Обеспечение пожарной безопасности в школе


Требования, нормы и правила к пожарной безопасности в школе

Школы и другие детские учреждения – это объекты самого строгого контроля в области защиты жизни и здоровья детей. Пожарная безопасность в школе регулируется правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства №390 от 25.04.12 года, в которые ежегодно вносятся изменения и дополнения, вызванные практикой их применения.

Нормы и правила пожарной безопасности в школе

Каждое школьное учреждение разрабатывает индивидуальные правила пожарной безопасности в школе на основании существующих типовых планов, правил и рекомендаций.

В этих правилах учитываются следующие вопросы:

  • оснащение школы необходимым пожарным инвентарем и назначение лиц, ответственных за его содержание;
  • пожарная сигнализация в школе, ее монтаж, эксплуатация и сроки проверок;
  • системы оповещения по тревоге, их доступность и слышимость в любом помещении;
  • наличие планов эвакуации, наглядного материала на эту тему, поддержание в полной готовности эвакуационных выходов;
  • планы обучения работающего персонала и школьников правилам предупреждения возгорания и поведения себя во время пожара.

Отдельные планы разрабатываются для помещений повышенной опасности, например, кабинетов химии или блоков приготовления пищи. Также планы пожарной безопасности и назначение ответственных лиц производится для каждого школьного мероприятия, предусматривающего скопление массового количества детей в одном помещении.

Проведения эвакуации в школе

В школах, как и в любых учреждениях, в обязательном порядке должны быть планы эвакуации детей и взрослых из здания при возникновении угрозы пожара.

Инструктаж о пожарной безопасности в школе

Планы эвакуации:

  • разрабатываются, оформляются и хранятся у лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • оформляются в виде плакатов и размещаются на всех этажах школы в непосредственной близости от мест выхода (лестниц, лестничных клеток, дверей);
  • регулярно доводятся до работающего персонала школы и учащихся;
  • изучаются на специальных занятиях и инструктажах с преподавательским коллективом и на уроках и внеклассных занятиях с детьми;
  • вносятся изменения при каждом изменении конструкции здания, его перестройки, расширения, оборудования новых входов, изменения количества классов или учащихся;
  • подписываются руководителями школы и ответственными лицами.

В ходе занятий отрабатывается порядок оповещения людей о пожаре в школе и проведение организованной эвакуации. Перед проведением мероприятий производится практическая проверка готовности путей эвакуации (состояние основных и запасных выходов, лестничных пролетов).

Организация эвакуации в зависимости от места возникновения возгорания возлагается на учителей, ведущих уроки, или на лиц, ответственных за проводимое массовое мероприятие. Основные действия, которые обязаны провести организаторы эвакуации, после того, как вызовут помощь:

  • прекратить все занятия с детьми;
  • собрать их, одеть и подготовить к выходу;
  • открыть двери, через которые должна проходить эвакуация;
  • вывести детей к условленному месту сбора;
  • проверить наличие;
  • закрыть двери, чтобы ограничить распространение огня;
  • при необходимости оказать первую помощь;

Обратите внимание!

Основная задача эвакуации – сохранить жизнь и здоровье детей.

Какие виды пожарной сигнализации устанавливают в школе?

Для пожарной охраны в школах устанавливают системы комплексной сигнализации, которые подключаются к пультам, отвечающим за централизованное наблюдение за общественными зданиями. Обычно системы пожарной сигнализации устанавливаются совместно с комплексами охраны зданий и оборудованием для видеонаблюдения.

В системах устанавливаются датчики, реагирующие на задымленность воздуха, открытое пламя и тление. Способ активации оборудования – автоматический, т.е. с привлечением наружного пункта наблюдения.

Среди систем противопожарной защиты, используемых в больших зданиях, в школах рекомендуется устанавливать комплексы адресно-аналогового типа. Основное преимущество данного типа сигнализации – самостоятельный анализ работы и показаний извещателей и высокая скорость выявления мест возгорания. Системы адресно-аналогового принципа работы связаны со следующими способами оповещения:

  • голосовым (речевым), при котором объявление тревоги воспроизводится словами;
  • световым, с помощью мигающих табло.

Комбинация данных видов оповещения лучше всего воспринимается детьми и доступна в условиях большого здания школы. Такая пожарная сигнализация в спортзале школы слышна даже при повышенном уровне шума. Аналогичные системы используются в торговых комплексах, бизнес центрах, детских садах.

Если здание школы занимает более 3 этажей, то устанавливаются системы оповещения, обладающие расширенными возможностями, кроме перечисленных ранее используются:

  • световые указатели направления движения и обозначающие выход;
  • разбивка здания на несколько зон оповещения в связи с большой площадью помещения;
  • прямая передача информации диспетчерской пожарной службы и обратно.

Это позволяет частично передать в руки автоматики организацию эвакуации и обеспечить постоянную связь с пожарным пунктом.

Средства пожаротушения в школе

В школах и других детских учреждениях недостаточно установить только системы сигнализации. Тушение пожаров в школах и детских учреждениях должно начинаться с момента выявления возгорания. Основная задача средств пожаротушения – обеспечение безопасной эвакуации учеников и ликвидация очагов возгорания в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Для этого в школах в обязательном порядке устанавливаются пожарные щиты с первичными средствами тушения огня (песок, ручные огнетушители).

Первичные средства пожаротушения в школах

Но более действенным и эффективным способом защиты является установка автоматических систем пожаротушения.

Поскольку школы и другие детские учреждения относятся к помещениям, в которых постоянно находятся массы людей, единственным возможным огнетушащим средством является вода. Несмотря на то, что использование воды может нанести существенный вред имуществу, данный способ абсолютно безвреден для людей, оказавшихся в зоне работы автоматики. Также распыление воды помогает не только сдержать распространение пожара, но и вывести людей через зоны возгорания.

Вновь используемые системы пожаротушения используют дисперсионное распыление воды (спринклерные установки), позволяющее достичь тех же целей при меньшем расходе воды.

С учетом того, как реагируют пожарные на сигнализацию в школе, а они склонны в первую очередь подозревать факты хулиганства, необходимо использовать системы пожаротушения с максимальной защитой от ошибочных срабатываний.

Заключение

При выборе и монтаже пожарной сигнализация в школе нормы и правила соблюдаются особенно строго, так как незамеченное и не ликвидированное вовремя возгорание может привести к гибели детей, не умеющих соблюдать дисциплину во время чрезвычайных ситуаций. Основной принцип работы пожарных систем – быстрое реагирование и абсолютная безвредность для людей.

8.5. Обеспечение пожарной безопасности в здании школы

В здании школы учащиеся должны обеспечивать необходимый противопожарный порядок. Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасной выход». Если двери закрыты на ключ, то на дверях необходимо выполнить надпись о месте хранения ключа. Категорически запрещается забивать наглухо гвоздями двери запасных выходов. Лестницы – важнейший путь эвакуации. Вот почему нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые, фотолаборатории, склады наглядных пособий, музыкальных инструментов, хранить инвентарь уборщиц. Нельзя также загромождать коридоры столами, стульями, партами и др.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: в случае если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой. Двери этих выходов, а также из коридоров на лестничные клетки должны открываться по ходу эвакуации и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах. Размещаемые на лестничных клетках приборы отопления, внутренние пожарные краны не должны сокращать ширины маршей и площадок, для этого они устраиваются в нишах. Запрещается отделывать пути эвакуации и учебные помещения школ деревом, пластиком и другими горючими материалами. Такая «красота» интерьера чревата серьезными последствиями. При загорании этих материалов выделяются отравляющие продукты горения. Через несколько минут, образуется зона задымления и эвакуация становится невозможной, а трагедия – неизбежной.

В школах, имеющих деревянные чердачные помещения, необходима периодическая обработка деревянных конструкций огнезащитным составом. Двери, ведущие с лестничных клеток на чердак, должны быть закрыты на замки. Чердачные помещения запрещается засорять сгораемыми материалами, а также устраивать кладовые, мастерские и т.д. К содержанию чердаков предъявляются строгие требования, так как чердак перекрывает все помещения, возникающий пожар мгновенно распространяется над всем зданием и справиться с огнем очень трудно.

Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости и окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.

Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты и учебные мастерские. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы и другое оборудование. Чтобы не допустить несчастных случаев в вышеупомянутых помещениях, работы разрешается проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта.

Существуют общие правила пожарной безопасности в химических лабораториях.

В лабораториях нельзя работать при плохом самочувствии, при сильной усталости, тем более в болезненном состоянии, так как при обращении с огнеопасными веществами требуется концентрация внимания, поэтому даже простая сонливость может обернуться бедой.

Перед началом работы с любыми огнеопасными материалами необходимо убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. При проведении опытов с сильными окислителями, легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) подходящие средства пожаротушения должны находиться наготове в непосредственной близости от рабочего места.

В химических лабораториях запрещается проводить какие-либо работы, не связанные непосредственно с выполнением порученных заданий, произвольно смешивать реактивы. Для любых опытов следует брать минимально необходимое количество вещества. Пробные опыты, за редким исключением, проводят не в колбах, а в пробирках. При работе с несколькими миллилитрами жидкости и с граммами твердых реактивов выделение тепла, вспенивание массы и даже вспышки не влекут за собой серьезных последствий.

В химических лабораториях запрещается работать одному. Это связано с тем, что в случае аварии или возникновения пожара экспериментатору должна быть оказана немедленная помощь.

Запрещается оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы, газовые горелки, установки, в которых происходят химические процессы.

После каждого опыта сразу необходимо мыть посуду. Перед уходом из лаборатории следует убедиться, что на рабочем столе и в вытяжном шкафу отключены электроприборы, выключена вода, перекрыты газовые линии. Склянки с реактивами должны быть убраны в постоянные места хранения.

Отработанные реактивы, особенно ЛВЖ и ГЖ, запрещается сливать в канализацию. Для этого должны быть сосуды для отходов. ЛВЖ и ГЖ (бензин, бензол, эфир, ацетон, толуол, нитролаки, нефть, керосин, спирт и др.) разрешается хранить в количестве не более трех килограммов в специальном металлическом ящике вдали от нагревательных приборов и выходов.

Реактивы и другие материалы, контакт которых может вызвать выделение тепла или служить импульсом для самовозгорания, должны храниться раздельно с соблюдением необходимых условий в несгораемых ящиках. Сильные окислители, такие как бертолетова соль, хлорновато-кислый натрий, азотнокислый натрий, калий, кальций, барий, аммиачная селитра, должны храниться в стеклянных банках с притертой или завинчивающейся пробкой на отдельной полке.

Хранение концентрированных минеральных кислот может быть допущено в стеклянных банках с притертой пробкой в количестве, не превышающем трех килограммов. Бром и хромовый ангидрид размещают в вытяжном шкафу. Перекись натрия и бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертой пробкой, которые устанавливаются в металлические резервуары и размещаются в шкафу с реактивами на той же полке, где находятся окислители. Ставить на эту полку какие-либо другие предметы нельзя.

Красный фосфор хранят в стеклянной или металлической банке с плотно закрывающейся пробкой или крышкой, а перекись водорода – в темной стеклянной посуде с корковой пробкой, которая устанавливается в металлический контейнер. Красный фосфор и перекись водорода можно размещать совместно с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми) вдали от полок с окислителями, металлическими порошками и щелочными металлами.

В условиях школьных физических и химических кабинетов причинами возникновения пожаров может быть неисправная электроаппаратура и проводка к ней, неосторожное обращение с огнем и электронагревательными приборами, самовозгорание горючих веществ, разряды статического электричества.

Демонстрации, предусмотренные программой, в большинстве своем безопасны, но некоторые из них требуют выполнения правил обращения с огнем. В мастерских используют не только твердые горючие материалы, но и нередко ЛВЖ.

Все изделия, требующие внешнего покрытия, красят только на открытом воздухе. После окончания занятий в помещениях трудового обучения нужно выключать все электромеханические и электронагревательные устройства. Пожароопасные вещества и материалы следует выносить из помещения в специально отведенное для этого место, где их хранят в несгораемых шкафах или ящиках.

Мусор и отходы нужно убирать после каждого урока. Промасленные тряпки и обтирочный материал надо выносить после урока в безопасное место. Запас сырья и материалов в учебно-производственных помещениях не должен превышать количества, необходимого для проведения урока в течение дня.

Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, то в этих помещениях нельзя заправлять авто- и авиамодели, ракеты горючими жидкостями и пиротехническими препаратами. Эту работу следует проводить на открытом воздухе под непосредственным наблюдением руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легковоспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах. После завершения работы их необходимо вынести из помещения и не допускать накопления.

В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После окончания работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.

Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»,в требованиях Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

- Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

- Обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ);

- Неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

- Совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

- Перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

- Поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

- Содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Пожарная безопасность обеспечивается путем практической реализации следующих первостепенных условий – практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности. Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

- Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность по всем адресам комплекса.

- Приказ об установлении на территории образовательного учреждения противопожарного режима.

- Инструкция по пожарной безопасности – основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.

- Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.

- Инструкция дежурному ответственному работнику по пожарной безопасности.

- План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.

- Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.

- Памятка «Порядок действий при пожаре».

Обеспечение ПБ конкретизируется в Приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки. Главная цель обеспечения ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся, воспитанников и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Данные условия реализуются путем проведения следующих мероприятий:

Регулярное о проведение занятий по основам пожарной безопасности, проверки знаний пожарно-технического минимума, тренировки по эвакуации обучающихся, воспитанников и персонала (проведение «Дня защиты детей», плановых эвакуаций согласно плана работы на год.). Все здания комплекса оборудованы системами АПС, системами ПАК «Стрелец-Мониторинг» с выводом сигнала на пульт 01, системами вентиляции, первичными средствами огнетушения. Все системы обслуживают специализированные организации, имеющие лицензии и соответствующую документацию, с ними заключены договора на техническое обслуживание. Ежеквартально с инспекторами Государственного пожарного надзора Управления по Зел АО ГУ МЧС России по г. Москве проводятся беседы с обучающимися о мерах пожарной безопасности. Регулярно в течении года со всеми работниками, учащимися и воспитанниками, работниками сторонних и подрядных организаций проводятся инструктажи по правилам пожарной безопасности.

Пожарная безопасность в школе

Безопасность общеобразовательного учреждения - комплекс мер, разработанных государственными органами и администрацией учреждения для максимальной защиты учащихся и имущества от внешних и внутренних угроз.

Такая безопасность охватывает достаточно широкий спектр разных позиций и направлений: экологическая безопасность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, электротехническая безопасность и пожарная безопасность, о которой и пойдет речь.

Мероприятия по пожарной безопасности школьниковраспределяются по следующим направлениям:

• приобретение и поддержка в состоянии полной готовности первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава, шкафы, щиты, ящики, и т.д.);

• установка автоматической системы пожарной сигнализации;

• наличие сигнала тревоги на случай возгорания;

• наличие эвакуационных выходов;

• наглядная агитация по профилактике возгораний в виде стендов и плакатов;

• профилактическая работа с коллективом учеников и коллективом работников учреждения.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе несут руководитель и его заместители, заведующими учебными кабинетами и мастерскими.

Обязанность директора школы:

1. Обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности и осуществление контроля за четким и неукоснительным выполнением режима работы всех работников, а также учащихся.

2. Принимать мгновенные меры по устранению недостатков, которые могут привести к возгоранию.

3. Регулярно (в соответствии с графиком) проводить разные виды инструктажей по противопожарной безопасности: первичный, повторный, внеплановый, целевой и др.

4. Разрабатывает и утверждает план эвакуации, а также порядок оповещения учащихся и работников о чрезвычайной ситуации.

5. Распределяет между работниками порядок действий на случай пожара.

6. Приказами по школе определяет ответственных за пожарную безопасность при проведении различных мероприятий (концертов, вечеров, новогодних елок и др.).

Рассмотрим, какие действия должны осуществлять участники образовательного процесса в школе при пожаре.

1. При первых признаках пожарной ситуации (дым, запах жженого, запах газа и др.) учитель обязан оценить ситуацию, обеспечить безопасность школьников и возможное оказание им помощи.

2. Правильным поведением учитель обязан исключить появление паники среди детей и сотрудников.

3. Эвакуацию из помещения и здания осуществлять быстро, не паниковать и исключить встречные потоки людей.

4. При уходе из помещения, отключить оборудование и электроприборы, выключить свет, плотно закрыть окна, двери.

Действия педработников должны соответствовать установленной инструкции по пожарной безопасности.

Эвакуацию при пожаре педагог, ведущий урок, осуществляет согласно плану, пропустив вперед детей, взяв классный журнал, а оказавшись на безопасном расстоянии, сделать перекличку учеников по списку.

Перед педагогами, преподающими основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), стоит вполне конкретная задача - максимально научить детей предотвращать пожароопасные ситуации, а в условиях их возникновения - оценить ее правильно и выбрать верное решение.

В качестве профилактики возникновения пожароопасной ситуации первоочередная задача педагога-воспитателя - изучать правила пожарной безопасности, начиная с первого класса. Теоретические занятия чередовать с практическими.

В заключение необходимо отметить, что только правильно согласованные действия всех участников образовательного процесса позволят предупредить пожар, а в случае его возникновения - оперативно эвакуироваться и максимально сохранить материальные ценности.

Полный комплект необходимых документов по пожарной безопасности (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте.


Смотрите также