Экспертиза ядерной и радиационной безопасности


Экспертиза

Категория: Рассказы

Проведению технической экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности

Настоящая статья рассматривает организацию работ по проведению технической экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности

                                                     Содержание

1 Область применения  
2Нормативные ссылки  
3Термины и определения  
4Обозначения и сокращения  
5Основная часть  
5.1Область и предмет проведения экспертизы  
5.2Процесс экспертизы  
5.3Выдача заключения экспертизы  
6Ответственность  

1 Область применения

            1.1 Настоящая статья рассматривает порядок организации работ по проведению технической экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности в соответствии с требованиями РД-03-13-99, в системе менеджмента качества.

            1.2 Экспертиза документов основана на применении в системе менеджмента качества процессного системного подходов, предусматривающих управление деятельностью организации и соответствующими ресурсами как совокупностью взаимосвязанных процессов.

           1.3 Требования, изложенные в статье ( далее в документированной процедуре ) распространяются на деятельность всех подразделений Организации, участвующих в проведение экспертизы.

2       Нормативные ссылки

В настоящей документированной процедуре использованы ссылки на следующие нормативные документы:

            Федеральные законы Российской Федерации:

            № 170-ФЗ от 21.11.1995 Об использовании атомной энергии

            № 3-ФЗ от 09.01.1996 О радиационной безопасности населения

№7-ФЗ от 10.01.2002 Об охране окружающей природной среды

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования

       ПБ 03-246-98 Правила проведения экспертизы промышленной безопасности      

       РД-03-13-99 Положение о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности

  РД-07-08-97 Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности лицензируемой деятельности в области использования атомной энергии в народном хозяйстве

       РД-05-02-2007 Методические указания по осуществлению надзора за соблюдением требований норм и правил и условий действия лицензий при проектировании систем и конструировании оборудования для объектов использования атомной энергии

            РД-04-03-2006 Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов и/или заявленной деятельности (для атомных станций)

            РД-07-08-97 Требования к составу комплекта и содержанию документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности лицензируемой деятельности в области использования атомной энергии в народном хозяйстве

3     Термины и определения

В тексте настоящей документированной процедуры использованы следующие термины и определения:

Экспертиза промышленной безопасности (далее — экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

         Ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

            Естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

            Техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

            Санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

            Зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

Анализ — деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей (ГОСТ Р ИСО 9000).

Верификация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

Документ - информация и соответствующий носитель (ГОСТ Р ИСО 9000).

Качество — степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000).

Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000).

Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству (ГОСТ Р ИСО 9000).

Нормативная и техническая документация - документы, устанавливающие требования (ГОСТ Р ИСО 9000).

Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений (ГОСТ Р ИСО 9000).

           Договор — Официальное соглашение между Заказчиком и Филиалом на выполнение экспертных работ

Заказчик — Организации (предприятия), эксплуатирую­щие и строящие объекты атомной энергети­ки, разрабатывающие конструкторскую, тех­ническую документацию и другие докумен­ты.

Оценка — Документально оформленная деятельность с целью получения, путем изучения и провер­ки, объективного доказательства полноты и эффективности выполнения заявленных требований.

План качества — документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы кем и когда должны применяться к  конкретному проекту,  продукции, процессу    или

контракту.

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциальной нежелательной ситуации Производственная среда – совокупность условий в которых выполняется работа (ГОСТ Р ИСО 9000).

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ГОСТ Р ИСО 9000).

Результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (ГОСТ Р ИСО 9000).

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (ГОСТ Р ИСО 9000).

Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей (ГОСТ Р ИСО 9000).

Система менеджмента качества — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству (ГОСТ Р ИСО 9000).

Соответствие – выполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000).

Техническая система — упорядоченная совокупность отдельных элементов, связанных между собой функционально и взаимодействующих таким образом, чтобы обеспечить выполнение некоторых заданных функций (достижение цели) при различных состояниях работоспособности.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (ГОСТ Р ИСО 9000).

4 Обозначения и сокращения

В настоящей документированной процедуре применены следующие сокращения:

Ростехнадзор — Федеральноя служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

ГОСТ Р – национальный стандарт;

И – инструкция;

ИСК – инвестиционно — строительный концерн;

КД – конструкторская документация;

НД – нормативный документ;

ОКиС – отдел качества и стандартизации Организации;

ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие.

5     Основная часть

5.1 Область и предмет проведения экспертизы    

5.1.1 Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

- предварительный этап;

- заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

- процесс экспертизы;

- выдача заключения экспертизы.

Предварительный этап

            При обращении заказчика по вопросу проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности лицензируемой деятельности в области использования атомной энергии в народном хозяйствеОКиС проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

            На данном этапе переговоров заказчик  представляет техническое задание на проведение экспертизы и информируется о порядке проведения экспертизы и о вопросах, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

- содержание и ход экспертизы,

- подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

- составление календарного плана.

            Предварительные переговоры документируются сотрудником ОКиС, ответственным за проведение переговоров.

            Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

В документах:

- определяются договаривающиеся стороны;

- определяются объекты экспертизы;

- приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

- подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

- определяются сроки проведения экспертизы.

5.1.2    Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

            Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

5.1.3 В комплект документов включают:

1. Технико-экономическое обоснование сооружения объекта.

2. Отчет по обоснованию безопасности сооружаемого объекта (представляется только при наличии установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии требований к отчету по обоснованию безопасности сооружаемых объектов соответствующего вида).

3. Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативно-технических документов, устанавливающих критерии и требования к безопасности сооружаемого объекта, учтенные при его проектировании.

4. Перечень проектной, конструкторской, эксплуатационной и технологической документации, разработанной для сооружаемого объекта.

5. Проектная, конструкторская, эксплуатационная и технологическая документация согласно перечню, указанному в пункте 4 (представляется по требованию Госатомнадзора России).

6. Перечень документов системы обеспечения качества.

7. Документы системы обеспечения качества согласно перечню, указанному в пункте 6 (представляются по требованию Госатомнадзора России).

8. Пояснительная записка, содержащая сведения о порядке обучения, проверки знания норм и правил радиационной безопасности, аттестации, инструктажа и допуска работников к проведению радиационно опасных работ.

9. Перечень организаций, осуществляющих инженерно-техническую поддержку заявленной деятельности, а также выполняющих работы и оказывающих услуги при ее осуществлении, с указанием содержания этих работ (услуг).

5.2 Процесс экспертизы

5.2.1 По документам, указанным в п.п. 1,2,4,5,8 в соответствии с:

№ 170-ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» проводится анализ выполнени8 требованийстатей:

Статья 2. Принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии

Статья 26. Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии

Статья 27. Разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемые работникам объектов использования атомной энергии

Статья 30. Основные требования к безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения

Статья 31. Установление санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения

Статья 35. Ответственность и обязанности эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения

Статья 49. Обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ

Статья 52. Допуск лиц к работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами

№ 3-ФЗ от 09.01.1996 О радиационной безопасности населения анализируется выполнение требованийстатей:

            Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

            Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

            Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

            Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

№7-ФЗ от 10.01.2002 Об охране окружающей природной среды анализируется выполнение требованийстатей:

   Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

   Статья 4. Объекты охраны окружающей среды

   Статья 20. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

   Статья 21. Нормативы качества окружающей среды

   Статья 23. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

   Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов

   Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) анализируется выполнение требованийразделов:

            Таблица 3.1 Основные пределы доз

            5. Требования к ограничению облучения населения

            6. Требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии

            7. Требования к контролю за выполнением Норм

            8. Значения допустимых уровней радиационного воздействия

5.2.3 По результатам анализа делается вывод о степени соответствия рассматриваемых документам указанным нормам и правилам и составляется перечень несоответствий при их обнаружении.

5.2.4 Указанный перечень выявленных несоответствий представляется Заявителю и проводится

совещание о значимости выявленных несоответствий и возможности принятия корректирующих мер.

5.2.5 По результатам совещания принимается решение о проведении дальнейшей экспертизы.

5.2.6 В случае отсутствия несоответствий или принятии решения о дальнейшей экспертизе проводится анализ документации по п.7 «Документы системы обеспечения качества» на предмет соблюдения требований к документам такого рода в зависимости от объекта (пункт хранения или др.) и требований Договора на разработку.

5.3 Выдача заключения экспертизы.

5.3.1 Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

5.3.2 В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

5.3.3 Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

5.3.4 Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

5.3.5 Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

5.3.6 При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

5.3.7 В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Росртехнадзор или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

5.3.8 В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

- о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

- о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований радиационной безопасности

5.3.9 В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 5.1-5.3.

6 Ответственность

Ответственность за исполнение и контроль положений настоящей методической инструкции возложена на заместителя директора по науке и производству – технического директора.

Ответственность за разработку и оформление изменений к настоящей методической инструкции возложена на начальника ОКиС.

7 Выводы

7.1 Настоящая статья рассматривает порядок организации работ по проведению технической экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности в соответствии с требованиями РД-03-13-99, в системе менеджмента качества.

7.2 Экспертиза документов основана на применении в системе менеджмента качества процессного системного подходов, предусматривающих управление деятельностью организации и соответствующими ресурсами как совокупностью взаимосвязанных процессов.

amfantasy.ru

РД 03-13-99 Положение о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ, РАДИАЦИОННОГО ИСТОЧНИКА, ПУНКТА ХРАНЕНИЯ И (ИЛИ) КАЧЕСТВА ЗАЯВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о порядке проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности (далее - Положение) разработано с учетом требований Федерального закона «Об использовании атомной энергии», Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 29, ст. 3528), руководящих и распорядительных документов, устанавливающих компетенцию структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России, а также организаций и межрегиональных территориальных округов (далее - территориальные органы) Госатомнадзора России.

2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (далее - объект использования атомной энергии) и (или) качества заявленной деятельности, представляемых заявителем для получения лицензии Госатомнадзора России, а также порядок подготовки экспертного заключения по безопасности (далее - экспертное заключение) объекта использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности.

3. Требования настоящего Положения обязательны для должностных лиц и специалистов структурных подразделений центрального аппарата Госатомнадзора России, а также организаций и территориальных органов Госатомнадзора России, экспертных организаций и экспертов, осуществляющих деятельность, связанную с организацией и проведением экспертизы безопасности.

4. Экспертиза безопасности (далее - экспертиза) - это научная оценка безопасности объекта использования атомной энергии и (или) оценка качества заявленной деятельности, проводимая путем анализа документов, представляемых заявителем или лицензиатом, соответствия принятых заявителем или лицензиатом проектных, конструкторских, технических и организационных решений требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил, руководящих документов Госатомнадзора России, а также других нормативных документов, устанавливающих требования безопасности в области использования атомной энергии.

При отсутствии необходимых нормативных документов принятые заявителем или лицензиатом конкретные проектные, конструкторские и технические решения должны быть проанализированы на соответствие достигнутому уровню науки и техники.

Экспертизе подлежат официальные документы, обосновывающие ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) качество заявленной деятельности в области использования атомной энергии, представляемые заявителем или лицензиатом для получения лицензии Госатомнадзора России.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

5. С учетом требований Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии решение о необходимости проведения экспертизы, ее тематике и объеме принимает структурное подразделение центрального аппарата Госатомнадзора России (далее - ответственное подразделение), в компетенцию которого входит лицензирование соответствующего вида деятельности и регулирование безопасности объекта ее применения, или соответствующий территориальный орган Госатомнадзора России, уполномоченный выдавать лицензии на соответствующий вид деятельности.

6. Экспертизу объектов использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности центральный аппарат Госатомнадзора России осуществляет через Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности (НТЦ ЯРБ) Госатомнадзора России, в функции которого входит организация и проведение экспертизы как самостоятельно, так и с привлечением экспертных организаций и (или) экспертов.

В отдельных случаях по указанию начальника Госатомнадзора России организация экспертизы может быть поручена ответственному подразделению, привлекающему к проведению ее экспертные организации и (или) экспертов.

Экспертизу объектов использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности в области использования атомной энергии, лицензирование которых входит в компетенцию соответствующего территориального органа Госатомнадзора России, организует и проводит территориальный орган.

7. После принятия решения о необходимости проведения экспертизы ответственное подразделение направляет в НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России или в привлекаемую экспертную организацию и (или) экспертам заявку на проведение экспертизы. В ней указываются заявитель (эксплуатирующая организация или организация, выполняющая работы и предоставляющая услуги в области использования атомной энергии, представившая в Госатомнадзор России заявление о выдаче лицензии), объект использования атомной энергии и (или) заявленная деятельность, тематика экспертизы, перечень документов заявителя или лицензиата, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности и (или) качества работ (услуг), представленных для получения лицензии Госатомнадзора России и подлежащих экспертизе, и график работ по организации и проведению экспертизы.

В случае организации экспертизы территориальным органом Госатомнадзора России он направляет аналогичную по содержанию заявку на проведение экспертизы экспертной организации и (или) экспертам.

8. К проведению экспертизы могут привлекаться экспертные организации. имеющие лицензии Госатомнадзора России на проведение экспертизы, и (или) эксперты, в том числе должностные лица и специалисты центрального аппарата Госатомнадзора России, организаций и территориальных органов Госатомнадзора России.

9. К проведению экспертизы не могут привлекаться специалисты экспертных организаций и (или) эксперты, участвовавшие в проектировании, сооружении и эксплуатации объекта использования атомной энергии и в разработке документов заявителя или лицензиата, подлежащих экспертизе, а также состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем или лицензиатом по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности.

10. К проведению экспертизы документов заявителя или лицензиата, содержащих государственную тайну, могут привлекаться только экспертные организации и (или) эксперты, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к работе с такими документами.

11. В случае если организация и проведение экспертизы поручаются НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России, то на основании заявки ответственного подразделения (в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения) НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России разрабатывает техническое задание на организацию и проведение экспертизы с учетом требований Типового технического задания на организацию и проведение экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) качества заявленной деятельности, приведенного в приложении к настоящему Положению.

Техническое задание на организацию и проведение экспертизы разрабатывается в течение одного месяца со дня получения НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России документов заявителя или лицензиата, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасность объекта использования атомной энергии и (или) качество заявленной деятельности, утверждается начальником ответственного подразделения или лицом, исполняющим его обязанности, и директором или заместителем директора НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России.

12. В случае если организация экспертизы и привлечение экспертных организаций и (или) экспертов осуществляются ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России, то указанные подразделения самостоятельно разрабатывают технические задания на организацию и проведение экспертизы с учетом требований Типового технического задания на организацию и проведение экспертизы, утверждают и направляют их экспертной организации и (или) экспертам.

13. При разработке технического задания на организацию и проведение экспертизы и определении ее тематики должны быть выполнены требования пункта 18 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

14. Ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России организует и проводит при необходимости на объекте заявителя или лицензиата инспекцию деятельности в области использования атомной энергии с целью получения дополнительной информации о тематике экспертизы и (или) проверку достоверности сведений, содержащихся в документах заявителя или лицензиата, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России.

III. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

15. Экспертиза документов заявителя или лицензиата, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности, завершается подготовкой экспертной организацией экспертного заключения по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности, отвечающего в полном объеме техническому заданию на организацию и проведение экспертизы.

Если ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России представлена на экспертизу часть документов заявителя или лицензиата, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) заявленную деятельность, экспертное заключение готовится по результатам экспертизы представленной части документов.

16. При возникновении необходимости в дополнительных документах, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) заявленную деятельность, экспертная организация и (или) эксперты оформляют получение таких документов через ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России.

17. При представлении заявителем или лицензиатом дополнительных документов, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) качество заявленной деятельности, экспертная организация и (или) эксперты подготавливают при необходимости предложения об изменении сроков проведения экспертизы и согласовывают новые сроки с ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России и заявителем или лицензиатом.

18. На заключительном этапе проведения экспертизы ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России организует при необходимости рассмотрение и обсуждение с экспертной организацией и (или) экспертами результатов экспертизы и содержания экспертных заключений.

В ходе проведения экспертизы ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России может организовать и провести взаимодействие специалистов заявителя или лицензиата, экспертной организации и (или) экспертов для рассмотрения результатов экспертизы и содержания экспертных заключений.

Результаты взаимодействия фиксируются при необходимости в протоколе. Необходимость составления протокола определяется ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России.

19. Экспертное заключение утверждается руководителем (заместителем руководителя) экспертной организации, заверяется гербовой печатью и направляется с сопроводительным письмом в ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России. Одновременно в ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России направляется текст экспертного заключения на магнитных носителях (электронная копия экспертного заключения).

20. Ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России в срок не более 30 дней со дня получения экспертного заключения оценивает его с точки зрения соответствия требованиям технического задания на организацию и проведение экспертизы.

В случае несоответствия экспертного заключения требованиям технического задания ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России может потребовать его доработки и устранения выявленных недостатков, которые экспертная организация обязана выполнить.

21. Экспертиза считается завершенной после принятия экспертного заключения ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России и направления письменного сообщения об этом за подписью начальника ответственного подразделения или руководителя территориального органа Госатомнадзора России или лиц, исполняющих их обязанности, в экспертную организацию.

22. После завершения экспертизы экспертная организация и (или) эксперты возвращают комплект документов заявителя или лицензиата в ответственное подразделение или территориальный орган Госатомнадзора России.

Приложение

Титульный лист

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

Начальник (зам. начальника) ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России

Руководитель (зам. руководителя) экспертной организации

Личная подпись

Дата

Расшифровка подписи

Личная подпись

Дата

Расшифровка подписи

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объект использования атомной энергии и (или) заявленная деятельность.

Заявитель или лицензиат (эксплуатирующая организация или организация, выполняющая работы и предоставляющая услуги в области использования атомной энергии).

Решение ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России об организации и проведении экспертизы документов заявителя или лицензиата, представленных для получения лицензии.

Экспертная организация - организатор и исполнитель экспертизы и экспертного заключения по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности в области использования атомной энергии.

2. ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

Цель проведения экспертизы определяется заявлением заявителя или лицензиата на получение лицензии и решением ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ЗАЯВЛЕНИЕ

Перечень документов заявителя или лицензиата, представленных для получения лицензии на деятельность в области использования атомной энергии.

4. ТЕМАТИКА ЭКСПЕРТИЗЫ. ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ЭКСПЕРТЫ

В данный пункт должны входить:

наименование объекта использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности, по которому (которой) проводится экспертиза;

перечень используемых нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении экспертизы;

тематика экспертизы и вопросы тематики экспертизы;

перечень экспертных организаций и (или) состава экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы документов, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и (или) заявленную деятельность;

календарный план проведения экспертизы (план работы);

основное этапы проведения экспертизы и сроки их выполнения;

срок сдачи экспертного заключения;

порядок взаимодействия экспертной организации с заявителем, экспертами, ответственным подразделением или территориальным органом Госатомнадзора России.

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ

Экспертное заключение по объекту использования атомной энергии и (или) заявленной деятельности должно содержать научную оценку и выводы о соответствии принятых заявителем или лицензиатом проектных, конструкторских, технических и организационных решений требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил, руководящих документов Госатомнадзора России, а также других нормативных документов, устанавливающих требования безопасности в области использования атомной энергии.

При отсутствии необходимых нормативных документов принятые заявителем или лицензиатом конкретные проектные, конструкторские и технические решения должны быть проанализированы на соответствие достигнутому уровню науки и техники.

Если в составе комплекта обосновывающих документов представляется отчет по обоснованию безопасности или документ, его заменяющий, то экспертное заключение должно содержать анализ всех включенных в него разделов, а также краткий вывод о приемлемости (обоснованности, соответствии требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, безопасности и т.п.) представленных заявителем или лицензиатом решений (информации, обоснований).

При подготовке экспертного заключения должны быть учтены экспертные заключения экспертов, протоколы, отражающие взаимодействие специалистов заявителя или лицензиата, экспертной организации, экспертов и ответственного подразделения или территориального органа Госатомнадзора России, и результаты инспекций и проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензии Госатомнадзора России.

Экспертное заключение:

должно быть научно обоснованным и отвечать в полном объеме тематике экспертизы, договору экспертной организации с заявителем или лицензиатом и техническому заданию на организацию и проведение экспертизы;

содержать оценку соответствия (или несоответствия) объекта использования атомной энергии и (или) качества заявленной деятельности требованиям норм и правил в области использования атомной энергии;

содержать вывод, обосновывающий возможность выдачи лицензии или отказ в выдаче лицензии с указанием обоснованных причин отказа, и предложения, которые необходимо включить в условия действия лицензии Госатомнадзора России.

6. СДАЧА-ПРИЕМКА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Порядок сдачи-приемки экспертного заключения ответственному подразделению или территориальному органу Госатомнадзора России и заявителю. Акт сдачи-приемки экспертного заключения. Адресаты, которым направляется экспертное заключение.

_____________________________

Исполнители

ответственного подразделения

экспертной организации

Личная подпись

Дата

Расшифровка подписи



files.stroyinf.ru

GK - Экспертиза ядерной и радиационной безопасности

Осуществление различных работ, связанных с использованием атомной энергии требует обязательного проведения атомной экспертизы. Она необходима для подтверждения радиационной и ядерной безопасности на объектах, работа которых связана со строительством, проектированием, вводом и выводом из эксплуатации, ликвидацией различных ядерных материалов и радиационно-опасных источников. Без проведения экспертизы предприятие не допускается к данному виду деятельности. На основе экспертизы радиационной безопасности выдается лицензия предприятию, которая является допуском к проведению работ.

Процесс проведения экспертизы

Проведение экспертизы атомной и радиационной безопасности предусматривает определение уровня опасности на всех этапах работы предприятия. Процесс проведения экспертизы включает в себя анализ проектных и технических документов предприятия, проверку его материально-технической базы и уровня квалификации персонала. Административный регламент по атомному лицензированию предусматривает порядок проведения данной процедуры. Объемы и виды экспертных проверок определяются в зависимости от заявленного предприятием вида деятельности.

Во время проведения экспертизы учитывается множество факторов деятельности предприятия.

  1. Проверка принятых решений для обеспечения ядерно-радиационной безопасности проектного, конструкторского и организационного решения.
  2. Оформление эксплуатационной документации и мероприятие по подготовке квалифицированных сотрудников.
  3. Состояние материально-технической базы и влияние производства на окружающую среду. 
  4. Степень контроля за ядерными материалами и радиоактивными веществами и т.д.

Экспертизу проводят соответственно предоставленному техническому заданию на ее проведение. Его составляет соответствующее подразделение Государственной организации по техническому надзору. Проводится экспертиза одной из организаций, которые имеют разрешение на ее проведение. Наша компания предоставляет услуги по проведению экспертизы ядерной и радиационной безопасности. Мы имеем соответствующее разрешение от государственныхучреждений на ее проведение.

Быстрое и качественное проведение экспертизы

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности проводится нашей компанией соответственно техническому заданию. Процесс проведение экспертизы включает несколько этапов. Изначально мы проверяем всю документацию, которая необходима для проведения экспертизы. Если какие-либо документы отсутствуют или оформлены неверно, наши специалисты помогут вам исправить этот недочет. Мы сделаем все возможное, чтобы результаты экспертизы были удовлетворительными для предоставления лицензии на деятельность организации, которая связана с использованием ядерных материалов.

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности проводится в течение трех месяцев. Но наша организация учитывает интересы клиентов, и при возникновении необходимость мы сможем провести ее в сжатые сроки. Мы начинаем проводить работы только после подписания договора между организацией и нашей компанией.

Специалисты, которые проводят экспертизу

В нашей компании работают высококвалифицированные специалисты, которые имеют достаточно большой опыт работы в проведении экспертиз ядерной и радиационной безопасности. Несмотря на это, наши сотрудники постоянно улучшают свои знания, умения и навыки и повышают квалификационный уровень. Мы осуществляем работы по проведению экспертизы любого уровня сложности, в процессе которой помогаем клиентам усовершенствовать процесс работы, что является стопроцентной гарантией предоставления лицензии. Связаться с нами можно с помощью телефона, или написав письмо на электронную почту.

gkpb.su

Федеральное бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ»)

Задачи и функции:

· Проведение прикладных научных исследований и разработка, в установленной сфере деятельности;

· Осуществление технических, лабораторных и иных измерений в установленной сфере деятельности;

· Проведение обследований, исследований, испытаний, экспертизы и иных видов оценок, а также формирование и ведение баз данных в установленной сфере деятельности;

· Обеспечение мероприятий по оценке безопасности объектов использования атомной энергии, включая:

     - экспертизу ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности на них;

     - экспертизу (верификацию и аттестацию) программных средств, используемых при обосновании ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии;

     - обследование, исследование, испытания, экспертизу и иные виды оценок безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, производств, зданий и сооружений, проектной и технической документации и иных объектов.

· Информационно-аналитическое обеспечение выполнения Ростехнадзором закрепленных за ним функций и полномочий в области использования атомной энергии в части разработки правовых и нормативных правовых актов.

· Сбор, хранение, обработка и анализ информации, касающейся обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

· Другие задачи и функции, предусмотренные Уставом Учреждения.

Контакты:

ул. Малая Красносельская, дом 2/8, корпус 5, г. Москва, 107140

e-mail: [email protected]

сайт: http://www.secnrs.ru/

телефон: (499) 264-00-03

факс: (499) 264-28-59

www.gosnadzor.ru


Смотрите также