История определения понятия безопасность


СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

№ 4(21)/2007

А.С. МАЛИН,

кандидат военных наук, профессор,

член-корреспондент АВН

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

Общее определение понятия «безопасность» дано в Законе Российской Федерации «О безопас-ности», принятом 5 марта 1992 года: «Под безопас-ностью понимается качественное состояние обще-ства и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на терри-тории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития Республики, защита ее основных ценностей, мате-риальных и духовных источников жизнедеятель-ности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов».

Безопасность - одна из коренных, первейших потребностей человека, общества, государства, человечества. Ее сущность можно раскрыть как способность отражать, предупреждать, устранять опасности, угрожающие существованию указан-ных выше субъектов, а также разрушающих их фундаментальные интересы, без удовлетворения которых немыслимы жизнь, благополучие, разви-тие и прогресс1.

В международных документах МАГАТЭ по безопасности она определена следующим образом: «Безопасность - состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерной опасности».

При этом подходе получается: «Безопасность - свойство реальных процессов и систем, содержащих источники угрозы и их возможные жертвы, сохранность состояния с приемлемой возможностью причиненного ущерба от происшествий». Приведенное определение безопасности естественным образом вытекает из соотношения понятия опасности и риска: «Безопасность - состояние объектов и систем в условиях приемлемого риска»2.

Понятие опасности, безопасности и риска принято считать основными (фундаментальными) системными понятиями теории безопасности.

По некоторым источникам (словарь Роберта) понятие «безопасность» начало употребляться ориентировочно с 1190 года и означало или имело смысловое значение как спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности. Позже это понятие получает новую трактовку, связанную с тем, что государство должно иметь своей главной целью обеспечение благосостояния и безопасности народа. Его сущность состояла в том, что это состояние, спокойствие, которое появляется в результате отсутствия реальной опасности, обеспечивающейся материальными, экономическими и политическими условиями, реализуемые соответствующими органами власти.

В России понятие «безопасность» также употреблялось редко. Так, например, в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 года было употреблено понятие «государственная безопасность», но оно использовалось и как «общественная безопасность». Позже в Российском законодательстве появилось понятие «охранение общественной безопасности», которое характеризовало деятельность государства, направленную на борьбу с государственными преступлениями. В период революционных преобразований и становления советской власти существовала терминология, обеспечивающая «революционный порядок». Начиная с 1934 года, в России законодательно было закреплено понятие «государственная безопасность».

В современных условиях понятие «безопасность» имеет достаточное множество определений (таблица 1).

 

 Анализ содержания понятия из приведенных в таблице семи источников показывает, что понятие «безопасность» в широком смысле - это результат социальной деятельности по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних угроз, в узком смысле - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз.

Таким образом, наиболее общее понятие «безопасность» будет отражать как внутренние, так и внешние проблемы безопасности личности, общества, государства.

Сложившееся понятие «безопасность» позволяет выделить объекты деятельности по обеспечению безопасности как вертикальные, так и горизонтальные уровни управления, представляющие собой сложные системы. К вертикальным объектам деятельности по обеспечению безопасности относятся:

- безопасность личности:

- безопасность общества;

- безопасность государства.

К горизонтальным уровням безопасности можно отнести обеспечение политической, военной, экономической, информационной, научно - технической, энергетической, социальной, экологической, ядерной, технической, техногенной, ресурсной, инновационной, правовой, культурной, интеллектуальной, демографической, генетической, криминогенной и другой деятельности.

Вертикальные уровни должны обеспечить деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, и как система предотвращать ущерб жизненно важным объектам, обеспечив им безопасность. Реализация данных требований в большой степени зависит от реалий исторического периода существования государства, возможностей его властных, особенно исполнительных и судебных структур.

Горизонтальные уровни безопасности должны обеспечить личность, общество и государство в конкретной области деятельности, чтобы создать условия стабильного функционирования системы безопасности в целом. В реальных условиях функционирования государства горизонтальные уровни как элементы системы безопасности представляют собой подсистемы деятельности по обеспечению безопасности процессов относительно самостоятельного решения собственных проблем и задач при организующей роли государственных структур. Однако в современных условиях Россия находится в состоянии неустойчивой стабильности безопасности личности, общества, государства.

Стабильность безопасности возможна при условии выполнения следующих основных требований:

-  наличия развитой системы общественных отношений;

-  развитости целостной системы мер обеспечения безопасности;

-  постоянного функционирования системы управления, способной не только реагировать на возможные угрозы безопасности, но и устойчиво управлять высококачественно подготовленными силами и средствами.

Таким образом, после этапа создания необходимых структур и потребных для обеспечения безопасности сил и средств, в России реально сложилась проблема управления созданными структурами не только и не столько на федеральном, сколько на региональном уровне, так как в условиях командно-административной системы управления и при высокой степени централизации управления по всем, наиболее сложным вопросам безопасности в регионах решения принимались на федеральном уровне.

С передачей ряда функций и полномочий регионам по обеспечению безопасности личности, населения и территории естественно возникла необходимость разработки как теоретических, так и методологических проблем, связанных с обеспечением безопасности в регионе. Прежде чем перейти к рассмотрению понятия «региональная безопасность», необходимо определиться с классификацией понятия «безопасность». В некоторых работах (Е.А. Олейник, В.И. Друженков и др.)3 дана классификация по следующим признакам:

- по масштабности;

- по типу угрозы;

- в зависимости от источника угрозы.

Предоставляется возможность расширить признаки и ввести дополнительно следующие:

- по продолжительности действий;

- по числу участвующих сторон в обеспечении безопасности;

- по количеству одновременно прогнозируемых или реализуемых типов угроз.

Представленная в таблице 2 классификация понятия «безопасность» значительно расширяет как ее классификационные признаки, так и их содержание.

Структуру понятия «безопасность» можно отразить следующим образом (схема 1):

В связи с тем, что понятие региональной безопасности присутствует в структурном составе международной безопасности, то рассмотрим вначале данное понятие, а затем место и роль национальной безопасности в международной глобальной безопасности.

Международная глобальная региональная безопас-ность.

Глобальная безопасность представляет собой объединение частных видов безопасности и меры интегрированного противодействия в случае сов-местного появления угроз. В качестве примера можно привести широко применяемое понятие глобальной экологической безопасности, которое характеризует состояние защиты населения определенного региона от экологической угрозы.

Место и роль национальной безопасности в меж-дународной глобальной безопасности.

В конце XX и начале XXI века ни у кого не вызывают сомнения необходимость и жизненность понятия «национальная безопасность».

Оно прочно вошло в жизнь современного общества и государств во многих странах мира, стало необходимой частью их внутренней и внешней политики. Более того, многие страны, в т. ч. США разрабатывают и утверждают стратегии своей национальной безопасности.

Национальная безопасность характеризует степень защиты государства, интегрирует в себе ряд частных безопасностей, что позволяет на их основе более полно оценивать состояние защиты интересов государства от отдельных угроз, но и при их совместном воздействии.

Анализ содержания понятия «национальная безопасность» (таблица 3) показывает, что в разных странах в него вкладывается различная сущность.

Отметим в этой связи, что такой важный документ, как стратегия национальной безопасности США, направлен на достижение в первую очередь следующих приоритетных целей: укрепление безопасности, обеспечение процветания страны, развитие демократии.

Привлекает к себе внимание разработка японских ученых, которые разработали индекс (показатель) «комплексной силы государства», в том числе в сфере национальной безопасности, состоящей из трех составных частей, включающих, в свою очередь, разнообразные компоненты.

Первая составная часть - «способность вносить вклад в международное сообщество», где основные позиции имеют финансово-экономические, научно-технические и политико-дипломатические возможности государства инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем и организаций. По данным за 1985-1986 г.г. из 6 стран (США, Англия, ФРГ, Франция, СССР, Япония) СССР занимал четвертое место. При этом такой показатель СССР, как «финансовая помощь», оценен в 0 баллов, а «консенсус по вопросам международной политики» - в 24 балла.

Вторая составная часть - «способность к выполнению» задач в кризисных и экстремальных международных условиях. По данной составной части СССР значительно превысил показатели других стран и был оценен в 119 баллов при последующей максимальной сумме в 100 баллов (оценены США). Следует выделить все составные показатели этой компоненты, чтобы было видно, из чего слагается такая сумма баллов. Это географические условия, численность населения, природные ресурсы, экономика, оборонительные силы, национальная мораль, дипломатия и сотрудничество в области обороны.

Третья составная часть - «возможности силового давления». По данной составной части СССР оценен в 97 баллов (2 место) после США (100 баллов).

Все международные сравнения привели к итоговой оценке, где СССР занял второе место с 77 баллами после США (100 баллов), третье место за Японией (47 баллов), четвертое место за Францией (45 баллов), пятое место за Англией (43 балла), шестое места за ФРГ (42 балла)4.

В проведенном японскими учеными исследовании количественных параметров национальной безопасности, при всех его недостатках, связанных с условностями и субъективизмом, в целом был показан методологический подход к исследованию национальной безопасности группы стран. Это исследование также позволило выявить способность стран вносить вклад в международную безопасность, т. е. в какой-то мере определить возможность той или иной страны, опираясь на потенциал национальной безопасности, повлиять на состояние международной глобальной безопасности.

Анализ современного состояния и прогнозирования соотношения национальных безопасностей государств весьма актуален. Практически отсутствуют обобщенные исследования закономерностей развития международных отношений и их взаимосвязи с национальной безопасностью государств. Это относится и к комплексной оценке тенденций международного регионального развития с учетом состояния национальной безопасности государств, входящих в определенный международный регион.

Таким образом, поставленный нами вопрос о месте и роли национальной безопасности в международной глобальной безопасности, не имеет однозначного понимания в мировом сообществе и содержит ряд проблем, связанных, в первую очередь, с существующими национальными стратегиями (концепциями) национальной безопасности.

Анализ содержания существующих стратегий (концепций) национальной безопасности различных стран показывает, что ни одна из ведущих стран мира формально не берет на себя ответственность и главную роль в обеспечении международной глобальной безопасности, так же, как и международной региональной безопасности. Вместе с тем в документах и соглашениях стран, входящих в военные союзы, например, блока НАТО, четко прописывается его роль в поддержании мира и обеспечении безопасности входящих в него стран и в регионах в целом.

 Представляется целесообразным провести аналогичное, по примеру Японии, исследование в России с учетом изменения географических условий, численности населения, природных ресурсов, экономической силы, оборонительной силы, национальной морали, а также с учетом показателя - дипломатия и сотрудничество в области безопасности. Данное исследование покажет реальное состояние «национальной безопасности» сегодняшней России.

Естественное и неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений является источником кризисов и конфликтов. В связи с этим международная безопасность представляет собой состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, практически исключается угроза войны и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий. В основе взаимосвязи международной и национальной безопасности лежат объективно существующие национальные интересы страны и необходимость противодействия угрозам этих интересов. В данном случае под национальной безопасностью понимается состояние страны в условиях потенциальных и реальных угроз.

Место национальной безопасности в международной глобальной безопасности зависит от существующей системы поддержания международной безопасности, геополитического положения, уровня развития страны, а также от ориентации в политической, экономической, военной и других областях, наличия механизмов контроля над соблюдением выработанных международных правил.

Роль международных региональных систем безопасности и их влияние на решение международных проблем могут быть самыми разнообразными и зависят от состава участвующих стран, а также наличия механизмов контроля сил и средств для их реализации.

Роль национальной безопасности стран-участниц в международной глобальной и региональной безопасности также может быть самой разнообразной и будет определяться от потенциала национальной безопасности страны, от уровня эффективности функционирования на международной арене, от дипломатических, экономических, военных и др. возможностей страны.

Эта роль будет также определяться тем, в какой системе безопасности участвует страна. Существует система глобальной международной безопасности (ООН - всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах международной деятельности) выступающая гарантом международной безопасности.

Анализ всех остальных систем международной безопасности показывает, что их можно отнести к региональным системам. Как правило, это блоки (союзы) государств, объединенные общностью интересов и угроз и предусматривающие координацию политической, экономической и военной деятельности (таблица 4).

Практика системы коллективной международной безопасности показывает, что каждый блок (союз) имеет своего лидера (лидеров), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, при этом его понимание роли национальной безопасности может отличаться от представлений сущности безопасности «рядовых» членов блока (союза).

 Страна (страны) обеспечивает свое лидерство, прежде всего, за счет своей военно-политической или экономической мощи.

Участие и роль других стран заключается в том, что они стремятся через участие в блоке (союзе) обеспечить, прежде всего, собственную национальную безопасность, играя второстепенную роль, поддерживая политику международного союза в интересах, прежде всего, лидера (лидеров).

Таким образом, сформировавшееся понятие «безопасность» требует дальнейшего изучения как на вертикальном, так и на горизонтальном уровнях с позиции системного подхода. На этой основе необходимо разработать и закрепить в законодательном порядке понятия «безопасность личности», «безопасность общества», «безопасность государства» как основных объектов деятельности по обеспечению безопасности.

 ПРИМЕЧАНИЯ

1.   Серебряков В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.И., Ковалев В.И. Безопасность России и армии. М., 1995, с. 7.

2.   Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. М.: МГФ «Знание», 1999, с. 16.

3.   Экономическая и национальная безопасности. Учебник. М.: «Экзамены», 2004, с. 111. (Под ред. Е.А. Олейник).

4.   Источник: Comprehensive National Strength; Basic Study (Summary), Tokyo, p. 19-22.

4. Возникновение и развитие термина "безопасность"

Впервые в России на законодательном уровне тематика эко­номической безопасности была обозначена в 1992 г.1 Закон РФ «О безопасности» установил понятия безопасности, объектов и субъектов безопасности, угрозы безопасности и обеспечения бе­зопасности. При этом в Законе речь идет о безопасности как об­щей категории, без обозначения конкретных областей или ви­дов безопасности. В Законе не были выделены категории «организация» или «предприятие», а также «экономи­ческая безопасность».

Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов[4]:

  • I этап — до 1816 года — характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

  • II этап — начиная с 1816 года — связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электро- и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).

  • III этап — начиная с 1935 года — связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.

  • IV этап — начиная с 1946 года — связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.

  • V этап — начиная с 1965 года — обусловлен созданием и развитием локальных информационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединённых в локальную сеть путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.

  • VI этап — начиная с 1973 года — связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей — хакеров, ставящих своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности — важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право — новая отрасль международной правовой системы.

  • VII этап — начиная с 1985 года — связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности человечества под эгидой ведущих международных форумов.

Соседние файлы в папке 6 04.02 - Экономическая безопасность

1.1. Понятие «безопасность», подходы к определению. Субъект и объект безопасности

  Различные аспекты безопасности человека и человеческой деятельности составляют один из основных предметов исследования во многих научных дисциплинах. Так, например, в психологии, в рамках концепции А. Маслоу, понятие «безопасность» рассматривается в качестве одной из жизненно важных потребностей человека. Причем в обыденном сознании представления о безопасности находятся скорее на уровне чувств, чувственных образов, чем на уровне рефлексии.  Истоки осмысления понятия «безопасность» можно обнаружить уже в философской и политической мысли античных авторов, например в философии стоицизма. Достаточно широко результаты осмысления проблем безопасности представлены в работах философов эпохи Просвещения, а также их предшественников и последователей, в частности в трудах Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др.  В качестве продукта политического сознания понятие «безопасность» возникает в западноевропейской общественно-политической мысли. Безопасность как основная ценность и право человека впервые стала рассматриваться в рамках западного мира в революционный период его истории. Важнейшие правовые акты, знаменовавшие политическую победу третьего сословия - торгово-ремесленных слоев западного общества, прямо провозглашали безопасность одним из неотъемлемых естественных прав человека. В Билле о правах 1689 г., принятом в Англии, в американской Декларации независимости 1776 г. и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. прямо или косвенно безопасность рассматривалась в качестве естественного права человека наряду со свободой, собственностью и сопротивлением угнетению.  Серьезные разрушительные последствия, которые принесли Европе войны и революции XIX - XX вв., оказали существенное влияние на эволюцию человеческого сознания и последующие изменения в понимании безопасности. Им стали обозначать не только состояние отдельного индивида, но и состояние отдельного государства и даже международного сообщества государств.  Как отмечает современный западный исследователь Э. Ротшильд, за прошедшие века истолкование смысла понятия «безопасность» неоднократно менялось. Оно эволюционировало вместе с той трансформацией, которую претерпевало западное общество: от слабо осознаваемых представлений о безопасности, в которых оно выступало в качестве внутреннего самоощущения человека, в сторону большей рационализации, определенности данного понятия. В процессе данной эволюции произошла вербализация и закрепление понятия «безопасность», обозначающего право человека и условие его индивидуальной свободы, в нормативно-правовых актах, возникших в эпоху буржуазных революций в Западной Европе и Америке.  Анализ процессов эволюции человеческой истории позволяет выявить ряд закономерностей, характеризующих функцию безопасности:  • социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существованию личности, общества, государства;  • рост могущества людей над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;  • по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;  • социальные угрозы не являются неизменными и модифицируются вместе с развитием общества;  • системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций;  • недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но в конечном счете неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).  Безопасность - сложное социальное явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов. Нередко одни из них стремятся обеспечить свою безопасность за счет других либо не считаются с интересами безопасности иных людей, групп, народов, мыслят устаревшими категориями и эгоистическими ценностями, игнорирующими ту основополагающую закономерность, что безопасность в эпоху нарастающей глобализации неделима. Отсюда - обусловленность проблематики безопасности субъективными позициями, неоднозначными оценками, фрагментарными суждениями. В методологическом плане важно иметь целостное представление о безопасности как социальном явлении.  В рамках современных исследований по вопросам безопасности можно выделить несколько основных подходов к истолкованию смысла понятия «безопасность».  Во-первых, понятие «безопасность» может быть определено как многоаспектное состояние, характеризующее положение человека, общества или государства во внешней среде. В рамках данного подхода понятие «безопасность» дословно означает отсутствие опасности. Подобное представление еще называют безопасностью в узком значении этого слова. В практическом плане такое определение носит достаточно условный характер, поскольку в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются крайне редко.  Более реалистичным является широкое значение безопасности, вытекающее из фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, оказывающими на них негативное и деструктивное воздействие. Предотвращение, ослабление, нейтрализация этих воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию людей, социальных объектов, а также поддержание их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений и дает представление о безопасности в более широком плане.  Деятельность по обеспечению безопасности, противодействию угрозам в отношении многих социальных объектов предполагает создание сложной системной организации. В этой связи в рамках данного подхода понятие «безопасность» может рассматриваться как системно-организованная деятельность по предотвращению, устранению и ликвидации внешних и внутренних угроз по отношению к тем или иным социальным объектам. Применительно к государству и обществу систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.  По всей видимости, именно этот подход оказал свое влияние на формирование отечественного законодательства по вопросам обеспечения безопасности. В частности, в законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон признает основными объектами безопасности личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Кроме того, закон закрепляет понятие «система безопасности Российской Федерации» и рассматривает в качестве элементов данной системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.  Системы безопасности могут создаваться не только в государственном масштабе, но и в рамках отдельных организаций, предприятий, фирм. Система безопасности фирмы представляет собой «организованную совокупность специальных структур, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности от внутренних и внешних угроз».  Во-вторых, понятие «безопасность» может рассматриваться как комплекс представлений, в которых присутствует момент сравнения характеристик, отражающих реальное и желаемое состояние человека, общества или государства.  С точки зрения данного подхода понятие «безопасность» может пониматься как процесс и результат данного процесса. Состояние безопасности ассоциируется с осуществлением функции защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства или с ее результатами. При этом безопасность рассматривается как результат сложного процесса обеспечения безопасности, как непрерывно реализуемая задача, связанная с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. В рамках процессуального подхода к безопасности выделяют меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) реализации мер по обеспечению безопасности в любых обстоятельствах.  Кроме этого, данный подход позволяет рассматривать понятие «безопасность» как комплекс представлений, возникающих на основе определенных социальных отношений, которые характеризуются взаимным доверием, отсутствием у сторон агрессивных и злонамеренных устремлений.  Чтобы закрепить отношения безопасности, гарантировать себя от их нарушения, между людьми, народами, государствами устанавливаются нормы и принципы безопасных взаимоотношений, заключаются договоры о мире, ненападении, коллективной безопасности. Отношения безопасности могут иметь и субъект-объектный характер, т. е. выражать требования людей к безопасности различных объектов собственности военного, государственного и иного назначения. В условиях нарастающей глобализации, взаимозависимости государств и народов, наличия значительных арсеналов оружия массового поражения безопасность в системе социальных отношений становится неделимой. Все актуальнее становится принцип равенства безопасности в отношении всех членов общества и мирового сообщества. В силу этого возрастает необходимость как отдельным индивидам, так и более значительным социальным группам сдерживать свои инстинкты, ограничивать эгоистические и враждебные устремления, поддерживать правила мирного общежития.  В третьих, понятие «безопасность» может рассматриваться как ценность и цель, для реализации которой человек, общество или государство предпринимают определенные действия.  В рамках данного подхода понятие «безопасность» выводится из анализа естественных потребностей человека, удовлетворение которых выступает в качестве цели его жизнедеятельности. Людям свойственно ощущать свою безопасность или небезопасность на основе тревожных сигналов и восприятий органов чувств, инстинктивных реакций организма, интуиции, т. е. безопасность (небезопасность) в этом плане имеет значение субъективного представления индивидов об отсутствии (наличии) угроз своему существованию. Оно помогает корректировать линию своего поведения и избегать опасностей.  Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это означает, что безопасность приобретает форму внутренней ценности и реализует себя в индивидуальном и общественном сознании. Характерно, что эта ценность имеет универсальный характер и признается в качестве фундаментальной всеми людьми, вне зависимости от их расы, национальности, пола, возраста, социального положения, хотя, естественно, существует определенный разброс мнений, отражающих степень предпочтений различных категорий людей. Часто он обусловливается влиянием той или иной ситуации. В мирных условиях, в достатке, в размеренной и спокойной жизни ценность безопасности отходит на второй план и не актуализируется. Социальные потрясения, бедствия, войны, террористические акты обостряют ее значение, выводят в число наиболее востребованных людьми и обществом.  В России, вся история которой представляет собой череду бесконечных войн и других тяжелых испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда относилась к числу первостепенных. Сохраняет свое значение она и в настоящее время. В то же время на корпоративном уровне среди большинства российских предприятий безопасность не утвердилась еще в качестве важнейшей коллективной (групповой) ценности. Она недостаточно культивируется среди сотрудников фирм, которые в массе своей полагают, что обеспечение безопасность - это забота исключительно владельцев и руководителей фирмы.  Потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы, независимо от их физических данных, обладания богатством, властью, другими ресурсами. Она реализуется не только на индивидуальном, но и на коллективном (групповом), государственном и общественном уровнях. При этом следует подчеркнуть, что, в отличие от многих других потребностей, нужду в безопасности невозможно удовлетворить полностью. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку в различных ситуациях нас подстерегают самые разные опасности.  Субъективное осознание потребности находит выражение в форме интереса, стимулирующего и направляющего деятельность людей. Интересы могут быть весьма многоплановыми, многоуровневыми и отражать различные потребности людей. В числе данных потребностей потребность в безопасности можно отнести к базисным, первоочередным потребностям людей и социальных общностей.  Помимо непосредственных интересов безопасности (личности, общества, государства), сопряженных с наличием различных угроз выживанию и существованию данных субъектов, существуют жизненно важные интересы индивидов, социальных общностей, народов, наций, ущемляемые противоположными им субъектами и нуждающиеся в защите. Их реализация и неуязвимость, обеспечение необходимых условий для полноценного существования и успешного развития индивидов и социальных субъектов возможны только в условиях обеспечения базисной потребности - потребности в безопасности.  Характеризуя различные подходы к определению понятия «безопасность», необходимо отметить, что одними из наиболее важных элементов формирования системы рациональных представлений о безопасности являются понятия «субъект» и «объект безопасности» (т. е. все те, кто создает безопасность и пользуется ею).  В качестве субъекта и одновременно объекта безопасности может выступать отдельный человек, общество, государство или сообщество государств. Причем некоторые из них способны выступать сразу в нескольких ипостасях: человек - в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы и общества в целом; государство - в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств.  Взаимосвязь между человеком, обществом и государством жестко обусловлена их природой. Поэтому каждый из них вынужден исполнять одновременно две роли - субъекта и объекта безопасности, но кем они оказываются в действительности в тот или иной промежуток времени - зависит от многих обстоятельств.  В зависимости от того, кто выступает субъектом или объектом безопасности - отдельный человек, социальная группа, общество в целом, государство или сообщество государств, выделяют следующие основные уровни безопасности:  1) личная или индивидуальная безопасность;  2) социетальная (общественная) безопасность, или безопасность общества;  3) национальная безопасность, или безопасность государства;  4) международная, или коллективная, безопасность;  5) всемирная, или глобальная, безопасность.  В качестве промежуточного уровня между индивидом и обществом (либо между индивидом и государством) выделяют уровень групповой безопасности или безопасности общности.  Между национальным и международным уровнями либо между международным и глобальным уровнями может выделяться региональный уровень. Кроме того, о региональной безопасности говорят и в отношении состояния безопасности в одной из частей государства или в пределах этнокультурной области, объединяющей территории сразу нескольких государств.  Другим важным элементом формирования рациональных представлений о безопасности является выделение понятия «угроза», как причины нарушения состояния безопасности. Угрозы могут быть как реальными, т. е. уже проявившимися в своем негативном, разрушительном воздействии на объект безопасности, так и потенциальными, т. е. их негативное воздействие может проявить себя в ближайшем или отдаленном будущем.  Кроме того, на каждом уровне безопасности (то ли это национальный, общественный или даже индивидуально-личностный уровни) угрозы могут исходить не только извне, но и со стороны самого субъекта или объекта безопасности. Представления об угрозах, как о причинах, обстоятельствах, которые оказывают разрушительное воздействие на объект безопасности, определяют цели безопасности негативным образом. Целью безопасности является искоренение, нейтрализация, устранение источников угроз безопасности (и возможных последствий их действия) на том или ином уровне.  Вместе с тем цели безопасности могут быть определены и позитивным образом, как стремление субъекта к расширению доступных ему пределов безопасности, к наполнению его большим содержанием.  Цели по обеспечению безопасности находят свою реализацию в определенных отраслях, сферах жизнедеятельности субъекта безопасности. Многообразие сфер деятельности человека, общества и государства позволяет выделить множество видов безопасности. Все зависит от выбора критериев классификации. Например, в современном отечественном издании «Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / под ред. Л. Манилова» (М., 1998) выделяется 46 отраслей жизнедеятельности, в отношении которых на данный момент уже сформулированы задачи по обеспечению безопасности. Тщательность, чрезвычайная подробность подобного подхода позволяет выделить такие достаточно узкие направления в обеспечении безопасности, как продовольственная и энергетическая безопасность, безопасность здоровья населения, безопасность на транспорте и т. д.  Подобный подход приводит не только к позитивным, но и к определенным негативным результатам, к утрате целостного представления о безопасности. В связи с этим рассмотрение узкоспециализированных сфер обеспечения безопасности в рамках более крупных аспектов, несмотря на достаточно большое внимание ко многим деталям, частностям, позволяет сформировать достаточно целостное представление о безопасности и обогатить его содержание.  В ряду крупных аспектов безопасности можно выделить:  1) экологическую безопасность;  2) демографическую безопасность;  3) физическую безопасность;  4) экономическую безопасность;  5) социальную безопасность;  6) этнокультурную безопасность;  7) информационную безопасность;  8) военную безопасность;  9) технологическую безопасность.  Безусловно, что данный список нельзя считать окончательно оформленным. Например, в «Концепции безопасности человека», принятой ООН, выделяется 8 основных категорий безопасности:  1) экономическая безопасность;  2) продовольственная безопасность;  3) безопасность для здоровья;  4) экологическая безопасность;  5) личная безопасность;  6) социальная безопасность;  7) общественная безопасность;  8) политическая безопасность.  Несмотря на некоторое различие представленных классификаций безопасности, значительная часть указанных в них аспектов или дублируется, или достаточно близка по смысловому содержанию.  Таким образом, несмотря на длительную историю размышлений и споров человечества по поводу собственной безопасности, окончательное смысловое оформление понятия «безопасность» далеко от своего завершения.  Безопасность человека - это многоаспектное состояние, для характеристики и оценки которого необходимо учитывать не только индивидуально-личностные показатели, физические условия жизнедеятельности, но и условия, обусловленные детерминированностью существования и развития человека со стороны общества и государства, мирового сообщества. Безопасность человека взаимосвязана с безопасностью общества и государства.

  Процесс осмысления безопасности человека и общества получил свое оформление в ряде концепций, в которых нашли свое отражение исторические условия развития человечества. Среди них особо можно выделить ряд основополагающих концепций, которые не только определяют содержание теоретических работ в области безопасности человека, общества и государства, но также и направление, характер практических действий, предпринимаемых различными субъектами по обеспечению собственной безопасности. Это, прежде всего, «концепция национальной безопасности», «концепция национального интереса», «концепция общей безопасности», «концепция социетальной безопасности».

Добавить свое объявление Загрузка...

БЕЗОПАСНОСТЬ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

?

securitylab100 (securitylab100) wrote, 2009-08-23 14:34:00 securitylab100 securitylab100 2009-08-23 14:34:00

БЕЗОПАСНОСТЬ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА            Безопасность — одна из главнейших целей и неотъемлемая сла­гаемая деятельности людей, общества, государства, мирового со­общества. Забота о безопасности присуща каждой составляющей со­циальной структуры общества — от индивида до всего человечества в целом. Безопасность — одно из условий самоопределения, само­развития личности, различных общностей, людей, всего человече­ства в целом.            Каждый индивид интуитивно понимает, что такое безопасность. С момента своего появления на Земле человека окружают посто­янные угрозы, исходящие извне и существующие внутри его со­общества. Человек борется с силами природы за свою безопасность, за условия жизни, обеспечивающие ему выживание и прогрессив­ный путь развития. Его борьба сводилась (и сводится!) к выработ­ке и реализации тех или иных мер борьбы за свое существование. Стремление к личной безопасности — одна из причин объединения древних пращуров в общество. Первоначально потребности в без­опасности сводились к созданию систем противодействия военным опасностям, поддержания общественного порядка, охраны власти, борьбе со стихийными бедствиями.            Согласно словарю Робера, термин «безопасность» начал употре­бляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, счи­тавшего себя защищенным от любой опасности. Но в этом значении он не вошел прочно в лексику народов Западной Европы и исполь­зовался до XVII в. редко.            Сравнительно редкое употребление на протяжении почти шести веков термина «безопасность» объясняется тем, чтоссерединыХШ в. все более широкое распространение получало иное понятие — «по­лиция». Содержание его было чрезвычайно широким, оно трактова­лось как государственное устройство, государственное управление, целью которого было всеобщее благо и безопасность.            Потребности в безопасности по мере развития человечества по­степенно становились более масштабными и многообразными. Безопасность охватывала не только жизнь человека, его имущество, но и общество, а затем и государство, а в дополнение к этому всевоз­можные сферы деятельности и человека, и общества, и государства. Практически во всех странах в XVII—XVIII вв. утверждается точка зрения: государство имеет своей главной целью обеспечение обще­го благосостояния и безопасности. Поэтому термин «безопасность» получает новую трактовку: состояние, ситуация спокойствия, по­являющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как фи­зической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.            К середине XX в. (особенно с развитием мировых систем) выде­ляются отдельные направления, виды безопасности. В науке и по­литике к этому времени уже преодолен узкий и упрощенный взгляд на безопасность как только военную. Сейчас все больше внимания уделяется невоенным аспектам безопасности. Политика безопасно­сти перестала быть «синонимом» военных мер. Утверждается пони­мание: противостоять грозным опасностям одновременно в несколь­ких направлениях — политическом, экономическом, социальном, экологическом, военном — весьма сложно. Стремление к коллектив­ной безопасности — одна из главных причин формирования многих специальных институтов государства (армии, полиции, в том числе и от стихийных бедствий), а в XX в. — многих международных орга­низаций, включая ООН, призванных предохранять народы от войн, особенно от ракетно-ядерного апокалипсиса.            В Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. употреблен тер­мин «государственная безопасность», но однопорядковый с «обще­ственной безопасностью». Через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранение общественной безопасно­сти» — деятельность, направленная на борьбу с государственными преступлениями и являющаяся прерогативой политического сыска.            Советская юридическая наука и практика отказались от многих общепринятых терминов. Предпочтение отдавалось чрезвычайно широким и неопределенным понятиям «революционный порядок», «борьба с контрреволюцией».В праве в 1920-х гг. доминировала точка зрения о подчинении ин­тересов личности интересам общества и государства. Доказательство сводилось к такой схеме: государство у нас пролетарское, охраняя и защищая интересы государства, мы тем самым надежно обеспечи­ваем права и интересы трудящихся — подавляющего большинства населения. Любое покушение на государственные интересы пресле­довалось более сурово, нежели аналогичные действия против лич­ности.            Обеспечению государственной безопасности стало придаваться особое значение. Законодательное закрепление в июле 1934 г. по­нятия «государственная безопасность» — один из наиболее ярких признаков огосударствления общества. В сферу государственной безопасности включены ситуации, возникающие в духовной жиз­ни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь консти­туционного принципа свободы совести и т. п. В течение столетий национальная безопасность России, затем СССР обеспечивалась во­енной мощью и жесткой государственной идеологией, т. е. все про­блемы безопасности общества сводились к обеспечению военной безопасности.            Развитие предпринимательской деятельности внутри страны и за рубежом активизировало экономическую разведку и защиту промышленной и коммерческой информации. Четкость системы терминов и определений в сфере обеспечения безопасности опреде­ляет взаимопонимание между сотрудниками и предпринимателями; особенно в таких сферах деятельности, как безопасность и защита информации. В. Даль так определяет понятие «безопасность»: «Безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность». По С. Оже­гову: «Безопасность — это состояние, при котором не угрожает опас­ность, есть защита от опасности». Но для людей быть в безопасности не означает жить без опасно­сти. Последняя существует всегда или почти всегда и в определен­ных пределах может даже иметь положительное значение, становит­ся одной из причин необходимой активности человека. Опасности, стрессы, проблемы, трудности не только неизбежны в жизни людей, но и полезны, поскольку играют мобилизующую роль в деятельно­сти, в общении, в поведении. Следовательно, безопасность — это не отсутствие опасности, а защита от нее. Другими словами, в исхо­дном и в самом общем смысле слова «безопасность — это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защищенность от опасностей и угроз».            Содержание безопасности ученые Института социально-поли­тических исследований РАН оценивают следующим образом «...без­опасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных матери­альных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопусти­мый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития».                 Безопасность в широком смысле слова — система условий и факторов, в которой страна и общество органично функциониру­ют и развиваются по своим внутренними законам, делегируя управ­лению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды.            Современный понятийно-категориальный аппарат концепции безопасности дает следующее определение понятию «безопас­ность»                а)         состояние и тенденции развития реальной защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних опасностей, способность надежно противостоять им какрезультат социальной деятельности по обеспечению безопасности личности, общества, государства;            б)         гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности ка­ ких-либо потрясений, катаклизмов для социума и его структур.            Различают два аспекта понятия «безопасность»: безопасным на­зывают явление и/или состояние какого-либо носителя опасности, которое не содержит угрозы для его окружения; свойство безопас­ности приписывают объекту, надежно защищенному от опасных для него воздействий.

Tags: основы безопасности, прововой аспект


Смотрите также