Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности


Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности

1. Экол. Требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации предприятий и других объектов.

Размещение объекта и подготовка проектно-сметной документации являются изначальной стадией хозяйствен­ного процесса, где закладываются требования экологического императива. Практика показывает, что от решения данного вопроса зависит экологическое будущее любого объекта.

Экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов содержатся в

Статья 29 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в проектах объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть материалы по оценке воздействия на окружающую среду. Земельное законодательство также определяет, что при проекти­ровании, размещении, строительстве и вводе в эксплуата­цию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отри­цательно влияющих на состояние земель, должны предус­матриваться и осуществляться мероприятия по охране земель (статья 137 Кодекса о земле).

Размещение объекта — это определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде. В этой связи следует выделить земельное правоотношение и эколого-правовое правоотношение. Земельное правоотношение охватывает выбор земельного участка, согласование по­рядка его изъятия, предоставление земельного участка для размещения объекта. Эколого-правовое отношение предус­матривает контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов управления и самоуправле­ния. Они проверяют выполнение требований экологичес­ких нормативов с точки зрения предстоящего функциони­рования проектируемого объекта, предполагаемого воздей­ствия его на окружающую среду. Кроме того, учитывается состояние чистоты атмосферного воздуха, водоемов, рас­тительного и животного мира, особо охраняемых природ­ных территорий, заповедников, памятников природы, на­циональных парков и т. д.

В соответствии со статьями 5 и 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют право вносить предложения о запрещении размещения, прекращении проектирования, строительства и реконст­рукции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицатель­ное влияние на окружающую среду и здоровье человека, а общественные объединения — принимать участие в про­ведении государственной экологической экспертизы по размещению экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в су­дебном порядке отмены решений по размещению указан­ных объектов.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности). В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области проведения государственной экологической экспертизы, заказчики обязаны до начала реализации проектов хозяйственной деятельности пред­ставить в Минприроды Республики Беларусь или его территориальные органы документы (включая отчет о результатах проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности), характеризующие уровень экологической безопасности пла­нируемой хозяйственной и иной деятельности и перечень мероприятий по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду.

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии проектных ре­шений планируемой хозяйственной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и о целесообразности (нецелесообразности) их ре­ализации. Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности).

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) обязан учесть предложения экспертного заключения при доработке докумен­тации и представить ее на повторную экспертизу либо от­казаться от реализации проектного решения. Финансиро­вание и реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государ­ственной экологической экспертизе, без ее положитель­ного заключения запрещаются. Кроме того, реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы является в силу статьи 20 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» правонарушением, а лица, виновные в его совершении, несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 21 указанного Закона).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертами, которыми выступают должностные лица Минприроды Республики Беларусь и его территориальных органов. Данное Министерство является головным органом государственной экологической экспертизы. Оно осуществляет методическое руководство эколого-экспертной дея­тельностью в стране, совместно с подведомственными тер­риториальными органами организует и проводит государ­ственную экологическую экспертизу, определяет персональный состав экспертных комиссий.

На стадии строительства объекта основная экологическая задача заключается в обеспечении выполнения приро­доохранной части проекта сооружения объекта. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены меры и гарантии выполнения экологических требований и система специальных контрольно-надзорных органов:

1. Авторский и технический надзор, осуществляемый Комитетом государственного строительного надзора при Министерстве архитектуры и строительства и его инспекциями по областям и г. Минску в соответствии с Положением о государственном строительном надзоре в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1999 г. № I860'. Кроме того, данному Комитету и его органам на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2000 г. № 17372 предоставлено право применять к юридическим лицам и индивидуальным пред­принимателям (субъектам предпринимательской деятель­ности) экономические санкции за нарушения законода­тельства об архитектурной и строительной деятельности;

2. Государственный санитарный надзор, который в соответствии со статьей 39 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» осуществляется санитарно-эпидемиологическими органа­ми и учреждениями Минздрава Республики Беларусь. В сферу их деятельности входит обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства как в ходе строительства объекта, так и в ходе его эксплуата­ции;

3. в-третьих, государственный строительный надзор, кото­рый осуществляется Комитетом государственного строи­тельного надзора при Министерстве архитектуры и строительства и его инспекциями по областям и г. Минску. Глав­ной задачей данных органов является надзор за соблюде­нием требований законодательства, нормативно-техничес­кой и утвержденной проектно-сметной документации в целях обеспечения надежности и безопасности объектов строительства, включая экологическую безопасность. Дан­ные органы в части контроля за соблюдением норм эколо­гической безопасности в пределах своей компетенции име­ют право ограничивать или приостанавливать строитель­ство, реконструкцию предприятий и других объектов, если они осуществляются с нарушением указанных норм, до проведения необходимых мероприятий и устранения име­ющихся нарушений;

4. в-четвертых, государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности, осуществляемый орга­нами Минприроды при строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды.

Все виды контрольно-надзорной деятельности осуществляются независимо от формы собственности и подчиненности объекта. В соответствии со своими Положениями органы контроля и надзора вправе давать обязательные указания об устранении недостатков, приостанавливать строительные работы до исправления недостатков с одновременным прекращением финансиро­вания строительства объекта.

Приемка законченных строительством объектов (рекон­струкцией, расширением, техническим перевооружением) является важнейшим промежуточным этапом в подготов­ке их к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию ус­луг). В процессе приемки вскрываются недостатки и нару­шения в обеспечении экологической безопасности и охра­ны окружающей среды, без устранения которых объект к эксплуатации допускать нельзя.

Законодательство формулирует экологические и органи­зационные требования к приемке объектов в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию проводится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предус­мотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных очисткой и обезвреживанием отходов до уровня предельно допустимых нормативов.

В соответствии с утвержденным Правительством Рес­публики Беларусь Положением о порядке приемки объек­тов в эксплуатацию1 законченные строительством (рекон­струкцией, расширением, техническим перевооружением) и подготовленные к эксплуатации объекты, очереди, пус­ковые комплексы независимо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комисси­ями. Заказчик (застройщик) с участием подрядчика предъявляет приемочным комиссиям для ввода в действиеобъекты в соответствии с утвержденными проектами и договорами.

Приемочные комиссии по объектам, застрой­щиками по которым являются юридические лица, назна­чаются юридическими лицами, утвердившими проектную документацию, а по объектам, инвестируемым физичес­кими лицами, — органами государственного управления, выдавшими им лицензию на осуществление инвестицион­ной деятельности. Соответствие объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности (в томчисле экологической) и эксплуатационной надежности должно подтверждаться исполнительной технической до­кументацией и заключениями соответствующих органов государственного надзора — Минприроды, Госсаннадзо-ра, Госстрой надзора и др. Кроме того, на органы Госстрой-надзора возложено осуществление контроля за соблюде­нием порядка приемки объектов в эксплуатацию.

Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми чле­нами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назначившим комиссию.

В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатель и чле­ны приемочной комиссии несут ответственность в соот­ветствии с законодательством. Так, в соответствии со ста­тьей 226 УК Республики Беларусь прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строи­тельстве или реконструкции которых заведомо не были соблюдены требования экологической безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо круп­ном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. То же деяние, если оно не повлекло, но за­ведомо создавало угрозу наступления указанных выше по­следствий, наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности, или заниматься опре­деленной деятельностью.

studfiles.net

3.1.4 Правовые способы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности

Для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности на территории Украины применяется широкий комплекс взаимосвязанных политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других способов. Их распределяют на несколько видов в зависимости от направленности действий: организационно-превентивные, регулятивно-стимулирующие, распорядительно-исполнительные, охранительно-восстановительные и охранительно-предупредительные.

Организационно-превентивные мероприятия.Они направлены на выявление экологически опасных для окружающей естественной среды и здоровья человека территорий, зон, объектов и видов деятельности, а также осуществления определенных мероприятий, для предупреждения возникновения экологической опасности. К ним относятся:

  • учетно-установочные;

  • регистрационные;

  • экспертно-оценивающие;

  • информационно-прогностические.

Кроме этого, в Украине развиваются экологический аудит, экологическое страхование.

Регулятивно-стимулирующие способы. Они представляют систему юридических норм и правил, направленных на регулирование отношений, обеспечение соблюдения приоритетов, нормативов, стандартов, лимитов и других требований, в области экологической безопасности. Согласно предписаниями действующего законодательства разрабатываются: экологические стандарты (ст. 32 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды); экологические нормативы (ст. 33); экологические лимиты, правила проектирования и эксплуатации опасных объектов, обращения с экологически опасными веществами и источниками и др.

Охранительно-восстановительные способы. Они направлены на локализацию проявлений экологической опасности, осуществление ликвидационных работ, определение правового режима территорий в соответствии с уровнем экологического риска, установление статуса ответственных лиц.

Охранительно-предупредительные способы. Они направлены на предупреждение экологических правонарушений в среде обеспечения экологической безопасности, защиты права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и связанные с ней другие экологические права, а также применение к виновным лицам методов государственно-правового принуждения в случае нарушения требований и норм экологической безопасности.

Частью экологического законодательства является природоресурсное законодательство, основные положения которого сформулированы в соответствующих кодексах о природных компонентах, а также природоохранных Законах Украины.

3.1.5.1 Право пользования недрами

В соответствии с Кодексом Украины о недрах (КОН), последние составляют исключительную собственность народа Украины и передаются только в пользование.

Ст. 1 Конституции Украины определяет недра как часть земной коры, которая находится под поверхностью суши и дном водоемов и достигает глубин, доступных для геологического изучения и освоения. К недрам относят как цельные породы, так и породы, которые находятся в жидком или газообразном состоянии и др. Это обстоятельство определяет специфику их правового режима.

Правовой статус подземных сооружений и выработок определяется горным законодательством, поскольку они составляют часть подземного пространства.

Все недра включены в Государственный фонд недр. Он охватывает как участки недр, которые уже используются, так и те, которые еще не привлечены для использования. Составной частью недр выступают месторождения полезных ископаемых, включая техногенные.

Все месторождения с запасами, оцененными как промышленные, составляют государственный фонд месторождений полезных ископаемых, который является частью государственного фонда недр (ст. 56 КОН Украины).

Полезные ископаемые подразделяются на две категории: полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. К первым относится уголь, нефть, природный газ, металлические руды и др., а ко второй – песок, гравий, гипс и др. Деление ископаемых на категории осуществляет Кабинет Министров Украины.

Месторождения, в том числе техногенные, а также запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственному балансе запасов полезных ископаемых.

Объектом недропользования является индивидуализированная местонахождением и размерами часть (участок) государственного фонда недр, которая предоставляется в пользование с определенной целью и называется горным отводом. Он рассматривается как юридически самостоятельный объект права пользования.

Пользователями недр могут быть специализированные предприятия, учреждения и организации, а также граждане Украины, которые имеют соответствующую квалификацию, материально-технические и экономические возможности для пользования недрами (ст. 16 КОН Украины).

Пользование недрами в Украине является платным. Нормативы платы устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Виды права пользования недрами. Право пользования недрами классифицируется по видам на основе целевого назначения и времени пользования.

С учетом фактора времени пользование недрами может быть постоянным или временным (в последнем случае различают краткосрочное пользование – до 5ти лет и долгосрочное – до 20ти лет).

Права и обязанности недропользователей, субъектный состав и другие вопросы правового регулирования соответствующих отношений зависят от основного классификационного признака, то есть от цели пользования недр. В соответствии со ст. 14 КоН Украины различают следующие виды пользования недр:

  • геологическое изучение недр;

  • добыча полезных ископаемых;

  • строительство и эксплуатация подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых;

  • создание геологических территорий и объектов, которые имеют важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение.

Наиболее распространенным видом права пользования недрами является добыча полезных ископаемых.

Основания и порядок возникновения права пользования недрами. Недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам лишь при наличии у них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр. Лицензия выдается государственным комитетом природных ресурсов Украины по заявлению субъекта предпринимательской деятельности после предварительного согласования с соответствующим местным советом, а также соответствующими министерствами и ведомостями. Порядок выдачи лицензии устанавливает Кабинет Министров Украины. В случае наличия лицензии, а также установленного в определенном порядке проекта разработки месторождения право на пользование недрами засвидетельствуется актом о предоставлении горного отвода.

Проекты горных отводов разрабатываются специализированными организациями. Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых государственного значения (к каковым относится уголь) выдаются Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Предоставление земельных участков для нужд, связанных с использованием недр, проводится в соответствии с порядком, установленным земельным законодательством Украины.

Права и обязанности пользователей недр и надзор за их осуществлением. Недропользователи обладают широким кругом прав и обязанностей, закрепленных в Кодексе о недрах и других нормативных актах. Недропользователям, которые осуществляют главные виды недропользования, принадлежат такие права: проводить на данном участке геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы, в соответствии с условиями специального разрешения (лицензии); распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, когда иное не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения (лицензий); консервирование предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его частей.

Недропользователи обязаны: использовать недра по целевому назначению, для которого они были предоставлены: обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр; обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, не допускать вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, сохранения запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений.

По окончании работ, связанных с пользованием недрами, недропользователи обязаны приводить земельные участки, нарушенные при пользовании, в состояние, пригодное для последующего их использования в общественном производстве.

Законодательством установлена специальная система государственного надзора за осуществлением недропользователи своих прав и обязанностей.

Государственный надзор за использованием и охраной недр осуществляется специальными государственными органами в форме государственного геологического контроля и государственного геологического надзора.

Государственный контроль за геологическим изучением недр (государственный геологический контроль) осуществляется Государственным комитетом природных ресурсов Украины и его органами на местах.

Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной, а также использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется Государственным горнопромышленным комитетом по надзору за охраной труда и его органами на местах. Государственный контроль за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции осуществляют местные советы, органы государственной власти на местах, а также Министерство охраны окружающей природной среды Украины и его органы на местах.

При обнаружении нарушений порядка пользования недрами и их охраны органам государственного гарного надзора предоставлено право принимать решения о прекращении (полностью или частично) права пользования недрами (ст. 26 КОН Украины).

Правовые мероприятия, которые обеспечивают охрану недр.Недра, в отличие от других природных объектов, практически не возобновляются. В связи с этим возникает необходимость в соблюдении требований, которые способствуют рациональному использованию полезных ископаемых и надлежащей их охране.

Реализация норм и распоряжений в сфере охраны недр осуществляется в процессе учета и планирования использования недр, на стадиях геологического изучения, проектирования и строительства предприятий и сооружений, разработки месторождений полезных ископаемых и др.

Основными требованиями в сфере охраны недр являются:

  • полное и комплексное геологическое изучение недр, вскрываемых в процессе строительства и эксплуатации горнодобывающих предприятий и составление геологической и маркшейдерской документации;

  • соблюдение установленного законодательством порядка передачи недр в использование и недопущение самовольного пользования недрами;

  • применение способов вскрытия и систем разработки месторождений полезных ископаемых, а также технологических систем переработки (подготовки) минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение;

  • рациональное использование вскрышных пород при разработке месторождений полезных ископаемых;

  • предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдения установленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей.

Экологическое законодательство предусматривает случаи остановки (временного запрещения) и ограничения права недропользования до выполнения необходимых природоохранных мер.

Ограничение права недропользования – это те случаи, когда на определенный период (до выполнения необходимых природоохранных мер) устанавливаются уменьшенные объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ как в целом по предприятию, так и в отдельных его производственных подразделах.

Недропользование временно запрещается (останавливается) в случае превышения недропользователями лимитов использования недр, нарушения экологических нормативов и стандартов, требований экологической безопасности.

В случае нарушения перечисленных требований пользование недрами может быть ограничено, временно запрещено или прекращено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.

Право пользования недрами прекращается, ограничивается или останавливается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда или местными советами, которые предоставили недра в пользование, путем аннулирования предоставленного горноотводного акта и исключения горного отвода в натуре, а также Государственным комитетом природных ресурсов Украины путем аннулирования предоставленной лицензии.

studfiles.net

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Экологическая ситуация в Ростовской области напрямую связана с тем, что она относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов.

В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов ЮФО. К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, деградация почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель.

В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 166,8 кг/год, в Краснодарском крае – 168,8 кг/год, в Волгоградской области – 202,4 кг/год. [112]

По показателю «доля площади особо охраняемых природных территорий в общей площади субъекта» Ростовская область (2,2 процента) уступает Астраханской области (4,5 процента), Волгоградской области (8,6 процента), Республике Калмыкия (14,3 процента), Республике Адыгея (14,8 процента), Краснодарскому краю (23,3 процента). Лесистость Ростовской области ниже, чем в среднем по ЮФО.

При этом необходимо выделить территории с наиболее высокой экологической нагрузкой, как, например, Восточный Донбасс. Проблемы Восточного Донбасса характерны только для Ростовской области и во многом являются определенным риском для обеспечения экологической безопасности региона.

Особое место среди потенциально опасных с экологической точки зрения объектов занимает единственная на территории ЮФО Ростовская атомная станция. От должного уровня безопасности на данном объекте зависит экологическая безопасность не только Ростовской области, но и значительной части России, а также прилегающих территорий зарубежных стран.

Ключевые экологические проблемы в сфере охраны окружающей среды, водохозяйственного комплекса и обеспечения экологической безопасности Ростовской области включают в себя:

1. Экологические проблемы последствий реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса.

Прежде всего, это связано с затоплением подземных горных выработок, подтоплением земной поверхности шахтными водами, вытеснением из техногенных пустот на поверхность вредных и опасных рудничных газов, возгоранием породных отвалов, образованием провалов земной поверхности и другими причинами. Площадь территории ликвидируемых шахт угледобывающего комплекса Восточного Донбасса составляет более 89 тыс. га.

Основными источниками загрязнения рек являются шахты: «Глубокая», «им. Красина», «им. Кирова», «№15 шахтоуправление «Несветаевское», «Комиссаровская», «Восточная», шахтоуправление «Краснодонецкое», «Тацинская». По ориентировочным данным полное затопление указанных шахт возможно к 2017 году. Кэтому времени и следует ожидать максимального проявления негативных процессов, сопровождающих затопление шахт.

2. Проблема утилизации отходов производства и потребления.

Из всех образующихся на территории области отходов производства и потребления используется и обезвреживается только 5,6 процента. Остальная часть размещается на полигонах и свалках, последние зачастую являются несанкционированными. Охват населения услугой по сбору и вывозу отходов составляет в среднем по Ростовской области всего 60 процентов. Во многих муниципальных районах данный показатель меньше 10 процентов. Для решения проблемы обращения с отходами производства и потребления необходима разработка комплексной системы управления отходами.

3. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в области увеличивается количество автотранспорта и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.

Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет порядка 20 процентов от общего объема выбросов, а от автотранспортных средств – около 80 процентов.

По результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями практически для всех крупных городов (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Волгодонск, Шахты, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране уровнями загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха бензопиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества.

В трех городах Ростовской области: Азове, Новочеркасске, Ростове-на-Дону – уровень загрязнения воздуха очень высокий, в городе Волгодонске – высокий, в городах Таганрог и Шахты – повышенный, в городе Цимлянске – низкий. В остальных населенных пунктах области мониторинг за состоянием атмосферного воздуха не проводится.

4. Загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, заиление русел малых рек, абразия берегов водных объектов.

Практически все водоисточники Ростовской области как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений области.

Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон и малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды по бассейну реки Дон колеблется от «умеренно-загрязненной» до «очень грязной». Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди.

Причинами загрязнения водных объектов являются: сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, несоблюдение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В настоящее время состояние водных объектов области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов.

Разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы, является одной из важнейших проблем для Ростовской области. Указанные процессы формируют устойчивую опасность смыва и разрушения жилых и общественных зданий в более чем 40 населенных пунктах, ведут к потере значительных объемов площадей земельных угодий, загрязнению и заилению водных объектов.

На территории Ростовской области расположено 1 576 напорных гидротехнических сооружений (далее – ГТС), из них 821 сооружение не имеет собственника, 280 гидротехнических сооружений, расположенных на водохранилищах емкостью более 100 тыс. куб. м, требуют проведения ремонтных работ. На многих сооружениях отсутствуют службы эксплуатации. Анализ ситуации показывает, что за последние 20 лет уровень технической безопасности ГТС существенно снизился, что чревато возникновением чрезвычайных ситуаций со значительным ущербом населению и экономике области. Таким образом, необходимо проведение мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса.

5. Обеспечение сырьевых потребностей хозяйственного комплекса.

В настоящее время рост промышленного производства и особенно увеличение объемов жилищного и промышленного строительства привели к повышению спроса на местное минеральное сырье для строительной индустрии. Приоритетным является использование ранее не востребованных промышленностью видов сырья и расширение спектра применения нетрадиционных для Ростовской области видов полезных ископаемых (кремнисто-карбонатно-глинистые породы), что требует проведения работ по их разведке.

Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков. В ряде районов области, имеющих дефицит водных ресурсов, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества.

Не менее важной проблемой является переоценка количественных и качественных параметров ресурсов месторождений пресных подземных вод, утвержденных в 60-70-х годах прошлого века, срок действия запасов которых истек. Для обеспечения устойчивого функционирования и создания основы для развития таких водозаборов необходимо проводить работы по переоценке запасов с утверждением их Государственной комиссией запасов.

Вместе с тем обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области.

6. Сохранение биологического разнообразия.

Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий. На территории Ростовской области расположены следующие особо охраняемые природные территории, тыс.га:

– государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» – 9,4648;

– государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» – 44,998;

– 70 памятников природы областного значения – 20,473113;

– 6 памятников природы местного значения – 6,65;

– особо охраняемая природная территория местного значения «Зона сотрудничества с государственным природным биосферным заповедником «Ростовский» – 100 тыс. га.

По рекомендациям Международного союза охраны природы, площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Общая площадь особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории области составляет 222,541043 тыс. га, или 2,2 процента от общей площади области. Для сравнения в целом по России данный показатель зафиксирован на отметке 9,8 процента от общей площади суши, в ЮФО – 10,6 процента.

Увеличение общей площади особо охраняемых природных территорий области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ. Мероприятия в рамках ведения Красной Книги Ростовской области относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания.

7. Деградация почвенного покрова, выжигание сухой растительности. Недостаточность озеленения крупных городов.

Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами, загрязнение тяжелыми металлами.

Актуальной проблемой для Ростовской области остается выжигание сухой растительности. Ежегодно на территории Ростовской области регистрируется около 5-7 тысяч случаев возгорания сухой растительности. Площадь выжигания составляет около 20 тыс. га ежегодно.

В крупных городах Ростовской области наблюдается нехватка озелененных территорий. Так, доля фактической обеспеченности зелеными насаждениями от нормативной обеспеченности зелеными насаждениями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Азове, Батайска ниже 50 процентов.

8. Отсутствие системы экологического образования.

Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды.

Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

9. Размещение производственных сил с учетом экологической составляющей. Внедрение наилучших доступных технологий.

Размещение на территории области производственных объектов должно осуществляться с учетом экологических требований:

– учет наличия на территории области достаточного объема природных ресурсов (полезные ископаемые, водные ресурсы) для обеспечения производства;

– размещение производственных объектов вблизи объектов размещения отходов производства и потребления, или создание таких объектов как части производства;

– оценка возможности водоснабжения и водоотведения с помощью существующих инженерных коммуникаций или строительства сооружений, обеспечивающих водоподачу и очистку сточных вод;

– внедрение на производстве только наилучших существующих технологий. Особую актуальность данные вопросы принимают в связи со строительством 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС. Также нерешенным остается вопрос воздействия на окружающую среду строительства канала «Евразия» или 2-й нитки Волго-Донского судоходного канала. При этом остается неясным вопрос достаточности водных ресурсов в бассейне Нижнего Дона.

10. Адаптация к изменяющимся климатическим условиям.

Для обеспечения безопасного и устойчивого развития Ростовской области в условиях изменяющегося климата необходимо принять превентивные меры для эффективного реагирования на опасные погодно-климатические явления и адаптации различных секторов экономики, населения и окружающей среды в условиях изменения климата.

На основании Экологической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года №1225-р «Об экологической доктрине Российской Федерации», и принимая во внимание решение 20 заседания 4 созыва Законодательного собрания Ростовской области от 18 декабря 2009 года в рамках «правительственного часа» по вопросу «Об обеспечении экологической безопасности на территории Ростовской области», необходимо разработать концепцию экологической безопасности Ростовской области.

Для решения проблем, связанных с обращением отходов в Ростовской области, необходимо разработать региональную стратегию (концепцию) создания комплексной системы обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами на краткосрочную и долгосрочную перспективу, создание экономически обоснованной и экологически безопасной системы санитарной очистки территории Ростовской области. Для этого в Ростовской области на первом этапе должны быть разработаны генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов Ростовской области. На втором этапе планируется разработать научно-обоснованную концепцию обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами в Ростовской области на период до 2020 года, на третьем – единую схему межмуниципального размещения природоохранных объектов комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области. На четвертом этапе предполагается разработать областную целевую программу «Управление отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области». Одновременно рассматривается вопрос по созданию перерабатывающего комплекса в Октябрьском районе.

Стратегической целью в области экологии региона является сохранение природных комплексов, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Ростовской области и России в целом.

Для реализации стратегической цели необходимо:

1. Обеспечить защищенность окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе за счет стимулирования внедрения наилучших доступных технологий.

2. Осуществить оценку состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Обеспечить защиту территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, а также оздоровление экологической обстановки на водных объектах.

4. Обеспечить сырьевые потребности хозяйственного комплекса и создать условия для повышения эффективности использования недр Ростовской области.

5. Сохранить биологическое разнообразие.

6. Повысить экологическую культуру населения.

7. Ликвидировать объекты накопленного экологического ущерба.

Одним из важных шагов на пути решения обозначенных проблем является разработка концепции экологической безопасности Ростовской области на период до 2020 года.

Ожидаемые результаты и ключевые мероприятия по решению экологических проблем Ростовской области на период до 2020 года[113]

№ п/п Ожидаемые результаты Мероприятия Срок реализации, год
1. Оздоровление водных объектов. Планируется расчистить не менее 60 км. русел рек. Оздоровление водных объектов и предотвращение негативного воздействия вод в бассейнах рек Чир, Тузлов, Калитва, Глубокая, Кагальник Азовский. 2011-2020
Реализация мероприятий, направленных на оздоровление бассейна реки Северский Донец, в том числе в рамках проекта целевой межгосударственной программы «Северский Донец». 2012-2016
2. Обеспечение безопасности потенциально-опасных и аварийных гидротехнических сооружений. Планируется отремонтировать и реконструировать 35 гидротехнических сооружений. Капитальный ремонт и реконструкция гидротехнических сооружений, требующих первоочередного принятия мер. 2011-2016
Определение собственников всех бесхозяйных ГТС, расположенных на территории Ростовской области. 2011-2013
3. Создание условий по использованию для водоснабжения подземных вод в 8 районах области. Поиски, оценка, разведка и переоценка запасов подземных вод на территории Ростовской области. 2016-2020
4. Развитие системы экологического мониторинга. Осуществление мониторинга и контроля качества окружающей среды. 2011-2020
Проведение мониторинга водных объектов в бассейнах рек Чир, Тузлов, Калитва, Глубокая, Кагальник Азовский. 2011-2020
Разработка и внедрение автоматизированной системы управления природопользованием и охраной окружающей среды региона, направленной на принятие управленческих решений и выполнение стратегических и оперативных задач обеспечения улучшения качества окружающей среды в условиях развития и модернизации экономики региона. 2011-2013
5. Увеличение площади особо охраняемых природных территорий до 3,9 процента от площади Ростовской области. Сохранение «краснокнижных» видов. Обеспечение функционирования существующих особо охраняемых природных территорий и расширение сети особо охраняемых природных территорий путем создания на территории Верхнедонского и Шолоховского районов природного парка «Среднедонской». 2012-2015.
Осуществление ведения Красной книги Ростовской области, в том числе ее переиздание в 2014 году. 2011-2020
6. Снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Ликвидация накопленного экологического ущерба. Разработка концепции экологической безопасности Ростовской области. 2014-2015
Реализация мероприятий по берегоукреплению (Азовское море, Таганрогский залив и другие водные объекты). 2011-2020
Выполнение комплекса мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающего мероприятия по ликвидации экологических последствий массовой ликвидации шахт Восточного Донбасса. 2011-2015
Научно-исследовательской работы по теме: «Региональная комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами Ростовской области».
Строительство межмуниципальных полигонов для размещения отходов производства и потребления. 2012-2020
Ликвидация пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов.
Решение проблем с сульфатными полями Волгодонского химического завода.
Строительство очистных сооружений канализации. Строительство ливневой канализации. 2012-2020
Внедрение на предприятиях области наилучших доступных технологий. 2012-2020
7. Меры адаптации хозяйственного комплекса Ростовской области в условиях изменяющегося климата.   Комплексная оценка тенденций изменения климатических условий на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 года) периоды для предупреждения возможных негативных последствий для окружающей среды и экономики области. Разработка мероприятий направленных на минимизацию негативных последствий изменения климата для основных отраслей экономики: сельского хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и других отраслей. 2011-2012
8. Повышение уровня экологической культуры. Реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, в том числе повышение квалификации лиц, уполномоченных принимать управленческие решения, организация детско-юношеского экологического движения. 2011-2020


infopedia.su

Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и

общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»,  а также другие законодательные и нормативные акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

  • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
  • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
  • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

primtrud.ru


Смотрите также