Безопасность жизнедеятельности человека


Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека

В русском языке слово «безопасность» означает отсутствие опасности, положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь и чему-нибудь.

Под безопасностью человека понимают такое положение, при котором внешние и внутренние факторы не приводят к смерти или ухудшению развития и функционирования организма, сознания и психики.

Безопасность жизнедеятельности человека – состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов и возникновения патогенной ситуации.

Классификация потребностей человека по Маслову

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от приспособления (адаптации) к существующим и прогнозируемым факторам влияния на здоровье.

Адаптация – процесс приспособления организма к внешней среде и к изменениям, происходящим в самом организме.

Различают биологическую и социальную адаптацию.

1. Биологическая адаптация включает в себя:

- генотипическую адаптацию - происходящую на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора.

- фенотипическую адаптацию - приобретение отсутствующей ранее устойчивость к определенному фактору внешней или внутренней среды.  

В процессе адаптации, в организме происходят морфологические и физиологические изменения, которые могут носить обратимый или необратимый характер.

2. Социальная адаптация человека – процесс приспособления человека к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.

Показателем успешной социальной адаптации индивида является его высокий социальный статус, удовлетворенность социальной средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в соответствующую социальную среду, либо отклоняющееся поведение (наркомания и алкоголизм).

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека заключается:

- в предупреждении воздействия опасностей,

- или создание таких условий, когда  риск не превышает приемлемого обществом значения, а уровни вредных факторов (потоков вещества, энергии и информации) – допустимых величин.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека достигается:                

1. Прогнозированием,

2. Активными действиями по недопущению возникновения опасности или ее воздействия.

Активные действий в свою очередь делятся на:

  1. Предупредительные,
  2. Ликвидационные.

Если исходить из того, что патогенная ситуация возникает при взаимодействии двух сторон (человек и среда обитания), то сознательная деятельность человека по обеспечению своей безопасности должна осуществляться по двум направлениям:

1. Устранение или уменьшение силы внешнего болезнетворного (патогенного) фактора. Это  реализуется в виде создания приемлемых условий жизни чел.

 2. Поддержание или повышение устойчивости организма к воздействию вредных и опасных факторов. Реализуется в виде улучшения (укрепления) его здоровья.

Данные направления в безопасности жизнедеятельности человека реализуются путем:

1. Предупреждения контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды.

2. Устранением или уменьшением количественных характеристик внешних патогенных факторов.

3. Повышением устойчивости организма к воздействию внешних факторов.

4. Ликвидацией или ограничением патологических процессов в организме.

* Предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды достигается, например: удалением (эвакуацией) населения из опасных зон, экранированием (ЗС и СИЗ) и сокращением продолжительности воздействия (защита временем при РИ).

* Устранение или уменьшение количественных характеристик внешних факторов до допустимых значений, то есть коррекция среды обитания (защита ослаблением внешних факторов). Например: очисткой территории, сбором и удалением отходов. Применением дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и другие специфических способов.

* Повышение устойчивости организма к воздействию внешних факторов (защита укреплением организма)  -  достигается проведением мероприятий по укреплению организма и повышению его сопротивляемости посредством: аутотренинга, иммунизации, закаливания, рацион. питания и других способов.

* Ликвидация или ограничение патологических процессов в организме. (Является уделом специалистов лечебного профиля). Достигается хирургическим удалением пораженной ткани, терапевтической коррекцией биохимических процессов (прием радиопротекторов, противоядий), обезболиванием и другими способами. Этот способ называется лечение организма.

Системы безопасности защиты человека от опасностей в РФ: 

Система безопасности

Объект защиты

Опасности, поле опасности

Безопасность (охрана) труда

Человек

Группа людей

Опасности среды дея­тельности людей

Защита в чрезвычайных ситуациях

(РСЧС)

Человек

Группа людей

Техносфера

Природная среда

Материальные ресурсы

Естественные, техногенные и антропогенные чрез­вычайные опасности

Охрана окружающей среды

(Экология)

Городские и иные селитебные зоны

Природная среда и ее ресурсы

Опасности техносферы

Антропогенные опасности

 Правовую основу обеспечения безопасности составляют:

Конституция РФ, нормы международного права, международные договоры РФ, ФЗ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

                            Заключение.

Профессия медика является хоть и гуманной, но врачевание людей является одним из опаснейших занятий на Земле. По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности. Профессиональные заболевания  медработников протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов. Поэтому вы должны постоянно использовать в своей профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере своей профессиональной деятельности.

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Суть обеспечения безопасности жизнедеятельности человека заключается в предупреждении и устранении патогенной ситуации.  Предупреждение патогенной ситуации возможно на основе прогнозирования и активных действий по недопущению реализации опасности ее возникновения. Например, социальные конфликты, как правило, угрожают общественными беспорядками и их негативными последствиями для жизни и здоровья граждан. Своевременное улаживание, а еще лучше недопущение конфликтных ситуаций позволяет полностью исключить создание патогенной ситуации в виде хулиганских действий, погромов, вооруженных столкновений и других опасных явлений.  Примерами обеспечения безопасности человечества методом предупреждения могут также служить: отказ от синтеза, производства и применения ядовитых веществ; недопущение опасных экспериментов с генетическими структурами клетки; запрещение разработки и распространения новых видов оружия; охрана окружающей среды и т.п. Устранение патогенной ситуации можно достичь двумя методами: предупредительным и ликвидационным.  Если исходить из того, что патогенная ситуация возникает при взаимодействии двух сторон (человек и среда обитания), то сознательная деятельность человека должна осуществляться по двум направлениям: устранение или уменьшение силы внешнего болезнетворного (патогенного) фактора и поддержание или повышение устойчивости организма к воздействию вредных и опасных факторов. Первое направление реализуется в виде создания приемлемых условий жизни человека, а второе – в виде улучшения (укрепления) его здоровья.  Комбинация методов и направлений позволяет выделить четыре группы основных видов практической деятельности человека по достижению безопасности: 1. Предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды. 2. Устранение или уменьшение количественных характеристик внешних патогенных факторов.  3. Повышение устойчивости организма к воздействию внешних факторов.  4. Ликвидация или ограничение патологических процессов в организме. Предупреждение контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды возможно при применении следующих способов защиты от воздействия факторов окружающей среды: удалении, экранировании и сокращении продолжительности воздействия. Удаление, т.е. защита расстоянием, является наиболее эффективным и доступным способом предотвращения воздействия опасных факторов. Наиболее известными примерами этого способа являются эвакуация населения из опасных зон и соблюдение безопасной дистанции от распоясывавшегося хулигана.  Применение способа экранирования, т.е. защиты экраном, требует наличия или изготовления материальных средств, обладающих защитными свойствами, и осуществляется, как правило, в тех случаях, когда применение способа удаления по каким-либо причинам невозможно или затруднено. Например, возведение и использование жилищ, ношение одежды и обуви, работа в индивидуальных средствах защиты, экранирование половых органов при рентгенологических исследованиях и т.п. Способ сокращения продолжительности воздействия на организм потенциально вредных и опасных факторов, т.е. защита временем, как правило, применяется в исключительных случаях. Например, этот способ применяли ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции при проведении замеров радиации и при экранировании предметов с высокими уровнями ионизирующего излучения.  Для предупреждения контакта с потенциально опасными или вредными факторами исполнителям достаточно иметь, помимо соответствующих сил и средств, знания о степени опасности (вредности) факторов окружающей среды и доступных способах защиты от их воздействия, а также навыки их применения. Этот вид деятельности не требует медицинской подготовки, однако оценка опасности факторов, установление правил и норм поведения, режимов работы и других регламентов, касающихся охраны здоровья, является прерогативой медицинских специалистов. Устранение или уменьшение количественных характеристик внешних факторов до допустимых значений, то есть коррекция среды обитания, это деятельность по уменьшению силы воздействия (защита ослаблением внешних факторов). Она также требует специального оснащения и соответствующей подготовки исполнителей. Наиболее простыми способами коррекции являются: обогрев или проветривание помещения, уборка (очистка) территории, сбор и удаление отходов.  Для коррекции среды обитания применяют дезактивацию (удаление радиоактивных веществ), дегазацию (уничтожение опасных химических веществ), дезинфекцию (уничтожение микроорганизмов и вирусов), дезинсекцию (уничтожение членистоногих), дератизацию (уничтожение грызунов) и другие специфические способы. Специфичность коррекции среды обитания, как правило, обусловлена природой и биологической активностью факторов окружающей среды, медицинского аспекта в ней нет, за исключением определения показаний к использованию этих способов. Следующий вид деятельности по обеспечению жизнедеятельности человека, особенно в экстремальных условиях, предполагает непосредственное участие медицинских специалистов в пропаганде способов повышения устойчивости организма, снабжении медицинскими средствами защиты и обучении приемам их использования, а также – в проведении медицинских мероприятий.  Повышение устойчивости организма к воздействию внешних факторов, т.е. укрепление организма и повышение его сопротивляемости (защита укреплением организма), может быть достигнуто посредством аутотренинга, иммунизации, закаливания, рационального питания, приема радиозащитных препаратов, противоядий и другими способами. Четвертый вид деятельности – ликвидация или ограничение патологических процессов в организме, как вид практической деятельности человека по достижению безопасности – направлен на спасение жизни, облегчение страданий и восстановление жизненно важных функций организма. Он сугубо медицинский и является уделом специалистов лечебного профиля. Ликвидация или ограничение патологических процессов в организме, т.е. лечение организма, достигается хирургическим удалением пораженной ткани, терапевтической коррекцией биохимических процессов, обезболиванием и другими способами. В обеспечении безопасности жизнедеятельности людей могут участвовать и участвуют специалисты различных профессий. Их деятельность осуществляется в виде мероприятий, то есть организованных действий или совокупности действий, имеющих целью создание благоприятных условий жизни человека.  В соответствии с основным родом трудовой деятельности участников мероприятия по обеспечению безопасности называют юридическими, организационными, административными, инженерно-техническими, строительными, хозяйственными, военными, медицинскими, ветеринарными и т.п.  Большое значение для обеспечения безопасности населения имеют следующие масштабные мероприятия медицинского характера:  - гигиеническая регламентация окружающей среды и жизнедеятельности человека; - доведение до вероятных исполнителей гигиенических регламентов и обучение правилам их выполнения; - медицинский контроль выполнения правил безопасности и сохранения здоровья; - изучение и оценка здоровья населения; - научно-медицинское обеспечение всех видов деятельности; - подготовка медицинских специалистов; - управление системой охраны жизни и здоровья граждан; - оказание медико-санитарной помощи, диагностика патологических состояний, лечение и реабилитация пострадавших.  Перечисленные мероприятия составляют сущность медицинской деятельности. Основными видами медицинской деятельности являются медико-профилактическое и лечебное дело. Вспомогательными – управление медицинскими организациями, научное обеспечение медицинской деятельности, материально-техническое обеспечение медицинских технологий и подготовка медицинских специалистов.

Эффективное уклонение от контакта организма с потенциально патогенными факторами внешней среды, а также подготовка и осуществление других мероприятий по защите жизни и здоровья людей возможны лишь при своевременном получении информации о наличии или предполагаемом возникновении патогенной ситуации.

Поэтому к основным видам деятельности по обеспечению безопасности человека следует также отнести прогнозирование патогенной ситуации, оценку обстановки в среде обитания и оповещение об опасности.

Научное предвидение (прогнозирование) неблагоприятных ситуаций можно проводить общенаучными и специальными методами. Общенаучными методами предвидения являются: анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия. Анализ и синтез представляют собой: изучение сложившейся ситуации, рассмотрение возможных изменений (в благоприятном и неблагоприятном направлениях) и соединение расчлененных частей в единое целое.  Индукция состоит в умозаключении на основе знаний ряда частных явлений, фактов, случаев, а дедукция – в умозаключении, выведенном из общих положений, правил, принципов, характерных для всех процессов или явлений данного класса.  Аналогией называют выявление сходства предметов, явлений в каких-либо признаках или отношениях, вывод о будущем на основе знаний о прошлом и настоящем. Среди специальных методов научного предвидения наиболее часто известны экстраполяция, исследование пороговых значений, моделирование (в т.ч. математическое), вероятностный метод, метод экспертных оценок и другие. Методы экстраполяции и разработки сценариев наиболее доступны для руководителей здравоохранения и достаточно эффективны. Экстраполяция – это перенесение известных ранее знаний на неизвестное, познаваемое будущее. Она достоверна при условии неизменности учитываемых факторов и условий. Метод разработки сценариев заключается в описании логической последовательности событий от настоящего к будущему.

^ Индикация опасности и оценка обстановки, как правило, осуществляются посредством сбора, изучения и анализа информации, полученной в результате осмотра территории (акватории, объектов), мониторинга, разведки, проведения экспрессных, лабораторных и инструментальных исследований окружающей среды.

Оповещение об опасности заключается в доведении информации до органов управления, представителей специальных служб и населения. Его осуществляют специально подготовленные должностные лица, оснащенные соответствующими техническими средствами. Должностной обязанностью всех работников медицинских организаций является незамедлительное сообщение своим руководителям о выявленных патогенных ситуациях, вредных и опасных факторах. Наиболее часто в больницах сообщают о получении сигналов оповещения по гражданской обороне и службе экстренной медицинской помощи, сообщают в полицию о фактах бандитизма и хулиганства, передают информацию о случае выявления у пациента признаков особо опасных инфекций.

Перечисленные виды, методы и способы деятельности по обеспечению безопасности человека эффективны при условии предварительной подготовки исполнителей, то есть обучения, инструктажа, снабжения эффективными средствами защиты и адаптации человека, профессионального отбора работающих и их регулярной тренировки.

Классификация средств обеспечения безопасности человека по способам защиты от факторов окружающей среды предполагает выделение средств индикации и обнаружения патогенных факторов, оповещения об опасности, эвакуации людей, экранирования, коррекции окружающей среды, повышения сопротивляемости организма воздействию внешних факторов. В Российской Федерации организована и успешно функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и населения осуществляется Единой системой связи и оповещения, которая представляет собой организационно-техническое объединение средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи. В каждой медицинской организации имеются и используются средства оповещения об опасности, состоящие из технических средств и вспомогательных информационных материалов.  Техническими средствами связи, оповещения и технического контроля называют междугородние и местные телефонные станции, проводные и беспроводные телефоны, местные системы радиовещания, радиоканальные системы речевого оповещения, радиоприемники и радиорепродукторы, телевизоры, системы видеонаблюдения, аудиодомофоны, видеодомофоны, системы пожарной и охранной сигнализации (автономная, пультовая, сигнализация по телефону).  В состав вспомогательных информационных материалов должны входить руководящие, нормативные, справочные и методические документы. Например: список членов штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, схемы оповещения руководства и других должностных лиц, их функциональные обязанности, таблица сигналов гражданской обороны, списки необходимых телефонов, таблица коечной емкости больницы, план эвакуации пациентов из отделений при чрезвычайной ситуации, а также различные инструкции и памятки.  Наиболее востребованными являются инструкции:

- по оповещению руководящего состава больницы о полученных сигналах оповещения;  - по проведению экстренной эвакуации больных и персонала стационара при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;  - при возникновении пожара;  - о поведении медицинских работников в экстремальных условиях криминального характера;  - о неотложных действиях при обнаружении взрывоопасных предметов;  - об оказании неотложной помощи при психических заболеваниях;  - о порядке информации в случае выявления больного (умершего), подозрительного на карантинное заболевание и контагиозные вирусные геморрагические лихорадки. Познание сложившейся системы безопасности жизнедеятельности человека целесообразно осуществлять с технологических позиций. При этом все происходящие в ней процессы следует рассматривать как единый технологический процесс, то есть процесс соединения труда с предметами и средствами труда для достижения главной цели – безопасности. Современный технологический процесс обеспечения безопасности человека представляет собой феноменальную систему, которая структурирована как по вертикали, так и по горизонтали.  С понижением уровня иерархии растет детализация, а с его повышением – степень общности технологического процесса. Высокие уровни обеспечения жизнедеятельности человека, в основном, затрагивают экономический, социальный и управленческий аспекты, на средних уровнях осуществляется более тесная интеграция медицины с техническими науками, на глубоких – технология сливается с естественными процессами и изучающими их медицинскими и другими науками. Развитие технологического процесса идет по пути усложнения его структуры как по вертикали (в связи с переходом на более высокие уровни организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), так и по горизонтали (в связи со специализацией медицинских мероприятий и кооперированием медицинских организаций с другими элементами системы предупреждения и ликвидации патогенных ситуаций). Переход технологического процесса на более глубокие уровни организации материи и временное слияние их на этом уровне с естествознанием – одна из основных черт современной научно-технической революции и развития производительных сил общества в современный период. В современных условиях глобализации достижение безопасности жизнедеятельности становиться всеобщей заботой человеческой популяции, что проявляется в тенденции усиления сотрудничества государственных структур и общественных организаций на международной арене. Наиболее значимыми элементами системы международной безопасности являются Организация Объединенных Наций (ООН) и Совет безопасности ООН, Организация Северно-Атлантического договора (НАТО), Европейский Союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) и другие.  Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в планетарном масштабе призваны решать органы и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций. Например, вопросами разоружения и международной безопасности занимаются Совет Безопасности и Первый главный комитет Генеральной Ассамблеи, решением задач борьбы с голодом – Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций (ФАО), решением проблем глобального здравоохранения – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В Российской Федерации, как и в других странах, безопасность жизнедеятельности основана на системе национальной безопасности. Помимо ее законодательством Российской Федерации предусмотрены: безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности. Каждому виду безопасности соответствуют сложные технологические системы, объединяющие специфические и общие структуры и процессы. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС будут освещены в отдельной лекции. Данные вопросы более подробнее будут освещены в следующей лекции нашего цикла «Национальная безопасность России».

Факторы риска для здоровья человека

На организм человека оказывают влияние многочисленные факторы окружающей среды: характер и сбалансированность питания, динамический и химический характер атмосферы, водный компонент, биологические воздействия, сбалансированность и стабильность климатических и ландшафтных условий, ритм природных явлений и др. В результате разнообразных воздействий в организме происходят самые разные изменения в состоянии клеток, тканей и органов, что далеко не всегда ведет к болезни. Болезнь проявляется лишь в случае существенных структурно-функциональных нарушений в организме, когда нарушается его равновесие со средой. Здоровье вовсе не является стабильным состоянием, а представляет собой процесс преодоления множества патогенных факторов и вызываемых ими повреждений. Здоровье и болезнь являются существенными характеристиками состояния человека и общества в целом. Оба эти процесса связаны с адаптацией, - чем лучше адаптируются человек и общество к неблагоприятным факторам, тем выше должны быть показатели здоровья.

Наряду с правом на здоровье, человек имеет право на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни. Факторами рисканазываются факторы, которые не являются непосредственной причиной болезни, но увеличивают вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные и приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и могут неблагоприятно влиять на течение имеющегося заболевания. Сама болезнь есть результат взаимодействия факторов риска с организмом конкретного человека. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, например, что ряд заболеваний чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Доказана генетическая предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими заболеваниями. Для возникновения и течения многих болезней, таких, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронических инфекций (например, хронического тонзиллита) может быть фактором риска для развития ревматизма.

Экологические факторы риска весьма многообразны. Изменения химических и физических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Химическое загрязнение и ионизирующее излучение являются онкогенными факторами. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементозов (элементных эндемий) – заболеваний, связанных с избытком или недостатком в организме атомов того или иного химического элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания горных районов может способствовать развитию микседемы у взрослого населения и кретинизма у детей. Дефицит селена вызывает специфическое заболевание сердца – болезнь Кешана, которая характеризуется множественными очагами некроза миокарда. Избыток микроэлементов также приводит к ряду патологий. Так, например, избыток фтора в воде вызывает эндемический флюороз – накопление фтора в волосах, зубах, костях выше нормы. Это провоцирует кариес зубов и изменение в костной ткани.

Существует большое количество инфекционных и паразитарных заболеваний, характеризующихся эндемизмом, встречаемостью на строго ограниченной территории. В этом случае риск заболевания непосредственно связан с нахождением людей, восприимчивых к нему, на данной территории. Эндемизм соответствующих заболеваний связан с тем, что их возбудители, их промежуточные хозяева, животные-резервуары или переносчики встречаются только в определенных биогеоценозах. Так, только на о.Байкал встречаются определенные виды ленточных червей, промежуточным хозяином которых является байкальский омуль. Вирусы некоторых форм геморрагической лихорадки встречаются только в определенных зонах Восточной Африки, где обитают их специфические переносчики.

Социальная природа человека порождает социальные факторы риска для его здоровья. Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, гиподинамия являются факторами развития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки, такие как курение, употребление алкоголя, – факторы риска развития бронхолегочных, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний печени.

Факторы риска могут иметь индивидуальный характер, как, например, генетические особенности организма, а могут действовать на человеческие популяции в целом. Например, химическое загрязнение атмосферы пагубно влияет на все население зоны загрязнения, а также на население соседних областей.

Наиболее неблагоприятно сказывается на здоровье людей совместное действие нескольких различных факторов риска. Например, наличие таких факторов риска, как курение, ожирение, гиподинамия, значительно увеличивает риск развития ишемической болезни сердца.

В профилактике возникновения и прогрессирования болезни большое значение имеет устранение факторов риска индивидуального характера (отказ от вредных привычек, занятие физкультурой, ликвидация очагов инфекций в организме и др.). Устранение факторов риска, влияющих на популяцию, также имеет важное значение. На это направлены, в частности, мероприятия по охране окружающей среды, источников водоснабжения, санитарная охрана почвы, устранение проф. вредностей, соблюдение техники безопасности и др.

Безопасность жизнедеятельности населения обеспечивается системой защиты жизни и здоровья человека, включающей охрану окружающей среды, социальное обеспечение и здравоохранение. В свою очередь, составными элементами охраны здоровья людей являются:  - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, радиационной, химической и биологической безопасности, безопасности питания, пожарной, транспортной и иной безопасности;  - защита населения в чрезвычайных ситуациях;  - охрана труда и его безопасность; - медицинское и другие виды обеспечения жизнедеятельности человека.  Примером комплексной защиты населения Российской Федерации является Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Системы обеспечения безопасности жизнедеятельности функционируют в сфере производства товаров и услуг, в силовых ведомствах и других областях организованной деятельности граждан Российской Федерации.  Управление охраной здоровья и безопасностью персонала является перспективным направлением повышения производительности труда в современном мировом производстве. Научно обоснованным образцом системного обеспечения жизнедеятельности в организованных группах является система охраны здоровья военнослужащих. На протяжении десятилетий ее достижения постепенно внедрялись в теорию и практику обеспечения жизнедеятельности советских и российских граждан.  Требования Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации направлены на создание благоприятных условий для здоровья военнослужащих, на определение надлежащих правил взаимоотношения между ними, внутренний порядок и безопасность военной службы.  Деятельность государственных структур в области безопасности жизнедеятельности человека имеет законодательную базу. Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Заключение Одной из важнейших задач современного профессионального медицинского образования является изучение системы безопасности жизнедеятельности человека в медицинских организациях, которая имеет две основные составляющие: безопасность медицинского труда и безопасность медицинских услуг (этим вопросам будут посвящены две отдельные лекции: 1. «Безопасность труда медицинского персонала». 2. «Безопасность медицинских услуг»). Рассмотренные виды безопасности государства и общества, как правило, нацелены на достижение безопасности жизнедеятельности человека, его личности.  Безопасность личности человека имеет экономическую, физическую, информационную и психологическую составляющие, которые отражают уровень удовлетворения основных потребностей человека (физиологические и материальные потребности, потребности в безопасности, потребности в самоуважении, самовыражении и общении).  Эффективность систем безопасности человека в определенной степени обусловлена экономической мощью государства, образованностью политических лидеров и общим уровнем культуры населения.  Значительную роль в создании благоприятной среды обитания и в рациональном использовании имеющихся средств защиты играет уровень владения каждым человеком знаниями об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, что и составляет основу понятия «культура безопасности».

Жизнедеятельность — это... Безопасность жизнедеятельности :

Человек на протяжении всей своей жизни участвует в постоянном сложном процессе создания благоприятных условий для своего существования. При этом он должен учитывать не только внутренние особенности своего организма, но и внешние факторы, которые могут на него влиять. Комфорт и безопасность своей жизни можно обеспечить, если принимать во внимание все аспекты жизнедеятельности.

Что такое жизнедеятельность?

Жизнедеятельность – это предотвращение и предупреждение опасности, возникающей при взаимодействии живого организма и окружающей среды. Источник опасности может исходить как от живой, так и от неживой формы воздействия и приносить вред организмам, природе, ценностям. Опасность может быть потенциальной, реальной и реализованной.

Классификация видов опасности

  • Естественные обусловлены природными явлениями, географическим положением и климатическими условиями.
  • Технические, или техногенные, возникают в производственных процессах и приводят к травмам и смертельным исходам.
  • Антропогенные допускаются в результате случайной или умышленной ошибочной деятельности.

Среда обитания

Жизнедеятельность - это длительный процесс, на который немалое влияние оказывает среда обитания и какие-либо отклонения от нормы связаны именно с ней.

  • Физическая – атмосферное давление, загазованность, процентная влажность воздуха, температура, радиация.
  • Биологическая – растительный и животный мир.
  • Социально-психологическая – быт, производственно-хозяйственная деятельность, творчество.

Сложнейший и интереснейший процесс – жизнедеятельность человека, который зависит от массы внешних и внутренних факторов. Для него крайне необходимы благоприятные условия обитания, полноценный здоровый образ жизни, сбалансированное питание.

Среда обитания – экологическое понятие в жизни организмов. Существуют следующие среды обитания: вода, воздух, земля и организм другого живого существа. Никакая жизнедеятельность организмов невозможна без среды обитания. И самое уникальное свойство живых существ – это приспособление или адаптация к условиям выживания в той или иной среде.

Процессы жизнедеятельности человеческого организма

Жизнедеятельность – это постоянный анализ человеком внешних и внутренних факторов воздействий для принятия и осуществления решений дальнейшего здорового и активного существования. Человеческий организм – это сложный механизм. В нем происходят постоянные обменные процессы, требующие внимательного отношения ко всем его системам, каждая из которых выполняет свою функцию. И вопрос гигиены организма занимает главное место в среде его обитания.

Нервная система (центральная и периферическая) регулирует существование всех систем и органов, а также контролирует психическое состояние организма.

Выделительная система – это естественное удаление из организма продуктов распада. Для нормального функционирования нервной системы, хорошего обмена веществ, качественного сна рекомендуется закаливание организма. Солнце, воздух и вода укрепляют здоровье человека.

Кровообращение – проводник кислорода и питательных веществ к тканям и органам. Вывод из организма продуктов распада и поддержание должной температуры – это тоже задача кровеносной системы.

Дыхание регулирует обмен кислорода и углекислого газа. Органы дыхания – это главный путь для попадания в организм болезнетворных микробов, пыли и других раздражителей. Чтобы избежать заболеваний органов дыхания, рекомендуются прогулки на свежем воздухе, поддержание в чистоте жилых объектов, проветривание. Страшный вред наносит курение и курильщику, и окружающим его живым существам.

Питание – основа существования и насыщения организма белками, жирами, углеводами, водой, минеральными солями, витаминами. Гигиена питания заключается в соблюдении режимов хранения продуктов, приготовления пищи, качественного, полноценного питания и соблюдения личной гигиены.

Для гигиены кожи, развития мышечной и мускульной системы необходимы чистота и занятия спортом. Одеваться нужно в соответствии с погодой или характером деятельности.

На деятельность органов слуха могут повлиять внешние шумы, различного рода повреждения, заболевания и недостаточная гигиена.

По достижении детородного возраста входит в силу система органов размножения для продления рода человеческого, которая требует внимательного и трепетного отношения.

Что такое БЖД?

Воспитание молодого поколения невозможно в современном социуме без привития основных норм и понятий ответственного отношения к своему здоровью, безопасности личной и окружающих, защиты своей жизни во вредных и опасных условиях обитания. В курс программы многих школ и высших учебных заведений введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В нем отражены все аспекты гармоничного развития системы «природа-человек-общество». Изучение всевозможных вариантов здорового образа жизни, мер и способов безопасности – основная цель предмета.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это особая наука о поведении людей в условиях опасности. Она знакомит с теорией и практикой безопасности на производстве и в быту, изучает законодательную и нормативную базу по охране труда и технике безопасности, а также механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Основные разделы, изучаемые в БЖД

  1. Опасные и чрезвычайные ситуации. Необходимая защита для обеспечения безопасности.
  2. База медицинских знаний и навыков при оказании первой помощи пострадавшим.
  3. Здоровый образ жизни.
  4. Изучения современных проблем безопасности.
  5. Военная обязанность и меры безопасности.

В основы жизнедеятельности заложена безопасность существования. Безопасность означает, что условия жизни должны соответствовать основным потребностям. Это и комфорт, и покой, и надежность защищенности.

Как себя защитить от опасности

Не всегда поведение человека можно предсказать, поэтому безопасность жизнедеятельности предусматривает контроль над избыточной отрицательной энергией, за выплеском которой неизбежно следуют нанесение ущерба, физические травмы, ранения, разрушения, случаи летального исхода.

На любое действие всегда есть противодействие. От любой опасности всегда должна быть защита. Поэтому решение этой проблемы заключается в двух ветвях:

  • истребление источника опасности;
  • противостояние опасности высокой степенью защиты.

Подводя итог, можно сказать, что жизнедеятельность – это не только благоприятные условия. Она невозможна без опасных ситуаций. Поэтому безопасность рассматривается как система мер и действий по устранению опасности и недопущению риска.

Причинами возникновения и формирования учения о безопасности жизнедеятельности являются потребности общества и человека в защите от опасностей

Тема № _1_ Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы
  Введение
1. Введение в проблему: основные понятия, термины, определения
2. Опасности, их эволюция
3. Защита от опасностей
4. Правовые основы безопасности жизнедеятельности
  Заключение

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.М. Чиж, С.Н. Русанов, Н.В. Третьяков и др. // Под ред. чл.-корр. РАН, проф. И.М. Чижа. - М.: Издательство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2014. - 210 с.

2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. /С.В. Белов. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 682 с.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая шко-ла, 2009. — 616 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.

Введение

Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.

Возникнув в период интенсификации научно-технического прогресса, техническая проблема безопасности в искусственных системах «человек-машина» в настоящее время вышла за пределы техносферы и приобрела экологический характер.

В связи с тем, что человек является одновременно и виновником, и мишенью экологического неблагополучия, введение в современное медицинское образование нового предмета «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» приобретает особое методологическое значение и побуждает к рассмотрению данной проблемы с позиций биологии, физиологии и психологии человека.

1. Введение в проблему: основные понятия, термины, определения

Методология – это учение об организации деятельности. Предложенное определение детерминирует предмет методологии – организация деятельности.

Методологически исследование проблем безопасности жизнедеятельности развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее время возникла потребность в разработке целостной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности – «практика – теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Как профессиональная деятельность, безопасность жизнедеятельности – область практической деятельности, направленная на сохранение жизни и здоровья людей в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Как научная и учебная дисциплина, безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают человеку, обществу и государству. Поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью принято понимать такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные.

В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова – жизнедеятельность определяется двумя значениями: «1. Совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма. 2. Работа, деятельность человека за время его жизни».

Вопросами жизнедеятельности, обеспечения ее безопасности человечество начало заниматься очень давно. Например, защита воина на поле боя – шлемы, кольчуги, защитные сооружения и т.д. Наиболее интенсивно это направление стало развиваться в эпоху научно-технического прогресса, когда появились железные дороги, автомобили, авиация. Необходимость защиты человека в этих технических системах от воздействия неблагоприятных факторов, которые в обычных условиях либо незначительны, либо отсутствуют, привела к развитию исследований в области медицины (гигиены, авиационная медицина и др.), психологии (психология труда, инженерная психология), технических наук. Появились новые научные направления – эргономика, экология, ноксология.

Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах «человек – техника – среда» с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

Экология – это наука об отношениях животных и растительных организмов со средой обитания. Экология человека изучает общие закономерности взаимодействия природы и общества.

Ноксология – изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит изучение принципов минимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.

Исходя из общности задач эргономики и экологии, заключающихся в сохранении здоровья людей, оптимизации условий, средств и процессов их деятельности, а также в разработке путей и способов защиты организма человека от неблагоприятных факторов, эти науки во многом обеспечивают решение проблем профилактической медицины.

Наряду с эргономикой и экологией некоторые разделы медицинской науки, такие как, авиационная, морская, космическая медицина, обеспечивают безопасность и необходимую работоспособность человека, в условиях, порой исключающих биологическую жизнь (например, космос). Наиболее часто человек во время полета на самолете сталкивается с перепадами барометрического давления, температуры, шумами, вибрациями, гипоксией и т.д., способных нанести серьезный вред организму человека.

В экологической традиции безопасность жизнедеятельности (БЖД) определяют как науку о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.

Причинами возникновения и формирования учения о безопасности жизнедеятельности являются потребности общества и человека в защите от опасностей.

Потребности общества:

- сохранение здоровья и трудоспособности членов общества;

- защита членов общества от естественных опасностей;

- сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин.

Потребности человека:

- физиологические потребности в пище;

- в продолжение рода;

- в безопасности;

- в социальных связях (включенность в сообщество, любовь близких);

- в уважении, одобрении, признании;

- в духовном развитии.

В нашей стране организация обучения основам безопасности жизнедеятельности в государственных общеобразовательных учреждениях впервые было введено в 1990 году, когда Коллегия Государственного комитета СССР по народному образованию приняла документ: «О мерах по созданию системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности». В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» осуществляется с 2011 года. Официальное признание понятия «безопасность жизнедеятельности» в образовательной сфере стало закономерным следствием, с одной стороны, роста угроз жизнедеятельности человека и общества в целом, а с другой - достижений в изучении проблем безопасности представителями многих отраслей науки.

Цель БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Задачи БЖД - формирование у человека мировоззрения и культуры безопасной жизни, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения комфортной и безопасной жизни и для сохранения допустимого качества среды обитания.

Объектами БЖД являются человек и коллективы людей.

Предмет исследований в БЖД – опасности и их совокупности, действующие в системе «человек – источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей.

В настоящее время в Российской Федерации безопасность жизнедеятельности изучается в средней школе, средних и высших учебных заведениях. Изучение этой дисциплины призвано интегрировать знания на общей методической основе в единый комплекс. Причем на каждом этапе изучения БЖД имеется своя, ярко выраженная специфика.

Так, в средней школе вопросы БЖД, в основном касаются проблем личной безопасности человека в различных условиях жизни.

В области экологии – это вопросы защиты окружающей среды и человека в ней, прежде всего от техносферных опасностей.

В медицинской науке – это изучение влияния опасностей на организм человека и его защита от неблагоприятных воздействий на морфологическом, физиологическом, психологическом, социальном уровнях. Разрабатываются вопросы защиты организма человека в различных условиях жизнедеятельности: обыденной и повседневной жизни, в условиях профессиональной деятельности, в чрезвычайных ситуациях различного генеза, а также в условиях войн. При этом направления исследований касаются как организма, личности здорового человека, так и больного.

Основные понятия безопасности жизнедеятельности.

Понятие «Жизнедеятельность» состоит из двух компонентов — «жизнь» и «деятельность», поэтому определим сначала содержание каждого из них.

Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своих функций, разных форм движения, возможность приспосабливаться к окружающей среде, наличие обмена веществ и реакций на раздражители. Жизнь является высшей формой существования материи сравнительно с другими - физической, химической, энергетической и т.п. Жизнь можно рассматривать как последовательный, упорядоченный обмен веществ и энергии.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть ее полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью. Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство. В жизненном цикле «человек и окружающая среда обитания» человек реализует свои физиологические и социальные потребности. В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

Итак, под жизнедеятельностью понимается свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного развития и самореализации индивидуума, группы людей, общества в целом, человечества в единстве их жизненных потребностей и возможностей. Жизнедеятельность – процесс взаимодействия организма человека, личности с потоками вещества, энергии, информации окружающей среды, как в трудовой деятельности, так и условиях отдыха, быта, миграции для удовлетворения своих потребностей. Эволюционно – это наиболее древний процесс.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное наносить вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность — это условие или ситуация, которые существуют в окружающей среде и способны привести к нежелательному высвобождению энергии, которая может послужить причиной физического вреда, ранения или повреждения.

Безопасность -состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует возможность реализации чрезвычайной ситуации.

Безопасность жизнедеятельности человека (как научная и учебная дисциплина)—комфортное и безопасное взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферы и верхний слой литосферы, не испытывавших техногенных воздействий. Биосфера Земли является защитным экраном от космического воздействия, под которым зародилась жизнь, и сформировался человек. Но помимо защитных свойств, биосфера обладает и рядом факторов, негативно влияющих на человека (температура, воздуха, атмосферные осадки и т.д.). Естественная природная среда самодостаточна. Она может существовать и развиваться без участия человека.

Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека. Техносфера самостоятельно развиваться не может. Без участия человека она обречена на старение и разрушение.

Техносферная безопасность – сфера научной и практической деятельности, направленная на создание и поддержание техносферного пространства в состоянии, исключающем его негативное влияние на человека и природу.

Защита окружающей среды – комплекс научных и практических знаний, направленных на сохранение качественного состояния биосферы (природной среды).


Смотрите также