Экономическая безопасность государства это


Экономическая безопасность государства, Теоретические основы экономической безопасности государства - Основы экономической теории - Мамалуй ОО Библиотека русских учебников

. Экономическая безопасность государства (ЭБД) - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при самых неблагоприятных вариантов развития внутренних и внешних процессе.

ЭБД имеет внутреннюю материально-вещественную основу - достаточно высокий уровень развития производительных сил, который способен обеспечить существенно важную часть натуральных и стоимостных элементов расширенного воспр ния. ВНП; внутреннюю социально-политическую основу - достаточно высокий уровень общественного согласия относительно долгосрочных национальных целей, позволяющих разработать и принять государственную стратегию соц иального и экономического развития.

Поскольку. ЭБД является, по сути, категории идеальной, она даже в самых экономически и социально стабильных странах с устоявшимся политическим режимом является понятием относительным. Любые неблагоприятные воздействия, а также возможность и угроза их сохраняются даже в таких государствох.

Вопросы экономической безопасности приобретают особую актуальность для стран, находящихся в состоянии трансформационного кризиса. Это явление всегда характеризуется обострением противоречий, которые создают кризов е ситуации. Глубина и характер развития кризиса могут поставить под угрозу само существование социально-экономической системы страны. И тогда одной из первоочередных задач станет обеспечение экономической безо кеки.

Система. ЭБД не существует сама по себе. Она связана с экономической безопасностью человека и международной экономической безопасностью. Поэтому структурная схема субъектов этой триады выглядит так: человек (лицо) - национ нальную государство - мировое сообщество. Безопасность человека является составляющей безопасности государства, которая, в свою очередь, является составной международной безопасности. Следовательно, государство должно заботиться об обеспечении экономической безопасности свои х граждан, собственной и мирового сообщества. Поэтому перед ней стоит чрезвычайно сложная задача - связать и согласовать интересы каждого гражданина с интересами государства, а также с интересами ми вого сообщества. По этому поводу выделяют внутренний и внешний уровни. ЭБні. ЕБД.

Следует учесть, что каждая из этих систем (человек - энерго-биологическая; государство - общественно-организационная среднего уровня сложности управления; мировое сообщество - общественно-организационная высшего ров вня сложности управления) имеет свои параметры, свои особенности (преимущества и недостатки), имеет нечто общее и несколько отличное от других систем. Исследуя. ЭБД, рассмотрим лишь те параметры, которые касаются именно этой проблемы, хотя должны учесть и некоторые общие принципы существования и распада этих систем.

Необходимо отметить, что. ЭБД является не просто одной из важнейших составляющих системы государственных интересов, но и выступает решающим условием соблюдения и реализации как государственных, так и негосударственных интересов в страны. Такое понимание места и роли. ЭБД свидетельствует о том, что в ее должном уровне должны быть заинтересованы и частный бизнес, и госструктуры, и все сферы общества.

Если национальные экономические интересы Украины понимать как совокупные потребности граждан, общества и государства, адекватные особенностям социально-экономического положения страны, уровню ее экономического развития, м месту в международном разделении труда, то именно они должны определять все другие интересы, вытекающие из общих геополитических факторов, а также определить конкретные действия и свершения, отражаясь в виде, например, внешнеэкономических доктрин, программ тощ.

По степени социального значения эти интересы подразделяются на жизненно важные и второстепенные, а по продолжительности действия - на долго-, средне-и краткосрочные, причем по мере удовлетворения одних интересов им на смену приходят др..

По своей направленности экономические интересы могут быть ориентированы на обеспечение: а) выживания б) прогрессивного развития в) определенной степени лидерства граждан, общества или государства. Особое зна ачення имеют жизненно важные экономические интересы как а) совокупность и б) сумма потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития человека, общества, государстви.

В круг жизненно важных экономических интересов Украины на современном этапе относятся:

- обеспечение ее экономического суверенитета;

- построение правового демократического механизма государственного регулирования экономики;

- экономическое возрождение государства и повышения благосостояния ее народа;

- развитие международных экономических отношений

На основе национальных экономических интересов соответствующие структуры и органы государственного управления разрабатывают и формируют цели государственной экономической политики, отражающие намерения граждан, суспильс ства и государства в части удовлетворения их интересов, прежде всего жизненно важных. Эти цели достигаются путем решения соответствующих задач. Для этого органы государственного управления, руководство государства раз производят и осуществляют специальные западеди.

Экономические интересы, трансформируются в цели государственной экономической политики, выносятся государственными институтами на мировую арену, где формируется международная экономическая политика и оказывается конфликтные ость международных экономических отношений. Если состояние государства характеризуется нестабильностью ее экономического базиса, противоречивостью экономических интересов различных социальных групп, то усложняется конфликтные во отношений на внутренне-экономическом уровне результате обострения противоречий в обоих случаях возникает реальная угроза тем или иным интересам, причем, учитывая объективный несовпадение и многогранные во экономических интересов личности, общества и государства, зарождаются разногласия, которые могут стать источником потенциальной угрозы их безопасностиці.

Таким образом, можно отметить, что главные компоненты системы. ЭБД связаны с наличием национально-государственных интересов Украины, и, соответственно, целей, которые из них вытекают. Эти интересы существуют как в рамках границу нов страны, так и снаружи. Речь идет прежде всего о поддержке государственного суверенитета и самостоятельного развития. Безопасность страны напрямую связана с суверенитетомтом.

Исторический опыт свидетельствует, что становление суверенного правового демократического государства, формирования гражданского общества, движение по пути мировой цивилизации является объективным, необратимым, но сложным и длительным процессом. Государство может достичь подлинного суверенитета только на основе эффективной и конкурентоспособной экономики, которая к тому же является социально ориентированной. В конечном итоге именно уровнем эффективности национальной экономики определяется место страны в мировой табели о рангеги.

Выделяют также экономический суверенитет как главную составляющую государственного суверенитета, и, соответственно, системы. ЭБД. В основе экономического суверенитета лежит собственность украинского народа на свое национал ное богатство, опираясь на которую уполномоченные им органы самостоятельно регулируют экономику и внешнеэкономическую деятельность. Структура экономического суверенитета связана со структурой экономической систем и и охватывает независимость государства в формировании и развитии технологического способа производства, экономических отношений собственности и соответствующего хозяйственного механизму.

Экономический суверенитет государства как составляющая системы. ЭБД в современных условиях является базой для:

1) возможности государственного контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет как равной с равным принимать уч часть в мировой торговле, кооперативных связях и обмене научно-техническими достижениями

2) стабильности и устойчивости экономики, обуславливающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, дестабилизирующих сит туацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение глубоких безосновательных разрывов в распределении доходов, которые вызывают социальный кризис)

3) саморазвития и прогресса, что особенно важно в современном динамичном мире, создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянной модернизации производства, повышения профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников, т.е. всего того, что является необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономик.

Вместе с тем система. ЭБД должна исследоваться прежде всего с предсказанием ее распада, то есть за критическими условиями

Она характеризуется так называемыми порогом чувствительности, порогом уязвимости, порогом распада и состоянием покоя. Этими параметрами определяется степень безопасности системы. Порогом чувствительности является уровень безопасности, с при котором система начинает испытывать наличие изменений. Порог уязвимости - это уровень безопасности, при котором система начинает розбалансовуватися, т.е. претерпевает изменения, ведущие к ее уничтожению. Порог распада - уровень безопасности, после превышения которого система испытывает сокрушительным изменений. Состояние покоя - уровень безопасности, при котором обеспечено развитие системстеми.

Вспомним, что в мире не бывает состояния полного равновесия. Всегда субъект (система. ЭБД) может либо повышать свой потенциал (развиваться), либо снижать его (трощитися)

Система. ЭБД имеет критические ограничения, которыми характеризуется состояние системы при малейшей возможности ее существования. Изменения, по которым значение фактора переходит критического ограничения, приводят к рас аду (гибели).

Система критических ограничений определяет возможности существования. ЭБД. Она объединяет критические ограничения отдельных направлений экономической опасности и критические ограничения. ЭБД

Структура экономической безопасности государства

Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие (рис. 2).

Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.

Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии национального хозяйства на путь инновационного развития3.

Одной из эффективных является инновационная система США. Для этой системы характерны: четко сформулированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства; огромные по сравнению с другими странами расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию инновационных технологий; государственное финансирование значительной части этих расходов; защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики (стимулирование активного патентования); тесные связи между инновационными компаниями и университетами; большая доля венчурного капитала в общем объеме финансирования НИОКР. Финансирование НИОКР в США осуществляется промышленными предприятиями (свыше 100 млрд. долл. в год), федеральной администрацией (в 2004 году – 89 млрд. долл.) и другими правительственными структурами и частными организациями.

Значительное внимание развитию наукоемких отраслей экономики уделяет Китай. В последнее время страна значительно продвинулась в своем стремлении достичь технологического паритета с ведущими государствами мира, о чем было заявлено еще в 1985 году. Так, в 2004 году доля расходов на НИОКР составила 1,2 % ВВП.

Китайскими приоритетами в науке и технике являются крупномасштабные интегрированные сети, программное обеспечение и системы информационной безопасности, станкостроение и др. При этом основной упор делается на создание совместных предприятий и приобретение зарубежных фирм, что позволяет использовать передовые

иностранные технологии4.

Европейские государства также играют активную роль в процессе формирования инновационных систем национального и регионального уровней. В рамках Барселонского соглашения 2002 года главы европейских государств и правительств согласились в течение 10 лет увеличить финансирование НИОКР с 1,9 до 3 % ВВП, что позволит к 2014 году достичь технологического уровня США и Японии5.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность национального хозяйства страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.

Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям и даже потере экономической самостоятельности.

Наиболее экономически самостоятельными странами являются Япония и США. Процент импорта продукции к ВВП в них составляет 8 и 13 % соответственно.

В тоже время в России, Германии, Франции, Великобритании и Италии диапазон значений отношения объема импорта к ВВП варьируется в диапазоне 20 – 30 %. В этой связи можно констатировать, что Россия стоит в одном ряду с экономически независимыми странами Европы.

Страны, национальное хозяйство которых находится в орбите чьего-либо влияния, имеют отношение объема импорта к ВВП 40 – 70 %. В Европе в эту группу попадает Австрия (45 %), Бельгия (73 %), Голландия (56 %), Ирландия (73 %), Португалия (40 %), Чехия (62 %), Венгрия (55 %), Словакия (67 %). Выход за этот диапазон говорит об экономике страны, которая уже не может жить самостоятельно. Примером является Эстония, у которой характерный показатель находится на уровне 80 %.

Валютно-кредитная составляющая может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.

Мировой опыт свидетельствует, что устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики государства:

объем инвестиций должен составлять 20 – 25 % ВВП (уровень капитализации);

при этом доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15 – 17 % от объема внутренних;

степень износа основных фондов не должна превышать 30 – 35 %.

Таким образом, например, для России удвоение ВВП невозможно без обеспечения устойчивого притока значительных объемов инвестиций (не менее 1,11 трлн. долл., в том числе прямых иностранных инвестиций – не менее 170 млрд. долл. за 2004 – 2013 гг.6).

В этой связи, встает проблема инвестиционной привлекательности государства. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал7.

В этой связи следует заметить, что Россия обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого пока еще сдерживается имеющимся инвестиционным риском8.

Продовольственная и сырьевая составляющие предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.

Обеспечение продовольствием населения страны является важнейшим фактором экономической безопасности государства. Например, в США, согласно Закону о продовольственной безопасности (Food Security Act, 1985), критический уровень запасов продовольствия определяется 40 % среднегодового потребления. В качестве важнейших мероприятий, обеспечивающих население продовольствием, названы поддержка стабильности продаж на внутреннем рынке продовольствия национального производства и осуществление программ продовольственной помощи малоимущим9.

Важнейшей мерой обеспечения продовольственной и сырьевой составляющей экономической безопасности США, Канады и других постиндустриальных стран является так же дотация сельского хозяйства из государственного бюджета, поддержка и лоббирование экспорта сельскохозяйственной продукции.

В то же время Россия до сих пор не достигла советского уровня обеспечения граждан продовольствием10. Одновременно более 70 % продовольственной продукции поступает в Россию из стран Евросоюза, США и Канады11.

Обеспечение важнейшими видами сырья также является одним из главных факторов экономической безопасности государства. При этом проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.

Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает создание диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с энергодифицитом в национальном хозяйстве.

Примером формирования диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрения энергосберегающих технологий являются США – лидер потребления и импорта нефти и нефтепродуктов12.

Одновременно США непрерывно снижают энергоемкость и нефтеемкость своего ВВП. Особое внимание уделяется развитию энергосберегающих технологических процессов и высоких технологий, поддержке работ, направленных на повышение в энергобалансе страны доли возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. В итоге за 1970 – 1980 гг. энерго- и нефтеемкость ВВП США снизилась соответственно на 17 и 12 %, а в 1980 – 1990 гг. – еще на 19,5 и 25,9 %. В 2000 году энергоемкость и нефтеемкость ВВП составила 0,417 и 0,171 т. условного топлива на 1 тыс. долл. соответственно13.

Кроме того, согласно Закону об энергетической политике и экономии энергии 1975 г., в США создан стратегический нефтяной резерв (СНР) и разработана программа по созданию хранилищ сырой нефти.

Задача программы - создание хранилищ сырой нефти емкостью 750 миллионов баррелей (около 120 млн. тонн) в больших подземных соляных кавернах в шести местах на побережье Мексиканского залива (в шт. Луизиана - Бэйю-Чокто, Салфер-Майнз, Уикс-Айленд и Уэст-Хэкберри; в шт. Техас - Брайанд-Маунт и Биг-Хилл)14. Кроме чрезвычайных ситуаций общенационального характера, когда президент принимает решение на изъятие нефти из СНР, этот резерв используется также и для решения локальных задач. Так, в середине 2000 г. дважды принималось решение о выделении из СНР по 500 тыс. баррелей нефти двум нефтеперегонным компаниям в штате Луизиана, доставка сырья которым была блокирована из-за аварии в судоходном канале.

Повышение энергоэффективности российской экономики также является одним из главных приоритетов Энергетической стратегии России до 2020 года, одобренной Правительством РФ в августе 2003 года. Согласно этой стратегии почти ¾ необходимого прироста энергопотребления должно обеспечиваться за счет энергосберегающих мероприятий15.

Постановлением № 796 от 17 ноября 2002 года Правительство утвердило федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика» на 2002 – 2005 гг. и на перспективу до 2010 года» – важнейший инструмент реализации отечественной энергетической стратегии. Основная цель программы – создание социально-ориентированного энергетического хозяйства, обеспечивающего за счет структурной перестройки энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслей эффективное энергосбережение, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики, снижение энергоемкости ВВП к 2005 году на 13 %, и к 2010 году – на 26 % по сравнению с 2000 годом16.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В этой связи, к числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, темпы и масштабы национализации и приватизации в отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны.

В этой связи, например, Энергетическая стратегия России предусматривает реструктуризацию ряда энергодобывающих отраслей промышленности17.

Экологическая составляющая предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.

Решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно увязывается с ограничением хозяйственной деятельности человека и, прежде всего, с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты.

В этой связи, государство призвано обеспечить сохранность природного потенциала страны (региона, мира) при обеспечении возможности своего экономического роста18.

В этой ситуации осторожность России в отношении ратификации Киотского протокола понятна: плата за выполнение обязательств перед мировым сообществом может оказаться для экономики государства слишком высокой.

Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, при котором будут гарантироваться: надежный информационный обмен; повышение доли нематериальных активов в национальном богатстве; увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого внутреннего продукта; а также тайна технологии производства.

Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество.

В 60 - 70-е годы XX века экономика Японии и некоторых других стран Восточной Азии смогла осуществить стремительный рывок благодаря повышению уровня работы с информацией – развитию информационного менеджмента и созданию деловых информационных сетей. Это лидерство остается и сегодня.

США в 80 – 90-е годы прошлого века также добились существенных успехов в экономике на основе электронно-информационных технологий и структурной реорганизации национального хозяйства с использованием информационных сетей. В последние годы за счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны. Развитие информационных технологий в США считается главным условием перехода к «новой экономике» - «экономике, базирующейся на знаниях и идеях».

В утвержденной Президентом России Доктрине информационной безопасности Российской Федерации19 в качестве приоритетных задач развития национальной экономики рассматривается развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также накопление, сохранность и эффективное использование отечественных информационных ресурсов.

Очевидно, что в современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. В этой связи в России сегодня реализуются Федеральные целевые программы «Национальная технологическая база», «Электронная Россия», «Развитие электронной техники в России» направленные на укрепление информационной составляющей экономической безопасности нашего государства20.

Таким образом, рассмотрение структуры и составных частей экономической безопасности государства предоставляет возможность определить факторы, влияющие на этот вид национальной безопасности в современных условиях.

В этой связи также становится очевидным, что обеспечение экономической безопасности представляет собой важнейшую функцию государства. Как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению экономических потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем21.

Сравнительная оценка уровня экономической безопасности

государства

Сравнительная оценка уровня экономической безопасности государства может базироваться на определении значений нормированных относительно соответствующих пороговых уровней частных показателей экономической безопасности государства22.

Результаты расчетов нормированных частных показателей, характеризующие отдельные компоненты безопасности национального хозяйства России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997 – 2006 гг., позволили оценить уровни различных сторон экономической безопасности этих государств мира23.

Результаты же расчетов значений общих (интегрирующих) нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР при одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйствав период 1997 – 2006 гг., представлены в табл. 1. и на рис 3.

Таблица 1

Экономическая безопасность государства

Потребность в безопасности – это одна из главных потребностей человека. Без ее удовлетворения невозможно полноценное существование человека и как биологического объекта, и как члена какого-либо общества или организации. Это относится и к любому виду человеческой деятельности. Что же касается общественных объединений, то высшей структурой сегодня является государство. Вопрос государственной безопасности – главный вопрос существования любого государства как такового.

Определение 1

Безопасность – это такое состояние субъекта (в том числе государства) при котором любые изменения обычных его параметров и качеств, происходящие под воздействием внешних и внутренних факторов, не нарушают его функционирование и связи между структурными подразделения субъекта или субъекта с другими субъектами.

Понятие безопасности очень многогранное. В зависимости от факторов воздействия определяются критерии. Выделяют следующие виды безопасности государства:

  • техническая безопасность;
  • войсковая безопасность;
  • информационная безопасность;
  • продовольственная безопасность;
  • экологическая безопасность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Базисом всех этих видов безопасности является экономическая безопасность. Ведь именно экономика является той основой, на которой базируется вся совокупность социальных, правовых, моральных отношений и связей. На первых этапах развития производства под экономической безопасностью подразумевали только сохранность производственных секретов и коммерческих тайн. Но с развитием как производства, так и общества в это понятие стали вкладывать более широкий смысл.

Определение 2

Экономическая безопасность государства – это состояние максимально эффективного использования им всех своих ресурсов для сохранения контроля над ними и предотвращения возможных угроз стабильному функционированию государства как в настоящем, так и в будущем.

Формы экономической безопасности государства

Экономическая безопасность государства – это многоуровневая структура. Объясняется это очень просто. Государство для обеспечения собственной безопасности должно гарантировать экономическую безопасность каждому гражданину своей страны, общественным организациям и объединениям, предприятиям, отраслям и экономике в целом, отдельным регионам и всей территории страны. Ввиду этого выделяют такие формы экономической безопасности государства:

  • личностная;
  • общественная;
  • производственная;
  • отраслевая;
  • региональная;
  • национальная (федеральная);
  • международная.

Каждый из упомянутых видов отвечает за соблюдение юридических, имущественных, правовых, производственных, финансовых интересов своих субъектов, за разработку государственной стратегии социального и экономического развития.

Экономические интересы государства

Экономическая безопасность заключается в определении и защите государственных экономических интересов.

Определение 3

Экономическими интересами государства называется совокупность потребностей, удовлетворение которых может гарантировать существование и прогрессивное развитие человека, объединений людей, общества, государства.

Эти интересы могут быть направлены на:

  • выживание в данных условиях;
  • обеспечение прогрессивного развития;
  • обеспечение определенной степени лидерства граждан, общественных формирований и государства в целом.

Поэтому к государственным экономическим интересам относятся:

  • обеспечение экономической независимости и суверенитета;
  • формирование правового механизма вмешательства государства в регулирование экономики;
  • экономическое развитие государства и повышение уровня жизни и благосостояния населения;
  • развитие международных экономических отношений;
  • формирование, принятие и соблюдение государственной экономической политики.

Сущность экономической безопасности государства: определение, факторы и особенности

Вопросы национальной безопасности являются приоритетными в осуществлении деятельности Правительства РФ. Поэтому им уделяется большое внимание. Экономическая безопасность является основой национальной безопасности. Она обеспечивает ее материальной базой. Сущность экономической безопасности, ее основные факторы будут рассмотрены далее.

Общее определение

Понятие и сущность экономической безопасности следует рассматривать с точки зрения ее места в общей системе защитных мер государства, которые предпринимаются с целью минимизировать негативные внешние воздействия. Эта отрасль национальной безопасности обеспечивает ее материальную базу, независимость. Также это предоставляет возможность государству вести свободную экономическую политику, формируя основу для равномерного развития ее в будущем. Экономическая безопасность необходима для обеспечения социально-экономического роста.

Так как в последнее время стали актуальными вопросы глобальной экономической интеграции, деятельность Правительства в направлении защищенности собственной хозяйственной системы является приоритетной.

Национальная безопасность включает в себя, помимо защиты экономических интересов, оборонную, экологическую, информационную политику и прочее. Это позволяет обеспечить такое состояние народного хозяйства, которое сможет стимулировать равномерное, постоянное развитие.

Сущность экономической безопасности страны заключается в создании таких условий, в которых такие отрасли, как финансовая и социально-политическая, смогут работать стабильно. Это будет стимулировать развитие обороноспособности. Грамотно спланированная политика относительно защиты национальных экономических интересов характеризует деятельность правительства как результативную. Это позволяет защитить интересы страны как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Так как экономическая защищенность взаимодействует с другими направлениями национальной безопасности, ее нужно рассматривать как сложное явление. Это состояние социально-экономической сферы, при котором материальное производство стабильно развивается, обеспечивая влияние на внутреннее и внешнее выполнение интересов страны. Экономическая безопасность обеспечивается степенью развития производства, а также высоким развитием социальной сферы, уровнем НТП.

Объекты и субъекты

Рассматривая понятие и сущность экономической безопасности предприятия, отрасли и страны, нужно отметить, что они взаимосвязаны. Микроуровни обеспечивают условия для развития макроуровней. При этом обстановка в сфере международных отношений государства влияет на развитие его отраслей, отдельных предприятий и т. д.

Объекты экономической безопасности специфичны. Это вся система торговых отношений в комплексе. Они формируют сущность экономической безопасности. Также объектами считаются ее элементы. Ими могут быть следующие категории:

  • производственные, непроизводственные фонды;
  • природные богатства;
  • финансовые ресурсы;
  • недвижимость;
  • структуры хозяйствования;
  • домохозяйства;
  • каждая отдельная личность;
  • прочее.

Субъектами экономической защищенности страны являются государство и его институты власти, а также законодательные структуры, ведомства, учреждения.

Материальная база

Рассматривая сущность и содержание экономической безопасности, необходимо определить, что входит в материальную базу этого понятия. Ее составными частями являются правильное формирование производственных сил, что гарантирует постепенное наращивание потенциала, высокий уровень развития социальной сферы, уровня жизни. Также материальной базой выступает самостоятельность в принятии решений государства, а также эффективная управленческая деятельность Правительства РФ.

Принципы

Существуют определенные факторы экономической безопасности. Сущность этого понятия основывается на основных компонентах, которые формируют национальную стратегию государства в разрезе торговых и финансовых отношений. Основными факторами, которые влияют на защищенность страны в этом аспекте, являются независимость экономики, ее стабильность и устойчивые темпы роста. Это обязательные условия, которые обеспечивают нормальное функционирование всей системы.

Национальная экономика становится все более вовлеченной в мировые процессы. Взаимодействуя с другими странами, независимость национальной экономики может снижаться. Поэтому этот фактор является относительным. Однако управляющие органы стремятся достичь хоть и не абсолютной автономии, но ее приемлемого уровня. Эта позиция позволяет занимать конкурентные позиции на мировом рынке, получать доступ к благоприятным условиям для развития национального хозяйствования страны.

Стабильность экономики крайне важна для защиты национальных интересов. В таком состоянии внутренняя ситуация развивается стабильными темпами. При этом отсутствуют серьезные потрясения, исключается воздействие криминальных структур. Стабильность выражается в обеспечении безопасности для каждого гражданина страны, домохозяйства, предприятия и т. д.

Рассматривая сущность и особенности экономической безопасности страны, следует отметить такой ее фактор, как устойчивый темп роста. Это подразумевает постепенное развитие производства, повышение его количественных и качественных показателей. Повышается профессионализм сотрудников, внедряются инновации, новые технологии. Только в этом случае можно обеспечить достаточный уровень защиты для национальной системы хозяйствования.

Условия и факторы

Сущность экономической безопасности региона, страны в целом рассматривается как процесс, который позволяет обеспечить необходимые условия для гармоничного развития народного хозяйствования. При этом все процессы в народном хозяйствовании должны протекать правильно, обеспечивая надежное функционирование всей системы.

Структурные элементы экономической безопасности взаимосвязаны. В их число входят материальная обеспеченность производства, состав и состояние рабочей силы, размеры основных фондов организаций, а также их структура (какое количество нового и изношенного оборудования есть на балансах предприятий). Также одним из основных структурных элементов этой системы является развитие технологий, инноваций, а также их внедрение в производственный процесс. Еще одной важной составляющей является возможность сбыта продукции на внутреннем, внешнем рынках.

Экономическая защищенность государства складывается из нескольких компонентов. В их число входят следующие составляющие:;

  • количество и тип природных ресурсов;
  • географическое расположение страны, особенности ее территории;
  • особенности государственного управления, его качество;
  • потенциал производственной сферы;
  • развитие сельскохозяйственного комплекса;
  • социально-демографическая обстановка в стране и каждом регионе.

Государства, которые сегодня лидируют в мире по уровню экономической защищенности, обладают большинством перечисленных компонентов. При этом составляющие системы в этих странах значительно развиты. Это является основой их экономической безопасности.

Однако стоит сказать, что для высокого уровня защищенности не обязательно владеть всеми перечисленными компонентами. Многие развитые страны не могут похвастаться выгодным географическим положением или большим запасом природных ресурсов. Их недостаток компенсируется иными факторами. Так, например, это может быть высокий уровень производства, его качество, применение инновационных технологий. Большинство развитых стран стимулируют рост не количественных, а качественных показателей своей экономики. Это гарантирует их защищенность от внешнеэкономических негативных воздействий.

Система критериев и показателей

Сущность системы обеспечения экономической безопасности заключается в поддержании требуемого уровня развития и стабильности. Чтобы оценить уровень эффективности политики относительно внешних и внутренних торгово-финансовых отношений, применяется определенная система показателей.

Их расчет позволяет выявить негативные факторы, сдерживающие развитие, а также предпринять действия по их устранению. Максимально полно отражают процессы, происходящие в системе, следующие показатели:

  • ресурсный потенциал страны, перспективы и возможности его развития;
  • эффективность использования ресурсов (капитал, труд и т. д.), а также сравнение этого показателя с уровнем развитых государств;
  • уровень конкурентоспособности национальной экономики;
  • целостность экономического пространства, его особенности;
  • независимость и суверенитет государства, его способность противостоять внешним негативным факторам;
  • стабильность социальной сферы, способность предотвращать развитие конфликтов между определенными национальными группами.

Существует ряд индикаторов, которые позволяют оценить уровень защиты национальной системы хозяйствования. К ним относятся такие показатели, как темп инфляции, безработица, качество жизни, дефицит бюджета, а также экономический долг. Также в эту категорию показателей входят внешний и внутренний долг государства, золотовалютный резерв, теневая экономика, интеграция в мировую экономику.

Меры обеспечения

Рассматривая сущность экономической безопасности предприятия, отрасли или государства в целом, нужно рассмотреть комплекс мер, которые предпринимают руководящие органы для предотвращения негативных тенденций в системе. После анализа перечисленных показателей разрабатывается комплекс действий, который позволяет снизить отрицательные воздействия на макроуровне.

Соответствующие органы государственной власти ежедневно осуществляют направленную деятельность по недопущению развития негативных тенденций. Они работают для того, чтобы перечисленные показатели не пересекли допустимую черту, после чего ситуация может стать нестабильной. Для этого разрабатывается комплекс действий, который предотвращает появление внутренних или внешних угроз для системы безопасности. Эта процедура включает в себя следующие действия:

  • прогнозирование появления возможных опасностей для экономики, а также вероятность их развития;
  • установление основных показателей защищенности хозяйственной сферы страны;
  • разработка и принятие законов, которые способствуют повышению уровню защиты в сложившейся ситуации;
  • устранение негативных тенденций внутри экономики страны.

Сущность экономической безопасности заключается в поддержании требуемого уровня развития страны. Для этого поддерживается правильное взаимодействие между разными структурами, а также стратегических ресурсов.

Обеспечение безопасности: задачи

Сущность экономической безопасности государства заключается также в выполнении определенных задач соответствующими структурами. Их выполнение позволяет всесторонне защитить интересы государства.

Для достижения поставленных целей Правительство РФ и соответствующие подчиненные органы решают ряд задач. Проводится прогнозирование в области появления внешних и внутренних угроз, разрабатываются и проводятся требуемые мероприятия по их влиянию. Проводятся мероприятия, направленные на защиту суверенитета РФ, ее территориальной целостности.

Также ведется грамотная, продуманная экономическая политика, которая способствует росту благосостояния экономических субъектов. Создаются необходимые условия для развития технологий, проведения научных исследований. Обеспечиваются права и свободы, безопасность каждого гражданина, хозяйственного субъекта. Создаются условия для выполнения норм законодательства. Ведутся работы по усилению эффективности государственного аппарата.

Важной задачей, которая стоит перед государственными органами управления, является поддержание баланса в области межнациональных отношений.

Проводится работа по формированию взаимовыгодных отношений с другими странами мира. Создаются фонды для создания и усиления военного потенциала, экологической обстановки в стране. Также проводятся действия по защите интересов отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. При этом деятельность иностранных компаний, которая ведется на территории РФ, подлежит регулированию.

Внутренние угрозы

Рассматривая сущность обеспечения экономической безопасности, следует отметить ряд ее угроз. Это те процессы, явления, которые негативно влияют на состояние защищенности РФ. Они могут быть внешними и внутренними. К первой группе угроз относятся:

  • Усиление степени расслоения имущественного положения общества. Так, уровень обеспеченности может отличаться во много раз. Это ведет к дисгармонии в социальной сфере.
  • Повышение уровня криминализации экономики и общества в целом. Так, по оценкам экспертов масштаб теневой экономики составляет 25-40% от общего ВВП.
  • Создание неблагоприятных условий для развития НТП. Финансирование научного комплекса в РФ значительно уступает развитым странам.

Угрозы могут быть и внешними. Комплекс мер позволяет снизить негативные тенденции.

Внешние угрозы

Сущность экономической безопасности организации, страны заключается в защите от внутренних и внешних факторов. Ко второй группе относятся:

  • Утечка информации, технологий за границу.
  • Вывоз капитала за границу.
  • Зависимости от импорта в области продовольствия, потребительских товаров.

Чтобы гарантировать защиту национальных интересов ведется работа по снижению воздействия внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

Рассмотрев сущность экономической безопасности, можно определить важность ведения соответствующих работ в этой области. Это одна из главных составляющих национальной безопасности страны. Поэтому этому направлению уделяется большое внимание.


Смотрите также