Правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
Правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Участие граждан в охране общественного порядка.
Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.
— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
— правовое регулирование;
— разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
— применение специальных экономических мер;
— разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
— организацию научной деятельности;
— координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
— международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.
Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.
Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.
Общественный порядок — это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.
В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 — организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 — создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).
Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.
Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.
Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
- Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
- Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
- Внештатное сотрудничество с полицией
- Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.
Народная дружина — основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.
Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.
Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
В народные дружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи».
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
21.09.2018 г. Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути решения
Публикация: РИНЦ
Тип публикаций: Бесплатно
Форма участия: Очно-заочная
Описание конференции:
Уважаемые коллеги!!! 21 сентября 2018 года Санкт-Петербургский университет МВД России проводит ежегодную межвузовскую научно-практическую конференцию по теме: «Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути решения». Участие в конференции бесплатное!! В рамках работы конференции планируется обсуждение следующих проблемных вопросов: Актуальные проблемы правового положения и организационного построения органов внутренних дел. Обеспечение законности в деятельности по охране общественного порядка: вчера, сегодня, завтра. Новые подходы к содержанию, формам и методам деятельности по охране общественного порядка. Актуальные проблемы применения мер административного принуждения в деятельности по охране общественного порядка. Направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности полиции. Проблемы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел и пути их решения. Деятельность подразделений полиции по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: прошлое, настоящее и будущее. Деятельность участкового уполномоченного полиции как критерий оценки населением эффективности работы полиции. Инновационные подходы к деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Состояние и перспективы совершенствования деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России. Актуальные проблемы организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Новые подходы к деятельности по охране общественного порядка на транспорте. Проблемы обеспечения общественного порядка во время проведения крупномасштабных массовых мероприятий, пути их решения. Современные формы и методы деятельности по противодействию экстремизму и терроризму. Роль и место общественных формирований и негосударственных правоохранительных организаций в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Формы и методы взаимодействия полиции с подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в работе ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Конференция будет проходить по адресу: ул. Летчика Пилютова, д. 1, факультет подготовки сотрудников для оперативных подразделений, ауд. 106, «Амфитеатр». Регистрация участников в 9:30, начало работы в 10:00. По результатам конференции планируется издание сборника научных статей с размещением в РИНЦ! Для формирования программы и сборника материалов конференции просим представить до 17 сентября 2018 года в оргкомитет заявки участников и научные статьи. Ответственный: Беженцев Александр Анатольевич, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8-911-213-37-51 [email protected]
Совершенствуется правовое регулирование в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности
Увеличение до 50 тысяч рублей штрафа за стрельбу из оружия в отведенных для этого местах, но с нарушением установленных правил, предусматривает принятый Государственной Думой во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». За стрельбу в населенных пунктах и других не отведенных для этого местах законопроект предусматривает наложение административного штрафа в размере 50 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему, а также лишение права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 5 лет и административный арест на срок до 15 суток. Законодательные предложения предусматривают ответственность за стрельбу в населенных пунктах и местах, не отведенных для этого, если огонь открывается группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В этих случаях предусматривается наказание в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему, а также лишения права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 7 лет и административный арест.
Пресс-служба Договорно-правового департамента МВД России
Правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка
Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
Основные нормативные правовые акты по данному вопросу:
- Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
- Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 г. № 26-з «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ярославской области»;
- приказ МВД России от 21.07.2014 № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности»;
- приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи».
Правовые условия для добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка установлены Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Закон выделяет следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
- внештатное сотрудничество с полицией;
- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности;
- участие в деятельности народных дружин.
Общим условием участия граждан в охране общественного порядка в каждой из указанных форм является достижение возраста 18 лет.
Ограничения, при наличии которых граждане не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности, народными дружинниками, связаны с наличием судимости, привлечением к уголовной и административной ответственности, с участием в экстремистской деятельности, с состоянием здоровья и наличием психических расстройств, и т.д.
Народные дружины и объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка только после включения в специальный реестр, который ведется в каждом субъекте РФ. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр на территории Ярославской области принимает уполномоченное лицо УМВД России по Ярославской области.
Общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка.
Федеральный закон определяет народную дружину как основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Народная дружина может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Границы территории, на которой создается народная дружина, определяют органы местного самоуправления.
Дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право: требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния; принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств; оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка.
Также закрепляется право народных дружинников применять физическую силу, но только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Перед ее применением, по общему правилу, дружинник обязан предупредить правонарушителя о своем намерении. Право самостоятельного задержания правонарушителей народным дружинникам не предоставлено. Что касается вопросов ношения и применения оружия, то народные дружинники должны руководствоваться положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии с рассматриваемым федеральным законом принят Закон Ярославской области от 08.04.2015 № 26-з «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Ярославской области» (далее – Закон ЯО № 26-з).
В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин на территории Ярославской области создаются штабы народных дружин, которые выполняют организационную функцию. Законом ЯО № 26-з регулируется порядок создания и деятельности указанных штабов.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка в Ярославской области должны иметь при себе удостоверение и использовать отличительную символику, образцы которых установлены законом ЯО № 26-з. Отличительной символикой является нарукавная повязка, которая носится на плече левой руки и представляет собой прямоугольник, изготовленный из ткани красного цвета с надписью «Дружинник» белого цвета.
Приказ МВД России 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» определяет требования к подготовке народных дружинников, целью которой является получение ими знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников. При подготовке дружинники знакомятся с нормативными правовыми актами, мерами личной безопасности и приемами самозащиты, навыками оказания первой помощи. Подготовка осуществляется в форме инструктажа перед проведением мероприятий по охране общественного порядка.
Статья 19.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий (наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей).