Социальные вопросы природопользования и экологической безопасности


Методические указания и контрольные задания по предмету: «Экологические основы природопользования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ и КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

по предмету: «Экологические основы природопользования»

для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования

Составлены в соответствии с

примерной программой по дисциплине,

введенной в действие управлением учебных

заведений среднего профессионального

образования Минобразования РФ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – государственные требования) по специальностям среднего профессионального образования.

В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения (далее студент) должен:

иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды в России;

- о глобальных проблемах экологии;

- о принципах рационального природопользования;

- об источниках загрязнения природы;

- о государственных и общественных мероприятиях по экологии и природопользованию;

знать:

- правовые вопросы экологической безопасности

Изучение учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях общеобразовательных дисциплин «Химия», «Биология», и является в свою очередь, теоретической базой для изучения специальных дисциплин курсового и дипломного проектирования.

Приступая к выполнению контрольных заданий, следует проработать теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо вести конспектирование и после изучения темы ответить на вопросы самоконтроля.

В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

Домашние контрольные работы и их рецензирование по согласованию с образовательным учреждением могут выполняться и представляться на проверку с использованием современных информационных технологий (электронная почта, сети ЭВМ и т.д.).

Возможные изменения примерной программы, внесенные образовательным учреждением, обязательны для выполнения студентом.

Образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой может вносить изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала, определение количества домашних контрольных работ.

Вносимые изменения при условии обязательного выполнения государственных требований по конкретной специальности рассматриваются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

Форму и сроки проведения промежуточной аттестации по дисциплине определяет образовательное учреждение согласно рабочему учебному плану.

Аттестация по дисциплине может быть проведена в форме зачета по реферату или по факту участия в научно-практической конференции по экологии и природопользованию.

Примерные темы рефератов, конференций предлагаются в конце методических указаний.

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Особенности  взаимодействия  природы и общества                  

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществамиРаздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.Природоохранный надзор.

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Значение экологических знаний. Задачи, цель, специфика дисциплины.

Методические указания

Основными приоритетами в о6щественной деятельности человека являются экономика, политика,экология.В ХХ веке на первое место выйдет экология, т.е. вопрос, связанный с сохранением среды обитания всего живого на земле. Технократический стиль мышления может привести человечество к экологической катастрофе, потому что природа рассматривается как источник ресурсов для решения технических проектов. Отношение человека к природе должно быть не только практическое(ресурсное), но также адаптивное (среда обитания), интимное(привычка отдыхать и творить на природе), эстетическое (лучшие образцы красоты природного происхождения). [1,7].

Раздел 1. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ Тема 1.1 Взаимодействие человека и природы

Студент должен:

иметь представление:— о современном состоянии окружающей среды России и планеты

— о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и предотвращении — о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения.

Методические указания

При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно-деятельный подход к содержанию, т.к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии.

Например: экология, демография. биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и т.д.

Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т.е. оказало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете. Важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые ХIХ в и начала ХХ в. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии, сделанные Н. Пржевальским, Н.Дюжевым, В.Докучаевым, Н.Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г в России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных[14], а также российско-финский заповедник «Дружба-2», но этого крайне недостаточно. [1,2,12], [1,2,6,11,12].

Вопросы для самоконтроля1. Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в?: - литосфере; - атмосфере;-  гидросфере;- биосфере. 2. Какую опасность представляют загрязнения?:-  химическое;- физическое;

-  механическое.

3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни? 4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения природы для человека?

5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной культуры человека?

Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование

Студент должен:

иметь представление:

 - о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Методические указания

Ресурсы - любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях.Ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т.ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования.

ПР — природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека.

ПР — категория историческая. Использование новых видов сырья, источников энергии и технологий.

Существует следующая классификация ПР:— средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения;

— источники энергии;— сырье и исходные материалы;

— предметы потребления; — банк генофонда; — источники информации.

[1,2,б,7, 11].

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «природные ресурсы»? 2. Приведите примеры природных ресурсов, источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире.3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине текущего столетия?

4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов.

5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере.

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Студент должен:

иметь представление:

- об основных источниках загрязнения окружающей среды;

- о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

- об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

«Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

 Методические указания

Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (В.И. Вернадский), другими словами – «живая оболочка Земли».

Биосфера самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы: - абиотические - (неживой природы) свет, температура, влажность, физические поля, воздух, почва; - биологические - со стороны других организмов;

- антропогенные воздействия на природу.

Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно-промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере. [1,4,11,14]

Вопросы для самоконтроля

1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное изменение климата планеты? 2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ? 3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование, моделирование, экспертиза. 4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации:

- В воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях:

Сфен=0,008 мг/м3. Сацет=0,334 мг/м3 соответствующие ПДК=0,01 мг/м3, ПДК=0,35 мг/м3.

Выберите правильный ответ:

4.1 Состояние окружающей среды опасно для здоровья человека.

4.2 Состояние окружающей среды не влияет на здоровье человека.

Раздел 2. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Тема 2.1 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор

Студент должен:

иметь представление:

- об истории становления Российского природоохранного законодательства;

- о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;

знать:

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970 – 1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.

Методические указания

Содержание темы подчеркивает уверенность в правовом обеспечении экологической безопасности, и знакомит с природоохранными законами.

Отдельный человек, отдельная страна самостоятельно не в состоянии решить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, поэтому необходимо сотрудничество государств. В 1913 г. ученые Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, России, США, Франции, Великобритании, Венгрии и др. собрались в Берне на конференцию по Международной охране природы. В 1948 г. был создан ЮНЕСКО (Международный Союз защиты природы и природных ресурсов). Был создан ряд Международных программ в том числе:

- международная правительственная программа по окружающей среде

В 1991 г. в России был принят закон об «Охране окружающей природной среды». На базе этого закона разрабатываются нормативные документы правительства и региональных администраций. В этом законе 12 разделов, из которых следует обратить внимание на раздел 2 «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду», раздел 13 «Ответственность за экологические правонарушения».

[1,3,7,11,13,14].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?

2. Почему создаются Международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте.

3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.

4. По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?

Чем шире слои населения будут участвовать в обсуждении и решении проблем (ООС), тем быстрее будет внесена гармония во взаимоотношения между обществом и природой.

Вопросы ООС требуют научного подхода. Поэтому обсуждать эти вопросы должны ученые, специалисты, руководители.

5. Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Студент должен:

знать:

- правовые вопросы экологической безопасности

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

Методические указания

В правовом пространстве существует:

- эколого-правовая (природоохранительная) ответственность, по которой может быть назначена для должностных лиц дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская, материальная ответственности. Для предприятий, учреждений, организаций – административная и гражданско-правовая ответственности;

- эколого-экономическая ответственность не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда. Выражается во взыскании в бесспорном порядке денежных сумм в качестве компенсации за причиненный вред платежи предприятий за загрязнение окружающей среды (за выбросы, сборы и захоронения вредных веществ). В каждом регионе существуют нормы штрафов за загрязнение окружающей среды.

[7,13,14,15].

Вопросы для самоконтроля 1. Какие административные, правовые и общественные организации отвечают за выполнение «Закона об охране окружающей среды» в Вашем регионе? 2. Перечислите основные разделы «Закона об охране окружающей среды».3. Какие меры административные или воспитательного характера принесут большие пользы природе России?4. Предложите эффективные формы работы с населением по сохранению природы.

Методические указания по выполнению контрольной работы

Вариант задания студент выбирает по последней цифре, присвоенного ему шифра.

При выполнении контрольной работы следует соблюдать следующие требования:

1. Четко и правильно переписать задание контрольной работы по своему варианту (допускается ксерокопирование варианта задания). Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.

2. Ответы на вопросы должны быть четкими, полными и аргументированными. Выяснить что- главное, а что –второстепенно по каждому вопросу.

3. При решении задач необходимо привести формулы, затем подставлять в них числовые значения. Решение сопровождать пояснениями, указывать размерность величин.

4. Работу выполнять чернилами (пастой) четко и разборчиво; рисунки, графики, схемы — с соблюдением действующих ГОСТов (в отдельных случаях допускается эскизное исполнение).

5. В тетради необходимо оставлять поля и место в конце работы для заметок и заключения рецензента, страницы пронумеровать.

6. Подобрать литературу по теме, информацию из интернета.

7. Ответьте на вопросы контрольной по сути, не вдаваясь в излишние подробности, но и не ограничиваясь несколькими абзацами.

8. Давайте определения терминам.

Например: вопрос вашей контрольной « Антропогенное и естественное загрязнение среды». Следует дать определение загрязнения, представить полную классификацию загрязнителей ( по характеру, по времени и т.д.), раскрыть значение загрязнения для живой и неживой природы, последствия  действий.

5. Оформление работы

5.1. После титульного листа, где написаны ваша специальность, название дисциплины, ФИО, располагается лист «Содержание», в котором указывается перечень вопросов с указанием номера страницы, на которой он начинается, список использованной литературы.

5.2. Каждый вопрос располагается на новой странице

5.3. Страницы нумеруются

5.4. Чистый лист в конце работы для рецензии.

5.5. Список использованной литературы должен включать не менее 5 источников. Не следует указывать их слишком много, особенно если  при этом ответ на вопрос будет неполным. Возникает вопрос у рецензента:

«Действительно ли эти источники автор использовал в работе».

5.6. Умейте «расшифровать» аббревиатуры, делать схемы (при необходимости), презентации для защиты своей работы.

ЗАДАНИЯ для контрольной работы

Варианты контрольной работы содержат три вопроса:— теоретический (задание 1); — проблемная ситуация (задание 2);

— игрового характера (см. схему). Вы назначаетесь руководителем подразделения и выполняете все его функции.

ЗАДАНИЕ 1

1. Влияние транспорта на проблему землепользования и здоровье населения. Остановитесь подробнее на последствиях загрязнений от воздействия транспорта,воды, воздуха, городской среды и т.д.

2. Возможность развития рекреационной деятельности в Вашем регионе (Туризм. Курорты. Заповедники. Памятники архитектуры).

3. Необходимые меры по улучшению качества воды, воздуха, почвы в Вашем районе.

4. Опишите последствия, связанные с использованием радиоактивных материалов в энергетике, ВПК, науке и технике, медицине.

5. Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду (Эрозия, заселение, заболачивание, загрязнение почв химическими веществами).

6. Экологическое влияние промышленного лесопользования (сплошные, выборочные, санитарные рубки, восстановление лесов).

7. История развития природопользования в России.

8. Экологические последствия истощения природных ресурсов в Вашем районе и пути их восстановления.

9. Информационные системы связи и их роль в природопользовании.

10. Воспитание правового отношения к природопользованию детей, молодежи, специалистов и предпринимателей.

ЗАДАНИЕ 2

1. Как Вы считаете, что выгоднее:1.1 Перерабатывать отходы,мусор на специализированных заводах? 1.2 «Хоронить» на специальных полигонах? Ответ обоснуйте.2. Перечислите основные виды оплаты за использование природных ресурсов. На что необходимо их направить первую очередь? 3. Покажите достоинства и недостатки проектов строительства гидроэлектростанций. 4. Влияние дорожно-транспортных работ на окружающую среду. Ваше мнение.5. Приведите примеры конкретных “разрушителей’ природы в Вашем регионе, местности. Ваше гражданское отношение к ним.

6. Можно ли считать «бездорожье» лучшей защитой «первозданной природы».

Ответ обоснуйте 7. Можно ли считать представителей малых народов,кочующих в отдаленных местах, настоящими экологами? Дайте объяснение. 8. Какие бы Вы предложили гуманные меры наказания для нарушителей Закона об окружающей среде. Поясните. 9. В каких странах: развитых или развивающихся вопросы природопользования стоят более остро? Почему.

10. Известно, что на сжигание 100 л бензина требуется годовая норма кислорода, необходимая человеку. Должны ли развитые страны платить за кислород, используемый в производстве, слаборазвитыми странами, на территории которых находятся леса? Если да, то какова эта оплата?

На схеме показана примерная структура административной защиты окружающей среды в России.

Условно изображены четыре составные части обитания человека:воздух, литосфера, вода, биота. Окружающую среду загрязняют естественные и промышленные загрязнители: транспорт, промышленные предприятия, ТЭЦ, частный сектор, коммунальные хозяйства. Их работу контролируют, направляют и исправляют следующие структуры региона (города): муниципальные подразделения, федеральные службы,научные учреждения и т.д. Для обеспечения их  успешной работы необходимо финансовое обеспечение, различные источники финансирования, законодательная база

Для я более глубокого изучения прав и обязанностей граждан России по охране природы и окружающей среды студенту предлагается занять пост руководителя одной из служб и составить примерный план мероприятий по охране окружающей среды данной службы в которой указать:- название природоохранных мероприятий;

- сроки выполнения;

- источники финансирования; - прогнозируемые результаты от выполнения этих мероприятий. Ответ обосновать.

Примерные темы рефератов семинаров (экологических конференций)

1. Окружающая среда и здоровье человека. 2. Использование современных научных методов в природопользовании. 3. Качество окружающей среды - степень соответствия природных условий потребности человека. 4. Современное состояние природных систем Земли. 5. Влияние загрязнителей окружающей среды на здоровье человека. 6. История природопользования в России. 7. Влияние индустриально развитых районов на природопользование. 8. Сельскохозяйственное природопользование в России. Пути его улучшения.

9. Рекреационное природопользование в Вашей области. Возможности его развития. Экологическое состояние Краснодарского края.10. Участие России в Международных мероприятиях по проблемам природопользования.

ЛИТЕРАТУРАОсновная

1. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. - М.. 1997. 2. Воронцов А.Н. Охрана природы. — М: ВО Агропромиздат. 1989.

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.  Экология России. — М.: АО «МДС», 1995. 4. Поменский Ю.Н. Общая биология. — М.: Просвещение, 1993. 5. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия. 1991. 6, Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. др. Природопользование. — М: Просвещение. 1995. 7. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1.

Дополнительная

8. Никитин Д.М., Новиков Ю.В.. Окружающая среда и человек. — М.: Высшая школа, 1986. 9. Проблемы экологии России / под ред. В.И. Данилова-Данильяна. — М: ВИНИТИ. 1993.

10. Рувимский А.О. Общая экология. — М: Просвещение, 993. 1.

11. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. — М.: Республика, 993. 12. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды /словарь-справочник/. — М : Просвещение. 1992. 13. Законы РФ:

- «О недрах» от 21.02.92. N 2395-1

- «О плате за землю» от 11.10.91. б/н. 14. ГОСТы и 0СТы: ГОСТ 12 1 007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»; ГОСТ 17.00.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия»Основные положения. Госстандарт СССР; ГОСТ 17.41.02-83 «Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения». Госстандарт СССР; ГОСТ 12.0.003 «Опасные и вредные факторы»

www.informio.ru

Вопросы экологической безопасности в России

УДК 349.6

пм. Савенко ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы экологической безопасности государства, связанные с однозначным определением этого понятия и института государственного экологического управления, раскрываются принципы и структура данного вида управления, дается анализ экологической политики России на современном этапе.

Ключевые слова: экологическая политика, безопасность, государственное экологическое управление, природоохранные органы.

Gennas Evento ENVIRONMENTAL SECURITY ISSUES IN RUSSIA

Abstract. The article considers the problems of ecological security of the state, associated with a clear definition of this concept and of the Institute of public environmental management, reveals the principles and structure of this type of control is given to the analysis of ecological policy of Russia at the present stage.

Keywords: Environmental policy, security, public environgical management, environmental authoriti.

Необходимо констатировать, что впервые на государственном уровне экологическая безопасность стала составной частью национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, вопросам природопользования и охраны окружающей среды придано приоритетное государственное значение, в связи с чем содержание государственной политики в области охраны окружающей среды на всех направлениях должно строиться с учетом правильного понимания сущности экологической безопасности.

В то же время, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года ее экологическая составляющая трактуется как экологическая безопасность и рациональное природопользование, а такой конституционный термин как «охрана окружающей среды» разработчиками Стратегии не используется, что и размывает точную определенность термина «экологическая безопасность» [8, с. 9].

Думается, что при разработке Стратегии экологической безопасности до 2025 года (решение принято на заседании Совбеза РФ в ноябре 2013 года) будет дано однозначное официальное толкование дефиниции «экологическая безопасность».

В то же время, анализируя сущность экологической безопасности, полагаем также важным моментом в ее содержании еще раз вернуться к пересмотру соотношения форм собственности на природные ресурсы и объекты, что явно необходимо для эффективной реализации концепции устойчивого развития и обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду [1, с. 228; 3, с. 16].

Более того, ряд ученых, при анализе социально-экологических аспектов управления в условиях современной экономики, приходит к ортодоксальным выводам о том, что необходимость обеспечения экологической безопасности обуславливает, в свою очередь, кардинальное изменение экономических механизмов в части отказа от рыночных методов управления народным хозяйством и переходу к плановой экономике [7, с. 49]. И, поскольку, на наш взгляд, в России далеко не завершена стадия «дикого» капитализма (о чем красноречиво свидетельствует продолжающаяся практика рейдерских захватов объектов собственности), следует помнить известное выражение К. Маркса о том, что нет такого преступления (в т.ч. и экологического - автор.), на которое не пошел бы капиталист ради 300% прибыли, данная точка зрения весьма небеспочвенна.

Однако ни сама экологическая политика ни ее правовое обеспечение не позволяют обеспечить экологическую безопасность государства без системы государственных органов управления.

В науке экологического права нет однообразного понимания по вопросу сущности и определения института государственного экологического управления. По этому вопросу существует несколько доктринальных точек зрения [2, с. 14].

© Савенко Г.М., 2014

Раздел VI. Россия и мир в условиях глобализации

В этой связи, на наш взгляд, более важно остановиться на том, что управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. В свою очередь, деятельность всех государственных органов в сфере экологии должна быть построена на основе следующих специфических принципов государственного управления:

- законности управления;

- комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

- сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

- разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов [5, с. 12].

В то же время отсутствие правильного понимания о месте и роли природоохранных органов приводит к перманентному реформированию системы и структуры органов государственного управления в этой сфере без ясно выраженной цели и четкого плана его проведения, что, на наш взгляд, и происходит в российской действительности. Так в 20042006 г.г. в сфере природопользования и охраны окружающей среды функциональными полномочиями были наделены 2 Министерства, 7 федеральных служб, 6 федеральных агенств. Естественно, это привело к дублированию отдельных природоохранных функций, «размыванию» ответственности уполномоченных на то должностных лиц, нескоординированности их действий и, в конечном итоге, образованию коррупционного поля в их деятельности. Наглядным примером этому явилась ситуация по согласованию проекта трассы нефтепровода у озера Байкал в 2006 году, когда не природоохранный орган, а только личное вмешательство Президента РФ позволило избежать потенциальной экологической катастрофы.

Некоторые ученые полагают, что «экологические проблемы в целом обусловлены экстенсивным характером развития экономики страны, отсутствием механизмов учета общественного мнения, подавлением территориальных органов власти как самостоятельных субъектов управления, ведомственным подходом к использованию богатств природы, господством концепции «даровых природных ресурсов» [4, с. 136]. Соглашаясь с этими выводами в определенной части, все же необходимо указать, что в настоящее время в сфере государственного управления, в том числе и экологического, происходит значительное делегирование полномочий федеральных органов власти субъектам федерации, а также расширяется перечень властных полномочий, находящихся в их совместном ведении. Необходимо также констатировать, что на состояние окружающей среды существенное значение оказывает и проводимая государством иммиграционная политика, так как за счет, особенно нелегальной миграции в несколько миллионов человек, возрастает антропогенная нагрузка на окружающую среду [6, с. 97].

Совершенно новый подход к формированию государственной экологической политике определился в мае 2010 года на заседании Президиума Государственного Совета РФ по вопросу «О совершенствовании системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды», на котором Президентом РФ было дано поручение о разработке основ экологической политики на длительный период.

В течение двух лет Минприроды РФ согласовывал этот проект со всеми заинтересованными ведомствами и 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Данный программный документ предусматривает поэтапное осуществление государственной экологической политики с разделением на краткосрочную (2011-2017 годы -мобилизационный этап) и долгосрочную перспективы (2018-2030 годы - этап реализации). При этом достижение к 2030 году необходимых экологических показателей должно быть увязано с концепцией социально-экономического развития РФ до 2020 года.

В Основах обозначены пять ключевых задач:

- повышение экологической эффективности экономики;

- повышение качества жизни;

- сохранение и восстановление природной среды;

- предотвращение опасных климатических явлений и адаптация к глобальному изменению климата;

- обращение и переработка отходов, ликвидация накопленного экологического ущерба. По каждой из задач формулируются конкретные количественные параметры, которые необходимо достичь к 2030 году.

В декабре 2012 года Правительством РФ разработан и утвержден План мероприятий по реализации Основ экологической политики.

В то же время, ряд политиков и ученых высказывают опасения о нецелесообразности столь длительного срока планирования и реализации данного программного документа по причине невозможности обеспечить эффективный контроль за его исполнением, и особенно, в период череды состоявшихся и прогнозируемых глобальных экономических кризисов и, особенно, в современных условиях применения экономических и политических санкций в отношении России со стороны США и Европейского Союза.

На наш взгляд, не подается логическому осмыслению и подход к определению конечных сроков реализации таких основополагающих государственных программных документов, как Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Основы экологической политики до 2030 года и планируемая Стратегия экологической безопасности до 2025 года.

Библиографический список

1. Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал российского права. - 2011. - №3. - С. 18.

2. Бринчук М.М. Государственное управление как эколого-правовая категория // Экологическое право. - 2006. - №1. - С. 14.

3. Грищенко В.В. Исторический анализ защиты объектов государственной важности в XX веке // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №18. - С. 227231.

4. Грищенко Л. Л. О современных принципах правового обеспечения охраны общественного порядка // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, 2013. - С. 132137.

5. Круглов В.В. Правовая политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Журнал « Налоги. Инвестиции. Капитал». - 2004. - №1. - С. 12.

6. Кулагин А.С. Иммиграционная политика Российской Федерации: Проблемы и перспективы // Вестник университета (Государственный университет управлени). - М.: ГУУ, 2011. - №20. - С. 97-102.

7. Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью. Итоги двадцати лет научных исследований и преподавания. - Saarbrucken: Palmarium Academic Publisting, 2012.

8. Платонов Ю.Н. Экологическая компонента национальной безопасности России // Экологическое право. - 2011. - №11. - С. 8-12.

cyberleninka.ru

открытая библиотека учебной информации

Экологический кризис, развивающийся на нашей планете, затрагивает всœе стороны жизнедеятельности людей, общественных отношений. Достаточно вспомнить о гигантских свалках, оказывающих такое влияние на природную среду и вызывающее такие глубокие социальные последствия в обществе, которые сравнимы лишь с последствиями войны с применением оружия массового поражения. Во весь рост встает проблема несоответствия растущих потребностей населœения Земли и уменьшающихся ресурсов природной среды. Опаснейшим следствием этого является катастрофическое снижение продуктивности биологической среды, без которой невозможно сохранение естественной среды обитания человека. Фактически острейшая проблема обеспечения элементарных прав человека на жизнь, здоровье, безопасный труд и полноценный отдых – проблема безопасности жизнедеятельности людей – напрямую связана с проблемами сохранения естественной среды обитания человека и рационального природопользования, с проблемами контроля за хозяйственной деятельностью людей, предприятий и организаций, военных и управленческих структур государства.

Глобальное потепление климата͵ возникновение озоновых дыр, загрязнение воды, воздуха, почв, продуктов питания вредными химическим веществами, вымирание многих видов растений и животных уже стали реальностью. Эти негативные последствия проявляются и в России, что создает угрозу ее экологической безопасности.

Сегодня на определœенное ухудшение экологической ситуации в России влияет ряд экономических и правовых факторов, действующих в разных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия. Но несомненно, что одним из главных факторов медленного темпа изменения экологической ситуации в Российской Федерации до недавнего времени являлось как отсутствие четкой стратегии обеспечения экологической безопасности страны, достаточного количества квалифицированных экологических кадров, так и должной эколого-нормативной базы, экологической отрасли права. Сегодня можно считать, что в России сформировалась самостоятельная отрасль российского права – экологическое право.

Экологическое право –самостоятельная комплексная отрасль единого российского права, система правовых норм, регулирующая взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой и ее составляющими. Определяет правовые принципы охраны природы, рационального природопользования и наказания за их нарушения с целью сохранения, оздоровления, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

В экологическом праве в первую очередь рассматриваются не отдельные природные объекты, а окружающая природная среда комплексно и в целом.

Основные принципы экологического права:

· природно-ресурсный: природные ресурсы – базовая основа жизни и деятельности человека и общества;

· рациональный: рациональное и бережное использование природных ресурсов;

· эколого-планировочный: экологическое планирование, экологический менеджмент;

· учетно-контрольный: учет природных ресурсов и контроль за их использованием;

· охранный: охрана окружающей среды;

· мониторинговый: наблюдение за состоянием окружающей среды, контроль и прогноз изменения объектов (составляющих) окружающей природной среды;

· эколого-приоритетный: приоритет экологии и здоровья населœения перед экономикой, хозяйственной деятельностью и т.д.;

· экостимулирующий: экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды;

· принцип устойчивого развития: ориентация на устойчивое и гармоничное развитие системы «человек-общество-природа»;

· образовательный: экологическое образование, воспитание и просвещение населœения на всœех этапах и уровнях (непрерывный характер), опережающее экологическое образование;

· международно-правовой: международное экологическое и правовое сотрудничество, международные стандарты, системы качества.

Основу экологического права определяют Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, указы Президента и Постановления Правительства РФ по вопросам экологии и природопользования, а также нормативные акты соответствующих министерств и ведомств (приложение 5). В Указе Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 04.02.94) четко определœены направления по реализации экологической стратегии нашей страны:

· обеспечение экологической безопасности;

· охрана среды обитания;

· оздоровление или восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах;

· участие в решении международных глобальных экологических проблем.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главная «экологическая» функция государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Сегодня скорость увеличения интенсивности вредного воздействия антропогенных факторов возрастает, что негативно сказывается на здоровье человека и приводит к снижению биоразнообразия. . В случае если не остановить процессы разрушения природной среды, то к серединœе XXI в. дефицит кислорода, воды, пищи и генетические изменения значительно ускорят деградацию популяций живых организмов, в том числе человека, и приведут к постепенному их вымиранию.

Для решения назревших экологических проблем в Российской Федерации разработана Концепция экологической безопасности.

Экологическая опасность – опасность ухудшения окружающей человека среды за счет негативных последствий действия антропогенных и/или природных факторов при высокой вероятности угрозы их возникновения.

Состояние экологической опасности может возникнуть в результате неконтролируемого развития экономики без учета принципов рационального природопользования, применения устаревших технологий производства, в результате природных стихийных явлений: землетрясений, сильных штормов, цунами, ураганов, оползней и селœевых потоков, торфяных и лесных пожаров, очень высоких и низких температур наружного воздуха, а также в результате аварий на предприятиях и АЭС и т.п.

Экологическая безопасность– защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на неё; состояние, при котором отсутствует угроза (вероятность угрозы) ущерба природной среде и здоровью населœения.

Закон РФ от 5 марта 1992 ᴦ. №2446-1 «О безопасности (в ред. Закона РФ от 25.12.92 №4235-1) определяет безопасность, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В самом общем плане под безопасностью понимают ситуацию при которой кому- или чему-либо не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо, при этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности. Безопасность потенциальных жертв обеспечивается, когда конкретные жертвы отражают всœе существующие опасности, либо когда опасностей для них не существует.

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище и информации. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политике, обороне, экономике, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии, образовании каждого человека.

Экологическая безопасность определяет степень обеспечения гарантии устойчивого развития человека и природы, длительности их гармоничного сосуществования. Характеризуется суммарными условиями жизни и жизнеобеспечения, а также совокупными результатами различных действий, процессов или состояний, не приводящих прямо или косвенно к ущербам или негативным последствиям, наносимых природной среде, сообществу людей или отдельному человеку.

Сегодня в качестве критериев экологической безопасности используются «предельно допустимые концентрации» (ПДК) опасных веществ и воздействий, а также соответствующие им «предельно допустимые выбросы» (ПДВ). Критерии экологической безопасности по отношению к окружающей природной среде частично определœены только для некоторых природных сред, а критерии по допустимым пределам использования природной среды для народно-хозяйственных нужд не определœены. В качестве методов регулирования используются плата за ресурсы и плата на землю.

Совокупность законодательных, медицинских, биологических и экологических мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия в биосфере, ᴛ.ᴇ. равновесия между биосферой и внешними антропогенными и природными факторами, получила название системы экологической безопасности.

Целœенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности определяют политику экологической безопасности.

Каждый гражданин страны, который выполняет основные правила природопользования и охраны окружающей среды, вносит свой вклад в обеспечение экологической безопасности. Но наличие прав предполагает и наличие обязанностей. Покажем это на конкретном примере природопользования. Так, природопользование граждан, возможности природопользования, закреплены в различных нормативно-правовых актах. Οʜᴎ реализуются достаточно широко. Как правило, общее природопользование осуществляется без разрешений. Можно свободно пребывать в лесах, собирать ягоды, грибы и т.д. Но любые права, как известно, связаны с обязанностями. Это как две стороны одной медали. В лесах крайне важно соблюдать правила противопожарной безопасности, не допускать рубки деревьев, разорения гнезд и т.п. Иначе говоря, экологические права человека неотделимы от его экологических обязанностей. И об этом следует всœегда помнить.

Экологический риск -- вероятность возникновения для природной среды и человека неблагоприятных последствий в результате антропогенных изменений природных систем и других объектов; соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора (факторов) и вероятности реализации этого воздействия. Любое изменение природной среды, приводящее к ухудшению здоровья населœения и/или к значительным затруднениям в хозяйственной деятельности, классифицируется как экологическое правонарушениеили даже как экологическое преступление. Предприятие или физическое лицо, совершившие противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, могут нести следующие виды эколого-правовой ответственности: дисциплинарную, материальную, уголовную, гражданскую. К примеру, хорошо известный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) много лет сбрасывал ежесуточно около 120 тыс. м3 загрязненных вод. Как известно, озеро Байкал относится к категории особых экосистем: множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. В Байкале около 850 видов эндемических животных и около 135 видов эндемических растений (эндемический – свойственный только данной среде обитания). Это озеро включено в список всœемирного природного наследия ЮНЕСКО. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования предъявила иск к БЦБК. Российские экологи не раз призывали закрыть комбинат, так как он загрязняет воды Байкала. В конце сентября 2008 ᴦ. комбинат перешел на систему замкнутого водооборота͵ что приведет к тому, что воды озера станут заметно чище. В соответствии с законом «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещены виды деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал.

Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при котором сохраняется функциональная целостность экосистем (то есть сохраняются взаимосвязи, взаимозависимости и взаимоотношения всœех компонентов в экосистемах).

Сегодня во всём мире (и в России, в частности) обширные территории подвержены сильному антропогенному влиянию, в результате нарушается равновесие в естественных экосистемах, что приводит к разрушению окружающей среды, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ влечет за собой нарушение здоровья населœения, повреждения генофондов растений, животных и человека. Такие территории называют зонами чрезвычайной экологической ситуации. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят зону напряженной экологической ситуации, зону экологического бедствия и зону экологической катастрофы.

Зона напряженной экологической ситуации– территория, характеризуемая достоверно негативными изменениями показателœей здоровья населœения и переходом состояния природы от кризисного к критическому.

Зона экологического бедствия– территория, характеризуемая достоверно негативными значительными изменениями показателœей здоровья населœения и переходом состояния природы от критического к катастрофическому. Для зоны экологического бедствия социально-экономически оправданная хозяйственная деятельность невозможна.

Зона экологической катастрофы– территория антропогенной илиприродной катастрофы, непригодная и опасная для постоянного проживания населœения. (К примеру, зона Чернобыльской катастрофы, зона действующего вулкана).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, зоны чрезвычайной экологической ситуации - ϶ᴛᴏ территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности, а также естественных катаклизмов произошли необратимые изменения окружающей среды, разрушения биоценозов, влекущие за собой не только увеличение заболеваемости и смертности населœения, но и невозможности его проживания в некоторых из этих зон.

Одним из пунктов Концепции экологической безопасности является положение о создании в стране системы непрерывного экологического образования.

На государственном уровне управление охраной окружающей природной средой осуществляют Федеральное собрание, Президент и Правительство РФ, специально уполномоченные Министерством природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. При проведении природоохранных мероприятий эффективным механизмом является использование лицензий, договоров и лимитов.

Специальные государственные органы по охране природы на местах проводят большую работу по выдаче лицензий -- разрешений на право выполнения отлова рыбы, отстрела животных, вырубки леса и т.д. Природопользователь заключает договор на право природопользования, который предусматривает права и обязанности природопользователя (объем использования природных ресурсов, оплата за их использование, возмещение нанесенного ущерба окружающей среде). Для природопользователœей устанавливаются предельные нормы использования природных ресурсов – лимиты (от франц.limite, от лат. limes – предел, граница). Лимиты устанавливаются и для выбросов загрязняющих веществ и отходов производства, определяемые для данного предприятия. Специальные государственные органы контролируют выполнение договоров на право природопользования и определяют санкции в случае их нарушения (штрафы, судебные иски, решение о закрытии предприятия и т.д.).

Показатели природных ресурсов обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов(от франц. cadastre) -- систематический свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом (водный кадастр, земельный кадастр, кадастр полезных ископаемых, лесной кадастр, кадастр животного мира и т.д.). Содержит качественную и количественную характеристики определœенного вида природных ресурсов.

Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госком- экологии Российской Федерации для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей для рационального их использования и определœения платы за эти ресурсы.

Рассмотрим основные виды кадастров.

Земельный кадастр–данные регистрации землепользователœей (собственников и арендаторов), учета качества и количества земель.

Водный кадастр – свод данных о водных объектах , водных ресурсах, качестве и режиме вод, о водопользователях; состоит из трех разделов: поверхностные воды, подземные воды и использование вод.

Лесной кадастр– свод данных о лесах, степени их эксплуатации, качестве и запасах древесины.

Кадастр месторождений полезных ископаемых – свод данных о ценности каждого месторождения; содержит горнотехнические, экологические и экономические условия их разработки.

Специальное, комплексное и целœенаправленное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам составляет государственная экологическая экспертиза. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» записано: Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.

Государственная экологическая экспертиза выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Закон РФ “Об экологической экспертизе”(1995) закрепил эту область контроля и надзора за природоохранными органами.

Экологическое законодательство РФ предусматривает обязательную экологическую экспертизу при строительстве объектов любого объема и любого назначения (Федеральный закон «Об экологической экспертизе», от 23.11.95) еще на стадии подготовки строительства. Летом 2008 ᴦ. Правительство РФ объявило о крайне важности переноса строительства санно-бобслейной трассы, горной олимпийской деревни и водозабора в связи с экологической угрозой природной среде Сочинского национального парка, на территории которого планировалось строительство олимпийских объектов Сочи-14. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Гринпис России и другие общественные экологические организации неоднократно заявляли о том, что строительство олимпийских объектов в Сочи не должно приводить к уничтожению ценных природных комплексов Западного Кавказа. Уникальные виды животных и птиц, обитающие на территории Cочинского национального парка, занесены в Красную книгу России.

Другим примером бережного отношения к природной среде может служить перенос трассы нефтепровода от озера Байкал на расстояние, исключающее загрязнение этого уникального природного объекта России и мира.

В целом, общим экологическим нормативом для всœех экосистем является сохранение их динамических качеств, прежде всœего надежности, устойчивости и стабильности. Стратегически глобальный экологический норматив определяет (или должен определять) сохранение биосферы планеты, в том числе климата и окружающей природной среды Земли в виде, пригодном для жизни человека, благоприятном для его хозяйствования, сегодня, завтра и далеком будущем.

И экологическое право должно быть одним из базовых гарантов этого как в России, так и во всœем мире.

.

Читайте также

  • - Правовые вопросы экологической безопасности

    Экологический кризис, развивающийся на нашей планете, затрагивает все стороны жизнедеятельности людей, общественных отношений. Достаточно вспомнить о гигантских свалках, оказывающих такое влияние на природную среду и вызывающее такие глубокие социальные последствия в... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    ВЧ.ОП.18 «Экологические основы природопользования»

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГАПОУ СО «ППТ»

    ____________/Е.И. Марченкова

    «____»_____________2017 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ВЧ. ОП. 18 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    по программе подготовки специалистов среднего звена

    22.02.06 «СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

    Первоуральск

    2017 г.

    СОГЛАСОВАНО

    на заседании методической комиссии

    №___ «____»_____________2017 года

    __________руководитель МК _______________

    СОГЛАСОВАНО:

    Заведующий ИМО

    __________ Л.А. Ленькова

    от «____»_________ 20176 г.

    Регистрационный № _____

    СОГЛАСОВАНО:

    _____________________________

    _____________________________ФИО, должность работодателя*

    от «____»_______________ 2017 г.

    Разработчик: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель ВКК

    СОДЕРЖАНИЕ
     

    стр.

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    4

    1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    6

    1. условия реализации программы учебной дисциплины

    12

    1. Контроль и оценка результатов Освоения программы учебной дисциплины

    15

    1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ЕН.03 ФИЗИКА

    1. Область применения рабочей программы

    Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство.

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    «Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» откосится к вариативной части общепрофессионального цикла в рамках реализации ФГОС СПО по специальности 22.02.06 «Сварочное производство», реализуется на 1 курсе.

    1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

    анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

    соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

    особенности взаимодействия общества и природы;

    основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

    условия устойчивого развития экосистем;

    возможные причины возникновения экологического кризиса;

    принципы и методы рационального природопользования;

    принципы размещения производств различного типа;

    основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

    основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

    методы экологического регулирования;

    понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

    правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

    принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

    природоресурсный потенциал Российской Федерации;

    охраняемые природные территории;

    принципы производственного экологического контроля;

    условия устойчивого состояния экосистем.

    Результатом освоения программы является формирование общих компетенций (далее ОК).

    Общие компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 22.02.06 «Сварочное производство»:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

    Максимальная нагрузка студентов: 72 часа

    В том числе:

    Обязательная аудиторной нагрузка студентов: 10 часов

    Самостоятельная работа студентов 62 часа.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    72

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    10

    в том числе:

     

    практические занятия

    4

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    62

    в том числе:

     

    изучение рекомендованных источников и конспектирование

     

    выполнение домашних контрольных работ

     

    Промежуточная аттестация в форме зачёта

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ВЧ.ОП.18 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

    Объем часов

    Номер занятия

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    5

    Тема 1. Состояние и развитие экосистем.

    Содержание учебного материала

    2

       

    1.1, 1.2

    Концепция устойчивого развития

    1

    1

    1

    Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем

    источников и конспектирование по темам: Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. Условия

    устойчивого развития экосистем. Условия устойчивого состояния экосистем. Возможные

    причины возникновения экологического кризиса.

    15

       

    Практические занятия

         

    Практическая работа № 1 «Экологические кризисы и экологические катастрофы»

    1

    2

    2

    Тема 2. Рациональное природо- пользование

    Содержание учебного материала

    2

       

    2.1, 2.2

    Принципы и методы рационального природопользования

    1

    3

    1

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Изучение рекомендованных преподавателем источников и конспектирование по темам:

    Принципы размещения производств различного типа. Основные группы отходов, их

    источники и масштабы образования. Основные способы предотвращения и

    улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок

    переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов.

    Выполнение домашней контрольной работы «Решение экологических задач».

    16

       

    Практические занятия

         

    Практическая работа № 2 «Твёрдые бытовые отходы».

    1

    4

    2

    Тема 3.

    Экологическое регулирование.

    Содержание учебного материала

    2

       

    3.1, 3.2

    Методы экологического регулирования.

    1

    5

    1

    Понятие и принципы мониторинга окружающей среды. Методы и приборы измерения и контроля загрязненных веществ. Мониторинг антропогенных изменений окружающей среды. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Наблюдения за загрязнением природных вод. Наблюдения за загрязнением почв. Критерии оценки качества окружающей природной среды. Основные методы прогнозирования состояния природной среды.

    15

       

    Практические занятия

         

    Практическая работа № 3 «Решение экологических задач»

    1

    6

    2

    Тема 4.

    Охрана окружающей среды.

    Содержание учебного материала

    2

       

    4.1, 4.2

    Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

    1

    7

    1

    Самостоятельная работа обучающихся. Изучение рекомендованных преподавателем

    источников и конспектирование по темам: Природопользование и экологическая

    безопасность. Принципы и правила международного сотрудничества в области

    природопользования и охраны окружающей среды. Природоресурсный потенциал

    Российской Федерации. Охраняемые природные территории. Принципы

    производственного экологического контроля.

    Выполнение домашней контрольной работы «Личный экологический след».

    16

       

    Практические занятия

         

    Практическая работа № 4 «Природные ресурсы и способы их охраны».

    1

    8

    2

    Зачёт.

    2

    9,10

    3

    Итого максимальной нагрузки/ аудиторных часов

    72/10

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

    3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

    Оборудование учебного кабинета:

    набор ученической мебели;

    рабочее место преподавателя;

    учебная (магнитная) доска:

    наглядные пособия (таблицы, стенды, раздаточный материал).

    3.2. Информационное обеспечение обучения.

    Основные источники:

    Гальперин М.В. Экологические основы природопользования : учебник / М.В. Гальперин. — 2-е изд., испр. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 256 с.

    Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Протасов В. Ф. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

    Экологические основы природопользования : учеб. пособие / Е.К. Хандогина, Н.А. Герасимова, А.В. Хандогина ; под общ. ред. Е.К. Хандогиной. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 160 с.

    Дополнительные источники:

    Основы природопользования: Учебное пособие / И.Ю. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.

    Экологические вопросы социально-экономического развития регионов России / Чхутиашвили Л.В. [ Znanium.com , 2016, вып. №1-12, стр. 0-0

    Интернет-ресурс:

    http://www.studfiles.ru

    3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Преподаватель: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель

    Образование высшее, в 1990 году закончила Уральский государственный университет

    Специальность: «Астрономо – геодезия»

    Квалификация: астрономо – геодезист. Преподаватель физики и астрономии

    Квалификационная категория: высшая.

    4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

    Формируемые компетенции

    Результаты освоения дисциплины (умения, знания)

    Основные показатели результатов обучения

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    ОК 1-9

    Умения:

    Точность и правильность выполнения учебных заданий

    Оценка выполнения практических работ, домашних контрольных работ, результаты зачёта

    анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

    соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности

    Знания:

    особенности взаимодействия общества и природы;

    основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

    условия устойчивого развития экосистем;

    возможные причины возникновения экологического кризиса;

    принципы и методы рационального природопользования;

    принципы размещения производств различного типа;

    основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

    основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

    методы экологического регулирования;

    понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

    правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

    принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

    природоресурсный потенциал Российской Федерации;

    охраняемые природные территории;

    принципы производственного экологического контроля;

    условия устойчивого состояния экосистем.

    Требования к результатам освоения учебной дисциплины

    Формируемые компетенции

    Способы достижения средствами учебной дисциплины

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Обучающийся должен уметь:

    анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

    соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности

    ОК 1, ОК 3, ОК 8

    Решает учебные задачи, самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта

    Проверка и оценка выполнения зачётной работы

    Обучающийся должен знать:

    особенности взаимодействия общества и природы;

    основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

    условия устойчивого развития экосистем;

    возможные причины возникновения экологического кризиса;

    принципы и методы рационального природопользования;

    принципы размещения производств различного типа;

    основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

    основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

    методы экологического регулирования;

    понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

    правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

    принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

    природоресурсный потенциал Российской Федерации;

    охраняемые природные территории;

    принципы производственного экологического контроля;

    условия устойчивого состояния экосистем.

    ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9.

    Самостоятельно находит источники и осуществляет поиск информации, в том числе, с использованием информационно-коммуникативных технологий, использует самостоятельно подобранную информацию при подготовке ответа, приводит примеры из своего профессионального опыта

    Проверка и оценка выполнения зачётной работы

    Рабочая программа DOC / 127 Кб

    xn--j1ahfl.xn--p1ai


    Смотрите также