Гулий сергей анатольевич совет безопасности


Совет безопасности Российской Федерации - это... Что такое Совет безопасности Российской Федерации?

Эмблема Совбеза России Совещание Совбеза 8 августа 2008

Сове́т безопа́сности Росси́йской Федера́ции (СБ РФ) — совещательный орган, осуществляющий подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Полномочия Совета и его секретаря были существенно расширены в соответствии с указом президента Российской Федерации № 590 от 6 мая 2011 года[1].

Статус и полномочия Совета безопасности России

Зал заседаний Совета безопасности

Законодательное решение о создании Совета безопасности было принято одновременно с учреждением поста президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года и соответствующими поправками к конституции от 24 мая 1991 года. 25 июля 1991 года была сформирована подготовительная комиссия по созданию Совета безопасности. Статус Совета и порядок его формирования были установлены соответствующим разделом закона России «О безопасности» от 5 марта 1992 года. В связи с вступлением в силу новой Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности должен был быть определён Федеральным Законом в пределах, не противоречащих ей. После его принятия ключевые статьи предыдущего закона (о составе СБ и порядке назначения в его состав) были признаны недействительными указом президента от 24 декабря 1993 года № 2288.

После принятия закона России «О безопасности» 3 июня 1992 года указом президента был создан Совет безопасности России и утверждено первое положение о нём.

Полное название:

Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное указом президента России от 7 июня 2004 года № 726. До этого действовали положения об СБ, утвержденные соответственно указами от 2 августа 1999 года № 949 и от 10 июля 1996 года № 1024, ещё раньше — положение о СБ от 3 июня 1992 года.

В соответствии с законом 1992 года заседания Совета безопасности должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в месяц; в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет председатель Совета по представлению секретаря Совета.

Совет безопасности России разрабатывает важнейшие концептуальные документы и вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения национальной безопасности, а именно:

Решения Совета безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совбеза.

Состав Совета безопасности России

Основная статья: Состав Совета безопасности Российской Федерации

Порядок формирования Совета безопасности определяется президентом России в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются президентом — председателем Совета безопасности. Ему непосредственно подчинен секретарь Совета безопасности, который обеспечивает деятельность Совета безопасности, руководит его аппаратом и проводит рабочие совещания с членами Совбеза. В остальном вопросы деятельности СБ решает президент.

В настоящее время постоянные члены и члены Совета безопасности назначаются на персональной основе (а не по должности)[3]. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента, иные решения — протоколами. Число непостоянных членов Совета безопасности в разное время составляло от 7 (лето 1996 года) до 19 (в 2001—2002 годы) человек; все они имеют право совещательного голоса на заседаниях.

История Совета безопасности России

Становление Совета безопасности Российской Федерации, его деятельность на протяжении всех последних лет непрерывно связаны с важнейшими вехами демократических преобразований в общественной жизни страны, развития и укрепления российской государственности, национальной экономики, формирования гражданского общества в России.

Политическая роль Совета безопасности (далее — СБ) в различные этапы новейшей российской истории была различной. В период, ознаменованный конституционным кризисом и противостоянием Б. Н. Ельцина с Верховным Советом, Совет безопасности был органом координации силовых ведомств с Президентом, а также их консолидации вокруг его фигуры. Таким образом, если до сентября 1993 года СБ был коллегиальным органом в составе руководителей исполнительной и законодательной власти (то есть все постоянные члены СБ входили в него по должности), то после издания Указа № 1400 от 21 сентября 1993 года Президент взял на себя формирование персонального состава СБ (включая постоянных членов), тем самым фактически превратив его в совещательный орган при Президенте. Посты в нём занимали люди, поддержавшие действия Б. Н. Ельцина по отношению к Верховному Совету. Назначение на этот пост в 1996 году, после президентских выборов, Александра Лебедя стало знаком коалиции Б. Н. Ельцина с занявшим третье место на выборах генералом и карт-бланша Лебедю на урегулирование конфликта в Чечне. Даже скорая отставка Лебедя не изменила тогда статуса СБ как «министерства Чечни»; так было особенно в период, когда пост заместителя И. П. Рыбкина занимал Б. А. Березовский. В 1998 году, с приближением новых выборов, пост Секретаря СБ вновь получил политический вес: его занимал Н. Н. Бордюжа, долгое время рассматриваемый как возможный преемник Б. Н. Ельцина, а затем и действительный преемник его — В. В. Путин, бывший в то же время и директором ФСБ России. Начиная с 2001 года, хотя Совет по-прежнему регулярно созывается не реже раза в неделю и играет оперативно-координационную роль, им практически руководит президент, а пост его секретаря в известной мере является синекурой для отставных министров — сперва В. Б. Рушайло, а затем Игоря Иванова и Николая Патрушева.

Руководство аппарата Совета Безопасности Российской Федерации

В списках секретарей Совета Безопасности Российской Федерации, его заместителей и помощников после даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа или распоряжения президента Российской Федерации.

Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2000 года № 835 были приняты заявления об освобождении от занимаемых должностей секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и его заместителей (в связи с вступлением в должность президента Российской Федерации В. В. Путина). Впредь до сформирования Администрации Президента Российской Федерации и осуществления в установленном порядке назначений на соответствующие должности им было поручено исполнять свои обязанности.

Т.о.,С. Б. Иванов с 7 по 27 мая 2000 года исполнял обязанности Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, В. П. Шерстюк с 7 по 31 мая 2000 года — обязанности первого заместителя Секретаря Совета Безопасности, В. А. Васильев, А. М. Московский, В. Я. Потапов и О. Д. Чернов с 7 по 31 мая 2000 года — обязанности заместителей Секретаря Совета Безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2008 года № 634 установлено, что замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента Российской Федерации, назначение на которые производится Президентом, осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими в течение срока исполнения Президентом своих полномочий.

Так как аппарат Совета Безопасности является структурным подразделением Администрации Президента, заместители и помощники Секретаря Совета Безопасности освобождались от своих должностей с момента вступления в должность Президента Российской Федерации Д. А. Медведева 7 мая 2008 года (специальные правовые акты об освобождении от должности при этом не принимались).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 718 поручено федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента Российской Федерации, назначенным на должности Президентом, прекратившим исполнение своих полномочий, временно исполнять обязанности по замещаемым ими должностям впредь до осуществления Президентом соответствующих назначений.

Т.о. Ю. А. Зубаков, В. П. Назаров и В. А. Соболев с 7 мая по 4 июня 2008 г. исполняли обязанности заместителей Секретаря Совета Безопасности (В. А. Соболев до 12 мая 2008 г. также и обязанности Секретаря Совета Безопасности), а Ю. Т. Аверьянов, А. Г. Криволапов и В. П. Шерстюк — обязанности помощников Секретаря Совета Безопасности.

Указы или распоряжения Президента Российской Федерации об освобождении от должности первого заместителя Секретаря Совета Безопасности М. Е. Фрадкова в 2001 г. (назначен директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации), Н. Г. Соловьева и В. П. Шерстюка в 2004 года (в связи с реорганизацией Администрации Президента Российской Федерации, проведенной по Указу Президента от 25 марта 2004 года № 400), об освобождении от должности заместителя Секретаря Совета Безопасности А. А. Молякова в 1999 г. (избран президентом Общероссийского Национального Военного Фонда), Е. И. Наздратенко, В. Я. Потапова, В. А. Соболева, В. Ф. Солтаганова и О. Д. Чернова в 2004 г. (в связи с реорганизацией Администрации Президента Российской Федерации, проведенной по Указу Президента от 25 марта 2004 г. № 400) не были опубликованы.

Секретари Совета Безопасности Российской Федерации

  1. Скоков Юрий Владимирович (3 апреля 1992 года, № 352 — 10 мая 1993 года, № 645)
  2. Шапошников Евгений Иванович (11 июня 1993 года, № 917 — 18 сентября 1993 года, № 1396)
  3. Лобов Олег Иванович (18 сентября 1993 года, № 1397 — 18 июня 1996 года, № 922)
  4. Лебедь Александр Иванович (18 июня 1996 года, № 924 — 17 октября 1996 года, № 1449)
  5. Рыбкин Иван Петрович (19 октября 1996 года, № 1462 — 2 марта 1998 года, № 212)
  6. Кокошин Андрей Афанасьевич (3 марта 1998 года, № 219 — 10 сентября 1998 года, № 1061)
  7. Бордюжа Николай Николаевич (14 сентября 1998 года, № 1098 — 19 марта 1999 года, № 371)
  8. Путин Владимир Владимирович (29 марта 1999 года, № 386 — 9 августа 1999 года, № 1011)
  9. Иванов Сергей Борисович (15 ноября 1999 года, № 1527 — 7 мая 2000 года г., № 835; 27 мая 2000 года, № 966 — 28 марта 2001 года, № 354)
  10. Рушайло Владимир Борисович (28 марта 2001 года, № 356 — 9 марта 2004 года, № 333)
  11. Иванов Игорь Сергеевич (9 марта 2004 года, № 334 — 17 июля 2007 года, № 926)
  12. Соболев Валентин Алексеевич (и. о. 17 июля 2007 года, № 927 — 12 мая 2008 года)
  13. Патрушев Николай Платонович (12 мая 2008 года, № 749 — 7 мая 2012 года; с 21 мая 2012 года, № 670)

Первые заместители Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

  1. Митюков Михаил Алексеевич (7 декабря 1996 года, № 1658 — 24 апреля 1998 года, № 437)
  2. Михайлов Вячеслав Александрович (8 июня 1998 года, № 217-рп — 25 мая 1999 года, № 665)
  3. Шерстюк Владислав Петрович (31 мая 1999 года, № 165-рп — 7 мая 2000 года, № 835; 31 мая 2000 года, № 991 — март 2004 года)
  4. Фрадков Михаил Ефимович (31 мая 2000 года, № 990 — 28 марта 2001 года)
  5. Соловьёв Николай Георгиевич (24 июня 2002 года, № 653 — март 2004 года)
  6. Булавин Владимир Иванович (30 мая 2008 года, № 864 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 716)

Заместители Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

  1. Насиновский Владислав Евгеньевич, заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации — начальник Информационно-аналитического центра (23 декабря 1992 года, № 1624 — 30 августа 1993 года, № 1320)
  2. Назаркин Юрий Константинович, заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации — начальник Управления стратегической безопасности (11 января 1993 года, № 13 — 30 августа 1993 года, № 1321)
  3. Рубанов Владимир Арсентьевич (9 августа 1993 года, № 556-рп — 25 июня 1996 года, № 340-рп)
  4. Трошин Александр Николаевич (26 октября 1993 года, № 703-рп — 25 июня 1996 года, № 341-рп)
  5. Манилов Владимир Леонидович (27 октября 1993 года, № 704-рп — 18 сентября 1996 года, № 471-рп)
  6. Денисов Владимир Юрьевич (25 июня 1996 года, № 342-рп — 29 октября 1996 года, № 528-рп)
  7. Харламов Сергей Филиппович (25 июня 1996 года, № 343-рп — 29 октября 1996 года, № 527-рп)
  8. Михайлов Николай Васильевич (31 июля 1996 года, № 406-рп — 11 сентября 1997 года, № 362-рп)
  9. Березовский Борис Абрамович (29 октября 1996 года, № 525-рп — 4 ноября 1997 года, № 1149)
  10. Майоров Леонид Сергеевич (29 октября 1996 года, № 526-рп — 30 мая 1998 года, № 199-рп)
  11. Дерябин Юрий Степанович (5 декабря 1996 года, № 575-рп — 30 марта 1998 года, № 99-рп)
  12. Агапов Борис Николаевич (9 июня 1997 года, № 235-рп — 8 июня 1998 года, № 219-рп)
  13. Агеенков Александр Владимирович (17 октября 1997 года, № 420-рп — 8 августа 1998 года, № 292-рп)
  14. Рапота Григорий Алексеевич (21 апреля 1998 года, № 140-рп — 27 ноября 1998 года, № 1424)
  15. Потапов Владимир Яковлевич (21 апреля 1998 года, № 141-рп — 7 мая 2000 года, № 835; 31 мая 2000 года, № 994—2004 год)
  16. Моляков Алексей Алексеевич (30 мая 1998 года, № 200-рп — 1999 год)
  17. Московский Алексей Михайлович (8 июня 1998 года, № 220-рп — 7 мая 2000 года, № 835; 31 мая 2000 года, № 993 — 28 марта 2001 года, № 368)
  18. Мельников Виктор Николаевич (8 августа 1998 года, № 293-рп — 16 сентября 1998 года, № 341-рп)
  19. Чернов Олег Дмитриевич (4 января 1999 года, № 2-рп — 7 мая 2000 года, № 835; 31 мая 2000 года, № 996—2004 год)
  20. Огарев Алексей Викторович (2 февраля 1999 года, № 170 — 2 августа 1999 года, № 974)
  21. Васильев Владимир Абдуалиевич (31 мая 1999 года, № 164-рп — 7 мая 2000 года, № 835; 31 мая 2000 года, № 992 — 28 марта 2001 года, № 365)
  22. Соболев Валентин Алексеевич (31 мая 2000 года, № 995—2004 года; 28 мая 2004 года, № 693 — 7 мая 2008 года; 4 июня 2008 года, № 885 — 23 марта 2012 года, № 336)
  23. Солтаганов Вячеслав Федорович (28 марта 2001 года, № 362—2004 года)
  24. Соловьёв Николай Георгиевич (19 мая 2001 года, № 568 — 24 июня 2002 года, № 653)
  25. Степанков Валентин Георгиевич (5 апреля 2003 года, № 405 — 1 июня 2004 года, № 712)
  26. Наздратенко Евгений Иванович (30 апреля 2003 года, № 492—2004 года)
  27. Зубаков Юрий Антонович (28 мая 2004 года, № 694 — 7 мая 2008 года; 4 июня 2008 года, № 883 — 3 июня 2011 года, № 701)
  28. Спасский Николай Николаевич (28 мая 2004 года, № 695 — 24 июля 2006 года, № 745)
  29. Назаров Владимир Павлович (9 августа 2006 года, № 871 — 7 мая 2008 года; 4 июня 2008 года, № 884 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 720)
  30. Балуевский Юрий Николаевич (3 июня 2008 г., № 877 — 9 января 2012 г., № 43)
  31. Климашин Николай Васильевич (3 июня 2011 г., № 702 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 718)
  32. Аверьянов Юрий Тимофеевич (20 января 2012 г., № 89 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 717)
  33. Лукьянов, Евгений Владимирович (23 марта 2012 года, № 337 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 719)
  34. Нургалиев, Рашид Гумарович (с 22 мая 2012 г., № 694)

Помощники Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Должность введена в 2004 году.

  1. Криволапов Анатолий Глебович (2 августа 2004 года, № 1002 — 7 мая 2008 года; 4 июня 2008 года, № 887 — умер 10 декабря 2008 года)
  2. Шерстюк Владислав Петрович (16 сентября 2004 года, № 1182 — 7 мая 2008 года; 4 июня 2008 года, № 886 — 24 декабря 2010 года, № 1596)
  3. Назаров Владимир Павлович (25 января 2005 года, № 83 — 9 августа 2006 года, № 871)
  4. Аверьянов Юрий Тимофеевич (17 мая 2006 года, № 497 — 7 мая 2008 года; 4 июня 2008 года, № 888 — 20 января 2012 года, № 89)
  5. Завершинский Владимир Иванович (11 июля 2008 года, № 1070 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 722)
  6. Павлов Алексей Анатольевич (19 марта 2009 года — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 723)
  7. Климашин Николай Васильевич (29 октября 2010 года, № 1296 — 3 июня 2011 года, № 702)
  8. Лукьянов Евгений Владимирович (24 декабря 2010 года, № 1597 — 23 марта 2012 года, № 337)
  9. Попов Михаил Михайлович (20 января 2012 года, № 90 — 7 мая 2012 года,с 25 мая 2012 года, № 724)
  10. Гребенкин, Александр Николаевич (с 25 мая 2012 года, № 721)

Структура Совета Безопасности Российской Федерации и его аппарата

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента.

В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии — основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе.

В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет.

Структура аппарата Совета Безопасности

В соответствии с Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726, структурными подразделениями аппарата Совета Безопасности являются департаменты. Эта структура была подтверждена и Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590. Действующая структура аппарата, в соответствии с Положением, была утверждена Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и не была опубликована.

Секретарь Совета Безопасности

  • Патрушев Николай Платонович

Первый заместитель Секретаря Совета Безопасности

  • Булавин Владимир Иванович

Заместители Секретаря Совета Безопасности

Помощники Секретаря Совета Безопасности

Начальники департаментов аппарата Совета Безопасности

  1. Валюков Валентин Владимирович
  2. Виданов Александр Юрьевич
  3. Гребенкин Александр Николаевич
  4. Кряжев Владимир Сергеевич
  5. Кудрявцев Александр Владимирович
  6. Наумов Анатолий Евгеньевич
  7. Никитенко Евгений Григорьевич
  8. Родиончев Виктор Иванович
  9. Стоппе Александр Георгиевич
  10. Стрельцов Анатолий Александрович

Межведомственные комиссии Совета Безопасности (с мая 2011 года)

Положения о комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244, составы комиссий по должностям утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 года № 601. Новые положения о межведомственных комиссиях утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.

  1. Межведомственная комиссия по безопасности в экономической и социальной сфере
  2. Межведомственная комиссия по военной безопасности
  3. Межведомственная комиссия по информационной безопасности
  4. Межведомственная комиссия по общественной безопасности
  5. Межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств
  6. Межведомственная комиссия по проблемам стратегического планирования
  7. Межведомственная комиссия по экологической безопасности

Научный совет при Совете Безопасности

Деятельность научного совета регламентируется Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

Научный совет формируется в составе председателя научного совета, его заместителя, руководителей секций научного совета и членов научного совета. Председателем научного совета по должности является Секретарь Совета Безопасности.

Для оперативного рассмотрения вопросов деятельности научного совета его председатель, заместитель и руководители секций образуют президиум научного совета, возглавляемый председателем научного совета.

Примечания

  • Совет обороны Российской Федерации

О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России

На заседании Совбеза Дмитрий Медведев поручил Правительству разработать Доктрину энергетической безопасности.

По словам главы государства, первоочередными мерами по реализации доктрины должны стать, в частности, устойчивое и долгосрочное снабжение страны энергоресурсами, активное развитие гидроэнергетики и альтернативных источников энергии, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, модернизация предприятий топливно-энергетического комплекса, особые меры защиты энергетических объектов от террористов, международная энергетическая кооперация.

Глава государства подчеркнул, что энергобезопасность - одна из ключевых гарантий суверенного развития страны, прямо влияющая на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост её международного авторитета.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!

У нас в повестке дня один из вопросов, который является, наверное, ключевым в экономической сфере, во всяком случае, мы очень часто к нему обращаемся, - это энергетическая безопасность страны.

Энергобезопасность в любом государстве рассматривается в качестве гарантии суверенного развития нации. То же самое относится и к нашей стране, хотя мы, казалось бы, энергией обеспечены больше, чем кто бы то ни было. Эта энергобезопасность прямо влияет на решение самых разных задач, прежде всего, конечно, социально-экономических, и на конкурентоспособность экономики в целом.

Сегодня российских ТЭК - это приблизительно 12 процентов мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, четвертое место в мире по производству электроэнергии. Это, конечно, очень мощные показатели.

Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны. В этом и гарантии нашего развития, и сложности нашего развития. Мы понимаем, сколь нестабильна конъюнктура энергетического рынка (это было в очередной раз доказано событиями конца 2008 года - начала 2009 года), она частенько меняется и зачастую не в пользу государств, которые производят энергию, в том числе России. Это связано, кстати, не только с резкими (особенно в период кризиса) колебаниями цен на нефть, но и с нарастающим дефицитом энергоносителей.

Мы неоднократно говорили, что Россия заинтересована не в монопольно высоких ценах на энергоносители, а в их стабильных, предсказуемых границах, в разумных ценах. При этом разведанные запасы нефти и газа в нашей стране, конечно, уменьшаются, хотя их еще вполне достаточно.

Отстает и технологический уровень российского топливно-энергетического комплекса. Износ его мощностей особенно в электроэнергетике приводит к сбоям в энергоснабжении, в теплоснабжении, к техногенным авариям, в том числе к таким страшным, как это было на Саяно-Шушенской ГЭС.

Весьма неблагоприятным остается и воздействие ТЭКа на окружающую среду. Здесь ни убавить, ни прибавить.

Очевидно, что нам нужна целостная система мер, которая позволит навести не только элементарный порядок, но и осуществить самое главное - модернизацию российского ТЭКа. Мы решения в этой сфере принимали, они действуют - это и энергетическая стратегия, и генеральная схема размещения объектов в электроэнергетике, нефтяной отрасли, газовой отрасли. Однако этого все равно недостаточно.

Мы должны думать о комплексном подходе к этой теме. Поэтому Правительство должно разработать специальную доктрину энергетической безопасности, что в данном случае вполне оправданно, и определиться с ее первоочередными мерами, с мерами по реализации этой доктрины. Некоторые из них я сейчас назову.

Первое. Нужно обеспечить устойчивое и долгосрочное снабжение страны энергоресурсами, сформировать резерв этих ресурсов. Что происходит в сфере энергоэффективности, мы все знаем. Мы, к сожалению, зачастую неоправданно много тратим наших газовых запасов, переводя на голубое топливо даже те ТЭЦ и котельные, где можно было бы эффективно использовать уголь или какие-то иные виды топлива. Так проще. Схема решения понятна. Но во всем мире к решению таких задач применяется дифференцированный подход.

Я уже неоднократно обращал внимание наших коллег-губернаторов на то, что не во все медвежьи углы необходимо обязательно тащить газ, особенно в той ситуации, когда там один-два дома. Гораздо проще снизить стоимость электроэнергии, поставить качественные электрические приборы тем людям, которые там живут.

У них качество жизни от этого не пострадает, но мы не будем тратить десятки километров труб и не будем создавать избыточные мощности. Поэтому позицию, которой я занимался и продолжаю, кстати, за ней следить - газификацию всей страны, - нельзя понимать так слишком буквально, она должна быть разумной.

Нужно создать условия для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, стимулировать топливные компании к внедрению новых технологий, способных дать большую отдачу в нефте- и газодобыче.

Второе. Нам нужно активнее развивать гидроэнергетику и другие виды нетопливной энергетики, как наиболее экономичные и экологически чистые, расширять в регионах строительство энергетических объектов с использованием местных ресурсов, в том числе, конечно, и на возобновляемых и альтернативных источниках энергии. Нам потребуется и отдельная программа по добыче углеводородного сырья из нетрадиционных источников, а также регулярный мониторинг появляющихся в этой сфере технологий и планов по их внедрению.

Третье. Нужно обеспечить экологическую безопасность. Для объектов ТЭКа должен быть определен порядок быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера.

Введен предельно возможный срок эксплуатации энергоустановок и запрет на использование физически изношенного и морально устаревшего энергооборудования. Здесь нужно правду говорить о том, что у нас может работать, а что нет, а не пытаться её лакировать.

Надо также создать систему наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений.

Что касается континентального шельфа. Мы договаривались провести проверку нефтедобывающих объектов на наличие безопасных технологий и оборудования для того, чтобы локализовать аварии, а также создать региональные центры мобильных сил, которые способны в режиме постоянной готовности решать задачи ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Мне уже неоднократно приходилось говорить, что все мы, а не только американцы, должны извлечь уроки из аварии в Мексиканском заливе, поэтому есть и глобальная инициатива. Но нам нужно думать о своей ответственности, не на других пальцем показывать, а быть уверенными, что наши объекты находятся в безопасном состоянии.

Особые меры нам нужно принять по охране этих объектов от террористических посягательств. Мне тоже об этом уже приходилось, к сожалению, говорить после совершения терактов на таких объектах. Там должна быть нормальная современная система охраны и жесткая дисциплина. Как только начинается какая-то халява, обязательно кто-нибудь залезет.

Четвертое. Ключевой вопрос - модернизация предприятий всей инфраструктуры ТЭКа, переход этих объектов на инновационную модель развития. Здесь понятно, что делать. Нужно строить современные генерации, современные энергетические сети, обеспечить возможность их параллельной работы с энергетическими системами иностранных государств там, где нам это выгодно. Для этого поддержать научные исследования и разработки, направленные на создание перспективных технологий.

Значительный эффект может дать формирование так называемых технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов и даже использование тех же самых наших суперкомпьютеров, для того чтобы правильным образом эти энергетические потоки разносить.

Не менее важно совершенствовать систему обучения современным технологиям, что должно делаться в каждом регионе. Нужно развивать новые формы международной энергетической кооперации. В частности, это касается не только Европы, где все дорожки нами проторены - мы понимаем, куда мы заходим, с кем мы общаемся, - но и прежде всего в значительной мере государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Регион для нас относительно новый (хотя мы сами - часть этого региона), очень быстро растущий и крайне перспективный. Нужно обратить на него максимальное внимание, особенно в контексте предстоящего саммита АТЭС, который состоится в нашей стране в 2012 году.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, энергобезопасность нам нужна не ради выполнения соответствующих стандартов, а для решения важнейших социальных проблем, решения задач, которые стоят перед нашим государством, - это тепло и свет в домах, школах, больницах, развитие жизни в наших населенных пунктах. Именно этим вопросам и нужно уделять основное внимание.

Участники заседания Совета Безопасности «О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России»

Постоянные члены Совета Безопасности:

МИРОНОВ Сергей Михайлович - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

ПАТРУШЕВ Николай Платонович - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

ЛАВРОВ Сергей Викторович - Министр иностранных дел Российской Федерации

НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович - Министр внутренних дел Российской Федерации

БОРТНИКОВ Александр Васильевич - директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ФРАДКОВ Михаил Ефимович - директор Службы внешней разведки Российской Федерации

* * *

Члены Совета Безопасности:

ЧАЙКА Юрий Яковлевич - Генеральный прокурор Российской Федерации

КУДРИН Алексей Леонидович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

КОНОВАЛОВ Александр Владимирович - Министр юстиции Российской Федерации

ШОЙГУ Сергей Кужугетович - Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ВИННИЧЕНКО Николай Александрович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

ИШАЕВ Виктор Иванович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

КЛЕБАНОВ Илья Иосифович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

РАПОТА Григорий Алексеевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

ТОЛОКОНСКИЙ Виктор Александрович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

УСТИНОВ Владимир Васильевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

ИВАНОВ Виктор Петрович - директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков

СОБЯНИН Сергей Семёнович - мэр Москвы

МАКАРОВ Николай Егорович - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

ПРОНИЧЕВ Владимир Егорович - первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации

* * *

Приглашённые на заседание:

СЕЧИН Игорь Иванович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

БРЫЧЁВА Лариса Игоревна - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации

ДВОРКОВИЧ Аркадий Владимирович - помощник Президента Российской Федерации

ПРИХОДЬКО Сергей Эдуардович - помощник Президента Российской Федерации

ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич - помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации

НАБИУЛЛИНА Эльвира Сахипзадовна - Министр экономического развития Российской Федерации

ТРУТНЕВ Юрий Петрович - Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ФУРСЕНКО Андрей Александрович - Министр образования и науки Российской Федерации

ШМАТКО Сергей Иванович - Министр энергетики Российской Федерации

КИРИЕНКО Сергей Владиленович - генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ Илья Вадимович - начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации

ЛАВЕРОВ Николай Павлович - вице-президент Российской академии наук

От аппарата Совета Безопасности:

БУЛАВИН Владимир Иванович - первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

БАЛУЕВСКИЙ Юрий Николаевич - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

ЗУБАКОВ Юрий Антонович - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

СОБОЛЕВ Валентин Алексеевич - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

АВЕРЬЯНОВ Юрий Тимофеевич - помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

ЖУРАВЛЁВ Александр Ильич - референт аппарата Совета Безопасности Российской Федерации

СИДОРОВ Борис Иванович - референт аппарата Совета Безопасности Российской Федерации

ВАЛЮКОВ Валентин Владимирович - начальник департамента аппарата Совета Безопасности Российской Федерации

Совет Федерации

Совет Федерацииoff_topic_offApril 17th, 2012Совет Федерации В.Ф.Шумейко Е.С.Строев С.М.Миронов В.И.МатвиенкоКонституцияФедеративный ДоговорСовет палаты Совета федерацииСовет Федерации I формирования 1993-1996 11 комитетов и 1 постоянная комиссияКомитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросамКостоев Исса МагометовичКомитет по международным деламПодопригора Владимир НиколаевичКомитет по вопросам безопасности и обороныШиршов Пётр ПетровичСовет Федерации II формирования 1996-2000 11 комитетов и 1 постоянная комиссияКомитет по вопросам безопасности и обороныРябов Александр ИвановичШабанов Иван МихайловичОзеров Виктор АлексеевичКомитет по международным деламДесятников Василий АлексеевичПрусак Михаил МихайловичМаргелов Михаил ВитальевичКомитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросамПлатонов Владимир МихайловичСобянин Сергей СеменовичЛеонов Виктор ВасильевичСовет Федерации III формирования 2002-2010 16 комитетов и  7 затем 10 постоянных комиссийКомитет по конституционному законодательству Шарандин Юрий АфанасьевичАлександров Алексей ИвановичКомитет по судебно-правовым вопросам (Комитет по правовым и судебным вопросам)Евстифеев Александр АлександровичВавилов Станислав ВладимировичЛысков Анатолий ГригорьевичКомитет по обороне и безопасности Озеров Виктор АлексеевичКомитет по бюджету Бушмин Евгений ВикторовичКомитет по международным делам Маргелов Михаил ВитальевичКомиссия по взаимодействию со Счетной палатой Российской ФедерацииАгапцов Сергей АнатольевичЧернявский Валентин СеменовичИванов Сергей ПавловичСовет Федерации IV формирования 2011-Комитет Совета Федерации по конституционному законодательствуаппарат комитета В.Ф.Мятенко Владимир ФедоровичКомитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросамаппарат комитетаКомитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Н.В.Федоров Николай Васильевичаппарат комитета В.В.Гулий Виталий ВалентиновичКомитет Совета Федерации по обороне и безопасности В.А.Озеров Виктор Алексеевичаппарат комитета В.Н.Помогайбин Валерий НиколаевичЭкспертный Совет при Комитете по обороне и безопасности В.В.ГаврищукКомитет Совета Федерации по международным делам М.В.Маргелов Михаил Витальевичаппарат комитета О.С.Копылова Ольга Степановна В.Н.Егоров Вячеслав НиколаевичЭкспертный советВременная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму С.М.МироновАппарат Совета ФедерацииНикитов Владимир Аполлонович (1994—2001)Ткаченко Петр Федорович (2001—2008)Свинарев Владимир Валентинович (2008-)Секретариат Председателя Н.Т.УдаловаПравовое управлениеШарандин Юрий АфанасьевичАналитическое управлениеКривов Виктор ДмитриевичУправление информационного и документационного обеспеченияПопов Валерий ВалериевичУправление информации и взаимодействия со средствами массовой информации (Пресс-служба Совета Федерации)Фоменко Наталия Владимировнаподкомитет по финансовому контролю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкамвоенная экономикавоенный бюджетнародное вечекняжеские думыбоярские думыземские соборыправительствующий сенатгосударственный совет*верховный совет и президиум верховного советасъезд народных депутатов и верховный советсовет федерации РСФСРсовет федерации федерального собрания

2002 году представители палаты в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации,  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации

Совет ЗаконодателейВ.В.Бакаев аппарат Комитета СФ по международным деламН.Г.ПоликарповаМ.И.ЯкушевО.С.Копыловааппарат комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Совета Федерации Л.А.СуховВ.Н.Помогайбин аппарат Комитета СФ по обороне и безопасностиО.А. Кимлацкий отдел национальной безопасности Аналитического управления Аппарата СФЕ.А.Мохов

И.Г.Мачульская


Смотрите также