Меры безопасности при подъеме и перемещении кирпича на поддонах без ограждения


ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

Термины, определения и выдержки из

«Правил устройства и безопасной эксплуатации

грузоподъемных кранов» (ПБ 10-382-00)

№ п/п Термин Определение Схема
1.3 Кран стрелового типа Кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле
1.3.3 Кран стреловой Кран поворотный, у которого стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильный, пневмоколесный, на специальном шасси, гусеничный, тракторный)
1.23.1 Кран автомобильный Кран, установленный на автомобильном шасси

Основные узлы и механизмы автомобильных кранов

Автомобильный кран состоит из двух основных частей (неповоротной и поворотной), связанных между собой опорно-поворотным устройством. Ходовым устройством автомобильного крана является шасси грузового автомобиля.

8- кожух крановых механизмов; 9 - гидроцилиндр; 10 - стрела; 11 - датчик сигнализатора опасных напряжений; 12 - крюковая обойма; 13 - опора стрелы.

1 - шасси;

2 - неповоротная рама;

3 - выносная опора;

4 - опорно-поворотное устройство;

5 - кабина;

6 - контргруз (противовес);

7 - фара;

Приложение № 31

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ КИРПИЧА

НА ПОДДОНАХ БЕЗ ОГРАЖДЕНИЯ

Подъем и перемещение кирпича на поддоне. Согласно требованиям охраны труда подачу кирпича необходимо производить в контейнерах или на огражденных поддонах.

Разрешается производить перемещение поддонов с кирпичами без ограждения при погрузке (разгрузке) автомашин и укладке поддонов на землю.

Схемы укладки кирпича на поддон

В отдельных случаях возможен подъем кирпича на строящееся здание на неогражденных поддонах. При этом необходимо выполнить требования охраны труда, четко расписать в проекте производства работ порядок подъема кирпича и удалить всех людей из опасной зоны работы подъемного крана.

Для подачи груза в оконные проемы или на балконы должны быть сделаны приемочные площадки. Площадки должны иметь ограждение и быть рассчитаны на перемещаемый груз в соответствии с проектом производства работ.

Приложение № 32

ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ

ИЛИ АВАРИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Несчастный случай – телесные повреждения или смерть, причиной которых явилось неожиданное стечение обстоятельств.

Несчастные случаи подразделяются на:

- лёгкие;

- средней тяжести;

- групповые;

- с инвалидным исходом;

- со смертельным исходом.

На каждом предприятии руководитель обязан определить порядок передачи информации о происшествии.

Стропальщик обязан незамедлительно сообщить о происшествии:

- крановщику;

- лицу, ответственному за безопасное перемещение грузов кранами;

- лицу, ответственному за осуществление надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин.

Руководство предприятия незамедлительно обязано проинформировать о происшествии:

- территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом;

- вышестоящий орган или организации (при наличии таковых);

- орган местного самоуправления;

- Государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;

- профсоюзную организацию;

- страховую компанию, с которой заключен договор страхования ответственности рисков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии;

- территориальный орган Прокуратуры Российской Федерации.

Сообщение о происшествии должно быть передано в течение 24 часов письменно, по факсу или в устной форме по телефону. Форма сообщения строго регламентирована.

ОБРАЗЕЦ



9.8. Правила строповки и перемещения грузов

Руководство предприятия, стройки или владелец крана, если он сам производит работы кранами, должны обеспечить стропальщиков рассчитанными, испытанными и промаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой надлежащей грузоподъемности, а также выделить место для укладки грузов, оборудовав это место необходимыми приспособлениями (прокладками, подставками и т. п. ), и проинструктировать крановщика и стропальщика о порядке и габаритах складирования.

В кабине башенного крана, применяемого для выполнения строительно-монтажных работ, или на месте производства работ должны быть вывешены списки перемешаемых краном грузов с указанием их массы. Списки должны быть выданы на руки крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные краны, применяемые для таких работ. Для других кранов (например, мостовых, козловых) составления списка перемещаемых грузов не требуется.

Для строповки груза, предназначенного для подъема, должны применяться стропы, соответствующие массе поднимаемого груза с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

Использовать проволоку вместо стропов или поднимать груз с зацепкой стропами за обвязочную проволоку можно только в исключительных технически обоснованных случаях в строгом соответствии с инструкцией, утверждаемой главным инженером предприятия, и при условии, что в отраслевых правилах безопасности не содержится прямого запрещения на такое использование. Для обвязки и подъема строительных деталей на строительных площадках, а также во всех других случаях, где обвязка и подъем груза могут быть произведены с помощью инвентарных стропов, применение проволоки не допускается.

Подъем и перемещение мелкоштучных грузов должны производиться в специально для этого предназначенной таре; при этом должна быть исключена возможность выпадения отдельных грузов.

Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин. При подъеме кирпича на строящееся здание поддон должен быть снабжен ограждением или из зоны перемещения груза должны быть удалены люди.

Способы безопасного подъема кирпича на строящееся здание следует отразить в проекте производства строительно-монтажных работ (см. гл. 4. 6 данного справочника).

Все железобетонные и бетонные изделия, предназначенные к подъему кранами, кроме изделий массой 500 кг и менее, должны иметь маркировку и указания о фактической массе. Такая маркировка должна производиться на заводах-изготовителях на основании контрольного взвешивания изделий.

Груз для проверки правильности его строповки (обвязки и зацепки) должен быть предварительно поднят на высоту 200—300 мм. Подъемом на эту же высоту производится проверка надежности действия тормоза.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема и перемещения, если груз висит на высоте не более 1 м от уровня площадки (пола цеха, платформы и т. п. ), на которой находится стропальщик.

При установке деталей на станок, а также при выполнении ряда технологических операций необходимо производить разворот груза руками, что предусмотрено п. «к» ст. 346 Правил по кранам. При этом строповка груза должна быть надежной и исключать возможность случайной отдачи его.

При монтаже зданий поданный к месту установки элемент (конструкция) может наводиться монтажником на место установки при нахождении ее не более 30 см выше проектного положения (п. 14-14 СНиП III-A. 11—70).

При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не разрешается нахождение людей (в том числе лица, производящего зацепку груза) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудования, так как вследствие возможного ошибочного включения крановщиком механизмов крана человек может быть прижат к ним грузом. Опасность для людей в этом случае представляет также раскачивание груза.

Указанное правило безопасности следует также строго выполнять и при опускании груза.

Перемещать груз в горизонтальном направлении можно лишь тогда, когда он предварительно поднят на 0, 5 м выше встречающегося на пути оборудования, штабелей груза и других предметов (ст. 346, п. «л» Правил по кранам).

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания установленного груза. На место установки груза, обвязанного стропами, должны быть предварительно уложены прочные прокладки для того, чтобы стропы или цепи могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, без нарушения установленых для складирования груза габаритов и без загромождения проходов. При установлении габаритов складирования и ширины проходов руководствуются отраслевыми Правилами безопасности, картами складирования и др.

Во время подъема, перемещения и опускания груза не допускается производить оттягивание его, так как это может привести к самопроизвольному расцеплению стропов или опасному раскачиванию груза.

При транспортировании груза по цеху мостовым краном стропальщик должен следовать за грузом. Идти впереди груза опасно, так как не исключена возможность удара стропальщика. Кроме того, стропальщик должен видеть положение груза и состояние его строповки.

Для разворота длинномерных и громоздких грузов, перемещаемых кранов, должны применяться специальные крючья.

Нельзя производить выравнивание поднимаемого или перемещаемого груза собственной массой, а также поправлять стропы на весу.

Для подачи груза в оконные проемы и на балконы должны применяться специальные приемочные площадки, конструкцию которых следует приводить в проекте производства строительно-монтажных работ, или специальные подъемные механизмы.

Подъем, перемещение и опускание груза не должны производиться при нахождении людей под грузом. Не допускается также производить подъем краном груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами, залитого бетоном, застывшего в печи или приваренного после слива, освобождение защемленных грузов стропов, а также подъем груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка.

ЗНАЧЕНИЕ ОГРАЖДЕНИЙ, ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ,

ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ

НА УЧАСТКАХ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ КРАНАМИ

Владельцы грузоподъёмных машин обязаны обеспечивать сохранность предупредительных надписей («Не стой под грузом и стрелой», «Запрещается работа вблизи линии передач», «Берегись поворота крана» и т.п.). Данные надписи на грузоподъёмных машинах предназначены для привлечения внимания рабочих или случайных посторонних лиц, оказавшихся в зоне работы крана по тем или иным причинам.

Нахождение посторонних лиц в зоне работы крана запрещено. Поэтому рабочая площадка крана должна иметь стационарное или переносное ограждение.

На грузоподъёмной машине должны быть исправны все приборы безопасности, предохранительные устройства и приспособления, предусмотренные заводом-изготовителем и указанные в паспорте грузоподъёмной машины.

При работе с грузом необходимо учитывать его габариты, маркировку и характер груза.

Зона подъема и перемещения грузов электромагнитными и грейферными кранами должна быть ограждена. Ограждение должно быть окрашено в сигнальные цвета и иметь предупредительные знаки по ГОСТ 12.4.026.

Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.

Приложение № 48

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОПОВКЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ

СЫПУЧИХ И КУСКОВЫХ ГРУЗОВ

Перемещение грузов грейфером может производиться только при выполнении требований, изложенных в руководстве по эксплуатации крана.

Особое внимание необходимо уделить следующим требованиям:

- опасная зона работы крана должна быть обозначена и ограждена;

- работы должны производиться при отсутствии в зоне действия крана людей;

- подсобные рабочие могут допускаться к выполнению своих обязанностей только во время перерыва в работе крана после того, как грейфер будет опущен на землю;

- перемещение сыпучих и кусковых материалов разрешается при условии, что размер кусков не превышает 500 мм, а насыпная масса - величину, установленную для данного грейфера;

- перевалка штучного груза допускается только специальным грейфером.

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъём кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, их прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ.

Погрузку и выгрузку сыпучих грузов следует производить механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны. При взятии сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения.

При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии.

При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на эстакадах, на путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков.

При разгрузке (загрузке) бункеров, башен и других емкостей сыпучими материалами в верхней части емкостей должны быть предусмотрены специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие падение работников в емкость.

Для перехода работников по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами по всему пути передвижения.

При перемещении по сыпучему материалу работники должны применять предохранительные пояса со страховочным канатом.

Транспортирование песка, щебня, гравия, металлургического шлака и др. (далее - сыпучих и мелкокусковых материалов) должно производиться в основном автомобильным и железнодорожным транспортом.

Разгрузка сыпучих и мелкокусковых материалов из транспортных средств должна производиться гравитационным способом, черпанием или сталкиванием груза:

1. Гравитационная разгрузка используется при разгрузке автомобилей-самосвалов, думпкаров и бункерных вагонов, полувагонов-гондол в приемный бункер или на повышенных путях и эстакадах;

2. Разгрузка сталкиванием производится с применением разгрузочных машин скребкового типа при разгрузке железнодорожных платформ, перемещаемых над приемным бункером маневровыми устройствами;

3. Разгрузка с применением черпающих устройств (ковшово-элеваторных разгрузчиков, кранов с грейферами и др.) применяется при разгрузке полувагонов.

Смерзшиеся грузы (песок смерзается при влажности более 1-2% с прочностью до 11 мПа, щебень и гравий мелких фракций - при влажности 2% смерзается с прочностью до 7-8 мПа) для восстановления сыпучести и обеспечения разгрузки должны подвергаться рыхлению.

Такие грузы в зимний период следует сопровождать профилактическими мерами против смерзания: обезвоживание материала, послойноe деление материала незамерзающими добавками, гранулирование материала, добавки поверхностно-активных гидрофобных веществ, не предотвращающие смерзаемость, но снижающие прочность смерзшейся массы.

Восстановление сыпучести смерзшегося груза разогревом в специальных тепляках энергозатратно и не может рекомендоваться к широкому применению.

Механические методы восстановления сыпучести смерзшегося материала предпочтительны и могут осуществляться с применением бурорыхлительных машин, навесных виброрыхлительных агрегатов, виброударных машин.

Для зачистки вагонов от остатков не выгруженных материалов могут применяться устройства вибрационного типа, динамического воздействия на груз струей сжатого воздуха, газа или воды, а также зачистка щетками, скребками и др.

Перемещение железнодорожных платформ и полувагонов по фронту разгрузки при работе стационарных разгрузочных машин должно производиться маневровой лебедкой или маневровым устройством.

Нижние люки полувагонов должны закрываться с помощью специальных устройств с ручным или механическим приводом, подвешиваемых на стационарном портале по обе стороны полувагона.

Запрещается находиться в приемном устройстве и в кузове подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов, в зоне работы маневровых устройств при передвижении железнодорожных вагонов на погрузочно-разгрузочном пункте.

На повышенных путях и эстакадах под загрузочными бункерами должны быть указаны (обозначены) опасные зоны.

Запрещается наполнять ковш погрузчика путем врезания в штабель материала с разгона.

При работе многоковшового погрузчика запрещается: перемещение и работа погрузчика на площадке с поперечным или продольным уклонами, превышающими указанные в паспорте погрузчика; работа на погрузчике в местах, захламленных различными предметами; извлечение каких-либо предметов из шнека и цепи при работающем двигателе; включение вращения шнека на поворотах; приближение к работающему шнеку ближе чем на 1,5 м.

Передвижные ленточные конвейеры не должны перемещаться на площадке на большое расстояние или по неровной поверхности. При передвижении у конвейеров должны быть отсоединены токоподводящие провода. Проходы и проезды, над которыми находятся конвейеры, должны быть защищены навесами, выходящими за габариты конвейера не менее чем на 1 м.

Приложение № 49



Билет № 7

1. Конструктивные особенности захватов, порядок их осмотра и нормы браковки.

Захваты представляют собой рычаги шарнирно соединенные между собой. Подразделяют зажимные (концы рычагов сближаются при движении крюка крана), фрикционные (рабочие пов-ти рычагов взаимодействуют  с поверхностью груза за счет сил трения), эксцентриковые (состоят из скобы и одного или двух шарнирно соединенных эксцентрика).

По виду привода механические, полуавтоматические(умеют фиксирующее устройство, обеспечивающее свободный съем и захват груза перед подъемом), автоматические(пневматический, гидравлический привод).

Осматривают стропальщики перед началом работы ,Итр отв. за безопасное пр-во работ раз в месяц. При осмотре необходимо проверять состояние рабочих пов-тей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление и выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев.

2. Меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.

Выполняются  по ППРк.  (соблюдением схем строповки и требований норм складирования Строительная площадка ограждается по периметру. Места пр-ва работ обеспечиваются г\захватными приспособлениями и тарой. Выделяется место для складирования груза, оборудуется необходимой оснасткой и приспособлениями. При установке кранов должны соблюдаться безопасные расстояния от ЛЭП, мест движения  городского транспорта, вблизи откосов котлованов, а также с учетом безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования. Места погрузки-разгрузки должны быть снабжены эстакадой. Перемещение поддонов с кирпичом без ограждений допускается при погрузке и разгрузке на землю транспортных средств. Списки грузов с указанием масс вывешиваются на участке либо выдаются на руки. С ППРк стропальщиков ознакамливают под роспись.

3. Основные требования по охране труда на участке работ грузоподъемными машинами.

Места производства работ должны быть хорошо освещены, обеспечены технологическими картами складирования грузов, погрузки разгрузки транспортных средств и подвижного состава, схемами строповки.  На месте производства работ должны быть вывешены списки основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Места производства работ должны быть оборудованы технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками и т.п.). Отведено место для хранения г\з приспособлений.  В зонах опасных  для работы и прохода людей д\быть предупредительные надписи, плакаты. Ямы и открытые люки д\быть ограждены перилами высотой не менее 1 метра

4. Правила  подбора строп.

Стропы подбираются в зависимости от веса груза, его размеров и количества мест зацепа.

5. Устройство блочной подвески.

Блочная подвеска состоит: Из двух щек или корпуса, между которыми на оси с помощью подшипников крепятся один или несколько блоков. В нижней части блочной подвески находится траверса в которой крепиться крюк с помощью гайки. Для свободного вращения крюка применяют упорный шариковый подшипник. От самопроизвольного свинчивания гайки в хвостовой части крюка фрезеруют паз и вкладывают стопорную планку на винтах или болтах. Чтобы стропы не слетали с крюка - их оборудуют запирающим устройством или замком.

Работать запрещается если: Не вращаются блок или блоки, не вращается крюк. Реборды (кромки) блоков имеют сколы. Ослабло крепление крюка, износ крюка в его зеве превышает 10% от первоначального сечения или размера крюка, неисправен или отсутствует замок на крюке.


Смотрите также