Система управления промышленной безопасностью на предприятии


Система управления промышленной безопасностью | положение, образец 2018

Ростехнадзор установил необходимость разработки системы управления промышленной безопасностью для отдельных опасных производственных объектов. В статье мы расскажем, что это такое, как самостоятельно составить положение о СУПБ и где скачать образец.

Что такое система управления промышленной безопасностью ОПО

Согласно статье 1 Закона № 116-ФЗ о промбезопасности, СУПБ представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий, проводимых эксплуатирующей организацией в отношении особо опасных производственных объектов с целью минимизации риска аварий или инцидентов.

Задачами системы управления промбезопасностью являются:

  • профилактика возникновения и неконтролируемого развития нештатных ситуаций на ОПО I и II класса опасности;
  • при возникновении таких ситуаций – квалифицированное и быстрое развертывание сил спасения для снижения опасного воздействия на окружающую инфраструктуру;
  • принятие мер по восстановлению штатного производственного процесса в сжатые сроки.

Реализация СУПБ

В Постановлении Правительства от 26.06.2013 № 536 в пункте 4 содержатся требования по составу документации:

 Эксплуатирующая организация обязана опубликовать в средствах массовой информации и на своем сайте, если такой сайт зарегистрирован, заявление о политике в области промбезопасности. Обязательной является публикация заявления в печатных СМИ по месту нахождения ОПО.

 Положение о СУПБ должно быть разработано и утверждено руководителем организации в отношении всех зарегистрированных объектов.

 На каждый отдельный объект Положение о системе управления разрабатывать не нужно. Это указано в 116-ФЗ.

Заявление о Политике в области промбезопасности является основным направляющим документом, устанавливающим обязательства компании о принятии всех возможных мер по сохранению окружающей среды и прилежащей инфраструктуры, а также по постоянному совершенствованию работы в этом направлении. Таким образом организация, эксплуатирующая ОПО, признает, что понимает степень своей ответственности при аварийных ситуациях на объектах, а также заявляет, что имеет достаточно людских и материальных ресурсов для локализации и ликвидации их последствий.

Производственный контроль на предприятиях, имеющих на своем балансе особо опасные объекты, является одним из инструментов СУПБ. В их числе также подготовка и допуск персонала к работе, разработка производственных и должностных инструкций, назначение ответственных за безопасное проведение работ, своевременное проведение планово-предупредительного ремонта на ОПО, частичного или полного технического обслуживания силами специализированных организаций и персонала предприятия, проведение в необходимых случаях экспертизы промышленной безопасности.

В рамках реализации системы управления промышленной безопасностью эксплуатирующая организация обязана составлять ежегодный план работы по снижению риска аварий на ОПО. Кроме этого, необходимо разрабатывать, утверждать, а при необходимости – вносить дополнения в план мероприятий по снижению риска аварий на опасном объекте на среднесрочную перспективу (от 3 до 5 лет).

Для каких объектов необходима СУПБ

В пункте 3 статьи 11 Закона РФ «О промышленной безопасности» содержится требование к организациям, имеющим в эксплуатации опасные производственные объекты I или II класса опасности, не только разработать и утвердить систему управления промышленной безопасностью, но и обеспечить ее эффективное действие.

Объекты первого класса – это «чрезвычайно опасные», второго – «высокоопасные». К объектам первого класса опасности относятся предприятия по уничтожению химического оружия, спецхимии. Последние включают производственные участки по разбору, транспортировке и последующей утилизации вооружения – топлива ракет, пороха, взрывчатки и т.п.

Высокоопасными ПО второго класса считаются объекты, на которых имеется возможность выброса с содержанием более чем шестипроцентной концентрации сульфида, дигидросульфида водорода (сернистого водорода) в доле от объема выброса. Как правило, это нефтегазовые комплексы, занимающиеся бурением и добычей. Эти организации обязаны перед вскрытием пластов, возможно содержащих сероводород, установить станцию геолого-технического контроля бурения.

Сети газораспределения и газопотребления, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля также относятся ко второму классу опасности. Газопроводы, как правило, используются для подведения газа к парогазовым и турбинным установкам на территории тепловых электростанций.

Положение о системе управления промышленной безопасностью

Наличие Положения о СУПБ является обязанностью организации, зарегистрировавшей ОПО I и II класса опасности. Утвердить его должен руководитель организации, после чего необходимо разместить данный документ в СМИ в срок 30 календарных (а не рабочих) дней с момента утверждения, а также на сайте компании при его наличии.

Согласования с Ростехнадзором документов по СУПБ не требуется. Однако при проверках Ростехнадзором объектов I и II класса опасности контроль действия системы управления промбезопасностью является обязательной процедурой, независимо от того, по чек-листу будет проводиться эта проверка или документарно.

В Положение нет смысла включать уже разработанные положения об аттестации и обучении персонала, о порядке ликвидации и локализации аварий и инцидентов, о НАСФ, о мероприятиях по гражданской обороне и т.п. Достаточно просто указать номер приказа, дату утверждения и местонахождение данного документа в номенклатуре дел по промбезопасности.

При подготовке Положения о системе управления промышленной безопасностью как образец можно использовать «Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)», утв. приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 № 520. Документ этот прошел регистрацию в Минюсте и вступил в силу 20.01.2018 года. В нем содержатся примерная структура Положения и рекомендации по его подготовке.

Скачать Типовое положение о СУПБ № 520>>>

В Положении о СУПБ нужно установить требования к:

●       квалификационному уровню персонала;

●       специализированным организациям, осуществляющим техническое обслуживание или освидетельствование объектов, – по квалификации работников, оборудованию и т.п.;

●       процедуре подбора подрядных организаций, конкурсному их отбору;

●       методикам мониторинга за выполнением требований промбезопасности, алгоритму выполнения мероприятий по повышению уровня защищенности объектов;

●       проведению ежеквартального или ежегодного анализа и корректирующих мероприятий при выявлении несоответствий требованиям ПБ.

Предприятия, эксплуатирующие ОПО 1 и 2 класса опасности, относятся к категорированным по ГО организациям. Поэтому в положение о СУПБ нужно включить сведения о подготовке к действиям в режиме военного времени или ЧС, технических ресурсах и СИЗ для работы по локализации аварий в условиях угрозы взрыва газа, разлива или выброса кислот и т.п. с расчетом на наибольшую глубину опасных зон распространения. Для этого нужно представить перечень и анализ возможных опасностей и оценку риска разрушений в случае аварии по самому неоптимистичному сценарию.

Разработка СУПБ является обязанностью организаций-владельцев ОПО высокой и чрезвычайно высокой опасности. Однако наличие тщательно разработанной системы не является полной гарантией отсутствия риска аварий на этих объектах. Она будет эффективной только в том случае, если включает комплекс взаимосвязанных мер по предотвращению аварии из-за несовершенства техники или человеческого фактора.

2.3 Организационная структура системы управления промышленной безопасностью и охраной труда на предприятии

Основной принцип построения единой организационной структуры СУПБ и СУОТ уровневый (линейно-вертикальный).

В зависимости от расположения элемента структуры по вертикали определяется объем его полномочий (компетенций). Чем выше находится элемент в структуре, тем объем полномочий (компетенций) больше (рисунок 4):

Рисунок 4 – Организационная структура СУПБ и ОТ

2.4Механизм реализации функций системы управления промышленной безопасностью и охраной труда

Все функции системы управления промышленной безопасностью и охраной труда реализуются поэтапно, по универсальному алгоритму. На рисунке 5 представлены основные этапы реализации функции и точки контроля своевременности и качества их исполнения. В зависимости от конкретной функции СУПБ и ОТ реализация некоторых этапов не требуется.

Рисунок 5 – Этапы реализации функции СУПБ и ОТ

Алгоритм реализации функции СУПБ и ОТ представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Универсальный алгоритм реализации функции СУПБ и ОТ

Ответственность за выполнение функций СУПБ и ОТ закреплена за отделами, службами и должностными лицами Организации.

В структурных подразделениях при отсутствии отдельных служб реализация их функций возлагается на соответствующие дирекции исполнительного аппарата.

3. Производственная санитария на предприятии

3.1. анализ условий труда

В филиале частично проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Задачи аттестации:

  • определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

  • оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;

  • предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах;

  • разработка мероприятий по улучшению условий труда.

Анализ и оценка условий труда рабочих мест проводился учебно-методическим центром охраны труда Ухтинского государственного технического университета.

Инструментальные измерения показателей вредности и опасности условий труда на заявленных рабочих местах проводились по химическим и физическим факторам, включающим следующие измерения:

  • температура воздуха рабочей зоны;

  • относительная влажность воздуха рабочей зоны;

  • скорость движения воздуха рабочей зоны;

  • индекс тепловой нагрузки среды;

  • естественная освещенность;

  • искусственная освещенность;

  • измерение шума;

  • измерение вибрации;

  • содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

  • тяжесть труда и напряженность рабочих мест.

По результатам обследования и инструментальных замеров рабочих мест в филиале составлены карты аттестации с определением класса вредности и опасности, включая показатели тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и применения СИЗ на каждом рабочем месте соответственно.

По результатам обследования рабочих мест видно, что оптимальные и допустимые условия труда наблюдаются на 51,0 % рабочих мест.

Условия труда 39,0 % рабочих мест отнесены к классу 3.1.

Условия труда 10,0 % рабочих мест отнесены к классу 3.2.

Проведенные инструментальные замеры и оценка рабочих мест показали соответствие фактических параметров микроклимата рабочей зоны нормируемым СанПиН 2.2.4.548-96 и Р 2.2.755-99.

Анализ результатов инструментальных замеров показал наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны, не превышающих концентрации ПДК.

Допустимые значения эквивалентного уровня звука на рабочих местах нормируются СН 2.2.4/2.1.8.562-96. В процессе обследования обнаружено отклонение фактических значений шума от нормируемых.

Допустимые значения уровня вибрации на рабочих местах нормируются СН № 2.2.4/2.1.8.566-96.

В процессе обследования рабочих мест отклонения от нормируемых значений не обнаружено.

Измерение уровня освещенности проводилось с целью определения соответствия фактических значений показателей освещенности нормируемым значениям по СНиП 23-05-95 и СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Анализ и оценка условий труда показали несоответствие фактических значений параметров освещенности требованиям НД.

3.2 Система вентиляции

В филиале «Севербургаз» для регулирования параметров воздушной среды используют естественную и механическую вентиляцию. В прокатно-ремонтном цеху оборудована общая приточно-вытяжная вентиляция. В боксах для автомобилей вентиляция естественная происходит через окна и двери, в данный момент монтируется общая приточно-вытяжная вентиляция.

Для удаления пыли на предприятии также используется вентиляция. В данном случае местная вентиляция является более эффективной, чем общая. На станках, предназначенных для обработки деталей со значительным пылевыделением, а также крупными отлетающими частицами, способными причинить травму (шлифовальные, полировальные, заточные для обработки металла, деревообрабатывающие) установлены защитновытяжные кожухи. В деревообрабатывающем цеху кожухи подведены к каждому станку и с помощью воздуховодов присоединены к вихревому циклону, также вентиляция является средством защиты работающих от производственных ядов.

3.3 Меры по снижению шума

В связи с неблагоприятным воздействием шума на организм человека (снижение порога слышимости, увеличения числа заболеваний нервной системы, неблагоприятного влияния его на сердечно-сосудистую систему, а также снижением производительности труда и повышением травматизма на рабочих местах), необходимо проводить мероприятия по устранению причин шума, существенному ослаблению его в источнике образования с учетом планирования профилактических мероприятий.

Разработаны следующие мероприятия по снижению звукового давления:

  • установить рациональный режим труда и отдыха с использованием; комнат акустической разгрузки и др.;

  • использовать звукопоглощающие материалы на рабочих местах с оборудованием являющимся источником шума;

  • использование индивидуальных средств защиты;

  • своевременно заменять изношенные детали, обеспечивать правильную и своевременную регулировку и смазку механических узлов;

  • проводить планово-предупредительные ремонты и технические осмотры оборудования и автомашин.

Уровень освещенности на рабочих местах является важным стимулятором не только зрительного анализатора, но и общей работоспособности человека. При недостаточной освещенности и плохом качестве освещения состояние зрительных функций находится на низком исходном функциональном уровне, повышается утомляемость зрения в процессе выполнения работы, возникает опасность травматизма.

Несоответствие искусственного освещения санитарным нормам выражается в статически значимом изменении скрытого периода зрительно-моторной реакции: снижается восприятие ощущений, внимание, быстрота реакции, координация движений, что может привести к возникновению таких профессиональных заболеваний как близорукость, спазмы аккомодации и т.п.

В связи с этим разработаны следующие мероприятия:

Естественное освещение:

  • регулярно проводить чистку стекол световых проемов (не реже 2 раз в год для помещений с незначительным выделением пыли, дыма, копоти и т.п.);

  • рационально разместить производственное оборудование и рабочие столы по отношению к световым проемам;

  • освободить световые проемы от загромождений;

  • предусмотреть компенсацию недостатка естественного освещения (ультрафиолетового излучения) на рабочих местах с недостаточным уровнем освещенности или отсутствием его.

Искусственное освещение:

  • проверить наличие и загрязненность рабочих источников освещения;

  • предусмотреть систему комбинированного освещения на рабочих местах, отнесенных к высоким разрядам зрительных работ;

  • в производственных цехах предусмотреть систему местного освещения (при наличии общего) для наблюдения за работой оборудования и проведения ремонтно-наладочных работ;

  • при работах с повышенной опасностью травматизма, а также в помещениях, где более половины работающих старше 40 лет рекомендуется повышать нормы освещенности на одну степень выше для разрядов работ, предусмотренных НД;

  • в процессе эксплуатации осветительных приборов не реже 1-го раза в год проверять уровень искусственной освещенности в контрольных точках;

  • лампы и светильники должны вовремя заменяться по мере старения и уменьшения светового потока;

  • рационально разместить рабочие места по отношению к источникам искусственного освещения.

3.4 Производственный экологический контроль на предприятии

В соответствии с разделом Х закона РФ «Об охране окружающей среды» производственный экологический контроль – составляю­щая системы экологического контроля в Российской Федерации.

Задачи производственного экологического контроля:

  • проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;

  • рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

  • соблюдение нормативов качества окружающей среды;

  • выполнение требований природоохранительного законодательства.

Порядок Согласно действующим законодательным, иным нормативно-правовым актам и порядку, установленному в филиале «Севербургаз» организован учёт:

    • источников промышленных выбросов;

    • первичной учетной документации (журнал ПОД);

    • выполненных мероприятий по охране окружающей среды;

    • 12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами;

Журнал учета образования, поступления и передачи промышленных отходов.организации производственного экологического контроля регулируется положением, утверждаемым директором филиала на основании Закона «Об охране окружающей среды».

Учёт, связанный с осуществлением производственного контроля соблюдения санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий, является основой для представления в установленные сроки государственной, в т.ч. статистической отчетности.

3.5 Проведение мониторинга окружающей среды на период ведения работ

1. Контроль за соблюдением ПДВ загрязняющих веществ в атмосфере.

Согласно «Типовой инструкции по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности» источники выбросов на объекте работ относятся ко II категории и контролируются периодически (один раз за период работ).

Контроль проводиться по наиболее опасным веществам – оксид азота.

Все выбросы в пределах ПДВ. Сверхлимитные выбросы отсутствуют.

2. Контроль качества поверхностных и подземных вод.

Содержание тяжелых металлов (V, Ni, Рb, Ti, Сu) не превышает ПДК.

Отводимая вода соответствует микробиологическим, паразитологическим и вирусологическим показателям.

3. Контроль за состоянием грунтов и грунтовых вод.

Контроль за состоянием грунтовых вод производиться путем отбора проб воды из 2 контрольных скважин, расположенных за границей площадки.

Отбор проб воды из скважин производиться до начала работ, по окончании работ и во время работ – по сезонам года.

Контроль за состоянием грунтов производиться путем отбора проб грунтов из шурфов, расположенных ниже по потоку грунтовых вод рядом со складом ГСМ, ОНК, а также у гидрогеологических скважин перед началом работ и по окончании.

  1. Контроль за безопасным обращением с отходами

Контролю подвергаются все виды отходов путем периодической визуальной проверки должностными лицами.

Результаты контроля заносятся в журнал регистрации размещения отходов.

Обустройство мест размещения отходов производства и потребления осуществляется с учетом требований Федеральных служб Роспотребнадзора и Ростехнадзора ЯНАО.

3.6 Средства индивидуальной защиты, порядок и нормы выдачи СИЗ.

В качестве защиты от вредных и опасных производственных факторов в филиале «Севербургаз» используют индивидуальные и коллективные средства защиты. К индивидуальным средствам защиты относятся средства защиты органов дыхания (фильтрующие средства, которые очищают вдыхаемый воздух от частичек пыли – респираторы), средства защиты органов слуха (наружные антифоны, изолирующие уши человека от внешнего источника шума – наушники), средства защиты глаз (очки типа О – открытые защитные очки, ОД - двойные защитные очки), специальная одежда и специальная обувь (костюмы зимние утепленные, костюмы летние х/б, костюмы сварщика, валенки, галоши, сапоги резиновые и кирзовые, фартуки и т.д.), средства защиты головы, рук и лица (каски, подшлемники, рукавицы, перчатки, маски щитки), предохранительные средства (предохранительные пояса, диэлектрические коврики, ручные захваты), защитные дерматологические средства (кремы, мыло).

Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ).

Промышленная безопасность ОПО главным образом заключается в организации защиты населения и окружающей среды от возможных аварий и чрезвычайных ситуаций на ОПО, а также от последствий, являющиеся следствием их возникновения.

Согласно Закону №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», все ОПО были разделены на 4 класса опасности, согласно таким критериям, как:

вид опасности ОПО;

  • характерные для производства ЧС;
  • механизм причинения ущерба;
  • потенциал опасности объекта.

Предприятия, отнесенные к 1 и 2 классам опасности, согласно законодательным требованиям обязаны создать систему управления промбезопасностью, а также обеспечить ее функционирование на объекте.

Быстро и профессионально разработаем положение о системе управления промышленной безопасностью. Стоимость – от 25 т.р. Сроки – от 7 дней.

Что представляет из себя система управления ПБ?

Сама система управления представляет собой комплекс мероприятий, как технических, так и организационных, которые необходимо осуществлять предприятию, имеющему в своей структуре ОПО. Основная цель данных мероприятий – предупреждение чрезвычайных и аварийных ситуаций на ОПО, а также снижение ущерба, причиняемого их последствиями. Об этом говорит статья 1 Закона №116-ФЗ, указанного выше.  Помимо данного закона отношения в области разработки системы управления регламентированы Постановлением Правительства РФ от 26.06.2013 N 536.

Какие сведения входят в состав положения об СУПБ?

Положение о системе управления промбезопасностью необходимо владельцам ОПО в первую очередь во исполнение требований, изложенных в Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г для получения лицензии на осуществление деятельности. Если опираться на содержание данного документа, то в состав пакета документов системы управления промбезопасностью должны войти:

  1. Заявление от предприятия, содержащее сведения об организованной на нем политике промышленной безопасности. Заявление должно быть утверждено руководителем объекта и в обязательном порядке размещено на сайте компании в сети Интернет, либо в любых СМИ, доступных для широкой общественности. Публикация должна быть осуществлена в течении месяца с момента утверждения заявления.

Заявление должно содержать в себе сведения:

  • о проведении разъяснений для сотрудников предприятия по вопросам промбезопасности,
  • о целях и задачах, которые организация ставит перед собой для обеспечения снижения возможных ЧС,
  • о совершенствовании систем промбезопасности.
  1. Положение, принятое приказом предприятия, о системе управления промбезопасностью. Оно также должно быть утверждено руководителем ОПО. Положение включает в себя большой комплекс сведений, среди которых можно выделить:
  • задачи, поставленные предприятием для организации промбезопасности;
  • характеристику структуры системы управления промбезопасностью, а также ее места в общей системе управления предприятием;
  • перечень ОПО, на которых распространяется действие рассматриваемой системы;
  • обязанности руководства и сотрудников предприятия, задействованных в системе обеспечения промбезопасности;
  • сведения о консультациях по промышленной безопасности, проводимых для сотрудников предприятия;
  • сведения о финансовом обеспечении запланированных мероприятий, направленных на управление системой ПБ;
  • перечень документов, содержащих порядок внедряемых мероприятий по управлению и снижению рисков, а также порядок работ, осуществляемых в данной системе;
  • сведения об анализе функционирования системы обеспечения промбезопасности, проводимом внутри предприятия;
  •  данные об информационном обеспечении в системе управления производственными рисками;
  • информацию об аттестации и переаттестации руководителей и сотрудников по промбезопасности, а также об обучении работников и последующей проверке их знаний;
  • документальное обеспечение мероприятий системы управления промбезопасностью;
  • сведения о работе с подрядными компаниями, работающими на ОПО;
  • сведения об обеспечении безопасности использования технических устройств на ОПО в соответствии с требованиями Закона №116-ФЗ.

При наличии вышеперечисленных сведений в прочей документации предприятия в данном разделе приводятся только ее реквизиты.

        1. Положение об организации системы производственного контроля. Данное положение необходимо разрабатывать с учетом требований, установленных Постановлением Правительства РФ №263 от 10.03.1999 г.
        2. План мероприятий, разработанный для снижения рисков на производственном объекте. Планы также утверждаются руководителем ОПО. В подобных организациях должны быть разработаны два вида планов.
          1. Первый разрабатывается на срок более одного года и охватывает все запланированные мероприятия по снижению риска ЧС и аварий. Он же описывает способы организации внутреннего контроля за всеми подразделениями ОПО и их деятельностью в области промбезопасности.
          2. Второй план охватывает описание работ, проводимых предприятием в области промбезопасности, и обычно разработается на один год. Также не реже одного раза в год на предприятии проводится анализ функционирования всех существующих систем обеспечения промбезопасности.
            1. Также могут быть запрошены и прочие документы предприятия, принятые для контроля и управления системами обеспечения безопасности от ЧС.

Кем разрабатывается Положение и какие документы для этого требуются?

Положение в системе промбезопасности может быть разработано внутренними отделами предприятия. Также для его разработки можно обратиться в специализированные компании, регулярно занимающиеся решением подобных вопросов. Для разработки системы управления по ОПО предприятию потребуется предоставить следующий пакет документов:

  • режим работы предприятия и штатное расписание;
  • сведения о структуре производственного объекта;
  • инструкции по безопасному производству работ, а также производственные и должностные инструкции;
  • сведения о системе производственного контроля на предприятии;
  • информацию о расследовании на предприятии несчастных случаев и прочих инцидентов;
  • разработанный на ОПО план по ликвидации и локализации аварий и ЧС;
  • сведения о политике предприятия в вопросах обеспечения промбезопасности, экологической безопасности и системы охраны труда;
  • декларация по промбезопасности, а также экспертное заключение на нее;
  • проектная документация предприятия;
  • разрабатываемые на предприятии стандарты, системы качества и регламенты, включая технологический регламент;
  • сведения о способах оценки рисков в области промбезопасности.

Особенности разработки положения.

После разработки положения по промбезопасности, оно утверждается непосредственно руководителем предприятия и вводится в действие соответствующим приказом. Дополнительно не требуется согласование положения с какими-либо контролирующими организациями. 

С разработанным положением о промбезопасности в обязательном порядке должны быть ознакомлены все работники предприятия и в дальнейшем руководствоваться им при осуществлении своих должностных обязанностей.

Стоит учесть то, что положение необходимо разрабатывать на предприятие в целом – не учитывая удаленность ОПО, входящих в его состав друг от друга. 

Разработанная на предприятии система управления промышленной безопасностью позволяет грамотно подходить к вопросам обеспечения промбезопасности на объекте, что способствует снижению риска возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, что позволяет сохранить жизнь и здоровье сотрудников производственных объектов и населения близлежащий районов, а также обеспечить качество окружающей природной среды. Соблюдение положения о СУ ПБ позволит также избежать предприятиям и материальной ответственности, предотвращая возможные нарушения законодательства.

Ответственность за нарушения.

Отсутствие на предприятии системы управления промбезопасностью способно спровоцировать ситуации, при которых возникают внештатные ситуации, связанные с авариями и ЧС на ОПО. Это будет позиционироваться как несоблюдение требований промбезопасности на ОПО. В таком случае производственный объект может понести ответственность по статье 9.1 КоАП. Например, согласно п. 1 размер штрафных санкций может составить до 300 тысяч рублей.

Система управления промышленной безопасностью: задачи и функции комплекса

Вопрос обеспечения необходимого уровня безопасности на объекте в последнее время является весьма актуальным. Особое внимание уделяется охране производственных (промышленных) предприятий, а также соблюдению техники безопасности со стороны сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей. Система управления промышленной безопасностью представляет собой комплекс процедур, норм, мер и решений, которые в совокупности используются для предотвращения возможности возникновения нештатной ситуации на объекте. Как правило, СУПБ организовываются на объектах, работа которых связана с эксплуатацией ОПО 1 и 2 классов.

Принципы построения линии управления производственной безопасностью

Принципы организации комплекса производственной охраны на предприятии предусмотрены на законодательном уровне. К ним относятся:

  • Линия промышленной безопасности должна быть направлена на предупреждение аварийных событий и ликвидацию различного рода последствий;
  • Ответственность за функционирование системы и соблюдение правил безопасности возлагается на руководителей или компетентных лиц;
  • Обеспечение прогнозирования возникновения аварийных (опасных) ситуаций и разработка комплекса мер по их устранению;
  • Оценка деятельности соответствующих служб и подразделений;
  • Ведение непрерывного мониторинга за факторами, которые определяют угрозу безопасности.

Функциональные особенности систем производственной безопасности

К функциональным особенностям комплекса производственной охраны на предприятии относятся:

  • Планирование мер, направленных на повышение степени промышленной безопасности и определение приоритетов работы комплекса;
  • Своевременное обнаружение негативных воздействующих факторов и их устранение;
  • Прогнозирование возникновения опасности;
  • Принятие мер по предупреждению аварий, получению травм сотрудниками, иных инцидентов;
  • Обучение и подготовка персонала в рамках системы производственной охраны;
  • Объективное оценивание деятельности ответственных лиц, руководителей, подразделений по соблюдению правил промышленной безопасности;
  • Обеспечение и взаимодействие подразделений (документальное и информационное), которые эксплуатируют особо опасные объекты;
  • Планирование и контроль выполнения охранных мероприятий;
  • Установление степени опасности и риска аварий;
  • Финансовое обеспечение выполнения защитных требований.

На видео – семинар по промышленной безопасности:

Нормативные документы предприятия в сфере обеспечения охраны производства

На каждом предприятии при создании  линии промышленной охраны требуются разработка и утверждение специального Положения. Содержание документа может быть разнообразным в зависимости от особенностей деятельности предприятия. Пример классического Положения содержит в себе следующие составляющие компоненты:

  • Задачи предприятия в сфере обеспечения промышленной безопасности;
  • Структуру системы и особенности ее построения;
  • Список опасных подразделений и объектов, на которых обеспечивается охрана производства;
  • Права, обязанности и функциональные действия ответственных субъектов;
  • Порядок проведения консультативных мероприятий по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
  • Материальное и финансовое обеспечение развития охранного комплекса;
  • Планирование работ по снижению рисков возникновения нештатных или аварийных ситуаций;
  • Анализ функционирования комплекса и меры по улучшению качества его работы;
  • Информационное обеспечение;
  • Перечень работ и порядок взаимодействия с подрядными учреждениями;
  • Оценку рисков возникновения аварийных ситуаций и порядок использования технических средств и устройств.

Основы создания системы управления производственной защитой предусмотрены соответствующими законными и подзаконными актами.

Система Lockout и ее компонентный состав

В последнее время для обеспечения промышленной безопасности на объектах устанавливаются линии Lockout/Tagout. В переводе с английского языка название обозначает блокировку или установку предупреждающих бирок.

В России такие линии принято называть блокировочными или комплексами защитной блокировки.  В практике используется сокращенное название LOTO.

Системы Lockout используются для обеспечения безопасности сотрудников при выполнении ремонтных или обслуживающих работ производственного оборудования. Комплектующими механизмами защитной линии являются:

  • Блокиратор (блокирующий механизм). Это устройство используется для фиксации источника энергии в указанном положении;
  • Бирка. Этот механизм содержит информацию о выполняемой работе (вид, длительность работы, персональные данные сотрудника и т. п.);
  • Навесной замок обеспечивает запирание блокирующего механизма или непосредственно источника энергии.

На видео – больше информации о промышленной безопасности:

Также для комплектации линии промышленной безопасности Lockout могут использоваться дополнительные устройства:

  • Накладка предохранения. Устанавливается в случае групповой работы сотрудников с одним видом оборудования. При этом каждый работник имеет возможность блокировать устройство личным замком;
  • Групповой бокс позволяет снизить количество используемых запирающих устройств;
  • Станция блокировки используется для хранения средств блокирования в упорядоченном состоянии.

Используя системы Lockout, на объекте организовывается процедура передачи информации и блокировки устройств. Комплекс LOTO позволяет преждевременно выявлять риски аварий или травм. Информация записывается в Лото-карту. На основании этого документа происходит блокировка опасных процессов.

Современные фирмы предлагают широкий ассортимент оборудования для комплектации линий промышленной безопасности Lockout. Наиболее известным производителем таких устройств является индийская фирма KRM.

Оценка статьи:

Загрузка...


Смотрите также