Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды специальность


Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику по специальности 050731 - Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды присуждается академическая степень «бакалавр безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды». Квалификации и должности определяются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты населения от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Сфера профессиональной деятельности Сферой профессиональной деятельности бакалавра являются все отрасли экономики, включая военно-промышленный комплекс, индустрию, сельское и коммунальное хозяйства, сферы производства и потребления, государственные органы в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, экологические службы.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются предприятия и организации, оказывающие влияние на природосоставляющие, техногенные, социальные, информационные системы и их компоненты; водные, земельные, биотические и прочие ресурсы; факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды; занимающиеся разработкой, внедрением и эксплуатацией технологических систем, сетей и защитой в чрезвычайных ситуациях; позволяющие предотвращать пожарную, экологическую, химическую, радиационную и другие опасности, проектно-изыскательские институты, бюро, фирмы и т.п. различных форм собственности

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности бакалавров являются инженерные сооружения, оборудование, информационные системы и программные продукты, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, защиту окружающей среды, защиту в чрезвычайных ситуациях.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавры по специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности: - производственно-технологическая; - проектная; - организационно-управленческая; - экспериментально-исследовательская. Производственно-технологическая деятельность: - участие в проведении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, предупреждению и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; - разработка, внедрение и эксплуатация технологических систем, сетей и оборудования, предназначенных для осуществления безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях; - выполнение мероприятий по метрологии, стандартизации средств контроля и измерения, их наладка, поверка и настройка; - оценка технико-эколого-экономической эффективности при внедрении мероприятий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и защиту окружающей среды; - осуществление контроля за эксплуатацией природо- и трудоохранных средств и спасательной техники, за соблюдением норм, правил и стандартов охраны труда, защиты в чрезвычайных ситуациях и охраны окружающей среды, регламентирующим производственные процессы и оборудование, спасательные работы и технику, ликвидацию последствий аварий, катастроф и экологический бедствий; - проведение первичного учета и анализа оперативно-текущих показателей выполняемых работ, измерение опасных и вредных производственных факторов, негативных факторов и техногенного риска производств и технических систем при чрезвычайных ситуациях, и также мониторинг окружающей среды; - проведение оценки опасных и вредных факторов производства; - предупреждение аварийных ситуаций на предприятиях; - проведение экспертизы и аудита хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан; оценка допустимости реализации объекта экспертизы с точки зрения безопасности для человека и окружающей среды; - формирование и организация деятельности специализированных мониторинговых, аварийно-спасательных, трудоохранных служб, их материальнотехнической базы. Проектная деятельность: - участие в подготовке технических заданий на разработку и проектирование схем, приборов, аппаратов и систем, используемых в безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды с технико-эколого-экономическим обоснованием устройства, структуры и принципа действия; - разработка нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; - разработка технической и рабочей документации и проектов на исследования социально-экологических систем и проблем, связанных с защитой окружающей среды, рациональным природопользованием и безопасностью жизнедеятельности. Организационно-управленческая деятельность: - постановка целей и формулирование задач по текущей работе и на перспективу; - организация работы малых коллективов исполнителей; разработка оперативных планов первичных производственных подразделений; - ведение технической и экологической документации, касающейся профессиональной деятельности; - разработка норм и правил в области безопасности жизнедеятельности, а также установление порядка их выполнения при проведении хозяйственной и иной деятельности. Экспериментально-исследовательская деятельность: - проведение измерений и обследования фактического состояния рабочей зоны, окружающей среды, природных ресурсов, управление их качеством и прогнозирование на текущий и долгосрочный периоды и анализ результатов; - составление описаний проводимых исследований, подготовка данных и составление отчетов, обзоров и научных публикаций; - участие в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды; предотвращения чрезвычайных ситуаций;

Функции профессиональной деятельности

Бакалавр в своей профессиональной деятельности выполняет следующие функции: - проведение работ по созданию условий безопасности жизнедеятельности, охране труда и окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях; - проведение обучения и инструктажа по технике безопасности, охране труда и окружающей среды; - осуществление контроля выполнения требований по безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Бакалавр в своей профессиональной деятельности решает следующие задачи: - повышение профессионального уровня; - информирование руководства и персонала об изменениях в законодательных, нормативно-правовых и иных документах в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях; - разработка инструкций и других документов, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны труда и защиты окружающей среды; - участие в проведении работ, связанных с предотвращением чрезвычайных и аварийных ситуаций, а также с ликвидацией их последствий; - составление нормативно-технической, нормативно-экологической, отчетной и иной документации; - анализ и прогноз состояния рабочей зоны и окружающей среды.

Направления профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность бакалавра направлена на обеспечение безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, предотвращение чрезвычайных ситуаций.

Содержание профессиональной деятельности

Содержание профессиональной деятельности бакалавра заключается в разработке, реализации и контроле проектов, программ, технических решений и мероприятий по пожарной, промышленной, экологической, химической, радиационной, биологической и другим видам безопасности; по защите окружающей среды и ее компонентов (воздушный бассейн, водные, земельные, биотические и другие ресурсы) от техногенного воздействия; осуществление исследовательской, экспериментальной, аудиторской и иных видов деятельности, касающихся решения проблем в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Выпускник должен: иметь представление: - о природных и техногенных процессах, обуславливающих нарушение требований безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях; - о многофункциональной деятельности человека и человечества, основанной на современных подходах к требованиям безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; - о возможностях передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне, необходимом для оперативного решения проблем безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; - об этических, правовых нормах, регулирующих отношения между людьми, человеком и обществом в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, а также их применения при реализации различных программ в этой области; - о сущности и социально-общественной значимости своей специальности; основных проблемах, обуславливающих профессиональную деятельность бакалавра; знать: - основные положения Конституции Республики Казахстан, законодательные и нормативно-технические акты в области безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, защиты в чрезвычайных ситуациях; - принципы стандартизации, сертификации и техники измерений в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; - методы оценки технико-экономической и эколого-экономической эффективности мероприятий, проводимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; - основы охраны труда, промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, а также радиационной, химической, биологической, пожарной безопасности; - базовые языки и основы программирования, типовые программные продукты, ориентированные на решение задач в области безопасности жизнедеятельности; уметь: - профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность; поставить цель и сформулировать задачи по текущей работе и на перспективу; кооперироваться с коллегами и планировать работу малых коллективов; - реализовать свои потенциальные возможности по повышению образовательного уровня, научного кругозора, компетенции, квалификации, приобретению новых знаний, умений и навыков, совершенствованию знаний казахского, русского и иностранных языков; - пользоваться средствами информатики и компьютерной техники для поиска, сбора, хранения, обработки и применения информационных продуктов; быть готовым к расширению сферы или изменению характера своей профессиональной деятельности; иметь навыки: - эффективного использования знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях, охраны труда, информатики, экономики предприятий и природопользования; - ориентирования в стратегии главных направлений в области социально-гуманитарных, естественных, общепрофессиональных и специальных наук, а также умением использовать их методы в своей профессиональной и производственной деятельности; - культуры мышления, пользования общими законами диалектики и логики, изложения в устной и письменной форме результатов своей профессиональной деятельности. быть компетентным: - в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях; - в вопросах организации, проведения и контроля мероприятий в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды; - в вопросах разработки и составления экологической и технической документации, проектов, программ, планов предприятий, организаций; - в области проведения экспериментально-исследовательских работ;

- во всех аспектах профессиональной деятельности, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях.

Содержание образовательных программ по специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Общеобразовательные дисциплины Обязательный компонент История Казахстана Казахский (русский) язык Иностранный язык Информатика Экология Философия

Компонент по выбору

Базовые дисциплины Обязательный компонент Математика 1 Математика 2 Физика 1 Физика 2 Химия Инженерная графика Метрология, стандартизация и сертификация Промышленная вентиляция Производственная санитария Геоэкология Гидрогазодинамика и тепломассобмен Безопасность жизнедеятельности Химический анализ Основы маркетинга и менеджмента

Компонент по выбору

Профилирующие дисциплины Обязательный компонент Охрана труда Основы химической и биологической безопасности Основы радиационной безопасности Инженерные системы, сети и оборудование Методы и средства контроля и измерений Безопасность техники и технологии

Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения Физическая культура Военная подготовка и другие виды работы Практика: Учебная

Производственная

ПГК Промежуточный государственный контроль ИГА Итоговая государственная аттестация Написание и защита дипломной работы

Государственные экзамены по специальности

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Национальные вузы Казахский национальный университет им. аль-Фараби Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева Казахский национальный аграрный университет

Государственные вузы Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева Атырауский институт нефти и газа Рудненский индустриальный институт Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова Семипалатинский государственный университет имени Шакарима Южно-Казахстанский государственный университетимени М. Ауэзова Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева Жезказганский университет имени О.А.Байконурова Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова Карагандинский государственный индустриальный университет Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова Карагандинский государственный технический университет Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави

Частные вузы Западно-Казахстанский инженерно-технический университет Костанайский инженерно-педагогический университет Инновационный Евразийский университет Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова Кокшетауский университет Центрально-Казахстанский институт технологии и менеджмента Казахстанская инженерно-техническая академия Казахско-русский международный университет Казахстанский университет технологии и бизнеса Каспийский общественный университет

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

testent.ru

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды. Ч. 1. Учебное пособие

Л.С. ТАРОВА, Е.А. СЕРГЕЕВА, В.М. ДМИТРИЕВ, А.В. БОЯРШИНОВ, В.Б. МИХАЙЛОВ, А.Б. МОЗЖУХИН

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Часть I

ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ

УДК 613.079.2 ББК У9(2)248я73

Б39

Рецензенты: Кандидат технических наук, доцент

С.А. Нагорнов

Кандидат технических наук, доцент

Е.В. Хабарова

Б39 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учеб. пособие / Л.С. Тарова,

Е.А. Сергеева, В.М. Дмитриев, А.В. Бояршинов, В.Б. Михайлов; А.Б. Мозжухин. Тамбов: Изд-воТамб. гос. техн.ун-та,2004. Ч. 1. 64 с.

Учебное пособие содержит систематизированный материал по безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека при взаимодействии с окружающей средой. В пособии изложены теоретические основы БЖД; подробно описаны производственные опасности, микроклимат, характеристики вредных веществ; даны рекомендации по расчету параметров защитных мероприятий; приведена информация по безопасной эксплуатации электроустановок, сосудов под давлением и пожарной профилактике на производстве.

Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей.

УДК 613.079.2

ББК У9(2)248я73

ISBN 5-8265-0295-9

Л.С. Тарова, Е.А. Сергеева,

В.М. Дмитриев, А.В. Бояршинов,

В.Б. Михайлов, А.Б. Мозжухин,

2004

Тамбовский государственный

технический университет

(ТГТУ), 2004

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный технический университет

Л.С. Тарова, Е.А. Сергеева, В.М. Дмитриев, А.В. Бояршинов, В.Б. Михайлов, А.Б. Мозжухин

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Часть I

Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия

Тамбов Издательство ТГТУ

2004

Учебное издание

Тарова Людмила СергеевнаСергеева Елена АнатольевнаДмитриев Вячеслав МихайловичБояршинов Анатолий ВладимировичМихайлов Валерий БорисовичМозжухин Андрей Борисович

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Учебное пособие

Редактор З.Г. Чернова Компьютерное макетирование М.А. Филатовой

Подписано к печати 31.05.2004

Формат 60 × 84/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать офсетная Объем: 3,72 усл. печ. л.; 3,9уч.-изд.л.

Тираж 100 экз. С. 336М

Издательско-полиграфическийцентр Тамбовского государственного технического университета

392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД) представляет собой серьезную проблему современности. Статистика свидетельствует, что миллионы людей становятся инвалидами, больными и погибают от опасностей природного, техногенного, антропогенного, экологического и социального характера. Общество несет большие человеческие потери и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. БЖД – это обязательная общепрофессиональная дисциплина, объединяющая тематику наиболее безопасного взаимодействия человека с природной, производственной и бытовой средой обитания, а также вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

Жизнедеятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным, так и вредным.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды. Человек в процессе деятельности постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой (см. рис. 1.1).

ЧЕЛОВЕК

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ПРИРОДНАЯ

Опасности,

ТЕХНОГЕННАЯ

угрожающие

БЫТОВАЯ

ЧЕЛОВЕКУ

СОЦИАЛЬНАЯ

Рис. 1.1 Модель процесса деятельности человека

Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека: природные факторы; природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере; техногенные аварии и катастрофы; ухудшенные факторы жизнедеятельности вследствие воздействия человека на природу; социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты; внутренняя среда человека; особые психические состояния.

БЖД – это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье и разрабатывающая методы и средства обеспечения безопасности.

Цели БЖД – уменьшение вероятности проявления опасностей или уменьшение риска, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности к возможным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам, организация ликвидации их последствий. БЖД позволяет выработать идеологию безопасности, формировать безопасное мышление и поведение.

В центре внимания БЖД – человек как самоцель развития общества, его здоровье и работоспособность.

1.1 Опасности. Аксиомы БЖД

Опасность – центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях вызывать нежелательные последствия, т.е. наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

По происхождению опасности делят на природные, техногенные, антропогенные, экологические, биологические, социальные.

По характеру воздействия на человека опасности делят на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Примеры опасностей: алкоголь, аномальные температура воздуха, влажность воздуха, подвижность воздуха, барометрическое давление, освещение, ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машин, высота, газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гололед, горячие поверхности, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, заболевания, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, лазерное излучение, магнитные поля, микроорганизмы, медикаменты, молнии, монотонность, наводнение, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие, острые предметы, отравление, охлажденные поверхности, падение, пар, пестициды, пожар, психологическая несовместимость, пыль, радиация, резонанс, скользкая поверхность, снегопад, статическое электричество, тайфун, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, ураган, утомление, шум, электромагнитное поле и другие.

Опасности угрожают не только лично человеку, но и обществу и государству. Профилактика опасностей – это актуальная гуманитарная и социально-экономическаяпроблема.

Всем опасностям присущи четыре общие характеристики: вероятностный характер (случайность); потенциальность (скрытость); перманентность (постоянство, непрерывность); тотальность (всеобщность).

В зависимости от вызываемых последствий опасности условно делят на вредные и опасные факто-

ры.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.).

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействия проходят трансформацию от полезного к вредному и наоборот, например медикаменты, шум, электрический ток и т.д.

Безопасность – это состояние деятельности, обеспечивающее здоровье и жизнь человека с определенной степенью вероятности.

Существуют аксиомы БЖД:

•любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;

•любая деятельность потенциально опасна для человека;

•ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;

•безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности, не исключающей, однако, существования объекта.

1.2 Основные положения теории риска

Риск – это частота реализации опасностей, отношение числа неблагоприятных последствийn для человека к их возможному числуN за определенный период времени.

Риск отдельного человека определяется зависимостью

Различают общий риск без деления на социальные группы и социальный (групповой) риск. Общий риск рассматривают также по различным сферам деятельности. Определяя риск, указывают класс последствий: получение травмы, заболевания, летального исхода.

Для профессиональной деятельности выделают четыре категории безопасности в зависимости от риска гибели человека:

I – условно безопасная, R 10-2.

Концепция абсолютной безопасности (нулевого риска) неосуществима, поэтому общество на данном этапе развития принимает концепцию «приемлемого риска».

Приемлемый риск – это такая частота реализации опасностей, которая сочетает в себе технические, экономические, экологические и социальные аспекты и представляет собой компромисс между уровнем безопасности и возможностями общества по ее достижению на данный период времени.

При увеличении затрат на техническую, природную и экологическую безопасности риск снижается, но может возрасти риск в социальной сфере, так как будет ощущаться нехватка средств на медицинскую помощь, на охрану и на оздоровление населения.

Суммарный риск Rсум имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Эта величина принимается за приемлемый риск.

Во многих странах общим «приемлемым» риском гибели человека считается величина 10-6 в год, а пренебрежимо малым риском, к которому должно стремиться человечество, является величина10-8 за год.

Используя понятие приемлемого риска, можно установить финансовую меру обеспечения безопасности человеческой жизни, необходимость проведения мероприятий по безопасности, реализуя схему: затраты на безопасность – уменьшение риска.

Для уменьшения риска материальные средства можно расходовать по пяти направлениям: совершенствование систем; подготовка и обучение персонала; применение организационных мероприятий; применение технических средств защиты и средств индивидуальной защиты; экономические методы (страхование, компенсации и др.).

1.3 Системный анализ безопасности

Любой объект или явление может быть представлен как системное образование. БЖД рассматривает системы, одним из элементов которых является человек. Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий, таких как аварии, пожары, взрывы и другие и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их возникновения. Для того, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных для человека событий, используют метод системного анализа и элементы логики.

Любая опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, есть следствие другой причины и т.д. Причины и опасности образуют сложные цепные структуры, которые называются: «дерево» причин опасности, «дерево» событий, «дерево» вероятности проявлений опасности, «дерево» отказов технических систем и т.д.

Вероятность Р(А) любого событияА определяется неравенством

Если вероятность равняется 1, это означает, что событие А достоверно; если вероятность равняется 0, это означает, что событиеА невозможно.

Для определения вероятности событий используются логические операторы:

•оператор «И»: перед тем, как произойдет событие А, должны произойти оба событияВ иС. Вероятность совершения событияА равна произведению вероятностейВ иС;

•оператор «ИЛИ»: для того, чтобы произошло событие А, должно произойти или событиеВ, или событиеС, или оба события вместе. Вероятность совершения событияА равна сумме вероятностейВ иС;

•оператор «НЕ»: независимые события А иА1 имеют два взаимно исключающих друг друга исхода. Сумма вероятностей событийА иА1 равна единице.

Для определения вероятности возникновения опасной ситуации производится анализ различных предпосылок; с помощью логических операторов строится «дерево» событий; определяется вероятность каждой из причин возникновения опасной ситуации и взаимосвязь между этими причинами. Вычисляется вероятность возникновения опасной ситуации.

1.4 Принципы, методы и средства обеспечения БЖД

Принципы обеспечения БЖД по признаку реализации делят на четыре группы: методологические; медико-гигиенические;организационные; технические.

Методологические принципы определяют направление поиска решений для обеспечения безопасности. К ним относятся принципы: cистемности (любое явление или объект рассматривается как элемент системы); информации (обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности); сигнализации и оповещения (звуковая или световая сигнализация); классификации (объекты в зависимости от степени опасности делятся на классы и группы).

Медико-гигиенические принципы: контроль состояния здоровья человека; профилактика заболеваний; методы лечения; восстановление после заболеваний; установление нормативных показателей для вредных факторов. Устанавливаются нормы микроклимата, предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, допустимые уровни шума и вибрации, предельные значения показателей электромагнитного поля, допустимые величины освещенности, нормы переноса тяжестей и др.

Организационные принципы: надзор за выполнением требований и нормативов по безопасности и обеспечению жизнедеятельности; контроль безопасности жизнедеятельности; защита человека «временем», что предполагает сокращение длительности нахождения человека в опасной зоне, установление сокращенного рабочего дня на вредных производствах и перерывов в работе.

Технические принципы: изоляции (теплоизолирующие, звукоизолирующие конструкции, электроизоляция, виброизоляторы); экранирования (экраны от звуковых волн, от электромагнитных излучений); поглощения (звукопоглощающие и вибропоглощающие материалы); фильтрации (фильтры, задерживающие вредные вещества); разбавления (уменьшение концентраций вредных веществ до нормативных значений); слабого звена (предохранители, разрывные мембраны); отвода энергии в безопасное русло (защитное заземление).

Методы обеспечения БЖД заключаются в адаптации человека к окружающей среде и реализуют возможности профессионального отбора и психологического воздействия. Применяют средства дистанционного управления, автоматизации, роботизации, устранения опасности.

Средства обеспечения БЖД делят на средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ).

1.5 Управление БЖД

Управление БЖД – организованное воздействие на систему «человек-среда»с целью обеспечения безопасности для человека с заданной степенью вероятности. Управлять БЖД – значит, осознанно переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (менее опасное).

При построении схемы управления (см. рис. 1.2) должны соблюдаться условия экономической и технической целесообразности:

•управляющая система начинает функционировать по плану или заданию на основе нормативноправовых требований;

•управляющая система по каналам прямой связи (КПС) оказывает воздействие на управляемую систему;

•объект среды делится на элементы, строится «дерево» причин возникновения опасных ситуаций, разрабатываются средства защиты человека;

•производится обучение и инструктаж человека;

•по каналам обратной связи (КОС) управляющая система получает информацию от управляемой системы и корректирует свои действия;

•осуществляется внутренний контроль за работой управляемой системы;

•производится внешний контрольВнешняянадзорнымиинформацияорганизациями;

•выдаетсяПланвнешняяУправляющаяинформациясистемао работе системы.

Внутренний

контроль

Схема управления БЖД

КПС

Рис. 1.2

Управляемая система

КОС

Человек

Среда(объект )

Обучение человека

Анализ

объекта

Внешний контроль надзорных организаций

1.6 Психология БЖД

Антропогенные опасности инициируются человеком и обусловлены свойствами его нервной системы, психологическим статусом и психическим состоянием. Психические процессы контролируют регуляцию поведения человека, благодаря чему обеспечивается адаптация организма к окружающей среде и возможность жизнедеятельности.

Свойства нервной системы человека, влияющие на ориентацию человека в опасных ситуациях, – это динамичность, характеризующая скорость протекания психических процессов (темп деятельности, скорость обучения, скорость принятия решений); подвижность – скорость смены процессов возбуждения и торможения; продуктивность в стрессе – быстрота принятия решений в критических условиях; лабильность – скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Психологический статус человека определяется его темпераментом. Различают четыре типа темперамента:

•сангвиник – характеризуется высокой динамичностью; живой, подвижный, легко и быстро обучаемый, продуктивен в стрессе, не расположен к монотонной деятельности;

•холерик – напорист, активен, неуравновешен и конфликтен; нервная система отличаются высо-

кой подвижностью; может принимать поспешные необдуманные решения и создавать опасные ситуации;

•меланхолик – легко раним, мнителен, нерешителен; нервная система отличается низкой подвижностью; в стрессе он недостаточно продуктивен;

•флегматик – отличается низкой подвижностью и динамичностью нервной системы; его непродуктивность в стрессе может привести к опасным ситуациям.

Психическое состояние отражает уровень психической активности, обусловленной функциональным состоянием мозга. Виды психических состояний: гиперактивность, ровное состояние, депрессия.

Выделяется группа особых психических состояний: пароксизмальные; психогенные изменения настроения; связанные с приемом активных средств. Пароксизмальные состояния – это группа таких расстройств как эпилепсия, обмороки и др. Подобные заболевания могут вызывать губительные последствия при деятельности, связанной с повышенным риском. Психогенные изменения настроения (аффективные состояния) сопровождаются ухудшением самоконтроля, эмоциональным сужением объема сознания. Лица, склонные к таким состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма. При употреблении наркотических веществ и алкоголя замедляется реакция, снижается чувство осторожности, повышается вероятность ошибки.

Существуют психологические методы повышения безопасности: воспитание, пропаганда, поощрение, вознаграждение – имеют мотивационную направленность воздействия; обучение, инструктаж – ориентировочную; профессиональный отбор, медицинский контроль – исполнительную.

2 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА

Целью производственной санитарии является создание системы организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов различной физической природы и направленных на обеспечение нормальных условий труда. К производственной санитарии относятся гигиена труда − область профилактической медицины, изучающая условия сохранения здоровья на производстве исанитарная техника − устройства и мероприятия технического характера, направленные на обеспечение человеку благоприятных условий труда и компенсации воздействия производственных опасностей.

2.1 Производственный микроклимат

Микроклимат оценивают сочетанием четырех факторов: температура воздуха tв,°С; скорость движения воздухаwв, м/с; относительная влажностьϕ, %; радиационная температура излучающих поверх-

ностей tрад,°С.

Организм человека постоянно находится в состоянии теплообмена с окружающей средой. Вследствие белкового, углеводного и жирового обмена в организме вырабатывается тепло (теплопродукция) Qт,

количество которого зависит от рода деятельности и интенсивности выполняемой работы. Это тепло для спокойного состояния человека составляет 80…100 Вт.

Теплопродукция организма отдается в окружающую среду посредством конвекции, излучением тепла и испарением влаги с поверхности кожи.

Тепло, передающееся конвекцией, определяется формулой

где α – коэффициент теплоотдачи, который зависит от скорости движения воздуха, Вт/м2 К;F – площадь поверхности тела, м2;tт иtв – температуры тела и окружающего воздуха, соответственно,°С.

Конвективная отдача тепла зависит от скорости движения и температуры воздуха. Отдача тепла излучением Qизл происходит, если температура тела больше температуры стен. Теплоотдача за счет испарения влагиQисп с поверхности кожи зависит от влажности воздуха, а для открытых участков тела еще и от скорости его движения.

Абсолютная влажность воздуха А (кг влаги/кг возд.) – количество водяного пара, содержащегося в 1 кг воздуха при данной температуре и давлении. Максимальная влажностьF (кг влаги/кг возд.) – максимальное количество водяного пара, которое может содержаться в 1 кг воздуха при данных условиях. Относительная влажностьϕ определяется как

Нормальные для определенного вида деятельности теплоощущения человека характеризуются уравнением теплового комфорта

В организме человека имеется психофизиологическая система терморегуляции, позволяющая ему адаптироваться к изменениям климатических факторов и поддерживать нормальную постоянную температуру тела. Терморегуляция осуществляется двумя процессами: выработкой тепла и теплоотдачей, течение которых регулируется ЦНС. При нарушении этого равенства возможно ухудшение самочувствия, переохлаждение или перегрев организма.

Гипотермия (переохлаждение) начинается, когда теплопотери становятся больше теплопродукции организма, а система терморегуляции не справляется с этими изменениями:

Нарушается кровоснабжение, что вызывает простудные заболевания, невриты, радикулиты, заболевания верхних дыхательных путей.

В результате гипотермии вначале наблюдается отклонение от нормального поведения, а затем апатия, усталость, ложное ощущение благополучия, замедленные движения, угнетение психики, а в тяжелых случаях – потеря сознания и летальный исход.

Гипертермия (перегрев) наблюдается при нарушении уравнения теплового комфорта, когда внешняя теплота Qвт суммируется с теплопродукцией организма и эта сумма превышает величину теплопотерь

Qвт+ Qт> Qк+Qизл+Qисп.

(2.5)

При гипертермии возникает головная боль, учащенный пульс, снижение артериального давления, поверхностное дыхание, тошнота. При тяжелом поражении возможна потеря сознания. Эти симптомы характерны для теплового и солнечного ударов.

Повышенная влажность воздуха более 75 % ускоряет развитие гипертермии и гипотермии.

2.1.1 Нормирование микроклимата

Климатические факторы действуют на человека комплексно. В то же время установлены комфортные значения для каждого из них:

•температура воздуха 20…25 °С;

•относительная влажность 30…60 %;

•скорость движения воздуха для легкой работы 0,2…0,4 м/с.

Для производственных помещений факторы микроклимата нормируют как оптимальные и допустимые в зависимости от периода года (теплый, холодный) и от категории работы по степени тяжести (легкая, средней тяжести и тяжелая).

2.1.2 Измерение климатических параметров

Для измерения температуры используют термометры технические стеклянные (ртутные, спиртовые), термоанемометры, термографы, портативные цифровые термометры. Из технических стеклянных термометров наиболее распространены ртутные. Недостатком этих термометров является значительное время (3…4 мин), затрачиваемое на измерение. С помощью термоанемометров производится измерение температуры в точке за несколько секунд, они также измеряют скорость движения воздуха. Для непрерывных наблюдений за температурой применяют термографы.

Скорость движения воздуха может быть измерена анемометрами (крыльчатым, чашечным, тепловым). Анемометры бывают механические и электронные. Крыльчатый анемометр предназначен для измерения скоростей воздушного потока от 0,3 до 5 м/с, а чашечный – от 5 до 20 м/с. Чашечный анемометр служит в основном для измерения подачи вентиляционных систем и скоростей ветра. Малые скорости движения воздуха (менее 0,5 м/с) измеряют кататермометрами (тепловыми анемометрами).

Измерение относительной влажности производится гигрометрами, стационарными и аспирационными психрометрами. Принцип действия психрометра основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха. Относительная влажность определяется по психрометрическому графику.

2.1.3 Улучшение микроклимата. Вентиляция и отопление

Улучшение микроклимата достигается:

•в холодный период года – применением теплоизолирующих материалов и систем отопления;

•в теплый период года – использованием вентиляции и систем кондиционирования воздуха

(СКВ).

Цель отопления – компенсировать потери теплоты. Потери теплоты в помещении Qп складываются из потерь на огражденияхQогр и на остекленииQост. Система отопления должна иметь теплопроизводительность не меньшую, чем величина теплопотерь. Системы отопления делят на паровые, водяные, воздушные, электрические, топливные.

Назначение вентиляции – обеспечение чистоты воздуха и заданных метеорологических условий в производственных помещениях. Вентиляция по способу перемещения воздуха делится на естественную, искусственную, смешанную. Естественная вентиляция осуществляется под действием гравитационного давления за счет разности плотностей холодного и теплого воздуха, а также ветровым напором. Организованная естественная вентиляция называется аэрацией. Приискусственной вентиляции воздух подается осевыми или центробежными вентиляторами. Осевые вентиляторы применяют, когда требуется получить значительную производительность, а центробежные – для обеспечения высокого давления.

По месту действия вентиляция бывает местной и общеобменной.

При локальном выделении вредных веществ применяют местную вытяжную вентиляцию, которая бывает закрытого (вытяжные шкафы, окрасочные камеры, кожухи, укрывающие пылящее оборудование) и открытого типа (вытяжные зонты, вытяжные панели).

Количество воздуха, которое надо удалить через устройство закрытого типа, определяется по формуле

где F – cуммарная площадь поперечного сечения рабочих проемов, м2;w – скорость движения воздуха, которая принимается в пределах 0,15…1,5 м/с в зависимости от класса опасности вещества.

Для очистки вентиляционных выбросов от пыли используются пылеосадительные камеры, циклоны. Устройства местной вентиляции могут иметь различную конструкцию. Индивидуальными средствами защиты служат респираторы.

Общеобменная вентиляция предназначена для смены воздуха во всем помещении.

studfiles.net

5B073100-Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

КВАЛИФИКАЦИЯ

  • Бакалавр по безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Общая цель образования:

  • формирование экологической, этической, правовой, физической культуры и культуры мышления;
  • формирование базовых знаний, необходимых для развития профессиональных дисциплин;
  • усвоение экологической и технической документации, подготовки проектов предприятий и организации, а также программ;
  • возможность проведения научно-исследовательских работ;
  • усвоение всех аспектов профессиональной деятельности по безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, а также защиты человека при чрезвычайных ситуациях. 

Общие цели образования:

  • усвоение анализа состояния рабочей зоны и окружающей среды, а также их прогнозирование;
  • обучение многофункциональной деятельности специальности, основанной на современном требовании безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды;
  • усвоение возможности передовых научных методов и использование их в решении неотложных проблем по безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование:

  • определяют материалы предъявляемых санитарным нормам и гигиеническим требованиям в производственных помещениях;
  • практическая реализация экологических исследований;
  • основные методы и виды проведения работ производственно-санитарных исследований. 

иметь пользоваться:

  • должен знать основные факторы побуждающие опасность, а также на профессиональном уровне использовать методы их устранения;
  • должен знать меры безопасности производства, принципов безопасных производственных процессов и типов промышленных установок;
  • использовать передовые опыты в труде, особенно производственной безопасности, и причину их возникновения, а также  путей их защиты.

Квалификация:

  • должен знать как управлять организацией объектом, принимать решения в управлении защиты производственного оборудования,  мер безопасности производства, принципов безопасных промышленных процессов,
  • должен знать оценку опасности производственных процессов, оценку безопасности изделий используемых работниками производства, осознать социальную ответственность и строить профессиональные взаимоотношения.

Компетентность:

— должен быть способным осуществлять меры безопасности на рабочем месте.

Государственный обязательный модуль

  • История Қазахстана
  • Информационные системы для профессиональных целей
  • Философия 

Коммуникативный  модуль

  • Қазахский язык
  • Английский язык
  • Турецкий язык 

МОДУЛИ БАЗОВОГО ПРОФИЛЯ

Элективные модули ВУЗ

  • История туркоязычных стран
  • Ясавиведение
  • Психология межличностных коммуникаций
  • Политология
  • Акмеология, основы личных и социальных достижений
  • Культура и религия
  • Социология
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Экология и устойчивое развитие
  • Основы права
  • Экономическая теория
  • Принципы Ататурка
  • Критическое мышление
  • Делопроизводство на государственном языке
  • Охрана труда
  • Вечная страна

МОДУЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЛОГА

Модуль-Естественных дисциплин І

Модуль- Естественных дисциплин ІІ

  • Математика ІІ
  • Физика ІІ
  • Химия 

Химический анализ и санитария

  • Химический анализ
  • Производственная санитария
  • Основы химической и биологической безопасности 

Модуль– Инженерные системы

  • Инженерная графика
  • Инженерные системы, сети и оборудования 

Технологии промышленной безопасности

  • Безопасность техники и технологии
  • Методы и средства контроля и измерения
  • Промышленная экология І 

Антропогенные изменения

  • Геоэкология
  • Эффективное управление водными ресурсами
  • Глобальные изменения климата 

Анализ объектов окружающей среды

  • Управление качеством воздуха
  • Методы физико-химического анализа
  • Техническое регулирование промышленной безопасности 

Требования по охране окружающей среды

  • Производственные технические документы
  • Основы радиационной безопасности
  • Оценка воздействия на окружающую среду
  • Метрология, стандартизация и сертификация 

Технологические характеры производственной отрасли

  • Основные технологии нефте-газовой и химической отрасли промышленности
  • Основные технологии металлургического и машиностроительного производства
  • Очистка и утилизация промышленных отходов

 ИОТ 1 

Проблемы безопасности жизнедеятельности

  • Принципы организации правовой и  нормативно-технической  безопасности жизнедеятельности
  • Основы менеджмента и маркетинга безопасности жизнедеятельности 

Основы производственной безопасности

  • Здоровье и безопасность труда
  • Производственная вентиляция
  • Производственная токсикология 

ИОТ  2 

Стихийные бедствия и оценка риска

  • Стихийные бедствия и защита от них
  • Оценка экологического риска производственной среды

Проектирование безопасности производства

  • Здания, сооружения и их устойчивость
  • Оценка и прогнозирование чрезвычайных ситуаций
  • Использование и проектирование безотходных и малоотходных производств

Профессиональная практика

Учебно-производственная практика проводится в сроках указанных в стандартах утвержденной МОН РК:

1 курс. Учебно-ознакомительная практика – 3 недели. Место проведения: научно-исследовательская лаборатория кафедры «Экологии и химии», Каратауский государственный природный заповедник и ущелье Машат;

2,3-курсы. Производственная практика – 2,5 недели. Место проведения: научно-исследовательская лаборатория кафедры «Экологии и химии», Каратауский государственный природный заповедник и ущелье Машат;

4- курс. Производственная практика по специальности – 10 недель. Место проведения: научно-исследовательская лаборатория кафедры «Экологии и химии», Каратауский государственный природный заповедник и ущелье Машат;

4-курс. Преддипломная практика – 5 недель. Место проведения: научно-исследовательская лаборатория кафедры «Экологии и химии», НИИ Экологии.

В каких учреждениях студенты могут проходить практику?

  • Кипрский университет
  • Каратауский государственный природный заповедник
  • Казахский технический университет им. К.Сатпаева
  • Научно-исследовательский институт экологии
  • Департамент экологии по ЮКО
  • АО «Кентауский трансформаторный завод»
  • ТОО «Табыс-2005»
  • «Кентау сервис»

Специальность  

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Шифр специальности

5B073100

Факультет 

Естествознания

Уровень образования 

Первое высшее образование

Вид обучения

Дневная

Выбор предмета

физика

Проходной балл 

50

Оплата за обучение

300 000 тг

ayu.edu.kz

5В073100 - Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды | Восточно-Казахстанский Государственный Университет имени Сарсена Аманжолова

Траектория «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды при ЧС». Знать: основные положения Конституции Республики Казахстан, законодательные и нормативно-технические акты в области безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, защиты в чрезвычайных ситуациях; - принципы стандартизации, сертификации и техники измерений в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; - методы оценки технико-экономической и эколого-экономической эффективности мероприятий, проводимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;

Уметь:

- реализовать свои потенциальные возможности по повышению образовательного уровня, научного кругозора, компетенции, квалификации, приобретению новых знаний, умений и навыков, совершенствованию знаний казахского, русского и иностранных языков; - пользоваться средствами информатики и компьютерной техники для поиска, сбора, хранения, обработки и применения информационных продуктов; быть готовым к расширению сферы или изменению характера своей профессиональной деятельности;

Владеть:

- эффективного использования знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды при чрезвычайных ситуациях, - в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях; - в вопросах организации, проведения и контроля мероприятий в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда, защиты окружающей среды; - в вопросах разработки и составления экологической и технической документации, проектов, программ, планов предприятий, организаций; - в области проведения экспериментально-исследовательских работ; - во всех аспектах профессиональной деятельности, касающейся безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, защиты в чрезвычайных ситуациях.

Траектория «Охрана труда»

Знать: - основные положения Конституции Республики Казахстан, законодательные и нормативно-технические акты в области охраны труда, промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, а также радиационной, химической, биологической, пожарной безопасности; - методы оценки технико-экономической эффективности мероприятий, проводимых для обеспечения охраны труда

Уметь:

- профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность; поставить цель и сформулировать задачи по текущей работе и на перспективу; кооперироваться с коллегами и планировать работу малых коллективов; - осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые материалы; выбирать оптимальные способы защиты; анализировать информацию об охране труда

Иметь навыки:

- в вопросах разработки и составления технической документации, проектов, программ, планов предприятий, организаций; - в области проведения экспериментально-исследовательских работ; - в вопросах законодательной, нормативно-правовой базы в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда,

- в вопросах организации, проведения и контроля мероприятий в области безопасности жизнедеятельности, охраны труда.

www.vkgu.kz


Смотрите также