Правовые средства обеспечения радиационной безопасности


4.4.5 Способы и средства обеспечения радиационной безопасности

Обеспечение радиационной безопасности организуется в целях защиты населения и персонала от поражающего воздействия ионизирующих излучений, а внешней среды от загрязнения при использовании радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений. Обеспечение РБ при работах с источниками ионизирующих излучений включает (рис. 4.4.8):

Рисунок 4.4.8 – Виды мероприятий по обеспечению радиационной безопасности

1) зонирование территорий и помещений;

2) организацию допуска персонала и личного состава в режимную зону;

3) организацию радиационного контроля;

4) использование специальной одежды и средств индивидуальной защиты;

5) санитарную обработку.

Для обеспечения радиационной безопасности необходимо соблюдение следующих принципов:

- нормирования –не превышение допустимых пределов;

-обоснования– запрещение всех видов деятельности по использованию источников ИИ, при которых польза не превышает возможный вред;

- оптимизации– поддержание на возможно низком и достижимом уровне доз облучения.

С 1 января 2000 г облучение людей в РФ регламентируется Нормами радиационной безопасности (НБР)-96, Гигиеническими нормативами (ГН) 2.6.1.054-96. В соответствии с этими нормативными документами дозовые пределы облучения и допустимые уровни устанавливают для следующих лиц:

  1. Группа А - персонал – лица, работающие с техногенными источниками

  2. Группа Б – лица, находящиеся по условиям работы в сфере воздействия техногенных источников

  3. Группа В- население, вне сферы и условий производственной деятельности.

Виды нормативов, устанавливаемых в нашей стране для обеспечения радиационной безопасности при нормальном режиме эксплуатации и при авариях приведены на рисунках 4.4.9, 4.4.10.

Рисунок 4.4.9 – Нормирование радиационной безопасности при нормальной эксплуатации РОО

Рисунок 4.4.10 – Нормирование радиационной безопасности в случае радиационной аварии

Для защиты персонала и населения проводят зонирование территории:

Зона экстренных мер защиты это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации.

Зона предупредительных мероприятийэто территория, на которой доза облучения всего тела доза облучения внутренних органов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

Зона ограниченийэто территория доза облучений на которой за год может превысить нижний предел для потребления пищевых продуктов.

На территории России устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (без учета фоновых значений):

- Для населения средняя годовая эффективная доза равна 0.001 зиверта или за период жизни (70 лет) 0.07 зиверта;

- Для работников 0.02 зиверта или за период трудовой деятельности(50 лет) 1 зиверту.

Технические средства защиты от ИИ:

- приточно-вытяжная вентиляция;

- использование стройматериалов, не впитывающих жидкости;

- герметичность оборудования;

- закругление углов и раз в месяц генеральная уборка помещений с мытьем мебели, оборудования, стен, окон и т.д;

- использование длинных захватов и держателей;

- стационарные и передвижные защитные экраны ( от альфа излучения – оргстекло, для бета – из алюминия или оргстекла, от гамма и рентгеновского- из свинца, от нейтронного- из парафина, воды, графита);

- контейнеры для хранения радиоактивных веществ;

-спецодежда из х/б ткани, пленочные одежда, скафандры, просвинцованные перчатки, очки, респираторы, противогазы.

Если же загрязнение произошло, необходимо удалить радиоактивные вещества с загрязненных поверхностей – дезактивировать их. Дезактивация – это обеззараживание объектов путем удаления радиоактивных загрязнений или изоляции загрязненных поверхностей. Обеззараживание жидкости или газов определяется термином «очистка», а кожных покровов «санитарная обработка». При этом речь идет лишь об удалении радиоактивных загрязнений или их изоляции. Все они содержат радионуклиды, обладающие радиоактивностью. Предотвратить или каким-либо образом изменить самопроизвольное выделение этой энергии невозможно. Дезактивацию как правило проводят различными способами: жидкостными, безжидкостными, комбинированными, с помощью ультразвука, лазерного излучения, вакуумной плавки металла (рис.4.4.11)

Рисунок 4.4.11 – Основные способы дезактивации

Статья 4. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности осуществляется настоящим Регламентом, специальными техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Специальные технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной и ядерной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Регламентом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Следование требованиям настоящего Регламента обеспечивает соблюдение Международных основных норм безопасности, которые легли в основу Регламента, надежно гарантирует безопасность работающих с ИИИ и всего населения.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 5. Принципы обеспечения радиационной и ядерной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

  • принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию ИИИ, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

  • принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех ИИИ;

  • принцип оптимизации – поддержание доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого ИИИ на возможно низком уровне, достижимом с учетом экономических и социальных факторов.

2. При радиационной аварии система обеспечения радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

обеспечение максимальной защиты населения;

намечаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за вычетом вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

3. Контроль за реализацией основных принципов должен осуществляться путем проверки выполнения следующих требований:

Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых ИИИ и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование ИИИ, а также при изменении условий их эксплуатации.

При наличии альтернативных возможностей должны рассматриваться польза и вред от факторов радиационной и нерадиационной природы.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к ИИИ и условиям облучения, а к защитному мероприятию. В качестве величины пользы следует использовать предотвращенную данным мероприятием дозу и соответствующий этой дозе предотвращенный прогнозируемый вред. В качестве меры прогнозируемого вреда используется ожидаемое число потерянных лет полноценной жизни, обусловленное облучением при данной радиационной аварии, при этом принимается, что коллективная доза равная 1 чел.-Зв приводит к потере 1 чел.-года полноценной жизни в данной совокупности людей.

Мероприятия, направленные на восстановление утраченного контроля над ИИИ, должны проводиться в любом случае и в обязательном порядке.

Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Регламентом пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных Регламентом), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов.

В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и рисков нерадиационного происхождения, связанных с вмешательством.

4. Основными принципами обеспечения ядерной безопасности являются:

  • принцип нераспространения – обеспечение таких условий производства, хранения и использования делящихся материалов, которые бы гарантировали невозможность их несанкционированного распространения и использования;

  • принцип безопасности - обеспечение таких условий производства, хранения и использования ядерных материалов и изделий на их основе, а также переработки и захоронения содержащих их отходов, при которых системой технических решений в конструкции изделий и технологии обращения с ними исключается возможность нерегламентированной цепной реакции ядерного деления.

Формирование региональной структуры экологической безопасности (на примере радиационной безопасности)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В системе обеспечения радиационной безопасности особого внимания заслуживают нормативные или правовые меры, поскольку они носят не только регулирующий, но и превентивный характер. В работе дан ретроспективный анализ формирования законодательной базы национальной системы радиационной безопасности, сравнительный анализ норм отечественного зарубежного и международного права.

В целом, правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности в России включают:

-установление государством и его специально уполномоченными органами соответствующих норм и правил, т.е. принятие (издание) нормативных актов различной юридической силы;

-осуществление постоянного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами и гражданами, а также юридическими лицами этих норм и правил;

-применение государством соответствующих санкций как физическим, так и юридическим лицам, не соблюдающим нормы и правила ядерной и радиационной безопасности, т.е. иными словами, нарушающим соответствующее законодательство.

Важно, что в законе «О радиационной безопасности населения» впервые установлены права, обязанности и ответственность (административная, гражданско-правовая и уголовная) организаций, должностных лиц и граждан за невыполнение требований по обеспечению радиационной безопасности. В нем также определены права граждан и общественных объединений на получение объективной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности; введены радиационно-гигиенические паспорта регионов в качестве показателя радиационного благополучия. В основу обеспечения радиационной безопасности в данном законе положен принцип приоритета здоровья и окружающей среды при практическом использовании ядерных и радиоактивных установок, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующих излучений, представляющих собой потенциальные источники радиационной опасности17.

Однако фактически деятельность по обеспечению защиты отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности регулируется только в части обеспечения безопасности (ядерной, радиационной, технической, пожарной) собственно объектов - потенциальных источников опасности. При этом закон «О радиационной безопасности населения», который определяет стратегические направления обеспечения безопасности, на практике считается вторичным по отношению к закону «Об использовании атомной энергии», хотя философия проблемы определяет его приоритетность.

Следует подчеркнуть, что в нашей стране до сих пор нет федерального закона “Об обращении с радиоактивными отходами”, устанавливающего основные принципы обращения с РАО, и распределение полномочий и ответственности вовлеченных органов и организаций, а также отсутствие государственной концепции долговременного хранения (захоронения) РАО.

В связи с этим на площадках объектов ядерного топливного цикла продолжается их накопление во временных хранилищах, многие из которых, особенно сооруженные в начальный период деятельности атомной промышленности, не соответствуют современным требованиям безопасности. Вышеуказанные проблемы решаются медленно, сроки их реализации продолжают срываться по причине отсутствия финансовых средств и нерешенных организационных вопросов18.

Кроме того, до сих пор нет четкой нормативно-правовой базы функционирования региональных систем обеспечения радиационной безопасности, адекватной современным экономическим условиям и специфике производственной деятельности предприятий, что порождает серьезные проблемы в обеспечении радиационной безопасности населения в регионах19.

В работе показано, что в соответствии с изменившимся законодательством в последние годы произошло существенное перераспределение полномочий и ответственности в области обеспечения радиационной безопасности с регионального уровня на федеральный.

Исторически в России сложилось два типа институциональных структур обеспечения радиационной безопасности – отраслевые и региональные. Отраслевые структуры охватывают ограниченное количество ядерно и особо радиационно-опасных объектов, расположенных в «закрытых» населенных пунктах. Они ориентированы, в основном, на решение следующих задач: защиту персонала, обеспечение безопасности технологических процессов, предотвращение аварийных ситуаций и радиоактивного загрязнения окружающей среды за пределами санитарно-защитной зоны. Однако радиоактивные отходы ядерно- и особо радиационно-опасных объектов накапливаются в местах их образования, что противоречит основным принципам радиационной безопасности, и неизбежно порождает так называемую проблему «ядерного наследия». Кроме того, в рамках отраслевых систем вопросы безопасности населения страны решаются плохо и финансируются по остаточному принципу. Такой подход сохраняется и сегодня.

Региональные структуры обеспечения радиационной безопасности охватывают большое количество (несколько тысяч) объектов потенциальной радиационной опасности, расположенных на территории промышленно развитых и густонаселенных районов. Здесь радиоактивные отходы менее опасны и значительны, чем отходы ядерного топливного цикла и радиохимических производств, в то же время, они расположены в регионах, характеризующихся высокой плотностью населения. В данной связи региональные структуры ориентированы на оперативное выявление, удаление и безопасную долголетнюю локализацию таких РАО.

На современном этапе развития системы обеспечения радиационной безопасности населения, именно становление региональных систем обезвреживания радиоактивных отходов с мощным научно-технологическим и кадровым потенциалом имеет первостепенное значение. Они должны стать одним из основных полноценных элементов целостной системы радиационной безопасности населения. Мировая практика подтверждает актуальность переноса акцентов с отраслевых проблем на региональные.

Ядром системы обеспечения радиационной безопасности населения в регионах системы является радиоэкологическая деятельность, включающая основные направления, часть из которых уже сформирована и хорошо развита, другая часть находится в стадии становления. Проведенный анализ показывает, что существующие экономические условия не позволяют достаточно полно, глубоко и эффективно осуществлять радиоэкологическую деятельность по обеспечению радиационной безопасности населения в соответствии с установленными требованиями.

Основные экономические проблемы, внешние для участников радиоэкологической деятельности в регионах, могут быть кратко описаны в следующих терминах: «управленческий вакуум», «финансовый вакуум», «провалы рынка». Основные экономические проблемы, внутрисистемные для радиоэкологической деятельности, препятствующие ее самоорганизации и развитию: отсутствие эффективного собственника, отсутствие конкурентной среды, отсутствие платежеспособного спроса, финансовая нестабильность, недостаточные производственные мощности, устаревшая техническая база, неблагоприятные условия труда, низкий уровень социальной привлекательности.

Проведенные исследования и анализ ситуации показывают, что для достижения проектируемого состояния системы необходимо предпринять ряд конкретных шагов по совершенствованию системы государственного управления радиационной безопасностью в регионах и созданию с этой целью специальной структуры. На федеральном уровне наиболее приемлемой структурой в соответствии с мировой практикой является национальное агентство. В работе предложены функции и структура такого агентства и его региональных отделений.

Здесь же необходимо отметить, что принятые в последнее время решения в области радиационной безопасности не соответствуют одному из основополагающих принципов радиационной безопасности, который предполагает разделение полномочий в области государственного управления использованием атомной энергии и обращением с радиоактивными отходами. При этом региональные системы обеспечения радиационной безопасности населения, фактически введены в состав отраслевых производственных структур атомно-энергетического комплекса20.

Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения радиационной безопасности, исследование конкретных практических проблем, позволили разработать концептуальные основы совершенствования региональной системы радиационной безопасности в России. Этим вопросам посвящена четвертая глава диссертации.

До последнего времени, в соответствии с действующим законодательством, все виды работ по обеспечению радиационной безопасности населения и обезвреживания радиоактивных отходов в регионах выполняли специализированные государственные предприятия. Однако, несмотря на то, что региональная система обезвреживания радиоактивных отходов была создана почти полвека назад, эффективный экономический механизм, обеспечивающий ее надежное функционирование, так и не был сформирован и, соответственно, не встроен в механизм функционирования рыночной экономики.

На наш взгляд, несогласованность именно управляющих действий, отсутствие координирующего механизма в решении вопросов экономического регулирования процесса обеспечения радиационной безопасности являются серьезным фактором определяющим радиоэкологическую обстановку в России.

Концептуальная модель эколого-экономического механизма устойчивого функционирования системы радиационной безопасности населения должна базироваться на общих принципах обеспечения радиоэкологической безопасности, а также исследовании специфических особенностей этой системы, анализе ее достоинств и недостатков, выявления технологических, правовых, финансово-экономических и организационных проблем, без решения которых она не сможет работать надежно и эффективно.

При построении этой модели, в первую очередь, были определены:

-факторы радиоактивного загрязнения природной среды;

-целевая функция системы обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды;

-функции региональных систем обезвреживания радиоактивных отходов;

-критерии оценки конечных результатов деятельности системы и отдельных технологических решений;

-организационная структура данной модели, внутрисистемные и межсистемные связи подчинения и координации;

-административно-правовой механизм обеспечения требований радиационной безопасности на локальном, региональном, национальном уровнях на основе методов внутрисистемного и межсистемного контроля и принципы формирования информационной базы данных.

-механизмы финансирования (источники, формы, каналы, обоснования объемов финансирования);

-методы экономического стимулирования деятельности и согласования интересов региональных специализированных предприятий, территорий, системы обеспечения радиационной безопасности населения и общества.

Следует отметить, что в зарубежной практике радиоэкологическая деятельность осуществляется, в основном, частными структурами. В данной связи для улучшения качества обеспечения радиационной безопасности населения в соответствии с мировой практикой необходимы нормативное закрепление, государственная поддержка и экономическое стимулирование процесса создания альтернативных частных структур в сфере радиоэкологической деятельности. Это породит здоровую конкуренцию на основе качества выполненных работ и позволит стимулировать внедрение новых более эффективных технологий в области радиационной безопасности.

Следует отметить, что по нашим предварительным оценкам, до 30% затрат на обеспечение радиационной безопасности населения Центральной России, в основном в части особенно актуальных инвестиционных проектов, могут быть обеспечены за счет внешних источников финансирования, а до 50% - за счет средств предприятий, в процессе деятельности которых образуются радиоактивные отходы. Однако для этого необходима специализированная региональная финансовая управленческая структура, которая профессионально занималась бы освоением рынка финансовых ресурсов по указанным направлениям в целях финансового обеспечения программ по обеспечению радиационной безопасности населения.

Ключевыми функциями такой структуры могли бы быть:

- взаимодействие с Правительством РФ по вопросам бюджетного финансирования выполняемых радиационно-опасных работ на федеральных объектах, включая вопросы государственного оборонного заказа и субвенций;

- взаимодействие с субъектами РФ в зоне обслуживания по поводу ликвидации выявленных очагов радиоактивных загрязнений;

- сотрудничество с международными фондами и организациями (включая кредитные) в целях совместного осуществления радиоэкологических программ и научно-технического сотрудничества;

- создание специальных фондов, аккумулирующих финансовые средства для обезвреживания радиоактивных отходов и обеспечения радиационной безопасности населения обслуживаемых регионов (см. табл. 2).

На наш взгляд, деятельность подобной структуры позволит более эффективно регулировать все текущие долгосрочные аспекты деятельности по стабильному обеспечению радиационной безопасности и уменьшению

Страна

Система предварительного финансирования

(авансовых платежей)

США

Фонд ядерных отходов. Отчисления компаний производящих ОЯТ и РАО из расчета 0.1 центов за киловатт час.

Канада

Фонд ядерных отходов. Отчисления компаний производящих ОЯТ и РАО из расчета 0.1 центов за киловатт час.

Швеция

Правительственный фонд. Отчисления компаний производящих ОЯТ и РАО из расчета 0.3 центов за киловатт час

Франция

Бюджет ANDRA формируется из отчислений производственных предприятий и фирм.

Швейцария

Бюджет NAGRA формируется из отчислений компаний производящих ОЯТ и РАО из расчета 1-2% потребительской стоимости 1 кВт-ч.

Болгария

АЭС Козлодуй должна платить 3% от продажи электроэнергии в фонд обращения с РАО и 8% - в отдельный фонд деком иссии; оба фонда были образованы в 1999 г. и управляются Советом, включающим представителей правительства и промышленности

Чешская республика

АЭС отчисляют специальный налог, высчитываемый в зависимости от уровня установленной мощности, и направляют его на ядерный счет, руководимый Министерством финансов

Венгрия

Центральный ядерный финансовый фонд создан в 1998 г. Управлением по атомной энергии; АЭС отчисляют в фонд около 4% от потребительской цены 1 кВт-ч

Литва

Налог на производимую электроэнергию Игналинской АЭС отчисляется в существующий фонд; в будущем будет создан отдельный фонд по обращению с РАО, руководимый министерством финансов: фонд будет получать отчисления от АЭС от мелких производителей и от государства

Словакия

В 1994 г. создан Государственный фонд для проведения работ по декомиссии, обработке и удалению ОЯТ и РАО; Словацкая энергокомпания Slovak Electric отчисляет в фонд 10% от продажной цены на электроэнергию

Словения

В 1994 г. создан независимый фонд по обращению с РАО и декомиссии, которым руководит совет, образованный из представителей правительства, парламента и местной администрации Крско

Табл. 2. Системы финансирования программ по обращению с РАО и ядерными отходами в разных странах

финансовой нагрузки на региональный и федеральный бюджеты. Важно иметь в виду, что создание независимых структур и финансовых фондов по обращению с РАО является обязательным условием для стран Центральной и Восточной Европы, заявивших о своем намерении вступить в члены ЕС.

Для реализации принципа «загрязнитель платит», прежде всего, нужна современная обоснованная методика оценки ущерба, в соответствии с которой и должна определяться мера ответственности виновника загрязнения. Недостатка в таких разработках нет21, но статуса официального документа, обязательного для применения, ни одна из этих методик не имеет, что блокирует реализацию данного принципа. Автор предлагает трехуровневый механизм принятия управленческих решений в этой сфере:

-на федеральном уровне утверждаются методические основы оценки социально-эколого-экономического ущерба, которые также используются для эффективности превентивных природоохранных затрат.

-на отраслевом (ведомственном) уровне утверждаются по согласованию с компетентными органами исполнительной власти конкретные методики определения объема загрязнений по реципиентам, которые корректируются по мере получения новых научных данных о корреляционной зависимости между объемом и характером загрязнения и негативными эффектами по реципиентам.

-на региональном уровне ежегодно утверждаются экономические нормативы оценки природных ресурсов по видам и подведомственным территориям, а также нормативы затрат на проведение основных видов радиационно-экологических работ по ликвидации ущерба. Данные нормативы утверждаются межведомственными комиссиями по согласованию с компетентными федеральными органами.

На основе комплексного использования пакета таких методических документов, имеющих официальный статус и обязательных для применения, определяется мера ответственности виновника загрязнения и запускается механизм адекватной ответственности за допущенные нарушения, без чего не может нормально функционировать ни один нормативный акт.

В настоящее время переход к новой модели социально-экономического и экологического развития государств мира, включая Россию, сопряжен с определенными и существенными самоограничениями общества и человека, с усилением контроля над человеческой деятельностью в сфере природной среды. Речь идет не только о новых подходах к механизмам нормативно-правовой регламентации социально-экономических отношений. Для регулирования отношений человека с природной средой необходимы не только юридические и технические, но, прежде всего, социальные и культурные нормы.

В научном сообществе заинтересованно обсуждается понятие «экологическая культура», «культура радиационной безопасности» - то есть безупречного с точки зрения экологии использования ядерной энергии, утилизации и хранения радиоактивных отходов. Культура радиационной безопасности предполагает формирование в массовом сознании поведенческих стереотипов, исключающих даже малейшие отклонения от экологического законодательства, как граждан, так и организаторов промышленного производства, специалистов, руководителей территориальных органов власти.

Культура безопасности сейчас превратилась в ключевое звено в системе обеспечения радиационной безопасности. По данным Ростехнадзора основной причиной нарушений в работе радиационно-опасных объектов является человеческий фактор. Динамика нарушений в работе радиационно-опасных объектов, обусловленных человеческим фактором, приведена на рис. 2.

Из рисунка видно, что тенденция превышения человеческого фактора над иными очевидна. Низкая исполнительская дисциплина, отсутствие надлежащего производственного контроля, низкий уровень культуры работы с документами — это давно сложившиеся причины нарушений норм и правил вообще и по радиационной безопасности в частности.

Весьма существенная сторона социально-культурологического подхода – комплексность мышления каждого, кто причастен к обеспечению радиоэкологической безопасности. Это означает решение не только локальной, отдельно взятой проблемы безопасности, но и всей цепочки проблем, взаимосвязанных между собой и протяженных в пространстве и времени.

Таким образом, предложенные методологические подходы к определению механизмов эколого-экономического регулирования деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения, позволяют определить стратегические направления реформирования механизма управления региональными системами радиационной безопасности, соответствуют современным требованиями рыночных отношений и дают возможность оптимизировать средства правового и административного регулирования радиоэкологической деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения, усовершенствовать методы оценки ее эффективности.

При формировании эффективного механизма обеспечения радиоэкологической деятельности, серьезными проблемами, требующими первоочередных решений, являются:

-сокращение факторов радиационной опасности;

-создание конкурентной среды в сфере радиоэкологической деятельности;

-определение эффективного собственника и стратегического инвестора для субъекта радиоэкологической деятельности;

Рис. 2 Причины нарушений в работе радиационно-опасных объектов, обусловленных как человеческим, так и иными факторами22

-разработка механизма экономического стимулирования радиоэкологической деятельности;

-формирование механизмов реализации экономической ответственности за радиоактивное загрязнение окружающей среды и нарушение установленных норм радиационной безопасности.

Решение данных проблем прямо связано с объективным анализом радиационно-экологической обстановки, который, в свою очередь, должен быть основан на надежных и апробированных методах.

Пятая глава диссертации посвящена таким методам объективного анализа радиационно-экологической обстановки в регионах, как экологический аудит, радиационный мониторинг, включая мониторинг здоровья людей подвергшихся радиоактивному облучению.

В действующем законодательстве закреплена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях. Одним из инструментов реализации этой ответственности является экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Правовые меры обеспечения радиационной безопасности.

Экологические требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ, ядерных материалов, а также химических веществ в сельском и лесном хозяйствесодержатся в ст. 49 Закона Об охране окружающей среды. В соответствии с законодательством предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ и ядерных материалов, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Субъекты сельского и лесного хозяйства обязаны не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, а в случае превышения уровня радиации немедленно информировать соответствующие органы, принимать меры к ликвидации очагов заражения. Юридические и физические лица обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей природной среды, принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. Субъекты сельского хозяйства и лесного хозяйства, не обеспечивающие соблюдение правил обращения с радиоактивными материалами, лишаются права пользования либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков.

Федеральный закон о радиационной безопасности населения закрепляет требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами, ядерными материалами.При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:1)соблюдать требования законодательства РФ, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; 2) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; 3) осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на территориях, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;4) своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов РФ об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; 5) выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; 6) обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Экологическим законодательством запрещается использование в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

«О безопасности» 1992 г.

«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1994 г.»

«Об использовании атомной энергии» 1995 г.

«О радиационной безопасности населения» 1996 г.

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 1997 г.

«О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» 1997 г.

14. Требования в области охраны окружающей среды при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности.

Статья 34-57 ФЗ № 7-ФЗ

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

3. Прекращение в полном объемеразмещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Производство автомобильных и иных транспортных средств должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду

Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмовдопускаются на территории Российской Федерации после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.




Смотрите также