Что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты


Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты

Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве. Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта. Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.

На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:

  • Открытый огонь;
  • Искра;
  • Повышенная температура воздуха;
  • Наличие продуктов горения;
  • Дым;
  • Недостаточное количество кислорода в воздухе;
  • Замыкание электрической проводки;
  • Взрыв и т. п.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.

Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.

Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:

  • Соблюдение всех правил противопожарного режима;
  • Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
  • Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
  • Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
  • Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
  • Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
  • Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
  • Контроль над работой коммуникаций здания;
  • Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
  • Проведение спасательных работ.

Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе. На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения. Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:

  • Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
  • Пожарные щиты.

Какие основные требования необходимо выполнить?

Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами,  но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:

  • Определение и создание мест для курения;
  • Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
  • Составление графика уборки;
  • Установление режима хранения спецодежды;
  • Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.

В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников  в случае обнаружения источника возгорания. Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо. Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности. Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания. Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.

В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.

На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:

Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности

Руководители или ответственные лица на каждом объекте  разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.

Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.

Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:

  • Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
  • Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.

При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:

  • Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
  • Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
  • Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
  • Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
  • Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
  • Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
  • Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
  • Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:

  • Курение в неположенном месте;
  • Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
  • Неисправная электропроводка;
  • Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
  • Отсутствие средств первичной защиты.

Если на одном этаже здания постоянно находятся от 10 до 50 человек, то, помимо планов эвакуации, помещение должно быть оборудовано системой оповещения. Как минимум два раза в год необходимо проводить специальные учения по эвакуации в случае возникновения пожара. Если учреждение работает  круглосуточно, то в инструкции обязательно должны содержаться предписания относительно пожарной безопасности в дневное и в ночное время в отдельности. В помещениях, где есть люди с ограниченными физическими возможностями, должны находиться специальные системы оповещения, в т. ч. звуковые, световые, голосовые, визуальные.

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например:  использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три  категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием системы обеспечения пожарной безопасности.

На видео – пример учений по противопожарной безопасности:

Оценка статьи:

Загрузка...

Системы пожарной защиты: требования, особенности проектирования и монтажа

Современные автоматические системы противопожарной защиты способны самостоятельно распознавать пожар, предупреждать о его возникновении, начинать процесс тушения и даже помогать людям в процессе эвакуации. Как работают эти системы, чем регламентирована обязательность их установки, из каких элементов они состоят, кто занимается монтажом и проектированием? Ответим на основные вопросы в этом обзоре.

Способы обеспечения пожарной защиты объектов

На крупных предприятиях для защиты от пожара обязательно должны быть установлены комплексные системы противопожарной защиты, включающие в себя приборы обнаружения, оповещатели о возникновении пожара, системы автоматического пожаротушения и противодымной защиты.

Необходимость создания таких систем устанавливается Федеральным законом от 22 февраля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее —№ 123-ФЗ). В статье 51 главы 14 этого документа изложена основная цель создания систем противопожарной защиты: обеспечение безопасности для жизни и здоровья людей и сохранности имущества при воздействии на них опасных факторов пожара, а также ограничение его последствий. Для достижения этой цели необходимы:

  • своевременная эвакуация людей и имущества в безопасную зону;
  • принятие мер по снижению динамики опасного воздействия пожара и по его эффективному тушению.

Этому же служат и требования к надежности и устойчивости системы противопожарной защиты в течение времени, необходимого для того, чтобы ликвидировать очаг возгорания.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

  • полностью выполнены требования пожарной безопасности;
  • пожарный риск не превышает допустимых значений.

Нарушение требований обеспечения пожарной безопасности влечет за собой ответственность по статье 20.4 КоАП РФ и по статье 219 УК РФ.

Способы обеспечения пожарной защиты объектов, включая производственные, изложены в статье 52 № 123-ФЗ:

  1. Применение планировочных средств и решений, ограничивающих распространение пожара за пределы первичного очага.
  2. Организация оптимальных эвакуационных путей, соответствующих требованиям безопасной эвакуации при пожаре.
  3. Устройство систем обнаружения пожара, оповещения о его возникновении и управления эвакуацией людей.
  4. Использование систем коллективной защиты (включая противодымную) и средств индивидуальной защиты.
  5. Применение при проектировании и строительстве здания строительных конструкций с соответствующими классами пожарной опасности и пределом огнестойкости. Для путей эвакуации обязательно использование поверхностных отделочных слоев (покрытий) с низкой степенью пожарной опасности.
  6. Применение специальных огнезащитных составов и облицовок для повышения огнестойкости.
  7. Устройство аварийного слива горючих жидкостей и стравливания газов (при их наличии на объекте).
  8. Использование первичных средств пожаротушения.
  9. Использование автономных или автоматических установок пожаротушения.
  10. Организация деятельности пожарных расчетов.

Комплексное применение этих способов дает возможность в случае возникновения пожара еще до прибытия служб МЧС максимально снизить материальный ущерб и избежать несчастных случаев. Степень их необходимости и применимости диктуется конкретными параметрами объекта защиты.

Ключевые требования к системам обеспечения пожарной безопасности

Требования к системам противопожарной защиты, включая их проектирование и монтаж, установлены рядом законодательных и нормативных актов. Основные регламентирующие документы — это № 123-ФЗ (статьи 83–85, 104, глава 26) и постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (далее — постановление Правительства РФ № 390). Кроме того, специфические нормативно-технические требования к системам противопожарной защиты прописаны в сводах правил, таких как:

  • СП 5.13130.2009. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования;
  • СП 3.13130.2009. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности;
  • СП 1.13130.2009. Эвакуационные пути и выходы;
  • СП 7.13130.2013. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности;
  • СП 10.13130.2009. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности;
  • СП 4.13130.2013. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям и пр.

К другим регулирующим документам относятся национальные и межгосударственные стандарты, например ГОСТ 27990-88 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Общие технические требования», ГОСТ 26342-84 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры» и другие.

Проектирование и монтаж установок также регламентируется рядом отраслевых приказов и распоряжений, НПБ (Нормами пожарной безопасности), ППБО (Правилами пожарной безопасности), РД (Руководящими документами) и Р (Рекомендациями), например:

  • Р 78.36.007-99. Выбор и применение средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности для оборудования объектов. Рекомендации;
  • НПБ 110-96. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара;
  • НПБ 104-03. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;
  • НПБ 58-97. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний;
  • НПБ 66-97. Извещатели пожарные автономные. Общие технические требования. Методы испытаний и др.

Ключевые требования, предъявляемые к основным системам противопожарной защиты, следующие:

  • системы должны монтироваться в зданиях только в соответствии с проектной документацией, любые отклонения от утвержденного проекта недопустимы;
  • системы пожарной безопасности должны располагаться в помещении так, чтобы своевременно обнаруживать очаг возгорания в любом месте этого помещения, оповещать людей и приступать к его ликвидации;
  • способ подачи огнетушащего вещества не должен увеличивать площадь возгорания из-за разбрызгивания, разлива или распыления горючих жидкостей и приводить к выделению токсичных или взрывоопасных газов;
  • в проектной документации обязательно предусматриваются меры по удалению огнетушащих веществ после окончания тушения пожара;
  • все приемно-контрольные приборы системы должны находиться в помещении с круглосуточным дежурством персонала;
  • пожарные извещатели ручного типа должны быть установлены на путях эвакуации в доступных для включения после возникновения пожара местах;
  • автоматические установки пожаротушения должны быть в обязательном порядке обеспечены достаточным количеством огнетушащего вещества, устройством для контроля работоспособности, устройством задержки подачи огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей и устройством для ручного пуска.

Кроме этого, любая система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты должна круглосуточно работать даже в том случае, если пожар повредил коммуникации.

Основные системы пожарной защиты

В этом обзоре мы кратко расскажем о системах противопожарной сигнализации (АУПС), системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) и системах автоматического пожаротушения (АУПТ), устанавливаемых в тех зданиях, которые и юридически, и фактически соответствуют нормам пожаробезопасности, установленным статьей 52 № 123-ФЗ.

Первым шагом в оснащении здания системой противопожарной безопасности должна стать разработка проекта. Каждое здание, даже типовое, имеет свои особенности, которые необходимо учесть при проектировании. Статьей 55.8 «Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» Градостроительного кодекса РФ и Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» устанавливается, что оказывать услуги по проектированию противопожарной защиты объектов могут только юридические лица, состоящие в саморегулируемой организации (СРО) и имеющие свидетельство о допуске.

В состав проекта системы противопожарной защиты входит:

  • общая часть, включающая описание объекта и схемы, определяющие технические и планировочные решения;
  • рабочая документация;
  • спецификация на материалы и используемое оборудование;
  • смета, определяющая общую стоимость работ и материалов;
  • пояснительная записка к отдельным пунктам проекта.

Осуществлять монтаж системы противопожарной защиты могут только организации, имеющие специальную лицензию МЧС.

Важно! Отсутствие лицензии на монтажные работы влечет за собой административную ответственность, а в случае получения крупного дохода — уголовную, за незаконное предпринимательство.

Подбор того или иного оборудования осуществляется с учетом особенностей объекта — площади, этажности, объема, функционального назначения помещений. Также необходимо определить вероятность возникновения пожара и его возможный тип, технические условия, такие как наличие воды для тушения на объекте и температурный режим. После этого приступают к проектированию системы.

Схема комплексной противопожарной защиты объекта состоит из нескольких элементов.

Система обнаружения и оповещения людей при пожарах

Системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ) должны обеспечивать:

  • подачу звуковых и световых сигналов во все помещения;
  • трансляцию речевых сообщений;
  • трансляцию в отдельные помещения здания сообщений о месте нахождения очага пожара, о путях эвакуации и действиях для обеспечения личной безопасности;
  • в случае отключения электроэнергии — включение эвакуационного освещения;
  • связь со всеми кабинетами и помещениями, в которых находятся лица, отвечающие за безопасную эвакуацию.

Всего существует пять типов СОУЭ в зависимости от способов оповещения, разделения помещения на зоны пожарного оповещения (см. табл. 1)

Таблица 1. Основные характеристики различных типов СОУЭ

Типы СОУЭ

Звуковое оповещение

Речевое оповещение

Световое оповещение

Разделение на зоны пожарного оповещения

1

+

-

*

-

2

+

-

+

-

3

*

+

+

*

4

*

+

+

+

5

*

+

+

+

Примечание:

(+) — требуется; (-) — не требуется; (*) — допускается.

Система оповещения состоит из нескольких элементов, обеспечивающих быстрое реагирование на очаг возгорания:

  • пожарные извещатели, реагирующие на изменение температуры, появление дыма или пламени;
  • блок управления передачей сообщений;
  • цифровые носители информации с записью сообщения о возникновении пожара;
  • устройства оповещения (динамики, микрофоны, экраны с бегущей строкой, световая и звуковая сигнализация).

Большое значение для безошибочного функционирования СОУЭ в комплексе с автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и автоматической установкой пожаротушения (АУПТ) имеет ее правильное проектирование и монтаж. В противном случае могут возникнуть такие проблемы, как несвоевременное или ложное срабатывание датчиков, отсутствие звука на выходе, перебои в питании оборудования.

Система пожаротушения

Полноценное обеспечение пожарной безопасности объекта защиты невозможно без установки автоматической системы пожаротушения. Это комплекс устройств, способный самостоятельно активизироваться при превышении критических значений определенных параметров в помещении.

АУПТ должна выполнять несколько задач:

  • ликвидация открытого пламени на объекте до того, как будет достигнуто критическое значение факторов возгорания;
  • ликвидация пламени до того, как будет преодолен предел огнестойкости строительных конструкций;
  • ликвидация пожара до нанесения значительного вреда имуществу;
  • ликвидация огня до разрушения имеющихся на объекте технологических установок;
  • помощь в создании зоны безопасности для находящихся на объекте людей.

Существует несколько классификаций АУПТ, но самой известной является классификация по типу огнетушащего вещества. В соответствии с ней все системы подразделяются на водные, порошковые, пенные, паровые и газовые аэрозольные.

Конструкция системы зависит от ее принадлежности к тому или иному типу. Водные системы состоят из системы обнаружения огня, насосной станции и трубопровода.

На заметку Водные системы могут быть спринклерными, оборудованными термочувствительной колбой для перекрытия воды в трубопроводе, и дренчерными, не имеющими теплового замка, а также оборудованные запорными устройствами.

В пенных системах, кроме датчиков обнаружения, установлены дозирующие и пенообразующие устройства и особый тип распылителя, а в порошковых — специальное устройство генерирования газа для выброса огнетушащего вещества.

Проектирование автоматической системы пожаротушения происходит в несколько этапов:

  • получение исходных данных;
  • выезд на объект;
  • разработка проекта системы пожаротушения;
  • согласование проекта и его сдача.

После сдачи проекта можно переходить к монтажу, включающему в себя приобретение необходимого оборудования и материалов, прокладку трубопроводов и трасс, монтаж извещателей, оросителей, контрольной аппаратуры, насосов и блоков питания. Система подключается к инженерным коммуникациям здания.

Система противодымной защиты

Система представляет собой приточно-вытяжную вентиляцию, главная задача которой — подача наружного воздуха в вертикальные инженерные трассы, такие как лифтовые шахты, лестницы. В них создается избыточное давление, что помогает предотвратить распространение дыма и других продуктов горения по всему зданию. Такая вентиляция используется для вытягивания ядовитых газов из помещения, в котором находится очаг возгорания, и прилегающих к нему территорий.

Системы противодымной защиты обязательно должны быть установлены:

  • в холлах и коридорах зданий различного назначения, высота которых превышает 28 метров;
  • в туннелях, цокольных помещениях и подвалах, расположенных в жилых, общественных и промышленных зданиях и не имеющих собственного освещения;
  • в общих холлах и коридорах при наличии незадымляемых лестничных клеток;
  • в коридорах без естественного освещения в жилых домах;
  • в помещениях без естественного освещения, в зданиях с большим скоплением людей или площадью более 50 м2.

Монтаж противодымных систем необходимо производить по определенным правилам, предписывающим монтаж отдельной системы для каждого пожарного отсека, размещение дымоудаляющих вентиляторов в отдельных отсеках или на крыше и расположение устройств приема дымовых газов под потолком.

Итак, установка комплексных систем противопожарной защиты помогает обезопасить объект от тяжелых последствий возможных возгораний — вовремя предупредить о возникновении пожара, обеспечить безопасную эвакуацию людей из здания, удалить из воздуха помещений токсические вещества, выделяемые продуктами горения, применить средства автоматического пожаротушения. При небольших возгораниях работы автоматической системы противопожарной защиты обычно бывает достаточно, чтобы полностью ликвидировать возгорание еще до приезда пожарных.

Пожарная безопасность объекта защиты: риски и расчеты

    Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.     Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».     Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.     Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.     Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.     К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.     Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.     Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.     Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.     Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.     Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?     Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.     Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.     Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.     На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.     Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.     Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:     - предварительный;     - проведения расчетов;     - подготовки заключения.     Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.     Предварительный этап переговоров проводится для определения:     - целей, задач и критериев решения задачи;     - содержания и последовательности проведения расчетов;     - объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;     - сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.     По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.     Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:     - для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;     - для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.     Этап проведения расчетов включает в себя:     - анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;     - проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;     - обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;     - определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;     - выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;     - выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;     - проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.     В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:     - технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;     - исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;     - возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;     - цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;     - предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.     Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.

    Литература:

    1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».     2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».     3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.     4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.     5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.     6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

    Авторы: В.А. Мальцев, С.Г. Гимранов, инженеры отдела организации пожаротушения и добровольной пожарной охраны ГКУ «ТЦМ».

    Источник: журнал «Пожарная безопасность», № 1 (15), май 2014

    Теги: Пожарная безопасность объекта защиты, оценка пожарных рисков, обеспечение безопасности и жизнедеятельности территорий и населенных пунктов

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1.1 Система обеспечения пожарной безопасности

1.1.1 Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - сертификация);

противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима.

Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

Статья 20. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.

Статья 22. Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается: на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти; на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;

создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;

использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.


Смотрите также