Основы личной безопасности самойлов дмитрий


Читать онлайн "Основы личной безопасности" автора Самойлов Дмитрий - RuLit - Страница 1

Основы личной безопасности

Я смотрю на себя как на ребёнка, который, играя на морском берегу, нашёл несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Почему написана эта книга? Потому что я всегда хотел такую прочесть. В ней собрано то, что я в течение длительного времени по крупицам, как золото на прииске, «намывал» из всех доступных источников, просеивая далеко не всегда полноводные и зачастую весьма мутные потоки информации.

Вы не найдёте в данной книге магических рецептов и гениальных откровений. Здесь нет описания «энергетических» ударов, бесконтактных атак, советов, как уклоняться от пуль, читать мысли своих оппонентов, и прочей мистики.

То, что изложено на этих страницах, есть не более чем здравый смысл, основанный на современных разработках в области военной, спортивной и криминальной психологии, многочисленных научных исследованиях психофизиологии стрессовых состояний, передовых достижениях в области обучения и тренажа, применяемых при подготовке профессиональных спортсменов, служащих спецподразделений вооружённых сил и полиции. Методики, собранные в данной книге, надёжны и эффективны, что подтверждено опытом десятков тысяч людей, их применявших.

Начав заниматься карате в теперь уже таком далёком 1986 году, я достаточно быстро прошёл путь от восторженного восприятия приёмов до чёткого осознания, что то, чему и как нас учили, в определённых ситуациях не только не поможет, но даже помешает. С этого момента я всё время находился в поисках чего-то более эффективного с точки зрения самозащиты. Теоретически подавляющее большинство систем и отдельных приёмов были работоспособными. Однако, как говорится, разницы между теорией и практикой нет только в теории.

Постепенно я пришёл к выводу, что ключ к эффективным действиям в реальной ситуации по большей части лежит за рамками физической подготовки и механики приёмов как таковых. Параллельно сформировалось понимание того, что вопрос личной безопасности гораздо шире умения применять те или иные приёмы в ходе самообороны. Всё начинается задолго до этого этапа и заканчивается отнюдь не им.

Моя непосредственная работа связана с разработкой систем обучения и тренажа, призванных научить человека применять определённые навыки в условиях стресса и жёстких временных ограничений. С определённого момента к этому добавилась необходимость подготовки инструкторов, которые должны будут использовать данные системы для обучения личного состава. Обе эти задачи нельзя решить без опоры на понимание психофизиологических изменений, происходящих в человеке в стрессовой ситуации, а также без знания эффективных методов психологической подготовки.

Как оказалось, именно в этой области во многом лежат ответы и на те вопросы, которые встали передо мной в ходе моих поисков эффективной системы обеспечения личной безопасности.

Почему, казалось бы, хорошо отработанные техники подводят в критический момент? Как защитить себя и своих близких от превосходящего вас противника? Как не быть застигнутым врасплох? Как побороть страх и неуверенность? Как действовать без колебаний? Ответам на эти и многие другие вопросы, связанные с личной безопасностью, посвящена данная книга.

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ

То, что изложено в данной книге, — всего лишь информация. За то, как вы её воспримете и используете, несёте ответственность исключительно вы.

Техники рукопашного боя, описанные в данной книге, опасны. Применяя их, вы можете нанести тяжёлые травмы и даже убить.

Главное правило работы с любым источником информации, в том числе и с данной книгой, состоит в том, чтобы воспринимать эту информацию как можно более непредвзято. Ещё более 19 столетий назад стоик Эпиктет выразил эту мысль так: «Невозможно начать изучать то, что, как вы думаете, вы уже знаете».

НА ПУТИ К ЛИЧНОИ БЕЗОПАСНОСТИ

Какова разница между мудрецом и умным? Умный сумеет выбраться из ситуации, которой избежит мудрец.

Вопрос личной безопасности столь многогранен и сложен, что его просто невозможно охватить в одной книге, не говоря уже о том, чтобы дать исчерпывающие рекомендации на все случаи жизни.

Как же кратко обрисовать проблему и пути её решения? Человечество давно нашло выход из подобных ситуаций — люди изобрели притчи. Роль такого краткого поучительного рассказа в нашем случае, как мне кажется, великолепно сыграет «Автобиография в пяти коротких главах», написанная Поршией Нельсон[3]:

I. Я иду по улице. На тротуаре глубокая яма. Я падаю в неё. Мне конец… Я беспомощна. Это не моя вина. У меня уходит почти вечность на то, чтобы выбраться из ямы.

II. Я иду по той же улице. На тротуаре глубокая яма. Я делаю вид, что не замечаю её. Я падаю в неё снова. Не могу поверить, что я оказалась в том же месте. Но это не моя вина. У меня по-прежнему уходит много времени на то, чтобы выбраться.

III. Я иду по той же улице. На тротуаре глубокая яма. Я вижу её. Всё же я падаю в неё… Это входит в привычку. Мои глаза открыты. Я знаю, где я нахожусь. Это моя вина. Я выбираюсь немедленно.

IV. Я иду по той же улице. На тротуаре глубокая яма. Я обхожу её.

V. Я иду по другой улице.

Если аллегорическую яму в этой притче заменить на критическую ситуацию, требующую применения навыков самообороны, мы получим практически идеальную концепцию безопасности. Безусловно, очень важно сохранять самообладание и уметь выбраться из ямы, если уж вас угораздило в неё попасть. Ещё важнее заранее увидеть эту яму и обойти её стороной, чтобы потом не пришлось из неё выкарабкиваться. Наилучшим же решением является выбор дороги без ям.

Начнём с последнего пункта, а именно с поиска дорог без ям. По большому счёту, с точки зрения личной безопасности это сводится к стратегии поведения из трёх пунктов:

• не совершайте глупых или опасных поступков;

• не ходите в опасные места;

• не связывайтесь с глупыми или опасными людьми.

Правила эти вполне очевидны и не нуждаются в дополнительном пояснении. Однако, к сожалению, следовать им удаётся далеко не всегда.

Все мы вынуждены регулярно совершать потенциально опасные поступки, которые могут привлечь к нам внимание злоумышленников: мы прилюдно достаём и убираем кошельки или кредитные карточки; пользуемся банкоматами; возвращаемся поздно вечером домой с работы или из гостей; говорим по мобильным телефонам, идя по улице; паркуем машины на неохраняемых стоянках и т. д. и т. п.

Жизнь такова, что избежать опасных мест тоже далеко не всегда возможно. Ведь для кого-то в силу тех или иных причин, например криминогенной обстановки, опасным местом может быть район или даже весь город, где расположен его дом.

Ну и наконец, тот факт, что вы решили не связываться с глупыми и опасными людьми, отнюдь не гарантирует того, что они сами не решат связаться с вами, ведь им для этого не нужно вашего согласия.

Иными словами, «дороге с ямой» далеко не всегда есть реальная альтернатива. Именно поэтому сохраняют свою актуальность «методы обнаружения ям» (бдительность и противодействие противнику на этапах, предшествующих нападению), равно как и «умение из этих ям выкарабкиваться» (способы физической самозащиты).

Что же необходимо для эффективной самозащиты? Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос практически нереально в силу многообразия и непредсказуемости ситуаций, в которых может потребоваться постоять за себя и своих близких. Однако можно и нужно ответить на другой, ещё более важный вопрос: «Без чего самозащита невозможна?»

Основные слагаемые эффективной самозащиты отражены на рис. 1. Чтобы защитить себя, человеку необходимо:

• увидеть опасность;

вернуться

Сэр Исаак Ньютон (Sir Isaac Newton, 1643–1727) — английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики.

вернуться

Талмуд (ивр. «учение, учёба») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.

вернуться

Поршиа Нельсон (Portia Nelson, 1920–2001) — американская актриса, певица, поэтесса (Autobiography in Five Short Chapters. There's a Hole in My Sidewalk: The Romance of Self-Discovery Atria Books / Beyond Words. Original edition. 1994).

www.rulit.me

Дмитрий Самойлов - Основы личной безопасности

Основы личной безопасности

Я смотрю на себя как на ребёнка, который, играя на морском берегу, нашёл несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Исаак Ньютон[1]

Почему написана эта книга? Потому что я всегда хотел такую прочесть. В ней собрано то, что я в течение длительного времени по крупицам, как золото на прииске, «намывал» из всех доступных источников, просеивая далеко не всегда полноводные и зачастую весьма мутные потоки информации.

Вы не найдёте в данной книге магических рецептов и гениальных откровений. Здесь нет описания «энергетических» ударов, бесконтактных атак, советов, как уклоняться от пуль, читать мысли своих оппонентов, и прочей мистики.

То, что изложено на этих страницах, есть не более чем здравый смысл, основанный на современных разработках в области военной, спортивной и криминальной психологии, многочисленных научных исследованиях психофизиологии стрессовых состояний, передовых достижениях в области обучения и тренажа, применяемых при подготовке профессиональных спортсменов, служащих спецподразделений вооружённых сил и полиции. Методики, собранные в данной книге, надёжны и эффективны, что подтверждено опытом десятков тысяч людей, их применявших.

Начав заниматься карате в теперь уже таком далёком 1986 году, я достаточно быстро прошёл путь от восторженного восприятия приёмов до чёткого осознания, что то, чему и как нас учили, в определённых ситуациях не только не поможет, но даже помешает. С этого момента я всё время находился в поисках чего-то более эффективного с точки зрения самозащиты. Теоретически подавляющее большинство систем и отдельных приёмов были работоспособными. Однако, как говорится, разницы между теорией и практикой нет только в теории.

Постепенно я пришёл к выводу, что ключ к эффективным действиям в реальной ситуации по большей части лежит за рамками физической подготовки и механики приёмов как таковых. Параллельно сформировалось понимание того, что вопрос личной безопасности гораздо шире умения применять те или иные приёмы в ходе самообороны. Всё начинается задолго до этого этапа и заканчивается отнюдь не им.

Моя непосредственная работа связана с разработкой систем обучения и тренажа, призванных научить человека применять определённые навыки в условиях стресса и жёстких временных ограничений. С определённого момента к этому добавилась необходимость подготовки инструкторов, которые должны будут использовать данные системы для обучения личного состава. Обе эти задачи нельзя решить без опоры на понимание психофизиологических изменений, происходящих в человеке в стрессовой ситуации, а также без знания эффективных методов психологической подготовки.

Как оказалось, именно в этой области во многом лежат ответы и на те вопросы, которые встали передо мной в ходе моих поисков эффективной системы обеспечения личной безопасности.

Почему, казалось бы, хорошо отработанные техники подводят в критический момент? Как защитить себя и своих близких от превосходящего вас противника? Как не быть застигнутым врасплох? Как побороть страх и неуверенность? Как действовать без колебаний? Ответам на эти и многие другие вопросы, связанные с личной безопасностью, посвящена данная книга.

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ

То, что изложено в данной книге, — всего лишь информация. За то, как вы её воспримете и используете, несёте ответственность исключительно вы.

Техники рукопашного боя, описанные в данной книге, опасны. Применяя их, вы можете нанести тяжёлые травмы и даже убить.

Главное правило работы с любым источником информации, в том числе и с данной книгой, состоит в том, чтобы воспринимать эту информацию как можно более непредвзято. Ещё более 19 столетий назад стоик Эпиктет выразил эту мысль так: «Невозможно начать изучать то, что, как вы думаете, вы уже знаете».

НА ПУТИ К ЛИЧНОИ БЕЗОПАСНОСТИ

Какова разница между мудрецом и умным? Умный сумеет выбраться из ситуации, которой избежит мудрец.

Талмуд[2]

Вопрос личной безопасности столь многогранен и сложен, что его просто невозможно охватить в одной книге, не говоря уже о том, чтобы дать исчерпывающие рекомендации на все случаи жизни.

Как же кратко обрисовать проблему и пути её решения? Человечество давно нашло выход из подобных ситуаций — люди изобрели притчи. Роль такого краткого поучительного рассказа в нашем случае, как мне кажется, великолепно сыграет «Автобиография в пяти коротких главах», написанная Поршией Нельсон[3]:

I. Я иду по улице. На тротуаре глубокая яма. Я падаю в неё. Мне конец… Я беспомощна. Это не моя вина. У меня уходит почти вечность на то, чтобы выбраться из ямы.

II. Я иду по той же улице. На тротуаре глубокая яма. Я делаю вид, что не замечаю её. Я падаю в неё снова. Не могу поверить, что я оказалась в том же месте. Но это не моя вина. У меня по-прежнему уходит много времени на то, чтобы выбраться.

III. Я иду по той же улице. На тротуаре глубокая яма. Я вижу её. Всё же я падаю в неё… Это входит в привычку. Мои глаза открыты. Я знаю, где я нахожусь. Это моя вина. Я выбираюсь немедленно.

IV. Я иду по той же улице. На тротуаре глубокая яма. Я обхожу её.

V. Я иду по другой улице.

Если аллегорическую яму в этой притче заменить на критическую ситуацию, требующую применения навыков самообороны, мы получим практически идеальную концепцию безопасности. Безусловно, очень важно сохранять самообладание и уметь выбраться из ямы, если уж вас угораздило в неё попасть. Ещё важнее заранее увидеть эту яму и обойти её стороной, чтобы потом не пришлось из неё выкарабкиваться. Наилучшим же решением является выбор дороги без ям.

Начнём с последнего пункта, а именно с поиска дорог без ям. По большому счёту, с точки зрения личной безопасности это сводится к стратегии поведения из трёх пунктов:

• не совершайте глупых или опасных поступков;

• не ходите в опасные места;

• не связывайтесь с глупыми или опасными людьми.

Правила эти вполне очевидны и не нуждаются в дополнительном пояснении. Однако, к сожалению, следовать им удаётся далеко не всегда.

Все мы вынуждены регулярно совершать потенциально опасные поступки, которые могут привлечь к нам внимание злоумышленников: мы прилюдно достаём и убираем кошельки или кредитные карточки; пользуемся банкоматами; возвращаемся поздно вечером домой с работы или из гостей; говорим по мобильным телефонам, идя по улице; паркуем машины на неохраняемых стоянках и т. д. и т. п.

libking.ru

Читать онлайн "Основы личной безопасности" автора Самойлов Дмитрий - RuLit - Страница 2

• иметь возможность защитить себя, эта возможность предполагает обладание навыками, физическую готовность и наличие средств самозащиты;

• быть психологически готовым защищать себя.

Действительно, если вы не видите опасности, то никакая решимость биться до последнего и самое отточенное мастерство рукопашного боя вам не помогут. Внезапный удар из засады — и всё закончилось, не успев начаться. Психологическая готовность защищать себя от реальной опасности не менее важна. Если человек осознаёт опасность, но боится сопротивляться или колеблется, ему не помогут ни сила, ни умение, ни оружие. Ну и наконец, видеть опасность и быть готовым ей противостоять, но не иметь для этого возможности, наверное, наихудший вариант.

В этой книге я постарался затронуть все три необходимых слагаемых эффективной самозащиты. Насколько успешно мне это удалось — судить вам.

Человек сражается своим разумом. Его руки и его оружие — всего лишь продолжение его воли. Одно из заблуждений нашего времени — представление о том, что вооружение является эквивалентом силы.

Ради чего мы вступаем в бой? Ради чего его продолжаем? Ответ очевиден — ради победы. Никакая другая цель не способна мотивировать нас на действия с полной отдачей. Как сказал Теодор Рузвельт: «Вы не можете сражаться изо всех сил, если вы не уверены в том, что сражаетесь чтобы победить». Что есть победа? Это решённая задача, и в ситуации самообороны это далеко не всегда поверженный противник. Предположим, на вас напали несколько человек, в этом случае ваша основная задача — как можно скорее скрыться от своих противников, получив при этом минимум травм и ранений. Задача кардинально меняется, если в аналогичную передрягу вы, не дай бог, попали не один, а с тем, кто вам дорог, и этот человек не только не способен помочь вам, но даже не может бегать так же быстро, как вы (это может быть ребёнок, девушка, пожилой или травмированный человек и т. п.). Тут речь о вашем бегстве уже не идёт.

Против кого вы и с кем вы, это ещё не всё. Задачу, которую поставит перед вами жизнь, формируют и многие другие факторы, в том числе то, где это случилось и что происходит вокруг. Например, если в рассматриваемую гипотетическую ситуацию с несколькими нападающими добавить проезжающую мимо патрульную машину, то основной задачей станет привлечение к себе внимания находящихся в ней сотрудников правоохранительных органов.

Жизнь мало предсказуема и при этом гораздо разнообразнее всех наших представлений о ней. Никакой набор типовых сценариев и соответствующих им тактических решений не способен охватить всё то, что может случиться.

Возможным протестом против подобной непредсказуемости является выработка некоего общего настроя, психологической установки, которой следует руководствоваться в любых обстоятельствах. Как правило, подобная установка сродни девизу и может быть выражена парой слов или короткой фразой, например: «ни шагу назад», «они не пройдут», «победа или смерть» и т. п. Американские военные психологи в рамках работ по программе SERE проанализировали наиболее распространённые варианты подобных установок.

Как оказалось, многие популярные установки имеют весьма существенные скрытые недостатки. Так, например, настрой «выжить» в условиях серьёзной опасности подсознательно вырождается в «выжить любой ценой», что может подталкивать к сдаче на милость победителя или даже к сотрудничеству с противником ради спасения собственной жизни. Другая распространённая установка «не сдаваться» пассивна по своей природе и подталкивает к уходу в глухую оборону. Человек, настроенный «не сдаваться», очевидно, уже не верит, что может победить, и стремится лишь «продать свою жизнь подороже». Данный настрой целесообразен только тогда, когда цель боя не ясна сражающемуся (например в случае солдат, используемых как «пушечное мясо»), либо он применим в области спорта, где одним из возможных и приемлемых исходов является ничья. Более того, данная установка построена на негативной формулировке, проще говоря, содержит отрицание, ту самую частицу «не», о вредном влиянии которой в процессе самоубеждения говорится в главе «Балансируя на табурете».

По мнению американских военных психологов, для членов небольших групп, а также операторов, действующих в одиночку, оптимальной установкой является настрой на решение стоящей задачи, иными словами, настрой на победу.

Чтобы действовать эффективно в любой ситуации, необходимо чётко понимать поставленную задачу, быть готовым применить свои навыки и обладать волей довести начатое до конца, невзирая на любые трудности, встающие на пути.

Воля к победе имеет в бою огромное, если не решающее значение. Даже в спортивных поединках человек с более сильной волей зачастую побеждает более техничного или сильного соперника, как говорится, «на морально-волевых качествах». Как сказал легендарный тренер по боксу Д'Амато: «Когда два человека сражаются, то, что заставляет нас смотреть [на этот поединок], в большей степени является противоборством воли, нежели соревнованием в мастерстве; при этом более сильная воля обычно побеждает превосходящее мастерство. Техническое мастерство позволяет доминировать только тогда, когда оно настолько превосходит мастерство другого человека, что воля к победе не подвергается испытанию…»

Готовность вступить в бой и способность вести его до победы, несмотря ни на что, являются теми качествами, которые определяют настоящего воина. К сожалению, данные ключевые способности поддаются целенаправленной тренировке лишь отчасти и в значительной мере представляют собой сочетание врождённых и сформированных жизнью качеств. Иными словами, кто-то это получает от рождения, кого-то этому учит жизнь, но в любом случае овладеть этим за пару недель занятий или несколько сеансов гипноза просто нереально. Не случайно во всех странах элитные подразделения Вооружённых сил формируются преимущественно путём отбора наиболее подходящих кандидатов, а не обучением первых попавшихся рекрутов. Чрезвычайно жёсткие тесты направлены, прежде всего, на выявление у человека той самой воли к победе, способности продолжать бороться, как бы тяжело не было. Процент отсева при этом чрезвычайно высок. И так было всегда. Вот, например, что написал 2500 лет назад Гераклит[5] о людях, посланных на войну: «Из каждой сотни людей десять вообще не должны были туда попасть, восемьдесят — это всего лишь мишени, девять — настоящие бойцы, и нам повезло, что они у нас есть, поскольку они ведут бой. Да, и есть ещё один, этот один — это воин, и благодаря ему остальные вернутся назад живыми».

Хрестоматийным примером того, что такое воля к победе, является спасательная операция, проведённая спецназовцем Роем Бенавидезом (Roy Benavidez) в ходе войны во Вьетнаме.

Мастер-сержант Бенавидез вылетел на вертолёте для эвакуации разведгруппы, попавшей в окружение. Прибыв на место, он увидел, что часть членов группы убита, а остальные ранены и с трудом держат оборону. Посадить вертолёт непосредственно рядом с ними было невозможно, и Бенавидез приказал садиться на ближайшем открытом участке местности. Выпрыгнув из вертолёта с одним ножом в руке, Рой бегом направился к разведчикам и практически сразу же получил пулевое ранение в ногу. К тому моменту, как он, преодолев примерно 75 метров, добежал до оборонявшихся, Рой был ещё дважды ранен осколками в лицо и голову. Бенавидез принял командование, реорганизовал оборону и начал эвакуацию раненых. Несмотря на собственные раны, он сам за 3 раза перетащил большинство раненых к вертолёту, ведя при этом огонь по противнику. В ходе этого Рой получил ещё несколько ранений.

Когда все раненые оказались в вертолёте, Бенавидез направился к телу убитого командира разведгруппы, чтобы забрать секретные документы. В этот момент Рой получил ещё два ранения. Практически одновременно пилот вертолёта был убит, в результате чего вертолёт, потеряв управление, потерпел аварию, упал и перевернулся. Несмотря на полученные ранения, которых к тому моменту было уже около 10, и интенсивный огонь противника, Бенавидез вернулся на место падения вертолёта и помог раненым выбраться из-под обломков. Оставшихся в живых бойцов Рой организовал для круговой обороны. По рации Бенавидез вызвал второй вертолёт для эвакуации и воздушную огневую поддержку для её прикрытия, после чего корректировал авиаудары по позициям противника. Как только вертолёт, прибывший для эвакуации, снизился, Рой начал перетаскивать в него раненых. В этот момент на него напал выскочивший из кустов противник. В ходе рукопашной Рой был ранен штыком в обе руки и получил несколько ударов прикладом в голову. Бенавидез убил неприятеля своим ножом и продолжил эвакуировать раненых. Когда Рой, загрузив всех в вертолёт, сам стал туда забираться, ему пришлось придерживать свои внутренности рукой, поскольку он получил серьёзное осколочное ранение в живот.

вернуться

Джон «Джефф» Купер (John Dean «Jeff» Cooper, 1920–2006) — признанный эксперт в области малого стрелкового оружия и обеспечения личной безопасности. Купер разработал метод использования пистолета для самообороны, известный как Modern Technique of the Pistol, а также адаптировал для ситуации личной безопасности цветовые коды боевой готовности, используемые корпусом Морской пехоты США. Купер основал Американский пистолетный институт (American Pistol Institute), позже реорганизованный в широко известный Центр обучения самообороне Gunsite Training Center.

вернуться

Гераклит Эфесский (544–483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, основатель первой исторической, или первоначальной, формы диалектики.

www.rulit.me


Смотрите также