ростехнадзора.

 НИЦ  «Горный Эксперт»  осуществляет экспертизу технических устройств на опасных производственных объектах по следующим видам надзора:

  • надзор за объектами угольной промышленности;
  • надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности;
  • надзор за объектами магистрального трубопроводного транспорта и нефтегазодобычи;
  • надзор за тепловыми установкам и сетями, а также  оборудованием под давлением;
  • надзор за коксохимическими  и металлургическими производствами и объектами;
  • надзор за объектами нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
  • надзор за химически опасными, взрывопожароопасными объектами и объектами спецхимии.

Для своей деятельности научно-исследовательский центр «Горный Эксперт» располагает аттестованной и аккредитованной лабораторий неразрушающего контроля, оснащённой современным оборудованием. Для проведения обследований технических устройств опасных производственных объектов и расчёта остаточного ресурса, нашими специалистами разработано и согласовано с Ростехнадзором более 20 специальных методик. Наши эксперты – квалифицированные специалисты с многолетним опытом проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств в различных промышленных отраслях. 

Сделав свой выбор в пользу  Научно-исследовательского центра «Горный Эксперт», Вы сэкономите время  и получите гарантированный результат высокого качества.


Смотрите также