Экстремизм как угроза национальной безопасности россии огп конспект


Современный терроризм как угроза мировому сообществу. Роль России в борьбе с международным терроризмом | Военсервис.рф

Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Понятие и признаки современного терроризма. Исторические аспекты проявления терроризма в России

Терроризм связан с более обидим, родовым для него понятием террора. Террор - способ воздействия на общество посредством превентивного устрашения. К этому способу могут прибегать как государство, так и организации (или силы), ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием «террор».

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти.

Важно подчеркнуть, террор - политика превентивного насилия, и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями - то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества - в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Терроризм - практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой - неоправданного сужения. Сами террористы порой склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически-правовых определений этого явления, так и общетеоретического осмысления терроризма.

Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем.

В современных условиях терроризм трансформировался в весьма масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое обусловлено самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни последнего; он имеет весьма сложное содержание и разветвленную систему форм, затрагивая в первую очередь область политических отношений на различных ее уровнях - на межгосударственном, межнациональном, классовом, групповом.

Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism).

Понятие «терроризм», «террорист» появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово «терроризм» стало синонимом «преступник».

В 1881 году в России народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II.

В 1911 году был убит председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.

В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.

Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время «перестройки». Уже в 1990 году на ее территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда еще СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, захват театрального центра на Дубровке во время представления «Норд-Ост».

В 2004 году весь мир заставила содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.В сентябре 2004 года в течение двух суток в спортзале школы № 1 города Беслана (Республика Северная Осетия) террористами удерживались преподаватели, ученики и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения.

24 января 2011 г. взрыв произошел в московском аэропорту «Домодедово».

Взрывы, признанные позже террористическими актами, неоднократно гремели в московском метро...

Федеральный закон РФ № 35-Ф3 от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» дает определения следующим понятиям:

терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Суть терроризма - насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия - отдельные лица или неправительственные организации. Прежде всего субъектом террористической деятельности, то есть террористом, как правило, является не государство, а организации, ставящие перед собой политические цели - приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.

Объект насилия - власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев или госслужащих иных государств). Кроме того, частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий: революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Методы террористической деятельности представляют собой комплекс способов осуществления этой деятельности. С учетом способа достижения поставленных террористами целей и задач и характера объектов можно выделить четыре группы методов: организационного характера, методы физического, материального и психологического воздействия.К методам организационного характера относятся прежде всего те, которые используются для создания террористических структур и подготовки актов непосредственного насильственного воздействия (инспирирование террористической деятельности путем привлечения людей к участию в ней, их организационное сплочение, подготовка террористических акций, организация взаимодействия с другими экстремистскими организациями и т.д., а также стимулирование террористической деятельности путем оказания финансовой, материальной и иной поддержки террористическим организациям, группам, отдельным лицам - террористам).

С учетом сказанного можно определить терроризм следующим образом: терроризм - это система использования насилия для достижения политических целей посредством принуждения государственных органов, международных и национальных организаций, государственных и общественных деятелей, отдельных граждан или их групп к совершению или отказу от совершения тех или иных действии в пользу террористов путем нелегитимного применения силы или угрозы ее применения к конкретным лицам или к любым другим лицам и группам.

Уголовный Кодекс РФ определяет, что террористический акт (ст. 205 УК РФ) - это: 1) Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. 2) Те же деяния: а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. 3) Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Полномочия органов государственной власти России в борьбе с терроризмом. Роль Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом

Разгул терроризма сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесший жизни 3,5 тысяч человек; объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания); бесконечные теракты в Израиле, на Филиппинах, в других странах.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, уносят жизни ни в чем не повинных граждан.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.

Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние 30 лет. Ее можно рассматривать как следствие общих положений международного права, из которых логически вытекает противоправность терроризма, и как специальные конкретные международные соглашения антитеррористического характера.

Устав ООН поставил вне закона мирового сообщества всякое применение силы и угрозу силой в международных отношениях. Эти нормы были закреплены в уставе Нюрнбергского трибунала во время суда над главными военными преступниками Второй мировой войны. Устав Нюрнбергского трибунала воплотил в правовые нормы принципы и идеи, которые существовали до него и должны в сфере международных отношений быть основой международной законности. Поэтому их объективное толкование логично позволяет сделать вывод, что терроризм в принципе не только несовместим с правопорядком во всех его аспектах, но и по своей сути является преступным. Нюрнбергские принципы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1945 г.

Российской Федерацией 7 августа 2000 г. была ратифицирована Европейская конвенция о пресечении терроризма, а 13 февраля 2001 г. - Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом; 14 декабря 2000 г. Российская Федерация присоединилась к 120 государствам и 26 апреля 2004 г. ратифицировала Конвенцию ООН о борьбе с транснациональной организованной преступностью, взяв на себя обязательства по розыску и привлечению к уголовной ответственности и выдаче подозреваемых лиц в организованной международной преступности; 10 июля 2002 г. ратифицирована Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, 10 января 2003 г. - Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Деятельность по борьбе с терроризмом урегулирована более чем 30 нормативными правовыми актами, которые призваны детализировать положения законов и актов Президента и Правительства Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает развитие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С этими странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях.

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» определяет, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном федеральным законом; пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Главные направления предупреждения терроризма должны включать:

- прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;

- воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма;

- пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;

- предупреждение и пресечение сходных с терроризмом преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия и др.);

- сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении террористической деятельности.

Стратегическая цель государственной политики Российской Федерации - создание эффективной государственной системы противодействия терроризму на основе: создания единой государственной системы управления в кризисных ситуациях, предусматривающей выработку адекватных мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций в любой форме и соответствующей складывающейся оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по предотвращению и пресечению террористических актов, в том числе на ядерных объектах, а также с использованием средств массового поражения.

Достижение указанной стратегической цели государственной политики возможно на основе результатов соответствующей корректировки существующей нормативно-правовой базы и разработки новых законодательных актов, отвечающих требованиям современных реалий. Нормативно-правовая база должна обеспечить необходимые условия для последовательной и эффективной борьбы с терроризмом.

Действующие на территории нашей страны незаконные вооруженные формирования тесно связаны с зарубежными экстремистскими кругами, а сохранение террористической угрозы как фактора нестабильности в нашей стране отвечает интересам ряда мировых держав, стремящихся под предлогом ведения «глобальной войны против терроризма» получить односторонние геополитические и геоэкономические преимущества. Таким образом, цели рассматриваемой государственной стратегии могут быть достигнуты только при условии адекватного воздействия на зарубежные политические, идеологические, пропагандистские, финансовые, материально-технические и кадровые источники террористической угрозы и силы, заинтересованные в сохранении этой угрозы в качестве средства давления на Российскую Федерацию и ее ослабления.

Важное значение имеет объединение усилий в противодействии терроризму всех сил государства и общества. Это и верхние эшелоны представительной власти, и законодатели, и спецслужбы, и правоохранительные органы, и средства массовой информации, религиозные и иные общественные объединения. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но, ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что террористические угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современном мире неделима, следовательно, ответственность за ее обеспечение - дело коллективное.

При раскрытии первого вопроса необходимо рассказать, что задачу укрепления антитеррористической коалиции Россия считает одной из важнейших. Особого внимания требует наращивание взаимодействия спецслужб, которое должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется более подробно разъяснить слушателям, что бесчеловечность террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии против доступа террористов к оружию массового поражения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области:

В заключение надо акцентировать внимание слушателей на том, какой должна быть борьба с терроризмом, ответить на вопросы, дать рекомендации по подготовке к беседе, ознакомить с вопросами, которые с учетом категории слушателей будут обсуждаться в ходе беседы.

Рекомендуемая литература:1. Федеральный закон № 35-ФЭ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму».

2. Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности».

3. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г.).

4. Буртный К. Современный терроризм: история возникновения, классификация, правовые основы применения вооруженных сил в борьбе с терроризмом. Задачи военнослужащих-контрактников по противодействию угрозам террористических актов // Ориентир. - 2010. - № 1.

Подполковник запаса Арам ХАЧАТРЯН

«Ориентир» 05.2011

Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России

Методические рекомендации. При рассмотрении первого вопроса для всех категорий слушателей ОГП важно уяснить, что международное положение в последнее время претерпело такие изменения, которые еще не завершены и полностью не осмыслены. В этих условиях одной из приоритетных задач в деятельности Российской Федерации является обеспечение ее национальной безопасности. Поэтому важно уяснить содержание данного понятия и понять его структурные элементы. Раскрывая основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, следует показать, в чем их сущность и содержание, особо следует остановиться на специфике трансграничных угроз. При этом следует обратить внимание на то, что произошла коренная трансформация военных угроз для нашего Отечества, расширился их спектр, изменился характер, другими стали геополитические и внутренние условия их преодоления. Прежде всего необходимо отметить подвижность, изменчивость условий и факторов, влияющих на масштабы и характер угроз для безопасности страны.

В ходе занятия особо следует подчеркнуть, что в обеспечении национальной безопасности России важная роль отводится Вооруженным Силам Российской Федерации. Исходя из того, что все подчиняется законам развития и взаимосвязано, необходимо подробно остановиться на том, что организация современных Вооруженных Сил России должна соответствовать характеру международной обстановки и особенностям геополитического положения страны. Завершить рассмотрение второго вопроса следует изложением конкретных задач боевой подготовки, которые предстоит выполнить подразделениям в зимнем периоде обучения.

Реферат: Молодежный экстремизм как угроза современному государству, и проблема формирования гражданского общества

экстремизм молодежь безопасность движение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях реальную угрозу национальной безопасности РФ, а так же конституционных прав и свобод граждан представляет усиление экстремизма и других форм его проявления. На сегодняшний день отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций, митингов экстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности общества. Борьба с терроризмом и экстремизмом является одной из главных задач государственной власти и общества. Идеологическому и информационному противодействию экстремизму принадлежит особое место. При этом основным носителем их форм и методов является гражданское общество, которое сегодня имеет возможность предлагать новые концептуальные подходы, модели и элементы борьбы с экстремизмом. От того, как обеспечивается безопасность общества, ведется борьба с такими организованными формами преступности, как терроризм, экстремизм, бандитизм, захват заложников и т.п., представляющими реальную угрозу общественной безопасности как составной части национальной безопасности, зависит будущее Российского государства. Существенную угрозу безопасности общества РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности – экстремизм, включая его крайнюю форму – терроризм. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ.

Существует ряд следующих особенностей характерных современному российскому экстремизму:

1. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.

2. Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 – 18 лет недавно окончившие школу. Именно этот возраст является наиболее оптимальным для «впитывания» радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей

3. Заметим также, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок).

В настоящее время на учете в МВД России состоит 400 неформальных молодежных объединения с признаками экстремистских убеждений. Жертвами современного российского экстремизма нередко становятся женщины и дети, представители почти всех социальных групп, молодежных субкультур, люди различного социального статуса, в том числе и высокого – министры, консулы, послы. Особенно следует отметить нападения экстремистов на сотрудников посольств и консульств зарубежных государств, а также представителей международных организаций, что наносит непоправимый урон межгосударственным отношениям и международной репутации РФ.

К экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

– финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Несмотря на то что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму (например, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.) количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается.

На мой взгляд, проблема в том, что эти меры недостаточны и малоэффективны; нередко «остаются на бумаге» (возможно, вследствие сознательно-умышленных действий (или преступного бездействия) должностных лиц, содействующих экстремистам); не должным образом реализуются (или вообще не реализуются) правоприменителями.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

– принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

– выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В Российской Федерации запрещаются:

– распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности;

– запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности;

– запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих материалы экстремизкого характера;

– запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством.

Требуются жесткие меры по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона.

Необходимые меры по борьбе с экстримизмом.

1. Борьба с групповым молодежным экстремизмом предполагает целенаправленное совершенствование законодательной базы, постоянное внимание к проблеме криминологической криминализации и декриминализации соответствующих проявлений и составов данного негативного социального явления.

2. Составы преступлений экстремистской направленности надлежит перемести в категорию тяжких преступлений, что существенно облегчит работу оперативных служб в выявлении вышеуказанных преступлений, так как проведение полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

3. Весьма эффективным методом противодействия распространению ксенофобских и экстремистских идей в обществе является запрет на свободную продажу литературы, содержащей теории расового, национального или социального превосходства, а так же содержащие призывы к геноциду и этническим чисткам. Такого рода меры должны регдентироваться соответствующим законом и, содержать четкое определение таковой литературы.

4. Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых интернет-ресурсах.

5. Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи проводится серия индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и по необходимости с представителями образовательных учреждений.

6. Участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

7. Необходимо ужесточить штрафы за участие в несанкционированных митингах и ввести уголовную ответственность за преступления по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной и религиозной вражды. За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско – правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

8. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны неформальных молодежных объединений экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.


Смотрите также