Правовое регулирование радиационной безопасности


Тема: Нормативно правовое регулирование радиационно- опасных объектов экономики. - презентация

1 Тема: Нормативно правовое регулирование радиационно- опасных объектов экономики

2 Вопросы: 1. С истема государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии 2. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности (закон о радиационной безопасности РФ). 3. Международное сотрудничество в области ядерной безопасности (МАГАТЭ)

3 1. Система государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии

4 система государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии

5

6 Закон о техническом регулировании

7

8 Основы государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности 1. Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности 2. Цель и приоритетные направления государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности 3. Основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности 4. Основные задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности

9 Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Увеличение на территории РФ радиационно опасных объектов и радиоактивных отходов Необходимость переработки ядерных отходов Угрозы террористических актов в отношении радиационно-опасных объектов Физическое старение конструкций объектов Неблагополучная радиационная обстановка на территории РФ Недостаточное финансирование ядерной безопасности

10 Цель государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности - последовательное снижение до приемлемого уровня техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии. 1. Совершенствование государственного управления и координации работ в области ядерной и радиационной безопасности, в первую очередь государственной системы обеспечения радиационной безопасности Российской Федерации, осуществляемое с учетом международной практики 2. Усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов от вредного влияния техногенных, природных факторов и террористических проявлений, повышение защищенности населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, связанных с использованием атомной энергии, и природных источников ионизирующих излучений 3. Интенсификация и совершенствование организации работ по утилизации выведенных из эксплуатации ядерно опасных объектов и материалов 4. Проведение радиационно-эпидемиологических исследований для оценки состояния здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию

11 Основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности соблюдение баланса интересов государства, прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, участвующих в деятельности по использованию атомной энергии и радиоактивных материалов, взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение ядерной и радиационной безопасности реализация концепции социально приемлемого риска, имеющей целью минимизацию ядерного и радиационного рисков (как компонентов совокупного техногенного риска), в том числе поддержание на возможно низком уровне (с учетом экономических и социальных факторов) допустимых индивидуальных доз облучения и сокращение числа облучаемых лиц при использовании атомной энергии и источников ионизирующего излучения гарантированное государством соблюдение допустимых пределов радиационного облучения, получаемого гражданами от всех источников ионизирующего излучения, запрещение всех видов деятельности в области использования атомной энергии, при которых получение положительного результата не компенсирует риска возможного вреда обеспечение разрешительного характера деятельности в области атомной энергии с использованием механизмов лицензирования и сертификации

12 Основные задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности 1. Разработать и внедрить технические регламенты и стандарты обеспечения деятельности в области использования атомной энергии, в том числе связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных установок военного и двойного назначения, а также деятельности по обращению с радиоактивными материалами и радиоактивными отходами, образующимися при использовании атомной энергии 2. Провести инвентаризацию ядерно и радиационно опасных объектов и материалов (включая выведенные из эксплуатации) и на этой основе обеспечить безопасность населения и территорий от радиации 3. Установить административно-правовой статус зон безопасности вокруг ядерно и радиационно опасных объектов с учетом необходимости повышения их защищенности в условиях усиления террористических угроз 4. Обеспечить социальную защищенность лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, в том числе совершенствовать механизмы дополнительного экономического стимулирования и социальной защиты персонала ядерно и радиационно опасных объектов, включая персонал, обеспечивающий защиту и охрану этих объектов, а также медицинский персонал, входящий в формирования повышенной готовности

13 Структура обеспечения радиационной безопасности России

14 2. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности (закон о радиационной безопасности РФ)

15 Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям: характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности вероятность радиационных аварий и их масштаба степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

16 Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения Проведение работ по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ контроль и учет индивидуальных доз облучения работников подготовка и аттестация руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала) обеспечение реализации прав граждан в области информирования и обеспечения радиационной безопасности ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17 Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов 1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы. 2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться: выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения; проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма- излучения природных радионуклидов. 3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования 4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

18 Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

19 Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур 1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности. 2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. 3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

20 ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

21 Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана: 1.обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий; 2.проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение; 3.принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; 4.локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; 5.провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии; 6.принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии. ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

22 Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии 1.Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона. 2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. 3. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации. ГЛАВА IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

23 ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

24 Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (0,5 БЭР) или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта (35 БЭР); в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта; для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта (5 БЭР) или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту (20 БЭР); допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта (20 БЭР)

25 3. Международное сотрудничество в области ядерной безопасности (МАГАТЭ)

26 Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

27 Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (International Atomic Energy Agency IAEA) международная межправительственная организация для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

28 Сферы деятельности 1.МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики. 2.Направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе. 3.Оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов. 4.Исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. 5.Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986.

29 МАГАТЭ и нераспространение ядерного оружия Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства так называемые гарантии МАГАТЭ имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия. С заключением ДНЯО его участники, не обладающие ядерным оружием, обязались заключить с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности. Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. В этих целях широко практикуется направление инспекторов на места.

30 Состав и организационная структура По состоянию на апрель 2009 года в МАГАТЭ входило 146 государств. Руководящие органы созываемая ежегодно Генеральная конференция (General Conference) всех стран-членов, Совет управляющих (Board of Governors) из 35 человек, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором). Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО. С 1981 по 1997 Генеральным директором МАГАТЭ являлся шведский дипломат Ханс Бликс (Hans Blix).

31 Австралия Азербайджан Алжир Ангола Аргентина АрменияАфганистан Бангладеш Беларусь Все страны Европы Венесуэла Вьетнам Египет Израиль Индия Япония Россия ЮАР Чили Тунис США КАНАДА

32 Общие сведения Организационная структура Государства-члены Доклады Ядерная безопасность Конвенции Новости ООН ООН и Чернобыль Брошюра Веб-сайт МАГАТЭ * Главная страница ООН Общие сведения

www.myshared.ru

Закон РБ О радиационной безопасности населения Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Иные нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Законом.

Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности в области использования атомной энергии, не урегулированные законодательством об использовании атомной энергии, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства о радиационной безопасности.

Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не урегулированные законодательством о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.

Отношения, возникающие при перевозке источников ионизирующего излучения, не урегулированные законодательством о радиационной безопасности, регулируются законодательством о перевозке опасных грузов.

Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности при использовании источников ионизирующего излучения в оборонных целях, регулируются законодательством о радиационной безопасности в части, не урегулированной законодательством об обороне.

Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения, не урегулированные законодательством о радиационной безопасности, регулируются законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Трансграничное перемещение источников ионизирующего излучения осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе об использовании атомной энергии, о внешнеэкономической деятельности, законодательством о таможенном регулировании, а также международными договорами Республики Беларусь.

Добавить комментарий к ст.2 Закон РБ О радиационной безопасности населения от 5 января 1998 г. № 122-З

kodeksy-by.com

Федеральный закон российской федерации о радиационной безопасности населения

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

  • ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

  • естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

  • техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

  • эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

  • санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

  • зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

  • работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

  • радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

studfiles.net

Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности

Дипломная работа*

Код 56267
Дата создания 2010
Страниц 73
Мы сможем обработать ваш заказ 9 октября в 7:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

СодержаниеВведение 31. История развития законодательства в области ядерной энергетики в России и за рубежом 72. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности в РФ 213. Система правовых мер, направленных на использование радиации, ядерной энергетики. Контроль 453.1. Государственные органы РФ, осуществляющие контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности 453.2. Меры и проблемы обеспечения безопасного использования радиации, ядерной энергетики 51Заключение 67Список использованных источников 70 СодержаниеВведение 31. История развития законодательства в области ядерной энергетики в России и за рубежом 72. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности в РФ 213. Система правовых мер, направленных на использование радиации, ядерной энергетики. Контроль 453.1. Государственные органы РФ, осуществляющие контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности 453.2. Меры и проблемы обеспечения безопасного использования радиации, ядерной энергетики 51Заключение 67Список использованных источников 70 Введение Родившись для обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета, атомная отрасль постепенно сделала обеспечение «своей собственной» безопасности от внутренне присущих ей видов ядерной и радиационной опасности обязательным условием осуществления деятельности в области использования атомной энергии на протяжении всего жизненного цикла от изысканий и проектирования до снятия с эксплуатации, окончательной изоляции и реабилитации. Создание атомной отрасли, первоначально ее оборонной составляющей, в условиях военных действий, разрухи народного хозяйства и послевоенного напряжения всех сил на восстановление порушенного, потребовало жесткой мобилизации оскудевших ресурсов страны. Особое значение при этом имело создание новых научно-технологических направлений и инженерно-технических кадров, отбор высококвалифицированных рабочих и специалистов из других отраслей народного хозяйства и их переучивание. Поскольку создание ядерного оружия было государственной задачей высшего приоритета и условием самого существования государства, то цель оправдывала используемые средства даже в условиях больших неопределенностей, связанных с первопроходчеством в науке и технике при реализации первого атомного проекта.Нормы правового регулирования деятельности отечественных органов безопасности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности составляют отдельный блок правовых актов, являющийся частью нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Без анализа указанной системы правовых актов вряд ли можно объективно и полно уяснить природу правового регулирования отношений, связанных с обеспечением безопасности, тенденций их развития, определить степень регламентирования деятельности государственных административных органов безопасности, спецслужб государства при решении задач в этой области.Правовую основу деятельности отечественных органов безопасности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности составляет Конституция РФ и другие нормативные правовые акты страны. Их деятельность осуществляется так же в соответствии с международными договорами России.Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, что данная отрасль создает многие проблемы, в том числе в вопросах безопасности и здоровья населения, в вопросах экологии и т.п., бессознательно или сознательно откладывающиеся на будущие поколения, требующие новых громадных ресурсов. Россия является одной из немногих стран мира, обладающих всем спектром ядерных технологий и в то же время обеспечивает высокий уровень ядерной, радиационной, общепромышленной и экологической безопасности использования атомной энергии, т.к. все эти годы осуществлялось жесткое нормативно-правовое регулирование атомной отраслью, являвшейся приоритетной в хозяйственном комплексе государства. В процессе создания и развития атомной отрасли были построены не только отдельные предприятия, но и целые промышленные комплексы и города, рассредоточенные по территории страны и аккумулировавшие в себя важнейшие достижения мировой и отечественной науки и техники, явившиеся центрами научно-технической мысли, инженерного творчества, рабочего мастерства и социального развития.Объект настоящей дипломной работы – атомная отрасль Российской Федерации, которая является одной из немногих отраслей отечественной экономики, реализующих экспортный конкурентный потенциал за счет производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.Предмет исследования. Со времени своего создания отрасль формировалась как целостный научно-промышленный комплекс, ориентированный на разработку и производство ядерного оружия в условиях мобилизационной экономики, решение задач исключительно оборонного характера. Позднее к ним добавилась задача развития атомной энергетики. В связи с этим предметом настоящего исследования является законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в РФ.Целью исследования автор ставит изучение гражданско-правовых мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России. Задачами, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели являются:- изучение истории развития законодательства в области ядерной энергетики в России и за рубежом;- описание правового регулирования ядерной и радиационной безопасности в РФ;- охарактеризовать функции, права и обязанности государственных органов РФ, осуществляющих контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности; - описать принятые меры и существующие проблемы обеспечения безопасного использования радиации, ядерной энергетики.Теоретическая значимость дипломной работы заключается в том, что в данном исследовании затрагиваются проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России.Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при составлении учебников по экологическому праву, в практике преподавания спецкурсов и семинаров по юриспруденции. Материал исследования может быть использован при написании курсовых и дипломных работ по данной теме.Теоретико – методологической основой исследования являются учебники по экологическому праву РФ, авторами которых являются: Семьянова, Нецветаев А.Г., Доржиев Ж.Б., Хамнаев И.В., Голиченков А.К.Нормативной основой работы являются: «Конституция Российской Федерации», Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон «Об использовании атомной энергии», Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды», постановления Правительства РФ, санитарные правила РФ и пр. Эмпирической базой дипломной работы являются научные статьи в области правового регулирования атомной отрасли, обеспечения безопасного использования ядерной и радиационной энергии, а так же интернет-источникиСтруктура дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованных источников.  1. История развития законодательства в области ядерной энергетики в России и за рубежомВ большинстве зарубежных стран законодательное регулирование в области использования атомной энергии намного опередило начало ее широкого применения. В России же очень долгое время не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье, имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных ее воздействий. Не были закреплены в законодательном порядке права предприятий и граждан в отношении их деятельности, связанной с использованием атомной энергии, законодательно не были оформлены обязанности эксплуатирующей организации, не определены права и ответственность имеющих отношение к использованию атомной энергии министерств, ведомств, организаций и должностных лиц. До 1995 года атомное законодательство в России отсутствовало. И деятельность по использованию атомной энергии не была регламентирована. На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону. С момента своего возникновения атомная отрасль в нашей стране находилась на особом режиме: она создавалась, прежде всего, в военных целях и формировалась в виде закрытой структуры. Отсутствие законодательного регулирования общественных отношений, возникающих в области использования атомной энергии, было последствием тотальной секретности и прошлого правового нигилизма, что усугубляло многочисленные проблемы, связанные с использованием атомной энергии. Существовавшая в стране система нормативной документации, являвшаяся основным источником права в области использования атомной энергии, была ориентирована на решение конкретных санитарно-гигиенических и технических проблем. В то же время она не в полной мере определяла правовой статус всех участников отношений, связанных с использованием атомной энергии. Недостаточное внимание к мерам безопасности, игнорирование интересов населения, отсутствие гласности и все другие факторы, напрямую связанные с отсутствием законодательного регулирования, привели, в частности, к увеличению числа тяжелых последствий «атомных аварий» и, в первую очередь, Чернобыльской катастрофы. Отсутствие соответствующей законодательной базы долгое время вызывало беспокойство не только у населения нашей страны, в том числе и у самих работников атомной отрасли, права которых также не были защищены, но и у международного сообщества. Возникали трудности в осуществлении ядерного экспорта-импорта и других направлений ядерного сотрудничества. Постепенное вхождение России в Европейское сообщество, подписание в 1994 году Конвенции о ядерной безопасности, решение вопроса о присоединении к действующим международно-правовым нормам в области использования атомной энергии, в том числе в области гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб, еще в большей степени актуализировали вопрос о необходимости развития национального атомного законодательства. До 1995 года деятельность в области использования атомной энергии законодательно вообще никак не регламентировалась. Да и на сегодняшний день в этой области действует не так уж много законодательных актов. Первым Государственной Думой был принят Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ. Закон определил правовую основу и общие принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях.Правовая основа и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в условиях формирующейся рыночной экономики, были определены принятым в 1995 году Федеральным законом «Об использовании атомной энергии». Закон провозгласил приоритет безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии и установил правовые основы систем государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, обеспечивающих реализацию этого приоритета. Формирование указанных систем осуществлялось в соответствии с указами Президента Российской Федерации: - от 21 января 1997 г. № 26 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии»; - от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; - от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Правительством Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на реализацию предусмотренных Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» прав, обязанностей и ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и иных юридических лиц и граждан. Сформированное таким образом законодательство разграничило функции и полномочия органов государственного управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Принятие закона явилось реальным шагом в содействии безопасному развитию как атомной энергетики, так и других направлений использования атомной энергии в России. Закон был разработан на основе следующих принципов регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии: - в стране должен функционировать единый для всех областей использования атомной энергии закон, который при необходимости может быть дополнен другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Закон предусматривает, что деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, осуществляется на основании иных федеральных законов. Использование атомной энергии для других нужд обороны должно регулироваться настоящим Федеральным законом; - в законе должны быть предусмотрены меры социальной защиты населения, проживающего в районах расположения объектов использования атомной энергии, отражены права работников этих объектов, установлены права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при обсуждении и решении вопросов использования атомной энергии; - законодательное регулирование отношений при использовании атомной энергии должно распространяться на все этапы жизненного цикла ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения — от стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации до захоронения радиоактивных отходов; - должна быть обеспечена безопасность при использовании атомной энергии и осуществлены государственный контроль и надзор за обеспечением этой безопасности; - закон призван обеспечить неуклонное выполнение Россией международных договоров в области использования атомной энергии, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерного оружия; - положения закона должны предусматривать, что ядерная и радиационная безопасность будет находиться на уровне не ниже требований, установленных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной комиссией по радиационной защите (МКРЗ) и другими международными организациями, в деятельности которых участвует Россия. Основой закрепленного Законом правового режима использования атомной энергии определен принцип обеспечения приоритета безопасности, в соответствии с которым обеспечение безопасности в области использования атомной энергии должно осуществляться опережающими темпами по отношению к расширению использования атомной энергии. Приоритет безопасности означает формирование у всех лиц и организаций, участвующих в процессе использования атомной энергии, общей психологической направленности на безопасность — «культуры безопасности». За время действия Федерального закона «Об использовании атомной энергии» в него был внесен ряд изменений по следующим направлениям: - о собственности на объекты использования атомной энергии; - о ввозе на территорию Российской Федерации отработавшего ядерного топлива в целях осуществления временного технологического хранения и (или) его переработки, и облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства) и другие. Принятые в начале 2007 года поправки в Федеральный закон «О техническом регулировании» внесли значительные изменения в механизмы правового регулирования в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. В современном виде этот закон: - вводит в область правового регулирования ядерной и радиационной безопасности в качестве основных нормативных документов технические регламенты и иные документы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, устанавливающие минимально необходимые обязательные требования по безопасности, не препятствующие развитию предпринимательства; - делает акцент на принципы и формы оценки и подтверждения соответствия, в особенности декларирование и сертификацию; - конкретизирует полномочия государственного контроля и надзора; - радикально изменяет статус стандартов, устанавливая целью стандартизации добровольное повышение уровня безопасности по сравнению с минимально необходимым, отводя стандартам стимулирующую роль в обеспечении научно-технического прогресса и развития предпринимательства. Данный закон приведет к существенной переработке документов отраслевого и межотраслевого уровня в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Основными участниками процесса регулирования в области использования атомной энергии в соответствии с законом «Об использовании атомной энергии» являются Президент и Правительство Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление и регулирование безопасности при использовании атомной энергии, а также организации, общественные объединения и отдельные граждане. Закон определяет права и обязанности каждого из участников, в том числе — эксплуатирующих организаций. В общем виде законом определены подходы к подтверждению соответствия продукции, имеющей обращение в области использования атомной энергии, обеспечению гарантий организаций атомной отрасли в отношении своих сотрудников и третьих лиц. За законом «Об использовании атомной энергии» последовали Федеральный Закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года №3-ФЗ, Федеральный Закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 3 апреля 1996 года №29-ФЗ и Федеральный закон «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» от 12 мая 2000 года №68-ФЗ (законы действуют в настоящее время). Специально для регулирования экономических отношений в атомной отрасли был принят Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (действует), направленный на создание механизмов управления организациями атомного энергопромышленного комплекса, адекватных потребностям рыночной экономики. К числу основных принципов государственной политики в области управления и распоряжения имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса этот закон отнес: - обеспечение приоритета устойчивой и безопасной деятельности организаций атомного энергопромышленного комплекса, в том числе соблюдение требований ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, экологической безопасности и требований в области охраны окружающей среды, физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов, радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, а также сохранности и надлежащего использования указанных объектов; - обеспечение государственного контроля за организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии; - обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, в соответствии с его целевым назначением; - соблюдение международных обязательств и гарантий в области использования атомной энергии.Некоторые вопросы развития атомной энергетики и промышленности нашли свое отражение в законах от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране природной окружающей среды», «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, «О государственной тайне» ОТ 21 ИЮЛЯ 1993 г. № 5485-1 (перечисленные законы действительны) и других законах, носящих общеправовой характер. Особое место в перечисленном выше ряду общеправовых законов принадлежит Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (действует). Значимость этого закона определяется тем, что он в корне меняет подходы к вопросам «принятия, применения и исполнения обязательных требований и добровольных правил, общих принципов, характеристик продукции, процессов производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг, оценки соответствия продукции, ответственности участников» указанных отношений. По иному определяет закон и функции федеральных органов исполнительной власти при государственном регулировании национального рынка продукции и услуг, ограничив их надзором и контролем в области обеспечения безопасности. В этой связи должна измениться и политика организации надзорной деятельности. Напрямую все эти нововведения касаются и области использования атомной энергии, в том числе технической политики Минатома России и работы Госатомнадзора России. В условиях меняющихся реалий процедуры подтверждения соответствия приобретают все более значимую роль. При этом они являются, особенно для таких опасных промышленных отраслей, как атомная, действенными механизмами поддержания на достигнутом общего уровня безопасности этих отраслей. Но, несмотря на то, что, на первый взгляд, для одной конкретно взятой отрасли законов, вроде бы, и не мало, практика показывает, что их явно недостаточно. В развитие существующих законов или с целью компенсации отсутствия таковых принят целый ряд Указов президента и Постановлений Правительства Российской Федерации, разработаны и внедряются в жизнь Федеральные целевые программы. Однако в целом законотворчество в области использования атомной энергии недопустимо отстает от насущных потребностей и проблем сегодняшнего дня : - 21 июля 1995 года был принят Государственной Думой и 27 декабря того же года отклонен президентом Российской Федерации Федеральный Закон от 25.05.1995 N 471-1 «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами» (не действителен). - Непростительно затянуто окончательное согласование и таких важных законопроектов, как проект Федерального Закона от 24.09.1997 N 1745-II «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия» (действует). - До сих пор не решен вопрос о принятии Закона Проект N 96700118-2 «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении». Закон о ядерном страховании позволил бы в значительной мере отрегулировать те вопросы, которые в настоящее время препятствуют развитию данного вида бизнеса. В настоящее время принятый руководством страны курс на активное развитие атомной энергетики и роста ее доли в общем балансе выработки электроэнергии до 25% нашел свое отражение в разработке и принятии ряда нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов, направленных на обеспечение институциональных и инфраструктурных преобразований атомной отрасли в условиях рыночной экономики. Среди них:- Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года» (утверждена Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г.) (действует);- Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 февраля 2007 г. № 13 – ФЗ (действует);- Федеральный закон «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 1 декабря 2007 г. №317 – ФЗ (действует);- Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 – 2010 годы и на перспективу до 2015 года» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г.) (действует);- Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (утверждена постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444) (действует). Следует также отметить ратификацию «Объединенной конвенции по безопасному обращению с ОЯТ и по безопасному обращению РАО» (ноябрь 2005), являющуюся основанием для дальнейшего развития национального законодательства в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Перечисленные документы содержат ряд институциональных и инфраструктурных преобразований, необходимых для реализации принятого курса в условиях рыночной экономики. Долгосрочные перспективы развития атомной энергетики Российской Федерации определены: - стратегией развития атомной энергетики России на первую половину XXI века (утверждена решением коллегии Минатома 21 декабря 1999 г.)(действует); - Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р (действует); - федеральной целевой программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2006 г. № 605. Тот факт, что в нормативном правовом массиве увеличился удельный вес законов (ранее в правовом регулировании преобладали подзаконные акты – правительственные и ведомственные) следует отметить как позитивное явление. Тенденция к примату законодательного регулирования отношений должна служить фактором последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства. В то же время, существующее правовое обеспечение деятельности в области использования атомной энергии нельзя признать удовлетворительным, в полной мере обеспечивающим интересы развития ядерного энергетического и ядерного оружейного комплекса страны. Во-первых, на протяжении ряда лет не принимаются (или остаются по тем или иным причинам «замороженными» на различных стадиях законодательной процедуры), многочисленные законодательные акты, направленные на регулирование ключевых вопросов атомной энергии в мирных и оборонных целях. Во-вторых, основополагающие законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, в частности, законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, требуют дальнейшего развития, внесения изменений и дополнений в те нормы, которые на сегодняшний день уже не отвечают интересам отрасли и не обеспечивают ее эффективного функционирования. В-третьих, проведение современных экономических и организационных реформ и дальнейшее развитие правовой системы России, требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи (в частности, в области совершенствования государственного управления и государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии; развития форм собственности и организационно-правовых форм организаций атомной энергетики, а также правового режима их имущества; лицензирования видов деятельности; технического регулирования и т.д.). Изложенное позволяет заключить, что действующее атомное законодательство нуждается в серьезном пересмотре, обновлении и дальнейшем развитии. Научной и методологической основой совершенствования законотворческой деятельности в области использования атомной энергии должна стать подготовленная учеными и специалистами в области использования атомной энергии и утвержденная (согласованная) заинтересованными органами Концепция атомного права.Здесь следует вспомнить, что в 1998–1999 гг. в атомной отрасли была осуществлена большая работа по инвентаризации отраслевого нормативного правового поля и анализу законопроектной деятельности Министерства РФ по атомной энергии. По результатам этой работы была подготовлена и утверждена Концепция нормативного правового регулирования использования атомной энергии. Кроме того, Концепция правового обеспечения использования атомной энергии была разработана и группой экспертов Государственной Думы Российской Федерации. Эти документы сыграли положительную роль в становлении атомного права России, однако проводимые в настоящее время в стране и отрасли преобразования требуют разработки нового концептуального документа, определяющего, в том числе, предмет и метод атомного права, основные принципы и единые подходы к формированию атомного законодательства, его структуру, перечень требующих принятия первоочередных законов и иных нормативных правовых актов. При подготовке Концепции атомного права и определении перспектив развития российского атомного законодательства важно учитывать все влияющие на этот процесс факторы. Эти факторы неодинаковы по характеру и времени действия; они могут быть как положительными, так и негативными; временными или постоянными; носить внутренний или международный характер. По характеру действия очевидны правовые, политические, социальные, экономические и иные факторы, влияющие на развитие атомного законодательства на современном этапе. Правовые факторы, определяющие перспективы развития атомного законодательства, в значительной мере предопределяются основополагающими положениями Конституции РФ (о разграничении предметов ведения, о собственности, об охране окружающей среды и возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу и т.д.). Влияние политических факторов проявляется, в частности, в демократизации публичной власти, необходимости создания условий для более эффективного участия граждан и общественных объединений в процессах подготовки и принятия значимых решений в исследуемой сфере. Экономические факторы связаны с проведением рыночных преобразований, признанием многообразия форм собственности на отдельные объекты использования атомной энергии, внедрением в атомную отрасль новых механизмов хозяйствования и пр. Результатом влияния социальных факторов на развитие атомного законодательства является принятие нормативных актов о социальных гарантиях отдельным категориям граждан.  2. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности в РФВ настоящее время сложилась совокупность правовых норм и институтов, регулирующих указанные общественные отношения и образующих комплексную отрасль российского права – атомное право. Комплексный характер этой отрасли обусловлен сочетанием в ней норм конституционного, гражданского, административного, экологического, земельного и других отраслей права. Нормы атомного права, создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в этой области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды и экономически или военно-политически (при использовании атомной энергии в оборонных целях) целесообразного и эффективного использования атомных технологий. Атомное право должно обеспечивать: - в области использования атомной энергии – правовые предпосылки для участия органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан в решении вопросов использования атомной энергии, равноправное и независимое участие России в международном сотрудничестве в области использования атомной энергии; - в области обороны – суверенитет и независимость России в условиях изменяющейся геополитической обстановки при сохранении паритета ядерных вооружений как гарантии предотвращения внешней агрессии и крупных военных конфликтов; - в области экономики – дальнейшее расширение и повышение экономической эффективности использования атомной энергии в условиях рыночной экономики; - в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды – создание правовых основ для минимизации риска от радиационного воздействия до столь низкого уровня, который может считаться приемлемым как для отдельных граждан России, так и для общества в целом, а также для окружающей природной среды; - в области охраны прав человека (в том числе имущественных), защиты правопорядка и обеспечения социальной защиты – обеспечение социальных гарантий для населения и работников объектов использования атомной энергии; возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью и всем видам собственности в результате радиационного воздействия; установление ответственности за правонарушения в области использования атомной энергии; создание приоритетных социальных условий для регионов размещения атомных объектов. Атомное право решает стоящие перед ним задачи при помощи атомного законодательства – иерархической совокупности входящих в правовую систему РФ международных договоров РФ, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области использования атомной энергии. Термин «государственное регулирование» широко применяется в современном законодательстве. Под государственным регулированием в общем случае понимается комплекс мер, применяемых государством для установления правовых основ, управления и корректировки тех или иных экономических, социальных или иных процессов.В соответствии с административным правом Российской Федерации государственное управление и государственное регулирование являются близкими и не всегда различимыми правовыми методами (императивным и диспозитивным) реализации единой государственной политики. Это отражено в известной максиме административного права: «Управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет».Понятие «государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» согласно федеральному закону «Об использовании атомной энергии» объединяет следующие взаимосвязанные составные части:– нормативное правовое регулирование (установление обязательных требований и процедур);– государственную разрешительную деятельность и оценку соответствия (лицензирование, заключения по результатам экспертиз, аккредитацию, сертификацию и т.п.);– государственный контроль (надзор). Государственное регулирование играет основополагающую роль в обеспечении ядерной и радиационной безопасности в стране, использующей атомную энергию и ядерные технологии. С началом нового тысячелетия Россия вступила в новый этап инновационного развития ядерной энергетики и атомной отрасли в целом - во второй государственный атомный проект.Законодательной базой для реализации второго атомного проекта являются федеральные законы, принятые по инициативе Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реформировавшие атомную отрасль для достижения целей ее интенсивного развития: «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса…» от 05.02.2007 №13-ФЗ (действует); «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 №317-ФЗ (действует); «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 01.12.2007 №318-ФЗ (действует).Конкретные задачи и пути их решения при реализации второго государственного атомного проекта определены политическими решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации: ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года» (утв. Правительством Российской Федерации от 06.19.2006 №605) (действует);

 Программа деятельности ГК «Росатом» на долгосрочный период (2009 - 20

Список использованных источников1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.141 (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ).3. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. №48. Ст.4552 (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №13-ФЗ).4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).5. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерациина период до 2010 года и дальнейшую перспективу. № Пр-2196. Утверждено президентом РФ ВВ. Путиным 4 декабря 2003 г.6. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1997 г. № 26 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии». 7. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». 8. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».9. Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. №11 »Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006 г. №12.10. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. №962 «О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов» // СЗ РФ. 2000. №52 (часть II). Ст.5145 (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. №49).11. Постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. №306 «О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» // СЗ РФ. 1997. №12. Ст.1442 (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. №49).12. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 мая 2007 г. №30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.6.1.2216-07 «Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ». Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2007 г. Регистрационный №9727.13. Санитарные правила СП 2.6.1.758 - 99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 2 июля 1999 г.).14. Письмо Минюста РФ от 29 июля 1999 г. №6014-ЭР.15. «Методические рекомендации по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов РБ-026-04», (утв. постановлением Федеральной службы по атомному надзору от 29 марта 2004 г. №1) // Вестник Госатомнадзора России, 2004 г. №3.16. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций - Москва: Юстицинформ, 2005.- 272 с.17. Нецветаев А.Г. Экологическое право: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2006. – 223с.18. Доржиев Ж.Б., Хамнаев И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. 292 с.19. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008. — 448 с.20. Калинин И.Б. Правовое обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, проживающего в районе строительства и эксплуатации АЭС.21. А.И.Иойрыш, Г.А.Новиков, О.А.Супатаева. «О концепции атомного права России». Журнал «Атомная стратегия» № 11, июнь 2004 г.22. Клячин В. Ядерная и радиационная безопасность России. Правовое регулирование. http://www.rau.su/observer/N9_2006/38_52.pdf.23. Доклад: «Основные положения законопроекта «Об обращении с ОЯТ» начальника отдела организации системы обращения с ОЯТ и РАО Госкорпорации «Росатом» Игоря Владимировича Гусакова-Станюковича.24. Материалы сайта Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности «Ростехнадзора» (НТЦ ЯРБ) http://www.atomic-energy.ru/node/6288.25. Материалы сайта Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru.26. Материалы сайта Федеральной службы по атомному надзору http://www.gan.ru/org.27. Агапов А.М., Михайлов М.В., Новиков Г.А. «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в условиях реформирования атомной отрасли: от первого Атомного проекта к Атомному проекту 2». http://www.informatom.ru/rus/safe/pdf/atomnuy_proekt_2_obespechenie_bezopasnosti.pdf.28. Сидоренко В. А. Государственное регулирование ядерной безопасности. http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1829&nomer=63.29. Сидоренко В. А. О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности в России. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1489.30. Талевлин А.А. Понятие радиационной безопасности в российском законодательстве // Журнал российского права. 2004. №6.31. Материалы сайта http://www.atomic-energy.ru.32. О неотложных проблемах государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии http://www.atomic-energy.ru/articles/2009/10/09/6432.33. Безопасный режим обращения с ОЯТ. http://www.atomic-energy.ru/articles/2008/10/05/442. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала, который не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, но может использоваться в качестве источника для подготовки работы указанной тематики.

referatbank.ru


Смотрите также