Культура безопасности в атомной энергетике


Культура безопасности Балаковской АЭС: опыт, полезный всем

Балаковская АЭС стала инициатором проведения Первой открытой конференции по культуре безопасности. Впервые в российской высокотехнологичной промышленности на площадке этого электро-энергетического предприятия в марте 2018 года состоялся обмен мнениями и опытом в области культуры безопасности, накопленным ведущими компаниями и ведомствами.

В конференции, которая в течение трех мартовских дней проходила в информационном центре АЭС, приняли участие специалисты более чем 20 предприятий разных отраслей промышленности России — атомщики, сталелитейщики, химики, гидро- и теплоэнергетики, представители топливной компании «ТВЭЛ», ООО «СИБУР», ОАО «РЖД», МЧС.

Спикерами стали тренер-консультант технической академии ГК «Росатом» Елена Чернецкая и директор ОНИЦ «Прогноз» Эдуард Волков.

Директор Балаковской АЭС Валерий Бессонов, приветствуя участников конференции, отметил:

— Это уникальное, чрезвычайно важное для всех нас событие. За 37 лет моей работы в атомной энергетике обсуждение вопроса культуры безопасности сегодня впервые выходит за рамки предприятий одной только атомной отрасли. Балаковская АЭС стала площадкой для обмена передовым опытом деятельности различных российских предприятий по развитию и совершенствованию культуры безопасности.

Ключевыми темами совещания были системные основы культуры безопасности, охрана труда, человеческий фактор, методология оценки безопасности производства.

Самые важные вопросы по обсуждаемой тематике участники обозначили уже в первый день мероприятия — в ходе неформального знакомства с коллегами, которое прошло в формате командообразующей игры. 

Заместитель генерального директора — директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» Валерий Бессонов

Программой конференции предусматривались также выступления экспертов, мастер-классы, направленные на освоение новых инструментов и методов совершенствования культуры безопасности. Лекции и доклады чередовались с практической работой в группах и командах.

С большим интересом представители различных предприятий познакомились с тем, как внедряется культура безопасности на Балаковской АЭС — непосредственно на рабочих местах. Участники конференции посетили действующие энергоблоки, побывали в учебно-тренировочном центре атомной станции. Они узнали о трехуровневой модели культуры безопасности атомной станции, которая позволяет учитывать состояние оборудования, документации, технологии, общие ценности, взгляды и модели поведения персонала.

«Культура безопасности — квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность».(СТО-0678-2015 «Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций»)

Над входом в главное административное здание каждого работника ежедневно встречает надпись «Безопасность Балаковской АЭС — это обязанность и забота всех нас и каждого в отдельности». За этой ключевой для предприятия фразой — многолетний опыт эксплуатации энергоблоков, работающих на ядерном топливе, и стремление к гарантированному обеспечению безопасной работы оборудования АЭС для окружающей среды на всех этапах эксплуатации.

Участники конференции поблагодарили организаторов мероприятия и высказали единодушное мнение об основополагающей роли культуры безопасности в современной промышленности России, тем более когда в государстве взят курс на технологический прорыв.

— Такая расширенная конференция — уникальное событие. Ведь культура безопасности — это ресурс обеспечения безопасной жизнедеятельности любого предприятия. Сегодня все заказчики, в том числе иностранные, предъявляют очень высокие требования к обеспечению культуры безопасности. Мы в «ТВЭЛе» системным подходом в этом вопросе занимаемся уже несколько лет, и для нас очень важно познакомиться с положительным опытом других организаций, чтобы в дальнейшем применять его на своем предприятии.Главный эксперт группы по развитию систем менеджмента и культуры безопасности АО «ТВЭЛ» Татьяна Бакунович— Надо отметить, что большой интерес у представителей различных отраслей промышленности вызвали модели культуры безопасности, продемонстрированные предприятиями Росатома. По максимуму была представлена информация по методам оценки культуры безопасности — на сегодняшний день это один из важнейших инструментов развития данного направления в любой организации.Директор Обнинского научно-исследовательского центра «Прогноз» Эдуард Волков— Конференция прошла в интерактивной форме, такая коммуникация дает нам возможность брать всё то лучшее, что уже наработано и используется у коллег. Для меня очень интересна практика Балаковской АЭС, Росатома, связанная с психофизиологическим обеспечением персонала. Она достаточно хорошо себя зарекомендовала в атомной отрасли. Подобные исследования дают вектор дальнейшего развития для каждого сотрудника предприятия. И таким образом мы получаем более развитый уровень культуры и более высокий уровень бизнеса, когда можно стабильно, четко работать, достигая положительных результатов.Менеджер корпоративного Университета ООО «СИБУР» Владимир Кондратенко

Балаковская АЭС является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» и расположена рядом с городом Балаково Саратовской области, на левом берегу Саратовского водохранилища. Станция — одно из крупнейших предприятий атомной энергетики в мире. В настоящее время она ежегодно вырабатывает более 30 миллиардов кВт*ч электроэнергии.Доля Балаковской АЭС в общей генерации электроэнергии, которая вырабатывается в Саратовской области, — более 75%. Электроэнергия Балаковской АЭС поступает потребителям Поволжья, Центральной России, Урала и Сибири.Балаковская АЭС — признанный лидер атомной энергетики России по многим показателям. Она неоднократно удостаивалась звания «Лучшая АЭС России» (по итогам работы в 1995, 1999, 2000, 2003, 2005–2009, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016 годах).На АЭС эксплуатируются реакторы типа ВВЭР-1000 (проект В-320). Впервые в атомной энергетике России в 2008 году энергоблок № 2 Балаковской АЭС был переведен на работу при тепловой мощности 104% от номинальной. В настоящее время все 4 энергоблока станции работают на данном повышенном уровне мощности.Одним из приоритетных направлений деятельности Балаковской АЭС, соответствующим общемировой тенденции в атомной энергетике, является продление срока эксплуатации энергоблоков. В 2015 году станция получила лицензию на продление срока эксплуатации энергоблока № 1 еще на 30 лет, в 2017 году — энергоблока № 2 на 26 лет. Этому предшествовала масштабная работа по модернизации систем и оборудования, в том числе в области безопасности.Важной сферой инновационной деятельности Балаковской АЭС является внедрение производственной системы Росатома (ПСР). Она концентрируется на непрерывных улучшениях производственных процессов при одновременном снижении затрат. Балаковская АЭС является признанным лидером отрасли в сфере внедрения ПСР.За весь период работы Балаковской АЭС негативного воздействия станции на окружающую среду не отмечено. Радиационная обстановка в районе расположения Балаковской АЭС не изменилась и находится на уровне фоновых значений, характерных для европейской части России, которые наблюдались здесь до начала строительства станции. Это — свидетельство высокого уровня экологической безопасности станции. Ежегодно на Балаковской АЭС совершенствуются система экологического менеджмента и технологии, персонал непрерывно повышает знания в области радиационной безопасности.

По итогам Года экологии (2017) в России Балаковская АЭС в 10-й раз была признана лидером природоохранной деятельности России и вошла в число победителей традиционного конкурса «Экологически образцовая организация атомной отрасли».

КУЛЬТУРА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КУЛЬТУРА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ГЛОБАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПРИМЕР РОССИИ

Сокращенный перевод доклада Nuclear Security Culture: The Case of Russia,

выпущенного Центром международной торговли и безопасности Университета штата Джорджия в декабре 2004 года

Понятие культуры ядерной безопасности

Недавние террористические акты в России не могли не привлечь особое внимание к проблеме сохранности ядерных материалов на предприятиях ядерного оружейного и энергетического комплексов. Правительство Российской Федерации, при существенной поддержке США и других стран, предприняло целый ряд мер по укреплению ядерной безопасности на предприятиях Росатома. При этом основное внимание уделялось установке современных технических средств защиты ядерных материалов от несанкционированного доступа, а также мерам учета и контроля расщепляющихся материалов. Однако опыт работы российских и американских специалистов за последние десять лет показал, что мерами только технического характера достичь необходимого уровня ядерной безопасности весьма трудно. Повышение не только технической подготовленности, но и мотивации персонала в сочетании с готовностью воспользоваться новыми техническими средствами должны стать залогом дальнейшего укрепления сохранности ядерных материалов, и, следовательно, общей безопасности страны и мира. Такие цели достигаются путем внедрения в организации и на предприятии культуры безопасности, которая подразумевает:

•Степень знания, понимания и приверженности персонала (от руководителей до сотрудников низшего уровня) нормам и правилам режима безопасности;

•Степень использования, совершенствования и поддержания в рабочем состоянии имеющихся в наличии технических средств обеспечения безопасности;

•Степень выполнения норм и правил режима безопасности и мотивации персонала решать связанные с безопасностью задачи.

Как события 11 сентября 2001 года стали для США поворотным моментом в понимании угрозы национальной безопасности страны, так серия терактов в России в 2004 г. показала, что у террористов «нового поколения» нет сдерживающих факторов, и при случае они могут воспользоваться любыми доступными средствами для достижения своей цели, включая ядерное или радиологическое оружие. Террористы могут попытаться получить ядерные или радиоактивные материалы на объектах с недостаточной ядерной безопасностью, особенно там, где проявляется халатность или есть возможность найти пособников, согласных пойти на должностное преступление ради материальной выгоды. Случаи

Центр международной торговли и безопасности

хищения ядерных материалов, раскрытые российскими правоохранительными органами на протяжении последних лет, указывают именно на этот источник как наиболее вероятный.

Одно из наиболее удачных определений организационной культуры дается в книге Эдгара Шайна «Организационная культура и управление». Шайн определяет ее как ряд общих положений, формируемых группой людей в ходе внешней адаптации и внутренней интеграции внутри организации. Эти положения в процессе взаимодействия становятся достаточно важными, и должны передаваться новым сотрудникам как правильный способ восприятия, принятия и отношения к проблемам.

Культура безопасности подразумевает не только техническую грамотность и профессионализм людей, связанных с сохранностью ядерных материалов, но и их желание следовать установленным нормам, правилам, мерам и процедурам, творчески и инициативно подходить к проблемам безопасности в чрезвычайных ситуациях, включая умение предугадывать возникновение тех или иных проблем или обстоятельств – что особенно важно в условиях достаточно ограниченной возможности специалистов предсказать характер новых угроз. Совершенствование культуры безопасности включают комплекс управленческих, организационных и других мер.

Значению культуры безопасности в таком понимании до сих пор уделяется недостаточно внимания, как в России, так и в других странах. Несмотря на важность технических средств обеспечения безопасности ядерных материалов, их эффективность, в конечном счете, зависит от персонала предприятий, от его желания и мотивации выполнять свою работу. Генерал Юджин Хабигер, бывший командующий стратегическими ядерными силами США, который впоследствии руководил укреплением безопасности в ядерно-оружейномкомплексе Министерства энергетики США, заметил, что безопасность на 20% зависит от оборудования и на 80% - от персонала.

Корни проблемы в том, что в течение последних двенадцати лет Россия находится в процессе достаточно болезненного перехода от авторитарной системы, которая решала связанные с безопасностью проблемы административными методами – к обществу с новыми ценностями, профессиональными требованиями, стремлениями и амбициями. Многие правительственные чиновники и руководители атомных предприятий в России сомневались в необходимости затрат ограниченных финансовых средств на модернизацию систем безопасности и делали упор на другие приоритеты. Организованная преступность, коррупция и недостаток правового сознания населения – правовой нигилизм - в переходный экономический период только ухудшали положение дел. Если исходить из того, что квалифицированный, технически образованный и добросовестный персонал является основным условием укрепления ядерной безопасности в новой ситуации, то России предстоит мобилизовать свои усилия и вложить в это немалые средства.

2

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

Культура ядерной безопасности была признана Международным Агентством по Атомной Энергии (МАГАТЭ) как важный составной элемент безопасности, и сейчас ведется разработка этой концепции. Тем временем, понятие культуры ядерной безопасности продолжает обсуждаться в экспертных кругах. И хотя многие авторы предлагали различные интерпретации данной концепции, все они сходятся в том, что эффективность ядерной безопасности зависит не только от оборудования, структуры и качества процесса управления, но и поведения и действий людей, связанных с вопросами ядерной безопасности. Даже прекрасно организованная система не будет работать, если не соблюдаются необходимые для ее функционирования нормы и правила, если работники, отвечающие за сохранность ядерных материалов, не следуют им и не докладывают о нарушениях в работе системы. Другими словами, основная идея культуры безопасности состоит в том, что уровень эффективности всей системы ядерной безопасности во многом зависит от мотивации, профессионализма, мировоззрения и других характеристик персонала.

Одна из исходных посылок концепции культуры ядерной безопасности состоит в том, что основные стандарты и критерии должны пониматься в разных странах одинаково, вне зависимости от социо-экономическихи политических различий. Это, прежде всего, необходимо для выработки сравнительных методов и оценки эффективности безопасности в разных странах. Более того, в эпоху международного терроризма и прозрачных границ между странами выработка общих критериев культуры безопасности поможет создать единые эффективные стандарты, препятствующие попаданию расщепляющихся материалов в руки террористов. В то же время подход каждой из стран к практической реализации таких критериев будет отличаться в зависимости от исторических особенностей страны, ее традиций и общей профессиональной культуры.

МАГАТЭ и культура безопасности

В течение уже нескольких лет МАГАТЭ активно разрабатывает концепцию культуры ядерной безопасности как инструмента укрепления физической защиты ядерных материалов. В частности, в докладе Совета директоров МАГАТЭ от 2001 года «Фундаментальные принципы защиты ядерных материалов и объектов» наличие адекватной культуры безопасности рассматривается как один из двенадцати принципов создания эффективной системы безопасности расщепляющихся материалов, который гласит: «все организации, занимающиеся эксплуатацией систем физической защиты должны уделять приоритетное внимание культуре безопасности, ее развитию и поддержанию в той мере, какой это необходимо для ее эффективной реализации во всей организации».

Рост терроризма и изменение его форм, а также другие угрозы международной безопасности требуют расширения традиционного представления о ядерной безопасности. Следует принимать во внимание не только изменение направления и характера угроз, но также необходимость повышения безопасности радиоактивных источников и отработанного ядерного топлива (наряду с ядерными

3

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

материалами). Выступая на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 года, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил озабоченность мирового сообщества возможностью приобретения террористами ядерных устройств и радиоактивных материалов и призвал правительства всех стран сотрудничать с МАГАТЭ, чтобы не допустить этого. Новая стратегия борьбы с терроризмом и укрепления ядерной и радиационной безопасности предполагает участие как государств, так и неправительственных организаций. Она применима к укреплению не только безопасности энергетических и исследовательских реакторов и предприятий топливного цикла, но и исследовательских, сельскохозяйственных, академических, отраслевых и медицинских институтов, работающих с ядерными материалами и радиационными источниками, также хранилищ и транспортных средств для перевозки ядерных материалов как внутри стран, так и между ними.

В современном мире после 11 сентября 2001 г. укрепление культуры безопасности требует внимания не только руководства организации, в которой находятся делящиеся материалы, но и более широкого участия правительства, учреждений надзора и самих граждан. Информирование общественности и работа с населением - необходимое условие укрепления безопасности ядерных материалов.

Чтобы отразить новые реалии, в 2004 году МАГАТЭ опубликовало «Кодекс поведения в области безопасности радиационных источников», призывающий страны-участницыпредпринять дополнительные усилия по развитию и внедрению культуры безопасности на предприятиях, работающих с радиационными источниками как необходимая мера по защите мирового сообщества. Этот документ определяет культуру ядерной безопасности как «присущие организациям и отдельным лицам характерные качества и свойства, благодаря которым вопросам ядерной безопасности уделяется соответствующее их значимости внимание». Сейчас МАГАТЭ занято выработкой детальных рекомендаций для модели культуры безопасности и ее реализации.

Основы ядерной безопасности

Рабочая группа МАГАТЭ по ядерной безопасности, созданная в январе 2002 года, определяет ядерную безопасность как предупреждение и обнаружение хищений, диверсий, несанкционированного доступа, незаконной передачи или других злоумышленных действий по отношению к ядерным материалам, радиоактивным веществам и соответствующим объектам, а также принятие мер по противодействию им.

Такая широкая интерпретация во многом созвучна основным положениям резолюции 1540 Совета Безопасности ООН, которая призывает все страны разрабатывать и внедрять эффективные способы укрепления контроля товаров и материалов, которые могут быть использованы для производства, хранения и транспортировки ОМУ, включая меры по физической защите таких материалов. Особенно важно, что данная резолюция, как и подобные, принятые в соответствии

4

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

с главой VII Устава ООН, обязательна для исполнения всеми странами-членамиООН, независимо от того, являются ли данные страны членами соответствующих международных договоров и режимов.

Укрепление ядерной безопасности начинается с понимания того, что представляет потенциальную угрозу, против чего эта угроза направлена, и какие меры нужны для противодействия ей. МАГАТЭ предлагает методику оценки основных видов угроз для моделирования адекватных мер безопасности (Design Basis Threat – DBT). Такая модель, в частности, описывает основные возможности, намерения и особенности потенциальных нарушителей. Система физической защиты ядерных материалов, основанная на модели угрозы и уязвимости, позволяет руководству предприятия определить основные элементы, которые могут быть уязвимы в первую очередь, и выявить степень их защиты, а также категоризировать и ранжировать уязвимость других элементов. Таким образом, режим ядерной безопасности основан на системе категоризации, учитывающей многоступенчатую защиту предприятий и материалов от наиболее вероятных угроз. Основная цель системы физзащиты - пресечение попыток несанкционированного доступа к ядерным и радиоактивным материалам.

Система физзащиты ядерных материалов включает три основных составляющих. Меры сдерживания включают внедрение видимых снаружи периметра систем безопасности, которые убеждают потенциального нарушителя в защищенности предприятия и материалов и невозможности доступа к ним. Однако эффективность мер сдерживания сложно оценить.

Следующая составляющая физзащиты – предупреждение несанкционированного доступа. Цель ее – выявление потенциальных нарушителей до того, как они проникнут на территорию объекта и получат несанкционированный доступ к ядерным материалам. Иногда службы безопасности или части МВД располагают сведениями о возможности проникновения нарушителя на ядерный объект; при этом, нередко такие сведения могут быть получены от населения. Помощь населения может быть расширена, если активно внедрять программы информирования и работы с населением.

Третья составляющая - система обеспечения физзащиты, рассчитанная на противодействие несанкционированному доступу к ядерным материалам в случае, если две первых составляющих окажутся недостаточными. Система физической защиты предполагает не только укрепление периметра охраняемого объекта, но выявление и пресечение попыток нарушения системы безопасности. Последнее достигается с помощью трех элементов:

•обнаружения (разнообразные датчики и приборы, сигнализирующие о проникновении на охраняемую территорию);

•задержки (пассивные и активные барьеры, замедляющие продвижение нарушителя к цели);

5

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

•задействования сил реагирования (охрана прибывает в определенное элементом задержки время на место нарушения для нейтрализации нарушителя).

Для достижения оптимальной эффективности системы безопасности необходимо взаимодействие этих составляющих. Система может давать сбои из-заотсутствия или недостатка запчастей, недостаточного финансирования, низкого уровня профессиональной подготовки технического персонала и сил реагирования. Повышение стандартов культуры ядерной безопасности частично может помочь решению таких проблем.

Функции системы учета и контроля ядерных материалов -поддержание реестра ядерных материалов на предприятии, включая указание специальных мест хранения материалов, а также контроль их передвижения, чтобы не допустить несанкционированное перемещение материала из пункта хранения. Если система учета и контроля в организации поставлена на высокий уровень, то попытки хищения ядерных материалов могут быть моментально выявлены в результате приведения в действие соответствующих процедур, которые, среди прочего, останавливают перемещение персонала (вход и выход с объекта) до выявления местонахождения недостающего материала.

Эффективность системы учета и контроля зависит не только от наличия и качества оборудования, соответствующих норм, правил и инструкций, но - в большой степени - от мотивации и поведения персонала. Таким образом, культура ядерной безопасности определяет успех или неуспех всего режима ядерной безопасности, и ее повышение является важным условием обеспечения сохранности ядерных материалов.

Повышение культуры безопасности

Культура безопасности на ядерных объектах зависит от многих факторов, и относится не только к компетенции специалистов в области безопасности, но является частью организационной культуры, в рамках которой функционируют все сотрудники предприятия. Поэтому цели, задачи и критерии культуры безопасности должны вписываться в общую профессиональную и социальную культуру.

Важным элементом культуры безопасности является инстинктивное поведение персонала в чрезвычайных обстоятельствах. Эффективная культура безопасности предполагает, что сотрудники активно участвуют в пресечении угрозы безопасности ядерных материалов. В частности, от них ожидается понимание возможного риска, планирование действий по пресечению угрозы и возможных последствий. На предприятиях с развитой культурой безопасности у сотрудников уже вошло в привычку сознательное отношение к правилам и нормам безопасности, выработаны модели действий в случае угрозы безопасности, а также представление о масштабах угрозы, ее последствиях и результатах собственного поведения. Все это чрезвычайно важно в свете увеличивающейся угрозы

6

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

терроризма. На предприятиях с низким уровнем культуры безопасности как сотрудники, так и руководители не воспринимают проблемы безопасности с должной серьезностью.

Нужно заметить, однако, что нет культур хороших или плохих самих по себе – важны те цели, достижению которых способствует культура безопасности. Руководители организаций, особенно в России, имеют существенное влияние на формирование культуры безопасности. В основе понятия «культуры» лежат схожие представления о реальности и менталитете. На практике это означает, что организация руководствуется определенными методами работы и моделями поведения, которые руководители считают наиболее важными и полезными в достижении поставленных целей. Даже самые разумные и рациональные подходы к созданию культуры окажутся нереализованными, если руководитель организации лично не занимается их активным внедрением. Одна из основных функций руководителя – создание определенной организационной культуры и моделей поведения на предприятии. Для развития и укрепления культуры основные ее положения должны быть декларированы руководством, а их реализация поощряться.

Культура безопасности предполагает оценку источников и масштабов угрозы. Персонал объекта должен понимать важность мер безопасности, и это понимание существенно влияет на деятельность персонала, и определяет его поведение как в повседневной работе, так и в чрезвычайных ситуациях.

Повышение уровня культуры безопасности на предприятии начинается с понимания внешней и внутренней угрозы, включая хищение, диверсию, несанкционированный доступ, незаконную передачу, и мер противодействия ей. Такое понимание должно в первую очередь исходить от руководителя, который бы демонстрировал это своим поведением и общением с сотрудниками (см. общую модель культуры ядерной безопасности в схеме 1).

Следующий уровень развития культуры безопасности – концептуализация общих принципов, которые определяют культуру безопасности. Элементами этого пока еще неосязаемого уровня являются личностные характеристики персонала – честность, ответственность, стремление правильно использовать оборудование и поддерживать его в рабочем состоянии, приверженность соблюдению требуемых норм и правил и эффективное руководство организации с помощью административных рычагов. Наличие этих принципов создает основу для формирования уже осязаемого механизма культуры безопасности, состоящего из четырех взаимодействующих компонентов: лидерские качества руководства;

действенная политика и процедуры; проявляемые персоналом качества; и повышение профессиональной подготовки.

Основным компонентом является активная позиция руководства предприятия, которое ответственно за разработку мер, способствующих выполнению персоналом требований по обеспечению безопасности. Особенно

7

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

важны такие управленческие меры как четкое распределение ролей и ответственности, четко провозглашенная политика в области безопасности, обеспечение информационной безопасности, учения на случай чрезвычайных ситуаций, личная ответственность и т.д. Составляющие элементы остальных трех компонентов приведены в схеме 2.

Безусловно, данные меры не относятся только к безопасности, а являются обязательными компонентами любой управленческой деятельности. Формирование культуры безопасности неразрывно связано с формированием общей профессиональной культуры. Важно понимать, что повышение уровня культуры безопасности приводит к совершенствованию общей профессиональной культуры и наоборот – высокие стандарты профессиональной культуры облегчают внедрение культуры безопасности.

Внешние факторы повышения культуры ядерной безопасности

Деятельность организации по поддержанию высокой культуры безопасности должно находить поддержку и поощрение извне. Стимулирование культуры безопасности – это общенациональное дело, и вклад в него должен исходить от разных уровней власти и широких слоев населения. Развитие и укрепление культуры безопасности достигается с помощью перечисленных ниже факторов, хотя и не ограничивается ими:

1.Международное сотрудничество и помощь. Членство страны в международных соглашениях и организациях помогает укреплению культуры ядерной безопасности. С сентября 2001 года МАГАТЭ провело более 60 учебных семинаров и конференций в области безопасности для стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. В частности, программы МАГАТЭ, связанные с укреплением культуры безопасности, включают Международную Консультативную Службу по физзащите (IPPAS), которая помогает странамчленам оценить уровень систем физзащиты на своих ядерных предприятиях. Работа системы основывается на рекомендациях документа МАГАТЭ INFCIRC/225 и обязательствах в рамках Конвенции по физической защите ядерных материалов. МАГАТЭ также разрабатывает интеграционный план поддержания ядерной безопасности для стран-членов, чтобы помочь им решать проблемы ядерной безопасности в долгосрочной перспективе. Программы помощи в области физической защиты, учета и контроля Министерства энергетики США для России и стран СНГ существенно влияют на развитие культуры безопасности и укрепление безопасности российских объектов в целом.

2.Государственная политика и отношение национального руководства.

Отношение со стороны руководства и персонала предприятия к культуре безопасности отражает приоритет ядерной безопасности для национального руководства, как на словах, так и на деле: если высшее политическое руководство страны проявляет интерес к вопросам безопасности ядерных материалов,

8

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

требовательность и личное участие, это служит сотрудникам предприятий сигналом приоритетности этих вопросов.

3.Отраслевые методические указания. Выработка общих методических указаний – необходимое условие поддержания единых для всей ядерной отрасли стандартов безопасности. Ядерная отрасль и соответствующие министерства (ведомства) отвечают за оценку угрозы, организацию обучения, инспекций, а также решение финансовых вопросов, начиная от формирования бюджета и кончая выработкой рекомендаций для операторов, независимо от типа собственности.

4.Модель оценки угрозы. МАГАТЭ разработало модель оценки угрозы как оптимальный способ моделирования мер безопасности, поскольку при этом принимается во внимание возможности, намерения, и особенности потенциальных нарушителей. Основываясь на этой методологии, отдельные страны могут разрабатывать свои собственные модели оценки угрозы, которые были бы сопоставимы с международными стандартами и одновременно соответствовали национальным традициям, истории и практике.

5.Оборудование в области безопасности. Такое оборудование должно быть доступным, отвечать национальным и международным стандартам, а также ценовым возможностям потребителя, т.е. быть доступным предприятиям с самыми скромными финансовыми возможностями. Это связано с необходимостью в долгосрочной перспективе автоматизации систем безопасности для минимизации ошибок со стороны персонала.

6.Правила и нормы. Тексты правил, норм, методических указаний и инструкций, и законодательной базы в целом, должны соответствовать современным реалиям и быть удобными для использования, что особенно важно для той части персонала, которая не занимается связанными с безопасностью вопросами на постоянной основе и испытывает трудности в понимании нечетких и двусмысленных документов.

7.Правоприменение и наказание как средство предотвращения нарушения ядерной безопасности. Нарушения ядерной безопасности должны быть строго наказуемы по закону, а нормы ответственности - четко определены, ужесточены и применены на деле. Это должно служить назиданием для других потенциальных нарушителей.

8.Информирование общественности и работа с населением. Рост терроризма в последние годы привел к тому, что население оказалось более восприимчивым к проблемам безопасности. Работа с населением может убедить людей в том, что укрепление ядерной безопасности на соответствующем объекте жизненно важно для их собственной безопасности. Таким образом, можно заручиться поддержкой населения, которое будет заинтересовано сообщать властям о появлении подозрительных лиц и недостатках системы безопасности объекта. Понимая последствия актов терроризма и хищения ядерных материалов, общественность будет поднимать вопросы, связанные с безопасностью в прессе, привлекать к ним

9

Университет штата Джорджия

Центр международной торговли и безопасности

внимание парламента и правительства, или формировать группы поддержки идей нераспространения и сохранности ядерных материалов.

Рекомендации по повышению культуры безопасности в России

К ядерным предприятиям, на которых желательно в первую очередь внедрять концепцию культуры безопасности, относятся атомные станции, предприятия ядерного топливного цикла, исследовательские реакторы и оборонные предприятия, на которых находятся ядерные материалы. Серьезным пробелом на таких предприятиях нередко является недооценка внутренней угрозы – в сознании людей не укладывается, что их коллеги, которые долгое время проработали с ними бок о бок, могут похитить материалы или пойти на сговор с террористами. Такая проблема особенно характерна для предприятий, расположенных в отдаленных регионах, где выбор места работы невелик, и люди, живущие рядом, обычно годами работают на одних и тех же предприятиях.

Другая проблема связана с недостатком финансовых и иных ресурсов – ядерная безопасность во многих случаях менее важна, чем коммерческий интерес или экономическое выживание предприятий, что в результате ведет к снижению уровня культуры ядерной безопасности.

Развитие и укрепление культуры безопасности – длительный и трудоемкий процесс, однако некоторые шаги в этом направлении должны быть немедленно предприняты либо самой Россией, либо в сотрудничестве с Западом.

Предлагаемая модель культуры ядерной безопасности поддавалась бы более быстрой реализации в России, если бы были приняты следующие меры:

1. Увеличение финансирования на ядерную безопасность. Современная конъюнктура мировых цен на энергоносители и необычайно высокие доходы от экспорта газа и нефти привели к профициту российского бюджета в 2004 году. Таким образом, правительство теоретически имеет достаточно средств для увеличения финансирования программ безопасности на предприятиях атомной промышленности. В одном из выступлений в 2004 году президент В.В. Путин заявил, что в ближайшие 10 лет российский ВВП должен удвоиться. Российские официальные лица заявляли также в августе 2004 года, что к 2005 году покупательская способность российского населения достигнет аналогичной покупательской способности таких стран, как Испания, Греция, или Южная Корея. Если эти амбициозные планы реализуются, что приведет к росту дохода на душу населения в среднем до 8-10 тыс. долларов США в год, Россия сможет постепенно взять на себя финансирование ядерной безопасности. В краткосрочной перспективе, увеличившийся в 2005 году бюджет на оборону, безопасность и борьбу с терроризмом должен постепенно включать дополнительные средства на укрепление ядерной безопасности. Государственное финансирование программ безопасности поддержит сотрудников предприятий, работающих в области безопасности, не только материально, но и морально, подчеркивая важность вопросов безопасности для государства. Одобренные президентом Путиным в

10

Университет штата Джорджия

Культура Безопасности на АЭС - презентация

1 Культура Безопасности

2 2 Конечная учебная цель: Обосновать необходимость реализации принципов Культуры безопасности После изучения темы вы сможете: Охарактеризовать основные положения концепции культуры безопасности Объяснить факторы и личные качества персонала, влияющие на культуру безопасности Описать роль руководителя и персонала. Определить, какие мероприятия способствуют формированию и развитию культуры безопасности. Показать на практике методы оценки культуры безопасности. Определить три уровня развития культуры безопасности

3 3 ИСТОРИЯ ВОПРОСА Понятие КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ впервые сформулировано МАГАТЭ в 1986 г. в процессе анализа чернобыльской аварии и опубликовано в INSAG-1 «Итоговый доклад послеаварийной обзорной конференции по Чернобыльскому реактору». Международной ядерной общественностью было признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой катастрофы и других аварий и инцидентов на АС, имевших место в прошлом

4 4 ИСТОРИЯ ВОПРОСА В следующем отчете INSAG-3 «Основные принципы безопасности атомных станций» (1988 г.) КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ была представлена как фундаментальный принцип управления безопасной эксплуатацией АС. Для конкретизации и иллюстрации этого в 1990 г. вышел отчет МАГАТЭ INSAG-4 «Культура безопасности».

5 5 ИСТОРИЯ ВОПРОСА Затем вышли документы МАГАТЭ, содержащие обзорные материалы и рекомендации по внедрению, оценке и повышению культуры безопасности: Guidelines for organizational self-assessment of safety culture and for reviews by the assessment of safety culture in organizations team (ASCOT), IAEA-TECDOC-743, 1994 Experience with strengthening safety culture in nuclear power plants, IAEA-TECDOC-821, 1995 Self-assessment of safety culture in nuclear installations: highlights and good practices, IAEA- TECDOC-1321, 2002 Safety culture in nuclear installations: guidance for use in the enhancement of safety culture, IAEA- TECDOC-1329, 2002

6 6 ИСТОРИЯ ВОПРОСА А также последующие отчеты и доклады Международной консультативной группы, касающиеся вопросов культуры безопасности: INSAG-11. Развитие культуры безопасности в ядерной деятельности: практические предложения в помощь прогрессу (1998); INSAG-12. Основные принципы безопасности атомных электростанций (новая редакция INSAG-3) (1999); INSAG-13. Управление эксплуатационой безопасностью на атомных станциях (1999); INSAG-15. Основные вопросы повышения культуры безопасности (2002)

7 Концепция культуры безопасности Содержание, основные понятия и определения культуры безопасности

8 8 Промежуточные учебные цели: Объяснить смысл понятия «культура безопасности» Назвать особенности принципа КБ по сравнению с другими управленческими принципами Перечислить практическую пользу, которую приносит культура безопасности организации

9 ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Цели Общая цель ядерной безопасности Цель радиационой защиты Технологичес кая цель безопасности Фундамен- тальные управленческие принципы Культура безопасности Ответственност ь эксплуатирую- щей организации Нормативное регулирование и независимая проверка Принципы глубоко эшелонировал ной защиты Глубоко эшелонированная защита Предотвращени е аварий Ослабление аварий Широко применяемые технические принципы Апробирова нная инженерно- техническая практика Обеспе- чение качества Человечес- кий фактор Оценка и проверка безопасности Радиационная защита Опыт эксплуатации и анализ безопасности Конкретные принципы Выбор площадки Проекти- рование Изготовле- ние и строительство Пуско- наладочные работы Эксплу- атация Управле- ние авариями Предотвра щение аварий

10 10 ПОЛОЖЕНИЕ ОПБ 88/ У всех лиц и организаций, связанных с размещением, сооружением, эксплуатацией и выводом из эксплуатации АС, проектированием, конструированием и изготовлением их систем (элементов), должна формироваться культура безопасности путем проведения необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, установления и строгого соблюдения дисциплины при четком распределении персональной ответственности руководителей и исполнителей, разработки и строгого соблюдения требований действующих инструкций по выполнению работ и их периодическому обновлению с учетом накапливаемого опыта. Все указанные лица должны знать характер и степень влияния их деятельности на безопасность. Они полностью должны отдавать себе отчет в тех последствиях, к которым может привести несоблюдение или нечеткое выполнение требований действующих инструкций и нормативных документов.

11 11 Определения термина «культура безопасности» Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. INSAG – 4 Культура безопасности – квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самоосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ влияющих на безопасность. ОПБ – 88/97

12 12 Универсальные черты культуры безопасности Личное осознание важности безопасности Знания и компетентность, обеспечиваемые подготовкой персонала и наличием соответствующих инструкций Приверженность, требующая демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами Мотивация посредством методов руководства, постановки целей и соответствующим использованием системы поощрений и наказаний Надзор, включающий практику ревизий и экспертиз и готовность реагировать на позицию отдельных лиц Ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их каждым работником

13 13 Преимущества культуры безопасности: улучшение планирования и выполнения работ более эффективная работа руководителей и персонала обеспечение защиты от риска возникновения несчастных случаев и случайного облучения людей

14 14 Промежуточные учебные цели: Объяснить смысл понятия «культура безопасности» Назвать особенности принципа КБ по сравнению с другими управленческими принципами Перечислить практическую пользу, которую приносит культура безопасности организации

15 Концепция культуры безопасности Наиболее важные составляющие культуры безопасности

16 16 Описать деятельность руководства в сфере культуры безопасности Объяснить позитивную позицию отдельных лиц по отношению к культуре безопасности Промежуточные учебные цели:

17 17 Наиболее важные составляющие культуры безопасности

18 18 Для установления культуры безопасности на уровне организации должны быть предприняты следующие действия: Определение ответственности Проведение контроля выполнения работ Проведение подтверждения квалификации и подготовки персонала Установление системы поощрений и наказаний Проведение ревизий, аналитических обзоров и сравнений Культура безопасности на уровне руководства

19 Приверженность культуре безопасности на уровне отдельных лиц Критическая позиция Строго регламентированный и взвешенный подход Коммуникативность

20 20 Критическая позиция Критическая позиция специалиста по отношению к безопасности направлена прежде всего на себя, на осознанное и продуманное выполнение как своих обязанностей в целом, так и отдельных операций

21 21 Критическая позиция Понимаю ли я задание? Какие у меня обязанности? Какова связь выполняемой работы с безопасностью? Достаточны ли мои знания для выполнения работы? Каковы обязанности других людей? Возможны ли какие-либо необычные обстоятельства? Нужна ли мне помощь? Каковы могут быть ошибки, потенциальные проблемы? Каковы могут быть последствия отказа или ошибки? Мои личные действия в случае отказа? Что нужно сделать, чтобы избежать отказов?

22 22 Строго регламентированный и взвешенный подход Формирование критической позиции определяет строго регламентированный и взвешенный подход к работе, который включает в себя следующие моменты : Понимание рабочих процедур Точное исполнение этих процедур Готовность к неожиданному развитию событий Прекращение работы и обдумывание возникшей проблемы Обращение за помощью при необходимости Особое внимание к методичности, своевременности и упорядоченности Исполнение работ с особой тщательностью Строгое следование установленой последовательности операций

23 23 Коммуникативность означает эффективно действующие, правильно организованные потоки информации и строгое соблюдение правил обмена информацией

24 24 При обмене информацией важны следующие моменты : Устное распоряжение необходимо отдавать в полном, а не в сокращенном виде Получив распоряжение необходимо полностью повторить его Доклад о выполнении распоряжения проводить в полном объеме Давать подтверждение о приеме доклада Документировать все распоряжения и выполненные действия

25 25 Коммуникативность включает: Получение полезной информации от других Передачу информации другим Документирование и предоставление докладов о результатах работы как ожидаемых, так и необычных, и их документирование Поощрение консервативного подхода других людей Предложение новых инициатив в области безопасности

26 26 Принцип STAR S (Stop)Остановись Сделай паузу перед выполнением задачи Сконцентрируй внимание T (Think)Подумай Что следует сделать, прежде чем действовать Прими во внимание индикации Предугадай ожидаемый ответ A (Act)Действуй Поддерживай визуальный и физический контакт с оборудованием Вновь проверь прибор и инструкции Осуществи намеченное действие R (Recall)Проверь Проверь обратную реакцию Если получен неожиданный ответ, то предприми необходимые консервативные действия

27 27 Описать деятельность руководства в сфере культуры безопасности Объяснить позитивную позицию отдельных лиц по отношению к культуре безопасности Промежуточные учебные цели:

28 Стадии культуры безопасности в организации

29 29 Три стадии развития культуры безопасности в организации Безопасность как правила и нормы Безопасность как цель организации Концепция непрерывного усовершенствования безопасности

30 30 Безопасность как правила и нормы Организация, которая в основном полагается на правила Проблемы не предупреждаются, организация реагирует на них после их возникновения. Недостаточна связь между отделами и службами внутри организации. Отделы и службы ведут себя как полуавтономные единицы, среди них недостаточно развито сотрудничество и доведение принятых решений до подразделений. Решения, принятые отделами и службами, выполняются, только если этого требуют нормы и правила. Люди, допускающие ошибки, только обвиняются в нарушении правил. Конфликты остаются нерешенными, отделы и службы конкурируют друг с другом. Роль руководства видна только в одобрении правил, директивных указаниях персоналу и ожидании результатов.

31 31 Безопасность как правила и нормы Недостаточно рассматриваются и извлекаются уроки внутри или вне организации. Она принимает защитную позицию, когда ее подвергают критике. Безопасность воспринимается как помеха, требующая дополнительного внимания. C представителями регулирующих органов, потребителями, поставщиками и подрядчиками обращаются враждебно или осторожно. Краткосрочная прибыль кажется наиболее существеной. Люди рассматриваются как «элементы системы» они определены и оценены исключительно в пределах выполняемых ими функций. Присутствует враждебное отношение между руководством и исполнителями. Полностью отсутствует информированность или низкая осведомленность о рабочих или экономических процессах. Люди поощряются за подчинение и результаты работы, независимо от долгосрочных последствий.

32 32 Безопасность как цель организации Безопасность производства, как и производственные показатели, является целью и задачей Организация сосредотачивает внимание, прежде всего, на повседневных вопросах, которые, казалось бы, не имеют отношения к безопасности, отсутствует стратегия безопасности. Руководство поощряет взаимозаменяемые и многофункциональные группы и взаимодействие между ними. Вышестоящее руководство действует, как команда, и координирует решения подразделений. Решения часто принимаются исходя из стоимости (издержки, расходы) и технических возможностей. Реакция руководства на ошибки выражается в усилении контроля с использованием административных процедур и обучения, а не в поиске виновного. Конфликты устраняются в процессе совместной работы, так называемой «командной работы».

33 33 Безопасность как цель организации Роль руководства видна в применении методов управления, таких, как постановка целей. Организация открыта для обучения со стороны других структур, особенно в технических вопросах и передаче опыта. Стоимость, безопасность и производительность расцениваются, как исключающие друг друга факторы. Безопасность подразумевает более высокую стоимость и снижение производительности. Отношения между организацией и надзорными органами, потребителями, поставщиками, подрядчиками скорее находятся на дистанции, чем являются близкими. Присутствует осторожный подход, доверие должно быть завоевано. Важно достичь целей краткосрочных прибылей. Служащие вознаграждаются за выполнение или перевыполнение плана, не обращая внимания на отсроченные результаты и последствия. Отношения между служащими и руководством враждебны, присутствует только демонстративное доверие и уважение. Возрастает осознание воздействия культурных аспектов на рабочих местах.

34 34 Постоянное совершенствование безопасности Концепция непрерывного усовершенствования: Организация начинает действовать стратегически, сосредотачиваясь на долгосрочных вопросах. Это предупреждает проблемы и дает возможность устранить их причины прежде, чем проблемы возникают. Люди осознают и понимают потребность в сотрудничестве между отделами и службами. Они получают поддержку и признание руководства, и необходимые возможности для совместной работы. Люди осведомлены о производственных или экономических проблемах организации и помогают руководству ими управлять. Решения принимаются при полном осознании безопасного воздействия их последствий для производственой и экономической деятельности, также как на деятельность отделов и служб. Нет конфликта целей между безопасностью и производством продукции, таким образом, безопасность не игнорируется при достижении целей увеличения продуктивности. Более важным при нарушении становится понять, что произошло, чем найти того, кто виноват в происшедшем. Этот принцип используется для изменения производственного процесса.

35 35 Постоянное совершенствование безопасности Признается существование конфликтов, выходом из них являются попытки найти взаимовыгодные решения. Роль руководства просматривается в обучении людей с целью улучшения экономических достижений. Перенимается как внутренний опыт, так и опыт других организаций. Дается время для приобретения необходимых знаний, которые могут повлиять на улучшение производственных показателей. Безопасность тесно связана с производством. Существуют связи между организацией и органами надзора, поставщиками, потребителями и подрядчиками. Краткосрочные показатели измеряются и анализируются для улучшения долгосрочных показателей. Людей уважают и оценивают за их вклад в развитие организации. Отношения между руководством и служащими благожелательны, основываются на уважении и поддержке. Люди осознают воздействие культурных аспектов поведения, это является фактором, который обсуждается в ключевых решениях. Организацией награждаются не только те, кто «производит», но и те, кто поддерживает работу других. Люди вознаграждаются за улучшение производственных процессов так же, как и за результаты производства.

Роль «человеческого фактора» в обеспечении безопасности атомной отрасли

Согласно данным МАГАТЭ, не менее 60% происшествий на объектах использования атомной энергии во всем мире происходит по вине персонала.

Как невозможно приказом остановить или ускорить технический прогресс, так нельзя  моментально изменить сознание людей, их морально-психологический облик. Но именно это сейчас необходимо обществу: недостаточно изобрести и научиться использовать новые технологии и технические средства, люди должны ясно понимать, как их применять с минимальной опасностью для себя и окружающих (рис. 1).

Рис.1. Инновации в атомной отрасли

Это требует систематической и разноплановой работы с персоналом, которая в атомной отрасли является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность и надежность объектов на всех стадиях жизненного цикла.

Система подготовки кадров ГК «Росатом»

Работа с персоналом в ГК «Росатом» основана на отечественном и международном опыте, регулируется рядом нормативных документов ([1-2] и т.д.). Ее основные цели следующие:

  • обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
  • формирование необходимых знаний и навыков перед допуском работника АЭС к самостоятельной работе, в том числе специальных, нужных для допуска к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
  • сохранение необходимых знаний и опыта, развитие производственных навыков в процессе трудовой ­деятельности;
  • совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
  • систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности.

Для решения этих задач в ГК «Росатом» образована и действует комплексная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также подтверждения компетентности специалистов в области использования атомной энергии в соответствии со стратегией развития отрасли.

Рис. 2. Надежность персонала (человеческого фактора) – основа культуры безопасности

Элементами этой системы являются организации, специализирующиеся на обучении и повышении квалификации специалистов атомной отрасли. Обучение ведется по таким направлениям, как эксплуатация АЭС, строительство в атомной энергетике и промышленности, радиационный контроль, экология, экономика и безопасность предприятий атомной промышленности и ядерного оружейного комплекса, управление человеческими ресурсами. Организуются учебные курсы различной длительности, семинары, стажировки по различным направлениям.

В рамках направлений, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, охраной труда и менеджментом качества, проводится обучение культуре безопасности.

Госкорпорация «Росатом» также осуществляет целевую подготовку молодых специалистов по профильным специальностям. Это позволяет организациям отрасли начать обучение будущего работника с первого курса вуза, усилить его мотивацию, обеспечить требуемую специфику его образования.

Ведется систематическая работа по формированию и поддержанию готовности отраслевого кадрового ­резерва.

Крупные объекты оснащены полномасштабными, локальными и обучающими тренажерами, способными моделировать любую ситуацию, которая может произойти при эксплуатации. На них также отрабатываются пусковые операции.

Важным элементом подготовки персонала являются комплексные противоаварийные учения, которые ежегодно проводятся на одной из атомных станций. Они нацелены на  проверку эффективности системы противоаварийной готовности АЭС, отработку оперативного реагирования на возникновение нештатных ситуаций, проверку готовности персонала и технических средств к ликвидации их последствий, отработку процедур взаимодействия участников противоаварийного реагирования на всех уровнях.

Эффективность работы с персоналом

Квалификация персонала, его компетентность и тренированность относятся к важнейшим факторам предотвращения нарушений ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ), в том числе приводящих к инцидентам, которые подлежат учету по Международной шкале ядерных и радиологических событий (INES) [3].

Оценку действенности системы работы с персоналом ГК «Росатом» можно произвести, используя данные о нарушениях ЯРБ, представленные в ежегодных отчетах Ростехнадзора [4]. В таких документах нарушения подразделяются на три группы: в работе действующих объектов (учетные события), требований федеральных норм и правил (ФНП) в области использования атомной энергии, условий действия лицензий. Последние нарушения мы учитывать не будем, поскольку условия действия лицензий не являются нормативно-правовыми документами, содержащиеся в них требования произвольно устанавливаются (и изменяются) Ростехнадзором и потому не могут быть связаны с систематической подготовкой персонала.

Сведения о нарушениях приводятся в отчетах по следующим категориям объектов:

  • атомные электростанции – 31 действующий энергоблок (здесь и далее данные приводятся из отчета за 2008 год);
  • объекты ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) – 63 действующих объекта;
  • ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспечения (ФГУП «Атомфлот») – 10 атомных судов, пять судов атомно-технологического обслуживания, шесть стендов-прототипов (из них в эксплуатации – шесть, три и три объекта соответственно), шесть судостроительных и судоремонтных заводов;
  • исследовательские ядерные установки – 65 действующих объектов;
  • радиационно опасные объекты (РОО) – 5955 территориально обособленных или технологически независимых объектов, где проводятся работы с радиоактивными веществами (РВ), радиоактивными отходами (РАО) и радиационными источниками.

Таблица 1. Сводные данные о нарушениях ЯРБ в 2008 году

Категории объектов, находящихся в эксплуатации

Реактор АЭС

ОЯТЦ

Атомфлот

ИЯУ

РОО

Кол-во объектов

31

63

18

65

5955

Кол-во нарушений[1]

          всего

          нарушений ФНП

          нарушений в работе объектов

          в т.ч. из-за ошибок персонала

205

167

38

7 (18%)

515

502

13

4 (30%)

73

58

15

3 (25%)

471

447

24

0 (0%)

3741

3680

50[2]

4 (8%)

Всего нарушений в работе АЭС, ОЯТЦ и Атомфлота

в т.ч. из-за ошибок персонала

66

14 (21%)

1. Среди нарушений в работе объектов аварий и происшествий с радиационными последствиями не зафиксировано.

2. К 61 случаю нарушений работы РОО в /4/ отнесены 11 случаев нарушений требований по учету и контролю РВ и РАО, что не соответствует критериям Международной шкалы ядерных и радиологических событий (INES) /3/.

Полученные данные (см. таблицу) позволяют сделать ряд нетривиальных выводов. Во-первых, вклад ошибок персонала в нарушения работы объектов атомной отрасли России мал сравнительно с усредненными мировыми данными МАГАТЭ. Это является неопровержимым свидетельством высочайшей эффективности работы с персоналом в системе ГК «Росатом», в ее эксплуатирующих организациях и учебных центрах.

Учитывая, что по уровню безопасности российская атомная энергетика находится на одном из первых мест в мире, можно сделать вывод о том, что этим достижениям атомная отрасль в немалой степени обязана профессионализму, компетентности и натренированности работников ядерно и радиационно опасных объектов.

Во-вторых, количество нарушений требования ФНП значительно (в десятки и сотни раз) превышает число ошибок персонала, приводящих к нарушениям в работе объектов. В годовых отчетах о деятельности Ростехнадзора [4] отмечается, что наибольшее число нарушений ФНП связано с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, состоянием технической документации, состоянием организационно-распорядительных документов и обеспечением радиационной безопасности. Анализ причин нарушений ФНП показывает, что в основном они допущены из-за низкой исполнительской дисциплины персонала и являются следствием недостаточного ведомственного контроля со стороны технических служб и отделов администраций предприятий, а также обусловлены ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

Следует задаться вопросом о качественном составе требований ФНП, коль скоро их массовое нарушение практически не влияет на состояние ЯРБ. Возможно, эти требования имеют излишне прескриптивный характер и чрезмерно детализированы, что, в ряде случаев, удобно для контролирующих лиц и не требует от них особых знаний, но в конечном итоге препятствует эксплуатирующей организации выбирать оптимальные пути обеспечения ЯРБ. По-видимому, настало время проанализировать состав требований ФНП и перевести часть из них в национальные стандарты.

Проблемы нормативно-правового обеспечения

Несмотря на несомненные успехи, достигнутые системой подготовки персонала ГК  «Росатом» в сфере ЯРБ, в обеспечении ее работы есть определенные ­трудности.

В законодательстве практически не отражено правовое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области использования атомной энергии. Между тем, именно профессионализмом, культурой безопасности и чувством ответственности персонала обеспечивается безопасность ядерных объектов и производств.

Правовая база также не регулирует вопросы внедрения культуры безопасности, которая является одним из основных механизмов обеспечения ЯРБ. В своей практической реализации этот термин тесно связан с ответственностью эксплуатирующей организации, всеми аспектами нормативного регулирования и контролем безопасной эксплуатации объектов.  Внедрение культуры безопасности является важнейшим фактором обеспечения безаварийной работы организаций ГК «Росатом».

Совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере работы с персоналом и культуры безопасности должно быть направлено, в первую очередь, на формирование и поддержание культуры безопасности на корпоративном уровне, а также на проведение контроля и оценки уровня такой культуры в организациях ГК «Росатом» для выявления и внедрения перспективных форм такой деятельности.

В госкорпорации начали  выдаваться свидетельства на право ведения работ в области использования атомной энергии осуществляющим такую деятельность работникам. Такие процедуры станут еще одним полезным для обеспечения ЯРБ инструментом работы с ­персоналом.

Вместе с тем, в настоящее время эти процедуры дублируются Ростехнадзором при выдаче работникам объектов использования атомной энергии разрешений на право ведения соответствующих работ. Такая практика должна быть устранена на законодательном уровне, поскольку ответственность за подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала несет эксплуатирующая организация и работодатель [5-6].

Пополнение кадров

Уход из отрасли специалистов преклонного возраста требует их замещения молодыми. Они менее опытны и требуют особенно тщательного обучения и аттестации на право проведения и организации ядерно и радиационно опасных работ. Не следует забывать, однако, что сроки обучения, необходимые для работы в атомной отрасли, составляют в отдельных случаях до 10 лет, следовательно, процесс подготовки квалифицированных кадров займет длительное время.

Поэтому в условиях инновационного развития возрастает роль таких механизмов передачи знаний, как конференции и семинары, особенно сентябрьского Международного  ядерного форума  и молодежного форума «Полярное сияние», ежегодно проводимых в Санкт-Петербурге.

Безусловно важным и необходимым является также привлечение молодых сотрудников к участию в заседаниях секций Научно-технического совета ГК «Росатом» по безопасности, публикация  сборников докладов на форумах, конференциях, заседаниях секций НТС, а также статей в тематических журналах и на сайтах ГК «Росатом».

Особого внимания требует обеспечение профессионализма работников ядерного надзора. При этом, помимо действующих систем подготовки, целесообразно использовать механизмы ротации кадров из эксплуатирующих организаций в надзорные органы.

Литература

  1. Организация работы с персоналом на атомных станциях: документ утвержден приказом Росатома от 15.02.2006 №60.
  2. Рекомендации по подбору, подготовке, поддержанию и повышению квалификации оперативного персонала объектов ядерного топливного цикла (РБ-034-05): руководство по безопасности. – Ростехнадзор. – 2005.
  3. The International Nuclear and Radiological Event Scale: User’s Manual. – 2008.
  4. Годовые отчеты о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  5. Об использовании атомной энергии: федеральный закон от 21.11.1995 №170-ФЗ.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ.

Авторы


Смотрите также