Контур управления в техносферной безопасности это


Управление техносферной безопасностью

Информационное обеспечение систем управления в техносферной безопасности.

Информационное обеспечение процесса управления Информация, призванная обеспечить принятие решений, вносит существенный вклад в решение. Информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью. Существует многообразие типов информации, используемых менеджерами: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи. Факт: событие или условие, которое наблюдается напрямую (простейший вид информации). Оценки: отличаются от фактов тем, что базируются скорее на умозаключениях и (или) статистических приемах, чем на прямом наблюдении и подсчете. На практике часто используют обобщенные связи как основу для оценки и прогноза. Слух отличается от факта только тем, что источник информации менее надежен. Но слух может быть единственным доступным источником отдельных видов информации Условно информацию можно разделить на три категории: Информация по стратегическому планированию; Контрольная управленческая информация; Оперативная информация.

Модель и основные элементы системы управления безопасностью и риском. Цикл Деминга- PDCA.

Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) – это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.

Этот круг часто называют циклом PDCA. PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act): планирование – осуществление – проверка – претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода – цикл Деминга - из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. При помощи постоянных проверок до, во время и после процесса производства, воспитания ответственности за качество и, прежде всего, при помощи постоянного аудита процесса производства могут быть обнаружены слабые места в разных процессах на предприятии. PDCA служит именно для обнаружения причин брака и поддержки всего процесса вплоть до устранения дефектов.

Схема 1. Круг качества (цикл Деминга)

Этапы цикла Деминга

Круг качества включает следующие шаги:

· Планирование. Действия должны планироваться перед началом преобразований. Этот шаг охватывает анализ фактического состояния, сведения о потенциале улучшения, а также разработку плановой концепции.

· Осуществление. Так называется образ действий, соответствующий не распространенному понятию преобразование, а апробированию, тестированию и оптимизации принятой ранее концепции с помощью быстро реализуемых и простых инструментов.

· Контроль. Здесь контролируется и тщательно перепроверяется реализованный в небольшом процессе результат для широкого перемещения улучшений как нового стандарта.

· Претворение в жизнь. В этом шаге новая концепция внедряется, документируется и регулярно проверяется ее соблюдение. Эти действия могут охватывать большие изменения в области структуры и хода процессов. Улучшения начинаются снова с шага планирования.

·

· В теории управления под системой управления принято понимать совокупность органов, звеньев, уровней (ступеней) управления, иерархически организованных и связанных общей управленческой деятельностью, направленной на повышение эффективности функционирования управляемого объекта. Под уровнем (ступенью) управления понимается контур управления, объединяющий звенья управления в управленческую структуру и обладающий определенной самостоятельностью. Звено управления – это элемент системы управления, в качестве которого может выступать структурное подразделение или отдельное должностное лицо (специалист). Формирование структуры системы управления – это процесс формирования коллектива людей и упорядочения всех многообразных видов их взаимоотношений в процессе управления. Система управления — предназначенный для достижения целей управления строго определѐнный набор: - средств сбора сведений о объекте управления, - и средств воздействия на его поведение, Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента. Техническая структура управления — устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем. Объектом управления может быть любая динамическая система или еѐ модель.

·

· Состояние объекта характеризуется некоторыми количественными величинами, зменяющимися во времени, то есть переменными состояния. Анализ и синтез систем управления проводится методами специального раздела математики — теории управления. Система управления Система управления — система, в которой протекают процессы управления; подразделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Система, формирующая управляющее воздействие u(t), называется управляющей подсистемой. Система, испытывающая на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (объектом управления). Обе эти системы, взаимодействуя, образуют новую систему управления, как совокупность 2 подсистем. Связь от управляющей подсистемы к управляемой называется прямой связью. Такая связь имеется в любой без исключения С. у. (иначе не будет возможности управлять); противоположная по направлению действия связь (от управляемой подсистемы к управляющей) называется обратной связью. В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий системы подразделяются на технические, человеко-машинные, организационные. Система управления Система управления - это состав и номенклатура управленческих органов и должностей. Большинство же авторов учитывает взаимосвязи между элементами, и система управления определяется как: -«конструкция» организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления);

· -строение управляющей системы, связи элементов субъекта управления между собой

· -элементы системы, их связи, ее целостные свойства если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы; состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления;

· -взаимоотношения подразделений в организации, распределение полномочий, ответственности, а также функциональной и технологической связей, возникающих в процессах управления. Любое предприятие с точки зрения системного подхода представляет собой взаимодействие объекта управления и органа управления, который осуществляет воздействие на объект для достижения их общих целей.

· PDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» -планирование-действие-проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый вуправлении качеством. Также известен как Plan-Do-Study-Act.

·

· Цикл управления

· Методология PDCA представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Цикл управления начинается с планирования.

· Планирование

· установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов.

· Выполнение

· выполнение запланированных работ.

· Проверка

· сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности (KPI), получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.

· Воздействие (управление, корректировка)

· принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов



infopedia.su

Управление техносферной безопасностью. Управление, процесс и принципы управления, документы по управлению. (Лекция 1) - презентация онлайн

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ Лекция № 1: Управление, процесс и принципы управления, документы по управлению 1. 2. 3. 4. Вопросы Управление. Процесс управления Принципы управления. Документы по управлению: распорядительные и планирующие документы. Технологизация управленческой деятельности. 11. Управление. Процесс управления 2Рекомендации Комитета терминологии АН СССР: по научно-технической Управление – это процесс, включающий в себя: а) выработку альтернативных управляющих воздействий, б) принятие решения о выборе из них наиболее эффективных, в) осуществление управляющих воздействий с целью достижения желаемых результатов функционирования управляемого объекта.Управляющее воздействие осуществляется со стороны субъекта управления - управляющего элемента, в отношении объекта управления - управляемого элемента. Субъект и объект управления постоянно взаимодействуют между собой для достижения определённых целей. Т.о. Управление - управляющее воздействие субъекта на объект, содержание которого – достижение поставленных целей. 4Контур управления - замкнутая цепь звеньев системы управления, в которой посредством прямой и обратной связи соединены субъект и объект управления. Контур управления состоит из: субъекта управления (СУ) - руководитель, орган управления; объекта управления (ОУ) – ОУ, подчинённые ближнего уровня; каналов прямой и обратной связи. В контуре управления процесс управления реализуется как циклически повторяемая смена фаз: получения СУ информации (о внешней среде и состоянии ОУ); преобразования полученной информации в принимаемое решение, определяющее меры управляющего воздействия; передачи решения на исполнение. 5По каналам прямой связи СУ воздействуют на ОУ, управляя его действиями и обеспечивая тем самым функционирование всей системы. По каналам обратной связи СУ получает информацию о состоянии ОУ, окружающих его внешних условиях и результатах функционирования системы. По полученной информации – СУ уточняет содержание целенаправленного управляющего воздействия, корректируя действия ОУ. 6Т.о. Субьект управления в системах управления выполняет роль управляющей системы - формирующей цель функционирования системы и оказывающей целенаправленное управляющее воздействие на управляемую систему; Обьект управления выполняет роль управляемой системы системы, деятельность которой подчинена достижению цели функционирования системы и осуществляемой под целенаправленным управляющим воздействием управляющей системы. 78 Т.о. процесс управления – совокупность последовательных действий для достижения цели или результата управления. 9Этапы процесса управления Ц И Р П Д Н К 1.Формирование цели управленческой деятельности - целевой этап – Ц 2. Сбор информации, оценка обстановки - информационный этап –И 3. Принятие решения – решающий этап - Р 4. Планирование действий - планирующий этап – П 5. Доведение решения – доводящий этап – Д 6. Непосредственное управление – этап руководства - Н 7. Контроль выполнения – контролирующий этап – К 101. Формирование цели управления Руководитель уясняет цель управления (то, что надо достичь), которая или: формируется старшим начальником или; определяется режимом функционирования системы или; следует из складывающейся обстановки. При этом руководитель: уясняет замысел старшего начальника; оценивает возможности своих сил и средств; уясняет порядок обеспечения предстоящих действий и взаимодействия с другими силами; делает предварительный вывод о возможности своевременного достижения цели имеющимися силами; при невозможности достижения поставленной цели управления докладывает предложения старшему начальнику. 112. Сбор информации и оценка обстановки включает: характеристику возможной или сложившейся ЧС; оценку своих и взаимодействующих сил; оценку состояния техники и наличие резервов; характеристику климатических и географических условий в районе предстоящих действий; экологические последствия при достижении поставленной цели. При этом руководитель привлекает оперативные и рабочие группы соответствующих ОУ. Далее руководитель: формирует замысел предстоящих действий, определяет вероятные альтернативные варианты способов достижения заданной цели. 123. Принятие решения руководителем основывается на полученных данных об обстановке, предложениях, поступающих от оперативных и рабочих групп. Решение должно включать: замысел руководителя; задачи подчиненным; порядок организации взаимодействия, обеспечения, управления и связи. Замысел содержит: основную идею решения задач; направления сосредоточения основных усилий; распределение сил и средств по задачам; способы, методы и действия при решении задач. 134. Планирование предстоящих действий включает: уточнение задач подчиненным силам и ОУ; расчет времени, необходимого для решения поставленных задач и очередность их выполнения; определение необходимых ресурсов для решения задач, определение порядка взаимодействия сил в группировке, проведения всех видов обеспечения предстоящих действий. Планирование м.б. долговременным и кратковременным. Долговременное - формирует процесс управления объектом в течение длительного времени без существенного изменения воздействия внешний среды. Краткосрочное (оперативное) - осуществляется при формировании управления в течение относительно небольшого времени, необходимого для ликвидации ЧС. 145. Доведение принятого решения до подчиненных Производится в виде распоряжений (приказов, директив, команд), которые оформляются, как правило, письменно и доводятся непосредственно, или с использованием средств связи. При получении соответствующего распоряжения исполнитель: подтверждает факт получения распоряжения, уясняет его, после выполнения распоряжения - докладывает о результатах исполнения (обратная связь). 156. Непосредственное управление выполнением принятого решения - заключается в одноразовой, многоразовой или непрерывной выдаче управляющих воздействий. Носит ситуационный и автономный характер. Ситуационный характер: при ликвидации ЧС резко меняющаяся обстановка требует корректуры плана действий, принятия и реализации частных решений по складывающейся обстановке. Автономность: отдельные ОУ, подразделения и формирования в условиях крупномасштабных ЧС могут оказаться на значительном удалении от вышестоящего ОУ, либо действовать в отсутствии связи. Непосредственное управление осуществляется: принятием частных решений, постановкой конкретных задач исполнителям, личным руководством проведением работ, личным примером. 167. Контроль результатов выполнения принятого решения Производится на основании докладов подчиненных о промежуточных и конечных результатах выполнения полученных распоряжений (поставленных задач). Задачи контроля: установление перечня контролируемых параметров; проверка значений контролируемых параметров; установление причин несоответствия; выработка управляющего воздействия; организация устранения недостатков На основании результатов контроля принимаются меры по повышению эффективности и качества выполнения принятого решения. 17Материальная основа процесса управления - система управления, включающая: взаимосвязанные ОУ и пункты управления (ПУ), средства связи, объекты управления, внешнюю среду, в т.ч. факторы ЧС; географические, климатические, погодные факторы; геополитические факторы. 182. Принципы управления 191. Непрерывность Принципы управления – наиболее общие и основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности руководителями и органами управления на всех уровнях управления 2. Оперативность 3. Точность 4. Устойчивость 5. Скрытность 201. Непрерывность - свойство процесса управления не допускать перерыва между последовательно выполняемыми этапами или другими действиями процесса, приводящими к снижению качества управления. 212. Оперативность - свойство процесса управления обеспечивать завершение цикла управления в требуемые сроки. 223. Точность - свойство процесса управления обеспечивать максимальную степень соответствия реального состояния объекта управления требуемому состоянию. 234. Устойчивость - свойство процесса управления сохранять и восстанавливать свое качество в условиях внешних и внутренних возмущений. 245. Скрытность - свойство процесса управления не допускать к конфиденциальной информации, обращающейся в системах управления различных уровней, лиц, не допущенных к ней. 253. Документы управления: распорядительные документы, планирующие документы 26Распорядительные документы (РаспД) - документы, регулирующие и координирующие деятельность организаций. Позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. Содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя - к структурным подразделениям и работникам. РаспД реализуют управляемость объектов по вертикали. По сферам действия делятся на: 1) правовые акты федерального уровня - акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФОИВ; 2) правовые акты, действующие на уровне субъектов РФ, МуО; 3) РаспД организаций, учреждений, предприятий. 27Виды распорядительных документов: приказ, распоряжение, указание, постановление, решение. Приказ - правой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основании единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. Ключевое слово: «ПРИКАЗЫВАЮ». 28Распоряжение – РаспД (правовой акт), издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа гос. управления в целях разрешения оперативных вопросов. Имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан. Распоряжения издают также заместители первого руководителя, главные специалисты, руководители структурных подразделений – по оперативным вопросам хозяйственной, производственной, административной деятельности. Ключевые слова: «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ». 29Указание - РаспД, издаваемый: 1) органом государственного управления по вопросам информационно-методического характера, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления; 2) руководителем организации - при оформлении решения оперативных производственных и административных вопросов. Ключевые слова: «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ» (в зависимости от содержания указания). 30Постановление - правовой акт, принимаемый Правительством РФ, ФОИВ, ОГВС РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами организаций, в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности; совместный распорядительный документ, принимаемый ≥ 2 органами управления, один из которых действует на основе коллегиальности, а другой - на основе единоначалия. Текст решения состоит из констатирующей и распорядительной частей, разделенных словом «РЕШИЛ». 31В силовых ведомствах (МО РФ, МЧС РФ, МВД РФ, …) - Решение – определённый руководителем порядок и способы выполнения поставленных задач. Решение оформляется на карте с пояснительной запиской. Примеры решений: Решение председателя КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС. 32Планирующие документы – различные виды планов. План – детально разработанное решение, в котором отражены: последовательность, способы и сроки выполнения органами управления (силами) задач, порядок взаимодействия, обеспечения и управления. План оформляется, как правило, на карте с пояснительной запиской. Примеры: План гражданской обороны и защиты населения (РФ, субъекта, МуО); План гражданской обороны (ФОИВ, организации); План действий по предупреждению и ликвидации ЧС …; План действий по предупреждению и ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов. 334. Технологизация управленческой деятельности 34ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ ФИКСИРОВАННЫЙ ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ БИНАРНОЕ«ДА» или «НЕТ» МНОГОАЛЬТЕРНАТИВНОЕ – ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ СПЕКТР АЛЬТЕРНАТИВ ИННОВАЦИОННОЕ (НОВАТОРСКОЕ) – КОГДА ТРЕБУЕТСЯ ПРЕДПРИНЯТЬ ДЕЙСТВИЕ, НО НЕТ ПРИЕМЛЕМЫХ АЛЬТЕРНАТИВ АЛГОРИТМ АЛГОРИТМ – ПРОГРАММА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОУ И ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ФОРМА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И СТРУКТУРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ТИПОВЫХ ИЛИ КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБСТАНОВКИ 35ТРЕБОВАНИЯ К АЛГОРИТМУ УПРАВЛЕНИЯ (АУ) 1. АУ д.б. разработаны заблаговременно, применительно: ко всем режимам функционирования ОУ, наиболее вероятным видам ЧС, условиям обстановки. 2. АУ по конкретной задаче должен учитывать: состав ОУ, особенности организации дежурства на ПУ, реальные возможности средств, которые используются для решения задач. 3. АУ должен: быть удобен в использовании, обеспечивать максимальную наглядность информации, необходимой для выполнения должностными лицами последующих действий по решаемой задаче. 364. В содержании АУ должен найти отражение весь процесс решения задачи – от ввода исходных данных до получения конечных результатов. 5. АУ должны обеспечивать: максимально возможную эффективность системы управления (СУ) в условиях типовых ситуаций; выполнение требований, предъявляемых к СУ по оперативности, надежности, скрытности, гибкости, достоверности информации и др. 37КОНЕЦ ЛЕКЦИИ 38ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ исходная информация ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ КОРРЕКТИРОВКА инцидент авария катастрофа Идентификация проблемы Оценка времени на принятие решения Оценка ресурсов ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ Определение целей, плановой эффективности Анализ ситуации Разработка альтернативных решений КОРРЕКТИРОВКА Анализ соответствия готовых решений по планам действий Определение критериев выбора Учет ошибок и неэффективных решений ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ Утвержденный алгоритм Оценка альтернатив ЛНР Интуитивное решение Эксперимент, экспертные оценки Выбор наилучшей альтернативы в качестве решения Креативное решение РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ Отрицательная Положительная В БАНК СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЙ Корректировка плана действий Оценка фактической эффективности НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 39

ppt-online.org

Управление техносферной безопасностью. Управление, процесс и принципы управления, документы по управлению. (Лекция 1) - online presentation

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ Лекция № 1: Управление, процесс и принципы управления, документы по управлению 1. 2. 3. 4. Вопросы Управление. Процесс управления Принципы управления. Документы по управлению: распорядительные и планирующие документы. Технологизация управленческой деятельности. 11. Управление. Процесс управления 2Рекомендации Комитета терминологии АН СССР: по научно-технической Управление – это процесс, включающий в себя: а) выработку альтернативных управляющих воздействий, б) принятие решения о выборе из них наиболее эффективных, в) осуществление управляющих воздействий с целью достижения желаемых результатов функционирования управляемого объекта.Управляющее воздействие осуществляется со стороны субъекта управления - управляющего элемента, в отношении объекта управления - управляемого элемента. Субъект и объект управления постоянно взаимодействуют между собой для достижения определённых целей. Т.о. Управление - управляющее воздействие субъекта на объект, содержание которого – достижение поставленных целей. 4Контур управления - замкнутая цепь звеньев системы управления, в которой посредством прямой и обратной связи соединены субъект и объект управления. Контур управления состоит из: субъекта управления (СУ) - руководитель, орган управления; объекта управления (ОУ) – ОУ, подчинённые ближнего уровня; каналов прямой и обратной связи. В контуре управления процесс управления реализуется как циклически повторяемая смена фаз: получения СУ информации (о внешней среде и состоянии ОУ); преобразования полученной информации в принимаемое решение, определяющее меры управляющего воздействия; передачи решения на исполнение. 5По каналам прямой связи СУ воздействуют на ОУ, управляя его действиями и обеспечивая тем самым функционирование всей системы. По каналам обратной связи СУ получает информацию о состоянии ОУ, окружающих его внешних условиях и результатах функционирования системы. По полученной информации – СУ уточняет содержание целенаправленного управляющего воздействия, корректируя действия ОУ. 6Т.о. Субьект управления в системах управления выполняет роль управляющей системы - формирующей цель функционирования системы и оказывающей целенаправленное управляющее воздействие на управляемую систему; Обьект управления выполняет роль управляемой системы системы, деятельность которой подчинена достижению цели функционирования системы и осуществляемой под целенаправленным управляющим воздействием управляющей системы. 78 Т.о. процесс управления – совокупность последовательных действий для достижения цели или результата управления. 9Этапы процесса управления Ц И Р П Д Н К 1.Формирование цели управленческой деятельности - целевой этап – Ц 2. Сбор информации, оценка обстановки - информационный этап –И 3. Принятие решения – решающий этап - Р 4. Планирование действий - планирующий этап – П 5. Доведение решения – доводящий этап – Д 6. Непосредственное управление – этап руководства - Н 7. Контроль выполнения – контролирующий этап – К 101. Формирование цели управления Руководитель уясняет цель управления (то, что надо достичь), которая или: формируется старшим начальником или; определяется режимом функционирования системы или; следует из складывающейся обстановки. При этом руководитель: уясняет замысел старшего начальника; оценивает возможности своих сил и средств; уясняет порядок обеспечения предстоящих действий и взаимодействия с другими силами; делает предварительный вывод о возможности своевременного достижения цели имеющимися силами; при невозможности достижения поставленной цели управления докладывает предложения старшему начальнику. 112. Сбор информации и оценка обстановки включает: характеристику возможной или сложившейся ЧС; оценку своих и взаимодействующих сил; оценку состояния техники и наличие резервов; характеристику климатических и географических условий в районе предстоящих действий; экологические последствия при достижении поставленной цели. При этом руководитель привлекает оперативные и рабочие группы соответствующих ОУ. Далее руководитель: формирует замысел предстоящих действий, определяет вероятные альтернативные варианты способов достижения заданной цели. 123. Принятие решения руководителем основывается на полученных данных об обстановке, предложениях, поступающих от оперативных и рабочих групп. Решение должно включать: замысел руководителя; задачи подчиненным; порядок организации взаимодействия, обеспечения, управления и связи. Замысел содержит: основную идею решения задач; направления сосредоточения основных усилий; распределение сил и средств по задачам; способы, методы и действия при решении задач. 134. Планирование предстоящих действий включает: уточнение задач подчиненным силам и ОУ; расчет времени, необходимого для решения поставленных задач и очередность их выполнения; определение необходимых ресурсов для решения задач, определение порядка взаимодействия сил в группировке, проведения всех видов обеспечения предстоящих действий. Планирование м.б. долговременным и кратковременным. Долговременное - формирует процесс управления объектом в течение длительного времени без существенного изменения воздействия внешний среды. Краткосрочное (оперативное) - осуществляется при формировании управления в течение относительно небольшого времени, необходимого для ликвидации ЧС. 145. Доведение принятого решения до подчиненных Производится в виде распоряжений (приказов, директив, команд), которые оформляются, как правило, письменно и доводятся непосредственно, или с использованием средств связи. При получении соответствующего распоряжения исполнитель: подтверждает факт получения распоряжения, уясняет его, после выполнения распоряжения - докладывает о результатах исполнения (обратная связь). 156. Непосредственное управление выполнением принятого решения - заключается в одноразовой, многоразовой или непрерывной выдаче управляющих воздействий. Носит ситуационный и автономный характер. Ситуационный характер: при ликвидации ЧС резко меняющаяся обстановка требует корректуры плана действий, принятия и реализации частных решений по складывающейся обстановке. Автономность: отдельные ОУ, подразделения и формирования в условиях крупномасштабных ЧС могут оказаться на значительном удалении от вышестоящего ОУ, либо действовать в отсутствии связи. Непосредственное управление осуществляется: принятием частных решений, постановкой конкретных задач исполнителям, личным руководством проведением работ, личным примером. 167. Контроль результатов выполнения принятого решения Производится на основании докладов подчиненных о промежуточных и конечных результатах выполнения полученных распоряжений (поставленных задач). Задачи контроля: установление перечня контролируемых параметров; проверка значений контролируемых параметров; установление причин несоответствия; выработка управляющего воздействия; организация устранения недостатков На основании результатов контроля принимаются меры по повышению эффективности и качества выполнения принятого решения. 17Материальная основа процесса управления - система управления, включающая: взаимосвязанные ОУ и пункты управления (ПУ), средства связи, объекты управления, внешнюю среду, в т.ч. факторы ЧС; географические, климатические, погодные факторы; геополитические факторы. 182. Принципы управления 191. Непрерывность Принципы управления – наиболее общие и основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности руководителями и органами управления на всех уровнях управления 2. Оперативность 3. Точность 4. Устойчивость 5. Скрытность 201. Непрерывность - свойство процесса управления не допускать перерыва между последовательно выполняемыми этапами или другими действиями процесса, приводящими к снижению качества управления. 212. Оперативность - свойство процесса управления обеспечивать завершение цикла управления в требуемые сроки. 223. Точность - свойство процесса управления обеспечивать максимальную степень соответствия реального состояния объекта управления требуемому состоянию. 234. Устойчивость - свойство процесса управления сохранять и восстанавливать свое качество в условиях внешних и внутренних возмущений. 245. Скрытность - свойство процесса управления не допускать к конфиденциальной информации, обращающейся в системах управления различных уровней, лиц, не допущенных к ней. 253. Документы управления: распорядительные документы, планирующие документы 26Распорядительные документы (РаспД) - документы, регулирующие и координирующие деятельность организаций. Позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. Содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя - к структурным подразделениям и работникам. РаспД реализуют управляемость объектов по вертикали. По сферам действия делятся на: 1) правовые акты федерального уровня - акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФОИВ; 2) правовые акты, действующие на уровне субъектов РФ, МуО; 3) РаспД организаций, учреждений, предприятий. 27Виды распорядительных документов: приказ, распоряжение, указание, постановление, решение. Приказ - правой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основании единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. Ключевое слово: «ПРИКАЗЫВАЮ». 28Распоряжение – РаспД (правовой акт), издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа гос. управления в целях разрешения оперативных вопросов. Имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан. Распоряжения издают также заместители первого руководителя, главные специалисты, руководители структурных подразделений – по оперативным вопросам хозяйственной, производственной, административной деятельности. Ключевые слова: «ПРЕДЛАГАЮ» или «ОБЯЗЫВАЮ». 29Указание - РаспД, издаваемый: 1) органом государственного управления по вопросам информационно-методического характера, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления; 2) руководителем организации - при оформлении решения оперативных производственных и административных вопросов. Ключевые слова: «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ» (в зависимости от содержания указания). 30Постановление - правовой акт, принимаемый Правительством РФ, ФОИВ, ОГВС РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил. Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами организаций, в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности; совместный распорядительный документ, принимаемый ≥ 2 органами управления, один из которых действует на основе коллегиальности, а другой - на основе единоначалия. Текст решения состоит из констатирующей и распорядительной частей, разделенных словом «РЕШИЛ». 31В силовых ведомствах (МО РФ, МЧС РФ, МВД РФ, …) - Решение – определённый руководителем порядок и способы выполнения поставленных задач. Решение оформляется на карте с пояснительной запиской. Примеры решений: Решение председателя КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС. 32Планирующие документы – различные виды планов. План – детально разработанное решение, в котором отражены: последовательность, способы и сроки выполнения органами управления (силами) задач, порядок взаимодействия, обеспечения и управления. План оформляется, как правило, на карте с пояснительной запиской. Примеры: План гражданской обороны и защиты населения (РФ, субъекта, МуО); План гражданской обороны (ФОИВ, организации); План действий по предупреждению и ликвидации ЧС …; План действий по предупреждению и ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов. 334. Технологизация управленческой деятельности 34ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕШЕНИЕ СТАНДАРТНОЕ ФИКСИРОВАННЫЙ ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ БИНАРНОЕ«ДА» или «НЕТ» МНОГОАЛЬТЕРНАТИВНОЕ – ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ СПЕКТР АЛЬТЕРНАТИВ ИННОВАЦИОННОЕ (НОВАТОРСКОЕ) – КОГДА ТРЕБУЕТСЯ ПРЕДПРИНЯТЬ ДЕЙСТВИЕ, НО НЕТ ПРИЕМЛЕМЫХ АЛЬТЕРНАТИВ АЛГОРИТМ АЛГОРИТМ – ПРОГРАММА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОУ И ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ФОРМА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И СТРУКТУРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ТИПОВЫХ ИЛИ КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБСТАНОВКИ 35ТРЕБОВАНИЯ К АЛГОРИТМУ УПРАВЛЕНИЯ (АУ) 1. АУ д.б. разработаны заблаговременно, применительно: ко всем режимам функционирования ОУ, наиболее вероятным видам ЧС, условиям обстановки. 2. АУ по конкретной задаче должен учитывать: состав ОУ, особенности организации дежурства на ПУ, реальные возможности средств, которые используются для решения задач. 3. АУ должен: быть удобен в использовании, обеспечивать максимальную наглядность информации, необходимой для выполнения должностными лицами последующих действий по решаемой задаче. 364. В содержании АУ должен найти отражение весь процесс решения задачи – от ввода исходных данных до получения конечных результатов. 5. АУ должны обеспечивать: максимально возможную эффективность системы управления (СУ) в условиях типовых ситуаций; выполнение требований, предъявляемых к СУ по оперативности, надежности, скрытности, гибкости, достоверности информации и др. 37КОНЕЦ ЛЕКЦИИ 38ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ исходная информация ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ КОРРЕКТИРОВКА инцидент авария катастрофа Идентификация проблемы Оценка времени на принятие решения Оценка ресурсов ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ Определение целей, плановой эффективности Анализ ситуации Разработка альтернативных решений КОРРЕКТИРОВКА Анализ соответствия готовых решений по планам действий Определение критериев выбора Учет ошибок и неэффективных решений ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ Утвержденный алгоритм Оценка альтернатив ЛНР Интуитивное решение Эксперимент, экспертные оценки Выбор наилучшей альтернативы в качестве решения Креативное решение РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ Отрицательная Положительная В БАНК СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЙ Корректировка плана действий Оценка фактической эффективности НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 39

en.ppt-online.org


Смотрите также