Безопасность при производстве работ кранами


Требования безопасности при производстве работ кранами

А) Порядок назначения ответственного лица за обеспечение исправного состояния грузоподъемных средств на предприятии, его обязанности

Ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно-технического работника.Инженерно-технический работник (ИТР), ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, назначается после прохождения им проверки знаний Правил, должностной инструкции, другой нормативной документации, касающейся его компетенции, комиссией с участием инспектора территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии проводится не реже одного раза в 3 года комиссией без участия инспектора Ростехнадзора.Номер и дата приказа о назначении ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт машины до ее регистрации в территориальном отделении Ростехнадзора, а также каждый раз после назначения другого ответственного лица.Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с территориальным отделением Ростехнадзора ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть возложена на работника специализированной организации или на специалиста инженерного центра по заключенному с ними договору.

ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен знать:1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);3) должностную инструкцию;4) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий - изготовителей; 5) производственные инструкции для обслуживающего персонала (крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности);6) Инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;7) Методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;8) информационные письма и другие указания контролирующих органов по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных кранов и кранов-манипуляторов;9) устройство грузоподъемных машин, приборов безопасности, крановых путей и схемных грузозахватных приспособлений;10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных машин, установки и пуска их в эксплуатацию;11) порядок направления кранов для работы в другие области (округа) и передачи кранов и кранов-манипуляторов в аренду другим организациям;12) систему планово-предупредительного ремонта грузоподъемных машин, порядок вывода их в ремонт и ввода в эксплуатацию после ремонта;13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта, реконструкции и технического освидетельствования машин, а также обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок службы;14) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами;15) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов;16) порядок выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов - манипуляторов на объекты;17) организацию надзора и обслуживания грузоподъемных машин на предприятии;18) нормы браковки стальных канатов.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:1) содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей в исправном состоянии путем проведения периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов;2) обслуживание и ремонт грузоподъемных машин обученным и аттестованным персоналом;3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом требований производственных инструкций по обслуживанию грузоподъемных машин;4) своевременную подготовку грузоподъемных машин к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы;5) вывод в ремонт грузоподъемных машин согласно графику;6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых кранов;7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ;8) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний обслуживающего персонала;9) выполнение предписаний контролирующих органов и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, допускает в эксплуатацию вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после проведения технического освидетельствования, наличия разрешения на эксплуатацию, записанного в паспорт крана, и обученного обслуживающего ремонтного персонала.При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных кранов ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения (лицензии) территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на выполнение этих работ, а также без разработки проектов и технических условий.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен подготовить машину к техническому освидетельствованию. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых, несущих и тяговых канатов ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии должен:1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными данными;2) произвести расчет каната;3) проверить правильность запасовки и надежность крепления концов каната;4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.При осмотре приборов безопасности ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии обязан проверить: 1) установку концевого выключателя механизма подъема; 2) установку концевого выключателя механизма передвижения;3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом;4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и вылета. ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой без его ведома.При необходимости перевода крановщиков с одного крана на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки.Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например с башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном Правилами.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены обязанности по обслуживанию грузоподъемных машин (крановщики, их помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием путем осмотра и проверки его работоспособности и поддерживали его в исправном состоянии. ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен систематически проводить инструктажи крановщиков, их помощников, операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному обслуживанию и ремонту машин, разбирая допущенные ими нарушения, случаи травматизма и аварий.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен:1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, выполнение работ с моста крана, при выходе персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ стреловыми самоходными кранами и кранами-манипуляторами вблизи линий электропередачи только по нарядам-допускам;2) установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на мостовом кране только после получения ключа-марки, и следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ-марку на период пребывания их на кране;3) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;4) обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных подписей и плакатов;5) направлять стрелковые самоходные краны и краны-манипуляторы на участок производства работ только по заявке, в которой должны быть указаны фамилии ответственного за безопасное производство работ кранами и стропальщиков, номера их удостоверений, вид работы, сведения о наличии линий электропередачи. Указанные данные должны быть внесены в путевой лист;6) произвести осмотр автомобильных кранов и кранов-манипуляторов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано, что кран находится в исправном состоянии;7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении. При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника питания и приняты меры против угона кранов ветром;8) вести учет наработки кранов в моточасах.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, не должен допускать их работу при:1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов (трещин, деформаций, утонения стенок и др.);2) ослаблении креплений в соединениях металлоконструкций или деталей механизмов;3) неисправности приборов и устройств безопасности;4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе их деталей;5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их креплений и неисправности крюка и его подвески;6) выявлении неисправностей кранового пути;7) истечении срока технического освидетельствования или нормативного срока службы машины;8) запрещении работы кранов инспектором территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Когда кран остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с момента постановки до снятия возлагается на инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, имеет право:1) посещать в любое время участки, где работают краны, и проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом производственных инструкций;2) выводить машины из работы для проведения их технических обслуживаний, ремонтов, освидетельствований, специальных обследований и диагностирования;3) отстранять от обслуживания машин персонал, нарушающий производственные инструкции;4) ставить вопрос перед руководством предприятия (владельцем) о наказании персонала за нарушение правил, инструкций при эксплуатации грузоподъемных машин.ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет;2) выдачу им подчиненному персоналу указаний или распоряжений, принуждающих его нарушать производственные инструкции;3) самовольное возобновление работ кранами, остановленными территориальным отделением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;4) непринятие им мер по устранению нарушений правил и инструкций при эксплуатации грузоподъемных машин.

Б) Организация надзора на предприятии за безопасной эксплуатацией грузоподъемных средств. Порядок назначения лица, ответственного по надзору за безопасной эксплуатаципей ГПС, его обязанности.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, назначается после проверки знаний им соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, инструкций крановщика и стропальщика комиссией с участием инспектора территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Периодическая проверка знаний ответственного лица проводится один раз в 12 мес. комиссией без участия инспектора Ростехнадзора.Фамилии ответственных за обеспечение безопасного производства работ кранами указываются на табличке, вывешенной на видном месте постоянного участка работ. Копия приказа о назначении ответственных лиц должна находиться на участке производства работ.На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственного лица исполнение его обязанностей возлагается приказом на другого работника.Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно знать:1) соответствующие разделы Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Гостехнадзором России от 31.12.99 (ПБ 10-382-00). 2) требования электробезопасности при организации и ведении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами;3) должностную инструкцию для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;4) производственные инструкции для крановщика и стропальщика;5) инструкцию по осмотру стропов и тары;6) требования к проектам производства строительно-монтажных работ и технологическим картам погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов;7) правильные способы строповки и зацепки грузов;8) требования к съемным грузозахватным приспособлениям и таре, порядок их выбора и применения;9) нормы браковки грузозахватных приспособлений, тары, стальных канатов и цепей;10) порядок организации и производства строительно-монтажных и погрузочно - разгрузочных работ с применением кранов;11) порядок складирования грузов;12) требования к установке кранов;13) общие сведения по устройству кранов (их параметры и грузовые характеристики, назначение приборов безопасности, устойчивость при работе и др.);14) требования к крановым путям;15) требования к организации и обеспечению безопасного производства работ стреловыми самоходными кранами и кранами-манипуляторами вблизи линий электропередачи;16) знаковую сигнализацию, применяемую при перемещении грузов кранами;17) организацию технического надзора и безопасного обслуживания кранов на предприятии;18) информационные письма и директивные указания территориального отделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предупреждению аварий и несчастных случаев при производстве работ кранами;19) порядок оформления и выдачи нарядов-допусков в случаях, предусмотренных Правилами.Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:1) предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам, операторам, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены; 2) обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и защитными средствами;3) организовывать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами;4) инструктировать крановщиков и стропальщико в по безопасному выполнению предстоящей работы;5) не допускать к обслуживанию кранов необученный и не аттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;6) не допускать к использованию немаркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления и тару, удалять с места работ бракованные приспособления и тару;7) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;8) непосредственно руководить работами при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, при перемещении груза кранами над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами;9) контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов;10) не допускать производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных Правилами;11) обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного производства работ кранами;12) следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов;13) не допускать установки стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;14) вывешивать на месте производства работ список перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки; в случае отсутствия в списке отдельных грузов давать крановщику сведения об их массе;15) определять места складирования грузов, обеспечивать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками, оттяжками и т. п.) и инструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования грузов;16) требовать от крановщика установки стрелового самоходного крана на дополнительные опоры, когда это требуется по грузовой характеристике, не допускать работы крана, установленного не на все опоры;17) обеспечивать сохранность контрольных грузов для проверки ограничителей грузоподъемности башенных кранов;18) не допускать работу крана при отсутствии в путевом листе или вахтенном журнале записи о его исправности;19) следить, чтобы на местах производства работ кранами были вывешены или выданы на руки крановщикам и стропальщикам графические изображения способов обвязки и зацепки грузов;20) не допускать перемещения краном кирпича на поддонах без ограждения над людьми;21) не допускать нахождения людей в кабине и кузове автомашины при ее погрузке и разгрузке;22) не допускать подачи материалов, изделий в оконные и другие проемы без приемных площадок;23) выполнять предписания Ростехнадзора и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.При эксплуатации магнитных и грейферных кранов лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно:1) обозначить зону работы этих кранов, не допуская нахождения людей и производства каких-либо работ в этой зоне. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю;2) не допускать нахождения людей на платформах, автомашинах, в полувагонах и другом подвижном составе при разгрузке или погрузке их магнитными или грейферными кранами;3) следить, чтобы грейфер не использовался для подъема людей и выполнения работ, для которых он не предназначен.Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, имеет право:1) отстранить от выполнения работы с применением кранов персонал (крановщиков, операторов и стропальщиков), нарушающий требования производственных инструкций;2) поставить вопрос перед администрацией предприятия (владельца) о наказании крановщиков, операторов и стропальщиков, нарушающих производственные инструкции.Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции независимо от того, привело или нет, это к аварии или несчастному случаю;2) нарушение производственных инструкций подчиненным ему персоналом;3) выдачу им указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных ему работников нарушать Правила и производственные инструкции; 4) самовольное возобновление работ кранами, остановленными принудительно Ростехнадзором или инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;5) непринятие им мер по устранению нарушений Правил и инструкций.

dvkuot.ru

Инструкция для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами

Инструкция для лица, ответственного за безопасное производство работ кранами

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов руководитель предприятия-владельца грузоподъемных машин или представителя заказчика должны обеспечить лично или назначить приказом лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами из числа работников , имеющих соответствующую квалификацию .

1.2. На предприятиях , имеющих структурные подразделения , в каждом цехе , на строительной площадке или другом участке работ грузоподъемных машин , в каждой смене такие лица назначаются приказом из числа мастеров , прорабов , начальников участков , а также бригадиров .

1.3. На складах материалов в качестве лиц , ответственных за безопасное производство работ фа­нами , могут быть назначены заведующие складами после их обучения и проверки знаний в установлен­ом Правилами порядке . Должностные лица , выполняющие обязанности лиц , ответственных за безо пасное производство работ кранами , должны допускаться к выполнению этих обязанностей после проверки знаний соответствующих разделов Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов стандартов безопасности труда , инструкций для крановщика и стропальщика .

1.4. Проверка должна производиться комиссией , с участием представителя органа технадзора . Лицам , прошедшим проверку знаний , выдается удостоверение и инструкция . Периодическая проверка знаний ответственного лица проводится не реже , чем через три года .

1.5. Лица , не имеющие специального технического образования должны быть обучены на курсах, создаваемых по согласованию с органом технадзора или в специальных учебных заведениях, и не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации .

1.6.Учебные планы , программы обучения и повышения квалификации подлежат согласованию с органом технадзора .

1.7. Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , должно обладать необходимыми знаниями об устройстве и устойчивости кранов , установке кранов вблизи линии электропередачи , вблизи откосов котлованов или траншей , знать габариты приближения кранов к строениям , штабелям грузов и т . п ., грузовые характеристики кранов , находящихся в его ведении , назначение приборов безопасности на кранах , требования , предъявляемые к съемным грузозахватным приспо соблениям и таре , знаковую сигнализацию , правильные способы обвязки и зацепки грузов , нормы браковки канатов и цепей , технологию производства работ кранами , настоящую инструкцию , инструкцию по безопасному ведению работ для машинистов кранов и стропальщиков .

1.8. Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , выполняет предписания ор ганов государственного надзора , владельца грузоподъемных машин , инженера по надзору и технике безопасности по вопросам обеспечения безопасной работы кранами .

1.9. Ответственность за обеспечение безопасного производства работ кранами на каждом участке работ в течение каждой смены может быть возложена только на одного работника . Приказ об их на­значении должен иметься на участке производства работ .

1.10. Во время отпуска , командировки и в других случаях отсутствия лица , ответственного за безопасное производство работ кранами , выполнение его обязанностей должно быть возложено при казом на специалиста , заменившего его по должности , с соблюдением требований п . п . 1 и 2 настоя­ щей инструкции .

2. Обязанности

2.1. Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами должно обеспечить выпол­ нение следующих обязанностей :

  • организовать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности , проектом производства работ , техническими условиями и технологическими регламентами ;
  • инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы , обращая внимание на опасные факторы , особые условия на месте ведения работ , недопущение перегрузки крана , правильность установки стреловых самоходных кранов , безопасность вы полнения работ при загрузке и разгрузке полувагонов , платформ и автомашин , соблюдение стро пальщиками личной безопасности .

Ознакомить крановщиков , стропальщиков с проектом производства работ , технологическими кар­ тами или регламентами под роспись до начала работ . Не допускать нахождение на строительной площадке лиц без защитных касок ;

2.1.3. не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал , опреде лять необходимое число стропальщиков , а также необходимость назначения сигнальщиков при рабо­ те крана ;

  • не допускать использования немаркированных , неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру подымаемых грузов съемных грузозахватных приспособлений и тары ;
  • указывать крановщикам и стропальщикам место , порядок и габариты складирования грузов .
  • Непосредственно руководить работами : при загрузке и разгрузке полувагонов , при перемеще нии груза несколькими кранами , вблизи линий электропередачи , при перемещении груза над пере­ крытиями , под которыми размещены производственные или служебные помещения , где могут нахо диться люди ; при перемещении груза , на который не разработаны схемы строповки , а также в других случаях , предусмотренных проектами или технологическими регламентами .
  • Указывать крановщикам место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линии электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале и путевом

    листе .

  • Контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов .
  • Не допускать производство работ без наряда - допуска в случаях , предусмотренных Прави лами .
  • Обеспечивать рабочих необходимыми инвентарем и средствами для безопасного производ ства работ кранами .
  • Следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций , проектов производства работ и технологических регламентов , отстранять от работы и удалять с тер ритории стройки лиц , находящихся в нетрезвом состоянии .
  • Выдавать задания машинистам и стропальщикам на производство работ по перемещению грузов кранами . При перемещении взрыво -, пожароопасных и ядовитых грузов дополнительно инст руктировать обслуживающий персонал по правилам обращения с такими грузами .
  • Давать в необходимых случаях машинисту сведения о массе груза .
  • Разрешать возникающие между машинистами и стропальщиками разногласия по правилам ведения работ .
  • Проводить с персоналом , обслуживающим краны , разбор случаев нарушения правил безо пасности , воспитывать у обслуживающего персонала чувство ответственности за безопасное произв одство работ кранами .
  • Ставить вопрос о привлечении к ответственности машинистов , стропальщиков , сигнальщи­ ков и других рабочих , виновных в нарушении инструкций по безопасному ведению работ .
  • Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , обязано останавливать кран по требованию лица , ответственного за содержание крана в исправном состоянии или лица по

    надзору .

3. Требования безопасности при выполнении работы

  • Для обеспечения безопасности выполнения работ кранами ответственное лицо должно сле дить , чтобы на местах ведения работ кранами обеспечивалось выполнение проектов производства строительно - монтажных работ , технологических карт складирования грузов , погрузки и разгрузки подв ижного состава и других технологических регламентов .
  • Определить площадки и места складирования грузов и обеспечить необходимой технологи­ ческой оснасткой и приспособлениями ( кассетами , пирамидами , стеллажами , лестницами , подстав ками , подкладками , прокладками и т . п .).
  • Обеспечить стропальщиков отличительными знаками .
  • Обеспечить стропальщиков испытанными , исправными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями , соответствующими подымаемому грузу , и тарой , соответствующей его массе.
  • Выделить место для укладки грузов и проинструктировать крановщиков и стропальщиков о порядке и габаритах складирования .
  • Следить , чтобы на местах производства работ были вывешены или выданы на руки кранов щикам и стропальщикам графическое изображение способов строповки и кантовки гр узов , а также с писок основных перемещаемых краном грузов о указанном их массы ,

3.7. Назначить сигнальщика из числа аттестованных стропальщиков в случаях , когда зона , обслуживаемая грузоподъемной машиной , полностью не просматривается из кабины крановщика и при от сутствии между крановщиком и стропальщиком радио - или телефонной связи для передачи сигналов стропальщика крановщику .

  • Обеспечить место производства работ по перемещению грузов кранами достаточным осве щением в соответствии с проектом производства работ или нормативной документацией ; при недос таточном освещении , сильном снегопаде или тумане , а также в других случаях , когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз , прекращать работу крана .
  • Следить за удалением с участка производства работ неисправных , немаркированных и по врежденных , не прошедших технического освидетельствования съемных грузозахватных приспособ­ лений и тары , а также не имеющих бирок ( клейм ).
  • Не допускать подтаскивание грузов по земле , полу или рельсам крюком крана при наклон ном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков , обеспечивающих верти кальное положение грузовых канатов .
  • Не допускать подъем груза , засыпанного землей или примерзшего к земле , заложенного другими грузами , укрепленного болтами или залитого бетоном и т . д .

3.12. Не допускать выравнивание перемещаемого груза руками , а так же поправку стропов на весу .

3.13. Не допускать подъемов тех грузов , масса которых превышает грузоподъемность крана .

  • Не допускать перемещение груза неизвестной массы до определения его фактической массы .
  • Не допускать нахождения людей ( в том числе и лица , производящего зацепку груза ) между поднимаемым ( опускаемым ) грузом и стеной , колонной , штабелем , железнодорожным вагоном , стан­

    ком или другим оборудованием .

  • Не разрешать нахождения людей в кабине и в кузове автомашины при погрузке и разгрузке .
  • Не допускать установки стреловых самоходных кранов под линиями электропередачи на пряжением более 42 В и работы на расстоянии ближе 30 м от ЛЭП без наряда - допуска , определяю щего безопасные условия такой работы , а в пределах охранной зоны - без разрешения на работу ор ганизации , эксплуатирующей воздушную линию электропередачи .
  • Следить за наличием контрольных грузов и совместно с машинистом проверять исправность действия ограничителя грузоподъемности кранов в сроки , установленные руководством : записывать результаты проверки в вахтенном журнале машиниста и заверять подписями ответственного лица и

    машиниста .

  • Соблюдать расстояние между выступающими частями башенного , козлового , портального кранов и возводимыми строениями , штабелями грузов и другими предметами на высоте до 2- х мет­ ров не менее 700 мм , на высоте более двух метров - 400 мм , а при работе стрелового самоходного

    крана при любом его положении и габаритами приближения строений или штабелями грузов и другими предметами - не менее 1 м .

  • Прекращать работу крана при силе ветра , скорость которого превышает допустимую при ра боте данного крана , и требовать выполнения машинистом мер по предупреждению угона крана ветром .
  • Не допускать подачи материалов в оконные и дверные проемы и на балконы без специаль ных приемных площадок или специальных приспособлений .
  • Не допускать подъем кирпича на поддонах без ограждения , за исключением погрузки и раз­ грузки ( на землю ) транспортных средств , а также при условии удаления людей из зоны перемещения

    груза .

  • Не допускать освобождения с помощью грузоподъемной машины защемленных грузом стро пов , канатов или цепей .
  • Не допускать установки стреловых самоходных кранов на площадках с уклоном более уста новленного для данного типа крана , на свеженасыпанном неутрамбованном грунте , менее расстоя ний , указанных в таблице .

Наименьшее допустимое расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана :

Глубина выемки , м

Грунт ненасыпной

Песчаный и гравийный

Супесчаный

Суглинистый

Глинистый

Лёссовый сухой

Расстояние от основания откоса до ближайшей опоры , м

1

1.5

1.25

1.0

1.0

10

2

3.0

2.4

2.0

1.5

2.0

3

4.0

3.6

325

1.75

2.5

4

5.6

4.4

4.0

3.0

3.0

5

6.0

5.3

4.75

3.5

3.5

  • Требовать от машиниста крана установки самоходных кранов на дополнительные опоры , ко гда применение их требуется по грузовой характеристике .
  • Не допускать на месте производства работ кранами , а также на кране нахождения лиц , не имеющих прямого отношения к производимой работе .

4. Требования безопасности при работе магнитных и грейферных кранов

  • При эксплуатации магнитных и грейферных кранов лицо , ответственное за безопасное произ водство работ кранами , не должно допускать к работе грузоподъемные краны , оснащенные грейфер ом или магнитом , при невыполнении требований , изложенных в инструкции завода - изготовителя .
  • Не допускать нахождения людей и проведение каких - либо работ в пределах перемещения грузов кранами ; подсобные рабочие , обслуживающие такие краны , могут допускаться к выполнению

своих обязанностей только во время перерывов в работе кранов и после того , как грейфер или магнит будут опущены на землю . Места производства работ такими кранами должны быть ограждены или обозначены предупредительными знаками .

  • Не допускать использования грейфера для подъема людей или выполнения работ , для которых грейфер не предназначен .
  • Не допускать нахождения людей на автомашинах , платформах и в полувагонах при разгрузке или загрузке их кранами .

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

При авариях и несчастных случаях лицо , ответственное за безопасное производство работ кра­нами , должно немедленно принять меры по оказанию потерпевшим медицинской помощи и поставить в известность администрацию предприятия ( строительства ), а также обеспечить сохранность обста­новки до прибытия представителя органа государственного надзора и членов комиссии , если это не угрожает здоровью и жизни людей и не ведет к возникновению других опасных происшествий .

6. Ответственность

Лицо , ответственное за безопасное производство работ кранами , несет ответственность за каче­ство выполняемой работы в соответствии с действующим законодательством .

Разработал

Согласовал

trudova-ohrana.ru

Организация работ по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Раздел 4. Организация работ по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Структура надзора за безопасной эксплуатацией

грузоподъемных машин на предприятии.

 

Порядок назначения и обязанности лица, ответственного

за безопасное производство работ кранами.

В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ кранов в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с органами госгортехнадзора могут быть назначены заведующие складами, бригадиры. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, должно производиться после обучения и проверки знания ими соответствующих разделов настоящих Правил, должностной инструкции, производственных инструкций для крановщиков и стропальщиков. Проверку знаний проводит экзаменационная комиссия с участием инспектора госгортехнадзора. Лицам, прошедшим проверку знаний, выдаются удостоверение и должностная инструкция. (9.4.4).

Обязанности ответственных специалистов устанавливаются в должностных инструкциях.

(РД 10-34-93)

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано:

1) организовывать ведение работ кранами в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями и технологическими регламентами;

2) инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопасному выполнению предстоящей работы;

3) не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал, определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;

4) не допускать к использованию немаркированные, неисправные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные приспособления и тару, удалять с места работ бракованные приспособления и тару;

5) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;

6) непосредственно руководить работами:

- при загрузке и разгрузке полувагонов;

- при перемещении груза несколькими кранами;

- вблизи линии электропередачи

- при перемещении груза кранами над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

- при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки;

- а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами;

7) указать крановщику место установки стрелового крана и выдать разрешение на работу крана с записью в вахтенном журнале;

8) контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов;

9) не допускать производство работ без наряда-допуска в случаях, предусмотренных Правилами;

10) обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного производства работ кранами;

11) следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов.

Инструктаж крановщиков и стропальщиков лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами перед началом работы. (РД 10-34).

При инструктаже крановщиков, операторов и стропальщиков лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно обратить особое внимание на:

1) недопустимость нахождения людей под перемещаемым грузом и возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия людей и травмирования их грузом;

2) необходимость строгого соблюдения способов строповки, зацепки грузов и правильного применения грузозахватных приспособлений и тары;

3) недопустимость перемещения краном людей или груза с находящимися на нем людьми;

4) опасность подтаскивания грузов по земле, полу или рельсам крюком крана, а также перемещения грузов при наклонном положении грузовых канатов;

5) недопустимость подъема краном груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывшего в печи или приварившегося после слива;

6) правильность установки стреловых самоходных кранов (требования к площадкам, габаритам и т. п.);

7) недопустимость перегруза грузоподъемных кранов;

8) необходимость строгого соблюдения порядка производства работ стреловыми самоходными кранами и кранами-манипуляторами вблизи линии электропередачи, запрещение установки кранов для работы под проводами действующей линии электропередачи;

9) недопустимость нахождения людей на подвижном составе при его погрузке и разгрузке кранами;

10) соблюдение установленного порядка выполнения работ, связанных с выходом людей на крановые пути мостовых кранов;

11) необходимость строгого соблюдения требований проектов производства работ и технологических процессов перемещения грузов;

12) соблюдение мер безопасности при строповке и перемещении взрыво- и пожароопасных или ядовитых грузов;

13) опасность нахождения между перемещаемым грузом и сооружениями, оборудованием, штабелями грузов и т. п.

2.5. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано прекратить работу крана при:

1) неблагоприятных метеорологических условиях - сильном снегопаде, тумане, ливне, грозе, недопустимой силе ветра (необходимо требовать выполнения крановщиком мер по предупреждению угона крана ветром);

2) выявлении в техническом состоянии крана опасных дефектов, неисправностей (повреждение и разрушение металлоконструкций, неисправность тормозов и приборов безопасности, повреждение канатов, блоков, барабанов);

3) недопустимой просадке и появлении других опасных дефектов кранового пути;

4) отсутствии обученных и аттестованных крановщиков и стропальщиков;

5) отсутствии необходимых грузозахватных приспособлений и тары;

6) температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;

7) недостаточной освещенности места производства работ краном;

8) появлении других причин, влияющих на безопасность ведения работ.

Порядок обучения, аттестации и допуска к самостоятельной работе машинистов кранов (крановщиков) и стропальщиков.

8. Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков, их помощников, слесарей и наладчиков приборов безопасности, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.

11. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана, за исключением случаев, указанных в ст. 9.4.12 настоящих Правил, должны назначаться стропальщики.

15. Крановщики, их помощники, другой обслуживающий и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий.

16. Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должна проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Подготовка рабочих указанных специальностей должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованным с Госгортехнадзором России.

20. Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

21. Участие представителя органов госгортехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации крановщиков, их помощников, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков обязательно. О дате проведения экзаменов органы госгортехнадзора (инспектор) должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 дней. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться без участия инспектора госгортехнадзора, квалификационной комиссией организации, проводившей обучение.

22. Лицам, выдержавшим экзамены, выдаются соответствующие удостоверения за подписью председателя квалификационной комиссии, а крановщикам, их помощникам, наладчикам приборов безопасности и стропальщикам — за подписью председателя квалификационной комиссии и представителя органов госгортехнадзора. В удостоверении крановщика должны быть указаны типы кранов, к управлению которыми он допущен. В удостоверение крановщика и стропальщика должна быть вклеена фотокарточка. Это удостоверение во время работы они должны иметь при себе.

23. Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) по организации.

Порядок назначения сигнальщиков.

13. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая краном, полностью не просматривается из кабины крановщика, и при отсутствии между крановщиком и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигналов крановщику должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.

Сроки и порядок проведения повторной проверки знаний обслуживающего персонала.

19. Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

а) периодически, не реже одного раза в 12 мес;

б) при переходе работника на другое место работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. Участие инспектора госгортехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

20. Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

До начала производства работ грузоподъемными кранами администрация обязана обеспечить крановщиков и стропальщиков:

1. Для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции обслуживающему персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе.

2. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

3. Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

а) разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты;

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующим массе и характеру перемещаемых грузов;

г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ, такой список должен быть выдан на руки;

з) определить площадки и места складирования грузов, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами;

к) обеспечить исправное состояние башенных кранов, находящихся на строительной площадке в нерабочем состоянии, после получения сообщения от заказчика об окончании работ (до начала демонтажа) отсоединить кран от источника питания и принять меры по предотвращению угона крана ветром.

4. Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 18. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные  инструкции для крановщиков и стропальщиков.

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неаттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, механизмов и тормозов, кранового пути, заземления или электрооборудования;

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют либо утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;

10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей Типовой инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных рабочих, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;

6) ставить вопрос о наказании работников за нарушение правил безопасности и инструкций.

Виды сигнализаций, применяемых между крановщиком и стропальщиком.

Организации, эксплуатирующие краны, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 18. При возведении зданий и сооружений высотой более 36 м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь. Знаковая сигнализация и система обмена сигналами при радиопереговорной связи должны быть внесены в производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

zinref.ru

Производство работ грузоподъемными кранами

Категория:

   Крановщикам и стропальщикам

Производство работ грузоподъемными кранами

Могут ли быть допущены к производству работ технически неисправные грузоподъемные краны?

Допускать к производству работ технически неисправные грузоподъемные краны категорически запрещается. К подъему и перемещению грузов могут быть допущены только технически исправные грузоподъемные краны, зарегистрированные в органах технадзора, своевременно прошедшие техническое освидетельствование и имеющие разрешение на работу.

В каких случаях кран считается технически неисправным?

Кран считается технически неисправным, если: неисправна металлоконструкция крана (трещины в сварных соединениях и т. д.); не исправны: стрела, портал, ходовая часть крана, опорно-поворотное устройство, канаты, крюк и крюковая подвеска, механизмы подъема груза, стрелы, поворотно-вращающей части крана, гибкий токоведущий кабель, освещение, приборы безопасности, электрооборудование, стабилизаторы, дополнительные опоры, если не заземлен кран или крановые пути и т. д.

Какие требования по установке грузоподъемных кранов и безопасной их эксплуатации должны соблюдать владельцы кранов и организации, производящие работы?

Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», владелец крана и организация, производящая работы, обязаны соблюдать следующие требования: – стреловой самоходный кран на строительной или другой площадке следует установить так, чтобы при его работе расстояние от поворотной части крана при любом его положении до здания, штабеля, вагона или другого предмета было не менее 1 м; – при необходимости установки стрелового крана на дополнительные опоры кран должен устанавливаться обязательно на все опоры; – если железнодорожный кран устанавливается на дополнительные опоры, он должен укрепляться всеми имеющимися рельсовыми захватами; – вход на краны мостового типа и передвижные консольные краны и спуск с них должны производиться через посадочную площадку или проходную галерею; – если работающие в цехе мостовые или передвижные консольные краны не оборудованы проходными галереями, должен быть установлен твердый порядок безопасного спуска крановщика из кабины прл вынужденной остановке крана не у посадочной площадки, о. чем все крановщики цеха должны быть своевременно проинструктированы; – при необходимости осмотра, ремонта, регулировки механизмов, электрооборудования крана и ремонта металлоконструкции следует обязательно отключить рубильник вводного устройства. Это требование должно также выполняться при необходимости выхода на настил моста мостового крана; – на кранах мостового типа, у которых рельсы грузовой тележки расположены на уровне настила, перед выходом крановщика или обслуживающего персонала на галерею тележку необходимо обязательно установить посередине моста, за исключением тех случаев, когда выход на настил связан с осмотром самой тележки. В этом случае тележку можно устанавливать в непосредственной близости от выхода из кабины на настил; – доступ на крановые пути мостовых и передвижных консольных кранов, находящихся в работе, должен быть закрыт; – допуск персонала, обслуживающего кран, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных и других работ должен производиться только по наряду-допуску, в котором должны быть четко указаны условия безопасного производства работ. Наряд-допуск подписывает начальник цеха, где будет производиться работа, или его заместитель по оборудованию, а также начальник цеха или прораб, в подчинении которых находятся ремонтные рабочие. Наряд-допуск выдается только после принятия всех необходимых мер, гарантирующих безопасное условие работы.

О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале крановщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости и крановщики смежных пролетов.

Какие мероприятия должно выполнить руководство предприятия или стройки или владелец крана до начала работ по подъему и перемещению грузов кранами?

Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», руководство предприятия или стройки или владелец крана, когда выполнение нижеуказанных работ является его обязанностью, должны выполнить следующие мероприятия: – выделить место для укладки грузов, оборудовав его подкладками, прокладками, подставками и другими необходимыми средствами; – проинструктировать крановщика и стропальщика о порядке и габаритах складирования; – обеспечить стропальщиков исправными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой надлежащей грузоподъемности; – вывесить в кабине крановщика и на месте производства работ список перемещаемых краном грузов с указанием их массы.

Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны, список должен быть выдан на руки; опломбировать дверку защитной панели башенного крана; обеспечить содержание крановых путей в исправном состоянии;

обеспечить постоянную возможность периодического испытания точно взвешенным грузом ограничителя грузоподъемности стреловых, башенных и других кранов, оборудованных таким прибором.

Чем должен быть снабжен каждый грузоподъемный кран?

Каждый грузоподъемный кран должен быть снабжен металлической табличкой с указанием наименования завода-изготовителя, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового заводского номера крана. Кроме того, на всех кранах, находящихся в работе, должны быть крупные надписи, обозначающие регистрационный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания крана.

Какие требования для обеспечения безопасного ведения работ по подъему и перемещению грузов кранами обязаны соблюдать владелец крана и организация, производящая работы?

Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», владелец крана и организация, производящая работы по подъему и перемещению грузов кранами, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований: – на месте производства работ по подъему и перемещению грузов кранами, а также на грузоподъемных кранах не должны находиться лица, не имеющие прямого отношения к производимой работе; – не допускать нахождения людей возле любого работающего стрелового крана во избежание зажатия между поворотной и неповоротной частями крана; – не допускать нахождения стропальщика и других лиц, занятых зацепкой груза, между поднимаемым или опускаемым грузом и стеной, колонной, штабелем, железнодорожным вагоном, станком или другим оборудованием, если поднимаемый груз установлен вблизи указанных частей здания или оборудования; – не допускать подъема, опускания или перемещения груза, если под грузом находятся люди; – не допускать подъема или перемещения груза с находящимися на нем людьми; – не оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания; – не разворачивать длинномерные грузы во время подъема и перемещения руками. Для разворота длинномерных грузов во время подъема, перемещения и опускания применять крючья или веревки необходимой длины; – не поправлять стропы на весу. Если стропальщик заметил, что стропы необходимо поправить, он должен опустить груз на площадку и только после этого поправить стропы; – не подтаскивать груз по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов; – не допускать выравнивания поднимаемого или перемещаемого груза собственным весом; не допускать погрузки и разгрузки автомашин краном, если люди находятся в ее кабине; – не допускать погрузки и разгрузки автомашины или полувагона краном, если люди находятся в кузове автомашины или в полувагоне; – не допускать подачи груза в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений; – не допускать освобождения с помощью крана зажатых грузом стропов, канатов или цепей; – не опускать перемещаемый краном груз на случайные места. Опускать груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключена возможность падения, опрокидывания или сползания установленного груза.

Разрешается ли стропальщику находиться возле груза во время его подъема и опускания?

Разрешается, но только тогда, когда груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки, на которой стоит стропальщик. В остальных случаях стропальщику запрещается находиться возле поднимаемого или опускаемого груза.

Какой груз можно поднимать и перемещать грузоподъемным краном?

Поднимать и перемещать грузоподъемным краном можно только такой груз, масса которого не превышает грузоподъемность крана. Причем у стреловых кранов при этом должно учитываться положение вылета грузозахватного органа и положение дополнительных опор, а у кранов с подвижным противовесом также и место противовеса.

Поднимать и перемещать краном груз, масса которого превышает грузоподъемность крана, категорически запрещается. Также запрещается поднимать и перемещать железобетонные и бетонные изделия массой более 500 кг, не имеющие маркировки и указания о фактической массе, а также груз, привинченный болтами к другому грузу, груз, залитый бетоном или заваленный другим грузом или мусором, груз, заваленный землей или примерзший к земле, груз неизвестного веса, груз из воды.

На какую высоту следует поднять груз перед горизонтальным его перемещением?

Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути штабелей железобетонных и бетонных изделий и других предметов, а над строительными лесами — не менее 1 м.

Крановщик должен помнить, что во избежание ударов грузом по лесам поворот стрелы крана одновременно с подъемом груза в непосредственной близости от лесов запрещается.

Разрешается ли подъем и перемещение груза несколькими кранами?

Разрешается, но только в отдельных случаях. При этом если подъем и перемещение груза будут производиться стреловыми кранами, то указанная работа должна выполняться в соответствии с проектом или технологической картой, разработанными организацией, одной из функций которой является разработка проектов производства строительно-монтажных работ с помощью грузоподъемных кранов.

Что должен содержать проект или технологическая карта, разработанные для подъема и перемещения груза несколькими кранами?

В проекте или технологической карте должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения работ, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке и состоянию пути и другие указания по безопасному подъему и перемещению груза.

Условия и порядок подъема груза несколькими мостовыми кранами могут быть разработаны самим предприятием, использующим краны для такого подъема. Следует помнить, что работа по подъему груза двумя или несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или специально назначенного инженерно-технического работника, а нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать его грузоподъемность.

Разрешается ли установка и работа стрелового крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 36 В?

Разрешается, но только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы. Порядок выдачи наряда-допуска и порядок инструктажа рабочих должны устанавливаться приказом по предприятию, стройке или организации. Наряд-допуск должен подписываться руководителем (начальником, главным инженером) предприятия, стройки, организации, производящей работы, или другим лицом, указанным в приказе, и выдаваться на руки крановщику перед началом работы.

В путевом листе крановщика стрелового крана должно быть указано, что самовольная установка крана для работы вблизи линий электропередач запрещается.

Разрешается ли работа крана в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей?

Разрешается, но только по наряду-допуску, который выдается с разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи. Наряд-допуск подписывается руководителем (начальником, главным инженером) предприятия или стройки, производящих работы, или другим лицом, указанным в приказе, и (выдается на руки крановщику перед началом работы.

Следует помнить, что установка и работа стрелового крана на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередач или воздушной электрической сети напряжением свыше 36 В во всех случаях осуществляется под непосредственным руководством лица, ответственного за производство указанных в наряде-допуске работ по перемещению грузов кранами.

Разрешается ли установка и работа крана под линией электропередач?

Установка и работа крана под линией электропередач любого напряжения запрещается. Всегда ли запрещается установка и работа крана под линией электропередач?

Всегда, за исключением случаев работы под проводами городского транспорта, где работа под неотклю- ченными . контактными проводами может производиться; при этом расстояние от высшей точки стрелы до проводов должно быть не менее 1 м; чтобы крановщик не мог случайно это расстояние уменьшить, следует установить надежный упор, который не позволит приблизить стрелу к контактным проводам на расстояние менее 1м.

Разрешается ли перемещение грузов грузоподъемным краном над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения?

Перемещение грузов грузоподъемными кранами над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где находятся люди, запрещается. В исключительных случаях перемещение грузов над вышеуказанными помещениями допускается после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

Разрешается ли устанавливать самоходные стреловые краны на свеженасыпной, неутрамбованный грунт?

Устанавливать самоходные стреловые краны (автомобильные, пневмоколесные и гусеничные) для производства работ на свеженасыпном, неутрамбованном грунте запрещается. Также запрещается устанавливать их на площадку с уклоном более указанного в паспорте.

Разрешается ли устанавливать самоходные стреловые краны на краю откоса или канавы?

Если указанное расстояние выдержать нельзя, то откос должен быть обязательно укреплен.

Разрешается ли нахождение людей в зоне действия магнитных илигрейферных кранов?

В зоне действия магнитных или грейферных кранов нахождение людей, а также производство каких- либо работ запрещается.

Когда разрешается доступ подсобных рабочих в зону действия магнитных или грейферных кранов?

Доступ подсобных рабочих для выполнения их обязанностей в зону действия магнитных или грейферных кранов разрешается лишь в перерывах работы крана и только после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю. Исключения могут выть допущены в тех случаях, когда администрация предприятия или стройки заранее разработает и утвердит мероприятия по обеспечению безопасности этих рабочих. Расскажите о подъеме предельного груза или близкого по весу к предельному, а также первого груза в начале смены.

При подъеме предельного груза или груза, близкого по весу к предельному, а‘также первого груза в начале смены крановщик предварительно должен приподнять груз на высоту не более 200—300 мм и убедиться, что тормоза механизма подъема груза работают исправно; после этого груз следует опустить, а затем уже поднять на требуемую высоту. Если подъем предельного груза производится стреловым краном, то крановщик и стропальщик должны убедиться, что стрела крана находится на наименьшем вылете. Расскажите о порядке подъема груза грузоподъемным краном из колодца, траншеи, котлована или канавы.

Перед подъемом груза (а также перед опусканием) из колодца, траншеи, котлована или канавы крановщик должен предварительно убедиться (путем опускания ненагруженного крюка) в том, что при нижнем положении крюка на барабане грузоподъемной лебедки остается не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Каким образом можно поднимать и перемещать мелкоштучные грузы?

Поднимать и перемещать мелкоштучные грузы следует в предназначенной для них таре. При этом должна быть исключена возможность выпадения груза из тары. Причем заполнять тару до краев запрещается. Она должна быть заполнена на 10 см ниже краев.

Можно ли поднимать кирпич в поддонах?

Можно, при наличии специальных ограждающих футляров, исключающих возможность выпадения кирпича. Поднимать кирпич в поддонах без ограждающих футляров категорически запрещается. Футляры или контейнеры должны быть оборудованы так, чтобы через них не мог выпадать кирпич.

Всегда ли запрещается подъем кирпича в поддонах без ограждающих футляров?

Всегда, за исключением случаев, когда поддоны грузят с земли в кузов автомобиля или когда поддоны разгружают из кузова автомобиля* на землю. На какие грузы следует разрабатывать способы правильной строповки грузов? На все грузы, которые не имеют специальных устройств (петли, цапфы, рымы), администрация предприятия или стройки обязана разработать способы правильной строповки их и обязательно должны быть обучены этим способам стропальщики. Подъем груза, на который не разработаны схемы строповки, должен производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Разрешается ли крановщику подавать сигналы голосом?

Разрешается, но только при обслуживании стреловых самоходных кранов, стрела которых имеет длину не более 10 м.

При эксплуатации каких кранов применяется марочная система?

Марочная система применяется при эксплуатации мостовых кранов. При этой системе управление грузоподъемным краном разрешается только тому лицу, которое получило в установленном на предприятии или стройке порядке марку или ключ, замыкающий электрическую цепь управления краном.

Читать далее: Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам

Категория: - Крановщикам и стропальщикам

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


Смотрите также