Техника безопасности по легкой атлетике на уроках


Техника безопасности на уроках легкой атлетики.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающимся (воспитанникам)

при проведении занятий полегкой атлетике

ИОТ-02-09

1.Общие требования безопасности:

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

• отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

• бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

• не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

• быть внимательным при перемещениях по стадиону;

• знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

2. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

• переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и т. д.);

• убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

• под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

• убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

• под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

• не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;

• по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;

   • по команде учителя встать в строй для общего построения.

3. Требования безопасности во время занятий

БЕГ

Учащийся должен:

• при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

• во время бега смотреть на свою дорожку;

• после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

• возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

• в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

• при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

• выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

• грабли класть зубьями вниз;

• не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

• выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

• выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

• после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЯ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

• перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

• осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

• при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

• в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

• находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

• после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

• при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в необорудованных для этого местах.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Учащийся должен:

• при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

• с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

• при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

• по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

5. Требования безопасности по окончании занятий 

• под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

• организованно покинуть место проведения занятия;

• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

• вымыть с мылом руки.

infourok.ru

Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики

ИНСТРУКЦИЯ № 1

по мерам безопасности для учеников

при занятиях лёгкой атлетикой

I. Общие требования безопасности.

   Занятия проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием.

   Место проведения занятия должно быть оборудовано средствами пожаротушения (огнетушители и пр.) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

К занятиям допускаются ученики:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий

Ученик должен:

- начинать занятие, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя

- бережно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению

- внимательно слушать объяснение порядка и техники выполнения упражнений и запоминать их

- начинать выполнение упражнений по сигналу учителя

- знать и  выполнять настоящую инструкцию                   

- при невыполнении данной инструкции пройти внеплановый инструктаж

 За несоблюдение мер безопасности ученик может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом урока.

Ученик должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.)

- убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы

- под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения урока

- выходить на место проведения урока с разрешения учителя

- по команде учителя встать в строй для общего построения  

III. Требования безопасности во время проведения урока.

БЕГ

Ученик должен:

- при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке, которая должна продолжаться не менее чем на 15м за финишную отметку

- во время бега смотреть только на свою дорожку

- во избежание столкновений исключить резко стопорящую остановку

- возвращаться на старт по крайней дорожке; при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками

- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны

- при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем

- выполнять разминочный бег по крайней дорожке

ПРЫЖКИ

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить    приземление ученика на ноги.

 Ученик должен:

- класть грабли зубьями вниз

- не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки

- выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет

- выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учеником

- после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега

МЕТАНИЯ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Ученик должен:

- перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания

-  не оставлять без присмотра спортивный инвентарь

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Ученик должен:

- при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать скорую помощь

- при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасные выходы согласно плана эвакуации

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию гимназии и сообщить о пожаре в пожарную часть

V. Требования безопасности по окончании урока.

Ученик должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь

- организованно покинуть место проведения урока

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь

- вымыть руки с мылом

xn--j1ahfl.xn--p1ai

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

МО учителей физической культуры СШ им. С.Серикова

ИНСТРУКТАЖ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

В целях профилактики травматизма на занятиях по лёгкой атлетике рекомендуются следующие правила:

1. На короткой дистанции нужно бегать только по своей дорожке. Нельзя её перебегать и резко останавливаться.

2. На занятиях по лёгкой атлетике следует надевать спортивную обувь, кроссовки или кеды должны быть на резиновой подошве.

3. Перед прыжками в длину и высоту следует разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать посторонние предметы.

4. Нельзя стоять по направлению метания спортивных снарядов (гранат, дисков, ядер, копьев и т.д.).

5. Нельзя перебегать площадки, где занимаются бегом, прыжками, метанием.

6. Нельзя стоять по правую сторону от метателя и брать без разрешения спортивные снаряды.

7. Следует проверить исправность всех снарядов и оборудования. Спортивные снаряды следует хранить в сухом виде, в дождливую погоду их следует насухо протирать.

8. Спортивный и технический инвентарь нельзя оставлять на спортплощадках. Любые инструменты необходимо ставить в отведенное для них место остриём вниз.

9.Нельзя резко останавливаться после длительного бега, рекомендуется сердечный ритм.

10. Нельзя стоять в секторе прыжков в высоту, особенно на месте приземления, и у торца планки, прыгать можно только после того, как предыдущий ученик выйдет из сектора прыжков.

11. Не рекомендуется посреди занятий утолять жажду большим количеством воды, достаточно прополоскать горло.

12. При метании ядер, гранат, дисков, мячей нужно убедиться, что в данном секторе никого нет.

13. Броски, толчки, метания выполнять только строго по команде учителя.

14. Не рекомендуется разговаривать во время бега, чтобы не сбить темп дыхания.

15. Уметь правильно преодолевать препятствия: камни, ветки, ямки, бугорки.

16. На уроке разрешается бег вокруг площадки только в одном направлении, против часовой стрелки.

17. При температуре, воздуха ниже +15ºС необходимо надевать теплый спортивный костюм.

18. Ученик освобожденный от занятий физической культурой должен иметь при себе медицинскую справку об освобождении и находиться во время урока вместе с классом.

19. Учитель не несёт ответственности за жизнь и здоровье ученика, не имеющего медицинской справки и не присутствующего во время урока вместе с классом.

По окончании занятий

20. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала;

21. Проветрить спортивный зал;

22. Снять спортивную одежду и обувь, провести гигиенические процедуры.

Ученик не ознакомленный с данными правилами техники безопасности, не допускается к школьным занятиям физической культурой.

Прохождение данного инструктажа ученик подтверждает личной росписью в Журнале инструктажей.

ИНСТРУКТАЖ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ СО СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ (Баскетбол, Волейбол, Футбол)

Спортивные игры связаны с соперничеством, так как игроки двух команд вступают в спортивное противоборство. Недостатки в технической подготовки игроков могут привести к травматизму; особенно часто случаются вывихи, растяжения сухожилий и мышц. Поэтому в целях профилактики травматизма при проведении уроков и мероприятий со спортивными играми (баскетбол, волейбол, футбол) рекомендуются следующие правила:

  1. Во время игры без разрешения учителя нельзя ходить по площадке.

  2. При выполнении тактических приемов надо точно соблюдать все требования правил игры.

  3. Без разминки нельзя приступать к упражнениям с мячом.

  4. До начала урока необходимо снять с себя различные металлические предметы (серьги, кольца, часы, цепочки, заколки, броши и т.п.).

  5. Недопустимы длинные ногти и распущенные волосы.

  6. Приступать к занятиям следует только в спортивной форме.

  7. Во время игры следует соблюдать предельную осторожность, особенно когда используются игровые приемы в виде пробежек и неожиданных остановок.

  8. К занятиям следует приступать только через 1,5 - 2 часа после приёма пищи.

  9. Перед игрой необходима специальная разминка, включающая упражнения для активизации мышц различных частей тела – рук, ног и туловища. Кроме того, необходимы и теоретические занятия, помогающие освоению тактики игры.

  10. Нельзя начинать игру, если размер поля или площадки не соответствует числу игроков в командах (т.е. если получится что игрокам тесно на поле).

  11. Нельзя толкать и бить по руке соперника, владеющего мячом.

  12. Запрещается находиться в зоне под щитом соперника. (Баскетбол)

  13. нельзя бежать с мячом по полю. Его нужно вести. (Баскетбол)

  14. Во время игры нельзя сильно кричать. Знаки подают рукой.

  15. Нельзя бить соперников по рукам, ногам, толкать в спину при выбивании или захвате мяча;

  16. Чтобы отбить мяч, нужно бить только по мячу.

  17. Недопустимы некорректные действия (ругательства, оскорбления, драка и др.) в отношении соперников и судьи.

  18. Нельзя толкать соперника сзади, обхватывать его руками.

  19. Чтобы отобрать мяч у соперника, ведущего его нужно бить по мячу, а не по сопернику.

  20. При оспаривании мяча нельзя толкать соперника.

  21. Ни при каких обстоятельствах нельзя нападать на вратаря.

  22. Беспрекословно выполнять замечания судьи.

  23. Игру можно останавливать только по сигналу судьи (свисток).

  24. При получении травмы, оказать первую медицинскую помощь, сообщить администрации, при необходимости – отправить пострадавшего в лечебное учреждение.

  25. При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся через все имеющиеся выходы, сообщить в пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

Ученик не ознакомленный с данными правилами техники безопасности, не допускается к школьным занятиям физической культурой.

Прохождение данного инструктажа ученик подтверждает личной росписью в Журнале инструктажей.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ

В целях профилактики травматизма при выполнении упражнений на гимнастических снарядах рекомендуются следующие правила:

1.Общие требования Техники Безопасности.

1.1.К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие инструктаж по Технике Безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.

1.2.При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3.При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

- травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;

- травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

1.4.При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, администрации школы.

1.5.При поломке и неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.6.В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правил личной гигиены.

1.7.Пользование сотовыми телефонами во время урока запрещено.

1.8.Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по Технике Безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися, проводится внеплановый инструктаж по Технике Безопасности.

2. Требования Техники Безопасности перед началом занятий.

2.1.Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2.Протереть гриф перекладины сухой ветошью, можно зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3.Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя.

2.4.В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

2.5.Перед началом упражнений следует удостовериться в исправности спортивных снарядов. Нельзя заниматься на неисправных спортивных снарядах.

3. Требования Техники Безопасности во время занятий.

3.1.Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя.

3.2.Не выполнять упражнения на спортивных снарядах во время урока, перерыва в спортивном зале, на стадионе и любых других местах без учителя или его помощника, а также без страховки. Упражнения выполняются строго по команде учителя.

3.3.Упражнения с гимнастической палкой или скакалкой старайтесь выполнять так, чтобы не задеть стоящих рядом одноклассников.

3.4.Нельзя 2-3 ученикам одновременно лазать по канату.

3.5.При спуске по канату вниз нужно не спеша перехватывать его поочередно руками, обхватив двумя ногами.

3.6.Нельзя стоять на пути во время разбега для опорного прыжка и на месте приземления после прыжка.

3.7.При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

3.8.Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

3.9.Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.

3.10.Во время выполнения упражнений и подвижных игр ведите себя корректно по отношению к окружающим вас одноклассникам.

3.11.При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов (гимнастический козёл, низкая перекладина, канат, верёвка, планка, гимнастическая стенка, бревно), приземляться мягко на носки ступней обеих ног, согнутых в коленях, пружинисто приседая.

3.12.Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.

4. Требования Техники Безопасности в аварийных ситуациях.

4.1.При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потёртостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

4.2.При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования Техники Безопасности по окончании занятий.

5.1.Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2.Протереть гриф перекладины сухой ветошью (зачистить мелкой наждачной бумагой), проветрить спортивный зал.

5.3.Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.4.Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Ребята, постоянно занимающиеся спортом, должны понимать, что учитель по физической культуре всегда поможет им советом, подскажет, как выполнить то или иное упражнение.

Юные спортсмены всегда должны быть примером для остальных.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

1.Общие требования Техники Безопасности

1.1.К занятиям Лыжной подготовки допускаются школьники, прошедшие инструктаж по Технике Безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2.Занятия проводятся в специальных местах, утвержденных руководством образовательного учреждения.

1.3.При проведении занятий по Лыжной подготовке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий.

1.4.При проведении занятий по Лыжной подготовке возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- при ненадежных креплениях лыж;

- при падении во время спуска с горы или прыжков с трамплина;

- обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5 – 2,0 м/с при температуре воздуха ниже -20ºС.

1.5.Одной из причин травматизма является низкий уровень выносливости. Поэтому в течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на выносливость.

1.7.Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по Технике Безопасности.

2.Требования безопасности перед началом занятий

2.1.Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду:

- шерстяные носки (лучше два);

- обязательны варежки или рукавицы;

- чтобы не застудить поясницу, следует надеть длинный свитер;

- для защиты от ветра желательно сверху надеть легкую куртку из плащевой ткани;

- во избежание потёртостей не надевать тесную или слишком свободную обувь;

- запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку прикрывающую уши;

2.2.Соблюдать порядок при получении лыжного инвентаря и при следовании к месту проведения занятий. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами, которые несут на плече или подмышкой.

2.3. Проветрить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепления лыж к обуви.

2.4.Размер лыж должен соответствовать росту ученика с поднятой вверх рукой, палки – доходить до уровня подмышек.

2.5.Перед выходом на лыжную трассу надо проверить. Нет ли там ухабов, ям.

3.Требования безопасности во время занятий

3.1.Внимательно выслушать объяснения учителя и только после этого приступать выполнению задания.

3.2.Выйдя на улицу, не спешить вставать на лыжи, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

3.3.В туманный день не выходить из зоны видимости своих товарищей.

3.4.Соблюдать интервал на лыжне, не менее 3 - 4 м, при спуске со склона – 30м.

3.5.Никогда не начинайте спускаться сверху напрямую по незнакомому склону, не посмотрев, что внизу. Каждый незнакомый склон осваивают снизу вверх, постепенно забираясь всё выше.

3.6.На дистанции лыжникам не следует обгонять друг друга на узких участках трассы и неудобных для обозрения спусках.

3.7.Помнить, что особую опасность на спуске представляют палки, выдвинутые вперед.

3.8. При падении на спуске надо быстро освободить трассу. При вынужденном падении безопаснее, приседая, падать на бок в сторону (обязательно держа при этом палки сзади ).

3.9.Торможение во время спусков лучше производить «плугом» и «боковым соскальзыванием».

3.10.После спуска с горы не оставаться у подножия.

3.11.Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

3.12.Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

3.13.Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

3.14.В сильный мороз во избежание обморожения открытые участки тела нужно смазать защитным кремом (мазью).

3.15.Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения одеть вновь.

3.16.По льду и в местах, где земля чуть припорошена снегом, передвигаться на лыжах нельзя.

3.17.Если во время занятий, по каким - либо причинам пришлось сойти с дистанции, необходимо обязательно предупредить преподавателя.

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе.

4.2.При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

4.3.При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю.

4.4.При оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, чтобы исключить повторное обморожение.

При получении учащимся травмы немедленно оказать ему первую помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям; при необходимости доставить пострадавшего в ближайшую больницу.

5.Требования безопасности по окончании занятий

5.1.Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

5.2.Проверить по списку наличие всех учащихся.

5.3.Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

5.4.Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

5.5.Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5.6.Содержите лыжи в хорошем состоянии, регулярно протирайте лыжной смолой, перед лыжной прогулкой или соревнованиями натирайте мазью. Умело подобранная и хорошо положенная смазка улучшает скольжение.

infourok.ru

Техника безопасности на уроках легкой атлетики. Уроки физкультуры в школе

Очень серьезное внимание сегодня уделяется организации образовательного процесса в целом и занятиям физкультурой в частности. Предупреждение травматизма ребенка во время упражнений на уроке – первостепенная задача учительского состава. Техника безопасности на уроках легкой атлетики в школе – важная часть учебного процесса. Школьники, которые занимаются физкультурой в школе, по словам специалистов, входят в группу риска по травматизму.

Как же правильно должен быть организован учебный процесс, чтобы дети не ломали ноги, не вывихивали суставы и не набивали шишки на коленках? Попробуем разобраться в данном вопросе.

Общие требования, относящиеся к учителям

Каждый учитель или человек, его заменяющий, на уроках физкультуры обязательно должен соблюдать нормы и правила, которые прописаны в школьной должностной инструкции. Человек, который проводит занятия, обязан знать подробно, что такое техника безопасности на уроках легкой атлетики. Он же несет полную ответственность за здоровье и жизнь ребенка во время занятий.

Учителя, как правило, проходят специальные курсы по охране труда и здоровья учащихся (один раз в три-пять лет). Кроме того, ответственный учитель физкультуры непременно будет самостоятельно испытывать новые снаряды, перед тем как к их изучению приступят школьники. Грамотные специалисты вносят различные предложения, замечания, предлагают собственные идеи по улучшению учебного процесса и уменьшению травмоопасных ситуаций на занятиях по легкой атлетике в школе.

Учителя обязаны знать!

  • Насколько подготовлен физически каждый ученик.
  • Каковы его функциональные возможности.
  • К какой медицинской группе относится школьник после прохождения специального медицинского осмотра.
  • Какие ученики отсутствуют на уроке и по какой причине.
  • Какие дети освобождены врачом от занятий.
  • Какие по состоянию здоровья вообще пока не могут посещать уроки физкультуры в школе.
  • В каком состоянии находится рабочий инвентарь, требует ли замены или ремонта спортивный снаряд и т. д.

Допуск к занятиям

Все школьники перед началом занятий по легкой атлетике непременно должны быть уведомлены о том, что такое техника безопасности на физкультуре, каковы ее основные требования и положения. Дети допускаются к уроку только в том случае, если у них нет освобождения от врача, если они прошли медицинский осмотр и допущены к основным занятиям.

Не допустить ребенка на уроки физкультуры в школе учитель может в том случае, если у ученика нет специальной спортивной обуви и формы. Она обязательно должна быть изготовлена из «дышащего» материала, не стеснять движений. Обувь должна быть легкой, удобной, «по размеру», не скользить.

Если урок физкультуры на улице проводится, то учитель обязан проверить, все ли дети одеты «по погоде». Зимой – это шарф, варежки или перчатки, теплая обувь и легкая, но теплая куртка. Весной и осенью – это удобная непромокающая сменная обувь, легкая шапка и шарф.

Обязанности ученика

Не только учителя несут ответственность за здоровье ребенка во время занятий. Ребенок также должен понимать, что, соблюдая правила, он убережет себя от травм, синяков и переломов. Дети не должны пользоваться спортивным инвентарем, если занятия не начались или если этот инвентарь не используется сегодня на уроке вообще.

Ученики обязаны проявлять максимум внимательности, пока идут занятия легкой атлетикой на стадионе. Обычное столкновение лбами из-за невнимательности, возможно, выглядит со стороны смешно для одноклассников, но может повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем.

Если ребенок не знает, что такое техника безопасности на уроках легкой атлетики, не соблюдает норм и правил, не бережет спортивный инвентарь, не имеет специальной спортивной одежды, он не допускается до занятий вообще.

Перед началом урока

Занятия легкой атлетикой в школе требуют определенных приготовлений. Перед уроком ученики обязаны переодеться в спортивную форму, надеть нескользящую обувь и удобную верхнюю одежду (если занятия на улице в холодное время года). Не забудьте, что нужно снять все потенциально опасные предметы: серьги, браслеты, длинные нашейные цепочки, часы. В карманах спортивной одежды также не должно быть посторонних предметов.

Учителям необходимо в это время тщательным образом проверить все снаряды, которые будут использоваться в учебном процессе: протереть ядра или диски для метания, разрыхлить песок для прыжков в длину, проверить безопасность беговой дорожки и т. д.

Бег

Техника безопасности на физкультуре во время занятия бегом предусматривает несколько правил, которые обязаны соблюдать все участники учебного процесса. Ученики, к примеру, обязаны внимательно смотреть на беговую дорожку, а не отвлекаться на разговоры с одноклассниками или созерцание окрестных красот.

Учителя должны предупредить молодого спортсмен о том, что, закончив бег на дорожке, он должен пробежать еще пять-семь метров. Это делается для того, чтобы следующий ученик мог беспрепятственно закончить свое упражнение тоже. Дети ни в коем случае не должны подставлять подножки, отвлекать разговорами или каким-то другим образом мешать ученикам, которые еще не закончили своего занятия по бегу.

Учитель непременно должен перед основными соревнованиями по бегу провести специальный разминочный комплекс упражнений, который направлен на предупреждение травм среди детей.

Метание

Упражнения по метанию очень нравятся большинству учеников. Но следует помнить, что техника безопасности на уроках легкой атлетики предусматривает и тут несколько правил. Соблюдение их поможет избежать опасных ситуаций на спортивной площадке.

Самое главное правило – убедиться перед началом метания, что перед вами никто не стоит. Учитель должен поставить не участвующих в метании учеников слева от метающего. Если погода сырая, то снаряды должны протираться перед каждым новым учеником. Дети на уроке физкультуры во время упражнений по метанию не должны совершать никаких самопроизвольных упражнений. Все делается только по разрешению учителя.

Ученики не должны бросаться снарядами друг в друга, не должны передавать их друг другу резкими бросками, не должны кидать в те места, которые не оборудованы для метания.

Прыжки

Как мы уже отмечали, перед началом занятий по легкой атлетике, проходящих на улице, учитель обязан провести тщательную подготовку. Если проводятся прыжки в длину, то песок разравнивается перед началом упражнений и после каждого ученика, завершившего оные. Яма с песком, как правило, разравнивается с помощью граблей, лопаты или другого инвентаря. Если этим инвентарем будут пользоваться ученики, учитель обязан быть рядом, тщательно наблюдать за процессом во избежание баловства и, соответственно, травм.

Если грунт неровный или скользкий, то занятия на таком «снаряде» проводить категорически запрещается. Прыжки ученики должны выполнять поочередно. Нельзя допускать присутствия нескольких детей на площадке для прыжков. Они не должны мешать друг другу, толкаться, бросаться песком в глаза и т. д.

Поведение учеников и учителя в экстренной ситуации

К сожалению, травмы и опасные случаи происходят на занятиях физкультурой. Как же в этом случае должны вести себя учителя и дети? Ученик, почувствовав себя плохо или получив травму, должен сразу обратиться к учителю. Последний, в свою очередь, обязан оказать ребенку медицинскую помощь (если травма незначительная), отправить ученика в медицинский пункт или вызвать «скорую помощь» (если нанесен сильный вред здоровью).

Соблюдение всех правил техники безопасности позволит получить удовольствие от урока физкультуры как учителю, так и ученику.

fb.ru


Смотрите также