Зам по безопасности в образовательном учреждении


О должности замруководителя образовательной организации по безопасности

17 апреля 2014 года Минобрнауки опубликовало проект Постановления Правительства РФ «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в котором устанавливаются правила антитеррористической защищенности образовательных учреждений, определяются требования к их антитеррористической защищенности, для каждой категории организации разработан обязательный для выполнения комплекс мер антитеррористической защищенности, определен порядок информирования об угрозе совершения или совершении теракта органов исполнительной власти и правоохранительных органов, контроля выполнения требований антитеррористической защищенности организации, а также определены порядок разработки паспорта безопасности организации и порядок его актуализации. В рамках документа в образовательных организация  вводится должность заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности образовательного процесса.

Согласно документу руководство образовательной организации также должно будет проводить совместно с правоохранительными органами проверочные мероприятий в отношении работников организации и отдельных категорий обучающихся, работников ремонтных и иных организаций, привлекаемых к обслуживанию образовательных организаций, на предмет возможной причастности к террористической, экстремистской и иной деятельности. Во время проведения проверок будет проводиться изучение индивидуально-психологических особенностей и составление психологических портретов обучающихся и работников организации, склонных к нарушению установленного режима и проявляющих интерес к террористической и иной неправомерной деятельности.

Во исполнение подпункта 2.3 пункта 2 протокола заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 24 июня 2013 г. № 3 Минобрнауки России письмом от 14 февраля 2014 г. № МК-169/12 направило на места  для руководства и использования в работе Типовую должностную инструкцию заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности образовательного процесса.

Согласно Инструкции:

—  на должность заместителя руководителя организации по безопасности может быть назначено лицо, имеющее высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Образование и педагогика», «Гражданская оборона» и «Правоохранительная деятельность» или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента, экономики и педагогики, гражданской обороны и правоохранительной деятельности или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; — основными функциями заместителя руководителя организации по безопасности являются:

  • организация и осуществление работы по созданию безопасных условий образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников организации;
  • контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;
  • организация и обеспечение защиты учащихся и работников организации от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов организации, функционирования охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации, а также разработки паспорта комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организации;
  • руководство и координация деятельности структурных подразделений организации при выполнении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охране труда, предупреждения производственного травматизма и соблюдения внутреннего режима в организации;
  • организация выполнения профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной деятельности в организации;

— заместитель руководителя организации по безопасности  несёт персональную ответственность за соблюдение всех норм и правил, определенных для данной образовательной организации официальными представителями Минобрнауки, МВД и местных органов самоуправления.

Примечание. Согласно законодательству РФ разработка  штатного расписания относится к компетенции образовательной организации.

Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159676/ © КонсультантПлюс, 1992-2014

P.S. Министерство образования и науки отказалось от идеи обязать школы в рамках антитеррористической борьбы контролировать блоги и странички в социальных сетях, заведенные учениками и учителями.

Источник: http://www.eduhelp.info/page/za-socsetjami-uchenikov-shkoly-ne-budut-sledit#cut

© Новости образования.

О должности замруководителя образовательной организации по безопасности

СИСТЕМА РАБОТЫ заместителя руководителя учреждения по обеспечению комплексной безопасности

СИСТЕМА РАБОТЫ

заместителя руководителя учреждения

по обеспечению комплексной

безопасности

Основные термины и определения.

Безопасность  определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Объект безопасности - это личность, ее права и свободы, общество и его материальные и духовные ценности.

Основной субъект обеспечения безопасности - государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних  и внешних  источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности.

Цели и основные составляющие комплексной безопасности

 Цели безопасности - обеспечение физической безопасности жизни и здоровья людей, получающих социальное обслуживание.

Основные составляющие комплексной безопасности учреждения:

1.      Антитеррористическая защищенность и охрана.

2.      Пожарная безопасность

3.      Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона.

4.      Охрана труда и меры безопасности

5.      Информационная безопасность

6.      Энергетическая и  экологическая безопасность.

7.      Правопорядок и  дисциплина.

8.      Мобилизационная подготовка

Взаимодействие Министерства, его территориальных

структурных подразделений и подведомственных  учреждений.

Основные направления и мероприятия в системе работы должностных лиц по обеспечению комплексной безопасности

 

Система работы должностного лица

Система работы должностного лица – это упорядоченная совокупность всего комплекса возлагаемых на него задач и функций, обеспечивающая целесообразное распределение усилий, времени, методов и форм работы в интересах выполнения стоящих задач.

Она формируется с целью упорядочивания его повседневной служебной деятельности по выполнению требований руководящих документов согласно занимаемой должности и должностных обязанностей.

Система работы должностного лица основывается на планировании его личной работы, в ходе которого разрабатываются:

порядок выполнения должностных обязанностей в течение года;

типовой порядок личной работы на месяц;

типовой порядок личной работы на неделю.

В порядок выполнения должностных обязанностей в течение года включаются обязанности с периодичностью их выполнения ежемесячно (ежеквартально) и в течение  полугодия  (года)  с привязкой к дате.

В типовой порядок личной работы на месяц включаются обязанности, выполняемые ежемесячно и еженедельно, которые конкретизируются по дням недели текущего месяца.

В типовой порядок личной работы на неделю включаются обязанности, выполняемые еженедельно и ежедневно, которые распределяются по часам дней недели в соответствии с установленным регламентом служебного времени.

Перечень должностных обязанностей,

выполняемых заместителем руководителя учреждения по безопасности

ЕЖЕДНЕВНО (в рабочие дни):

Проверять несение службы охранниками, знание ими обязанностей и должностной инструкции, умение практически действовать в различных ситуациях. Проверять правильность организации контрольно-пропускного режима на территорию объекта людей и автомобильного транспорта, о чем делать соответствующие записи в Журнале приема и сдачи дежурства по объекту.

Проверять наличие связи (телефонной, радио) с силовыми структурами МВД, ФСБ, МЧС, местными органами власти, другими органами и организациями, находящимися на территории муниципального образования, взаимодействующими по вопросам безопасности, гражданской обороны и мобилизационной готовности учреждения.

Проверять по средствам связи работоспособность кнопок экстренного вызова милиции (прохождение сигнала) без вызова группы экстренного реагирования.

Осуществлять обход, осмотр и контроль исходного состояния по «Маршрутной карте» основных зданий, сооружений и территории объекта и организовать немедленное устранение обнаруженных недостатков, непосредственно влияющих на антитеррористическую защищенность и пожарную безопасность учреждения.

Проверять необитаемые и нежилые объекты, здания, подвалы, чердаки, а также дорожные покрытия на предмет возможной закладки взрывных устройств;

Проверять качество несения внутренней службы дежурным медицинским персоналом. Контролировать выполнение распорядка дня и режима пребывания, ведение учета проживающих и групп особого риска.

Осуществлять контроль за сохранностью и содержанием в постоянной готовности к применению  первичных средств пожаротушения.

Уточнять расчет сил и средств для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Контролировать выполнение персоналом учреждения правил эксплуатации автомобильного транспорта.

Контролировать выполнение персоналом учреждения мер по защите информации.

Анализировать выполнение задач дня и уточнять план работы на следующий день.

Представлять доклад (утром и вечером) руководителю учреждения о состоянии системы безопасности на объекте, выявленных недостатках и принимаемых мерах по их устранению. Немедленно докладывать руководителю учреждения, во взаимодействующие органы и организации и вышестоящие инстанции о любых фактах изменения повседневной обстановки.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

Проверять несение службы и выполнение специальных обязанностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций дежурным персоналом и охранниками в ночное время суток (после 00 часов).

Проверять техническое состояние и функционирование средств звуковой, визуальной сигнализации и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Контролировать проведение ремонтно-строительных работ на предмет выявления фактов возможной подготовки террористического акта.

Контролировать содержание в противопожарном состоянии подвальных, подсобных, хозяйственных, технических, чердачных помещений, их закрытие и опечатывание.

Контролировать состояние запасных выходов, их готовность к эвакуации, наличие и порядок хранения ключей.

Контролировать состояние учета, хранения и использования средств индивидуальной защиты, медицинских препаратов, химикатов, ядовитых технических жидкостей на предмет обеспечения надежной их сохранности и недопущения несанкционированного доступа к ним.

Проводить занятия (инструктажи) с персоналом, заступающим на дежурство в выходные и праздничные дни.

Контролировать состояние безопасности информации на объектах ЭВТ учреждения.

Анализировать выполнение задач за неделю, готовить материал для подведения итогов за неделю и уточнять задачи  на следующую неделю.

Представлять доклад (по пятницам) руководителю учреждения о состоянии системы безопасности на объекте, выявленных недостатках и принимаемых мерах по их устранению.

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

Анализировать состояние антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, охраны труда и достаточность принимаемых мер по предупреждению и локализации возможных чрезвычайных ситуаций. Результаты анализа оформлять письменно. Выявленные недостатки включать в разрабатываемые на месяц планы работы учреждения по организации и проведению мероприятий по профилактике террористических угроз, пожарной безопасности и  охране труда.

Представлять в Министерство установленным порядком доклад о состоянии дел по комплексной безопасности (до 25 числа месяца).

Проводить занятия и тренировки с персоналом и проживающими учреждений, получающими социальной обслуживание, по действиям по сигналам оповещения, при угрозе совершения террористического акта, возникновении пожара, а также совместным действиям с силовыми структурами.

Уточнять с местными органами власти, МВД, МЧС, ФСБ порядок эвакуации и места временного размещения людей при возникновении пожаров, стихийных бедствий и других ЧС природного и техногенного характера.

Организовывать проведение ежемесячного технического обслуживания инженерно-технических средств обнаружения, сигнализации, систем охраны и пожаротушения.

Организация проведения комиссионных проверок противопожарного состояния складских помещений, в первую очередь тех, в которых были большие поступления или накопления материалов.

Разрабатывать планы работы учреждения по организации и проведению мероприятий по профилактике террористических угроз,  пожарной безопасности и охране труда на месяц.

Разрабатывать и утверждать у руководителя ежемесячный план личной работы по обеспечению комплексной безопасности учреждения.

Контролировать правильность учета, наличия и использования средств ЭВТ учреждения.

Анализировать состояние защиты конфиденциальной информации.

Анализировать выполнение задач за месяц, готовить материал для подведения итогов за прошедший месяц и формулировать замысел работы  на следующий месяц.

В течение ПОЛУГОДИЯ (ГОДА):

Проводить инструкторско-методические занятия и инструктажи с персоналом и проживающими с    доведением    под    роспись    в    Журнале инструктажей   основ  антитеррористической   защищенности,   пожарной безопасности, правил и мер охраны труда и электробезопасности.

Принимать участие в работе комиссии по аттестации и проверке морально-деловых качеств обслуживающего персонала и принимаемых на работу новых сотрудников.

Разрабатывать планы работы учреждения по организации и проведению мероприятий по профилактике террористических угроз,  пожарной безопасности и охране труда на полугодие.

Проводить противопожарный инструктаж всех работников независимо от квалификации, характера выполняемой работы под роспись в Журнале инструктажей.

Проводить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций и тканей.

Проводить проверку работоспособности и исправности сети противопожарного водопровода (весной и осенью).

Проводить проверку состояния и работоспособность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода путем пуска воды и проверку пожарных рукавов под давлением с последующей их перекаткой на «ребро».

Проверять обеспеченность помещений, зданий и сооружений первичными средствам пожаротушения, их состояние и соответствие паспортным данным.

Проводить тренировки по действиям персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Организовать замеры сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки на соответствие требованиям ПУЭ (один раз в год).

Организация    обучения    персонала     по     оказанию    первой    медицинской    помощи пострадавшим (не реже одного раза в год).

Организовать проведение регламентных  работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту на системах охраны, автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, оповещения людей о пожаре в соответствии с годовым планом-графиком.

Разрабатывать (уточнять) и утверждать у руководителя «Систему личной работы по обеспечению комплексной безопасности учреждения».

Готовить проект приказа о состоянии антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, охраны труда в учреждении.

Принимать зачеты у персонала учреждения по знанию документов по вопросам защиты конфиденциальной информации.

Анализировать состояние обеспечения безопасности информации, хранящейся и обрабатываемой средствами ЭВТ, а также сохранности в тайне основных сведений по организации антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте.

Анализировать выполнение задач за полугодие (год), готовить материал для подведения итогов за прошедшее полугодие (год) и формулировать замысел работы  на следующее полугодие (год).

Кроме вышеперечисленных обязанностей заместитель руководителя учреждения по безопасности обязан организовывать и проводить работу  по вопросам охраны труда, гражданской обороны, энергетической и экологической безопасности, мобилизационной подготовки, повышения квалификации персонала,  участвовать в работе по укреплению правопорядка и дисциплины, а также в работе с кадрами.

Перечень обязанностей по данным вопросам приведен в Системе личной работы заместителя руководителя по безопасности по выполнению должностных обязанностей, утверждаемой руководителем учреждения.

Руководство Министерства требует неукоснительного внедрения данной системы работы в повседневную деятельность, а руководителям учреждений и территориальных управлений Министерства осуществлять контроль за ее внедрением.

Данная система должна находиться на рабочем столе руководителя и заместителя руководителя по безопасности.

Порядок работы руководителя (заместителя по безопасности) учреждения по выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации в вопросах обеспечении комплексной безопасности учреждения в повседневной жизнедеятельности должен осуществляться по следующей схеме:

Анализ    

состояния      безопасности

Планирование

мероприятий

безопасности

Организация выполнения       мероприятий   безопасности

Контроль  выполнения    мероприятий     безопасности

Анализ состояния безопасности осуществляется должностными лицами учреждения, как правило, руководителем, заместителем руководителя по безопасности. Он включает сбор, классификацию, систематизацию данных о состоянии безопасности, установление характерных причин и недостатков в работе, формулирование соответствующих выводов и определение мер по предотвращению случаев причинения вреда жизни и здоровью персоналу.

Классификация информации о состоянии безопасности проводится по следующим основным группам:

-   выполнение организационных мероприятий;

-   выполнение технических мероприятий;

-   учет происшествий и преступлений с гибелью личного состава;

-   учет травм и трудопотерь персонала.

На основании полученной информации формируется проблема безопасности, которую необходимо разрешить. Для этого предстоит получить ответы на следующие вопросы:

1.              Что происходит на объекте (с объектом);

2.              Каковы причины происходящего;

3.      Что за всем этим стоит, какие можно ожидать последствия.

Систематизация собранного материала включает: изучение недостатков, обстоятельств, причин, степени вины конкретных должностных лиц, принятых мер по недопущению в будущем подобных нарушений, передового опыта; сравнение результатов с аналогичным периодом прошлого года.

Общие причины недостатков и низкой эффективности работы делятся на две основные группы: первая - недостатки в организаторской деятельности должностных лиц и                            вторая - индивидуальные особенности персонала.

К первой группе причин относятся:

- личная недостаточная подготовка руководящих должностных лиц к организации работы по обеспечению безопасности   учреждения,   неисполнение   либо   ненадлежащее   исполнение отдельными из них служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности в повседневной деятельности;

-   неудовлетворительная организация вида деятельности несения дежурства, охраны объекта, работ на технике, занятий, ремонтно-строительных и хозяйственных работ;

-  низкий уровень работы отдельных должностных лиц по обучению и подготовке персонала  к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности;

 - слабый контроль за соблюдением персоналом установленных требований безопасности при непосредственном выполнении служебных задач (работ);

-   недостаточная работа по изучению личных качеств персонала, отсутствие работы по индивидуальному выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости;

- низкий уровень организаторской и воспитательной работы по оздоровлению морально - психологической атмосферы, профилактике правонарушений, нарушений правил взаимоотношений между персоналом, неудовлетворительная        организация  медицинского           обеспечения;

-  ослабление работы должностных лиц с водительским составом, низкая результативность принимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ко второй группе причин относятся:

-   физические недостатки, болезненное состояние, нарушение психики;

- негативные проявления различных аспектов психологии личности (наличие признаков нервно-психологической неустойчивости, вредных привычек, а также отрицательные черты характера: конфликтность, невыдержанность, личная недисциплинированность, слабая мотивационная база личностной направленности и т.д.);

-  низкий уровень профессиональной подготовленности к выполнению должностных обязанностей, несоблюдение требований безопасности.

Планирование мероприятий безопасности предусматривает выполнение требований приказов министра, руководящих документов, норм и правил по вопросам безопасности, охраны жизни и здоровья персонала.

Планирование осуществляют руководители учреждений и должностные лица, отвечающие за вопросы безопасности.

Мероприятия по обеспечению безопасности включаются в следующие  планы:

-    План работы учреждения по организации и проведению мероприятий по профилактике террористических угроз на полугодие;

-        План работы учреждения по организации и проведению мероприятий по профилактике пожарной безопасности на полугодие;

-        План работы учреждения по организации и проведению мероприятий по охране труда на полугодие;

На основании планов на полугодие  составляются планы на  месяц.

Планы должны предусматривать разделы организационных и технических мероприятий по вопросам безопасности.

При полугодовом планировании мероприятий по безопасности необходимо рассматривать не только мероприятия, но и стоимостную оценку планируемого мероприятия.

Планируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть конкретными, учитывать особенности выполняемых работ, соответствовать требованиям, руководящих документов, приказов и указаний по вопросам безопасности.

В подразделе организационных мероприятий План должен предусматривать:

- изучение требований приказов, указаний по вопросам безопасности, обзоров, происшествий;

- проведение показных и учебно-методических занятий, семинаров, дней и месячников безопасности, проведение инструктажей;

- проведение анализа состояния безопасности учреждения.

В подразделе технические мероприятия должно быть предусмотрено:

- работа по совершенствованию материальной базы учреждения, приведения её к установленным требованиям безопасности, оснащение или наращивание различными техническими элементами защиты;

- создание и обеспечение безопасных условий повседневной деятельности персонала, оборудование рабочих мест, проверка наличия, исправности средств защиты и умения персоналом ими пользоваться.

Организация службы безопасности в образовательных учреждениях

Безопасность в образовательном учреждении

В последнее время возникла острая потребность в усилении мер по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений. Вопросы безопасности с каждым годом обсуждаются все чаще, появляется огромное количество нормативной документации и различных правовых актов в области обеспечения безопасности, постоянно растут требования, предъявляемые к различным объектам, по обеспечению их безопасности. Не исключением из общего правила стали общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного и дошкольного образования.

Из личного опыта автора, можно сказать, что наряду с широким обсуждением вопросов обеспечения безопасности в средствах массовой информации, активной пропагандистской деятельностью различных министерств и ведомств у многих людей складываются достаточно стереотипные и устаревшие понятия о том, что же такое безопасность.

Существует ряд различных определений термина безопасность, в данной статье под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (в рамках данной статьи под интересами личности понимаются интересы участников образовательного процесса в УДОД).

Обозначим и такое понятие как объекты безопасности, к ним относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В действительности, практически в любой области человеческой деятельности, да и просто в повседневной жизни мы сталкиваемся с вопросом безопасности: безопасность жизнедеятельности, безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность персональных данных, экономическая безопасность, безопасность труда и т.д.

Таким образом, следует отметить, что занимаясь обеспечением безопасности в образовательном учреждении руководителю предстоит решить задачу не только физической охраны учреждения, но и целый ряд разного рода вопросов так или иначе связанных с обеспечением безопасности, поскольку безопасность, в данном случае, является комплексом мер и решений организационного, технического, образовательного, воспитательного характера направленных на защиту образовательного учреждения, сотрудников и обучающихся от различного рода внутренних и внешних угроз не только в стенах учреждения, но и за его пределами, а так же на прогнозирование, выявление и оценку угроз безопасности, усиление, совершенствование, разработку способов выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявлений.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения невозможно без хорошо организованной службы безопасности, которая должна представлять собой полноценное структурное подразделение, в составе которого работает множество специалистов. Только когда вопрос безопасности является актуальным для всех, тогда можно добиться успехов в данном направлении и свести к минимуму риск возникновения различных чрезвычайных происшествий. Именно такая задача должна стать приоритетной для руководителя образовательного учреждения, равнодушия со стороны участников образовательного процесса быть не должно!

Изучив необходимую нормативно-правовую базу и особенности работы в образовательном учреждении, автором была разработана структура службы безопасности, изображенная на схеме 1. Данная структура основывается на основных направленностях работы заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», а именно: антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, комплексная безопасность учреждения (более подробно указанные направленности описаны в разделе 3).

Перейдем к рассмотрению структуры службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» более подробно.

Структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

В общем виде структура службы безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность» изображена на схеме № 1.

Непосредственным (линейным) руководителем всех структурных подразделений и сотрудников, входящих в службу безопасности, является заместитель директора по вопросам безопасности. Далее расположены остальные структурные единицы, составляющие службу безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность», к ним относятся: антитеррористическая группа; штаб ГО и ЧС; комиссия комплексной проверки знаний и аттестации сотрудников по вопросам ОТ и ТБ; комиссия по проверке комплексной безопасности учреждения.

В представленной схеме просматриваются три уровня организации службы безопасности: административно-управленческий; вспомогательный; исполнительский (в схеме каждый уровень обведен пунктирной линией).

В рамках данной статьи, не будет рассматриваться каждая структурная единица отдельно, так как на любом из уровней организации службы безопасности может быть различное количество структурных единиц и все зависит от конкретных условий, вместо этого рассмотрим уровни организации службы безопасности.

Административно-управленческий уровень

К административно-управленческому уровню относится заместитель директора по вопросам безопасности и в рамках предложенной структуры является единственным звеном данного уровня. В компетенцию структурных единиц административно-управленческого уровня входит непосредственное принятие управленческих решений в области обеспечения безопасности, организация работы сотрудников исполнительского уровня и координация деятельности структурных единиц вспомогательного уровня, а также планирование деятельности данных структурных единиц, взаимодействие с другими структурными подразделениями для решения различных задач, связанных с обеспечением безопасности ОУ. Заместитель директора по вопросам безопасности непосредственно подчинен директору ОУ.

Вспомогательный уровень

Структурные единицы вспомогательного уровня создаются на основании федеральных законов и иных нормативно-правовых актов с целью исполнения требований установленных данными документами, так же могут создаваться инициативно, по мере необходимости.

Создание структурных единиц вспомогательного уровня обуславливается необходимостью получения объективного суждения о целесообразности и способах организации различных видов работ, по обеспечению безопасности, об уровне подготовленности персонала учреждения (усвоение программы пожарно-технического минимума, аттестация неэлектротехнического персонала на группу допуска по электробезопасности и др.), об эффективности различных мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

В результате получения такого объективного суждения создаются условия для принятия более точного и рационального решения, на административно-управленческом уровне, включающего в себя интересы всех участников образовательного процесса.

У каждого структурного подразделения вспомогательного уровня должен быть свой руководитель, назначенный приказом по учреждению, либо выполнение функций руководства данными подразделениями может быть возложено непосредственно на заместителя директора по вопросам безопасности.

Исполнительский уровень

Деятельность структурных единиц данного уровня непосредственно направлена на реализацию мер и решений по обеспечению безопасности образовательного учреждения и участников образовательного процесса, принятых на административно-управленческом уровне.

На исполнительском уровне организована деятельность, обеспечивающая безопасность учреждения в режиме рабочего времени (вахтовые дежурные), вне рабочего времени (сторожа), и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера (нештатные аварийно-спасательные формирования).

Сотрудники данного уровня обеспечивают исполнение установленных требований безопасности в образовательном учреждении, первыми сталкиваются с различными чрезвычайными ситуациями в работе и применяют все доступные им средства для устранения последствий этих ситуаций. В своей работе руководствуются указаниями заместителя директора по вопросам безопасности.

Взаимодействие структурных единиц

В предложенной схеме исключена возможность взаимодействия структурных единиц вспомогательного и исполнительского уровня между собой как в пределах одного уровня, так и между уровнями. Это связано с тем, что линейным руководителем всех структурных единиц является заместитель директора по вопросам безопасности, что исключает возможность отдавать распоряжения и самостоятельно принимать управленческие решения другим структурным единицам.

При необходимости разрешения какой-либо ситуации, целесообразность привлечения структурных единиц более низкого уровня рассматривается заместителем директора по вопросам безопасности, за исключением тех случаев, когда участие структурных единиц регламентировано требованиями федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Если такое решение не принято, то рассмотрение данной ситуации остается в компетенции заместителя директора по вопросам безопасности.

Основные функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности

Данный раздел посвящен рассмотрению роли заместителя директора по вопросам безопасности в представленной структуре службы безопасности учреждения, как линейного руководителя – главной функциональной единицы системы обеспечения безопасности учреждения.

Если говорить обобщенно, то основной задачей заместителя директора по вопросам безопасности является управление службой безопасности учреждения. Однако понятие управление носит достаточно широкий характер, что не позволяет, в полной мере, описать весь спектр задач заместителя директора, поэтому, создается необходимость в более детальном рассмотрении данного раздела.

Для наглядности функциональные направления работы заместителя директора по вопросам безопасности изображены на схеме 2, схема имеет многоуровневую структуру, в которой каждое функциональное направление занимает определенный уровень, в соответствии с его приоритетом. Функциональные направления одного уровня имеют одинаковый приоритет.

Работа заместителя директора по вопросам безопасности основывается на следующих функциональных направлениях деятельности: анализ; прогнозирование; планирование; организация; контроль; взаимодействие. Непосредственно из указанных функциональных направлений, в свою очередь, складываются все функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности.

Как было сказано выше, каждое функциональное направление имеет соответствующий приоритет. Это означает, что работа заместителя директора по вопросам безопасности должна быть построена именно с учетом этого приоритета.

Отмечу, что в предложенной схеме функции взаимодействия, несмотря на приоритет нижнего уровня, могут оказывать существенное влияние на деятельность более высокого уровня приоритета.

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Анализ деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения относится к функциональным направлениям первого уровня приоритета.

Анализ деятельности является важной управленческой функцией, позволяющей определить текущее состояние службы безопасности учреждения и выявить перспективные направления ее дальнейшего развития.

Очень важно проводить анализ деятельности систематически, так как полученные результаты представляют собой крайне полезную информацию и непосредственно влияют на другие виды деятельности и работу по обеспечению безопасности в целом.

Прогнозирование и выявление приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения

Наряду с анализом, к функциональным направлениям первого уровня приоритета относятся прогнозирование и выявление. Указанные виды деятельности регламентированы Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Сведения, полученные в результате функциональной деятельности данного направления, могут стать основанием для улучшения работы службы безопасности, усовершенствования службы безопасности и материально-технической базы учреждения.

Так же как и анализ, прогнозирование и выявление влияет на функциональные направления более низкого уровня приоритета.

Планирование деятельности

Планирование деятельности является одной из первоочередных функций управления службой безопасности и относится к приоритету второго уровня. Планирование представляет собой процесс прогнозирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения.

Задачи планирования заключаются в выявлении перспективных направлений в работе службы безопасности учреждения, формирование целей и стратегии развития службы безопасности, определение первоочередных задач и действий для их решения, необходимых затрат и результатов.

Отметим, что планирование деятельности должно осуществляться не только по работе заместителя директора по вопросам безопасности в целом, но и отдельно по направленностям работы, рассмотренным выше (антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность, охрана труда и техника безопасности, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма).

Организация деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Одинаковый приоритет с планированием занимает деятельность по организации работы структурных единиц, составляющих службу безопасности учреждения.

В данном контексте под организацией понимается процесс, результатом выполнения которого является постановка конкретных задач для структурных единиц, составляющих службу безопасности и, в свою очередь, активизация деятельности, направленной на решение этих задач, указанных структурных единиц.

Несмотря на приоритет второго уровня, от качественного выполнения данной функции напрямую зависит функционирование всей службы безопасности в целом. Поэтому стоит уделить особое внимание указанному направлению работы.

Контроль деятельности структурных единиц и сотрудников службы безопасности

Под контролем деятельности понимается процесс проверки соответствия выполнения поставленных перед сотрудниками и структурными единицами задач планам работы, а также отслеживания качества выполнения указанных задач, следовательно, необходимость в контроле деятельности возникает только в том случае, когда перед сотрудниками и структурными единицами поставлены четкие задачи, определены сроки, правила и нормы их выполнения.

Контроль деятельности относится к приоритету третьего уровня, это обусловлено не тем, что роль функции контроля в управлении службой безопасности имеет второстепенное значение, а тем, что для ее реализации необходимо наличие результата (положительного либо отрицательного) выполнения функций, имеющих более высокий уровень приоритета.

Взаимодействие с другими организациями и структурными подразделениями

Функция взаимодействия представляет собой совместную деятельность, с другими организациями или структурными подразделениями учреждения, направленную на решение поставленных задач в области обеспечения безопасности.

Взаимодействие может быть внешним (внешние организации) и внутренним (структурные подразделения учреждения). Результат взаимодействия может оказывать существенное влияние на функциональные направления деятельности более высокого уровня приоритета, в зависимости от характера взаимодействия.

Необходимость взаимодействия может возникать по различным внутренним и внешним причинам (в целях исполнения требований федеральных законов, контролирующих органов или в результате возникновения ЧС).

Функциональные обязанности заместителя директора по вопросам безопасности МБОУ ДОД ДЮЦ «Юность»

 

Схема 2.

План работы заместителя директора по безопасности на 2017-2018 учебный год

скачать

МОУ «ИНШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Утверждаю

Директор школы

__________Е.А.Шелобанова

ПЛАН РАБОТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сроки проведения

Мероприятие

Ежедневно

Осмотр здания, территории, спортивной площадки на предмет обнаружения подозрительных предметов

Осмотр ограждения, въездных ворот, запасных выходов, замков на предмет их целостности

Контроль соблюдения пропускного режима

Контроль работы сторожей

Еженедельно

Осмотр неиспользуемых помещений на предмет обнаружения подозрительных предметов

Проверка целостности и работоспособности систем водо- и теплоснабжения, канализации

Ситуационно

Оповещение работников и учащихся школы об угрозе возникновения ЧС и проведение эвакуации

Изучение положений, инструкций, памяток и другой документации по обеспечению безопасности в школе с принятыми на работу сотрудниками в течение недели после начала их работы в ОУ

Ознакомление принятых в школу учащихся с памятками и инструкциями по обеспечению безопасности в течение недели после их зачисления

Ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с пропускным режимом школы, расписанием приемных часов администрации, правилами посещения работников школы и иной документации по обеспечению личной безопасности учащихся

Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности массовых мероприятий

Ознакомление участников (работников, учащихся, родителей) массовых мероприятий с необходимой документацией по обеспечению безопасности

Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) выездных мероприятий

Ознакомление участников (работников, учащихся, родителей) выездных мероприятий с необходимой документацией по обеспечению безопасности

Разработка и корректировка паспорта безопасности школы и иной документации (памяток, планов, инструкций) по обеспечению безопасности

Ежемесячно

Проведение плановых эвакуаций учащихся и сотрудников школы

Август

Проведение командно-штабных учений

Документационное обеспечение (издание необходимых приказов и распоряжений, утверждение планов, графиков и т.п.) безопасности образовательного процесса

Проведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных мер безопасности при проведении Дня знаний

Сентябрь

Обеспечение дополнительных мер безопасности при проведении Дня знаний

Проведение Месячника безопасности

Встреча с представителями МЧС

Октябрь

Встреча учащихся с представителями ФСБ

Проведение родительского собрания на тему безопасности

Ноябрь

Обеспечение дополнительных мер безопасности в период празднования Дня народного единства

Обеспечение дополнительных мер безопасности в период осенних каникул

Декабрь

Обеспечение дополнительных мер безопасности в период новогодних праздников.

Январь

Встреча учащихся с представителями ОВД

Обеспечение дополнительных мер безопасности в период зимних каникул.

Февраль

Проведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных  мер безопасности в ходе празднования Дня Защитника Отечества

Проведение месячника оборонно-спортивной работы

Март

Проведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных  мер безопасности в ходе празднования Международного женского дня

Проведение учебы по охране труда с сотрудниками ОУ

Апрель

Встреча учащихся с представителями Госпожнадзора

Проведение Дня защиты детей

Май

Проведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных  мер безопасности в ходе празднования Дня Победы

Проведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных  мер безопасности в ходе праздника Последнего Звонка

Июнь

Проведение организационных мероприятий по обеспечению дополнительных  мер безопасности в  экзаменационный период

Заместитель директора по безопасности _____________ М.Ю. Никитина


Смотрите также