Техническое регулирование пожарной безопасности


Техническое регулирование в области пожарной безопасности

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах РФ (НПА) и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

К НПА РФ по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» (2002), федеральные законы и иные НПА РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (2008).

Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий и сооружений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса РФ устанавливается законодательством РФ.

Источник: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. федеральных законов от 10.07.2012 № 117-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ).

Вам может быть интересно:

Статья 3 Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Статья 4 Техническое регулирование в области пожарной безопасности

1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Статья 5 Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Концепция технического регулирования в области пожарной безопасности

Wladimir Wasilewicz JASZYN

Wszechrosyjski Naukowo -Badawczy Instytut Ochrony Przeciwpozarowej Ministerstwa Nadzwyczajnych Sytuacji Rosji

KONCEPCJA UREGULOWAN TECHNICZNYCH W ZAKRESIE OCHRONY PRZECIWPOZAROWEJ

КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

До принятия Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществлялось путем разработки и принятия нормативных документов по пожарной безопасности (правил и норм пожарной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил), содержащих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также методы и способы подтверждения соответствия этим требованиям. Кроме того нормативные документы по пожарной безопасности содержали методы и способы классификации пожаров, пожароопасных и взрывоопасных объектов (в том числе веществ и материалов, электротехнических изделий), средств обеспечения пожарной безопасности, пожарной техники и средств пожаротушения. Общее количество документов по пожарной безопасности составляет банк более 2000 документов, часть из них имеет межгосударственный статус.

После принятия указанного Закона все эти документы остаются обязательными в течение переходного периода, установленного статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании».

МЧС России, понимая важность принятого Закона, в 2003 году приступила к разработке новой концепции технического регулирования в области пожарной безопасности.

Анализ международного опыта технического регулирования в области пожарной безопасности показал, что во всех экономически развитых странах в качестве документов, устанавливающих требования к обеспечению пожарной безопасности, используются различные нормы и стандарты (как национальные стандарты, так и стандарты различных обществ и ассоциаций), которые до принятия ими статуса

обязательных документов являлись добровольными и рекомендуемыми для применения.

Анализ действующих нормативных документов по пожарной безопасности показал, что основная часть этих документов актуализирована в соответствии с реалиями экономики и в основном гармонизирована с требованиями международных стандартов.

Вместе с тем, в соответствии с принятым Федеральным законом техническое регулирование должно осуществляться техническими регламентами и стандартами. Причем, все обязательные требования должны устанавливаться техническими регламентами, а стандарты должны содержать только рекомендации.

Учитывая вышесказанное, первоначально планировалось разработать семь основных технических регламентов, устанавливающих общие требования пожарной безопасности. Это: общий технический регламент «Об общих требованиях пожарной безопасности», специальные технические регламенты - «О требованиях пожарной безопасности городских и сельских поселений», «О требованиях пожарной безопасности зданий и сооружений», «О требованиях пожарной безопасности промышленных предприятий», «О требованиях пожарной безопасности при эксплуатации объектов защиты», «О требованиях пожарной безопасности к продукции» и «О требованиях пожарной безопасности нефтегазового комплекса». Эти технические регламенты образовывали три уровня регулирования: от требований к планировочным решениям городов до требований к объектам конкретной отрасли народного хозяйства.

Но после обсуждения на методическом совете по техническому регулированию при Минпромэнерго России было принято решение о разработке одного общего технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности». Этот документ соединил в себе многоуровневый подход к нормированию в области пожарной безопасности.

Вместе с тем, в проекте технического регламента невозможно было установить исчерпывающие требования пожарной безопасности из-за многовариантности решения вопросов пожарной безопасности. И авторами было предложено в качестве доказательной базы выполнения требований пожарной безопасности общего технического регламента использовать рекомендуемые положения нормативных документов по пожарной безопасности. Таким образом, был учтен международный опыт технического регулирования.

В соответствии с концепцией общего технического регламента «Об общих требованиях пожарной безопасности» было установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара.

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию.

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня безопасности людей и предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Комплекс мероприятий по защите имущества при пожаре, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется им в добровольном порядке.

В техническом регламенте установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если выполняется одно из нижеследующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и используются положения рекомендуемых нормативных документов по пожарной безопасности;

пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим или специальными техническими регламентами.

Оценка пожарного риска не осуществляется для объектов защиты, на которых в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требования пожарной безопасности).

Такой подход предоставляет право собственнику самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты: либо он выполняет рекомендованные положения добровольных для применения нормативных документов по пожарной безопасности, либо рассчитывает риск гибели людей, обеспечивая его допустимый уровень.

Таким образом, техническое регулирование в области пожарной безопасности должно складываться из требований общего технического регламента, требований специальных технических регламентов и добровольных для применения положений нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых позволяет считать, что требования пожарной безопасности выполняются.

В этой связи большое значение приобретают как раз нормативные документы по пожарной безопасности. Поскольку рекомендации по обеспечению пожарной безопасности, изложенные в этих документах, позволяют собственнику, во-первых, экономить время и средства на разработку мероприятий по обеспечению требуемого уровня пожарной безопасности и, во-вторых, эти рекомендации могут динамично изменяться в случае появления более эффетивных средств обепечения пожарной безопасности или в результате обобщения опыта применения традиционных средств. Такие рекомендации могут учитывать применение новых материалов или конструктивных решений. И самое главное - эти рекомендации разрабатываются специалистами в вопросах обеспечения пожарной безопасности. Как было сказано выше, в настоящее время таких нормативных документов по пожарной безопасности разработано более 2000 и, конечно в часть из них необходимо внести изменения, устраняющие противоречия, и исключить устаревшие требования. Часть нормативных документов содержали фундаментальные требования, и эти требования вошли в общий технический регламент. Но основная часть этих документов содержит проверенные временем рекомендации, выполнение которых существенно снизит и количество пожаров, и опасность гибели людей при пожаре. Необходимо отметить, что почти все эти докумнты разрабатывались после анализа крупных пожаров с большым количеством жертв и по сути написаны кровью погибших.

К сожалению, Федеральный закон «О техническом регулировании» исключил из процесса технитеского регулирования огромное количество нормативных документов по пожарной безопасности. Это: нормы и правила пожарной безопасности, строительные нормы и правила. При этом не учитывается опыт развитых зарубежных стран, где под стандартами понимаются документы, принимаемые различными организациями, например, требования пожарной безопасности в Германии устанавливаются государственными стандартами DIN или стандартами страховых обществ VdS, и их выполнение является обязательным. Во многих странах используется понятие «кодексы устоявшейся практики». Под это понятие как раз подпадают и нормы пожарной безопасности, и СниПы. МЧС России предлагало внести

в существующий Федеральный закон это понятие, сохранив тем самым нормативные документы по пожарной безопасности.

Но необходимо отметить, что аналогичные документы имеются и в других оргнах исполнительной власти, например, регламент радиосвязи, определяющий порядок использования и применения средств радиосвязи, это СанПиНы, это нормы применяемые в атомной энергетике, и другие. Перевод свех этих документов в стандарты в соответствии с указанным законом потребует времени, средств (в том числе и финансовых) и отвлечения специалистов на эту работу.

Разрешите коротко остановиться на структуре проекта общего технического «Об общих требованиях пожарной безопасности».

В нем: во-первых, определена «сфера применения технического регламента:

1. Настоящий технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению безопасности людей и животных, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, независимо от их назначения и организационно-правовой формы.

2. Положения настоящего технического регламента обязательны для исполнения

при:

проектировании (конструировании), строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации (применении) и утилизации объектов защиты;

разработке, принятии, применении и исполнении специальных технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, и нормативных документов по пожарной безопасности;

разработке технической документации на объекты защиты.

Настоящий технический регламент определяет также права и обязанности участников регулируемых настоящим техническим регламентом отношений.

3. Для объектов защиты специального назначения (в том числе объектов военного назначения; объектов по производству, переработке, хранению радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов; объектов по уничтожению химического оружия и средств взрывания; космических объектов и стартовых

комплексов; горных выработок) наряду с настоящим техническим регламентом должны соблюдаться требования пожарной безопасности специальных технических регламентов и положения нормативных документов по пожарной безопасности».

Во вторых, определено, что «техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности.

К нормативным правовым актам относятся технические регламенты, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы, правила, инструкции и технические условия, содержащие положения, обеспечивающие достижение целей и реализацию принципов обеспечения противопожарной защиты, сформулированных в технических регламентах.

Нормативные документы по пожарной безопасности устанавливают впредь до принятия соответствующих технических регламентов обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а после их принятия - рекомендуемые положения по обеспечению пожарной безопасности».

В-третьих, установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара.

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня безопасности людей

и предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Комплекс мероприятий по защите имущества при пожаре, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется им в добровольном порядке. (то есть цель обеспечения пожарной безопасности в первую очередь является человек, а во вторую - имущество третьих лиц, имущество собственника не является объектом технического регулирования представленного проекта технического регламента, но он может защищать его добровольно)

Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию.

Состав систем предотвращения пожара, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий определяется функциональным назначением объекта защиты и устанавливается настоящим техническим регламентом, специальными техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Причем, последняя фраза позволяет до введения соответствующих технических регламентов сохранить обязательность выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности, а после принятия технических регламентов - использовать эти документы как доказательную базу соответствия требованиям технических регламентов.

В-четвертых, установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если выполняется одно из нижеследующих условий:

в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и используются рекомендуемые положения нормативных документов по пожарной безопасности;

пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим или специальными техническими регламентами.

Метод оценки риска гибели людей при пожаре должен основываться на: определении риска гибели человека при пожаре для наиболее опасного сценария развития пожара;

использовании расчетных методов прогнозирования динамики опасных факторов пожара и определения времени эвакуации людей в безопасную зону;

использовании физико-химических свойств и показателей пожарной опасности веществ и материалов для моделирования динамики опасных факторов пожара, определенных по методам, приведенным в нормативных документах по пожарной безопасности;

использовании официальных данных об опасных для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов пожара.

Для объектов защиты, система обеспечения пожарной безопасности которых проектируется на основе анализа опасности и оценки пожарного риска, должна быть

разработана декларация пожарной безопасности.

Определение пожарного риска должно осуществляться в обязательном порядке для оценки эффективности системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, на которые отсутствуют нормы проектирования, а также при обосновании отступлений от требований пожарной безопасности технических регламентов и (или) нормативных документов по пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска должны быть составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Оценка пожарного риска не осуществляется для объектов защиты, на которых в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требования пожарной безопасности) (то есть, если нет специальных технических регламентов, то необходимо выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности и не рассчитывать риск)

Порядок оценки пожарного риска, перечень сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, и порядок ее оформления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Таким образом положения представленного технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать, как обеспечивать пожарную безопасность объекта защиты. Представленные же в первом разделе технического регламента классификации элементов обеспечения пожарной безопасности, на наш взгляд, дают собственнику объекта защиты возможность понять, какими способами можно обеспечивать требования пожарной безопасности.

Содержание разделов 2, 3, и 4 устанавливают только общие требования к различным объектам защиты, на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, а 5 - при эксплуатации.

Второй раздел регламентирует размещение пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений, устанавливает необходимость и размеры противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, проходов, проездов и подъездов к зданиям и сооружениям, требования к источникам пожарного водоснабжения.

Даны общие принципы формирования пожарной охраны городских и сельских поселений, в том числе подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, муниципальной, добровольной и частной пожарной охраны. Так, например, «численность личного состава подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется из расчета не менее одной единицы на каждые 650 человек населения, а участвующего в осуществлении профилактики пожаров -из расчета: в городских поселениях - одна единица на 10 тыс. населения, в сельских поселениях - одна единица на 8 тыс. населения», а их дислокация определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях - 20 мин.).

Третий раздел определяет общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации на объекты строительства, устанавливается нормативное значение риска. Определены требования к путям эвакуации, системам оповещения и управлением эвакуации в том числе к конструктивно-планировочным решениям зданий и сооружений в части обеспечения безопасности людей или безопасной их эвакуации и т. д.

Четвертый раздел определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации, устанавливается нормативное значение риска (в том числе индивидуального как для работников объектов, так и для жителей селитебной зоны), определена последовательность проведения расчета риска производственного объекта. Установлены требования к генеральным планам, в том числе и к зонированию производственных объектов, дорогам и подъездам, источникам водоснабжения производственных объектов и.т.д.

В пятом разделе приведены существующие актуализированные правила пожарной безопасности при эксплуатации различных объектов защиты.

В разделах 6 и 7 сформулированы общие требования пожарной безопасности к пожарной технике и продукции общего назначения.

Восьмой раздел определяет формы и методы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты. Устанавливает, что оценка соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, систем обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, проводится в формах: государственного пожарного надзора; экспертизы;

приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты;

приемки и ввода в эксплуатацию систем пожарной безопасности;

производственного контроля;

подтверждения соответствия;

исследований (испытаний);

регистрации;

аккредитации.

В этом разделе подробно изложен порядок проведения государственного пожарного надзора за соблюдением требований настоящего технического регламента, так:

Государственный пожарный надзор за соблюдением требований настоящего технического регламента проводится:

на стадии проектирования, строительства, капитального ремонта, технического перевооружения, реконструкции объектов капитального строительства, изменения функционального назначения объекта защиты - путем согласования раздела проекта «Противопожарные мероприятия» и декларации пожарной безопасности;

на стадии, эксплуатации (применении), технического обслужива-ния - путем проведения периодических проверок (мероприятий по контролю) работоспособности систем противопожарной защиты, соответствия системы обеспечения пожарной безопасности проектно-сметной документации, а также выполнения мероприятий, изложенных в декларации пожарной безопасности, требований технического регламента.

В случае, когда обеспечение пожарной безопасности объекта защиты осуществляется посредством выполнения обязательных требований технических регламентов и добровольного применения рекомендуемых положений нормативных документов по пожарной безопасности, государственный пожарный надзор проверяет:

соответствие объекта требованиям технического регламента и рекомендуемым положениям нормативных документов по пожарной безопасности;

работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности. В случаях, когда система обеспечения пожарной безопасности спроектирована на основе анализа пожарной опасности и оценки пожарного риска или содержит обоснованные отступления от требований пожарной безопасности технических регламентов или рекомендуемых положений нормативных документов по пожарной безопасности, государственный пожарный надзор проверяет:

наличие, полноту и правильность оформления декларации пожарной безопасности;

выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренных проектной документацией и декларацией пожарной безопасности;

работоспособность системы обеспечения пожарной безопасности и соответствие ее параметров проектной документации;

выполнение требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты.

Выявленные органами государственного пожарного надзора в результате проведения мероприятий по контролю нарушения требований пожарной безопасности, установленных настоящим техническим регламентом, а также несоответствие параметров системы обеспечения пожарной безопасности - проектной документации и положениям рекомендуемых нормативных документов по пожарной безопасности, взятых за основу при проектировании и монтаже соответствующих систем противопожарной защиты и зафиксированных в декларации пожарной безопасности, являются нарушениями обязательных требований пожарной безопасности, подлежат устранению в порядке и сроки, установленные органом государственного пожарного надзора, и могут быть основанием для реализации мер административного воздействия на юридическое или физическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подтверждение соответствия

1. Подтверждение соответствия объектов защиты требованиям пожарной

безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.

4. Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежит пожароопасная продукция, системы и средства обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и пожарная техника, требования к которым устанавливаются настоящим техническим регламентом и специальными техническими регламентами.

5. Декларирование соответствия требованиям пожарной безопасности продукции осуществляется российским изготовителем, продавцом или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя.

В случае отсутствия на территории Российской Федерации лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, подтверждение соответствия продукции осуществляется только в форме сертификации.

6. Подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с привлечением третьей стороны проводится только в аккредитованных на право проведения этих работ организациях.

Подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится по следующим схемам

а) для серийно выпускаемой продукции: декларация заявителя на основе собственных доказательств (схема 1 д); декларация заявителя на основе собственных доказательств и испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 2д);

декларация заявителя на основе собственных доказательств, испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества применительно к производству продукции (схема

3д);

сертификация продукции на основе анализа состояния производства и испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 2с);

сертификация продукции на основе испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции (схема 3с);

сертификация продукции на основе анализа состояния производства и испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции (схема 4с);

сертификация продукции на основе испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции и системы качества (схема 5с);

б) для ограниченной партии продукции:

декларация заявителя на основе собственных доказательств, испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории представительной выборки из партии продукции (схема 5д);

сертификация партии продукции на основе испытаний представительной выборки из этой партии в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 6с);

сертификация единиц продукции на основе испытаний единицы продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (схема 7с).

Представительная выборка образцов для проведения испытаний в целях подтверждения соответствия определяется в соответствии с нормативными документами на отбор образцов и методы испытаний.

3. Схемы 1д и 5д применяются для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности веществ и материалов, за исключением: строительных материалов;

отделочных материалов для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена;

огнезащитных и огнетушащих веществ.

Схема 2д применяется для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности:

газовых огнетушащих составов, за исключением азота, аргона, двуокиси углерода с содержанием основного вещества более 95%;

первичных средств пожаротушения, за исключением огнетушителей; пожарного инструмента;

пожарного оборудования, за исключением пожарных стволов, пеногенераторов и пеносмесителей;

строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации; текстильных и кожевенных материалов, применяемых для изготовления штор, занавесей, постельных принадлежностей, элементов мягкой мебели, специальной защитной одежды; ковровых покрытий;

каналов инженерных систем противодымной защиты.

Схема 3д применяется для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности мобильных средств пожаротушения.

Схемы 2с, 3 с, 4с, 5 с и 6с применяются по выбору заявителя для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности: переносных и передвижных огнетушителей; пожарных стволов, пеногенераторов, пеносмесителей; средств индивидуальной защиты людей при пожаре; средств спасения и спасания людей при пожаре; дополнительного снаряжения пожарных;

порошковых огнетушащих составов, пенообразователей для тушения пожаров; средств пожарной автоматики; аппаратов защиты электрических цепей;

строительных материалов, применяемых для отделки путей эвакуации; отделочных материалов для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена; средств огнезащиты;

огнестойких строительных конструкций, в том числе заполнений проемов в противопожарных преградах, кабельных проходок, кабельных коробов, каналов

и труб из полимерных материалов для прокладки кабелей, герметичных кабельных вводов;

инженерного оборудования систем противодымной защиты, за исключением каналов инженерных систем;

дверей шахт противопожарных лифтов;

пожарозащищенного и взрывозащищенного электрооборудования.

Схема 3 с применяется только при проведении повторной сертификации ранее сертифицированной продукции.

Схема 7с применяется для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности уникальных и особо крупных объектов в случае, когда отсутствует возможность представительной выборки типовых образцов для проведения испытаний.

4. По желанию заявителя подтверждение соответствия путем декларирования может быть заменено сертификацией.

5. Декларирование о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности может осуществляться юридическим или физическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и являющимся изготовителем (продавцом) продукции или лицом, выполняющим по договору функции иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и ответственности за нарушение его требований.

6. Срок действия декларации о соответствии устанавливается не более 5 лет.

7. Декларирование о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В девятом разделе сформулированы заключительные и переходные положения, касающиеся вступления в силу настоящего Федерального закона и приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим техническим регламентом.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

04 июля 2008 года Государственной думой Российской Федерации был принят Технический регламент о пожарной безопасности.

Сфера применения настоящего технического регламента

Итак, настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья, а так же  различного имущества граждан, юридических лиц и государства от пожаров. Техническим регламентом определяется основные положения технического регулирования пожарной безопасности, так же им устанавливаются общие требования пожарной безопасности для защиты различных объектов, таких как здания пром. объектам, пожарно-технической продукции и прочее.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и документах требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

Согласно данному техническому регламенту, любой  объект защиты должен иметь собственную  систему пожарной безопасности. Подобная система должна предотвращать возникновение пожара, обеспечивать  безопасность для  людей и имущества при пожаре. Так же иметь в себе систему предотвращения пожара, элементы противопожарной защиты и комплекс оргтехнических мероприятий по пожарной безопасности, а так же содержать комплекс мероприятий, которые исключат возможность повышения, установленного для этого объекта, уровня пожарного риска.

Анализ соответствия объекта требованиям пожарной безопасности

Выполнение норм и требований пожарной безопасности объекта анализируется по следующим параметрам:

1) должны быть выполнены обязательные требования по пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не должен допускать максимально допустимых значений, установленных Федеральным законом. Объекты, по которым федеральным законом не установлены требования по пожарной безопасности, считаются соответствующими настоящим нормам, если пожарный риск не превышает установленных Федеральным законом допустимых значений.

Собственником объекта, будь то юридическое, физическое лицо, государственные или муниципальные образования должна быть представлена декларация пожарной безопасности по реализации мер пожарной безопасности. Декларация предоставляется в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта.

Одной из основных частей декларации пожарной безопасности является оценка пожарного риска. Форма и порядок проведения расчетов регламентируется правовыми актами Российской Федерации.

Важно!! Декларация пожарной безопасности не требуется, если речь идет о продукции общего назначения и тем более для пожарно-технической продукции.

Классификация

Классификация объектов регулирования в рамках данного технического регламента очень община. В данной статье приведена укрупненная классификация, со всей классификацией и определениями терминов вы можете ознакомиться в оригинальном техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности.

  • Классификация пожаро-взрывоопасных зон;
  • Классификация электрооборудования;
  • Классификация наружных установок;
  • Классификация зданий и сооружений по взрывопожарной опасности;
  • Пожарно-техническая классификация строительных конструкций;
  • Пожарно-техническая классификация лестниц;
  • Классификация пожарной техники.

Соответствие объектов нормам пожарной безопасности

Общие положения подтверждения соответствия и декларирования соответствия пожарной безопасности.

Оценка соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах:

  1. аккредитации;
  2. независимой оценки пожарного риска;
  3. государственного пожарного надзора;
  4. декларирования пожарной безопасности;
  5. исследований (испытаний);
  6. подтверждения соответствия объектов (продукции);
  7. экспертизы.

Подтверждение соответствия нормам может быть осуществлено как в добровольном, так и в принудительном порядке, в зависимости от объекта в рамках настоящего технического регламента. Соответственно обязательное подтверждение проводится в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации, добровольное подтверждение – в форме добровольного декларирования соответствия.

Декларирование соответствия продукции пожарной безопасности требованиям настоящего Федерального закона может быть  осуществлено юридическим лицом или физическим лицом, если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, либо представитель иностранного изготовителя (продавца) в рамках представления соответствия пожарной безопасности импортируемой продукции настоящему техническому регламенту и несущим ответственность за несоблюдение  указанных требований.

В случае если объект регулирования подлежит декларированию соответствия пожарной безопасности в форме подтверждения с привлечением третьей стороны, то этой стороной может быть только аккредитованная на право проведения таких работ организация.

Если сертификация соответствия пожарной безопасности проводится на продукцию, и она признается соответствующей требованиям установленным настоящим Федеральным законом, то данная продукция маркируется знаком обращения на рынке. В случае попадания данной продукции в сферу регулирования нескольких технических регламентов, то маркировка знаком обращения производится только после получения всех подтверждений о соответствии.

Подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности

Подтверждение соответствия проводится путем обязательного подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности. Схемы подтверждения могут быть различны. Каждая схема может состоять из одной или нескольких операций, с закрепленными условиями их выполнения, результаты которых анализируется в сумме для подтверждения соответствия пожарной безопасности.

Схемы подтверждения соответствия бывают:

1) Для продукции выпускаемой серийно:

а) декларация соответствия на основании собственных доказательств;

б) пункт «а» плюс результаты испытаний типового образца продукции аккредитованной лаборатории;

в) пункт «б» плюс сертификация системы качества производства продукции;

г) анализ производства и испытание типового образца в аккредитованной испытательной лаборатории;

д) испытание типового образца в аккредитованной испытательной лаборатории и последующий регулярный инспекционный контроль производства;

е) пункт «г» плюс последующий регулярный инспекционный контроль производства.

2) Для подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности ограниченной продукции применяются следующие схемы сертификации:

а) декларация производителя на основе собственных доказательств с привлечением результатов испытаний образцов партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией;

б) сертификация партии продукции на основе результатов испытаний образцов партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией.

Порядок проведения сертификации

Ниже мы подробно разберем порядок проведения сертификации. Сертификация продукции проводится только аккредитованными на это органами в соответствии с порядком, установленным настоящим техническим регламентом.

  1. Итак, для сертификации соответствия пожарной безопасности заявителем подается заявка в  аккредитованный органом сертификации. Заявитель, может быть продавцом, производителем или дистрибьютором. Для подачи заявки им может быть выбран любой орган сертификации, аккредитованный на проведение подобных работ, на свое усмотрение. Заявка должна быть оформлена на русском языке, содержать наименование и адрес заявителя и изготовителя. В заявке указываются сведения о продукции, наименование, код согласно общероссийскому классификатору, технические данные, и т.д. Так же в заявке должно быть указано количество сертифицируемой продукции – серийное производство, партия, единица продукции, схема по которой производится сертификация, а так же обязательства заявителя.
  2. Уполномоченный на проведение сертификации орган, рассматривает заявку в течение тридцати суток, делает положительное или отрицательное заключение и уведомляет о нем заявителя. В случае отрицательного решения, уведомление должно содержать объяснения о причинах отказа принятия заявки. Положительное решение, в свою очередь, содержит условия сертификации – схему сертификации, нормативные документы и положения по которым будет проводиться сертификация соответствия пожарной безопасности. Так же в положительном ответе должен быть отражены сведения о порядке отбора образцов, проведения испытаний, критериях оценки условий производства и продукции.
  3. После получения положительного ответа от сертификационного органа по заявке начинается процесс сертификации, состоящий из отбора проб и образцов и испытания их в аккредитованной лаборатории, идентификации продукции, анализ производства и предоставленных заявителем документов.

Стоит рассмотреть эти процессы подробнее.

Отбор проб и производится в рамках действующих законодательных актов по отбору проб и образцов. Главное требование к образцам, отобранным для испытаний – они должны полностью соответствовать продукции предназначенной для реализации. Если основные характеристики контрольного образца не изменились, то для исследований допускаются образцы уже проходившие сертификацию по каким либо другим техническим регламентам. После проведения сертификации контрольные образцы хранятся в течение всего срока действия сертификата.

Идентификация – это процесс сравнения фактических технико-технических и иных показателей продукции, выявленных в ходе исследования с заявленными производителем, в предоставленных документах. Если сертифицируется партия продукции, то так же сравнивается фактический объем заявленному. Данные испытания проводятся лабораторией имеющией аккредитацию на проведение подобных работ по заказу аккредитованного органа сертификации. Если лаборатория, аккредитованная на техническую компетентность и независимость, отсутствует либо транспортно удалена и из-за этого могут быть значительно превышены сроки и стоимость проведения исследований, то допускается использование лаборатории, аккредитованной только на техническую компетентность. Но в этом случае исследования проводятся под надзором представителей орган аккредитации заказавшего данные исследования.

Как написано выше, существуют схемы сертификации соответствия пожарной безопасности подразумевающей проведение анализа производства. Решение о проведении анализа производства выносит орган по сертификации для установления условий изготовления продукции со стабильными характеристиками. Анализ проводится организацией имеющей в штате экспертов по данной продукции или по системам качества производства. При анализе производства проверяются технологические процессы, режимы, документация; средства оснащения, порядок контроля сырья и продукции в процессе производства, а так же другие параметры.

По итогу проверки могу быть выявлены существенные и не существенные недостатки. К существенным относят отсутствие технической документации на продукцию, отсутствие описания выполняемых операций, средств технического оснащения и точек контроля и т.д. С полным списком вы можете ознакомиться в оригинальном техническом регламенте. В случае наличия существенных несоответствий организация должна провести указанные ей корректирующие мероприятия в обозначенные проверяющей организацией сроки. В случае наличия несущественных замечаний предписывается их исправление до дня проведения очередной инспекции.

По окончании проверки производства составляется акт, в котором отражены результаты проверки, общая оценка производства, в случае необходимости корректирующих мероприятий – требования и сроки их проведения. Данный акт хранится у органа сертификации инициировавшего проводившей проверку и им же принимается решение о конфиденциальности информации, полученной в результате проведенной проверки.

  • Испытания, протокол испытаний.

После проведения исследований оформляется протокол испытаний. Ниже обозначены основные пункты, которые должны быть отражены в протоколе испытаний, со всем перечнем вы можете ознакомиться в оригинальном техническом регламенте. Протокол должен содержать порядковый номер, информацию об испытательной лаборатории, органе сертификации инициировавший проверку, основание, методология и условия проведения испытаний, сведенья об отборе проб и образцов, сведения об использованных средствах измерений и оборудовании, показатели проверки и нормативные требования к ним, фактические значения данных показателей, системы их оценки с погрешностью измерения, дату выпуска протокола.

Важно!! Протокол, в обязательном порядке, должен быть подписан всеми лицами, ответственными за проведение испытаний, а так же заверен подписью руководителя органа сертификации и проштампован печатью лаборатории проводившей испытания. В протоколе испытаний не допустимо исправлений или изменений в тексте, а так же каких либо рекомендаций, советов либо общих оценок по устранению выявленных недостатков. Важно!! Протокол выдается только на те образцы продукции, которые были подвергнуты испытаниям.

На основании результатов анализа производства, если они требовались по схеме сертификации, и протокола испытаний, аккредитованным органом сертификации рассматривается возможность и условия выдачи сертификата соответствия пожарной безопасности. В случае положительного решения готовится решение и оформляется сертификат соответствия пожарной безопасности с регистрацией в едином реестре и выдается заявителю. При отрицательном решении сертификата, заявителю сообщаются об отказе в оформлении сертификата и его причинах.

Сроки действия документации

Сроки действия сертификата соответствия пожарной безопасности различны в зависимости от примененных схем сертификации и могут быть от года до пяти лет. Если речь идет о сертификации продукции, выпускаемой единично или партиями, то срок действия устанавливается до окончания срока годности продукции, но только при условии использования данной продукции по назначению. Если срок годности не установлен, то сроком действия сертификат соответствия пожарной безопасности устанавливается один год.

Для продукции выпускаемой серийно, по истечению срока действия сертификата, может быть принято решение органом, проводившим предыдущую сертификацию о продлении срока действия, при условии положительных результатов инспекционных проверок и на основании проведенных лабораторных испытаний продукции по сокращенной программе.

Для этого необходимо направить в орган сертификации заявление по прекращении действия сертификата соответствия пожарной безопасности. Заявление должно содержать подтверждение того, что за время действия истекшего сертификата в процесс изготовления продукции не было внесено изменений, могущих повлиять на ее безопасность в противопожарном плане.

В случае внесения изменений, в конструкцию или технологию производства продукции, заявителем информируется орган, производивший данную сертификацию. Данным органом принимается решение на основании документов о внесенных изменениях по распространению действия текущего сертификата на измененную продукцию или о приостановлении сертификата соответствия на пожарную безопасность.

Инспекционный контроль

После оформления сертификата соответствия пожарной безопасности, аккредитованный орган, проводивший сертификацию должен осуществлять инспекционный контроль за предприятием и сертифицированной продукцией. Инспекционный контроль может проводиться как собственными силами сертификационного органа, так и при необходимости с привлечением испытательной лаборатории проводившей испытания. Он проводится в форме внеплановых периодических проверок. Целью инспекционного контроля является получение информации о соответствии уже сертифицированной продукции условиям и нормам сертификата соответствия пожарной безопасности.

Частота проведения инспекционного контроля будет зависеть от срока действия сертификата соответствия пожарной продукции. Если сертификат выдан на два года, то инспекционная проверка проводится не более одного раза; если выдан на срок от 2 до 4 лет, то не менее двух раз в течении срока действия сертификата; если выдан на срок более 4 лет, то инспекционная проверка проводится не менее трех раз. Частота проверок засвистит от степени потенциальной опасности сертифицированной опасности, объемов выпуска, стабильность продукции и прочих параметров.

Внеплановая инспекция проводится в случае поступления нареканий, жалоб, рекламаций, от потребителей, торговых представителей либо от органов осуществляющих контроль за качеством обращаемой продукции.

При проведении инспекционного контроля проводится анализ материалов сертификации и поступающей с рынка информации о продукции. В случае необходимости производится отбор проб и образцов и сравнение их с хранящимися, отобранными при сертификации, а так же проверка состояния производства, если это необходимо. В заключении проводится анализ полученной в ходе проверок информации и рекламаций, поступивших на товар. В случае получения негативных результатов, проводится отбор проб и образцов для повторных испытаний. В данной случае окончательными результатами будут являться результаты повторной проверки, и они будут распространяться на всю сертифицированную продукцию. По итогам проверки  выносится решение о подтверждении или приостановлении действия сертификата соответствия пожарной безопасности, оформляемое актом о проведении инспекционного контроля.

Прекращение действия сертификата соответствия пожарной безопасности

Помимо результатов инспекционного контроля есть и другие причины для рассмотрения вопроса о прекращении действия сертификата соответствия пожарной безопасности. Ниже будут описаны некоторые из них, со всем списком вы можете ознакомиться в оригинальном техническом регламенте.

Итак, основанием для приостановлении действия сертификата могут быть изменения в конструкции, комплектности продукции или технологии производства; невыполнение требований или параметров контроля системы качества; материалы дознаний, следствия по произошедшим пожарам; отказ от проведения внеплановых инспекционных проверок и другие.

В случае наличия одной или нескольких подобных причин, выписывается постановление о проведении корректирующих мероприятий, которые должны быть проведены в определенный срок. Если изготовитель или продавец не может или не успевает провести данные корректирующие мероприятия и не может устранить причины несоответствия продукции оформляется решение о прекращении действия сертификата соответствия пожарной безопасности и сертификат исключается из единого реестра. Изготовитель информируется путем вручения решения о прекращении действия сертификата под расписку или высылается по почте в течение семи дней.


Смотрите также