Оценка экологической безопасности предприятия


Оценка экологической безопасности предприятия

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Надзор и контроль в сфере безопасности»

Тема «Оценка экологической безопасности предприятия ООО «Уфанефтехим»

Содержание

Введение

. Характеристика предприятия, как источника загрязнения окружающей природной среды

.1 Общие сведения о предприятии

.2 Характеристика технологии производства и технологического оборудования

.2.1 Оценка воздействия предприятия на состояние литосферы (сбор и утилизация отходов производства и потребления)

.2.2 Определение категории опасности предприятия в зависимости от массы и номенклатуры выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ

2. Надзор и контроль в сфере безопасности

2.1 Нормативные документы в сфере промышленной, экологической безопасности, используемые на предприятии

2.2 Надзор и контроль в сфере безопасности на предприятии

3. Экологический анализ предприятия

.1 Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

.2 Описание токсического действия преимущественных для данного предприятия загрязняющих веществ на экосистемы, здоровье человека

.3 Расчет рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий

.4 Эколого-экономический анализ предприятий отрасли

. Методы повышения и обеспечения экологической безопасности на предприятии

Заключение

Список используемых источников

Введение

Экологические проблемы, имеющие в настоящее время глобальный социальный характер, наиболее ярко проявились в нефтеперерабатывающей отрасли, где огромная энергонасыщенность предприятий, образование и выбросы вредных веществ создают не только техногенную нагрузку на окружающую среду, но и общественно-политическую напряженность в обществе. Постоянно интенсифицируются технологии, вследствие чего такие параметры как температура, давление, содержание опасных веществ, достигают критических величин. Растут единичные мощности аппаратов, количество находящихся в них опасных веществ. Многие виды продукции нефтеперерабатывающих заводов с передовой технологией, обеспечивающей комплексную переработку сырья и состоящей из сотен позиций взрывоопасны и пожароопасны или токсичны. Перечисленные особенности современных объектов нефтепереработки обусловливают их потенциальную экологическую опасность. Экономическая целесообразность расположения нефтеперерабатывающих предприятий приводит к повсеместному созданию индустриальных комплексов в местах проживания населения.

Ущерб промышленных технологий НПЗ для окружающей среды можно охарактеризовать риском, характер и масштабы которого зависят от типа и объемов потребляемых нефти и топлива, способов их использования, уровня технологии системы безопасности и эффективности проведения работ по уменьшению загрязнений. Гигиеническая значимость этих производств очень высока потому, что сама нефть и процесс ее переработки включают сотни химических веществ, присутствующих одновременно в различных комбинациях между собой, сочетаниях с другими неблагоприятными факторами; нефть и нефтепродукты обладают комплексным воздействием на организм, т.е. поступают в организм через все входные ворота; и, наконец, нефть и все ее производные, способны проникать и поражать все аспекты окружающей среды, всю среду обитания: воздух, воду, почву, трансформируются во все живые и неживые объекты в природе. Все это создает полное экологическое неблагополучие, ухудшение стандартов жизни, всех санитарно-гигиенических норм, что не может не отразиться на состоянии здоровья рабочих этих предприятий и населения регионов, где размещены объекты перерабатывающей промышленности. Состояние здоровья людей должно быть главным показателем социальной эффективности, а создание здоровой среды обитания, обеспечивающей социальное, физическое и психическое благополучие человека, должно стать главной концепцией дальнейшего развития общества.

загрязнение природный экологический безопасность

1. Характеристика предприятия, как источника загрязнения окружающей природной сред

.1 Общие сведения о предприятии

ОАО «Уфанефтехим» расположена в северной промышленной зоне города Уфы республики Башкортостан. Завод введен в эксплуатацию в 1957 году и является топливным с долей нефтехимических процессов. Рельеф окружающей местности средне холмистый. Преобладающее направление ветра в течение года но району - южное и юго-западное.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются организованные источники (дымовые трубы) и неорганизованные источники (выбросы с установок за счет не герметичности аппаратов, оборудования, от резервуарных парков, очистных сооружений).

Загрязнение атмосферного воздуха происходит на всех этапах технологического процесса переработки нефти и ее компонентов.

Сточные воды образуются, как правило, не от изолированных производственных процессов или агрегатов, а являются совокупностью потоков, собираемых от предприятия в целом.

.2 Характеристика предприятий отрасли, как источников загрязнения окружающей природной среды

Топливное производство

Установки ЭЛОУ. Сырая нагретая нефть в смеси с деэмульгатором и водой под действием переменного электромагнитного поля обезвоживается и обессоливается.

Основными источниками выбросов вредных примесей в атмосферу являются неорганизованные источники (за счет не герметичности аппаратов, оборудования) и организованные - вентвыбросы из помещений насосных [30].

На данном этапе технологического процесса в атмосферу выделяются вредные примеси испарений легких фракций нефти (бензин нефтяной и сероводород) [1].

Установки первичной переработки нефти.

Атмосферно-вакуумные трубчатые установки (АВТ).

Обезвоженная и обессоленная нефть нагревается и разделяется на фракции в ректификационных колоннах, как при повышенном давлении, так и при вакууме.

Источниками выбросов являются дымовые трубы технологических печей, не герметичность технологического оборудования (неорганизованные источники) и производственные помещения насосных.

Перечень вредных веществ дополнительно включает дымовые газы: (метан, ангидрид сернистый, углерода оксид, азота оксид и диоксид, зола мазутная в пересчете на ванадий, бенз(а)пирен, сероводород.

Печи АВТ-1, АВТ-2, АВТ-3, АВТ-4 оборудованы форсунками для сжигания газов разложения, содержащих сероводород. После эжекторов с вакуумных колонн К-5 данное устройство снижает содержание сероводорода в выбросах, переводя его в ангидрид сернистый.

Висбрекинг. Осуществляется технологический крекинг тяжелых остатков нефти при умеренной температуре, при которой распадаются преимущественно тяжелые углеводороды. С уменьшением вязкости гудронов - выработка компонента мазута.

Источниками выделения вредных примесей являются технологические печи и неплотности технологического оборудования, поэтому перечень вредных веществ не изменяется.

Установка деасфальтизации. Деасфальтизацию проводят в экстракционных колоннах. В противотоке жидкий пропан растворяет в себе масляную часть гудрона. В экстрактном растворе получают деасфальтизированное масло, в рафинатном - асфальт. Сырье - гудрон. Продукт - деасфальтизат и асфальтосмолистые вещества.

Источниками выбросов являются насосные, которые пронормированы по бутану и бензину и дымовые трубы технологических печей.

Установка УСРПГ. Сбор, компремирование «жирных газов» установки АВТ с последующей ректификацией образовавшегося газового конденсата с получением «сухого» газа и деэтанизированной головки.

Установка производства нефтяных битумов. Установка предназначена для получения нефтяных дорожных вязких битумов, а также различных связующих нефтяных (брикетин-1, брикетин-3, НБС-1). В состав установки входят блок окисления и блок налива готовой продукции. Газы окисления, отработанный воздух и не сконденсированная часть отгона подаются в печь дожига газов окисления, топливо - экстракт фенольной очистки. В перечень вредных веществ добавляются меркаптаны, которые пронормированы по «н-пропантиолу», и фенол.

Установка депарафинизации масел. Удаление из дистиллятных и остаточных рафинатов фенольной очистки высокоплавких парафиновых и церезиновых углеводородов путем кристаллизации их из растворов в смеси ацетона, метилэтилкетона и толуола при низких температурах с целью снижения температуры застывания. Продукты - депарафинированные дистиллятные и остаточные масла, газ и петролатум. Проводится глубокая депарафинизация масел. В перечне вредных примесей добавляются ацетон, метилэтилкетон и толуол.

Установка получения многофункциональных алкилфенольных присадок.

В атмосферу выбрасывается уксусная кислота, ортофосфорная кислота, аммиак, кальция гидроксид.

Газокаталитическое производство

Установка каталитического крекинга 1-А. Осуществляется каталитический крекинг вакуумного газойля в кипящем слое катализатора с последующей ректификацией продуктов реакции. Источниками выделения вредных примесей являются технологические печи, регенератор катализатора, производственные помещения насосных и компрессорных. Выбросы катализаторной пыли из регенератора очищаются на электрофильтрах. В перечень вредных веществ добавляется пыль катализаторная, которая пронормирована как «взвешенные вещества».

Газофракционирующая установка ГФУ. Разделение сжиженных углеводородов газов на фракции происходит в процессе ректификации под давлением с получением пропановой фракции, изобутановой фракции и газового бензина.

Абсорбционно-газофракционирующая установка АГФУ. Абсорбцией и ректификацией разделяют смесь легких углеводородов на «сухой газ» и бутановую фракцию, которая затем подвергается обработке каустической содой с целью очистки их от сероводорода.

Перечень вредных примесей на данном этапе производства включает пропан и пропилен.

Установка полимеризации бутан-бутиленовой фракции. Процесс полимеризации бутан-бутилена происходит в реакторах в присутствии катализатора под повышенным давлением с последующим фракционированием продуктов реакции[30].

Сырье - фракция бутан-бутиленовая, продукт - легкий и тяжелый полимердистиллят, отработанная бутан-бутиленовая фракция[5].

Выбросы пронормированы по бутану и сероводороду.

Установка УСКФГ. Установка сбора и компремирования факельных газов высокого и низкого давления. Сырье - факельные газы с долей сероводорода не более 8%. Продукт - сухой газ с содержанием сероводорода 3%-5%, газовый конденсат.

Факельное хозяйство оборудовано схемой сбора и возврата газового конденсата в топливную систему завода.

Гидрокрекинг. Процесс гидрокрекинга вакуумных дистиллятов проводят на стационарном слое катализатора под высоким парциальным давлением водорода. Процесс гидрокрекинга позволяет перерабатывать тяжелые нефтяные фракции при длительном цикле работы катализатора.

Установка регенерации катализатора оборудована скрубберами. Скруббер 2-913 производит очистку газов от катализаторной пыли и предельных углеводородов. На скруббере 2-913 предусмотрена очистка от оксида углерода и сернистого ангидрида.

В составе гидрокрекинга находится установка производства водорода. Процесс получения водорода основан на методе паровой конверсии углеводородов.

Установка предварительной гидроочистки бензина. Превращение и удаление сернистых, азотистых, кислородсодержащих соединений из сырья гидрированием под высоким парциальным давлением водорода на стационарном слое катализатора с последующей стабилизацией гидрогенизата. Сырье - бензин. Продукт - стабильный гидрогенизат - сырье установок 35-5, 35-6.

Установка изомеризации 35-5. На установке изомеризации гидроочищенных фракций прямогонного бензина получают высооктановый автобензин.

Сырье - бензин прямой гонки, узкие фракции с КПА, продукт - автобензин.

Установка каталитического риформинга 35-11/300. Установка каталитического риформинга прямогонных бензинов и бензиновых фракций вторичного происхождения на алюмоплатиновом катализаторе с целью их ароматизации с предварительной гидроочисткой и отпаркой сырья и последующей стабилизацией продуктов реакции предназначена для переработки прямогонных бензинов с установок АВТ, гидрокрекинга, фракций КПА в высокооктановые компоненты автобензина или ароматизированный стабильный катализат для получения растворителей.

Установка по производству элементарной серы. Установка перерабатывает сероводородсодержащий газ в элементарную серу.

Сера в жидком состоянии с установки поступает на склад, затвердевает на открытом воздухе, после чего бульдозером разбивается на комки и загружается в железнодорожные вагоны [4].

Производство « Ароматика»

Комбинированная установка получения ортоксилола, параксилола и бензола.

Широкую прямогонную фракцию бензина подвергают вторичной перегонке с целью получения узких фракций. Фр. 85-140 °С подвергается гидроочистке, а затем подвергается каталитическому риформингу с целью обогащения их ароматическими углеводородами, из полученного риформинга выделяют индивидуальные ароматические углеводороды. Сырье - бензин, продукт - параксилол, ортоксилол, бензол, толуол.

Вредные выбросы: бензин, бензол, ксилол, толуол.

Биологические очистные сооружения. Очистка и доочистка нефтесодержащих стоков от НУНПЗ, УНПЗ, УЗСС, ТЭЦ-4 и прочие.

Стоки, пройдя механическую очистку, поступают в смеситель, перемешиваются. Затем они поступают в аэротенки - сооружение для биохимического окисления загрязненных сточных вод при помощи микроорганизмов и кислородом воздуха. Пройдя двухступенчатую очистку в аэротенках стоки поступают в распределительные камеры отстойников и по радиальным отстойникам для отстоя очищенных стоков от активного ила.

Механические очистные сооружения. Очистка сточных вод путем отстаивания, сепарации, турбофлотации и центрифугирования.

Химическая водоочистка. Очистка воды основана на процессе коагуляции и известкования воды и умягчения на катионитовых фильтрах.

Товарное производство

Резервуарный парк предназначен для обеспечения приема и хранения нефти и получаемых нефтепродуктов.

В товарном производстве некоторые резервуары объемом по 5000м3 оборудованы понтонами или плавающими крышами. Резервуары по комплексу «Ароматика» оснащены понтонами и азотным «дыханием».

Северная и южная эстакады налива оборудованы системой герметичного налива нефтепродуктов. Южная наливная эстакада оснащена блоком улова и утилизации паров бензина[4]

.2.1 Оценка воздействия предприятия на состояние литосферы (сбор и утилизация отходов производства и потребления)

В настоящее время количество промышленных выбросов, поступающих в биосферу, превышает в десятки и сотни раз уровень некоторых веществ, естественно циркулирующих в ней. В силу наличия органной адсорбционной поверхности, почва служит резервуаром, в котором загрязнения могут накапливаться в большом количестве. Загрязнение почвенного покрова происходит в результате адсорбции атмосферных выбросов, складирования и захоронения отходов производств.

Образующиеся в процессе переработки нефти углеводороды, особенно ароматические, обладают большей токсичностью, чем природная нефть. При этом содержание ароматических углеводородов в количестве 10-25 мг/кг почвы может привести к угнетению некоторых микробиологических процессов, происходящих в ней. Прежде всего, нарушается процесс нитрификации, ацетиленовой азотфиксации и угнетаются актиномицеты [30].

Изучение загрязнения почвы выбросами нефтехимических предприятий и накопление специфических ингредиентов нефтепереработки в сельскохозяйственных культурах было начато в институте гигиены и профзаболеваний в 1976 г. Контроль за содержанием специфических компонентов в почвенном покрове и сельскохозяйственных растениях осуществлялся в основном в гг. Уфа, Салават и Стерлитамак [29].

Общеизвестно, что такие компоненты выбросов НХЗ, как сероводород и окислы в процессе круговорота серы в пригороде с осадками попадают в почву, где адсорбируются почвенным поглощающим комплексом. Все сернистые соединения нефти проходят стадию образованию сульфатов.

Поэтому повышенное содержание сульфатов в почве, по-видимому, свидетельствует о загрязнении почвы выбросами НХЗ [7].

Для климатических условий Башкирии, где продолжительность снежного периода составляет 5-6 месяцев, снег является хорошим индикатором загрязнения окружающей среды. В нем накапливаются такие выбросы НХЗ, как углеводороды, нефти оксиды азота, серы, фенол, аммиак, а также тяжелые металлы, вымываемые снегом из атмосферы в районе расположения тепловых электростанций. С гигиенических позиций качественный состав снежного покрова имеет большое значение, т. к. во время снеготаяния может формировать загрязнение поверхностных вод. Кроме того, по степени загрязненности снеговых проб можно в определенной степени судить о санитарном состоянии атмосферного воздуха [2].

Таким образом, исследования почвы в районах размещения предприятий нефтепереработки и нефтехимии показали, что она загрязняется нефтепродуктами и выбросами этих предприятий в радиусе до 3-х км и глубиной до 60-80 см. В километровой зоне концентрации загрязняющих почву химических веществ значительно выше фоновых и предельно допустимых уровней по отдельным ингредиентам достигающих десятки и сотни ПДК. Исходя из этого, в 3-х километровой санитарно-защитной зоне

предприятий недопустимо размещение баз отдыха и лечения,

diplomba.ru

1.4 Критерии и показатели оценки уровня экологической безопасности предприятий атомного энергопромышленного комплекса

Выбор показателей и критериев оценки экологической ситуации является важной и сложной проблемой, направленной на оптимальное управление экологическими, экономическими и социальными процессами.

Для формирования национальной системы экологических показателей в дипломной работе, исходя из принципов представительности, обоснованности и удобства пользования, предлагается методология построения трехуровневой системы групп показателей, отражающих важнейшие связи между последствиями техногенной деятельности человека и окружающей природной средой, а именно, воздействие на среду со стороны ведущих отраслей экономики, включая атомную отрасль, реакция окружающей среды по ее основным компонентам и возможные категории управления ее состоянием. В работе приводятся экологические показатели и критерии оценки экологической безопасности для отдельных отраслей промышленности, а также оценки, ориентированные на такие специальные проблемы, как экологическое страхование или экологическое аудирование.

Однако непосредственно перенести полученные результаты на оценку экологической безопасности производств атомного энергопромышленного комплекса не всегда представляется возможным из-за существенного различия в масштабах или специфики задач. Кроме того, имеющиеся результаты отражают, как правило, штатные или поставарийные условия функционирования объектов и не содержат показателей и критериев для прогнозирования возможных аварийных ситуаций. Поэтому в данной работе приведены существующие подходы к выбору показателей и критериев оценки экологической безопасности производств и выполнено обобщение на случай нештатных, аварийных ситуаций. Значительное внимание уделено производствам, связанным с обращением радиоактивных веществ.

В основе определения показателей и критериев оценки экологической безопасности производств атомного энергопромышленного комплекса обычно используется избирательный подход, обусловленный различиями в категориях опасности и режимах функционирования производств, специфичностью загрязнений, уровнем экологического контроля, степенью соответствия применяемых защитных мер состоянию окружающей природной среды25. Анализ этих положений свидетельствует о следующем.

Опасные производственные объекты могут быть классифицированы по типу, числу видов лимитированной массы опасных веществ, находящихся в обращении и т.д., согласно Федеральному Закону от 21.06.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 11. В соответствии с этим Законом, производства делятся по категориям опасности, причем схемы этого деления могут отличаться друг от друга в зависимости от решаемых задач 72. В частности, в литературе, определены следующие категории:

  • особо опасные (1-ая категория);

  • опасные (2-ая категория);

  • малоопасные (3-я категория)

  • практически неопасные (4-ая категория).

Для экологического контроля производств первых двух категорий, связанных со значительными выбросами загрязняющих веществ I-, II-го классов опасности, требуется полный набор показателей и точные методические и инструментальные подходы при определении критериев оценки экологической безопасности. Экологическая безопасность производств, попадающих под определение III и IV-ой категорий опасности, может быть оценена по ограниченному числу показателей, а используемые критерии могут носить как количественный, так и качественный характер.

По отношению к окружающей природной среде производство может находиться либо в штатном, либо в нештатном (аварийном) режимах функционирования. В первом случае выбор показателей и критериев оценки экологической безопасности производства выполняется в рамках традиционных приемов, в основу которых положены действующие нормативы по предельно допустимым концентрациям (ПДК), предельно допустимым выбросам (ПДВ) и сбросов (ПДС), по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и др., или временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ), сбросов (ВСС) и др.

Для прогноза воздействий на окружающую природную среду в случае аварийного режима функционирования указанные нормативы являются недостаточными в первую очередь из-за отсутствия в них вероятностной составляющей возможной аварии, уровней возникающих при этом поражающих факторов и соответствующей оценки состояния элементов и систем среды92. Поэтому в данном случае подходы и методы выбора показателей и критериев оценки экологической безопасности производства основываются на использовании категории экологического риска, т.е. количественной оценки экологической опасности неблагоприятного воздействия производства на окружающую природную среду 93.

Понятие экологического риска сочетает в себе, как минимум, две вероятности: вероятность возникновения неблагоприятного события и вероятность поражения (потерь), нанесенного этим воздействием элементам и системам окружающей природной среды, а также некоторый аналитический аппарат, позволяющий формализовать прогнозируемые последствия через экологические аспекты, эффекты и факторы в натуральном или экономическом виде72.

Экономическое выражение или цена экологического риска определяется как произведение его вероятностной величины на экологический (натуральный) ущерб, возникающий в результате аварии, выраженный в стоимостных единицах. В общем случае цену экологического риска можно рассматривать как критерий для определения минимального объема экономических затрат, которые следует вкладывать в природоохранные мероприятия для компенсации риска за возможный экологический ущерб.

Уровень экологического контроля определяется соответствующими нормативно-правовыми документами, требованиями по обеспечению экологической безопасности конкретных производств, а также возможностями инструментально-аналитической базы, используемой для принятия решений. При отсутствии последней экологический контроль и, соответственно, выбор показателей и критериев экологической безопасности производства, выполняется в рамках экспресс-оценки экологической обстановки на основе визуальных наблюдений воздействий и качества окружающей природной среды.

Для специфических производств, связанных, например, с радиационным загрязнением, что характерно для предприятий атомного энергопромышленного комплекса, следует учитывать, что часто показатели и критерии экологической безопасности по существующим методическим рекомендациям рассчитываются опосредованно, через влияние загрязненной среды на человека 93.

В заключение анализа подходов к выбору показателей и критериев экологической безопасности производств следует обратить внимание на соответствие между уровнями принимаемых защитных мер и благополучия элементов и систем окружающей природной среды, а именно:

  • взвешенное сравнение случаев соблюдения экологического законодательства и экологического принуждения;

  • соотношение норм воздействия на окружающую среду, динамики обновления и расширения нормативной базы;

  • соотношение уровней воздействий на окружающую среду и стабильности экосистем и популяций97.

Выбираемые в соответствии с указанными подходами показатели и критерии оценки экологической безопасности производств должны удовлетворять следующим требованиям:

  • расчетные показатели и критерии должны обладать такими качествами, как простота, отсутствие сложных расчетных алгоритмов, удобство в использовании;

  • измеряемые параметры, показатели или критерии должны определяться на базе простых и надежных средств, имеющих метрологическую аттестацию;

  • измерение показателей и параметров состояния производства и окружающей среды должно проводиться в зонах, наиболее чувствительных как к постоянному, так и к возможному аварийному негативному воздействию;

  • при визуальном контроле рекомендуется применять дублирование наблюдений; при этом предварительно должны быть разработаны и утверждены программа и порядок натурных наблюдений;

  • при использовании дистанционных средств экологического контроля и автоматизированных методов обработки первичной информации необходимо иметь и периодически контролировать тестовые варианты измерений;

  • дифференцированно рассматриваются показатели и критерии для штатных и прогноза аварийных режимов функционирования производств29, с.21.

В соответствии со сказанным ранее ориентировочный перечень показателей экологической безопасности производств формируется, исходя из режима их функционирования.

В штатном режиме функционирования экологический контроль окружающей природной среды в структурном плане характеризуется показателями:

  • загрязнения, охраны и состояния воздушной среды;

  • загрязнения, охраны и состояния водных ресурсов;

  • загрязнения, охраны и состояния земельных ресурсов;

  • образования, хранения и захоронения опасных промышленных и бытовых отходов 25.

Для проведения анализа и оценки кризисной (нештатной) ситуации используются следующие основные показатели:

В качестве показателя, связывающего уровень техногенной нагрузки и степень загрязнения окружающей среды, принимается значение удельной плотности по соответствующим показателям вредного воздействия на природу хозяйственной деятельности предприятий.

Каждый элемент приведенной системы подразделяется на шесть групп характеризующих показателей:

  1. показатели наличия и состава (масштабы и составные части контролируемой среды в натуральных единицах: %, км2, км3, т, шт. и т.д.).

  2. показатели, характеризующие техногенную деятельность человека, вызывающую количественные и качественные изменения окружающей среды (объем выбросов вредных веществ в атмосферу, сброс без очистки загрязненных и токсичных вод, динамика образования и удаления токсичных отходов производственной деятельности 36, с.101,102).

  3. показатели, характеризующие меры, принимаемые для охраны и улучшения окружающей среды.

  4. показатели, характеризующие количественное и качественное пространственное распределение состояний отдельных компонентов окружающей среды (загрязнение отдельными веществами, сравнение фактических концентраций с ПДК, и т.д.).

  5. показатели затрат на осуществление природохранных мероприятий.

  6. показатели эффективности природоохранных затрат.

Аналитический вид показателей экологической безопасности производств в данном случае определяется на основе критериев предельно допустимых концентраций (ПДК), предельно допустимых выбросов (ПДВ), предельно допустимых сбросов (ПДС) и др., или функциональных зависимостей этих величин.

При прогнозе нештатного режима функционирования производств основными показателями экологической безопасности, как было сказано ранее, являются величина и цена экологического риска. Разделение этих понятий позволяет:

  • оценивать приемлемость и чрезмерную опасность видов деятельности производств, связанных с возможными нештатными (аварийными) ситуациями;

  • обоснованно осуществлять процедуры экологического аудирования, экспертизы, сертификации, страхования производств, адекватно оценивать их экологическую безопасность и ответственность за возможный ущерб окружающей среде;

  • осуществлять управление экологическим риском, т.е. в рамках приемлемых значений величины риска добиваться снижения его цены при заданных ограничениях на затратные ресурсы;

  • использовать категорию экологического риска в качестве основы при принятии правовых актов, распорядительных и нормативно-методических документов по вопросам экологической безопасности;

  • в соответствии с Женевской Конвенцией формировать на основе анализа экологического риска политику в области размещения новых и модификации существующих производств, имеющих экологически опасные виды деятельности 2).

Величина экологического риска R, определяется по формуле (1) как произведение вероятности реализации неблагоприятного воздействия Рр на вероятность поражения (потерь), нанесенных этим воздействием элементам и системам окружающей природной среды Рn

R=PP Рn , (1)

Первый сомножитель в формуле (1) рассчитывается на основе анализа структуры и технических характеристик предприятия атомного энергопромышленного комплекса, внешних и внутренних возможных воздействий на объекты производства, способных привести к аварийной ситуации, и перечня поражающих экологических факторов, которые могут возникнуть в результате аварии.

Вторым показателем экологической безопасности при прогнозе аварийного режима функционирования производств является цена экологического риска G, определяемая по формуле (2) и выраженная в экономических единицах

,(2)

где Wik - обобщенные показатели натурального ущерба, определяемые в соответствии с координатным или ступенчатым законом поражения для i-ой составляющей экосистемы от k-го поражающего фактора;

Сi - ценовые коэффициенты, отражающие стоимость i-ой составляющей экосистемы на единицу ее измерения92.

В общем случае цену экологического риска G в формуле (2) можно рассматривать как критерий для определения минимального объема экономических затрат, которые следует вкладывать в природоохранные мероприятия для компенсации риска за возможный экологический ущерб.

В заключение необходимо отметить, чтобы постоянно следить за экологической безопасностью предприятия необходимо определить показатели и критерии оценки экологической безопасности производств атомного энергопромышленного комплекса. Для этих целей обычно используется избирательный подход, обусловленный различиями в категориях опасности и режимах функционирования производств, специфичностью загрязнений, уровнем экологического контроля, степенью соответствия применяемых защитных мер состоянию окружающей природной среды.

В первой главе дипломной работы было дано определение экологической безопасности предприятий атомного энергопромышленного комплекса. Она определена как состояние или положение, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы экологическим интересам личности, общества и государства, возникающие в результате нарушения природного баланса, ухудшения качества природной среды, истощения природных ресурсов, уничтожения природных экологических систем и других негативных последствий, вызванных антропогенным (техногенным) воздействием на окружающую среду, а также природными процессами и явлениями.

В первой главе также подробно изучены факторы и условия обеспечения экологической безопасности промышленных предприятий, в том числе внутренние и внешние угрозы, а также источники их возникновения.

Определены критерии и показатели уровня экологической безопасности производств предприятий атомного энергопромышленного комплекса, исходя из режима их функционирования.

Анализ рассмотренных подходов к проблемам экологической безопасности как в стране в целом, так и на предприятиях атомного энергопромышленного комплекса, позволил автору сделать следующие выводы: экологическая безопасность – это иерархическое, многофункциональное социально-правовое явление, а ее обеспечение - динамичный и порой весьма дорогостоящий вид деятельности.

Четкая система качественных показателей, увязывающая последствия принимаемых решений с возможными эколого-экономическими издержками, позволило предприятию повысить эффективность принимаемых хозяй­ственных решений при реализации принципов экологической безопасности.

Определение основных показателей экономической и экологической эффективности целесообразно проводить в двух направлениях [71, с.87-88]:

  • показатели эффективности управления предприятием, обеспечивающие информацию об усилиях, предпринимаемых руководством с целью пре­дотвращения загрязнений (с обязательным определением экономических показателей);

  • показатели эколого-экономической эффективности функционирования предприятия.

К показателям эффективности организационного механизма управления предприятием обеспечивающим информацию об усилиях, предпринимаемых руководством с целью предотвращения загрязнений, могут быть отнесены следующие:

  • степень соответствия нормативным правовым актам по обеспечению зашиты ОС (экономический эффект - уменьшение возможных штрафов);

  • число корректирующих действий по предотвращению загрязнений, а, следовательно, экономического ущерба;

  • степень внедрения специализированных внешних и внутренних экологических норм, влияющих на экологические платежи, в практику управления или функционирования предприятия;

  • число внедренных мероприятий по предотвращению загрязнений ОС и их окупаемость;

  • число уровней управления на предприятии с определенной ответственностью в области предотвращения загрязнений;

  • число предложений от работников по предотвращению загрязнений и др.

Если проводить более узкую оценку только экономического механизма управления производственной деятельностью предприятия для предотвращения загрязнений, то необходимыми показателями могут быть:

  • число или сумма штрафов или платежей за нанесенный экологический ущерб;

  • затраты (текущие и капитальные), связанные с экологическими аспектами производственного процесса;

  • возврат инвестиций в проекты по улучшению экологических характеристик;

  • экономия, достигнутая в результате сокращения количества используемых ресурсов, предотвращения загрязнения или рециклирования отходов;

  • доход от продаж, связанный с новой продукцией или попутной продукцией, спроектированной так, чтобы выполнялись требования к экологической эффективности или проектные требования;

  • средства на исследования и разработки, затраченные на экологически значимые проекты;

  • ответственность за состояние ОС, которая может иметь материальные последствия для финансового положения предприятия.

Подводя итоги анализа, автор дипломной работы может сделать вывод, что устойчивость финансового положения предприятия, с учетом оценки экологической безопасности, обеспечена успешным руководством органов управления, а также высокопрофессиональной деятельностью работников исследуемого предприятия.

studfiles.net

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 504.05:656.078 ФЕДОТОВА 1.В., канд. екон. наук,

Харювсъкий нацюналъний автомобтъно-дорожтй унгверситет

ОЦ1НЮВАННЯ Р1ВНЯ ЕК0Л0Г1ЧН01 БЕЗПЕКИ АВТОТРАНСПОРТНОГО П1ДПРИСМСТВА

Анотащя. У статт1 розглядаютъся основт методики оцтювання ргвня екологгч-но1 безпеки тдприемства. Метою досл1дження е розробка методичних засад оцтювання ргвня еколог1чно1 безпеки автотранспортного тдприемства. Удосконалено методичт засади оцтювання еколог1чно1 безпеки АТП, що базуютъся на р1вт безпеки базових б1знес-процеав АТП за чотирма складовими (тновацттй, техтко-технолог1чтй, саттарно-гтетчнт / фтансово-економ1чтй) з використанням узагальненог функци бажаност1. На цт тдстав1 тдприемство може зжтавляти бажання / можливост1 тдприемства з реа-л1заци еколог1чно1 безпеки р1зних бгзнес-процесгв. Запропоноват методичт засади дозволять провести комплекту оцтку еколог1чно1 безпеки викид1в, скидгв та вгдходгв в единт безрозмгрнгй шкалг, що дастъ можливгстъ здгйснити поргвняльний аналгз еколог1чног безпеки р1зними б1знес-процесами одного тдприемства або р1зних тдприемств. Методичт засади щодо оцтювання ргвня еколог1чно1 безпеки тдприемства можутъ застосовувати-ся для будъ-яких тдприемств / оргатзацт. Запропонована методика дозволяв виявити проблемы мюця в б1знес-процесах АТП та формувати в подалъшому портфель необх1дних тновацтних проект1в у сфер1 зменшення забруднення навколишнъого середовища в1д д1я-льност1 АТП.

Kлючoвi слова: еколог1чна безпека, бгзнес-процес, функщя бажаност1, тдикатив-ний аналгз, навколишне середовище, критерп оцгнювання, екологгчнг складовг, модель оцг-нювання.

ФЕДОТОВА И.В., канд. экон. наук,

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные методики оценки уровня экологической безопасности предприятия. Целью исследования является разработка методических основ оценки уровня экологической безопасности автотранспортного предприятия. Усовершенствованы методические основы оценки экологической безопасности АТП, основанные на уровне безопасности базовых бизнес-процессов АТП по четырем составляющим (инновационной, технико-технологической, санитарно-гигиенической и финансово-экономической) с использованием обобщенной функции желательности. На этой основе предприятие может сопоставлять желания и возможности предприятия по реализации экологической безопасности по различным бизнес-процессам. Предложенные методические основы позволят провести комплексную оценку экологической безопасности вы-

бросов, сбросов и отходов в единой безразмерной шкале, что позволит осуществить сравнительный анализ экологической безопасности по бизнес-процессам одного или разных предприятий. Методические основы по оценке уровня экологической безопасности предприятия могут применяться для любых предприятий и организаций. Предложенная методика позволяет выявить проблемные места в бизнес-процессах АТП и формировать в дальнейшем портфель необходимых инновационных проектов в сфере уменьшения загрязнения окружающей среды от деятельности АТП.

Ключевые слова: экологическая безопасность, бизнес-процесс, функция желательности, индикативный анализ, окружающая среда, критерии оценки, экологические составляющие, модель оценки.

I. FEDOTOVA, Cand. Sc. (Econ.),

Kharkiv National Automobile and Highway University

ASSESSMENT OF ECOLOGICAL SAFETY LEVEL OF A MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

Abstract. The main methods of assessing the level of ecological safety of an enterprise have been considered in the article. The main purpose of the research is to develop methodical bases of assessing the level of ecological safety of a motor transport enterprise (MTE). The methodical bases of assessing the level of ecological safety of MTE, which are based on assessing safety of MTE basic business processes by four components (innovation, technical and technological, sanitary and hygienic, financial and economic) with the use of generalized function of desirability, have been improved. On this basis, an enterprise can compare its desires and capabilities to implement ecological safety in different business processes. The methodical bases being offered allow making comprehensive assessment of the ecological safety of emissions, discharges and wastes in a single dimensionless scale, which will enable comparative analysis of ecological safety by the business processes of one enterprise or different ones. The methodical bases of assessing the level of ecological safety of an enterprise can be used for any enterprises and organizations. The proposed methods allow identifying problem areas in business processes and creating portfolio of necessary innovation projects in the area of reducing environment pollution from the MTE activity in future.

Key words: ecological safety, business process, function of desirability, indicative analysis, environment, assessment criteria, ecological components, model of assessment.

Постановка проблеми. Сучасний стан розвитку Украши як кра-1ни з розвиненою шдустр1альною шфраструктурою i низькою сощаль-но-економ1чною ефективнютю характеризуеться загостренням еколо-пчного стану на тт слабко'1 сощально'1 захищеност1, що поглиблюеться в зовшшшх умовах CBiTOBOi економ1чно1 глобатзаци. Оскшьки еколо-пчна безпека - це гаранля проживания в еколопчно чистому та сприя-тливому ддя житгед1яльност1 середовищ1 i е оргашчною складовою на-цюнально'1 безпеки, вона передбачае розумне задоволення екопотреб будь-яко'1 людини та суспшьства загалом.

Еколопчна безпека шдприемства - це стан захищеност1 еко-ном1чних inrepeciB тдприемства вщ реальних i потенцшних еколо-пчних загроз, що створюються в результат! виробничо'1 д1яльност1 об'екпв господарювання внаслщок еколопчно необумовлено'1 д1я-льност1, за умовн мш1м1заци негативного впливу роботи самого ni-дприемства на навколишне природне середовище i суб'екпв вироб-ничого процесу.

Важливють еколопчних проблем, що були шднят1 у 60-70-х роках XX столггтя, та занепокоенють вщносно шлях1в ix виршення сприяли визнанню шкщливого впливу транспорту на довкшля. У зв'язку з цим ряд м1жнародиих транспортних оргашзацш (IRU, IMO, IKAO тощо) зобов'язалися в майбутньому досягти максимально! сум1сност1 м1ж безпечним i планом1рним розвитком свого виду транспорту та якютю навколишнього природного середовища. Украша як член бшьшост1 з таких оргашзацш взяла на себе зобов'язання забезпечувати еколопчну безпеку транспорту на нацю-нальному piBHi.

Таким чином, для анал1зу причин еколопчно'1 кризи дощльно використовувати оцшку р1вня еколопчно'1 безпеки. У зв'язку з цим постае питания про р1вень оцшювання стану еколопчно'1 безпеки автотранспортних шдприемств i розробки вщповщних метод1в ефе-ктивного управлшня нею. Тому питания оцшювання р1вня еколопчно!' безпеки АТП для забезпечення охорони навколишнього середовища е досить актуальним.

Анал1з ocTaHHix дослщжень i публжацш. У науковш л1тера-Typi автори по-р1зному шдходили до оцшювання р1вня еколопчно'1 безпеки шдприемства. A.A. Фадеев та О.М Цейтлш [1] пропонують таю критери оцшювання еколопчно'1 безпеки шдприемства: критери еколопчного ризику, яю оцшюють викиди, скидання, розмщення вщход1в; KpHTepii нормування, що оцшюють через iMOBipHicTb ви-никнення аварп та величину збитку.

Ю.В. Савченко та О.В. Савченко [2] у свош пращ пропонують розглянути еколопчну безпеку за такими показниками: натуральш й умовш показники, що характеризують шкщливий вплив шдприемс-тва, ресурсоспоживання та ресурсний баланс шдприемства, характеристики територп, на яку впливае шдприемство, техшчний стан шдприемства, комплексш показники, що характеризують еколопч-

ну безпеку шдприемства, еколого-економ1чш показники, що вщо-бражають вартюний аспект еколопчно'1 безпеки.

На автомобшьному транспорт! запропонував проводити еколо-пчний аудит A.C. Вольнов [3], вш у свош робот1 рекомендуе ou,i-нювання еколопчно'1 безпеки кожного конкретного транспортного засобу (ТЗ) i3 застосуванням метод1в квал1метричного оцшювання. Для адекватного та послщовного вщображення еколопчного аудиту ним був використаний процесний шдхщ i3 застосуванням функцю-нального моделювання.

С.В. Берстень та Т.А. Сгорова [4] у свош робот1 наводять приклад розрахунку оргашзацшно-еколопчно'1 ефективност1 оргашза-цшно'1 структури шдприемства з урахуванням його еколопчних складових (як одше'1 з еколопчних складових на шдприемств1). У цьому випадку об'ектом оцшювання е персонал. Автор пропонуе на основ! ряду показниюв визначити груповий показник оцшювання оргашзацшно-еколопчно'1 ефективностг

A.A. Коренчук пропонуе таю групи показниюв щодо розрахунку еколопчно'1 ефективност1 шдприемства: економ1чш, еколопчш та сощальш.

У шдручнику [6] для оцшювання еколопчно'1 безпеки шдпри-емства використовуються таю ochobhI показники перевищення но-рматив1в викид1в, скид1в, вщход1в, ф1зичних вплив1в, шкщливого впливу тощо. Оцшювання безпеки шдприемства проводиться на ос-HOBi техшчно'1 документаци шдприемства, еколопчно'1 документаци шдприемства, фшансово'1 документаци шдприемства, даних про район! розташування шдприемства, вщповщних методик розрахунюв комплексних еколопчних i еколого-економ1чних показниюв.

I. Губерман [7] вважав, що безпеку пщприемства слщ ощнювати такими показниками: натуральш й ochobhI показники, що характеризуют шюдливий вплив пщприемства, ресурсоспоживання i ресурсний баланс пщприемства, характеристики територи, на яку воно впливае, техшчний стан шдприемства, комплексш показники, що характеризу-ють еколопчну безпеку пщприемства, еколого-економ1чш показники, що вщображають вартюний аспект еколопчно'1 безпеки.

Найбщьш глибоко розроблена методика Н.С. Булетово'1 [8], яка для вир1шення завдання д1агностики еколопчно'1 безпеки регюну запропонувала використовувати шдикативний метод анал1зу. Вщ-

повщно до даного шдходу д1агностика еколопчно'1 безпеки повинна проводитися за сукупнютю критер1альних показник1в-шдикатор1в, що дозволяють кшьюсно оцшити наявшсть, характер i р1вень про-яву загроз еколопчно'1 безпеки. Оцшювання ситуаци ведеться на основ! пор1вняння фактичних i граничних значень шдикатор1в: норма, перехщний стан та патолопя.

Bei розглянул методики не мають едино'1 бази оцшювання, не забезпечують р1зноплановий анаиз та не можуть використовувати-ся як шетрумент для прийняття р1шення кер1вниками на шдприемс-твах автомобшьного транспорту.

Проанамзувавши pi3Hi методики та шдходи багатьох науков-щв, можемо сказати, що немае не тшьки единого шдходу до оцшю-вання еколопчно'1 безпеки, але й об'ект оцшювання у автор1в pi3-ний. KpiM того, вщеутнш единий шдхщ оцшювання еколопчно'1 безпеки шдприемств автомобшьного транспорту. Тому виникае за-вдання з формування методики оцшювання еколопчно'1 безпеки АТП, що мютить переваги розрахункових та граф1чних метод1в.

Формулювання щлей CTaTTi. Маемо на мет1 розробити мето-дичш засади оцшювання р1вня еколопчно'1 безпеки автотранспортного шдприемства.

Виклад основного матер!алу дослщження. Для того щоб ви-значити, наскшьки д1яльшсть автотранспортного шдприемства (АТП) е безпечною для навколишнього середовища, необхщно в першу чергу визначити, за якими показниками слщ оцшювати еко-лопчну безпеку.

Система критерпв оцшювання еколопчно'1 безпеки автотранспортного виробництва ор1ентована на оцшювання еколопчно'1 безпеки окремих б1знес-процес1в АТП. Перш за все розглянемо бшьш докладно б1знес-процеси (БП) автотранспортного шдприемства з точки зору адаптивного управлшня: 1) основними б1знес-процесами е здшенення перевезень; 2) cynyTHi процеси ремонту стороннього транспорту на влаенш ремонтнш 6a3i, експедирування вантаж1в, на-вантажувально-розвантажувальш операцп е супутшми процесами; 3) допом1жш б1знес-процеси техшчного обслуговування i ремонту рухомого складу; 4) б1знес-процеси i3 забезпечення енерго- та мате-р1альними, фшансовими, людськими та шшими ресурсами; 5) 6i3-нес-процеси управлшня та розвитку - це процеси стратепчного,

оперативного та поточного планування, формування та здшснення управлшських дш, вдосконалення виробленого товару або послуги, технологш, модифжацп устаткування.

Модель оцшювання еколопчно'1 безпеки АТП та його основ-них б1знес-процес1в зображена на рис. 1.

I/ 1 N

I/ 1 1

к 1 \

X :

X 1 N

«

а

1/

X 1

«

п 1

В 1 \

1 1 К

1/ 1

Вдосконалення

Вхвдний сигнал Индикатитивнй Оцшка з функци

анал1з бажаносп

Б1знес-процес № 1 (Х1)

Б1знес-процес № 2 (Х2)

Б1знес-процес № 3 (Х3)

Б1знес-процес № 4 (Х4)

Б1знес-процес № 5 (Х5)

-►

Оцшочна модель

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Комплексный показник еко-лопчно1 безпеки АТП

1ден- | тифжа- | щя

Рис. 1. Структура методики комплексно!' оцшки еколопчно! безпеки АТП

Для початку слщ визначити напрямки оцшювання еколопчно'1 безпеки на АТП, оскшьки автомобшьш тдприемства роблять знач-ний внесок у забруднення навколишнього середовища. Техшчне об-слуговування та ремонт автотранспорту призводять до утворення на АТП викид1в, скид1в та вщход1в. Виходячи з попереднього анаизу методик оцшювання еколопчно'1 безпеки шдприемства, запропоно-вано видшити таю складов!: шновацшна, техшко-технолопчна, са-штарно-ппешчна, фшансово-економ1чна. У табл. 1 наведено осно-вш критерп, за якими буде оцшюватись еколопчна безпека тдпри-емства.

Таблиця 1

Основш напрямки ощнювання еколопчноУ безпеки пщприемства

Складов! оцшки еколопчно! безпеки

Назва б1знес- 1нновацш- Техтко- Саштарно- Фшансово-

процесу на (I) технолопчна (ТТ) гтешчна (СГ) економ1чна (ФЕ)

Основний б1знес- Показники Показники Показники Показники ви-

процес впровад- р1вня викид1в р1вня плат та штраф1в

Допом1жний б1з- ження шно- (скид1в, саштарно- за наднормати-

нес-процес вац1и у певн1 в!дход!в), ппен1чних ВН1 викиди,

Супутнш б1знес- процеси, що вщповщност1 умов пращ, скиди забруд-

процес полшшують вимогам, р1вня захво- нюючих речо-

Забезпечувальний IX еколопч- нормам, рюваност1 та вин, вщходи,

б1знес-процес ну безпеку стандартам, травматизму в1дшкодування

Б1знес-процес економп серед шкоди, заподь

управлшня та використання персоналу яно1 порушен-

розвитку ресурс1в, ням природоо-

наявност1 хоронного за-

документацн конодавства

Р1вень [ характер прояву загроз еколопчно'1 безпеки оцшюеть-ся шд час пор1вняння фактичних (поточних) значень шдикативних показниюв з 1х граничними (критер1альним) значениями. На основ! методу шдикативного анал1зу проводиться трир1внева д1агностика еколопчно'1 безпеки тдприемства: ощнювання за шдикаторами, ощнювання ситуаци за шдикативними блоками (б1знес-процесами); комплексне ощнювання еколопчно'1 безпеки АТП.

Комплексний показник стану еколопчно'1 безпеки АТП пропо-нуеться визначити за формулою середньозважено'1 з частинних кое-фщденпв еколопчно'1 безпеки за видшеними б1знес-процесами тдп-риемства:

ЕБ=2а] ■ Еб} (1)

де Еб] - значения частинного коефщ1ента еколопчно'1 безпеки ]-го б1знес-процесу АТП;

а] - вагомють показника еколопчно'1 безпеки]-го б1знес-процесу АТП;

т - юльюсть б1знес-процес1в в АТП, за якими проводиться ощ-нювання еколопчно'1 безпеки.

Частинш коефщ1енти еколопчно'1 безпеки за видшеними б1з-нес-процесами шдприемства розраховуються за формулою серед-ньо'1 геометрично'1 з показниюв еколопчно'1 безпеки за видшеними складовими:

Еб, = 41} . II,. СГ} ■ ФЕ] (2)

де Iу, TTj, СГу, ФЕу - вщповщно оцшки еколопчно1 безпеки за ш-

новацшною, техшко-технолопчною, саштарно-ппешчною та фь нансово-економ1чною складовимиу-го б1знес-процесу в АТП.

Вагомють показниюв еколопчно'1 безпеки за б1знес-процесами в АТП можна визначити за допомогою експертного опитування. Ек-спертами можуть бути вище кер1вництво шдприемств, фах1вщ з екологп та природоохоронно'1 д1яльностг У цьому раз1 узгодженють вщповщей експерт1в слщ оцшювати за допомогою середнього квадратичного вщхилення та коефщ1ента вар1аци.

Для переведения р1зних натуральних значень показниюв ощ-нювання в едину безрозм1рну числову шкалу з фжсованими межами в робот1 використовуеться функщя бажаностг За ще'1 умови гранич-ш значения функцп, наприклад 0 \ 1, вщповщають градаци «погано - добре». Необхщшсть введения функщй бажаност1 визначаеться р1зною розм1ршстю змшних, що належать до складу штегрального показника, не дозволяе усереднювати 1х безпосередньо.

Для оцшювання еколопчно'1 безпеки АТП за основними видами негативного впливу на навколишне середовище (викиди, скиди, вщходи) узагальнена функщя бажаност1 розраховуеться за формулою середнього геометричного [9] зваженого набору дшсних чисел (

cyberleninka.ru

Курсовая работа (теория): Оценка экологической безопасности предприятия

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Надзор и контроль в сфере безопасности»

Тема «Оценка экологической безопасности предприятия ООО «Уфанефтехим»

Содержание

Введение

. Характеристика предприятия, как источника загрязнения окружающей природной среды

.1 Общие сведения о предприятии

.2 Характеристика технологии производства и технологического оборудования

.2.1 Оценка воздействия предприятия на состояние литосферы (сбор и утилизация отходов производства и потребления)

.2.2 Определение категории опасности предприятия в зависимости от массы и номенклатуры выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ

2. Надзор и контроль в сфере безопасности

2.1 Нормативные документы в сфере промышленной, экологической безопасности, используемые на предприятии

2.2 Надзор и контроль в сфере безопасности на предприятии

3. Экологический анализ предприятия

.1 Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

.2 Описание токсического действия преимущественных для данного предприятия загрязняющих веществ на экосистемы, здоровье человека

.3 Расчет рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах промышленных предприятий

.4 Эколого-экономический анализ предприятий отрасли

. Методы повышения и обеспечения экологической безопасности на предприятии

Заключение

Список используемых источников

Введение

Экологические проблемы, имеющие в настоящее время глобальный социальный характер, наиболее ярко проявились в нефтеперерабатывающей отрасли, где огромная энергонасыщенность предприятий, образование и выбросы вредных веществ создают не только техногенную нагрузку на окружающую среду, но и общественно-политическую напряженность в обществе. Постоянно интенсифицируются технологии, вследствие чего такие параметры как температура, давление, содержание опасных веществ, достигают критических величин. Растут единичные мощности аппаратов, количество находящихся в них опасных веществ. Многие виды продукции нефтеперерабатывающих заводов с передовой технологией, обеспечивающей комплексную переработку сырья и состоящей из сотен позиций взрывоопасны и пожароопасны или токсичны. Перечисленные особенности современных объектов нефтепереработки обусловливают их потенциальную экологическую опасность. Экономическая целесообразность расположения нефтеперерабатывающих предприятий приводит к повсеместному созданию индустриальных комплексов в местах проживания населения.

Ущерб промышленных технологий НПЗ для окружающей среды можно охарактеризовать риском, характер и масштабы которого зависят от типа и объемов потребляемых нефти и топлива, способов их использования, уровня технологии системы безопасности и эффективности проведения работ по уменьшению загрязнений. Гигиеническая значимость этих производств очень высока потому, что сама нефть и процесс ее переработки включают сотни химических веществ, присутствующих одновременно в различных комбинациях между собой, сочетаниях с другими неблагоприятными факторами; нефть и нефтепродукты обладают комплексным воздействием на организм, т.е. поступают в организм через все входные ворота; и, наконец, нефть и все ее производные, способны проникать и поражать все аспекты окружающей среды, всю среду обитания: воздух, воду, почву, трансформируются во все живые и неживые объекты в природе. Все это создает полное экологическое неблагополучие, ухудшение стандартов жизни, всех санитарно-гигиенических норм, что не может не отразиться на состоянии здоровья рабочих этих предприятий и населения регионов, где размещены объекты перерабатывающей промышленности. Состояние здоровья людей должно быть главным показателем социальной эффективности, а создание здоровой среды обитания, обеспечивающей социальное, физическое и психическое благополучие человека, должно стать главной концепцией дальнейшего развития общества.

загрязнение природный экологический безопасность

1. Характеристика предприятия, как источника загрязнения окружающей природной сред

.1 Общие сведения о предприятии

ОАО «Уфанефтехим» расположена в северной промышленной зоне города Уфы республики Башкортостан. Завод введен в эксплуатацию в 1957 году и является топливным с долей нефтехимических процессов. Рельеф окружающей местности средне холмистый. Преобладающее направление ветра в течение года но району - южное и юго-западное.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются организованные источники (дымовые трубы) и неорганизованные источники (выбросы с установок за счет не герметичности аппаратов, оборудования, от резервуарных парков, очистных сооружений).

Загрязнение атмосферного воздуха происходит на всех этапах технологического процесса переработки нефти и ее компонентов.

Сточные воды образуются, как правило, не от изолированных производственных процессов или агрегатов, а являются совокупностью потоков, собираемых от предприятия в целом.

.2 Характеристика предприятий отрасли, как источников загрязнения окружающей природной среды

Топливное производство

Установки ЭЛОУ. Сырая нагретая нефть в смеси с деэмульгатором и водой под действием переменного электромагнитного поля обезвоживается и обессоливается.

Основными источниками выбросов вредных примесей в атмосферу являются неорганизованные источники (за счет не герметичности аппаратов, оборудования) и организованные - вентвыбросы из помещений насосных [30].

На данном этапе технологического процесса в атмосферу выделяются вредные примеси испарений легких фракций нефти (бензин нефтяной и сероводород) [1].

Установки первичной переработки нефти.

Атмосферно-вакуумные трубчатые установки (АВТ).

Обезвоженная и обессоленная нефть нагревается и разделяется на фракции в ректификационных колоннах, как при повышенном давлении, так и при вакууме.

Источниками выбросов являются дымовые трубы технологических печей, не герметичность технологического оборудования (неорганизованные источники) и производственные помещения насосных.

Перечень вредных веществ дополнительно включает дымовые газы: (метан, ангидрид сернистый, углерода оксид, азота оксид и диоксид, зола мазутная в пересчете на ванадий, бенз(а)пирен, сероводород.

Печи АВТ-1, АВТ-2, АВТ-3, АВТ-4 оборудованы форсунками для сжигания газов разложения, содержащих сероводород. После эжекторов с вакуумных колонн К-5 данное устройство снижает содержание сероводорода в выбросах, переводя его в ангидрид сернистый.

Висбрекинг. Осуществляется технологический крекинг тяжелых остатков нефти при умеренной температуре, при которой распадаются преимущественно тяжелые углеводороды. С уменьшением вязкости гудронов - выработка компонента мазута.

Источниками выделения вредных примесей являются технологические печи и неплотности технологического оборудования, поэтому перечень вредных веществ не изменяется.

Установка деасфальтизации. Деасфальтизацию проводят в экстракционных колоннах. В противотоке жидкий пропан растворяет в себе масляную часть гудрона. В экстрактном растворе получают деасфальтизированное масло, в рафинатном - асфальт. Сырье - гудрон. Продукт - деасфальтизат и асфальтосмолистые вещества.

Источниками выбросов являются насосные, которые пронормированы по бутану и бензину и дымовые трубы технологических печей.

Установка УСРПГ. Сбор, компремирование «жирных газов» установки АВТ с последующей ректификацией образовавшегося газового конденсата с получением «сухого» газа и деэтанизированной головки.

Установка производства нефтяных битумов. Установка предназначена для получения нефтяных дорожных вязких битумов, а также различных связующих нефтяных (брикетин-1, брикетин-3, НБС-1). В состав установки входят блок окисления и блок налива готовой продукции. Газы окисления, отработанный воздух и не сконденсированная часть отгона подаются в печь дожига газов окисления, топливо - экстракт фенольной очистки. В перечень вредных веществ добавляются меркаптаны, которые пронормированы по «н-пропантиолу», и фенол.

Установка депарафинизации масел. Удаление из дистиллятных и остаточных рафинатов фенольной очистки высокоплавких парафиновых и церезиновых углеводородов путем кристаллизации их из растворов в смеси ацетона, метилэтилкетона и толуола при низких температурах с целью снижения температуры застывания. Продукты - депарафинированные дистиллятные и остаточные масла, газ и петролатум. Проводится глубокая депарафинизация масел. В перечне вредных примесей добавляются ацетон, метилэтилкетон и толуол.

Установка получения многофункциональных алкилфенольных присадок.

В атмосферу выбрасывается уксусная кислота, ортофосфорная кислота, аммиак, кальция гидроксид.

Газокаталитическое производство

Установка каталитического крекинга 1-А. Осуществляется каталитический крекинг вакуумного газойля в кипящем слое катализатора с последующей ректификацией продуктов реакции. Источниками выделения вредных примесей являются технологические печи, регенератор катализатора, производственные помещения насосных и компрессорных. Выбросы катализаторной пыли из регенератора очищаются на электрофильтрах. В перечень вредных веществ добавляется пыль катализаторная, которая пронормирована как «взвешенные вещества».

Газофракционирующая установка ГФУ. Разделение сжиженных углеводородов газов на фракции происходит в процессе ректификации под давлением с получением пропановой фракции, изобутановой фракции и газового бензина.

Абсорбционно-газофракционирующая установка АГФУ. Абсорбцией и ректификацией разделяют смесь легких углеводородов на «сухой газ» и бутановую фракцию, которая затем подвергается обработке каустической содой с целью очистки их от сероводорода.

Перечень вредных примесей на данном этапе производства включает пропан и пропилен.

Установка полимеризации бутан-бутиленовой фракции. Процесс полимеризации бутан-бутилена происходит в реакторах в присутствии катализатора под повышенным давлением с последующим фракционированием продуктов реакции[30].

Сырье - фракция бутан-бутиленовая, продукт - легкий и тяжелый полимердистиллят, отработанная бутан-бутиленовая фракция[5].

Выбросы пронормированы по бутану и сероводороду.

Установка УСКФГ. Установка сбора и компремирования факельных газов высокого и низкого давления. Сырье - факельные газы с долей сероводорода не более 8%. Продукт - сухой газ с содержанием сероводорода 3%-5%, газовый конденсат.

Факельное хозяйство оборудовано схемой сбора и возврата газового конденсата в топливную систему завода.

Гидрокрекинг. Процесс гидрокрекинга вакуумных дистиллятов проводят на стационарном слое катализатора под высоким парциальным давлением водорода. Процесс гидрокрекинга позволяет перерабатывать тяжелые нефтяные фракции при длительном цикле работы катализатора.

Установка регенерации катализатора оборудована скрубберами. Скруббер 2-913 производит очистку газов от катализаторной пыли и предельных углеводородов. На скруббере 2-913 предусмотрена очистка от оксида углерода и сернистого ангидрида.

В составе гидрокрекинга находится установка производства водорода. Процесс получения водорода основан на методе паровой конверсии углеводородов.

Установка предварительной гидроочистки бензина. Превращение и удаление сернистых, азотистых, кислородсодержащих соединений из сырья гидрированием под высоким парциальным давлением водорода на стационарном слое катализатора с последующей стабилизацией гидрогенизата. Сырье - бензин. Продукт - стабильный гидрогенизат - сырье установок 35-5, 35-6.

Установка изомеризации 35-5. На установке изомеризации гидроочищенных фракций прямогонного бензина получают высооктановый автобензин.

Сырье - бензин прямой гонки, узкие фракции с КПА, продукт - автобензин.

Установка каталитического риформинга 35-11/300. Установка каталитического риформинга прямогонных бензинов и бензиновых фракций вторичного происхождения на алюмоплатиновом катализаторе с целью их ароматизации с предварительной гидроочисткой и отпаркой сырья и последующей стабилизацией продуктов реакции предназначена для переработки прямогонных бензинов с установок АВТ, гидрокрекинга, фракций КПА в высокооктановые компоненты автобензина или ароматизированный стабильный катализат для получения растворителей.

Установка по производству элементарной серы. Установка перерабатывает сероводородсодержащий газ в элементарную серу.

Сера в жидком состоянии с установки поступает на склад, затвердевает на открытом воздухе, после чего бульдозером разбивается на комки и загружается в железнодорожные вагоны [4].

Производство « Ароматика»

Комбинированная установка получения ортоксилола, параксилола и бензола.

Широкую прямогонную фракцию бензина подвергают вторичной перегонке с целью получения узких фракций. Фр. 85-140 °С подвергается гидроочистке, а затем подвергается каталитическому риформингу с целью обогащения их ароматическими углеводородами, из полученного риформинга выделяют индивидуальные ароматические углеводороды. Сырье - бензин, продукт - параксилол, ортоксилол, бензол, толуол.

Вредные выбросы: бензин, бензол, ксилол, толуол.

Биологические очистные сооружения. Очистка и доочистка нефтесодержащих стоков от НУНПЗ, УНПЗ, УЗСС, ТЭЦ-4 и прочие.

Стоки, пройдя механическую очистку, поступают в смеситель, перемешиваются. Затем они поступают в аэротенки - сооружение для биохимического окисления загрязненных сточных вод при помощи микроорганизмов и кислородом воздуха. Пройдя двухступенчатую очистку в аэротенках стоки поступают в распределительные камеры отстойников и по радиальным отстойникам для отстоя очищенных стоков от активного ила.

Механические очистные сооружения. Очистка сточных вод путем отстаивания, сепарации, турбофлотации и центрифугирования.

Химическая водоочистка. Очистка воды основана на процессе коагуляции и известкования воды и умягчения на катионитовых фильтрах.

Товарное производство

Резервуарный парк предназначен для обеспечения приема и хранения нефти и получаемых нефтепродуктов.

В товарном производстве некоторые резервуары объемом по 5000м3 оборудованы понтонами или плавающими крышами. Резервуары по комплексу «Ароматика» оснащены понтонами и азотным «дыханием».

Северная и южная эстакады налива оборудованы системой герметичного налива нефтепродуктов. Южная наливная эстакада оснащена блоком улова и утилизации паров бензина[4]

.2.1 Оценка воздействия предприятия на состояние литосферы (сбор и утилизация отходов производства и потребления)

В настоящее время количество промышленных выбросов, поступающих в биосферу, превышает в десятки и сотни раз уровень некоторых веществ, естественно циркулирующих в ней. В силу наличия органной адсорбционной поверхности, почва служит резервуаром, в котором загрязнения могут накапливаться в большом количестве. Загрязнение почвенного покрова происходит в результате адсорбции атмосферных выбросов, складирования и захоронения отходов производств.

Образующиеся в процессе переработки нефти углеводороды, особенно ароматические, обладают большей токсичностью, чем природная нефть. При этом содержание ароматических углеводородов в количестве 10-25 мг/кг почвы может привести к угнетению некоторых микробиологических процессов, происходящих в ней. Прежде всего, нарушается процесс нитрификации, ацетиленовой азотфиксации и угнетаются актиномицеты [30].

Изучение загрязнения почвы выбросами нефтехимических предприятий и накопление специфических ингредиентов нефтепереработки в сельскохозяйственных культурах было начато в институте гигиены и профзаболеваний в 1976 г. Контроль за содержанием специфических компонентов в почвенном покрове и сельскохозяйственных растениях осуществлялся в основном в гг. Уфа, Салават и Стерлитамак [29].

Общеизвестно, что такие компоненты выбросов НХЗ, как сероводород и окислы в процессе круговорота серы в пригороде с осадками попадают в почву, где адсорбируются почвенным поглощающим комплексом. Все сернистые соединения нефти проходят стадию образованию сульфатов.

Поэтому повышенное содержание сульфатов в почве, по-видимому, свидетельствует о загрязнении почвы выбросами НХЗ [7].

Для климатических условий Башкирии, где продолжительность снежного периода составляет 5-6 месяцев, снег является хорошим индикатором загрязнения окружающей среды. В нем накапливаются такие выбросы НХЗ, как углеводороды, нефти оксиды азота, серы, фенол, аммиак, а также тяжелые металлы, вымываемые снегом из атмосферы в районе расположения тепловых электростанций. С гигиенических позиций качественный состав снежного покрова имеет большое значение, т. к. во время снеготаяния может формировать загрязнение поверхностных вод. Кроме того, по степени загрязненности снеговых проб можно в определенной степени судить о санитарном состоянии атмосферного воздуха [2].

Таким образом, исследования почвы в районах размещения предприятий нефтепереработки и нефтехимии показали, что она загрязняется нефтепродуктами и выбросами этих предприятий в радиусе до 3-х км и глубиной до 60-80 см. В километровой зоне концентрации загрязняющих почву химических веществ значительно выше фоновых и предельно допустимых уровней по отдельным ингредиентам достигающих десятки и сотни ПДК. Исходя из этого, в 3-х километровой санитарно-защитной зоне

предприятий недопустимо размещение баз отдыха и лечения,

Теги: Оценка экологической безопасности предприятия  Курсовая работа (теория)  Экология

dodiplom.ru


Смотрите также