Обеспечение безопасности на дорогах причины и условия совершения дтп


Основная причина ДТП. Основные причины ДТП и меры их предупреждения

С точки зрения безопасности на дорогах Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.

Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы ДТП, это будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:

  • Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть превышение скорости или та же езда в пьяном состоянии.
  • Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям перехода в неположенном месте, эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
  • Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
  • Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли технические проблемы с управлением, это повышает риск аварии.
  • Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.

После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.

Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.

Вождение в пьяном состоянии

Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем – основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.

Неудовлетворительное качество дорог

Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России – дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.

Неисправности автомобилей

Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин – например, когда зимой используется летняя резина.

Неосмотрительность пешеходов

Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет – вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.

Меры предупреждения ДТП

Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций – со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.

В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.

fb.ru

Основные причины ДТП, меры их предупреждения и статистика

Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.

1. Нарушение ПДД

Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:

  • Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
  • Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
  • Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
  • Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
  • Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.

2. Неисправности ТС

Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:

  • нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
  • превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
  • наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
  • неисправность системы усиления рулевого управления;
  • неисправность внешних осветительных приборов;
  • недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
  • повреждения шин;
  • нарушение герметичности системы питания двигателя;
  • неисправности в системе вывода отработавших газов.

3. Неуважение

Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:

  • проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
  • лихачество;
  • «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.

4. Дороги

По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:

  • Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
  • Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
  • Неисправность светофоров.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте

Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.

6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке

Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.

7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад

Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Опасности тумана:

  • Снижение дальности обзора.
  • Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
  • Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
  • Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.

В случае гололёда актуальными советами будут:

  • Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
  • Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
  • Передачи переключать желательно быстро, но плавно.

Опасности сильных дождей:

  • Снижение видимости.
  • Повреждение дорожных знаков.
  • Размыв самого полотна дороги.
  • Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
  • Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
  • Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.

Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:

  • Уменьшение дальности видимости.
  • Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
  • Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
  • Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
  • Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
  • Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.

Другие причины ДТП

К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.

Статистика

Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:

  • 25% по причине нарушения скоростного режима.
  • 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
  • 10% занимает выезд на встречную полосу.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.

На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:

  • По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
  • Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
  • Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .

Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.

automethod.ru

Виды ДТП и причины их возникновения

При определении виновника дорожно-транспортного происшествия, а также при оценке ущерба, нанесенного имуществу или здоровью людей, очень важно правильно классифицировать и определить вид ДТП. Зная, к какому виду относится данное ДТП, можно установить причины, приведшие к его возникновению.

Любой согласится с утверждением, что основная причина ДТП — нарушение правил дорожного движения. Хотя часто столкновения происходят по причинам, не связанным напрямую с участниками дорожного движения. Яркий пример — появление животных на дороге, или попадание на проезжую часть посторонних массивных предметов, например, веток деревьев. Водитель вынужден резко изменять траекторию движения, тем самым провоцируя аварии или наезды на пешеходов.

Очень часто ДТП происходят из-за безответственного отношения дорожных служб к своим обязанностям: дорожные знаки скрыты за деревьями, качество покрытия оставляет желать лучшего, и водителям приходится объезжать ямы и выбоины.

Классификация ДТП

Список можно составить очень длинный.

Если же подходить более масштабно к вопросу, то ДТП бывают следующих видов:

  • столкновение двух или более механических транспортных средств;
  • столкновение различных типов транспортных средств, например, велосипедист врезается в автомобиль;
  • наезды на пешеходов;
  • наезды на различные помехи и препятствия: заборы, опоры ЛЭП, здания, канализационные люки;
  • наезды на животных;
  • опрокидывание автомобилей;
  • иные виды аварий.

Каждый из этих видов может быть разделен на огромное количество подвидов, поэтому постараемся разобраться с ними более детально.

Кроме того, ДТП классифицируют по тяжести нанесенного урона:

  • со смертельным исходом;
  • телесные повреждения;
  • материальный ущерб.

Последние являются наиболее часто встречающимися. Тем не менее, согласно отчетам ГИБДД статистика смертей на дорогах в целом по России не утешительная — в год погибает 25-27 тысяч человек, а прямой материальный ущерб достигает огромных сумм в триллионы рублей.

Столкновение автомобилей

Столкновение автомобилей — это один из наиболее часто встречающихся видов ДТП, которые бывают:

  • лобовыми;
  • боковыми;
  • задними.

Чаще всего автомобили сталкиваются при совершении различных маневров и ряде следующих причин: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее.

Понятно, что наиболее тяжкими являются столкновения лобовые, когда один водитель идет на обгон, не замечая движущиеся машины по встречной полосе. Боковые столкновения тоже приводят к серьезным последствиям, например, на перекрестках, когда автолюбители не соблюдают поочередность проезда.

Превышение скорости — это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях автомобилист не успевает адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку. Кроме того, зачастую сказывается невладение основными навыками вождения, из-за чего автомобиль может уйти в занос или опрокинуться. Особенно часто это наблюдается на трассах, покрытых снегом и гололедом.

Если говорить конкретно о причинах всех этих ДТП, то они, к сожалению, будут весьма банальными:

  • элементарное незнание правил дорожного движения;
  • недисциплинированность;
  • водители садятся за руль в состоянии опьянения;
  • несоблюдение режимов сна и работы;
  • нарушение правил эксплуатации авто, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;
  • слабая подготовка курсантов;
  • рассеянность, невнимательность.

Очень часто можно увидеть картину, когда по центральным улицам городов на огромной скорости проносятся тонированные иномарки, из которых доносится громкая музыка. Внимание автовладельцев может отвлекаться от дороги на поведение пассажиров в салоне. То есть пассажиры тоже могут провоцировать ДТП. Например, молодая мать отвлекается на ребенка, сидящего в детском удерживающем устройстве, и не замечает переключение сигналов светофора или другое транспортное средство, несущееся по пересекаемой дороге.

Основные причины возникновения аварий:

Чтобы избежать всех этих ДТП, необходимо использовать весь тот багаж знаний, которые были получены во время обучения в автошколе. Часто же водители демонстративно нарушают ПДД, пользуясь тем, что в данный момент за их поведением не наблюдают сотрудники ГИБДД.

Стоит отметить, что после широкого внедрения в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах камер фото и видеофиксации, а также стационарных установок для измерения скорости, ситуация с аварийностью и количеством ДТП изменилась в лучшую сторону.

Наезды на пешеходов

Очень распространенная причина ДТП — наезд на пешехода. К сожалению, во многих случаях виноваты сами пешеходы, поскольку они, как правило, плохо разбираются в правилах дорожного движения. Однако, согласно тем же ПДД, водитель всегда обязан соблюдать бдительность на дороге, вне зависимости от того, где в данный момент находится: на оживленной городской улице, или на безлюдном шоссе.

Чаще всего отмечают следующие обстоятельства наезда на пешехода:

  • человек пересекает проезжую часть с права налево, по ходу движения транспорта;
  • внезапное появление людей на проезжей части, например, в зоне остановки общественного транспорта или под знак «Дети на дороге»;
  • переход дороги не по зебре;
  • несоблюдение пешеходами сигналов светофора.

Когда человек едет по городской улице, лучше всего он просматривает проезжую часть и тротуар слева. Справа же имеется «слепая зона», образованная правой стойкой. Соответственно, когда человек быстро выходит на дорогу справа, у него зачастую не остается времени, чтобы среагировать и нажать педаль тормоза.

Именно поэтому пешеходы обязаны, перед пересечением дороги, оценить ситуацию, дождаться пока автомобили остановятся, и лишь после этого ступать на проезжую часть. Если расстояние до автомобиля менее сотни метров и скорость автомобиля не снижается, лучше не рисковать, а переждать на тротуаре.

Также очень часто наезд осуществляется, когда пешеход резко появляется на дороге из-за припаркованных вдоль тротуара транспортных средств. Недаром старая поговорка гласит, что самый опасный автомобиль — стоящий, поскольку он перекрывает обзор как людям, так автомобилистам.

В данном случае пешеход обязан сначала оценить дорожную обстановку, и лишь потом переходить дорогу. Это же касается и водителей — в зоне парковки вдоль тротуара нужно внимательно следить за передвижением прохожих и придерживаться оптимального скоростного режима.

Постоянная обстановка с ДТП складывается в зоне остановок маршрутного транспорта, особенно трамвая, если он останавливается непосредственно по центру проезжей части. Также не редки случаи наезда на людей при разъезде на нерегулируемых перекрестках: поворачивая налево или направо, шофер пропускает другие автомобили, при этом они перекрывают обзор в выбранном направлении движения. Если в данный момент человек переходит дорогу, его могут попросту не заметить.

Очень часто страдают пешеходы, идущие по обочине по ходу движения транспорта. Согласно ПДД по обочине нужно двигаться против общего потока, чтобы сохранялась хорошая видимость дорожной обстановки.

К сожалению, дети и пенсионеры становятся жертвами наездов, и это несмотря на то, что при обучении в автошколах огромное внимание уделяется именно детской психологии поведения на дороге. Одним словом, автовладельцы должны быть бдительным в любой ситуации.

Иные виды ДТП

Как мы писали выше, видов дорожно-транспортных происшествий есть огромное множество.

Опрокидывание

Основная причина — плохая теоретическая и практическая подготовка. Причины опрокидывания:

  • не снижение скорости при заезде двумя правыми колесами на грунтовую или скользкую обочину;
  • торможение на спуске при движении на большой скорости;
  • неумение выйти из заноса на обледенелой трассе;
  • торможение двигателем на большой скорости;
  • езда по уклонам и спускам с выключенной КПП.

Как правило, все эти моменты рассматриваются на курсах водителей, однако владельцы авто не до конца понимают всю опасность пренебрежения полученными знаниями.

Наезды на препятствия

Препятствием в данном случае может считаться все, что угодно, от искусственной неровности (лежачего полицейского) до элементов ограждения скоростной магистрали. Также помехой считается любое ТС со включенной аварийкой.

Например, если водитель попытается проехать лежачего полицейского на большой скорости, огромная нагрузка придется на подвеску. Последствия из-за данной причины могут быть непредсказуемые: уход в занос, вырванный задний мост, опрокидывание.

Столкновения с элементами ограждения мостов или скоростных магистралей происходят из-за неправильного маневрирования, превышения скорости, несоблюдения требований знаков.

Наезды на животных

Обычно на участках дороги, проходящей через леса или заповедники, имеются знаки «Осторожно, дикие звери». Здесь нужно придерживаться низкой скорости и внимательно смотреть на дорогу.

В городе чаще всего под колеса попадают бродячие кошки и собаки. Некоторые водители стараются резко затормозить или объехать их, однако это приводит к еще более плачевным последствиям. Сзади едущие автомобилисты не успевают затормозить и происходит заднее столкновение.

Столкновения с велосипедистами

Согласно ПДД велосипедисты должны передвигаться по крайней правой полосе, не далее метра от бордюра.Также они должны выполнять все требования дорожных знаков, чего, к сожалению, не выполняют.

Результаты ДТП с участием велосипедистов плачевны: в отличие от водителя, велосипедист защищен только шлемом. Так что переломы конечностей — не самый страшный вариант.

Заключение

Как видим, основная причина любых ДТП — несоблюдение правил дорожного движения. Единственное, что можно посоветовать всем без исключения участникам движения: учитывайте обстановку на дороге и никогда не спешите. Именно спешка зачастую заставляет нас идти на необдуманные поступки.

Также не помешало бы перечитать некоторые статьи КоАП и Уголовного кодекса. Так, штрафы и ответственность могут быть наложены не только на автовладельцев, но и на пешеходов. Если же ДТП со смертельным исходом, то предусмотрена уголовная ответственность. Имеются различные сроки тюремного заключения — от трех до десяти лет.

Не стоит забывать и о таких причинах, как о ремнях безопасности и детских удерживающих устройствах. Согласно многочисленным исследованиям, количество смертей многократно уменьшилось бы, если бы все собственники автомобилей и пассажиры не забывали пристегиваться ремнями безопасности.

Рекомендуем посмотреть это видео:

avtopravilo.ru

Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ПРОБЛЕМЫ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ*

© В. М. Митник

Митник Виктор Маркович полковник полиции заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности лорожното лвижения в Российской Фелераиии на примере показателей аварийности на лоротах Самарското ретиона. Исслелуются основные тенлениии развития проблемы, причины и условия, способствующие совершению лорожно-транспорт-ных происшествий, преллатаются конкретные меры, направленные на снижение показателей аварийности и ее общественно опасных послелствий.

Ключевые слова: безопасность лорожното лвижения, статистика аварийности, прелупрежление АТП, ответственность за совершение АТП, Протрамма по обеспечению безопасности лорожното лвижения.

Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации становится все более серьезной социально-экономической и правовой проблемой. Уровень аварийности на дорогах, несмотря на некоторое снижение ее абсолютных показателей, остается высоким.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции). Согласно ее ст. 45, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гаран-

* Статья подготовлена в рамках магистерской программы «Проблемы противодействия преступности и осуществления правосудия» (научный руководитель — докт. юрид наук, профессор В. К Дуюнов).

тируется. Государство обязано обеспечивать безопасность граждан, принимать исчерпывающие меры по защите жизни и здоровья граждан.

В 2012 году в Послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал обеспечение безопасности дорожного движения в числе приоритетных задач развития страны. Президент особо подчеркнул, что аварийность на автомобильном транспорте прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем и представляет сегодня угрозу национальной безопасности России. Негативные последствия от аварий многократно превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других эксцессов и несчастных случаев. Последние резонансные автокатастрофы отразили многочисленные проблемы, связанные с организацией дорожного движения, с состоянием дорог, с ответственностью участников движения.

Начиная с 2006 года, когда после объективной оценки сложившейся ситуации был взят курс на усиление мер по защите жизни и здоровья граждан на дорогах, был принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование организации дорожного движения, усиление ответственности его участников и т.п.

В 2006 году была разработана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [1], аналогичная целевая программа на период до 2015 года разработана и реализуется в Самарской области [2]. В этот же год, своим Указом № 1042 Президент России поручил Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ принять неотложные меры, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения и реализовать весь комплекс мероприятий по предупреждению гибели и ранению людей в ДТП [3]. Федеральными законами РФ было внесен целый ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на ужесточение санкций за нарушения Правил дорожного движения [4].

В результате принятых мер, в Самарской области, например, с 2007 по 2011 года ежегодно отмечалось снижение основных показателей аварийности. Так, количество дорожно-транспортных происшествий в указанный период снизилось на 19,6% (с 5241 до 4210), число погибших и раненых сократилось на 34,7% (с 752 до 491) и 15,1% (с 6402 до 5432) соответственно [5].

И тем не менее, показатели статистки в данной сфере и в настоящее время не дают повода для большого оптимизма, не позволяют говорить о наступлении коренного перелома в лучшую сторону.

С начала 2012 года основные показатели аварийности снова стали расти: на конец года в области зарегистрировано 4593 ДТП, в которых погибли 585 и ранено 6050 человек. Количество происшествий возросло на 9,1%, число погибших и раненых увеличилось на 19,1% и 11,4% соответственно. Тяжесть последствий от ДТП возросла с 8,3 до 8,8 погибших на 100 пострадавших. Рост ДТП зарегистрирован на территориях 24 из 35 муниципальных образований Самарской области.

Аналогичная тенденция роста основных показателей аварийности в 2012 году отмечается и в целом по России: ДТП на 1,9% (203 597), количество погибших возросло на 0,1% (27 991), получивших ранения на 2,7% (258 618).

Увеличение количества показателей аварийности произошло и во многих субъектах РФ, которые могут быть сравнимы с Самарской областью. Так, в Чувашской Республике рост ДТП составил 14,6%, число погибших в них людей возросло на 1,5% и раненых на 12,8%. В Пермском крае количество ДТП на 2,3%, погибших на 4,6%, раненых на 0,8%, в Кемеровской области ДТП возросло на 11,9%, число погибших на 0,9%, раненых на 9,9%, в Омской области увеличилось ДТП на 14,9%, число погибших и раненых на 25,4% и 14,3% соответственно.

В Самарской области сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением безопасности пешеходов, а это наиболее многочисленная и самая уязвимая группа участников дорожного движения. Совершено 1599 наездов на пешеходов, что на 4,4% превышает показатели предыдущего года, удельный вес данных ДТП составил 34,8%. В том числе 416 наездов на людей совершено на пешеходных переходах.

Нередко ДТП со смертельным исходом являются следствием невнимательности самих пешеходов, неспособности объективно воспринимать и оценивать дорожную обстановку, степень ее опасности, а также нарушения ими Правил дорожного движения.

Неуклонно растет число аварий с участием пьяных водителей. Данный показатель вырос за год на 20% и составил 378 ДТП, в которых 31 человек погиб (+6,9%) и 606 человек ранены (+25,7%).

Тревожную статистику характеризует рост числа ДТП с участием детей, в 567 (+13,6%) ДТП получили ранения 610 несовершеннолетних (+17,1%), хотя число погибших детей снизилось на 42,9% (с 21 до 12).

Возросло число ДТП по вине молодых водителей (369 или +25,5%), в результате которых 46 (+58,6%) человек погибли и 543 (+26%) ранены.

Увеличилось количество ДТП из-за нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов (рост на 30,3%), в результате которых 7 человек погибли (рост на 16,7%) и 286 ранены (рост на 48,2%).

Анализ причин и обстоятельств ДТП показывают, что основной их причиной по-прежнему нарушение правил безопасности дорожного движения со стороны водителей транспортных средств, выразившееся в превышении скорости или неправильном выборе ее режима применительно к конкретным условиям. По данной причине в 2012 г. произошло 2098 ДТП — более половины (50,1 %) от общего числа происшествий за год (по сравнению с показателями 2011 г. — рост на 24,7%). Другими причинами ДТП стали: нарушения правил проезда пешеходных переходов — 355 ДТП или 8,5% (рост на 4,7%); а также управление транспортным средством в состоянии опьянения — 378 ДТП или 9% (рост на 20%).

Одним из условий, способствующих росту числа погибших в ДТП участников дорожного движения, явилось не использование ими ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

По результатам проведенного анализа основными проблемными вопросами состояния аварийности на дорогах Самарской области явились, на наш взгляд, следующие:

• Несоответствие уровня эксплуатационного состояния улично-дорожной сети нормативным требованиям.

• Рост количества транспорта происходит значительно быстрее развития транспортной инфраструктуры.

• Значительный прирост количества автотранспорта (ежегодно около 50 тыс.) и на сегодняшний день превышает 1 млн. 100 тыс. единиц.

• Ежегодное увеличение числа «молодых водителей» (2010 г. — 39 тыс., 2011 г. — 38 тыс., 2012 г. — 45,4 тыс.), связанно с ростом количества выпускников автошкол.

• «Привыкание» участников дорожного движения к ужесточению административных штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

• Недостаточно оперативная помощь пострадавшим в ДТП, в первую очередь на участках автомобильных дорог удаленных от населенных пунктов.

• Неразвитая система организационных, плановых и инженерных мероприятий в области совершенствования системы управления движением транспорта, в том числе при градостроительстве.

• Резкий рост числа велосипедистов и водителей скутеров (мопедов) на улично-дорожной сети, отсутствие правовых норм, регламентирующих контроль за их использованием.

• Увеличение транзитного автотранспорта проходящего по автодорогам Самарской области (как грузового, так и легкового, особенно в летний период — до 10-12% за 2012 год).

Также к условиям, способствующим росту числа ДТП, следует отнести низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения, прежде всего водителей автотранспортных средств, а также необеспече-ние на практике неотвратимости ответственности (административной и уголовной) за нарушение правил дорожного движения.

Совершенно очевидно, что кардинальное решение проблемы требует комплексных подходов, серьезнейших мер как общесоциального (социально-экономического, организационно-технического, культурно-воспитательного и т. п.), так и специального превентивного и карательного характера.

К числу последних относятся, в частности меры уголовно-правовые, имеющие своей задачей охрану специфическими удерживающими средствами важнейших интересов личности, общества и государства от причинения им вреда и урегулирование конфликтов, возникающих в тех случаях, когда такой вред все-таки причинен.

Это в полной мере относится к действующей редакции статьи 264 Уголовного кодекса РФ, в которой установлена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть. Насколько эффективно нормы данной статьи решают указанные выше задачи?

Статистика ДТП, содержащих признаки преступлений, показывает, что только в 2012 году в Самарской области по статье 264 УК РФ возбуждено 497 дел, из которых в результате осуждено 400 водителей (в 2011 г. — 488 и 347 соответственно). В том числе по части 1 указанной статьи (причинение тяжкого вреда здоровью) — 261 человек, по части 3 (повлекшее смерть человека) — 177, по части 5 (в котором погибло 2 и более лиц) — 24.

По сравнению с предыдущим годом возросло количество преступных деяний с человеческими жертвами, совершенных в состоянии опьянения. При этом отсутствие в санкциях соответствующих частей ст. 264 УК РФ указаний о нижних пределах санкций приводит к тому, что большая часть всех преступников получают незначительные сроки лишения свободы, явно не соответствующие тяжести наступивших последствий.

В связи с этим следует признать обоснованным обсуждаемый в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законопроект, предусматривающий установление нижних пределов санкций и общее усиление наказаний за нарушение Правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наиболее тяжкие последствия лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Усиление уголовной ответственности, на наш взгляд, будет способствовать повышению дисциплины участников дорожного движения, убеждение их в необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Вместе с тем, только этих мер будет недостаточно, необходимо внести ясность в практику применения ст. 264 УК РФ, нуждающейся в дополнительных аргументах и более тщательном толковании объективных и субъективных признаков данного преступления. У рассматриваемой проблемы существует обратная сторона — это значительный рост судимости в стране.

Особого внимания заслуживает сложная проблема правильного понимания теоретической и правовой сущности причинной связи в транспортных преступлениях. Еще более важное значение имеет сложнейшая проблема определения форм и содержания вины в таких преступлениях. Неправильная трактовка этих признаков приводит к частым ошибкам в квалификации преступного нарушения ПДД и не позволяет тщательно индивидуализировать наказание.

Понимая всю сложность и остроту развития ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения, необходимо внести существенные коррективы в КоАП РФ за счет введения норм, способных на данном этапе преодолеть негативную ситуацию с дисциплиной на дорогах. Надо серьезно поработать над законодательством, добиться того, чтобы санкции не только карали за те или иные нарушения ПДД но, прежде всего, способствовали их предотвращению. Чтобы водитель, независимо от его уровня доходов, опасался превышать скорость, садиться за руль пьяным, выезжать на встречную полосу и т. д. Тем самым они должны быть адекватны степени общественной опасности того или иного нарушения, предусматривать эффективные механизмы реализации принципа неотвратимости уголовно-правового воздействия на преступников.

Принятое Правительством решение о продлении действия целевой Программы по обеспечению безопасности дорожного движения на период 2013-2020 годов позволит гарантировать достижение установленных директивных показателей снижения тяжести последствий в ДТП в 2020 году примерно на четверть.

Программа рассчитана на 2013-2020 годы и будут осуществляться в 2 этапа: 1-й этап — 2013-2015 годы; 2-й этап — 2016-2020 годы.

На 1-м этапе Программы (2013-2015 годы) планируется реализация мероприятий, направленных:

— на сокращение влияния наиболее весомых факторов, вызывающих дорожно-транспортную аварийность и снижающих возможность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

— на изменение общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения;

— на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дорожнотранспортной аварийности.

На 2-м этапе Программы (2016-2020) мероприятия будут направлены преимущественно на снижение аварийности на российских дорогах, преодоления дисбаланса в ситуации с аварийностью в регионах и основываться на дифференцированном подходе к задачам по снижению дорожно-транспортного травматизма для каждого субъекта Российской Федерации и экономически выгодных механизмах софинансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ведется значительная работа по предупреждению опасного поведения на дорогах водителей транспортных средств для предотвращения наступления тяжких последствий. Одним из основных факторов, способным повлиять на решение данной проблемы, является ужесточение административной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

В феврале текущего года внесен на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, предполагающий увеличение штрафов практически за все нарушения правил дорожного движения. Штрафы планируется увеличить как для водителей, так и для пешеходов. В представленный в Госдуму РФ документ включены все законодательные инициативы, предлагавшиеся различными фракциями и Госавтоинспекцией за последние пять лет. Предполагается, что это будут крупнейшие с 2007 года изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ.

В первую очередь изменения направлены на борьбу со злостными нарушителями, введя в действие балльную систему, сходную с той, которая действовала в СССР. Кроме того, законопроект предполагает введение более жестких санкций за повторные нарушения ПДД. И, в первую очередь, планируемые изменения должны существенно повысить дисциплину водителей транспортных средств.

Одновременно с этим Госавтоинспекцией ведется активная работа по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий. Особое внимание акцентируется на исполнении должностными и юридическими лицами автопредприятий нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В текущем году и в последующием планируется увеличение технического оснащения подразделений Госавтоинспекции Самарской области автотранспортом и средствами для осуществления контроля за дорожным движением. Приоритетно средства будут направлены на развертывание стационарных и передвижных комплексов фото — видео фиксации нарушений правил дорожного движения работающих в автоматическом режиме и, устанавливаться такие приборы будут только в аварийно опасных местам для снижения количества ДТП. Для полноценной работы комплексов в 2011 году при Главном управлении МВД России по Самарской области создан центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Только в 2012 году сотрудниками Центра вынесено 932 тысячи постановлений по делам об административных правонарушениях, что в 2 раза больше 2011 года. Вынесено штрафов водителям — нарушителям ПДД на сумму свыше 252 млн. 166 тыс. рублей.

Продолжается работа по привлечению должностных и юридических лиц к административной ответственности за их неудовлетворительное содержание улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения.

Во взаимодействии со средствами массовой информации активизируются пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение участникам дорожного движения норм и правил нахождения на проезжей части, а также предупреждению ДТП, в т. ч. с участием несовершеннолетних.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» (дополнительно вносились изменения и дополнениями от: 18 августа 2007 г., 2 июня, 15 июля 2008 г., 14 февраля 2009 г., 2 августа 2011 г., 22 ноября 2012 г.).

2. Постановление Правительства Самарской области от 27 марта 2009 г. № 188 «об утверждении областной целевой программы Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года».

3. Указ Президента РФ № 1042 от 22.09.2006 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» опубликовано 26 сентября 2006 г. в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации, ред. от 27.10.2011.

4. Федеральные законы от 22.07.2007 № 116-ФЗ, 12.11.2012 № 194-ФЗ, 24.07.2007 № 210-ФЗ, 09.11.2009 № 249-ФЗ, 23.07.2010 № 169-ФЗ, 01.07.2011 № 170-ФЗ, 07.05.200 № 86-ФЗ, 03.07.2010 № 175-ФЗ, 23.04.2012 № 34-ФЗ, 21.04.2011 № 69-ФЗ, 11.07.2011 № 207-ФЗ, 15.07.2011 № 153.

5. Статистические данные предоставлены Управлением Госавтоинспекции по Самарской области.

cyberleninka.ru


Смотрите также