Уголок безопасности дорожного движения в школе


Как оформить уголок по ПДД в школе: скачайте примеры

Школа играет важную роль в профилактике детского травматизма на дорогах. Школьники должны понимать, что дорога несет потенциальную опасность и требует от всех участников дорожного движения сосредоточенности и строгой дисциплины. На внеурочных мероприятиях необходимо формировать у детей комплекс знаний, а также прививать им навыки безопасного поведения на проезжей части. Школьный уголок по правилам дорожного движения (далее - ПДД) создается для комплексной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Используется вместе с учебной и внеурочной деятельностью, работой с учителями и родителями.

Зачем нужен школьный уголок по ПДД

На сегодняшний день практически в каждом образовательном учреждении для школьников проводятся занятия по изучению правил дорожного движения.

В рамках дополнительного образования, во внеурочное время организуются различные мероприятия по теме ПДД:

  • конкурсы,
  • викторины,
  • игры,
  • соревнования.

Однако наглядной агитации, к сожалению, уделяется недостаточное внимание. А ведь грамотно оформленный, яркий школьный уголок по ПДД привлекает внимание детей, помогает наглядно изучать правила.

Специалисты рекомендуют иметь в школе не один уголок, а несколько. Все они должны быть содержательными и функциональными. Уголки размещают в удобном и видном для всех месте, вестибюль образовательной организации - наиболее удачный вариант. Информация должна быть доступна большому количеству людей: учащимся, педагогам, родителям, администрации.

Оформление уголка по ПДД в школе и его информационное содержание

Оформить уголок по ПДД в школе можно в нескольких вариантах, например, единым стендом, набором нескольких стендов (каждый - для отдельного вида информации) или в виде книжки-раскладушки.           

Оформление уголка должно быть красочным: важно использовать яркие цвета, соответствующий шрифт. Для привлечения внимания к школьному уголку ПДД рекомендуется использовать краткие, запоминающиеся лозунги. Например:

  • «Цена спешки - жизнь!»,
  • «Ребенок имеет право жить!»,
  • «Внимание - мы ваши дети!»

Лучше всего оформить уголок таким образом, чтобы информацию можно было периодически менять по мере необходимости. Для этого подойдут, например, «кармашки», магнитная доска и другие элементы.

Материалы школьного уголка по ПДД следует распределить по рубрикам и разделам. Основными рубриками могут быть:

  • справочная информация;
  • информация для обучающихся;
  • рекомендации для родителей.

В рубрике «Справочная информация» размещается:

  • выписка из приказа директора школы о назначении одного из сотрудников ответственным за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, с указанием фамилии, инициалов, должности и номера телефона;
  • план работы школы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • ежемесячные данные ГИБДД (отчет) о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма;
  • информация о ДТП с участием детей, произошедших в ближайшее время в территориальной близости от школы, краткий анализ причин этих происшествий.
  • информация о конкурсах, викторинах, играх и иных мероприятиях, проводимых школой в рамках учета знаний ПДД;
  • список юных инспекторов дорожного движения в школе и список мероприятий, которые они проводят;
  • информация о сроках, месте проведения, условиях участия во всероссийских мероприятиях, к примеру, в конкурсе «Безопасное колесо».

В рубрике «Информация для обучающихся» школьного уголка по ПДД размещаются наглядные, интересные, художественно оформленные материалы. Их могут сделать сами обучающиеся, можно привлечь родителей к этому процессу.

В раздел следует включить назидательную информацию, загадки и истории. Обязательна к размещению в этой части школьного уголка по ПДД схема безопасного движения школьников по территории, прилегающей к образовательной организации. На схеме необходимо отметить все пути следования к организации и в обратную сторону, учитывая ближайшие станции метро, остановки общественного транспорта. Следует уделить внимание основным местам проживания учащихся, указать наиболее опасные участки дороги. Схема должна быть максимально понятной и читаемой.

На схеме, обязательной для уголка ПДД, обозначьте:

  • зеленые насаждения, строения, дороги, перекрестки, стоянки автомобильного транспорта, остановки маршрутных такси и общественного транспорта и т.д.;
  • опасные места, закрывающие обзор: открытые люки, места ремонта троуара, загромождения из строительных материалов и т.д.;
  • участки дорог с интенсивным движением автотранспорта;
  • основные, надежные с точки зрения безопасности, пути движения к школе;
  • направление и скоростной режим движения потоков транспорта;
  • места расположения светофоров, дорожных знаков «Дети!», «Пешеходный переход», дорожной разметки и др.;
  • состояние освещенности прилегающих дорог.

Все надписи на схеме должны быть четкими, разборчивыми. Светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы следует указать в точном месте их расположения.

В обязательную для уголка ПДД в школе схему нужно регулярно вносить изменения, происходящие на территории и вынуждающие менять маршрут движения. К примеру, при переносе автобусной остановки, ремонте дорожного покрытия, постановке временных сооружений, закрывающих обзор проезжей части.

Все опасности передвижения по маршрутам, изменения в движении транспорта следует зафиксировать рядом со схемой. Все опасные участки, места ДТП с участием школьников, следует надо красными флажками, объяснив детям, почему эти участки считаются опасными.

Разместите в этой рубрике школьного уголка по ПДД основные правила пешеходов с яркими иллюстрациями, основные дорожные знаки для пешеходов, места остановки троллейбусов, автобусов, трамваев.

В рубрике «Информация для родителей» школьного уголка по ПДД необходимо поместить схему основных маршрутов безопасного движения до образовательной организации, а также информацию, содержащую:

  • советы для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге;
  • разъяснения о некоторых возрастных особенностях поведения детей, психофизиологических особенностях, типичных ошибках в их поведении на улице;
  • данные о профилактических мероприятиях, проводимых образовательной организацией по безопасности дорожного движения, с датами и сроками проведения, сведениями о возможности участия в них родителей;
  • сведения об автоплощадках, автогородках, функционирующих в городе, области, микрорайоне, где дети могут получить качественное обучение по правилам ПДД, сформировать умения и навыки безопасного поведения на дорогах;
  • данные по методическим пособиям, наглядным пособиям, статьям в журналах и газетах, которые родители могут использовать в беседах с детьми на тему безопасности дорожного движения;
  • данные по основным службам помощи с указанием номеров телефонов, а также экстренных номеров операторов мобильной связи.

В «кармашки» уголка ПДД в школе рекомендуется положить листовки для родителей. Это могут быть памятки:

  • об обучении детей наблюдательности на улице;
  • по правилам перевозки детей в автомобиле;
  • по правилам поведения на остановке общественного транспорта,
  • о причинах дорожного травматизма среди школьников.

Уместны будут и листовки с инфографикой, например, листовки, разработанные Госавтоинспекцией.

Таким образом, красочно оформленный уголок ПДД в школе служит нескольким целям.

  • Во-первых, привлекает внимание учащихся во время нахождения на переменах, их время будет использовано с большей пользой при наличии яркой наглядной агитации.
  • Во-вторых, размещенная в нем информация может быть использована детьми для самостоятельной подготовки к конкурсам, викторинам, играм по ПДД.
  • В-третьих, информация уголка безопасности может активно использоваться педагогами и родителями в целях профилактики детского травматизма на дорогах.

Информационный уголок в школе по безопасности дорожного движения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информационный уголок

в школе по безопасности дорожного движения

Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы.

Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах:

  1. Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).

  2. Информация (по согласованию с районным отделом Госавтоинспекции) о закреплении за школой сотрудников ГАИ с указанием должности, фамилии, телефонов.

  3. Информация о ДТП, происшествия с участием учащихся школы и краткий разговор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с происшествием ДТП.

  4. Информация о нарушителях ПДД – учащихся школы, с указанием фамилий, класса, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах принятых к нарушителям.

  5. Информация о проводимых в школе мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.

  6. Информация ГАИ о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные).

  7. В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге», «Как избежать опасности на дороге» и т.п.

  8. Информация для родителей.

В каждой школе должен обязательно выпускаться бюллетень для родителей.

Школа обязана чётко объяснять свои задачи, рассказывать о проблемах, информировать об актуальных задачах. Всё это в полной мере относится и к проблемам ДДТТ.

Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относиться непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям.

Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых уроков по ПДД. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала учителя на уроке и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению, нередко случается.

  1. В качестве информационных материалов, как для родителей, так для детей могут быть использованы газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.

  2. Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема носит весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, подобные схемы в школах имеются, но к очень большому сожалению, они выполняются формально и никакой пользы «работающей» информации не несут.

Сама по себе задача обеспечения безопасности движения учащихся из дома в школу, обратно и в других направлениях в границах микрорайона школы всегда была и остаётся актуальной и требует гораздо большего внимания, чем это имеет место в реальности.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому надо обозначать основные и понятные ориентиры (строения, дороги, зелёные насаждения и т.п.), надписи должны выполняться чётко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, тротуар, раздельная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к школе (и обратно) от близлежащих остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

Детские транспортные площадки

Дать детям теоретические знания это еще не значит научить их правильно пользоваться ими на дороге: необходимо практическое закрепление этих знаний.

Для дошкольников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения Правил дорожного движения является игра-занятие, которая может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

Для проведения практических занятий, игр, соревнований на лучшее знание и выполнение дорожных законов предназначаются транспортные площадки, они должны быть оборудованы в каждой школе и детском саду.

Транспортная площадка (автоплощадка) представляет комплекс, состоящий из следующих элементов:

- асфальтированной площадки (на улице) с разметкой проезжей части;

- технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;

- транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);

- учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т.д.);

- стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий;

Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря.

Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07 —0,1м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой — 1-1,2м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.

Помощь в изготовлении знаков, панно, атрибутов для игр, в приобретении транспорта, формы юных инспекторов движения могут оказать шефствующие автотранспортные и другие предприятия и организации.

Игры и упражнения на площадке должны проводиться после

предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах и школах. Цель их — расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов.

По прибытию на площадку учитель (воспитатель) знакомит детей со схемой площадки, с организацией движения на ней (разметкой, дорожными знаками, светофорами), обращает внимание ребят на необходимость строго соблюдать правила (не выезжать на полосу встречного движения, соблюдать дистанцию, интервал, обгон совершать только с левой стороны, выполнять требования дорожных знаков, указателей, сигналов светофора или регулировщика).

Помощь при проведении занятий могут оказать ребята из школьного отряда ЮИД.

Простейший учебно-тренировочный перекресток необходимо оборудовать во дворе, а в зимнее время в вестибюле или коридоре каждой школы. В изготовлении дорожных знаков, светофоров, атрибутов игр, наглядных пособий, макетов, принимают участие юные инспектора движения.

Во время проведения занятий класс выходит на этот перекресток по одному, парами, колоннами и т.д., подчиняясь сигналам светофора и указателям разметки. Польза от таких занятий на площадке несомненна. Дети приобретают практические навыки, в то время как беседа дает лишь умозрительное представление о перекрестке.

Основные направления работы классного руководителя

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    1. Проведение уроков по изучению Правил дорожного движения согласно учебной программе.

    2. Проведение на родительских собраниях бесед на темы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания детей, обучение правильному поведению на дороге.

    3. Организация занятий на площадке для практического изучения Правил дорожного движения.

    4. Проведение на классных часах «Минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге.

    5. Организация встреч учащихся с сотрудниками Госавтоинспекции.

    6. Проведение классных утренников, конкурсов, викторин, соревнований и т.п.

Примерный план

работы классного руководителя

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Проведение уроков изучения Правил дорожного движения согласно программе

Ежемесячно

Классный руководитель,

отряд ЮИД

2.

Проведение на родительском собрании беседы “Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге”

1 раз в полугодие

Классный руководитель

3.

Организация практических занятий на школьной площадке, в детском автогородке

Сентябрь,

май

Классный руководитель

4.

Проведение утренника “Мы по улицам идем”

В течение года

Классный руководитель,

отряд ЮИД

5.

Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения

В течение года

Классный руководитель,

отряд ЮИД

6.

Проведение бесед-“минуток” по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке)

В течение года

Классный руководитель

7.

Участие в патрулировании отряда ЮИД в микрорайоне школы

В течение года

Родители,

классный руководитель

8.

Участие в проведении “Недели безопасности” (по плану школы)

Сентябрь,

Май

Классный руководитель,

Отряд ЮИД

Памятка для родителей по правилам дорожного движения

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

Памятка

для родителей по обучению детей

правилам дорожного движения

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

Уголок безопасности дорожного движения в школе

Важную роль в обучении детей правилам дорожного движения играет школа. Ребята должны понять, что дорога несет потенциальную опасность и требует особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участ­ников движения. Необходимо формировать у них комплекс знаний и прививать навыки безопасного поведения.

От несчастных случаев на дороге не застрахован никто, а тем более ребе­нок, который в силу своих психофизиологических особенностей не придает значения сложной дорожной ситуации. Именно это подтверждает статистика ГИБДД - более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах. Сегодня несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магист­ралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. Это как раз те места, где чаще всего гуляют и играют дети, и именно здесь про­легает путь в школу, по которому дети с 7 до 17 лет ходят ежедневно.

Практически в каждом образовательном учреждении проводятся стан­дартные занятия по изучению правил дорожного движения, всевозможные мероприятия: викторины, конкурсы, соревнования, игры. Но далеко не везде уделяется достаточное внимание наглядной агитации, а ведь именно ярко и красиво оформленные уголки безопасности дорожного движения привлекают внимание детей и помогают в изучении правил дорожного движения. Более того, на наш взгляд, в образовательном учреждении следует иметь не один, а несколько уголков. Все они должны располагаться в удобном месте, быть до­статочно содержательными и функциональными.

Первый уголок - официальный. Его место в вестибюле школы, поскольку предлагаемая информация должна быть доступна большому количеству людей: учащимся школы, родителям, педагогам и всем людям, которые приходят на всевозможные мероприятия в данное учебное учреждение.

Содержание данного уголка должно быть следующим:

  • выписка из приказа директора школы о назначении ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • информация о ДТП, произошедших с участием детей школы, и краткий разбор причин;
  • статистические данные ГИБДД о детском дорожно-транспортном трав­матизме в городе, округе, стране;
  • общешкольный план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • список состава школьного отряда юных инспекторов движения;
  • информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения: играх, конкурсах, соревнованиях - как о прове­денных, так и о готовящихся.

Второй уголок нужно разместить в начальной школе - в непосредственной близости от кабинетов, в которых занимаются учащиеся 1-4-х классов. Это может быть как коридор, так и рекреация.

Содержание данного уголка должно соответствовать возрасту детей. Здесь уместны веселые сказочные и мультипликационные герои, которые будут учить правильно переходить улицу, знакомить с дорожными знаками, разметкой и светофором. Они могут это делать и в стихотворной форме. Также вполне уместны загадки, ребусы, викторины по правилам дорожного движения.

Основные разделы должны быть следующими:

  • правила дорожного движения для пешеходов (разрешенные для пешехо­дов места перехода проезжей части, правила поведения во дворах и т. п.);
  • правила для пассажиров (поведение в салоне транспорта, действия при входе и выходе из автобуса и троллейбуса);
  • опасные участки дороги по пути в школу, желательно с фотографиями этих мест, причем достаточно большого формата, с объяснением опас­ностей и конкретными рекомендациями;
  • схема движения к школе с указанием пешеходных переходов, пере­крестков, остановок общественного транспорта;
  • основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
  • рисунки детей, подготовленные для школьных и городских конкурсов;
  • фотоотчеты о проведенных в школе мероприятиях.

Кроме уголка один из кабинетов начальной школы хорошо бы оформить для изучения правил дорожного движения. В нем можно проводить встречи с инспекторами ГИБДД, отрядом юных инспекторов движения и организовывать занятия по изучению правил. В кабинете может быть размещена красочная информация, которая дополнит ту, что находится в коридоре. Центральное место должна занять схема микрорайона школы - большого масштаба. С ее помощью можно разраба­тывать безопасный путь в школу для ребят, живущих в разных местах микрорай­она. Кабинет позволит разместить и поделки ребят. Это могут быть и транспортные средства, и светофоры, и многое другое. А еще в кабинете можно представить схему устройства велосипеда и информацию о местах, в которых разрешено пе­редвигаться на этом виде транспорта до достижения детьми 14 лет.

Третий уголок располагается в основной школе. Он несет более серьезную информацию, т. к. рассчитан на учащихся 5-11-х классов. Содержание этого уголка должно быть следующим:

  • общие положения о правилах дорожного движения в России;
  • правила дорожного движения для пешеходов (правила и места пере­хода дороги, обход стоящего транспорта, движение пеших групп, сред­ства регулирования движения, знаки для пешеходов);
  • правила дорожного движения для велосипедистов (техническое со­стояние велосипеда, движение групп велосипедистов, разметка дорож­ной части для велосипедистов, виды велосипедов, знаки для велоси­педистов);
  • дорожные знаки и их группы. Значение отдельных знаков;
  • опасные места на улицах города;
  • история развития правил дорожного движения в России и мире;
  • фотоотчеты о мероприятиях, проведенных отрядом юных инспекторов движения в школе и городе;
  • информация об основных службах экстренной помощи (с указанием номеров телефонов);
  • правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Все уголки должны привлекать внимание, быть интересными, красочно оформленными и легко читаемыми. Необходимо подобрать шрифт, цвет, высо­ту размещения стендов, освещение. Информация в уголках должна быть смен­ной и актуальной. Так она может дополняться в зависимости от времени года, дорожной обстановки в городе, изменений в правилах дорожного движения.

А если позволяют помещения школы, то можно выделить отдельный не­большой кабинет для отряда юных инспекторов движения. Ведь им самим нужно изучать правила, основы медицинских знаний, страхования, устройства велосипеда и многое другое. В этом кабинете надо разместить все знаки, сиг­налы регулировщика, здесь же может храниться необходимая литература, учебные фильмы, программы, инвентарь.

Что касается уголков, то время, проводимое учащимися в коридорах шко­лы, будет использовано с большей пользой при наличии такой наглядной агитации. Красочно оформленные уголки всегда привлекают учащихся, разме­щенная информация может быть использована детьми для самоподготовки к школьным викторинам, играм и конкурсам по правилам дорожного движения.

Уголок безопасности дорожного движения в школе

Важную роль в обучении детей правилам дорожного движения играет школа. Ребята должны понять, что дорога несет потенциальную опасность и требует особо строгой дисциплины и сосредоточенности от всех участ­ников движения. Необходимо формировать у них комплекс знаний и прививать навыки безопасного поведения.От несчастных случаев на дороге не застрахован никто, а тем более ребе­нок, который в силу своих психофизиологических особенностей не придает значения сложной дорожной ситуации. Именно это подтверждает статистика ГИБДД - более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах. Сегодня несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магист­ралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. Это как раз те места, где чаще всего гуляют и играют дети, и именно здесь про­легает путь в школу, по которому дети с 7 до 17 лет ходят ежедневно.Практически в каждом образовательном учреждении проводятся стан­дартные занятия по изучению правил дорожного движения, всевозможные мероприятия: викторины, конкурсы, соревнования, игры. Но далеко не везде уделяется достаточное внимание наглядной агитации, а ведь именно ярко и красиво оформленные уголки безопасности дорожного движения привлекают внимание детей и помогают в изучении правил дорожного движения. Более того, на наш взгляд, в образовательном учреждении следует иметь не один, а несколько уголков. Все они должны располагаться в удобном месте, быть до­статочно содержательными и функциональными.Первый уголок - официальный. Его место в вестибюле школы, поскольку предлагаемая информация должна быть доступна большому количеству людей: учащимся школы, родителям, педагогам и всем людям, которые приходят на всевозможные мероприятия в данное учебное учреждение.Содержание данного уголка должно быть следующим:

  • выписка из приказа директора школы о назначении ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • информация о ДТП, произошедших с участием детей школы, и краткий разбор причин;
  • статистические данные ГИБДД о детском дорожно-транспортном трав­матизме в городе, округе, стране;
  • общешкольный план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • список состава школьного отряда юных инспекторов движения;
  • информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения: играх, конкурсах, соревнованиях - как о прове­денных, так и о готовящихся.

Второй уголок нужно разместить в начальной школе - в непосредственной близости от кабинетов, в которых занимаются учащиеся 1-4-х классов. Это может быть как коридор, так и рекреация.Содержание данного уголка должно соответствовать возрасту детей. Здесь уместны веселые сказочные и мультипликационные герои, которые будут учить правильно переходить улицу, знакомить с дорожными знаками, разметкой и светофором. Они могут это делать и в стихотворной форме. Также вполне уместны загадки, ребусы, викторины по правилам дорожного движения.

Основные разделы должны быть следующими:

  • правила дорожного движения для пешеходов (разрешенные для пешехо­дов места перехода проезжей части, правила поведения во дворах и т. п.);
  • правила для пассажиров (поведение в салоне транспорта, действия при входе и выходе из автобуса и троллейбуса);
  • опасные участки дороги по пути в школу, желательно с фотографиями этих мест, причем достаточно большого формата, с объяснением опас­ностей и конкретными рекомендациями;
  • схема движения к школе с указанием пешеходных переходов, пере­крестков, остановок общественного транспорта;
  • основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
  • рисунки детей, подготовленные для школьных и городских конкурсов;
  • фотоотчеты о проведенных в школе мероприятиях.

Кроме уголка один из кабинетов начальной школы хорошо бы оформить для изучения правил дорожного движения. В нем можно проводить встречи с инспекторами ГИБДД, отрядом юных инспекторов движения и организовывать занятия по изучению правил. В кабинете может быть размещена красочная информация, которая дополнит ту, что находится в коридоре. Центральное место должна занять схема микрорайона школы - большого масштаба. С ее помощью можно разраба­тывать безопасный путь в школу для ребят, живущих в разных местах микрорай­она. Кабинет позволит разместить и поделки ребят. Это могут быть и транспортные средства, и светофоры, и многое другое. А еще в кабинете можно представить схему устройства велосипеда и информацию о местах, в которых разрешено пе­редвигаться на этом виде транспорта до достижения детьми 14 лет.Третий уголок располагается в основной школе. Он несет более серьезную информацию, т. к. рассчитан на учащихся 5-11-х классов. Содержание этого уголка должно быть следующим:

  • общие положения о правилах дорожного движения в России;
  • правила дорожного движения для пешеходов (правила и места пере­хода дороги, обход стоящего транспорта, движение пеших групп, сред­ства регулирования движения, знаки для пешеходов);
  • правила дорожного движения для велосипедистов (техническое со­стояние велосипеда, движение групп велосипедистов, разметка дорож­ной части для велосипедистов, виды велосипедов, знаки для велоси­педистов);
  • дорожные знаки и их группы. Значение отдельных знаков;
  • опасные места на улицах города;
  • история развития правил дорожного движения в России и мире;
  • фотоотчеты о мероприятиях, проведенных отрядом юных инспекторов движения в школе и городе;
  • информация об основных службах экстренной помощи (с указанием номеров телефонов);
  • правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Все уголки должны привлекать внимание, быть интересными, красочно оформленными и легко читаемыми. Необходимо подобрать шрифт, цвет, высо­ту размещения стендов, освещение. Информация в уголках должна быть смен­ной и актуальной. Так она может дополняться в зависимости от времени года, дорожной обстановки в городе, изменений в правилах дорожного движения.А если позволяют помещения школы, то можно выделить отдельный не­большой кабинет для отряда юных инспекторов движения. Ведь им самим нужно изучать правила, основы медицинских знаний, страхования, устройства велосипеда и многое другое. В этом кабинете надо разместить все знаки, сиг­налы регулировщика, здесь же может храниться необходимая литература, учебные фильмы, программы, инвентарь.Что касается уголков, то время, проводимое учащимися в коридорах шко­лы, будет использовано с большей пользой при наличии такой наглядной агитации. Красочно оформленные уголки всегда привлекают учащихся, разме­щенная информация может быть использована детьми для самоподготовки к школьным викторинам, играм и конкурсам по правилам дорожного движения.

Раздел:  Обучение и воспитание

Автор:  О.Н. Каманин

Источник:  Справочник классного руководителя  

Номер журнала:  №12 (декабрь)

ОФКиВПК УО


Смотрите также