Охрана окружающей среды и экологическая безопасность


15. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность

В целом в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, сложилась одна из наиболее благоприятных экологических ситуаций на территории Российской Федерации.

Благоприятная экологическая ситуация во многом связана с низким уровнем индустриализации округа и сравнительно небольшим количеством вредных производств и автотранспорта. С учетом выделенных приоритетов развития Северо-Кавказского федерального округа (агропромышленного комплекса и туризма) сохранение уникальной окружающей среды и благоприятной экологической обстановки является одной из самых важных задач.

Между тем можно выделить ряд проблем, связанных с экологической ситуацией, решение которых является особенно значимым для Северо-Кавказского федерального округа.

Для отдельных ландшафтов Северо-Кавказского федерального округа нарастание концентрации загрязнения в районах добычи, хранения и транспортировки нефти является фактором высокого экологического риска.

Обводненность нефти (около 80 процентов) влечет сокращение объемов и эффективности добычи. В наиболее проблемных в экологическом отношении субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - в Республике Дагестан и Чеченской Республике, загрязнение в меньшей степени зависит от объемов добычи, нежели от возраста месторождений и числа скважин.

На территории Чеченской Республики в местах рытья конденсатных колодцев полностью нарушен почвенный покров в результате засыпания его извлеченными из глубины породами, смешанными с мазутом, залитыми нефтеконденсатом. При отсутствии мер по снижению экологической опасности, а также инвестиций в оснащение оборудования для добычи углеводородного сырья системами очистки, предотвращения разливов нефти, переработки нефтешламов может возникнуть ситуация экологической катастрофы.

В Кабардино-Балкарской Республике отсутствует система наблюдения за составом атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздуха являются промышленные предприятия и автомобильный транспорт.

Основными источниками загрязнения водных объектов Северо-Кавказского федерального округа являются:

предприятия по производству спирта, расположенные на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Кабардино-Балкарской Республики, а также загрязненные водосборные площади;

предприятия жилищно-коммунального хозяйства;

реки Камбилеевка, Баксан, Малка, испытывающие высокое антропогенное воздействие и т.д.

На территории Чеченской Республики основными источниками загрязнения водных объектов являются поверхностные смывы с загрязненных территорий.

Продолжающаяся интенсивная заготовка ценной древесины в предгорных и горных районах привела к разрежению горных лесов, высыханию родников, развитию эрозии почв равнинной части, особенно в горах, в предгорьях и горных долинах, что создало угрозу селевых потоков и лавин.

На территории Чеченской Республики продолжается бесконтрольная вырубка буковых древостоев. Дополнительными и весьма существенными факторами отрицательного влияния на горные леса и экосистемы в целом являются последствия военных действий, что привело к деструкции экологической обстановки.

На сегодняшний день во многих субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, отсутствует инфраструктура, позволяющая эффективно перерабатывать и уничтожать отходы жизнедеятельности человека, агропромышленного комплекса и медицинских учреждений.

16. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Северо-Западный федеральный округ отличается сравнительно благоприятной по сравнению с другими территориями Российской Федерации экологической ситуацией и наличием больших запасов чистой пресной воды. В то же время особенностью округа является наличие ряда четко локализованных зон новейшей экологической опасности, где размещены предприятия химической, металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности. Особые экологические проблемы, свойственные крупным агломерациям, характерны для г. Санкт-Петербурга.

Значительная часть территории Северо-Западного федерального округа относится к районам Крайнего Севера, где экосистемы обладают пониженной способностью к восстановлению.

Необходимо учитывать международные обязательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в частности в связи с Конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года. К основным принципам охраны окружающей среды относятся:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Динамика основных экологических показателей развития округа свидетельствует об увеличении негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки).

Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты.

Прогноз основных опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера показывает, что на территории округа сохранится высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера.

Северо-Западный федеральный округ обладает колоссальными территориями, запасами ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в округе формируются полюса экологического неблагополучия (Кольский полуостров, Кольский залив Баренцева моря и др.), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Наибольшая острота экологической ситуации характерна для следующих регионов округа:

нефтегазопромысловые районы Севера (Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Мурманская область), где экологические проблемы связаны с бурением, обустройством и эксплуатацией скважин, строительством и эксплуатацией нефте- и газопроводов, подготовкой к транспортировке и транспортировкой нефти и газа, а также функционированием вспомогательных производств;

районы, где наибольшее развитие получили угольная промышленность (Республика Коми), черная и цветная металлургия, а также химическая промышленность (Ленинградская, Мурманская и Вологодская области, Республика Карелия);

районы с развитым машиностроением и судостроением (г. Санкт-Петербург, Ленинградская и Архангельская области);

территории, на которых размещено целлюлозно-бумажное и другие производства (Ленинградская, Калининградская, Вологодская и Архангельская области, Республика Карелия и Республика Коми).

В условиях изменения климатической ситуации в последние 20 - 30 лет отмечается увеличение повторяемости опасных наводнений на реках Северо-Западного федерального округа. Для многих городов и населенных пунктов округа характерна периодичность частичных затоплений их территорий раз в 8 - 12 лет.

В связи с прогнозируемым увеличением максимальных запасов воды в снежном покрове продолжительность затопления пойменных участков при наводнениях может возрасти в среднем с 12 до 18 - 20 суток.

Оказывая влияние на социально-экономическое развитие, погодно-климатические условия являются источником опасности для человека и объектов народного хозяйства при возникновении опасных гидрометеорологических явлений - сильных осадков, сильного ветра, града, грозы, гололеда, сильного мороза, сильной жары, засухи и др.

Серьезной проблемой для округа является наличие большого количества действующих и выведенных из эксплуатации ядерных объектов, а также наличие полигонов для испытания ядерного оружия.

Повышенного внимания требуют разветвленные морская, речная, железнодорожная и автотранспортная сети, использующиеся для перевозки опасных грузов, особенно с учетом развития данной сети и ростом объемов перевозок.

На современном этапе развития российской экономики природные ресурсы являются важнейшим активом государства. Одновременно они должны быть гарантом нормальной жизнедеятельности будущих поколений. Однако их использование не всегда рационально и эффективно. Интересы государства (как собственника) защищены недостаточно, а пользователи природных ресурсов зачастую не мотивированы к повышению эффективности их использования.

Основные направления стратегии природопользования связаны с введением ренты на природопользование, созданием условий более глубокой переработки сырья, разумным сочетанием вахтового и оседлого (на базе городов и поселков) методов освоения северных месторождений.

Стратегическими целями в области охраны окружающей среды являются обеспечение экологически безопасной и комфортной среды в местах проживания населения, его работы и отдыха, сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов и природных комплексов, формирование экологически ориентированной экономики и благоприятной экономической обстановки, обеспечение безопасного состояния гидротехнических сооружений, утилизации отходов, реабилитация территорий с нарушенной экологией и компенсация ущерба, причиненного окружающей среде.

Здоровье человека и состояние окружающей среды являются одними из ключевых индикаторов устойчивого развития Северо-Западного федерального округа и показателями эффективности экологической политики. Главными задачами в решении природоохранных и экологических проблем округа являются:

улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасных и комфортных мест работы и отдыха, иной социальной активности, среды проживания населения в городах, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;

проведение мероприятий по защите окружающей среды в связи с ростом добычи нефти и газа в Ненецком автономном округе и на континентальном шельфе, а также транспортировкой энергоносителей по акваториям северных морей. Значительные природоохранные мероприятия потребуются в связи с активизацией освоения Тимано-Печорского кряжа, строительством новой и реконструкцией действующих атомных электростанций. Потребуют модернизации природоохранные сооружения на предприятиях химической и целлюлозно-бумажной промышленности, черной и цветной металлургии;

организация экологически безопасного производства (переход на экологически ориентированные технологии, включая сокращение применения генно-модифицированных организмов при производстве продуктов питания, снижение уровня воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов и экономическое стимулирование природоохранной деятельности);

создание эффективного экологического сектора экономики, энергоэффективных объектов экологически чистого жилья с минимальным вмешательством в окружающую среду, товаров и экологических услуг, внедрение экологического аудита, экологической сертификации, экологического страхования и формирование требований к разработке технологий;

сохранение и защита природной среды (сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, природных комплексов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия);

решение проблем отходов техногенного характера (переработка отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов);

реализация проектов по сохранению, защите и воспроизводству биоресурсов Балтийского и Баренцева морей;

выявление и ликвидация экологического ущерба, нанесенного хозяйственной деятельностью;

минимизация негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, обусловленного текущей хозяйственной и иной деятельностью;

совершенствование системы мониторинга и показателей оценки состояния окружающей среды;

дальнейшее развитие и расширение сети особо охраняемых природных территорий регионального и федерального значения, обеспечение сохранения биологического разнообразия флоры и фауны в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата;

повышение роли экологического воспитания и образования;

снижение загрязнения атмосферного воздуха, формирование санитарно-защитных зон промышленных объектов, внедрение современных технологий санитарной очистки населенных мест и обращения с отходами производства и потребления;

внедрение современных технологий очистки питьевой воды, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, а также развитие систем канализации и водоснабжения.

К 2020 году в Северо-Западном федеральном округе необходимо восстановить безопасную среду обитания на территориях с нарушенной экологией.

Комплекс взаимосвязанных мер экономического характера необходимо реализовать в г. Санкт-Петербурге и его пригородах - создание высококачественной системы сбора и утилизации бытовых отходов, обеспечение чистоты водоемов, стимулирование снижения уровня загрязнения воздуха автомобильным транспортом и снижение уровня шума.

Обеспечение экологической эффективности экономики является общей характеристикой инновационного развития макрорегиона и тесно связано с повышением эффективности ресурсопотребления. Для Северо-Западного федерального округа актуальна задача капитализации его экологических преимуществ, что должно найти выражение в развитии экологического туризма, продаже чистой воды и др.

Основная проблема водохозяйственного комплекса Северо-Западного федерального округа - нерациональное использование водных ресурсов и несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам, а также ограниченный уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения.

Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета и отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Основной причиной проблем с качеством водных ресурсов является недостаточная развитость и распространенность систем водоочистки и водоподготовки, особенно в сельской местности и на северных территориях.

К числу основных приоритетов в водохозяйственной сфере относятся:

поддержание оптимальных условий водопользования для удовлетворения потребностей в водных ресурсах населения, промышленности, сельского и рыбного хозяйства, водного транспорта, а также для рекреационных целей;

предотвращение и ликвидация вредного воздействия вод;

изучение, использование, восстановление и охрана водных объектов;

поддержание состояния водных объектов в соответствии с природоохранными требованиями.

Северо-Западный федеральный округ в отличие от многих других федеральных округов обладает уникальным, хорошо развитым комплексом разнообразных водных объектов (рек, озер, болот, водохранилищ, озерно-болотных и озерно-речных систем). В пределах макрорегиона расположены крупнейшие озера Европы - Ладожское и Онежское. Невская водная система - важнейшая транспортная артерия г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Многие реки и озера Северо-Западного федерального округа активно используются для судоходства, рыболовства, рекреации, питьевого и коммунального водоснабжения и других целей.

Основная часть населения и большинство промышленных и коммунальных объектов расположены в непосредственной близости от рек и водоемов, водные ресурсы которых ими активно используются. Всего в пределах округа насчитывается около 70 тысяч водотоков длиной более 10 километров и около 80 тыс. озер и водохранилищ с площадью водного зеркала более 1 кв. километра. При этом важнейшими аспектами социально-экономической стабильности и развития округа являются обеспечение потребности населения, промышленности (в том числе металлургической, химической, целлюлозно-бумажной), сельского хозяйства, водного транспорта и рыбного хозяйства водой надлежащего качества, а также охрана и восстановление водных объектов, обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, обеспечение безопасности населения и объектов экономики при негативном воздействии вод (затопление территорий при половодьях и паводках, подтопление грунтовыми водами, разрушение берегов водных объектов).

Территория Северо-Западного федерального округа подвержена ежегодным наводнениям, которые происходят весной на многих реках (Волхов, Луга, Мста, Ловать и др.). Кроме того, на некоторых реках периодически формируются ледовые осенние (зажорные) и весенние (заторные) наводнения (Нева, Волхов, Луга, Великая и др.), которые представляют особую опасность.

Основными задачами улучшения ситуации в водохозяйственном комплексе округа являются:

своевременное и качественное обеспечение сбора, транспортировки и очистки дождевых и талых вод;

модернизация объектов водопроводно-канализационного комплекса;

общее улучшение экологической обстановки в бассейнах рек и других водных объектах округа.

Система мероприятий и механизмов развития водохозяйственного комплекса Северо-Западного федерального округа определяется Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года и планом мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р.

Выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением дорог, строений, нарушением энергоснабжения и связи, а также затоплением территорий.

Плановое наращивание объемов природоохранных мероприятий по обустройству водоохранных зон, расчистке русел рек, ремонту гидротехнических сооружений и снижению уровня сброса загрязняющих веществ приведет к стабилизации экологической и санитарно-гигиенической обстановки, а также улучшению физико-химического состава вод.

В целях снижения ущерба от наводнений для объектов народного хозяйства, а также в целях защиты жизни людей от воздействия опасных природных явлений необходимо в первоочередном порядке разработать современные бассейновые системы прогнозирования, предупреждения и защиты от опасных наводнений, основанные на последних научных достижениях в рассматриваемой области. Необходимо модернизировать существующие сети метеорологических и гидрологических наблюдений за состоянием окружающей среды в регионах и создать современные системы страхования от наводнений и других природных катаклизмов.

Ожидаемыми результатами развития водохозяйственного комплекса Северо-Западного федерального округа являются обеспечение возможностей для сбалансированного социально-экономического развития страны, поддержания высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Общая характеристика

Высокий природно-ресурсный потенциал Приволжского федерального округа, развитые промышленность и сельское хозяйство создают значительную антропогенную нагрузку на природную среду, приводят к негативным факторам воздействия на состояние заболеваемости и демографические показатели населения. Повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду также усиливает риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что требует принятия комплекса превентивных мер по защите населения и территорий.

Основные проблемы

Экологическая ситуация во многих промышленно развитых субъектах Российской Федерации не улучшается, несмотря на реализацию природоохранных мер как на федеральном, так и на региональном уровне.

Озабоченность вызывает состояние рек округа. За последние 2 года на водных объектах округа Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отмечается рост на 15 процентов количества случаев экстремально высокого загрязнения химическими веществами водных объектов.

Основными причинами неудовлетворительного санитарного состояния водных объектов являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших, крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений или их отсутствие.

В округе 504 из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией не имеют очистных сооружений или имеют их в аварийном состоянии, 857 промышленных предприятий сбрасывают в открытые водоемы неочищенные или недостаточно очищенные стоки.

Наряду с проблемами загрязнения основных рек округа особую озабоченность вызывает состояние бассейна реки Волги. Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов в первую очередь сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. Состояние источников питьевого водоснабжения характеризуется достаточно высоким загрязнением тяжелыми металлами и другими вредными соединениями.

На территории Пермского края серьезной экологической проблемой является загрязнение рек, связанное с самоизливом кислых вод в районах бывших шахт Кизеловского угольного бассейна. Из водопользования выведены 19 рек, которые представляют собой высокотоксичные кислотные потоки, загрязненные ионами металлов.

Острой является проблема сбора, хранения и утилизации отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских отходов и особенно отходов, накопленных за предшествующие периоды. Серьезной проблемой остается загрязнение атмосферы выхлопами автомобильной техники и выбросами промышленных предприятий.

На территории Приволжского федерального округа существует высокий уровень риска возникновения техногенных аварий и экологических катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует также отнести вероятность применения в террористических целях опасных веществ и материалов в местах массового пребывания людей.

Основные цели, задачи и направления развития

Целью обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе является создание экологически безопасных и комфортных условий проживания человека.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

обеспечение надежной эксплуатации гидротехнических сооружений и систем водоснабжения, строительство берегозащитных и противопаводковых сооружений, предотвращение загрязнения водных объектов для улучшения состояния и восстановления водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;

внедрение современных технологий сбора, транспортировки, использования и захоронения отходов производства и потребления, в том числе технологий обезвреживания отходов лечебно-профилактических учреждений. В связи с этим следует предусмотреть строительство мусороперерабатывающих заводов, полигонов захоронения твердых бытовых отходов, центров по обезвреживанию медицинских отходов, а также провести рекультивацию несанкционированных свалок;

переход на экологически ориентированные технологии, снижение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий в округе, создание и устойчивое функционирование природных комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы.

Природоохранные мероприятия должны включать в себя меры, предпринимаемые как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Должно быть предусмотрено:

расширение возможностей и полномочий региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;

развитие экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса;

внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

совершенствование системы экологических платежей;

расширение деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо охраняемых территорий;

экологическое воспитание и образование населения, являющиеся основой экологического благополучия страны.

Ожидаемые результаты

Результатами развития обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в Приволжском федеральном округе будут являться:

улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасной и комфортной среды проживания населения в городах, мест работы и отдыха, иной социальной активности, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;

сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия;

решение проблем переработки отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов;

обновление и коммерческое использование после окончания программы по уничтожению химического оружия технологической базы потенциально опасных химических и биологических объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, повышение уровня их экологической безопасности;

повышение безопасности транспортировки и перевалки опасных химических и биологических грузов;

восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота из-за их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.

Водохозяйственный комплекс

Общая характеристика

Территория Приволжского федерального округа богата водными ресурсами. Волжский бассейн, являясь крупнейшим в регионе источником энергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, одновременно является источником питьевого и технического водоснабжения и основной водной транспортной артерией страны.

Основные проблемы

Проблемы Волжского бассейна носят комплексный характер и затрагивают все категории водопользователей во всех субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ.

Практически по всему округу сократились объемы водопотребления и водоотведения. Доля использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения населения составляет от 4,3 процента (Кировская область) до 39 процентов (Самарская область), при этом в некоторых субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, за последние годы произошло снижение добычи подземных вод.

Река Волга фактически превратилась в приемник сточных вод. Основными загрязнителями водных объектов являются предприятия, входящие в структуру жилищно-коммунального хозяйства.

Водопроводные и канализационные сети городов имеют высокую степень износа. Объем воды, забираемой на нужды людей, постоянно увеличивается, но одновременно сокращается потребление воды населением. Это свидетельствует о возрастающих потерях при транспортировке воды в водопроводных сетях по причине их прогрессирующей изношенности, что приводит к потерям воды, прошедшей через очистные сооружения. В результате происходит ее вторичное загрязнение.

В регионе увеличился риск затоплений и подтоплений в результате подъема уровня грунтовых вод населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики при половодьях и паводках на берегах реки Волги и ее притоков.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Только по водохранилищам Волжско-Камского каскада в зоне опасных береговых обрушений находятся свыше 200 населенных пунктов. В зоне оползневых процессов находятся такие крупные города, как гг. Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград и др. Ситуация усугубляется бесконтрольной застройкой на регулярно затопляемых землях.

Характерной и острейшей для округа проблемой является непрекращающаяся переработка берегов волжских водохранилищ в результате волно-прибойной деятельности и неблагоприятного уровневого режима.

Разрушение берегов наносит ущерб земельному фонду, ведет к ухудшению качества воды, изменяет условия обитания населения, речной флоры и фауны.

В настоящее время практически не используется транспортный потенциал рек. В то же время река Волга фактически стала кладбищем для многих плавательных средств. Затонувшие лодки и корабли несут в себе потенциальную угрозу, поскольку в баках могло остаться топливо, другие опасные вещества и материалы, да и сами корпуса судов загрязняют водную среду. Кроме того, затонувшие суда представляют угрозу судоходству.

Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются:

применение устаревших водоемких производственных технологий;

недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета;

отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Решение данных проблем затрудняется тем, что каждый субъект Российской Федерации отвечает за свой участок долинной системы рек Волги, Урала и Камы, а в сферу отраслевой ответственности входят отдельные, изолированные друг от друга поддерживающие и восстановительные работы.

В бассейнах рек Волги и Камы (большую часть которых охватывает Приволжский федеральный округ) находится более 9 тыс. гидротехнических сооружений различного назначения. В некоторых регионах износ подошел к критической точке.

Основные цели, задачи и направления развития

Целями развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа являются гарантированное обеспечение потребностей населения и хозяйственного комплекса в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, а также разработка оптимальной программы использования водных ресурсов, в том числе для транспортных нужд, в соответствии со структурой водохозяйственной системы, режимом ее функционирования, планами развития транспортной инфраструктуры округа.

Для достижения этих целей требуется проведение модернизации очистных и прочих водохозяйственных сооружений, развитие водосберегающих и экологически чистых технологий при наличии соответствующих экономических стимулов.

Для качественной и эффективной работы водохозяйственного комплекса должна быть восстановлена и расширена система государственного гидрометеорологического мониторинга.

Требуется усиление государственного контроля за соблюдением режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов, организация санитарно-защитных зон.

Основными задачами развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа являются:

обеспечение рационального водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, соблюдение современных экологических требований, экономия водных ресурсов за счет, в том числе, развития оборотного водоснабжения;

реконструкция и строительство канализационных сетей и очистных сооружений;

усовершенствование технологий очистки сточных вод;

снижение загрязнения водных объектов и их водосборных площадей стоком ливневых и талых вод с промышленных, сельскохозяйственных и городских земель;

восстановление водных объектов малых рек, в частности в рамках работ по ликвидации накопленного экологического вреда;

защита подземных вод от истощения и техногенного загрязнения;

сохранение и улучшение качества экосистем рек Волги, Камы, Урала и других, создание систем экологического мониторинга этих рек;

исключение негативного воздействия абразии берегов крупных водных объектов на населенные пункты.

Основной механизм решения задач, стоящих перед водохозяйственным комплексом, предусмотрен Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р, а также федеральными и региональными программами, содержащими мероприятия, касающиеся развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения водоемкости экономики, гарантировать питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и создать надежные условия для развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала Приволжского федерального округа.

Мероприятия по снижению негативного воздействия вод и обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений обеспечат защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.

Будет обеспечен переход на современные водосберегающие технологии водопользования в промышленности, в сельском и коммунальном хозяйстве, в том числе за счет развития оборотного водоснабжения, а также на современные стандарты очистки сточных вод, включая ливневые и талые воды, промышленных, сельскохозяйственных и городских земель.

Будет проведена реконструкция и строительство канализационных сетей и очистных сооружений, обеспечена защита подземных вод от истощения и техногенного загрязнения, проведены мероприятия по сохранению и улучшению качества экосистем рек Волги, Камы, Урала, малых рек, в том числе ликвидирован вред водной среде, накопленный в прошедшие периоды, создана система мониторинга водных ресурсов, исключено негативное воздействие абразии берегов крупных водных объектов на населенные пункты, транспортную и энергетическую инфраструктуру, обеспечено развитие и функционирование водных транспортных артерий.

Федеральный закон «об охране окружающей среды» и экологическая безопасность в российской федерации*

Предшествующий закон – Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»(1991 г.) сыграл прогрессивную роль в развитии современного экологического законодательства. Вместе с тем специалистами давно осознавалась потребность в принятии нового закона. Для этого были как формальные, так и научные основания. Формальные, правовые основания касались необходимости приведения данного закона в соответствие с положениями Конституции РФ (1993 г.), закрепившей принцип разделения властей, равенство субъектов Федерации. Не менее важными были научные основания, связанные с пробелами и дефектами в правовом регулировании экологических отношений.

12 января 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который, по единодушным оценкам специалистов, страдает многими существенными недостатками.

Для объективности оценки нового Закона важно отметить некоторые его достоинства, которые с учетом дефектов, присущих Закону в целом, носят весьма условный характер.

К достоинствам Закона можно отнести:

попытку законодателя всестороннее урегулировать отношения по охране окружающей среды – расширить, по сравнению с прежним Законом, механизм регулирования в рассматриваемой сфере (включение статьи об оценке воздействия на окружающую среду, об экологической сертификации, о лицензировании в данной области);

установление общих требований о нормировании допустимого изъятия компонентов природной среды (особенно важно учитывать эти положения в контексте концепции устойчивого развития);

закрепление во многих статьях требования о внедрении наилучших существующих технологий. Такое требование служит юридическим критерием оценки современности соответствующего проекта (предприятия, электростанции, автомобиля, самолета), по которому проводится оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и принимается решение;

необходимость учета требований по охране окружающей среды при приватизации и национализации имущества, обеспечивающих проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде, что важно в условиях развития рыночной экономики, введения многообразия форм собственности на созданные человеком материальные ценности и природные ресурсы;

запрет совмещения функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов, – данное положение важно оценивать на фоне традиционно дефектной практики организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации;

исключение материальной ответственности за экологические правонарушения, предусмотренной прежним Законом.

К существенным недостаткам теоретического характера относится определение понятия окружающей среды, данное в Законе. Включение законодателем в содержание понятия «окружающая среда», наряду с природными комплексами, объектами и природно-антропогенными объектами, антропогенных объектов лишь запутывает понимание окружающей среды, одной из основных категорий экологического права и интегрированного объекта экологического права. При этом антропогенные объекты не названы в ст. 4 Закона, определяющей объекты охраны окружающей среды.

В научных разработках, проводимых в Центре эколого-правовых исследований и других научных центрах, значительное внимание уделялось совершенствованию эколого-правового механизма. Была обоснована необходимость надлежащего законодательного регулирования оценки воздействия на окружающую среду, экологической сертификации, экологического аудита. Кроме включения в механизм оценки воздействия на окружающую среду применительно к правовому механизму новый Закон в содержательном отношении почти ничего не добавил в сравнении с прежним. В нем лишь упоминаются такие важнейшие средства охраны природы, как экологическая сертификация, экологическое лицензирование, экологическое страхование. Об экологическом аудите говорится только в статье о понятиях. В итоге из-за дефектов юридической техники правовой механизм охраны окружающей среды остается примерно таким же пробельным, как и в Законе 1991 г.

В Законе нарушены многие правила юридической техники правотворчества. Положения, касающиеся важнейших инструментов эколого-правового механизма, изложены так, что их нормативно-правовые свойства сводятся к минимуму. Например: «В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» (ст. 18); «Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной» (ст. 31).

Закон изобилует нормами, носящими отсылочный характер. Представляется, что при отсутствии необходимости принятия специального закона, в Законе важно было установить требования относительно обязательного экологического страхования, экологической сертификации, экологического лицензирования и некоторых других мер без отсылок.

Законодателем нарушены юридико-технические требования очередности изложения материала. Так, статьи о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (ст. 30) и экологической сертификации (с. 31) размещены в Законе до положений об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и экологической экспертизе, что нелогично.

Кроме того, статьи о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (ст.30) и экологической сертификации (с.31) размещены в главе о нормировании в области охраны окружающей среды, хотя к нормированию не имеют никакого отношения. Они являются самостоятельными институтами экологического права, как и экологическая экспертиза.

Закон содержит дефекты юридической техники, относящиеся к формулировке изложения. Например, в соответствии со ст. 23 нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Норма сформулирована двусмысленно. Можно прочитать, что нормативы устанавливаются субъектами хозяйственной деятельности, что недопустимо.

В Законе совершенно не регулируются процессуальные отношения. Такие отношения складываются в ряде важнейших институтов экологического права – нормирования, экспертизы, сертификации, лицензирования и др. Традиционно эти отношения регулируются подзаконными актами. Основные положения, касающиеся процесса, следовало предусмотреть в самом Законе.

Принятый Закон важно оценивать не только как самостоятельный акт, но и как элемент экологического законодательства, имеющего сложную структуру. Оно развивается посредством реализации двух подходов к правовому регулированию экологических отношений – интегрированному (объект – природа в целом) и дифференцированному (объект – отдельные природные объекты). Соответственно, экологическое законодательство включает в себя и природоресурсное законодательство.

Важно было принять этот Закон как головной акт экологического законодательства, регулирующий не только отношения по охране окружающей среды. Нужен федеральный закон «Об окружающей среде», отражающий общие закономерности взаимоотношений общества и природы, определяющий принципы правового регулирования природопользования и охраны природы. Реализация такого подхода позволила бы усилить системный характер эколого-правовых норм.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» – образец нарушения законодателем таких важнейших принципов правотворчества, как правовой прогресс, научная обоснованность, профессионализм и др.

Он ослабляет господство права в России, усиливает тенденцию деэкологизации государственной власти. Раньше говорили о деэкологизации государственного управления. Сейчас очевидна деэкологизация и законодательной ветви государственной власти, что создает серьезные угрозы российскому обществу и подрывает авторитет нашего государства.

Принцип научной обоснованности нарушен как в статье, определяющей содержание понятия окружающей среды, так и в ряде других статей. Так, согласно ст. 21 нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В статье не называется здоровье человека как главного критерия установления нормативов качества окружающей среды.

С точки зрения законодателя, экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации (ст. 31). Получается, что объектом экологической сертификации является хозяйственная и иная деятельность, а не экологически опасная продукция.

К основным принципам охраны окружающей среды (ст. 3) отнесен принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды. Но существует ведомственный, производственный экологический контроль, который не может быть независимым.

Принятие такого Закона стало возможным из-за того, что в Комитете по экологии Государственной Думы нет специалистов по экологическому праву. К его подготовке не были привлечены юристы-экологи.

Законодатель совершенно проигнорировал главные факторы, которые требовали учета при подготовке законопроекта. К ним относятся:

научные концепции правотворчества в сфере взаимодействия общества и природы, – такие концепции разработаны в ведущих научных центрах России, в том числе в Институте государства и права РАН, и опубликованы;

правовые, социально-экономические, экологические, политические условия развития российского общества и государства, в частности общественные потребности в решении с помощью норм права сложнейших экологических проблем страны.


Смотрите также