Экономика или экономическая безопасность


Экономическое развитие и экономическая безопасность: взаимоисключение или взаимодополнение (стр. 1 из 5)

Некоторое время назад на кафедре макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ силами коллектива сотрудников начала разрабатываться проблематика планирования, реализации, контроля и анализа государственной экономической политики в контексте экономической безопасности. При этом выявлены новые характерные черты тенденции состояния и развития экономики России.

Начиная с 1999г., динамика основных показателей социально-экономического развития России, после продолжавшегося практически целое десятилетие беспрецедентного для мирного времени экономического спада, вновь стала положительной. В целях стимулирования и упорядочения наблюдаемого оживления экономики, а также определения приоритетных направлений ее развития был разработан целый ряд различных программ, стратегий и направлений развития России как на ближайшие год-два, так и на весьма отдаленную перспективу1 .

Поскольку некоторые из этих документов рассматриваются как основа для разработки государственными органами более конкретизированных планов мероприятий в области воздействия на экономическое развитие России, можно считать, что «аллергия» на государственное регулирование и планирование, возникшая после краха административно-плановой системы, постепенно преодолевается и государство начинает восприниматься как регулятор, необходимый для обеспечения устойчивого развития отечественной экономики.

По мере того, как стали появляться реалистичные программы экономического развития, вполне естественно возник вопрос о том насколько успех данных программ зависит от воздействия тех или иных неблагоприятных факторов. Поэтому, все чаще стали подниматься вопросы обеспечения экономической безопасности России на различных уровнях и ответственности государства за эту сферу деятельности. Пришло, наконец, понимание ограниченности рыночных механизмов и реальной необходимости государственного регулирования, более того, активного и оперативного государственного вмешательства в экономику. И именно подход с точки зрения экономической безопасности позволяет сделать государственное регулирование экономики максимально эффективным, получая при этом наиболее полную отдачу от работы рыночных механизмов, которые должны оставаться в основе экономики, стремящейся интенсивно развиваться и повышать свою конкурентоспособность.

Однако проблемы обеспечения экономической безопасности нередко рассматриваются как самодостаточные и не имеющие четкой связи с вопросами реальной экономической политики государства. Пока так и не получен ответ на ключевой, без малейшего преувеличения, вопрос дальнейшего экономического (и не только экономического) развития России, а именно: каким образом могут (если вообще могут) сочетаться достижение устойчивого экономического роста и обеспечение экономической безопасности, каковы их взаимосвязи и чему из них следует уделять первоочередное внимание?

1. Экономический рост и оценка его качества

Главной целью и основным критерием эффективности государственной экономической политики считается достижение существенного экономического роста в количественном (собственно темпы роста) и качественном (структурные преобразования в промышленности, динамика и структура доходов населения и т.д.) выражении. Однако дать окончательную оценку достигнутому уровню экономического развития, а значит и государственной экономической политике в целом, можно лишь исходя из того, насколько полно и эффективно была решена исходная, придающая изначальный смысл всем предпринимаемым экономическими субъектами действиям, задача, а именно: повышение уровня и качества жизни населения.

И здесь мы сталкиваемся с фундаментальной проблемой: если экономический рост как таковой может быть относительно легко выявлен, измерен и описан стандартными и общепринятыми экономико-статистическими методами, то сделать исчерпывающие выводы о том, насколько именно уровень и качество жизни населения улучшилось в результате имевшего место экономического роста, бывает зачастую просто невозможно.

Во-первых, уровень и качество жизни в силу чрезвычайной разносторонности человеческой жизнедеятельности характеризуются практически неограниченным числом количественных показателей, не говоря уже о тех, что не поддаются количественной оценке. Предпринимаются попытки определить базовые критерии качества жизни, повышение которых при этом бесспорно свидетельствовало бы об улучшении качества жизни в целом, и на их основе вывести некие синтетические показатели. Полученные таким образом обобщающие критерии уровня и качества человеческой жизни получили более или менее ограниченное признание и значение в силу условности выбора расчетных показателей и методики расчета самого синтетического показателя2 .

Во-вторых, бесконечное разнообразие фактических условий, в которых происходит экономический рост, как правило, не дает возможности установить достаточно твердую и количественно характеризуемую взаимосвязь между ним и тем или иным показателем уровня и качества жизни.

В-третьих, на уровень и качество жизни населения огромное влияние оказывают не только, а зачастую и не столько, экономические, но и социальные, культурные, политические, климатические и многие другие факторы, на которые экономика может иметь весьма ограниченное влияние.

Таким образом, даже если не подвергать сомнению принципиальную обязательность наличия экономического роста для повышения уровня и качества жизни населения, мы не можем, используя обычные методы оценки, сказать наверняка, насколько один вариант государственной экономической политики более предпочтителен, чем другой, с точки зрения значительности и быстроты его влияния на уровень и качество жизни.

2. Экономический рост и государственное регулирование экономики

Правительственные чиновники и ученые-экономисты сталкиваются с немалыми проблемами, когда пытаются определить необходимые направления и глубину воздействия государства на экономику для обеспечения экономического развития определенного содержания. Особенно это сложно, как ни странно, в условиях экономического роста, а не спада, поскольку вдвойне сложнее найти те формы и методы государственного вмешательства, которые, с одной стороны, не подорвут основы экономического роста, а с другой, не позволят экономике «перегреться». Но еще сложнее определиться с подходящими мерами государственного воздействия, когда наблюдаемый экономический рост является результатом чего угодно, но только не продуманных и целенаправленных действий государства. А это как раз именно та ситуация, которую мы имеем сегодня в России.

Подавляющее большинство отечественных и зарубежных экономистов сходятся во мнении, что экономический рост в России последних лет основан главным образом на благоприятных для российской экономики последствиях троекратной девальвации осени 1998г. и сохраняющихся устойчиво высокими и по сей день мировых ценах на основные статьи российского экспорта, прежде всего, нефть и нефтепродукты. В результате продолжился рост и без того значительной сырьевой и особенно топливно-энергетической специализации отечественной экономики. Так, в 2000г. стоимость трех основных товаров российского экспорта – сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов – достигла 21,5% ВВП (в 1995г. она составляла «всего» 9,1%)3 . А не далее как в сентябре 2002г. Россия, используя еще более выросшие мировые цены на нефть, обогнала Саудовскую Аравию и на какое-то время вышла на первое место в мире по нефтедобыче – 7,5 млн. баррелей в день или 375 млн. тонн в год4 .

Практически единственным сколько-нибудь заметным собственноручным достижением государства в сфере экономики в эти годы явилось проведение частичной налоговой реформы. Декларировавшееся снижение налогового бремени в действительности оборачивается его ростом. Во-первых, была введена единая налоговая ставка на доходы физических лиц в размере 13%, однако до этого времени подавляющая часть населения платила этот налог по минимальной ставке действовавшей в то время прогрессивной шкалы, т.е. по 12%. Во-вторых, была снижена номинальная ставка налога на прибыль – с 35% до 24%. При этом была ликвидирована льгота на капиталовложения в основные средства, и в результате эффективная ставка налога на прибыль для предприятий, реинвестирующих свою прибыль и тем самым работающих на решение множества актуальнейших проблем российской экономики (повышение качества, а, значит, и конкурентоспособности отечественной продукции, обновление основных фондов и многих других) выросла с 17% до 24%. Но и это еще не все. Отмена одних налогов компенсируется повышением старых или введением новых: например, ликвидация налога на пользователей автодорог сочетается, к примеру, с повышением акцизов на бензин и пиво. Что же касается той же нефти, то поскольку экспортные пошлины на нефть привязаны к стоимости российской нефти на мировых рынках, то с 1 октября 2002г. в связи с ростом мировых цен на нефть ставка на вывоз одной тонны нефти была повышена с 21,9 до 26,2 доллара5 .

Общеизвестно, что налоги и налоговая политика в целом являются, с одной стороны, мощным ресурсным фактором, находящимся в руках государства и тем самым представляющим собой инструмент его воздействия на экономику, а с другой стороны, механизмом обратной связи и зависимости государства от субъектов экономики, являющихся налогоплательщиками. К сожалению, история отечественной налоговой практики состоит за очень редкими исключениями из все больших усложнений налогового законодательства, явного или скрытого повышения налогового бремени на экономику и бескомпромиссной борьбы за выполнение спущенных «сверху» плановых заданий по сбору налогов. Складывается неприятное впечатление, что наша экономика растет не благодаря, а вопреки ее государственному регулированию.

Экономическая безопасность - гарант стабильности экономики

Деятельность профессионального экономиста, который имеет специальность «Экономическая безопасность», обязательно включает в себя:

- осуществление экономической безопасности для государства, общества, личности и субъектов экономической деятельности;

- соблюдение и обеспечение законности и всецелого правопорядка в экономике;

- судебно-экспертную деятельность по судопроизводству;

- раскрытия правонарушений и их расследования, которые касаются непосредственно экономики;

- социально-экономическую деятельность всех хозяйствующих субъектов, финансовых, экономических, аналитических и производственно-экономических служб, организаций, предприятий и учреждений разных форм собственности.

Для того чтобы понимать, что из себя представляет экономическая безопасность, необходимо пройти и усвоить учебный процесс. Во время обучения широко используются интерактивные и активные формы проведения занятий. Например, практикумы, тренинги, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных экономических ситуаций.

В общих чертах, экономическая безопасность представляется собой готовое решение, которое предназначено для того, чтобы вести истории взаимоотношений с партнерами и клиентами. Конечно, учитывается специфика деятельности, которую осуществляет служба экономической безопасности.

Существует ряд мероприятий, которым способствует экономическая безопасность. Например, служба экономической безопасности позволяет весьма эффективно осуществлять управление экономическими рисками с помощью:

- четкой формулировки связей между объектами;

- грамотной оценки степени воздействия одних объектов на другие;

- тщательного анализа криминальных ситуаций и других важных характеристик объектов.

Экономическая безопасность отличается структурой своей системы. В целом, система включает в себя спроектированные данные, интерфейс пользователя и формы отчетности. Вся информация, которая накапливается в системе, как правило, состоит из определенных описаний и конкретных связей. Информационный поиск в системе может использоваться по любым характеристикам. Необходимые результаты поиска можно отображать в виде удобного статистического отчета. С помощью развитого аппарата формул, можно легко автоматизировать все действия над рабочей информацией в системе.

Иными словами, служба экономической безопасности представлена в форме структуры некой системы, которая дает возможность дополнять экономику новыми возможностями и новыми объектами. Экономическая безопасность способствует созданию необходимых форм отчетности и статистических отчетов. Данная система предоставляет возможность хранения всей информации, которая поступает из внешних источников. Это позволяет улучшать состояние экономики. При этом обеспечивается устойчивый и высокий экономический рост, удовлетворение потребностей экономики, государственный контроль не только за движением, но и непосредственным использованием всех национальных ресурсов.

Лекция: Экономическая безопасность 6

Содержание. Введение 1. Роль экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности РФ.....................................................................................................3 2. Мероприятия по организационно-правовому обеспечению экономической безопасности............................................................................................................8 Список литературы................................................................................................13

Введение

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.[1] Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

1.Роль экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности РФ.

Экономическая безопасность — часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности. [2] Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы обеспечения экономической безопасности приемлемо и для ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической безопасности любого регионального интеграционного объединения и могут уточняться с учетом конкретных реалий. Таким образом, в структуре национальной безопасности (рис. 1.1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. /> Рис. 1.1. — Структура национальной безопасности Сегодня различными международными и российскими организациями для изучения социальных процессов в обществе используются разные методические схемы и комплексные показатели, которые позволяют с той или иной степенью объективности оценить безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. Известны мировые фондовые индексы, характеризующие экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, и это главное, дают возможность осуществлять мониторинг их динамики. [3] Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы: — переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов; — движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества; — дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности. В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом. В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет. Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.[4] Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты. Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации. [5] Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан. Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество, интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности. Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие. Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

2.Мероприятия по организационно-правовому обеспечению экономической безопасности.

Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.[6] Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности. Основные положения государственной стратегии в области экономической безопасности определяют понятия, объекты, индикаторы, угрозы и основные механизмы их предотвращения или погашения в рамках реально существующих ресурсных ограничений.[7] Можно выделить три блока положений стратегии: 1.Определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны. 2.Выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочный и среднесрочный (3 — 5 лет) перспективе. 3.Формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики. Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.[8] Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых). Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации. Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие: динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное; состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам; состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации.[9] Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что экономическая безопасность России тесно связана со структурой и динамикой мировой экономики, которая находится в состоянии потенциального системного кризиса. Обезопасить свою экономику от рисков глобализации наша страна может, уменьшив зависимость от случайностей, внезапных колебаний мировой конъюнктуры.[10] Ответом на потребности обеспечения экономической безопасности могут стать научные достижения теории катастроф, предметом которой является изучение и предупреждение рисков, конфликтов и кризисов.

Список литературы.

Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М.: ИСПИРАН, 2005. — С. 28 Гумелев А.А. От Руси к России. — М., 1992; Осипов Ю.М. Россия в актуальном времени-пространстве // Философия хозяйства. — 2004. — № 5. Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики // МЭ и МО. — 2003. — № 5. — С. 3. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. — М.: Гардарика, 2004. — С. 114 Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. — 2004. — № 10 Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // МЭ и МО. — 2004. — № 6. — С. 56-57. Плисецкий А. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. — 2005. — № 5. Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. — 2004. — №5. — С. 28. Пузанов В.И. Интеллектуальные потенциалы США и России: на пути к конкуренции умов // США и Канада. — 2003. — № 12. Чекмарев В.В. К теории экономического пространства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2005. — № 3. Экономическая безопасность: Производство ― Финансы ― Банки / Под. ред. В.К. Сенчагова. — М.: Финстатинформ, 2004


Смотрите также