Безопасность военной службы и ее значение в повседневной деятельности


[0617-ok]

Рабочий опорный конспект с планом проведения занятия см. в doc формате

1. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее основные положения. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск.

Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации утверждена директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 года № Д-10 и представляет собой систему принятых в Вооруженных силах Российской Федерации взглядов на безопасность военной службы и организацию работы по ее обеспечению в повседневной деятельности войск (сил).

Общими условиями безопасности военной службы являются:

- правопорядок и высокая воинская дисциплина в гарнизонах и воинских частях; служба войск, организованная в соответствии с требованиями общевоинских уставов; сохранность оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в подразделениях и воинских частях, ядерная, радиационная, химическая и биологическая безопасность, а также взрывопожаробезопасность потенциально опасных военных объектов;

- санитарно - эпидемиологическое благополучие войск (сил).

К условиям безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы относятся:

- социальная защищенность военнослужащих; обеспеченность войск (сил) финансовыми и материальными средствами, материальными и иными ресурсами и услугами;

- удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава;

- сохранение и укрепление здоровья военнослужащих; их подготовка к обеспечению безопасности военной службы;

- безаварийность эксплуатации вооружения и военной техники;

- противопожарная защита и местная оборона объектов; предупреждение актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Под условиями безопасности местного населения при осуществлении деятельности войск (сил) понимаются:

- взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания нормальных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;

- размещение потенциально опасных военных объектов за пределами санитарно-защитной зоны населенных пунктов; информированность населения о согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничительных мерах, установленных в местах дислокации войск (сил);

- правовая регламентация деятельности войск (сил) при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения, объявлении и проведении мобилизации, их привлечении к решению задач территориальной обороны.

Условиями предотвращения вреда окружающей природной среде при осуществлении деятельности войск (сил) являются:

- соблюдение требований природоохранительного законодательства военнослужащими, их экологическое обучение и воспитание;

- проведение мероприятий по охране окружающей природной среды при различных видах деятельности войск (сил), функционировании режимных, особорежимных и особо важных военных объектов, объектов инфраструктуры;

- обеспечение экологической безопасности при создании и утилизации (уничтожении) вооружения и военной техники;

- своевременное выявление вреда, причиненного окружающей природной среде,

- восстановление ее нарушенного состояния.

Знать и строго выполнять меры безопасности в ходе боевой учебы и повседневной деятельности подразделений | Военсервис.рф

Основы безопасности военной службы

Безопасность военной службы (БВС) - это такое состояние военной службы, которое обеспечивает защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ.

Основными категориями БВС являются безопасность и опасность.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.

Существуют следующие классификации опасностей:

- по происхождению: антропогенные; биологические; природные; социальные; техногенные;

- по характеру воздействия: биологические; механические; психофизиологические; физические; химические;

- по времени проявления отрицательных последствий:

импульсивные и кумулятивные;

- по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.;

- по приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический;

- по сфере проявления: боевая, техническая, бытовая, спортивная, дорожно-транспортная и другие;

- по структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые множеством простых.

 

Номенклатура опасностей - перечень названий всех видов опасностей, представленных в алфавитном порядке. Для военнослужащих, встречающихся в конкретной воинской части, виде, роде войск и Вооруженных Силах. В настоящее время целесообразно выделять несколько уровней номенклатуры: общую (для Вооруженных Сил в целом), типичную (для вида или рода войск) и местную (для конкретной воинской части) (см. схему).

Как правило, составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (воинская часть, подразделение, расчет, взвод, отделение и т.п.).

Полезность номенклатуры состоит в том, что она содержит полный перечень потенциальных опасностей и облегчает процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет в большей степени профилактическую цель.

Системный подход к рассмотрению опасностей подразумевает использование совокупности методологических средств, применяемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае безопасности.

Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.

Цель системного анализа безопасности военной службы состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Целью процесса обеспечения безопасности военной службы является состояние защищенности военнослужащего от угроз различного происхождения. Можно выделить основные задачи обеспечения безопасности военной службы:

1. Воспитание у подчиненных военнослужащих личной ответственности за обеспечение безопасных условий службы, формирование навыков и умений безопасно действовать в различных жизненных ситуациях.

2. Создание безопасных условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья военнослужащих в ходе обучения, боевой подготовки и службы, эксплуатации техники и вооружения, хозяйственных и строительных работ.

3. Реализация мероприятий контроля за выполнением требований мер безопасности при работе с вооружением, военной техникой и боеприпасами, при проведении учебных занятий, стрельб, учений и выполнении различных работ по созданию безопасных условий повседневной жизнедеятельности.

Состояние безопасности военной службы - это абсолютное число случаев гибели (смерти), травматизма, заболеваемости военнослужащих за определенный период времени в подразделении, части, соединении.

Уровень безопасности военной службы - это относительная величина, полученная соотношением состояния безопасности военной службы к определенному количеству военнослужащих.

Как правило, выделяют несколько уровней безопасности военной службы: очень высокий, высокий, средний, низкий и критический.

Очень высокий - характеризует такое состояние, когда в части нет случаев гибели, а также травматизма и заболевания военнослужащих, связанных с трудопотерями. Общее количество травм и заболеваний военнослужащих без потери трудоспособности не превышает 20% от численности личного состава части.

Высокий - характеризует отсутствие случаев гибели военнослужащих, а случаи травматизма и заболевания военнослужащих не превышают 40% от численности личного состава, из них с трудопотерями - не более 5 - 7%.

Средний - характеризует отсутствие случаев гибели военнослужащих. Случаи травматизма и заболевания военнослужащих не превышают 60% от численности личного состава, из них с трудопотерями - не более 30%.

Низкий - отличается единичными случаями гибели военнослужащих. Случаи травматизма и заболевания военнослужащих не превышают 80% от численности личного состава, из них с трудопотерями - не более 30%.

Критический - характеризует такое положение, когда случаи гибели военнослужащих носят характер систематического явления. Случаи их травматизма и заболевания, связанные с трудопотерями, превышают 50% от всей численности личного состава.

Правовую структуру безопасности военной службы определяют в ряд нормативно-правовых документов:

- Закон РФ «О безопасности»;

- Закон РФ «О статусе военнослужащих»;

- Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ;

- Директива министра обороны Российской Федерации № Д-10 от 12 июля 1997 г. «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

- Приказ министра обороны Российской Федерации № 457 от 12 октября 1998 г. «О создании комиссий по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

- Приказ министра обороны Российской Федерации № 285 от 5 июня 2000 г. «Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил)»;

- «Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части». Введены в действие директивой первого заместителя министра обороны Российской Федерации № 332/500 от 5 ноября 2002 г.

Дисциплина безопасности военной службы

Знание требований безопасности военной службы, несомненно, способствует повышению уровня БВС в подразделении, воинской части и в Вооруженных Силах РФ в целом.

Все требования безопасности военной службы делятся на общие и специфические.

Общие требования БВС регламентируют выполнение мер безопасности относительно опасностей, представленных во всех видах деятельности военной службы.

Специфические требования БВС регламентируют выполнение мер безопасности относительно опасностей, представленных в конкретном виде деятельности военной службы.

Как правило, меры (правила) поведения военнослужащих в той или иной ситуации регламентируются рядом нормативно-правовых документов, отражающих правовой статус, функциональные, должностные и другие обязанности. Например, ст. 17 УВС ВС РФ гласит: «Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Однако на практике «знание» и «выполнение» не всегда сочетаются в ходе боевой учебы и повседневной деятельности подразделения. Мало знать, нужно беспрекословно выполнять требования техники безопасности в ходе боевой учебы и повседневной деятельности подразделения. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть роль дисциплины и дисциплинированности в выполнении требований безопасности.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Рассматривая вопрос БВС, необходимо выделить поведение военнослужащих в рамках предусмотренных требований техники безопасности. Здесь можно говорить о трудовой дисциплине, но рациональнее дать определение дисциплины безопасности военной службы.

Дисциплина БВС - есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими норм и правил техники безопасности, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров (начальников) и другими нормативными документами, которое обеспечивает иХсзащи-щенность, защиту местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ. Она основывается на осознании каждым военнослужащим беспрекословного соблюдения норм (мер) и правил техники безопасности военной службы. Дисциплина безопасности военной службы способствует укреплению воинской дисциплины, а также является ее составной частью.

Сущность сознательной дисциплины БВС состоит в знании военнослужащими норм и правил техники безопасности, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины безопасности военной службы и ее ре-Л зультатом является личная дисциплинированность военнослужащего.

Дисциплинированность это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и правила техники безопасности военной службы. Она является проявлением его ответственности за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия правилам безопасной военной службы.

Таким образом, понятие «дисциплинированность» (в рамках вопроса безопасности военной службы) - это специфическое качество военнослужащего, обеспечивающее устойчивое, отвечающее правилам и нормам поведение его в условиях военной службы, которое обеспечивает защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

- строгое соблюдение воинского порядка;

- точное и строгое выполнение правил и норм техники безопасности, приказов и распоряжений командиров (начальников);

- бережное отношение к боевой технике и оружию, безопасное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач.

Внутренние показатели дисциплинированности:

- убеждение в необходимости и целесообразности дисциплины безопасности военной службы;

- знание уставов и наставлений, требований руководящих документов;

- умение управлять собой в соответствии с требованиями безопасности военной службы;

- навыки и привычки дисциплинированного поведения;

- самодисциплина.

Дисциплинированность как качество личности не дается человеку с рождения. Она начинает формироваться еще до службы в армии. Процесс этот зависит от самого человека, особенностей его характера, темперамента, способностей, наклонностей, уровня его знаний, навыков, умений, от того, насколько ответственно он подходит к вопросу самосовершенствования. Расширяя свои знания о дисциплине безопасности военной службы, вырабатывая навыки и умения безопасного поведения, совершенствуя волевые качества, каждый самостоятельно формирует свою дисциплинированность.

в процессе формирования дисциплинированности можно выделить три этапа.

Первый этап - вхождение солдата (матроса) в воинский коллектив, когда происходит освоение им новой социальной роли, овладение воинской специальностью, нормами и правилами безопасного поведения, привыкания к требовательности командиров, вырабатывается первичное отношение к этим нормам и требованиям.

В процессе второго этапа военнослужащий накапливает служебный опыт. У него нарабатываются убеждения и навыки дисциплинированного поведения.

Третий этап характеризуется упрочением у военнослужащего дисциплинированности, глубокого понимания им значения личной дисциплинированности, с устойчивым стремлением приобретать и совершенствовать необходимые знания, навыки и умения для обеспечения очень высокого уровня безопасности военной службы.

Рассмотрим ряд примеров, когда недисциплинированность и грубое пренебрежение требования техники безопасности привели к травме и гибели военнослужащего.

Пример 1. С учетом нормативных документов военнослужащему при работе на автомобильной технике с использованием домкрата необходимо знать:

- инструкцию, разработанную в воинской части, а также инструкцию завода-изготовителя по эксплуатации домкрата;

- устройство и назначение домкрата, его параметры и техническую характеристик »

- сроки и результаты проведенного технического обслуживания, ремонта и периодических осмотров;

- безопасные приемы работы с домкратом;

- местонахождение и устройство средств пожаротушения и порядок их применения.

В процессе работы с домкратом на военнослужащего действуют следующие опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы, неблагоприятные параметры микроклимата, повышенная запыленность воздуха рабочей зоны.

В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, следует обратиться к командиру (начальнику), отдавшему распоряжение на выполнение работ.

Не допускается эксплуатировать неисправные домкраты и нагружать их выше паспортной грузоподъемности.

Однако рядовой И. Ветров во время ремонта закрепленного за ним автомобиля не проанализировал вероятные экстремальные (опасные) для жизни и здоровья ситуации, а также грубо пренебрег требованиями безопасных приемов работы с домкратом. В результате эксплуатации неисправного домкрата получил травму правой ноги с последующей госпитализацией.

Пример 2. С учетом нормативных документов военнослужащий обязан выполнять следующие правила электробезопасности:

- пользоваться только исправными электроприборами;

- включение электрооборудования производить вставкой исправной вилки в исправную розетку;

- не передавать электроприборы военнослужащим, не имеющим права работы с ними, а также необходимых навыков;

- если во время эксплуатации обнаружится неисправность электрооборудования или работающий с ним почувствует хотя бы слабое действие тока, работа должна быть немедленно прекращена, и неисправное оборудование необходимо сдать для проверки или ремонта;

- не наступать на проложенные на земле электрические провода и кабели временной проводки;

- отключать электроприборы при перерыве в работе и по окончании рабочего процесса;

- при длительном отсутствии людей в помещении группы (более 5 минут) обесточить все электроприборы, выключить искусственное освещение и нагревательные элементы;

- о всех происшествиях, связанных с нарушением требований электробезопасности, немедленно доложить командиру (начальнику).

Рядовой В. Смирнов, находясь в составе суточного наряда, заметил неисправность электропроводки в помещении подразделения. Не имея определенных навыков в ремонте электрооборудования, он попытался самостоятельно устранить замеченный недостаток. В процессе «ремонта» рядовым Смирновым были грубо нарушены основные требования электробезопасности, в результате чего он, попав под действие электрического тока, потерял сознание и скончался до приезда «скорой помощи».

Аналогичных примеров можно привести много, все они характеризуют недисциплинированность отдельных военнослужащих, приведшую к печальным результатам как для них самих, так и членов их семей.

Методические рекомендации

1. Во введении необходимо подчеркнуть необходимость и важность рассмотрения темы на современном этапе развития Вооруженных Сил РФ. Привести конкретные примеры из жизни воинской части.

2. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что безопасность военной службы - это широкое, обобщенное понятие, которое проявляется в различных определениях и формах. При анализе опасностей военной службы необходимо учитывать все возможные факторы, характерные для данной воинской части. Уровень безопасности военной службы(БВС) - это относительная величина, полученная соотношением состояния безопасности военной службы к определенному числу военнослужащих. Как правило, выделяют несколько уровней безопасности военной службы: очень высокий, высокий, средний, низкий и критический.

3. При изложении второго вопроса особое внимание следует сосредоточить на основных обязанностях военнослужащих по выполнению общих и специфических требований техники безопасности и на роли дисциплинированности в выполнение требований безопасности в ходе боевой учебы и повседневной деятельности подразделения.

4. В заключение целесообразно дать задание по подготовке к предстоящей беседе: составить номенклатуру опасностей конкретной воинской части и представить в виде системы воздействие одной из них.

5. В ходе беседы целесообразно более подробно обсудить следующие вопросы:

- номенклатура опасностей конкретной воинской части;

- системный подход при рассмотрении опасностей военной службы;

- меры безопасности в ходе боевой учебы и повседневной деятельности подразделения.

Рекомендуемая литература:

1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. - М: Воениздат. - 1994.

2. На службе Отечеству: Под ред. В.А. Золотарева, А.В. Черкасова и А.С. Дудкина. - М. - 1998.

3. Н. Чесноков. Знать и строго выполнять меры безопасности в ходе боевой учебы и повседневной деятельности подразделения // Ориентир. 2006. - №6.

4. Н. Чесноков. Обеспечение безопасности военной службы подчиненных - важнейшая обязанность младших командиров // Ориентир. 2006. -№12.

5. Ю. Юрченко. Безопасность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее значение в повседневной деятельности войск //Ориентир. 2002. № 8.

МайорНиколай Чесноков

«Ориентир» 2007.08

Безопасность военной службы

317. Безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).

Общими условиями обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении) являются:

- поддержание воинской дисциплины;

- обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния и состояния здоровья военнослужащих;

- обеспечение пожарной безопасности;

- соблюдение определенных настоящим Уставом правил внутреннего порядка;

- обеспечение социальной защиты военнослужащих в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- обеспечение удовлетворительного санитарно-эпидемического состояния полка.

322. Основными проводимыми в полку (подразделении) мероприятиями по предупреждению гибели (смерти), увечий (ранений, травм, контузий) и снижению заболеваемости военнослужащих являются:

- обеспечение психологической устойчивости личного состава на основе анализа его морально-психологического состояния, поддержания удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, создания условий для психологической совместимости и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, профилактики правонарушений;

- регулярная подготовка личного состава к выполнению мероприятий повседневной деятельности с изучением перед их проведением необходимых требований безопасности военной службы;

- контроль за выполнением личным составом требований безопасности военной службы;

- предупреждение гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), в первую очередь среди военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья (периодические проверки их теоретических знаний и практических навыков по выполнению требований безопасности военной службы при исполнении должностных обязанностей, обязательные медицинские осмотры (освидетельствования), в том числе с привлечением врача-психиатра);

- проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) и иных мероприятий по охране здоровья военнослужащих, предусмотренных главой 8 настоящего Устава;

- поддержание у личного состава высокой бдительности, обеспечение точного выполнения правил несения службы суточным нарядом, другие меры, направленные на противодействие терроризму;

- обеспечение пожарной безопасности и спасательных работ в соответствии со статьями 327-334 настоящего Устава;

- своевременное и в полном объеме обеспечение полка продовольствием, вещевым имуществом, горючим и смазочными материалами, комплектующими изделиями и материалами для вооружения и военной техники, другим военным имуществом, ресурсами и оказываемыми услугами;

- бытовое обеспечение личного состава (обеспечение казарменно-жилищным фондом, торгово-бытовое, банно-прачечное обслуживание, водоснабжение) в соответствии с установленными нормативами;

- взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих;

- другие мероприятия по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих с учетом особенностей их деятельности.

Глава 2

Взаимоотношения между военнослужащими

Единоначалие. Командиры (начальники) и подчиненные.

Старшие и младшие.

33. Единоначалиеявляется одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

- маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота - для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

- генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга - для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

- старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга - для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

- младшие офицеры - для сержантов, старшин, солдат и матросов;

- прапорщики и мичманы - для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

- сержанты и старшины - для солдат и матросов одной с ними воинской части.

37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Права военнослужащих

9. Военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Приведение военнослужащих к Военной присяге (принесение обязательства) осуществляется в соответствии с положением, предусмотренным в приложении № 1.

Военнослужащий до приведения к Военной присяге (принесения обязательства) не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться вооружение и военная техника, к военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест.

12. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом и Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

- для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

- для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

- для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

- для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

14. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Глава 4

Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее основные положения. Значение безопасности военной сл



20

*

Содержание

Введение……………………………………………………3 стр                                         

      Глава 1. Понятие и правовые основы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ.………………5 стр

Глава 2. Значение безопасности военной службы в повседневной деятельности войск(сил)………………………………………13 стр

Заключение ……………………………………………….20 стр

Введение

Обеспечение безопасности воен­ной службы (БВС) является акту­альной военно-социальной проблемой для вооруженных сил любого госу­дарства.

Как говорил ученый - мыслитель и практик, командир-организатор генерал от инфантерии М.И.Драгомиров:  “Сбережение людей —святейший долг каждого начальника…”.

В связи с этим необходимо отметить, что с 50-х годов XX столетия по настоящее время благодаря новым видам оружия и военной техники, объективным изменениям в стра­тегическом и тактическом приме­нении войск удалось значи­тельно сократить количество бое­вых безвозвратных потерь. В то же время число не боевых потерь постоянно остается высоким.

Так в 2003 году в войсках округа  погибло 60 человек.

Из этого количества, в связи с нарушением требований безопасности военной службы:

В результате неуставных взаимоотношений погибло 4 и травмировано 234 военнослужащих, в т.ч. у 20 пострадавших удалены селезенки.

Значительное количество травм на почве глумлений и издевательств над сослуживцами в 2003 году совершено в  34 мсд – 38 процентов от их общего числа в округе (из них половина – в 276 мсп).

В 2003 году в войсках округа совершено 19 суицидальных происшествий с гибелью личного состава (в 2002 – 28), что составляет 29.5% от всех случаев гибели военнослужащих совершенных в 2003 году. Из них 15 – по особому перечню, 4 – во внеслужебное время.

Среди них 1 – офицер, 2 - прапорщика, 1 - военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, 15 - военнослужащих по призыву.

                            При неосторожном обращении с оружием погибло 2 военнослужащих.

Сни­жение гибели, физического и мо­рально-психологического травма­тизма личного состава по-прежне­му остается - одной из основных задач офице­ров и прапорщиков округа и  Во­оруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

Глава 1. Понятие и правовые основы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Под безопасностью военной службы понимается состояние во­енной службы, обеспечивающее за­щищенность военнослужащих, ме­стного населения и окружающей природной среды от угроз, возника­ющих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил России.

Система работы по обеспечению безопасности военной службы - это деятельность командиров, штабов, органов по воспитательной работе и других должностных лиц, направ­ленная на формирование и поддер­жание таких условий военной служ­бы, при которых исключается (сво­дится к минимуму) влияние на военнослужащих опасных факторов.

Структурно система БВС вклю­чает ряд элементов ( схема-слайд).

            Основные цели и задачи                                                        

обеспечения безопасности военной службы.                                                        

         Принципы и закономерности

           обеспечения БВС

Опасности и угрозы, причины и источники БВС

Субъекты БВС

Показатели состояния уровня и динамики БВС

Объекты БВС

Направления, формы и методы работы по обеспечению безопасности военной службы

К объектам БВС относятся во­еннослужащие, местное население и окружающая природная среда.

Субъектами БВС в Вооружен­ных Силах являются органы воен­ного управления и воинские долж­ностные лица.

Основными целями мероприятий по обеспечению БВС являются:

- предотвращение не боевых по­терь личного состава;

- предупреждение правонаруше­ний военнослужащих в отношении местного населения;

- максимальное сокращение на­несения вреда окружающей при­родной среде.

Работа по обеспечению безопас­ности военной службы организует­ся по следующим направлениям:

- обеспечение травмобезопасности и безаварийности при несении боевого дежурства, караульной службы, в ходе боевой подготовки, эксплуатации вооружения и воен­ной техники;

- обеспечение травмобезопасности и безаварийности при проведе­нии ремонтно-строительных и хо­зяйственных работ, а также при вы­полнении других задач в повседнев­ной деятельности;

- предупреждение суицидов воен­нослужащих и нарушений уставных взаимоотношений между ними;

- проведение мероприятий меди­цинского обеспечения безопасности военной службы;

- организация противопожарной зашиты и проведение мероприятий по охране окружающей среды.

В 2003 году в войсках округа травмировано 988 военнослужащих. Среди них:

-         офицеров -169;

-         прапорщиков –52;

-         военнослужащих контрактной службы – 59;

-         военнослужащих по призыву – 709 чел.

              Причинами и обстоятельствами получения травм явились:

-         нарушение требований безопасности;

-         недостатки в организации боевой подготовки, гарнизонной, караульной и внутренней служб, хозяйственных и строительных работ, работ с вооружением и военной техникой,

-         нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими,

-         употребление спиртных напитков, наркотических и токсических веществ,

-         суицидальные попытки,

-         личная неосторожность.

Главными задачами системы обеспечения безопасности воен­ной службы являются: нейтрализация действий негативных факторов, снижающих уровень безопасности военной службы, организация оптимально­го управления всеми категориями военнослужащих в процессе по­вседневной деятельности.

К основным задачам обеспечения БВС относятся:

1. Воспитание у всех категорий военнослужащих личной ответст­венности за обеспечение безопас­ных условий службы, формирова­ние навыков и умений правильно действовать в различных стрессо­вых ситуациях.

2. Выполнение мероприятий, со­храняющих жизнь и здоровье лич­ного состава, создание безопасных условий обучения, боевой подго­товки и службы, эксплуатации тех­ники и вооружения, строительных и хозяйственных работ.

1.            Повышение качества занятий с военнослужащими и обеспечение точного выполнения ими предус­мотренных законами и воинскими уставами обязанностей по созда­нию условий, необходимых для ук­репления здоровья военнослужа­щих и усиления контроля за соблю­дением требований мер безопасно­сти при работе с вооружением, во­енной техникой и боеприпасами, при проведении учебных занятий, стрельб, учений и выполнении раз­личных работ, в повседневной дея­тельности и в быту.

Обеспечение безопасности воен­ной службы осуществляется в со­ответствии со следующими основ­ными принципами:

- признания и обеспечения при­оритета жизни и здоровья военно­служащего при организации по­вседневной деятельности войск;

- соблюдения законности;

- обеспечения комплексности, систематичности, целенаправлен­ности и непрерывной профилак­тической направленности прово­димых мероприятий;

- адекватности принимаемых мер возникающим угрозам и опас­ностям безопасности военной службы;

- четкого разграничения функ­ций, полномочий и ответственно­сти субъектов обеспечения БВС за их согласованное осуществление;

- гарантии государством прав и социально-экономического обес­печения военнослужащих при причинении вреда их жизни и здо­ровью.

Результативность и эффектив­ность решения задач обеспечения БВС во многом определяются оп­тимальным уровнем функциони­рования органов военного управ­ления, научной обоснованностью выбора содержания и технологи­ческих приемов работы с личным составом, а также учетом личных интересов и потребностей, настро­ений и мотивов военнослужащих. К наиболее важнейшим законо­мерностям следует отнести:

- взаимосвязь задач и содержа­ния БВС с процессом гуманитаризации строительства Вооруженных Сил;

- соответствие содержания, форм и методов работы по обеспе­чению БВС конкретным условиям и обстоятельствам жизнедеятель­ности военнослужащих;

- взаимообусловленность систе­мы обеспечения БВС со всей сис­темой обучения и воспитания лич­ного состава как в мирное время, так и в военное;

- прямая зависимость эффектив­ности и качества работы по обес­печению БВС от уровня профес­сионализма и нравственных ка­честв военных кадров.

Угрозы безопасности военной службы - совокупность факторов, создающих опасности военнослу­жащим, а также местному населе­нию и окружающей природной среде при осуществлении деятель­ности ВС России.

Под причинами опасностей и уг­роз понимаются различные по ха­рактеру явления и процессы, кото­рые при неадекватном реагирова­нии на них вызывают эти опасно­сти.

Для заблаговременной диагнос­тики угроз и опасностей, а при их наличии для тактически и страте­гически верных действий по их нейтрализации и для достоверной оценки состояния безопасности военной службы целесообразно применять показатели, которые представляются в виде проявле­ний, сведений, симптомов, с по­мощью которых возможно опреде­ление характера и масштабов ис­точников угроз.

В качестве реальных показателей опасностей выступают состояние, уровень и динамика гибели (смер­ти), травматизма и заболеваемости военнослужащих.

Состояние БВС можно опреде­лить как абсолютное число случа­ев гибели (смерти), травматизма, заболеваемости военнослужащих за определенный период времени.


Смотрите также