Культура безопасности движения в оао ржд


3.5.2. Культура безопасности

88

реализация подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями мировых стандартов, которые применяются на зарубежных железных дорогах.

Для достижения указанных целей в последние годы разработаны и введены в действие следующие документы:

Положение о СМБД (см. п. 2.5.3); СТО РЖД 1.05.514.1 «Технические аудиты в системе управления

безопасностью ОАО «РЖД». Основные положения»; СТО РЖД 1.05.514.2 «Технические аудиты в системе управления

безопасностью ОАО «РЖД». Требования, предъявляемые к аудиторам»; Регламент Центра технического аудита по обеспечению качества

продукции, приобретаемой ОАО «РЖД». Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 25.11.2009 г. № 2412р;

Положение об инспекционном и приемочном контроле продукции. Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 07.12.2010 г. № 2532р;

Методика проведения технического аудита безопасности движения в структурных подразделениях. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 21 сентября 2011 г. № 2068р;

Методология определения уровня безопасности движения на основе статистического анализа и индексов оценки ситуации. Утверждена ОАО «РЖД» 28 июля 2009 г.

В указанном выше Положении о СМБД изложены задачи, элементы (компоненты), модель функционирования СМБД, общие требования, предъявляемые к СМБД, термины и определения в этой области. Сущность СМБД должна заключаться в том, чтобы в каждой организации холдинга «РЖД», связанной с обеспечением безопасности и надежности движения поездов, выполнялись определенные виды деятельности. Этим видам деятельности соответствуют элементы (компоненты) СМБД, представленные на рисунке 2.4.

Основные отличия создаваемой СМБД от существующей системы управления процессами, связанными с безопасностью движения, приведены в таблице 3.6.

Одной из особенностей создаваемой СМБД должен стать переход к доверительному и открытому обмену информацией, связанной с безопасностью движения. При реализации такого перехода работники, особенно работники исполнительского звена, не должны испытывать страха наказания за сообщение сведений о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом.

89

Это затрагивает всю систему взаимоотношений персонала на всех уровнях управления холдинга «РЖД», а также способствует повышению уровня отношения каждого работника к безопасности движения и понимания проблем в этой области.

Комплекс таких отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности. При этом следует иметь в виду, что культура безопасности практически охватывает все элементы СМБД.

Признаками позитивной культуры безопасности, которым руководители должны уделять постоянное внимание и культивировать на всех уровнях управления, являются12:

Таблица 3.6 – Отличия создаваемой системы менеджмента безопасности движения от существующей системы

Процедуры существующей системы

Процедуры создаваемой системы менеджмента

управления процессами, связанными с

безопасности движения

безопасностью движения

1. Периодическое принятие различных

Формирование Политики в области

решений, связанных с безопасностью

безопасности движения, принятой

движения

руководством и доведенной до сведения всего

персонала.

2. Декларирование главным образом

Установление четких качественных и

качественных целей в области

количественных целей в области безопасности

безопасности движения

движения на среднесрочный и долгосрочный

(количественные цели начинают

периоды во всех филиалах и структурных

устанавливаться применительно к

подразделениях холдинга «РЖД» и на всех

бизнес-блокам,видам бизнеса и

уровнях управления, принятие

филиалам ОАО «РЖД»), разработка

целенаправленных планов и программ

планов, программ и мероприятий по

обеспечения безопасности и разработка

развитию хозяйственной деятельности

процедур их достижения.

«широким фронтом».

3. Внесение изменений в нормативно-

методическую базу холдинга и его

Реализация документированно оформленных

деятельность в области безопасности

методов и порядка своевременного внесения

движения при появлении новых

изменений в нормативно-методическуюбазу

законодательных, нормативных

холдинга и его деятельность в области

правовых актов, стандартов, сводов

безопасности движения при появлении новых

правил и других нормативных

законодательных, нормативных правовых

документов или дополнений к ним в

актов, стандартов, сводов правил и других

условиях отсутствия документированно

нормативных документов или дополнений к

установленного порядка внесения таких

ним.

изменений.

12 Перечисленные признаки и критерии, по которым проводится оценка наличия указанных признаков, а также варианты тематики опросов гармонизированы с признаками, критериями и вариантами тематики опросов, приведенными в Руководстве для инспекторов государственной железнодорожной инспекции Великобритании при инспектировании культуры безопасности (Railway Inspectors’ Guide. Her Majesty’s Railway Inspectorate (HMRI). Safety Culture Inspection Toolkit. Health & Safety Executive (HSE). 2005).

90

Продолжение таблицы 3.6

Процедуры существующей системы

Процедуры создаваемой системы менеджмента

управления процессами, связанными с

безопасности движения

безопасностью движения

4. Принятие мер по улучшению

Управление рисками с реализацией

безопасности движения, как правило,

мероприятий по управлению риском каждый

исходя из опыта разбора произошедших

раз, когда изменение условий эксплуатации

транспортных происшествий и

или появление новых данных создает новые

событий. Следование принципу

риски транспортных происшествий и

«реагировать и исправлять». Переход к

событий13. Применение процедур

принципу «предвидеть и

доказательства безопасности, начиная с этапа

предупреждать» за счет использования

жизненного цикла «Распределение требований

объективных данных об отказах

к объекту железнодорожного транспорта»14.

технических средств, технологических

Реализация принципа «предвидеть и

процессов, результатов факторного

предупреждать» как превалирующего.

анализа, оценки рисков.

5. Организация технического обучения

Дополнение существующей системы

и проверки знаний работников,

технического обучения и проверки знаний

характеризующих их

системой оценки профессиональных качеств

профессиональную подготовку.

работников, основанной на определении их

компетентности, готовности соблюдать

требования безопасности и способности гибко

реагировать на изменения требований к

уровню квалификации. Внедрение технологии

оценки качества тематических курсов и

процессов технической учебы. Формирование

среды, благоприятной для стимулирования у

работников стремления постоянно улучшать

свою работу и работу своих коллег.

6. Обеспечение доступа к информации

Расширение доступа к информации и обмена

и обмена информацией для всех

информацией с возможностями свободной и

работников, связанных с движением

неограниченной передачи информации о

поездов, посредством организации

нарушениях безопасности движения,

каналов связи и регламентирования

правильности хода ликвидации их последствий

своевременности и достоверности

и имеющихся недостатках в организации

данной информации.

процессов, связанных с безопасностью

движения. Переход к позитивной культуре

безопасности.

13 Указанные процедуры изложены в национальныхстандартахвобласти надежности ибезопасности: ГОСТ Р51.901.1-2002Менеджментриска. Анализ риска технологических систем; ГОСТ Р51.901.11-2005(МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и

работоспособности. Прикладное руководство; ГОСТ Р 51.901.12-2007(МЭК60812:2006)Менеджментриска.Методанализа видови последствий отказов;

ГОСТР51901.13-2005(МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей; ГОСТ Р51901.15-2005(МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов;

ГОСТР54505-2011Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте. ГОСТ Р54504-2011Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности.

Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта.

Кроме того, такие процедуры предусмотрены в комплексе стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализ надежности (УРРАН)», утвержденных распоряжением ОАО«РЖД»от13 декабря 2010 г. № 2570р.

14 Процедуры доказательства безопасности и этапы жизненного цикла объекта железнодорожного транспорта изложены в национальном стандарте ГОСТ Р54504-2011«Безопасность функциональная. Политика, программаобеспечения безопасности. Доказательство безопасностиобъектов железнодорожного транспорта».

91

Окончание таблицы 3.6

Процедуры существующей системы

Процедуры создаваемой системы менеджмента

управления процессами, связанными с

безопасности движения

безопасностью движения

7. Использование средств регистрации

Разработка, ввод в действие и ведение системы

и документирования информации в

стандартов в области учета регистрируемой

области безопасности движения.

информации (как с использованием

технических средств, так и регистрируемой в

виде записей). Разработка, ввод в действие и

ведение документации СМБД.

8. Расследование и учет транспортных

Дополнение процедур служебного

происшествий и событий, анализ

расследования процедурами выявления

состояния безопасности движения и

причинно-следственныхсвязей,

принятие необходимых мер по

предшествующих возникновению

предупреждению транспортных

транспортных происшествий и событий, в том

происшествий и событий.

числепричин, порождаемых системно-

организационными недостатками. Кроме того,

дополнение процедур анализа анализом

результативности управления безопасностью

движения, а процедур принятия необходимых

мер – процедурами принятия мер по

непрерывному совершенствованию СМБД или

ее реинжинирингу.

9. Отсутствие в ряде филиалов и

Формирование документированной системы

структурных подразделений холдинга

действий при возникновении транспортных

«РЖД» документированных планов

происшествий и событий, порядка

действий при возникновении

информирования в случае их возникновения и

транспортных происшествий и

в ходе ликвидации их последствий, а также

событий, документированного порядка

документированного порядка действий

информирования в случае их

персонала при возникновении нештатных

возникновения и в ходе ликвидации их

ситуаций во всех филиалах и структурных

последствий, а также

подразделениях холдинга «РЖД», с учетом

документированного порядка действий

возможностей взаимодействия с работниками

персонала при возникновении

смежных подразделений холдинга, а также

нештатных ситуаций.

причастных сторонних организаций.

10. Проведение технических ревизий с

Дополнение системы проведения технических

элементами аудита.

ревизий и технических аудитов проведением

внутренних аудитов СМБД, а в перспективе –

внешних аудитов и сертификации системы

управления безопасностью движения.

1)достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных

сбезопасностью движения, и ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

«наблюдаемости» менеджмента, т.е. осознания и уверенности исполнительского персонала в том, что процессы, связанные с безопасностью движения, находятся под управлением известных этому персоналу лиц;

92

приоритета поступков персонала в пользу обеспечения безопасности движения по отношению к обеспечению производительности или провозной способности;

демонстрации поведения руководителей всех уровней, в том числе выдачи ими распоряжений, в интересах безопасности движения;

2)обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией. Для его обеспечения руководству организации необходимо добиваться:

организации системы внутренних докладов о состоянии безопасности движения, инициируемых исполнительским персоналом;

доступности менеджмента всех уровней; активного отклика менеджмента на озабоченность персонала по

вопросам безопасности движения; развития систем доступной связи и обмена информацией по вопросам

безопасности движения; полноты информации в области безопасности движения;

обеспечения любого взаимодействия персонала, связанного с безопасностью движения, системами взаимодействия с обратной связью;

3)вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников. Такое вовлечение в атмосферу обсуждений, планирование и выдачу идей для решения проблем безопасности движения менеджмент всех уровней обеспечивает за счет:

привлечения к обсуждению возникающих проблем на созываемых совещаниях и собраниях;

непосредственного общения при посещении предприятий и рабочих

мест;

выдвижения непосредственных исполнителей в качестве участников или докладчиков на соответствующих конференциях;

морального и материального стимулирования деятельности в области улучшения безопасности движения;

привлечения персонала к регламентации вносимых изменений в производственные или технологические процессы;

направления на обучение или обучения на месте персонала в связи с проводимыми изменениями.

93

4) непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения, выявление новых проблем, а также приобретение опыта из любых случаев нарушений безопасности движения. Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

создания системы мониторинга культуры безопасности движения; периодического изучения отношения персонала к состоянию

безопасности движения в организации и мероприятиям по уменьшению последствий возможных событий;

регистрации (в журналах установленной формы, базах данных и т.п.) проявлений беспокойства персонала о состоянии безопасности движения;

развития системы служебного расследования и разбора событий, связанных с нарушением правил безопасности движения;

5) признание существования системных причин нарушений безопасности движения, перенос акцента с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе.

В соответствии с этим признаком, менеджментом организации признается, что основная ответственность за нарушения безопасности движения лежит на организации, и поэтому расследования проводятся исходя из мультипричинности событий. Цель расследований заключается не

втом, чтобы найти повод для наказания или возложить на кого-либовину, а

втом, чтобы установить возможно более полный набор причин нарушений, чтобы при последующих разборах можно было наиболее адекватно реагировать на предупреждение этих нарушений в будущем.

При этом в отношении причастного персонала должна действовать презумпция невиновности до решения компетентных органов, а цель расследования события должна заключаться не в поиске виновного, а поиске звена управления или организации деятельности как источника изменчивости процесса с изучением того, как этим можно управлять. Такой подход переносит акцент с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе (системных причин).

Для обеспечения наличия данного признака руководству организации необходимо добиваться:

культуры доверительного отношения к персоналу; осознания персоналом своей ответственности;

создания правил и процедур распределения выявляемых недостатков или неисправностей и их учета за соответствующими структурными подразделениями или должностными лицами;

studfiles.net

3.1.1. Политика в области обеспечения безопасности движения

69

Вопросы обеспечения безопасности перевозок являются высокоприоритетными для холдинга «РЖД», что обусловлено как нормативноправовым регулированием, так и переходом холдинга «РЖД» на управление по видам бизнеса, развитием новых направлений скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, тяжеловесных грузовых перевозок, а также тем,что технико-технологическаябаза находится в состояниизначительного износа.

В соответствии с целями и задачами в области обеспечения безопасности движения, основными принципами политики безопасности являются:

единство управления безопасностью на основе комплексного подхода, строгого соблюдения российского законодательства,выработки согласованных и взаимоувязанных методов принятия управленческих решений, четкого распределения обязанностей и ответственности между подразделениямина всех уровнях управления холдинга;

стратегическая направленность деятельности по управлению безопасностью на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития холдинга;

обеспечение высокого уровня квалификации работников и минимизация влияния «человеческого фактора» на безопасность движения;

непрерывность процесса управления безопасностью движения на основе мониторинга и регулярного обновления информации;

внедрение процедур управления рисками в функциональную деятельность в области обеспечения безопасности движения;

сохранение целостности СМБД в процессе структурных и функциональных преобразований ОАО«РЖД»;

формирование культуры безопасности, применение новых методов аудита; внедрение прорывных технологий управления на основе управления ресурсами, рисками и надежностью технологических и технических элементов перевозочного процесса, управления чрезвычайными ситуациями и ходом

устранения последствий инцидентов; обеспечение безопасных условий труда работников, защиты их здоровья,

сохранения благоприятной окружающей природной среды, а также внедрение технологий, снижающих долю тяжелого ручного труда, удельное потребление природныхресурсов, материалов и энергии.

3.2. Показатели безопасности и надежности перевозочного процесса

Установленные допустимые значения показателей безопасности движения подразделяются на нормативные, которые устанавливаются государством, и экономически целесообразные, корпоративные, которые определяет и

70

устанавливает холдинг «РЖД». Нормативные значения показателей определяются с учетом социальных факторов, развития науки и технологий, экономического состояния общества и устанавливаются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, а также межгосударственными и национальными стандартами.

Экономически целесообразные значения показателей определяются на основе оптимального соотношения расходов на обеспечение безопасности движения и соответствующего снижения уровня риска нарушений безопасности движения.

ВТранспортной стратегиии Стратегии ЖТуказано, что, если состояние

саварийностью в 2007г. принять за 100%, то на последующие годы при инновационном и энергосырьевом сценариях развития железнодорожного транспорта динамика уровня аварийности должна составлять: в 2010г. – 86%, в 2015 г. – 66%, в 2020 г. – 58%, в 2030 г. – от51% (минимальный вариант) и до 43% (максимальный вариант). Представленные в такой форме требования к показателям (рисунок3.3) должны учитываться при установлении целевых показателей безопасности движения.

Рисунок 3.3 – Динамика уровня аварийности до 2030 г.

Поскольку на настоящий момент на государственном уровне не установлена полная номенклатура контрольных значений показателей безопасности движения, надежности перевозок и допустимых уровней рисков, данные значения определяются и устанавливаются на основе существующих корпоративных документов холдинга «РЖД». В дальнейшем, при введении государственных нормативов, данные показатели должны корректироваться.

В соответствии с «Положением об установлении контрольных показателей безопасности движения для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» и организации достижения этих показателей», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 31.10.2012г. №2170р (далее – Положение об установлении контрольных показателей), в качестве единиц измерения

71

(индикаторов) состояния безопасности и надежности перевозок до2030 г. должно использоваться общее количество нарушений безопасности движения, отнесенное к общему поездообороту.

В соответствии с целевой организационной моделью холдинга, ответственность за результатыи эффективность конкретных видов деятельности несут бизнес-единицы– филиалы, структурные подразделения, ДЗО. При безусловном соблюдении корпоративных политик, норм, стандартов и регламентов взаимодействия,бизнес-единицампредоставляются широкие полномочия по принятию оперативных решений, определению способов достижения установленных целей, финансовых и нефинансовых показателей.Бизнес-единицыобъединяются в следующиебизнес-блоки:«Пассажирские перевозки»,«Транспортно-логистический»и «Инфраструктура».

С учетом указанной структуры холдинга, целевые показатели безопасности движения устанавливаются как для холдинга в целом, так и для отдельных бизнес-блокови составляющих их производственных комплексов (хозяйств).

Целевые показатели безопасности движения предназначены:

для создания нормативной базы, направленной на реализацию в филиалах, структурных подразделениях, ДЗО холдинга «РЖД» корпоративной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных, связанных с перевозочным процессом технических средств с учетом государственной политики в этой области (в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10января 2003г. №17-ФЗ«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);

для обеспечения в филиалах, структурных подразделенияхДЗО холдинга «РЖД» стратегического управления, направленного на повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта (в соответствии с разделом I Стратегии ЖТ).

Также в Стратегии ЖТ в рамках задачи «Приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического «прорывного» развития железнодорожного транспорта» установлены показатели, относящиеся к надежности перевозочного процесса. В частности, определены требования к таким показателям, как участковая скорость движения поездов, скорость доставки грузовых отправок идоля отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок.

Достижение указанных показателей надежности возможно только в условиях гарантированной безопасности перевозок. Поэтому в процессе совершенствования СМБД следует учитывать данные показатели, при выполнении которых удовлетворяются требования потребителя и обеспечиваетсясостояниенадежности перевозочного процесса.

72

3.3. Целевое состояние безопасности и надежности перевозочного процесса

Разработанные значения целевых (контрольных) показателей безопасности движения установлены как целевые ориентиры филиалов, структурных подразделений, ДЗО холдинга «РЖД» на каждый год периода 2012–2015гг., а также на 2016, 2020 и 2030 гг. при инновационном и энергосырьевом сценариях (или максимальном и минимальном вариантах) стратегического развития железнодорожного транспорта.

Актуализированные целевые (контрольные) показатели учитывают, что, начиная с базового, 2011 г., должно происходить снижение аварийности, чтобы было возможно к 2015 г. достигнуть показателей, соответствующих снижению аварийности на железнодорожном транспорте, предусмотренному

Транспортной стратегией и Стратегией ЖТ.

Целевые (контрольные) показатели устанавливаются в соответствии с Положением об установлении контрольных показателей. Для структурных подразделений филиалов контрольные показатели безопасности движения устанавливаются данными филиалами.

Для каждого из указанных в таблицах3.1 и 3.2 структурных подразделений, филиалов, ДЗО холдинга «РЖД» устанавливаются целевые показатели безопасности движения, а именноотносительное общее число всех видов нарушений безопасности движения, определяемое как прогнозируемое отношение абсолютного числа всех видов событий, которые могут произойти в результате деятельности бизнес-блокаили производственного комплекса филиала, к размерам общего поездооборота на сети железных дорог холдинга «РЖД» (в млнпоездо-километров).Их численные значения на каждый год до 2015г. включительно приведены в таблице3.1, а на 2016, 2020 и 2030 гг. (при максимальном и минимальном вариантах стратегического развития железнодорожного транспорта)- в таблице3.2.

Вдругих филиалах ОАО «РЖД» и ДЗО, не приведенных в таблицах 3.1

и3.2, на протяжении ряда лет достигнут такой уровень безопасности движения, при котором возникновение нарушения безопасности движения в течение года является редким событием. Поэтому они не приняты к учету при установлении целевых (контрольных) показателей для холдинга «РЖД» в целом. В этих филиалах ОАО «РЖД» и ДЗО политика безопасности движения должна ориентироваться на недопущение возникновения даже таких редких событий.

73

74

75

76

77

78

studfiles.net

Ответственный подход к безопасности движения

 Практическая реализация стратегии позволила обеспечить положительные результа работы за 9 месяцев 2016 года. Целевой показатель безопасности движения выполнен выше планового значения на 18%. Количество транспортных происшествий и событий по ответственности холдинга «РЖД» снижено на 35%, в целом на инфраструктуре железнодорожного транспорта – на 36%. Основной причиной допущенных происшествий остаются нарушения технологических процессов в инфраструктурном комплексе. При этом речь в основном идет о таких упущениях в профилактической работе по предупреждению аварийности на инфраструктуре, которые не требуют финансовых вложений, а зависят только от самих работников и их отношения к технологическому процессу. В этой связи очень важно повышать общую культуру безопасности, а вместе с тем и личную ответственность персонала за совершаемые действия. 30 сентября 2016 года в компании принято сразу несколько распоряжений, которые должны улучшить ситуацию. Так, утверждены новые Правила реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов. В частности, пересмотрена организация проведения Дня безопасности. Также утвержден Порядок организации внутреннего контроля обеспечения безопасности движения в холдинге «РЖД» (он устанавливает единую систему проведения технических ревизий на всех уровнях) и Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД». Важно учесть, что обязательным условием поддержания и улучшения безопасности в ОАО «РЖД» является открытый и объективный обмен информацией. Культура безопасности предполагает не поиск виновника, а формирование системы корпоративного управления, ориентированной на нахождение объективной причинно-следственной связи и системных ошибок процессов управления и производства. Надо сказать, что по результатам исследования, проведенного Центром внутренней политики и развития корпоративной культуры, установлено, что в коллективах ОАО «РЖД» достигнут предпозитивный уровень культуры безопасности, что подтверждает эффективность проводимой работы. Однако руководителям, прежде всего региональных дирекций и их структурных подразделений, еще необходимо работать над увеличением степени вовлеченности персонала в решение проблем безопасности движения. В конечном счете мы должны создать среду, благоприятную для постоянных улучшений, повышения качества транспортных услуг и роста эффективности труда. Это позволит сохранить лидирующие позиции холдинга «РЖД» в вопросах безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Шевкет Шайдуллин, вице-президент ОАО «РЖД»

Безопасность инфраструктуры

В настоящее время в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД» насчитывается более 900 структурных подразделений, главная задача которых состоит в обеспечении безопасности движения поездов. Безотказная работа железных дорог напрямую зависит от развития производственных мощностей, модернизации оборудования и внедрения современных технологий. Во всех этих направлениях за последнее время достигнуты положительные результаты. Одним из важных условий организации безопасного пропуска поездов является повышение оперативности принимаемых решений на всех уровнях управления. Именно поэтому мы занимаемся активным развитием системы менеджмента безопасности движения. Это подразумевает повышение уровня культуры безопасности среди работников линейных подразделений и внедрение корпоративной сертификации деятельности предприятий по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. В 2014 году был образован Центр управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ). Он работает в круглосуточном режиме. Диспетчерская смена постоянно ведет мо- ниторинг выполнения всех видов работ на инфраструктуре. И плановых, и тех, что необходимо проводить в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ликвидации последствий транспортных происшествий. Благодаря непрерывному контролю состояния объектов инфраструктуры за 2 года деятельности ЦУСИ удалось повысить оперативность выявления возможных рисков и скорость реакции на любые отклонения. Кроме того, улучшилась координация деятельности всех служб инфраструктурного блока, которая способствовала ускорению проведения всех видов работ. Например, на 25% сократилось время устранения отказов технических средств в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД». Если раньше бригадам на это требовалось 1,6 часа, то теперь – 1,2 часа. Это означает, что движение на участке открывается быстрее и происходит меньше задержек поездов. Улучшена координация ЦДИ с другими подразделениями ОАО «РЖД». В частности, налажено прямое взаимодействие с Центром управления перевозками и Ситуационным центром мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. А по решению вопросов, связанных с ремонтом пути, – напрямую с подразделениями, которые непосредственно влияют на технологический процесс, Центральной дирекции управления движением, Центральной дирекции по ремонту пути и Дирекции тяги. Это помогает улучшить планирование ремонтных окон. Если раньше общение между различными структурами внутри холдинга было многоступенчатым, то теперь оперативные вопросы стали решаться без лишних согласований и административных барьеров. Сократилось количество звеньев в цепочке прохождения документов. Важно отметить, что в большинстве транспортных происшествий напрямую или косвенно прослеживаются нарушения в технологическом процессе, обусловленные ошибками или неграмотными действиями работников. Поэтому мы внимательно относимся к оценке и повышению квалификации персонала. Сегодня подход к обеспечению безопасности на инфраструктуре существенно изменился. Да и само понятие безопасности стало шире. Под ним теперь понимается синхронно работающая система мероприятий, решений, документов, регламентов, правил поведения и организации деятельности по обеспечению безаварийной и надежной работы инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Геннадий Верховых, старший вице-президент – начальник Центральной дирекции

инфраструктуры ОАО «РЖД»

Безопасность в локомотивном хозяйстве

В результате структурных преобразований от депо и до центрального аппарата управления Дирекция тяги стала единым центром ответственности за обеспечение заданных объемов перевозок тяговыми ресурсами. При этом безопасность движения для нас является приоритетной задачей, решение которой реализуется за счет принятия комплекса мер. Мы постоянно совершенствуем систему управления безопасностью движения, а в текущем году документально закрепили основные обязательства руководства Дирекции тяги, а также основные принципы и ключевые ценности для каждого работника локомотивного комплекса. Кроме того, актуализированы нормативные документы, формирующие порядок работы, определен порядок управления рисками (разработан алгоритм действий для каждого работника локомотивного комплекса), создана и утверждена типовая форма анализа функционирования системы менеджмента безопасности движения. Регулярно проводится мониторинг по десяти элементам системы с формированием корректирующих мер (см. график). Для достижения целевого состояния, при котором исключены проезды светофоров с запрещающим сигналом, безусловно выполняются целевые показатели, определен переход от «реактивного менеджмента» к «менеджменту на предупреждение». Для этого приоритетным в профилактической работе с персоналом является повышение его профессиональных компетенций и обучение, а не репрессивные меры. Считаю важным вовлечь работников в выявление нарушений и решение проблем на месте их возникновения, сделать обмен информацией открытым и правдивым на всех уровнях управления Дирекции тяги. Безопасность движения во многом определяется техническим состоянием тягового подвижного состава. Компания предъявляет высокие требования к поставщикам новых локомотивов. Договоры предусматривают прогрессивную шкалу финансовой ответственности производителей – в том случае, если продукт не отвечает заданным показателям надежности. Качество выпускаемой продукции рассматривается ежеквартально совместно с заводами. Во многом в результате этой работы по эксплуатационным показателям локомотивы обеспечивают заданные параметры надежности. Что касается ремонта, то у нас реализована модель полного сервисного обслуживания компаниями, входящими в структуру производителей локомотивов. Таким образом, стала возможна более гибкая и оперативная интеграция сервисных компаний с изготовителями локомотивов и заводами «Желдорреммаш». Сервисные локомотивные депо регулярно проходят аудит на основе Методики оценки локомотивостроительных и ремонтных предприятий. Ключевой критерий при исследовании – уровень надежности сервиса. Благодаря своевременно предпринимаемым мерам предприятий, находящихся в значительной и критической зоне риска, становится все меньше. Положительная динамика отмечается в части сокращения времени простоя локомотивов на плановых видах ремонта. В целом нам удалось уменьшить количество нарушений безопасности в локомотивном комплексе, что подтверждает правильность выбранного курса.

Олег Валинский, вице-президент – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»      

Безопасность в вагонном хозяйстве

Вне зависимости от структурных изменений, происходящих в инфраструктурном комплексе холдинга, главными критериями в оценке деятельности вагонного хозяйства остаются качество и надежность подвижного состава. Улучшение этих показателей напрямую зависит от темпов обновления вагонного парка, в том числе за счет поступления на сеть инновационных моделей с улучшенными эксплуатационными характеристиками, а также от повышения качества проведения ремонтных работ – как плановых, так и внеплановых.

За последние несколько лет вагонный парк в России существенно сократился и обновился, тем не менее со временем он продолжает устаревать. Ежегодно у некоторого количества вагонов истекает срок службы. С 1 января 2016 года Минтранс принял решение запретить продление срока службы для большинства типов подвижного состава, и ОАО «РЖД» поддержало эту инициативу. Списание старых вагонов способствует омоложению парка. При этом, конечно, повышается ответственность заводов за выпуск востребованной и главное – качественной продукции, которая отвечала бы всем требованиям безопасности.

В 2011 году, с выделением из ОАО «РЖД» трех дочерних вагоноремонтных компаний, в России стал формироваться конкурентный рынок по ремонту грузовых вагонов. Сегодня на нем работает множество независимых игроков, поэтому возникла объективная необходимость создания единой системы оценки качества грузовых вагонов, выпускаемых на инфра- структуру российских железных дорог. В связи с этим в июне 2016 года было при- нято Положение о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта. Его применение позволяет обеспечить допуск отремотированного подвижного состава по единым для всех участников рынка критериям (всего их 51). Такая практика уже дала положительный эффект в виде усиления контроля за качеством проведения ремонтных работ. Также в управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» считают необходимым усовершенствовать Методику оценки предприятий по качеству изготовления, модернизации или ремонта грузовых вагонов и ввести более жесткий контроль за тем, чтобы подвижной состав, который эксплуатируется на сети РЖД, соответствовал всем нормативным требованиям. В результате будет создана такая система, которая послужит барьером по недопуску на инфраструктуру общего пользования потенциально опасной продукции. Таким образом, надежность вагонного парка повысится.

Кибератаки: новая угроза современного мира

Стремительное развитие информационных технологий повлекло за собой необходимость защиты от несанкционированного воздействия. Управление железнодорожными перевозками и содержанием инфраструктуры практически полностью автоматизировано и буквально пронизано электронными устройствами. Целый ряд объектов оснащен микропроцессорными системами управления – и именно они становятся объектом кибератак (см. график). Основная цель при разработке мер защиты от киберугроз сохранить работоспособность железнодорожного транспорта даже при внешнем воздействии киберпреступников. В конце 2014 года была принята Концепция по обеспечению кибербезопасности ОАО «РЖД». Для ее реализации на практике к середине 2016 года разработана новая система противодействия виртуальным атакам. По данным экспертного совета по кибербезопасности ОАО «РЖД», она успешно прошла первые испытания. Сейчас завершается опытная эксплуатация системы, по результатам которой будет принято решение, на каких объектах ее целесообразно установить в первую очередь. Борьба с киберугрозами требует глубоких профессиональных знаний. Такие специалисты в ОАО «РЖД» есть. В компании создана многоуровневая система киберзащиты. Об эффективности ее работы свидетельствует тот факт, что за последние годы нет ни одного случая вскрытия корпоративных систем и утечки данных. Какие конкретно инструменты по борьбе с кибератаками имеются в арсенале ОАО «РЖД», составляет тайну, которую нельзя раскрывать. Однако существуют общие принципы защиты от подобных рисков, которые обозначены в Концепции по обеспечению кибербезопасности ОАО «РЖД».

Основные задачи ОАО «РЖД» согласно Концепции по обеспечению кибербезопасности  

  • Совершенствование алгоритмов работы уже существующих микропроцессорных систем управления ОАО «РЖД» 

  • Установка дополнительных блоков защиты систем от несанкционированного доступа

  • дистанционной диагностики технических средствавтоматизированного контроля состояния и Широкое применение систем 

  • методов их безопасной обработкиканалов передачи информации и современных Использование более совершенных схем защиты 

  • специализированные АСУинтегрирующих разрозненные Внедрение интеллектуальных систем, 

  • Использование современных информационных технологий для расширения функциональных возможностей систем и комплексного решения вопросов транспортной безопасности.

Киберзащищенность: основные принципы внедрения и развития управляющих систем ОАО «РЖД»

  • Все системы управления и обеспечения безопасности движения должны быть российскими 

  • Каждый модуль должен иметь собственную систему защиты от несанкционированного доступа

  • Должна предусматриваться возможность дублирования цифровых систем, чтобы при атаках управление велось через  резервную систему

  • Наряду с традиционными средствами защиты необходимо внедрять аналитические продукты по обнаружению признаков  компьютерных атак

  • Необходимо вести постоянный кибермониторинг новых видов угроз  и методик их выявления

  • Для предотвращения новых видов дистанционных кибератак необходимо проверять микропроцессорные устройства на стойкость к электромагнитному излучению

rly.su

Стратегия гарантированной безопасности и надежности перевозок – Безопасность движения – Результаты деятельности – Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2012 г.

ОАО «РЖД» переходит к проактивной политике в области безопасности движения. Актуализированная Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД», разработанная в 2012 году и утвержденная в начале 2013 года, предусматривает создание эффективной системы предупреждения технологических сбоев и отказов. Система менеджмента безопасности ОАО «РЖД» нацелена также на укрепление культуры безопасности и вовлечение в этот процесс как можно более широкого круга работников Группы.

Приоритет безопасности перевозок железнодорожным транспортом повышается, эта тенденция отчетливо прослеживается как на глобальном уровне, так и в требованиях регулирующих российских органов.

ОАО «РЖД» дополнительно усиливает внимание к безопасности перевозок в связи с изменениями в структуре Группы, переходом на управление по видам бизнеса и развитием новых направлений — скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, интенсивного тактового внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, тяжеловесных грузовых перевозок, — а также в связи со значительным износом технико-технологической базы железнодорожного транспорта и сокращением контроля за соответствием продукции и услуг со стороны государства.

Актуализированная Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД» принята в развитие соответствующей Функциональной стратегии, действовавшей с 2007 по 2013 годы, и исходит из современного представления о системности причин нарушений безопасности движения. Превалирующий принцип обновленной Стратегии — «предвидеть и предупреждать».

Стратегия предусматривает дополнительные мероприятия не только в отношении надзора за соблюдением правил безопасности и по устранению последствий нарушений, но прежде всего меры предупреждения нарушений и повышения надежности перевозочного процесса.

Расширяется использование методологий оценки и управления рисками, методов факторного анализа, методик оценки влияния надежности технических объектов на безопасность движения, систем поддержки принятия управленческих решений. Эффективным инструментом повышения надежности перевозочного процесса становится внедренная в 2012 году УРРАН (Система управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла), которая обеспечивает анализ состояния, надежности и функциональной безопасности технических средств, объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

Главное место отводится повышению эффективности Системы менеджмента безопасности (СМБД), гармонизированной с международными стандартами безопасности, действующими на железных дорогах стран Европейского союза. СМБД обеспечивает единство подходов и скоординированное взаимодействие между всеми филиалами, структурными подразделениями, дочерними и зависимыми обществами Группы, участвующими в перевозках или обеспечивающими их. В числе важных новаций Стратегии стоит отметить введение внутреннего аудита СМБД, а в перспективе и внешнего аудита системы менеджмента безопасности и ее сертификацию.

Базовым элементом СМБД является Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД», отвечающий за вопросы оперативной безопасности движения, транспортной и пожарной безопасности, контроль метеорологических условий. В 2012 году были утверждены документы, регламентирующие деятельность Ситуационного центра в штатном режиме и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также его оперативное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и сторонними организациями.

Целевые (контрольные) показатели безопасности движения

Поскольку на государственном уровне не разработана номенклатура целевых показателей безопасности движения, надежности перевозок и допустимых уровней рисков, с 2010 года эти показатели и их значения устанавливаются корпоративными документами ОАО «РЖД» и утверждаются правлением Группы.

В 2012 году важнейшие показатели — отношение абсолютного числа всех событий к общему поездообороту в миллионах поездо-километров — были актуализированы и рассчитаны с учетом темпов снижения аварийности, заданных в Транспортной стратегии и Стратегии развития железнодорожного транспорта: к 2015 году — 66 % от уровня базового 2007 года и 43–51 % от базового уровня к 2030 году. На период с 2011 по 2015 годы показатели рассчитаны ежегодно, а на 2016, 2020 и 2030 годы — с учетом инновационного и энергосырьевого сценариев развития железнодорожного транспорта. Показатели установлены как для ОАО «РЖД» в целом, так и для всех филиалов, структурных подразделений и дочерних обществ Группы, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения. Задача ОАО «РЖД» и подразделений — не превышать установленные целевые значения показателей.

Формирование культуры безопасности

С 1 сентября 2012 года вступили в силу новые правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте. ОАО «РЖД» организовало изучение и проверку знания нового документа для более чем 600 тыс. работников Группы и свыше 20 тыс. работников сторонних организаций, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой и выполнением строительных работ на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Переход к позитивной культуре безопасности, обучение сотрудников являются важной частью Стратегии, поскольку упор на административные меры и наказание виновника конкретного происшествия (будь то железная дорога, хозяйство или конкретный исполнитель) не способствует росту мотивации и инициативности персонала и в конечном счете минимизации влияния человеческого фактора на безопасность движения.

Стратегия предполагает, в частности, введение оценки профессиональных качеств работников с учетом их готовности соблюдать требования безопасности, быстро адаптироваться к новым требованиям; расширение доступа к информации по вопросам безопасности, вплоть до неограниченного распространения сведений о нарушениях и мерах по ликвидации их последствий; дополнение процедур служебного расследования событий и происшествий процедурами выявления причинно-следственных связей, предшествующих их возникновению, и анализ этих связей.

Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД»

Цель

Гарантированное обеспечение заданного уровня безопасности жизни и здоровья людей, природы, материальных ценностей и технических комплексов при реализации перевозочного процесса на всех его стадиях, а также заданного уровня надежности выполнения перевозочного процесса

Основные принципы

  1. Определение допустимых уровней рисков и норм показателей безопасности движения
  2. Ситуационный мониторинг безопасности, внедрение систем поддержки принятия управленческих решений для прогнозирования надежности перевозок и предотвращения нарушений безопасности
  3. Обновление технико-технологической базы, повышение надежности технических средств, совершенствование информационных технологий в области обеспечения безопасности движения
  4. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов в сфере безопасности и надежности перевозочного процесса с учетом вероятности возникновения происшествий и событий, возможных прямых и косвенных потерь и упущенной выгоды
  5. Двусторонний обмен информацией по вопросам безопасности как по вертикали, так и по горизонтали — с работниками смежных видов деятельности, работниками смежных организаций
  6. Формирование культуры безопасности, вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения, контроль профессиональных знаний в области безопасности
  7. Совершенствование процедур расследования транспортных происшествий; ревизии и аудит системы менеджмента безопасности движения

ar2012.rzd.ru


Смотрите также